Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

17 августа 2022 г.

 Несколько дней назад мы отмечали память святого великомученика Пантелеимона. У многих в доме есть хотя бы маленькая икона этого святого. Чем он прославился при жизни?

Все знают: когда кто-то заболевает, нужно взять икону этого святого, или житие, или акафист, а также сходить в храм и поставить свечку святому. Не так много святых со строго обозначенными профессиями. Это редкость, когда святой – торговец, или служащий, или учитель. Церковью особо подчеркнуто, что Пантелеимон был целитель. И мы верим, что он, как человек, имеющий прямое отношение к исцелению людей в свое время с помощью своих знаний, труда и таланта, дарованного от Бога, и после своей смерти и прославления помогает верным христианам.

Гораздо интереснее вопрос, что это был за человек. Все-таки мы чтим не должность и не профессию, а личность, которая за этим стоит. На иконе он изображается как молодой юноша, безбородый, с курчавыми волосами. Это действительно отражает реальность. Юноша, родившийся в знатной семье, обладал удивительной красотой. А за счет имеющихся возможностей семьи был очень хорошо воспитан, образован, талантлив. Родители очень хотели видеть в нем земное классическое исполнение своей мечты. В ту пору, как и сейчас, очень почетно было быть человеком военным. Они ожидали, что у него будет большое военное или политическое будущее. Поэтому и дали ребенку такое говорящее имя. Пантолеон – означает «по всему лев»: и по повадкам, и по манерам. Такое царственное, благородное имя.

Юноша проявлял лучшие черты своего характера. И отец решил отдать его в медицинское училище. Начав обучаться медицине, юноша сразу зарекомендовал себя с хорошей стороны среди учителей и наставников, даже был представлен императору, который, увидев юного, красивого, талантливого человека, захотел иметь его своим придворным лекарем.

Но в историю вмешалось провидение. Отец его был язычником, а мать христианкой. В детстве она очень много говорила со своим маленьким ребенком о Боге, Христе,  христианах. Вероятно, это так и осталось бы детскими красивыми воспоминаниями, но юному будущему святому случилось пересечься с чудом спасшимся исповедником, человеком, пострадавшим за Христа. В Церкви есть день памяти двадцати тысяч мучеников, сожженных в церкви в Никомидии. Язычники заперли в церкви христиан и подожгли. Но некоторые каким-то чудом выбрались, через окна или еще как-то, и остались живыми, но были в бегах. Среди них был пресвитер, который из окна комнаты, где они прятались, видел красивого юношу, регулярно проходящего мимо. Видя его благородство, усердие, статность, он решился с ним заговорить.

Речь пошла о Христе, о вере, о том, как живут христиане и к чему призваны. Как говорил раннехристианский философ Тертуллиан, душа по природе христианка. Человек подсознательно чувствует, когда имеет дело с настоящей верой. Его сердце откликается, не ум. Но в силу пытливости ума, рассудительности, а может быть, и подросткового возраста Пантолеон вовсе не спешил принимать какие-то решения. До одного случая.

Он шел по своим делам и увидел лежащего на земле мертвого ребенка, а рядом с ним извивалась ехидна, ядовитая змея. Пантолеон понимал, что не обладал на тот момент достаточным уровнем медицинских знаний, чтобы спасти дитя, но искренне желал что-то сделать. Он вспоминает недавние разговоры со своим наставником и начинает молиться Богу. Он понимает, что это может не сработать, и дает обещание, что если отрок по его молитве исцелится, то он точно станет христианином. И по его молитве не просто поднимается оживший ребенок, но еще и лопается, взрывается змея. Шокированный, но утвержденный в вере, Пантолеон идет принимать святое крещение.

Карьеру он сделал замечательную. Может, и не дошел до дворца, но получил образование и известность. Но не за счет реализации своего таланта привычным способом. Да, он лечил, но делал это бесплатно. Будучи убежденным христианином, он связывал слова Христа даром получили, даром давайте со своей жизнью. И в работе видел не источник для собственного заработка, а возможность великого служения Богу и людям.

И в XXI веке тяжело найти хорошего врача, который бы лечил как нужно. Кто-то не любит, когда травами лечат, кто-то не любит, когда таблетками, кто-то против уколов, кто-то любит, когда кладут в больницу. Кому-то нравится, когда врач молчит, кому-то когда говорит... Человек может пройти множество больниц и не найти специалиста,  который ему будет по душе. И сегодня очень ценится специалист, который может тебя быстро вылечить и посоветовать лекарство подешевле. В те времена было точно так же. Медицина всегда была камнем преткновения. Это всегда дорогостоящее, не очень приятное предприятие. Врачи не считали, что должны бедствовать, и за свой труд брали положенную мзду, достаточно высокую. Людям деваться некуда, они вынуждены пользоваться услугами врача, чтобы не умереть. Такого понятия, как страховой медицинский полис, не было. А мы часто его не ценим, заглядываемся на Европу, а там здравоохранение везде платное. Даже если ты умираешь, тебе, конечно, вызовут скорую, но платить-то потом, спасенному, тебе несколько тысяч долларов из своего кармана.

Такая ситуация была и во времена святого Пантелеимона. Люди понимали, что он не просто сделал доброе дело, но и реально сохранил их сбережения. Порой людям приходилось продавать свои дома, чтобы выздороветь. Это была не просто христианская добродетель, а экономический прецедент. Людям сразу стало интересно, что это за человек, к нему выстраивались очереди. Но получалось так, что помимо своего личного звездного часа целитель спровоцировал серьезную прореху в карманах своих коллег. Лекари и больницы оказались в неловкой ситуации, когда к ним никто не приходил. Все шли за бесплатной медициной к Пантолеону. Многих он лечил не талантом и трудами, а молитвой.

Из-за конкуренции, зависти, раздражения на него были написаны доносы на имя императора. Император был язычником и гонителем христиан, поэтому надеялся, что это все поклеп и навет на человека, который должен был быть придворным лекарем за качественное исполнение своих обязанностей. Он знал, что Пантолеон очень хорошо учился. И император подготовил демонстративный процесс: на носилках принесли расслабленного, то есть человека парализованного, и вызвали Пантолеона, который должен был исцелить больного, тем самым подтвердив, что никаким колдовством и молением лекарь не пользуется.

Пантолеон, конечно, использовал молитву для исцеления расслабленного. Больной тут же встал. Посрамленный император, может, тет-а-тет и мог бы снести это, но, будучи публично унижен, был вынужден заковать Пантолеона в кандалы. Христианство было гонимо, не было никакой возможности этого избежать.

Смертный приговор очень долго приходил в силу. Пантолеона вешали на деревьях и на железных крюках, рвали его железными когтями, колесовали, с камнем бросали в море, обливали горящим оловом. Мы чтим его как великомученика. Мучения это страшно. Даже загнать иголки под ногти это невыносимая боль. Не каждый готов терпеть мучения и отдать свою жизнь за Бога. Мученики претерпевали одну или две пытки и умирали. А в данном случае речь идет о днях пыток. Его пытались умертвить разными способами, и каждый раз ничего не получалось. Пытались умертвить мечом, святой молился и меч превращался в воск. Твердейший металл, когда соприкасался с кожей святого, гнулся. Исполнители казни бросали оружие и кричали: «Велик Бог христианский!»

Таким образом, вместо того чтобы прекратить проповедь, император своим требованием смертных пыток увеличивает количество христиан. Все закончилось по воле Бога. Вначале, как и любому человеку, Пантолеону было очень волнительно умирать. Но к нему явился Сам Бог и именовал его Пантелеимоном. Вот откуда это имя, которым мы его называем. Теперь уже речь идет о «многомилостивом». Слово «елей»  значит «милость». Видя его милостивое, душевное отношение к страждущим людям, Господь нарекает его этим именем и говорит: «Не бойся, Я буду с тобой».

И Он действительно был с ним до самой последней казни, когда прозвучал голос, который призывал святого покинуть сей мир, и тогда мечом была усечена глава его. И в житии описывается, что потекла не кровь, а мед. Люди очень удивились, и многие стали верующими. И даже после смерти святого великие чудеса происходили по молитвам к нему. Его тело бросили в огонь, чтобы сжечь, но огонь не тронул тело. Останки святого были погребены как святые мощи благочестивыми христианами.

Про судьбу тела не скажу, а вот глава целителя Пантелеимона – это всемирно известная святыня, она хранится в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, в главном одноименном соборе. День памяти святого великомученика Пантелеимона – особый праздник и для обители, и для людей, которые приезжают сюда в паломнические поездки, и для всей Русской Церкви. У нас множество храмов и часовен при лечебных заведениях названо в честь этого дивного святого. Хотя святой прямого отношения к России не имел, но русскому человеку он очень близок по своему духу, стойкости, мужественности. Поэтому его память очень светло и радостно отмечается в храмах Русской Православной Церкви.       

– Время приближает нас к очередному летнему Успенскому посту. Чем это время для нас особенно и какими событиями наполнен этот период?

– Церковный Устав относится к Успенскому посту как к осеннему, потому что так повелось в Православной Церкви – каждое время года освящается постом. Великий пост освящает весну, Апостольский – лето, к осени относится Успенский пост, зимний же пост – Филиппов (или Рождественский). Тут есть один важный момент для понимания. Многие верующие говорят: опять пост. Это не совсем так.

Дело в том, что у летне-осеннего поста некий возместительный характер. Конечно, для Церкви значимым является Великий пост, но тем людям, кто не смог поститься по разным причинам в то время, Церковь дает возможность исправиться. Со временем видя, что достаточно большая часть людей постится, – другие стали поддерживать постящихся, потому что Христос молился, чтобы люди были едины и тяготы друг друга носили. Таким образом, кто постился в Великий пост, стал поститься и в следующий летний пост. А он начинался с первой недели после праздника и до конца лета, до Успения. Такой исторический пост был известен с V века и строго сохранялся Церковью. Но милостью Божьей, снисходя к человеческим немощам, Церковь изъяла из этого длинного поста весь июль, чтобы дать нам, грешным, возможность отдохнуть с шашлыками, погулять с детьми, побывать на дачах, съездить в отпуск. В таком классическом виде – в виде двухнедельного поста – он существует с ХI века, но по своей строгости приравнивается к Великому.

Для чего такой пост нужен? Любой пост – приготовление к чему-либо. Пост ради поста обычно не практикуется. В нашей Церкви мы либо вспоминаем что-нибудь, как в однодневные дни (усекновение главы Иоанна Предтечи, предательство Иуды и распятие Христа на Кресте), либо готовимся к какому-то большому празднику, как в многодневные посты. Пост по своему названию подсказывает, к чему мы готовимся. Успенский – к празднику Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии, к Ее памяти смерти, к торжественному Ее отхождению от земной жизни к жизни вечной.   

Сама Богородица, когда узнала о приближении Своей кончины, стала сугубо поститься, да и жизнь Свою Она проводила в посте, хотя Ей, как Честнейшей херувим и славнейшей серафим, не нужен был пост для Ее духовной жизни. Но для того, чтобы поддержать нас, Она показала нам пример такой строгой земной жизни. И мы из памяти, из любви, из глубокого уважения к Пречистой Деве Марии посвящаем Ей этот замечательный период, когда есть свежие плоды, которые нас выручают привычные нам продукты.

Когда завершается замечательный летний период, холодеет вода в реках, желтеют листья на деревьях, вся природа готовится к началу нового жизненного цикла, к осени, к началу нового учебного года, – Церковь предлагает нам провести время в сугубой молитве, в строгом отношении к своим слабостям, страстям; призывает нас умерить свои развлечения, свою горячность к земным делам и вспомнить, что мы прежде всего граждане Небесного Царствия, и уподобиться немного Пречистой Деве Марии, Ее любви к горнему в молитве и посте.  

Таким образом, для нас существует возможность встретить один из двунадесятых праздников, посвященных Пречистой Владычице, приготавливая себя к этому особым образом. Две недели – это не так много, но и не так уж мало. Человек за этот период сталкивается с чередой праздников, это весомая поддержка. Казалось бы, какие праздники постом? Но пост не отменяет празднований, он показывает христианину, что можно радоваться, не только вкушая мясо или выплясывая на дискотеках. Радость может быть тихой, но от этого не менее счастливой.

– Давайте поговорим об одном из праздников этого поста: 19 августа Церковь отмечает Преображение Господне. Что важного и значимого произошло тогда на горе Фавор? И как эти события отражаются на нас?

– Вы верно указали на главный праздник, который является одним из двунадесятых, на этот пост их выпадает два. Преображение большинству людей известно как Яблочный Спас. Мне бы хотелось расшифровать эти понятия, а потом уже перейти к описанию праздника. В церковном календаре мы не найдем такого упоминания. Спас – слово тоже из славянского языка, оно сначала даже не ассоциировалось со Спасителем. Только со временем Спас стали связывать с празднованием памяти Спасителя. То есть Спас – это то, что связано с жизнью, смертью или воскресением Господа, с особой Его памятью.  

Первый Спас Медовый – 14 августа, это начало Успенского поста. Церковь празднует  Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Это праздник греческий, пришел к нам из Константинополя. В августе там был пик народной беды, начинались заболевания; жара, вода портилась, насекомые, эпидемии. Поэтому возникла такая традиция: из года в год 1 августа по старому стилю (по новому 14 августа) износился из сокровищницы императора Крест (сначала целый, потом его часть), на котором был распят Спаситель. Его выносили для поклонения сначала священнослужителям, обходили с ним город, а потом к нему прикладывались люди – и болезни отступали.

Этот значимый праздник не может не показывать нам, насколько у нас все плохо и грустно, когда мы в случае эпидемии или болезни не вспоминаем о Боге. Первоочередная задача для христианина – в любых обстоятельствах помнить о Боге. За свою горячую веру, за то, что люди возлагали все свое упование на Бога (не боялись собираться вместе в эпоху эпидемии, не стеснялись лобызать крест), Он отвечал им Своей Божественной милостью.

К русским, казалось бы, этот праздник никак не относится. Но вспомним, что крещение князя Владимира и всея Руси было, согласно хронологическим источникам, 1 августа. Поэтому произошла такая ретрансляция: там Крестом исцеляли, здесь Крестом освящали воду и крестилась Русь. Поэтому в нашей церковной традиции этот праздник отмечается. Пусть не так широко и масштабно, как праздник Воздвижения Креста Господня или вынесение Креста на Крестопоклонной неделе Великого поста, но 14 августа тоже износится Крест на середину храма для поклонения верующим людям. Этот день начинает пост и является важной поддержкой: не надо тосковать о первом дне поста, нам износится Сам Господь, распятый на Кресте. Укрепись в вере, в твоем подвиге поста! К этому времени созревал мед, поэтому люди приносили мед для освящения в церкви.  

Второй праздник, когда люди что-то приносили в церковь, – Преображение. К этому периоду созревал виноград в южных регионах, в других регионах созревал известный и любимый фрукт – яблоко. Люди приносили первые плоды со своих земельных угодий и посвящали их Богу. Церковь совершала особое молитвословие и освящала плоды, хотя сами яблоки с праздником событий Преображения никак не связаны. Как не связаны между собой праздник изнесения Креста и мед, праздник перенесения Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа 29 августа и орехи.

Мы знаем об этом событии, когда Иисус Христос передал князю Авгарю Свой портрет: взял полотенце (убрус), приложил его к Своему лицу – и остался отпечаток. Князь Авгарь с огромной радостью принял этот дар, повесил его у себя как очень чтимую святыню. С этой реликвии были сделаны списки, это достоверный образ Иисуса Христа. Иконы, на которых мы видим изображение Иисуса Христа на убрусе, часто встречаются и в храмах, и в домах верующих людей. Этот праздник называется Третьим Спасом. К этому времени созревал урожай орешника, и в храм приносили освящать свежие орехи. Сейчас редко увидишь приходящего в храм человека с орехами 29 августа, на следующий день после Успения Владычицы Пресвятой Богородицы, но тогда это было актуально.

Мы видим, что на самом деле церковные события никак не связаны с их материальным выражением. Но почему для нас это важно? Потому, что христианин таким образом мог выразить свое отношение к Богу. Для человека, который занимается землей, важно посвятить первые плоды Богу. Все самое лучшее люди всегда посвящали Богу, как, например, евреи своих первенцев отдавали на служение в храм. Потому что суть заключается не в самом яблоке, меде или орехе, не в каком-то священнодействии, а в горячем желании человека поблагодарить Бога и в знак благодарности отдать Богу первый плод своих трудов.

                                                                                         Ведущая Инесса Титова

Записали Анна Вострокнутова и Ирина Обухова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 09:05
  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать