Родное слово. Протоиерей Виталий Бочкарев отвечает на вопросы

19 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Крещение Господне – это двунадесятый праздник, тесно связанный с земной жизнью Христа. А зачем Спасителю нужно было принимать таинство Крещения? В чем была необходимость?

– В Вашем вопросе есть небольшая ошибка. То, что делал святой пророк Иоанн Креститель, – это не таинство Крещения. Его действия были прообразом того, что возникнет в Новозаветной Церкви. Его крещение было крещением того, что люди свидетельствовали признание своих грехов и желание от них очиститься. Оно было подготовительным для того, чтобы потом принять Христа Спасителя.

Вопрос на самом деле очень сложный: зачем Христос крестился от Иоанна Крестителя. Поскольку Христос был подлинным, истинным Человеком и одновременно Богом, Он не имел никаких грехов. Поэтому Ему нечего было омывать в водах Иордана и нечего было признавать. Отцы Церкви над этим постоянно думали, и окончательного ответа дано не было.

Чаще всего говорилось совершенно о другом. О том, что Господь, опустившись в воды Иордана, освятил водное естество. Именно от этого освящения водного естества происходит наш обычай, который зафиксирован уже как уставное требование в обязательном чине водоосвящения после литургии. В Русской Церкви в сочельник и на сам праздник Крещения Господня, а в других православных Церквях только в сочельник.

Поэтому главным здесь было не принятие этого обряда как знака того, что Христос тоже признал Свои грехи и крестился от Иоанна. Сам Иоанн удерживал Христа и говорил, что ему надлежит креститься от Него. Господь освящает стихию, а впоследствии спасает весь мир на Голгофе через Свое воскресение.                          

– А как происходило Крещение Господне? Что говорит об этом Евангелие?

– Евангелие довольно кратко это описывает. Господь приходит на Иордан. Иоанн Креститель уже крестил много народу. Самые разные люди к нему приходят; разная реакция Иоанна на приход этих людей. В частности, он обличает некоторых нераскаянных грешников. Обличает фарисеев и говорит, что они «порождение ехидны»; говорит о том, что зря они надеются на это крещение. Когда пришел Господь, то Иоанн удерживает Господа и говорит, что ему, Иоанну, следовало бы креститься от Него, от Христа. И тем не менее Господь говорит, что надлежит совершить всякую правду.

Господь крестится, сходит в воды Иордана. И когда Он восходит от воды, то Дух Святой снисходит на Него в видя голубя, раздается глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Именно это свидетельство Духа Святого, голос Бога Отца и присутствие Сына Божия как раз именуется Богоявлением, и так именуется праздник – Богоявление. А в Древней Церкви был единый праздник Богоявления, который объединял Рождество Христово и Крещение. Такое объединение сохранилось не в Православной Церкви, а в Армяно-Григорианской. Там по-прежнему соединяются эти два праздника. А у нас и у католиков они разошлись по разным дням; но тем не менее определенная связь между ними, конечно, есть.

С момента Рождества Христова и до выхода Христа на проповедь проходит довольно большой период времени, почти тридцать лет. Господь выходит на  общественное служение именно после крещения. Потом Он удаляется в пустыню, а затем идет со Своим словом о новой жизни, о жизни, направленной в Царствие Божие.           

– Каковы особенности праздничного богослужения этого дня?

– Самые главные особенности этого дня по Уставу Русской Православной Церкви те, что к службе присоединяется чин Великого водоосвящения. Есть освящение, которое происходит часто. Более того, можно прийти в храм и попросить, чтобы совершили водосвятный молебен. А вот Великое водоосвящение происходит всего два раза в год: в сочельник и в сам праздник Богоявления. Происходит это после литургии. В сам праздник Богоявления часто освящают воду, которая находится в открытых водоемах, либо ставится специально вода вне храма и происходит ее освящение.

Издавна на Руси этот день особо отмечался, прежде всего, великим почитанием святой воды. Она получила название: великая агиасма, великая святыня. Люди старались хранить эту воду в течение всего года, понемногу пить, кропить что-то очень важное этой водой. Русь всегда отличалась тем, что у нас во все времена было очень мало храмов.

Сейчас говорится, что нужно построить столько-то храмов в Москве, столько-то в Новосибирске... Такая задача стояла все время. Всегда не хватало храмов, они были далеки друг от друга. Были некоторые города, в которых было много храмов, в Суздале, Владимире, Новгороде, в Киеве (домонгольского периода). Довольно много было храмов в Москве, говорили «сорок сороков», то есть тысяча шестьсот храмов. Может быть, это некоторое преувеличение. Но во многих местах храмы стояли далеко друг от друга. Так было на Русском Севере, в Сибири. Поэтому многие не имели возможности более или менее регулярно причащаться. Тогда люди с благоговением принимали святую воду, пили ее с молитвой, с подготовкой. Нельзя сказать, что это заменяло Причастие, но служило определенным освящением для человека.

– Есть ли отличие воды, набранной на Крещение, от той воды, которую можно получить в храме в другой любой день?

– Наверное, все-таки есть. Если прийти в храм и заказать водосвятный молебен, допустим, в августе, там несколько иной чин; похожий, но иной. Пользоваться этой водой можно, и освящение люди получают. Но тем не менее крещенская вода получает большую степень освященности, может быть, в силу основательного чина. Поэтому чин и называется Великим водоосвящением.   

– Есть ли отличие воды, набранной в крещенский сочельник, от воды, набранной в сам праздник Богоявления?

– В этом случае отличия нет. Но есть разница в некоторых обычаях. Ту воду, которую набирают в сочельник, хранят, пьют. А водой, которую набирают на праздник Крещения, еще окропляют все, что есть в доме. Раньше дом был не квартирой. Был одновременно местом, где находились домашние животные: скотина, птица и так далее. Обходили весь дом, двор, все кропилось этой водой. Обязательно выходили на огород, его окропляли. Все, что окружало естественную и подлинную жизнь человека, люди старались освятить этой водой.  

 (Фрагмент богослужения)

– Купание в проруби на Крещение в последние годы приобретает массовый характер. Многие считают, что оно смывает накопившиеся за год грехи. Это народный обычай или купание в иордани несет какой-то высокий духовный смысл?

– Мнение, что купание в проруби может смыть грехи, – это мысль от лукавого, это мысль, внушенная врагом рода человеческого, потому что очиститься от грехов человек может только силой благодати Божией, которая даруется в таинстве Покаяния. То есть нужно, прежде всего, обдумать свою жизнь. Не так, спонтанно: «А, наверное, есть у меня грехи», даже что-то вспомнил – и бух в прорубь. На самом деле покаяние – это не одноразовый процесс в самом таинстве Исповеди, это именно подлинное глубокое духовное переживание, совмещенное с молитвой, итогом которого является участие в таинстве Исповеди. Поэтому надеяться на то, что человек, окунувшийся в прорубь (даже если батюшка освятил воду), получит прощение всех грехов, которые он совершил за год, было бы более чем наивно. В этом смысле так думать не стоит.

То, что люди купаются, – это  не плохо и не хорошо. Но надо сказать, что не так уж и распространен был этот обычай на Руси в дореволюционное время, а тем более в Средневековье... После этого, может быть, и попьют чай, но потом все это хорошенечко отметят…

– Батюшка, в чем значимость и значение этого праздника для нас? О чем следует всем нам задуматься в день Богоявления?

– О том, что Господь пришел в мир.  Он освящает водное естество, но вообще Он пришел «нас ради человек и нашего ради спасения».  Вода имеет великое значение в жизни вообще всех существ: растений, животных. И, конечно, в жизни человека. И о воде очень много говорится в Священном Писании. Это и создание мира, когда Господь сотворил небо и землю, и «Дух Божий носился над водами». Это и события, связанные с уходом человека от воли Божией, когда грехи людей начали умножаться и Господь послал потоп на человечество. И единственным человеком, который внял разного рода предупреждениям, был Ной. Он вместе со своим семейством, вместе, так сказать, с образцами всего живого спасся в своем ковчеге и был родоначальником новой жизни. Он тем самым прообразовал Христа. А вот воды потопа – это было воздействие воли Божией на человечество.

(Фрагмент богослужения)

Вода присутствует и в Новом Завете. Можно вспомнить о том, что первое чудо, которое сотворил Господь, было в Кане Галилейской, когда Христос превратил воду в вино с тем, чтобы пир и радость людей, собравшихся ради того, чтобы поздравить Симона Кананита (а он, по преданию, был женихом), продолжился. Поэтому то, что вода избрана для освящения в праздник Богоявления, конечно, не случайно. Это и воспоминание того события, которое было на Иордане, когда Господь крестился от Иоанна Крестителя, и в то же время воспоминание того, насколько важна вода для всех и для каждого.

Сам Иордан – это такая речка, которая не производит абсолютно никакого впечатления на человека, пришедшего к ее берегам. Это примерно как наша река Иня; даже менее эффектная, чем река Бердь (там есть интересные берега). Это река, поросшая вокруг кустарничками, зеленью. Вода, правда, в ней довольно прохладная по сравнению с другими источниками. Хотя на Святой Земле не так много вообще источников вод.

Но с этой рекой связаны многие события и в Ветхом, и в Новом Завете. Эта река упоминается во многих житиях святых в ранние христианские времена как заиорданская пустыня, где живут многие подвижники. Иордан перешла преподобная Мария Египетская, когда удалилась в пустыню и проживала там многие-многие десятилетия. И поэтому, с одной стороны, Иордан – это что-то не очень великое, не такое чудо, как Ниагарский водопад или еще какие-нибудь очень мощные реки, а с другой стороны, наверное, – это лишнее напоминание о том, что Господь и пришел в мир, и свершил очень многие дела, направленные к нашему спасению, вовсе не в тогдашнем центре мира (например, в Риме, или, если бы это было позднее, в Нью-Йорке, или Токио). Нет, Он приходит в очень малозначительный уголок земли, к малому поначалу народу.

Но впоследствии Его слова, Его призыв и Его стремление спасти людей охватывают все человечество. То есть положение наше, положение всего человечества было и есть настолько ужасно и страшно, что для нашего спасения потребовалось не вмешательство ангела, не посыл в мир учителя великой нравственности, который должен был научить нас жить по-другому, – этого недостаточно. Потребовалась Голгофская жертва и чудо Воскресения. И об этом, прежде всего, нужно помнить вообще по поводу всего христианства и, в частности, всех событий, связанных с жизнью Господа Иисуса Христа.   

            Записали Ирина Обухова и Ксения Будченко

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 22 марта: 05:30
  • Суббота, 25 марта: 09:05
  • Среда, 29 марта: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать