Родное слово. На вопросы отвечает священник Александр Сахненко

19 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Христос воскресе!

– Воистину воскресе! Дорогие телезрители, очень радостно, что мы вновь вместе встречаем праздник Светлой Пасхи!

– Сорок дней продолжался Великий пост, и столько же длятся радостные пасхальные торжества.

– Совершенно верно! Многие думают, что Пасха заканчивается в тот же день, когда и начинается. Наши светские знакомые и родственники недоумевают, когда мы поздравляем их даже на Светлой седмице, спрашивают: «А разве Пасха не прошла?» Пасха для нас не закончится еще долго, потому что это главный праздник для православного человека. Недаром за ним закрепилось наименование «праздников праздник и торжество из торжеств». Он не входит ни в число двунадесятых, ни в число великих, празднуется особо.

Мы уже говорили в предыдущих передачах, что существует предпразднство, попразднство и «центр» праздника. Главный день Пасхи растянут на всю Светлую седмицу, богослужения которой практически зеркально отражают службу священной ночи, ради которой мы постимся и к которой готовимся. Согласно уставу, любая служба в течение этой седмицы должна быть такой же праздничной и по возможности идентичной ночному богослужению, которое в этом году совершалось 2 мая по новому стилю. Это особенно заметно на приходах, где много священников, в кафедральных соборах, где духовенство каждый день поет за богослужением и бывает праздничный хор.

В течение всей недели после Божественной литургии совершается крестный ход с артосом, который раздается в светлую субботу. Артос – это святой хлеб. Ученики Господа, скучавшие по Нему, как дети по родителю, как близкие друзья, не занимали Его место на трапезе и, чтобы оно не пустовало, клали на него хлеб. Ученые-богословы по-разному трактуют, Сам это Христос или это хлеб Господень. Традиция осталась, и православные христиане стараются быть на раздроблении артоса, чтобы отнести домой кусочек святыни. С верой и молитвой его употребляют в тех случаях, когда тяжело, плохо, больно. Хотя, конечно, когда радостно, никто не запретит натощак с благоговением его вкусить.

Светлая неделя заканчивается Антипасхой, которая как бы замыкает радостный круг праздника. Удивительно, что в этот день мы вспоминаем не Пречистую Матерь Божью, самую близкую, казалось бы, к Господу нашему Иисусу Христу, распятому и воскресшему, не всех Его учеников или апостолов, не жен-мироносиц, которым Он первым возвестил о Своем воскресении, а одного апостола Фому. Причем вспоминаем не чудеса его, а тот момент, который должен был бы вызывать смущение.

Фома не успевает на встречу, когда Христос является апостолам. В то время они подвергались гонению и спрятались за закрытыми дверями, как пишет евангелист, страха ради иудейскаго, чтобы никто не смог их найти и казнить. Но вот внезапно через закрытые двери проходит кто-то, имеющий образ и очертание их любимого Учителя. Естественно, они решили, что это привидение, призрак, и испугались. Пока Христос не показал им Свои раны, не сел с ними есть, они не могли поверить увиденному, когда же привыкли к случившемуся, Он их покинул. Вскоре пришел Фома и увидел возбужденных, радостных апостолов, которые рассказали ему поразительные вещи, что Спаситель, обещавший воскреснуть в третий день, действительно приходил только что, показывал им Свои раны и вместе с ними сидел за столом. Фома ответил, что пока сам не увидит этого, не вложит перста своего в язвы гвоздиныя, не поверит.

В народе его прозвали Фомой неверующим, или неверным. (Можно подумать, все мы такие верующие и благочестивые, что на Пасху вся страна идет в храм!) Между прочим, это национальная черта. В других Церквах не так. А мы человека, который нам не верит, сразу обзываем Фомой неверующим.

Вряд ли именно так нужно чтить память святого апостола. Господь не так пренебрежительно отнесся к нему. Во-первых, Он не упрекнул Фому. Во-вторых, если бы желание Фомы обидело или смутило Его, Святая Церковь не вспоминала бы апостола в ближайшую неделю после Воскресения. Значит, его поступок важен.

Фома не поверил, но кому ему было верить? Апостолам, которые убежали? Петру, который, как самый старший и горячий, кричал: «Если все отрекутся, я останусь с Тобой до самой смерти!» – а сам через несколько часов трижды отрекся от Спасителя? Себе, когда он ничем не лучше других апостолов?

Фома показывает нам пример рассудительной веры. Мы часто упоминаем святых отцов, цитируем учителей Церкви. Они, как правило, выходцы из монашеской среды. И удивительно, что высочайшая, наиглавнейшая добродетель для монаха – не послушание или молитва, а рассудительность. Не зная меры, не рассуждая, и молитву, и пост из оружия веры можно обратить в свою смерть – запоститься до кончины, домолиться до прелести и ощущения себя богом, существом, которое все может. Это очень коварный момент.

Фома не может поверить апостолам, потому что услышанное слишком неправдоподобно. И он ведь не просит ничего сверх того, что уже случилось, не говорит: «Пусть Господь сейчас спустится с сотней ангелов, спляшет или подарит несметные сокровища». Он просит, чтобы Господь и ему показал Свои язвы и позволил вложить в них руку.

И Господь откликается на его просьбу! Он снова является ученикам и сразу подзывает Фому. Евангелист умалчивает, положил ли апостол руку по локоть в раны или не стал прикасаться к Спасителю, но он четко передает ответ Фомы: Господь мой и Бог мой!

Мы часто говорим, что вера должна проявляться в доверии Богу, святым, Священному Писанию и Преданию. Но доверие должно быть в меру. Любой ученый, школьник полагается на аксиомы, правила, но сначала их испытывает, проверяет, действительно ли невозможно доказать аксиому, действительно ли правило не имеет исключений. Подростки, школьники, студенты колледжей, заинтересованные учащиеся университетов так и поступают с новой информацией. Они всё перепроверяют, а когда знакомятся с тем, над чем уже сотни лет бьются ученые, им все равно кажется, что они сейчас найдут слабое место – и окажется, что правило не работает.

Кажется предосудительным, что мы не доверяем, пытаемся разобраться, полагаясь на свой грешный ум, падший разум. Но почему-то Святая Церковь обращает наше внимание на поступок апостола Фомы. Хотя кто на седьмой день после Пасхи готов слушать наставления? Мы все расслабились после коротких служб, вовсю питаемся вкусно. Нам хочется отдыхать, но Церковь строго напоминает, что вера не должна быть слепой, ее надо уяснить всей утробой, душой и разумом. Мы не можем всё познать умом, но должны быть уверены в том, во что верим.

– Третья неделя по Пасхе посвящена женам-мироносицам. В чем их подвиг?

– Первая неделя проходит, царские врата закрываются, не так часто слышен тропарь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», но все равно пасхальные особенности, радость, восклицания «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» будут с нами еще долгое время.

Третье воскресенье действительно посвящается первым очевидцам Христа воскресшего. О Своем воскресении много говорил Сам Иисус. О том, как это будет происходить, толковали между собой апостолы. По Преданию, Христос в первую очередь явился Своей Пречистой Матери – Деве Марии, но евангелисты записали не их родственный разговор, а явление Христа тем, кто до этого на страницах Евангелия практически не упоминался, – не вернейшим ученикам, а женщинам.

То, что евангелисты не пишут о них раньше, не значит, что они появились только после кончины Христа. Они следовали за Ним вместе с Его учениками. Слово Христа было обращено не только к мужчинам, хотя это было нормой того времени. Женщины, прекрасно понимая то, о чем говорил Господь, не могли оставаться в стороне и ждать, когда Спаситель в следующий раз придет в их селение, поэтому они бросали все свои дела и следовали за Ним. Кому-то Христос помог, из Марии Магдалины изгнал семь бесов, про остальных мы ничего не знаем. Женщины сопровождают Господа на протяжении всего Его общественного служения. Более того, в отличие от горячих мужчин, верных апостолов, они не убегают, когда Христа мучают, когда Он несет тяжелый крест, затем распятый висит на нем. Толпа их теснит, но они видят глаза своего Учителя, а Он – их.

Не оставляют они Его и после Его смерти, участвуя в погребении. Из-за приближения пасхальной субботы они не успевают достойно похоронить своего Учителя. Их подвиг во всей полноте раскрывается тогда, когда они с содроганием сердец уходят домой, всю субботу переживают, как бы успеть купить драгоценное миро, масла, чтобы по восточной традиции умастить тело Спасителя, и рано поутру бегут к гробу с тяжелыми сосудами. Я уже говорил о той опасности, что их могли принять за блудниц и по закону побить камнями. Не это страшит женщин – они думают, кто откроет им гроб, огромное помещение в скале, закрытое камнем, который даже двое мужчин не в силах отодвинуть, и все же не оставляют свое намерение.

Наверное, эту горячую неподдельную любовь Господь и поощряет: нисходит ангел, происходит землетрясение, камень отодвигается от дверей гроба, стража в ужасе падает без чувств, и ангел обращается к женщинам: «Что вы как маленькие? Кто живого ищет с мертвыми? Вспомните, что вам обещал Господь! Идите, Он ждет вас в Галилее».

Мария Магдалина как одна из самых преданных и неравнодушных учениц остается плакать у гроба, когда остальные уже убежали, и Христос является ей. Она принимает Его за садовника, потому что кто же еще может спрашивать, что она там делает, и говорит: Господин, если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. В Евангелии сказано, что Иисус говорит: Мария! И то ли Он как-то по-особенному назвал ее, что не отражено в переводе, то ли дело было в интонации, то ли Мария Магдалина узнала голос, но она вдруг поняла, что перед ней Господь. Побежав домой, она встретила другую Марию, и Господь еще раз является им.

Иерархия, в том числе церковная, предполагает главенство мужчин. Есть много объяснений, почему Господь является женщинам, от сугубо богословских до полушутливых. Апостолы по-мужски подошли к вопросу и не сразу поверили. Они нервничали, кричали, говорили: «Что за чушь вы рассказываете?! Надо пойти проверить». Не изучив все скрупулезно, до конца, они не пошли бы никому возвещать о воскресении. А женщины, благодаря эмоциональности, чувствительности, природной склонности к общению, умеют быстро передавать информацию. Наверное, поэтому Господь пользуется удивительной помощницей человека, созданной когда-то Им в раю из ребра Адамова. Новость о Его воскресении моментально облетает всю местную провинцию.

Что важно в подвиге этих женщин, которых мы знаем как мироносиц? Их неизменная любовь. Господь говорит, что есть люди, которые веруют, пока не приходят скорби, а их любовь была постоянной. Даже ученики так не смогли: бежали, испугались, расстроились. А эти женщины ходили за Ним, видели Его смерть, участвовали в Его погребении, первые побежали ко гробу, деятельно проявив свою любовь к Богу. Вот главный урок – быть верным воскресшему Спасителю.

В последние годы этот день воспринимается как аналог Международного женского дня. Мы стараемся в храмах и дома поздравлять наших женщин, православных христианок, на которых многое возложено и сейчас. Они следуют примеру святых жен-мироносиц, из которых мы знаем поименно только Марию Магдалину, Саломию (дочь Иосифа Обручника от первого брака), Иоанну, Сусанну. А в подробностях мы даже не представляем их себе, но прославляем как святых по поступкам.

В советское время Русская Православная Церковь выстояла благодаря «белым платочкам» – бабушкам. Да и сейчас пламень веры горит больше в сердцах женщин пожилого, среднего возраста. Редко, когда храм полон мужчин. Это наша беда, но во многом и преимущество. Ведь русские женщины могут не только коня на скаку остановить и в избу горящую войти, но и наставить, научить православной вере собственных детишек, передать церковные традиции и обряды, потрудиться для умножения веры в нашей земле и далеко за ее пределами.

– В это воскресенье мы вспоминаем также праведных Иосифа и Никодима, занимавших достаточно высокое положение в обществе.

– Было бы нечестно только женщинам посвятить этот день, ведь без мужской помощи они не справились бы. Те, о которых Евангелие по большей части умалчивает, проявляют себя в самые важные часы, когда Спасителя необходимо снимать с креста. На это нужно было получить разрешение. Кто бы дал его женщинам, если Иисус только что был распят как преступник, если ученики всем рассказывали, что их Учитель умрет и воскреснет? Кто помог бы женщинам снять тело? За иконографической красотой сюжета забывается, что Иисус был мужчиной средних лет и имел определенный вес, и женщины должны были бы не только принять на себя Его тело, но и вынуть из него гвозди, не повредив его. Здесь помогает мужская рука, которая, казалось бы, должна быть апостольской, сыновней.

Никодим и Иосиф были фарисеи, не простые рыбаки, не публичные ученики Христа, а тайные. Фарисеи – святые люди того времени. Без иронии говорю, потому что они прекрасно знали Священное Писание, разбирались в Священном Предании, старались соблюдать все обрядовые тонкости и с детства научались благочестию и вере. О них нельзя говорить с пренебрежением, надо подумать: а мы православные христиане по делам или по названию? Прежде чем говорить «фу! фарисеи!», надо понять, что они вели намного более благочестивую жизнь, чем современные православные. Хотя, к сожалению, как отмечено в Евангелии, иногда их слова расходились с делами, именно поэтому Господь учил: все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте.

Их подвиг в том, что они пошли против общества. Это понятно людям, которые жили в советское время. Нынешнее поколение уже не может это испытать, потому что сейчас совершенно иной мир, приемлема любая идеология.

Никодим не мог бросить все и открыто пойти за Христом, будто знал, что пригодится впоследствии. Он приходил к Иисусу тайно, ночами и подолгу разговаривал с Ним. И Христос сказал ему много такого, что, возможно, не слышали Его ученики.

Когда Христа осуждали на собраниях фарисеев и архиереев, он пробовал вступиться: «Разве можно судить, не выслушав человека? Надо же сначала изучить все, разобраться». Но от него отмахнулись, потому что, по их мнению, Христос кощунствовал: как Он может называть Себя Мессией, если Он из Галилеи, а в пророчестве сказано, что из Вифлеема придет Спаситель?! Откуда им было знать, что Иисус родился в Вифлееме?

Иосиф из Аримафеи – один из членов высшего государственного совета, Синедриона, очень влиятельный человек. Это помогло ему, во-первых, когда он, рискуя своей головой, ходатайствовал перед Понтием Пилатом о том, чтобы забрать тело Христа. Во-вторых, у него был свой гроб. А это не ящик, как сейчас, пусть даже и красивый, из дорогого дерева, а целая квартира, серьезная недвижимость, которой каждый приличный человек (особенно богатый) должен был обзавестись. И Иосиф, не задумываясь, жертвует его! Он предоставляет абсолютно новый гроб – пещеру, вытесанную в горе, где никто еще не лежал, – и, являя дела веры, поселяет туда Того, Кто поселил человека на земле.

Если бы не это, тело Христа действительно могли бы украсть или римские легионеры сожгли бы его, и не было бы такого торжества веры.

У пророка Исаии есть слова: Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого. Иосиф отдал свой гроб, купил дорогую широкую ткань – плащаницу и обернул ею Спасителя. Возможно, это и есть Туринская плащаница.

Как и жены-мироносицы, делом, а не верой на словах, Иосиф и Никодим показали преданность Христу.

Какой можно сделать вывод для себя? Ведь мы не можем взять в руки пречистое тело Спасителя, принести миро и ароматы, но цветы в храм и те же благовония в виде ладана можем, и Христос сказал: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Надо не только к близким и родным, друзьям, тем, кто желает нам добра, но и к врагам, которые делают нам гадости, холодны по отношению к нам, которым мы безразличны, стараться относиться так, как будто к нам в гости пришел Христос и мы Его кормим, поим, выручаем, Ему даем взаймы, помогаем, Его терпим. Только тогда у нас будут шансы воскреснуть со Христом, со святыми женами-мироносицами и праведным Иосифом и Никодимом в Небесном Царстве.

Ведущая Инесса Титова

Записали Таисия Зыкова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​