Родное слово. На вопросы отвечает священник Александр Сахненко

17 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Во всех храмах прошли торжественные службы: поминали святых новомучеников Церкви Русской. За веру пострадали не только священнослужители, но и миряне. В чем они провинились перед новой властью?

– Список самых известных новомучеников и исповедников начинается именами священнослужителей. Первомучеником является священник из Санкт-Петербурга (тогда Петрограда). Потом дошли и до архиереев: за четыре года убили каждого шестого из них.

Горестную эстафету приняли миряне – люди, которые просто приходили в церковь. В то время прихожане активно участвовали в делах прихода. Не так, как сейчас заведено: все делают батюшка и его нанятые помощники.

По многочисленным свидетельствам известно: храмы строились в складчину. Люди договаривались, что одни занимаются кирпичами, другие – цементом, третьи – иконостасом. То есть это было общее дело. Церковная община состояла не только из клириков, которые совершали богослужения.

В богослужении мы принимаем участие все вместе: поем, молимся. Хор исполняет песнопения от лица прихожан. Место, где он поет, называется клиросом. В древности, когда отошли от практики общего пения, людей, умевших красиво петь, выбирали в хор по жребию или голосованием. Они были представителями всех остальных верующих.

Церковные дела, связанные с благоустройством, просветительской деятельностью, религиозным образованием, социальной работой, тогда делались (и сейчас должны делаться) всеми вместе.

Когда новая безбожная власть разобралась со священнослужителями, которые в то время назывались служителями культа, очередь дошла до активных мирян. Они были непримиримы с новой властью. Их принципиальность касалась не только веры, но и общественных отношений.

Люди были свидетелями страшнейших сцен, которые сложно представить современному человеку. Сейчас в Интернете можно найти фотографии плакатов, написанных от руки, которые призывали прийти посмотреть на зрелище: снос церкви, торжественный сброс колоколов с колокольни, массовое сожжение икон... Извещали, что будет играть оркестр. «Приходите! Будет весело и интересно!»

Те, кто верил в Бога не просто в силу традиций или моды, а видел в этом смысл жизни, не могли смириться с подобным беззаконием. Они старались ему противодействовать: активно выступали против закрытия церквей, уничтожения священнослужителей без суда и следствия. На этих людей было обращено особо пристальное внимание.

Пришедшая на смену царскому режиму власть не могла формально (вслух) признать, что религия должна быть искоренена. Доктринально Церковь была допустима. Это было добровольным делом граждан. Но многие люди понимали, что новую жизнь надо начинать без старой Церкви.

В то время судили и расстреливали не за то, что кто-то являлся священнослужителем, посещал богослужения или открыто исповедовал православие. Людям предъявляли придуманные обвинения в противодействии советской власти, в контрреволюционной деятельности. Было очень тяжело идти против лжесвидетелей и политики, отработанной новым режимом: правда никого не интересовала. Любой неудобный человек, который мешал новой власти, становился врагом народа. Это всем известно, особенно людям старшего поколения.

В документах допросов зафиксировано: те, кого мы сейчас называем новомучениками и исповедниками, прямо и открыто говорили, что ничего о контрреволюционном движении не знают, не могут его возглавлять, участвовать в нем. На обвинения во лжи они честно отвечали: «Мы не можем лгать о том, о чем не знаем».

Но находились лжесвидетели (как и во времена Христа) – и тройка НКВД без суда и следствия реализовывала свой страшный вердикт в виде расстрела. Людей хоронили в общих безвестных могилах. Мы не можем установить местонахождение останков, что, мне кажется, для памяти новомучеников непринципиально.

Мы должны знать и понимать, что это происходило по всей стране в массовом плане. Эта память очень важна.

Сейчас мы сталкиваемся с тем, что подростки толком не знают о жестокости, которую проявляла советская власть к своему народу. Многие сомневаются в правдивости этого. Знаменитые блогеры по-своему снимают фильмы о ГУЛАГе и других лагерях.

Святейший Патриарх, Архиерейский Собор и Священный Синод поставили задачу: как можно больше говорить о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, чтобы показать современному поколению страшнейшую ошибку, которая была допущена их предками. Молодежь должна знать, что не все противодействие старому является положительным.

Для создания чего-то нового вовсе необязательно разрушать старое, хотя мы видим, что любая революция начинается именно с ниспровержения былых идеалов. Власть всегда называется по-другому, появляются новые названия городов, государственных структур. Новая власть пытается по-новому «покрестить» общество. Безусловно, нужно знать правду. И не только с религиозной (почитание новомучеников как святых), но и с исторической точки зрения.

– Список новомучеников и исповедников Церкви Русской постоянно пополняется: ведется кропотливая работа, рассекречиваются архивные документы. Сейчас в этом списке более 1700 имен. Батюшка, какова была обстановка в годы гонений на территории Новосибирской области?

– Вы правы, список новомучеников и исповедников огромный. Сердцу становится страшно. Но мы должны понимать, что это неполная информация. Необходима точная проверка.

В нашей Церкви существует специальная комиссия, которая занимается вопросами канонизации. Она детально рассматривает дело каждого человека, потому что есть тонкости. Люди под давлением, ради семьи, близких могли оболгать себя, других. Прославляя человека, Церковь смотрит на весь его жизненный путь: досконально выясняет все подробности, факты, учитывает свидетельства людей. Ведется скрупулезная работа. Но не все рассекречено. Существует закон «О персональных данных», который мешает поискам правды.

Недавно Святейший Патриарх утвердил празднование в честь местночтимых святых Новосибирской земли. В прошлой передаче мы говорили о святом источнике (близ Ложка), который бьет на том месте, где во времена гонений был лагерь. Во многих документах говорится о жестокостях, творившихся в нем.

Самыми значимыми героями являются новосибирские священномученики пресвитеры Иннокентий Кикин и Николай Ермолов. Они были торжественно прославлены в Вознесенском соборе во время визита Святейшего патриарха Алексия II в наш город.

Отец Николай и отец Иннокентий были родом не из нашего края. Они прибыли из разных губерний, но осуществляли свою пастырскую деятельность в Барнаульском уезде (впоследствии территория Новосибирской епархии). Отец Николай был благочинным Ордынского округа, а отец Иннокентий служил в одном из его сел.

В житиях этих святых мы не увидим того, чего ожидает наша душа: там не написано о тысячедневном стоянии на камне, голодании в пустыне, великих чудесах. Житие скупо и кратко описывает жизнь обычного священника.

Когда советская власть поняла, что окончательно задавить Церковь не получится, она предприняла попытку разрушить ее изнутри, поддерживая раскольническую группировку, которая пыталась по своим правилам и законам все переделать в Церкви.

За противодействие обновленцам отец Николай получил сан протоиерея, затем повышение до благочинного. Отец Иннокентий тоже был очень активным священником. Они были близко знакомы между собой. Отец Николай подозревал, что отец Иннокентий вместе с паствой относится к обновленцам. Поэтому он был вынужден нанести ему несколько визитов. Затем уже отец Иннокентий часто приезжал к отцу Николаю в Ордынское. Они дружили.

В 1937 году их обоих арестовали. После непродолжительного содержания в местах заключения в Ордынском их привезли в Новосибирск, где устроили допросы. По сохранившимся записям видно, что стояла задача не добиться правды, а обвинить человека: он неправильно исповедует веру (не поддерживает обновленцев, а занимается противодействием им), не дает закрыть церковь (неподчинение власти).

Оба священника были поставлены в нечеловеческие условия. Например, от отца Николая требовали в течение трех дней предоставить государству 100 килограммов мяса. Когда он с этим не справился, тут же завели дело о том, что он противодействует власти.

Отца Николая обвиняли в том, что он возглавлял контрреволюционное движение, а отца Иннокентия – в том, что он участвовал в нем. Священномученики каждый раз четко и правдиво отрицали это, хотя могли бы согласиться, получить небольшое наказание и счастливо жить.

В то время со многими священниками договаривались, чтобы они публично (или непублично) сняли крест, извинились перед обществом за то, что имели глупость исповедовать чепуху и еще учить ей людей.

Понимая, чем это может закончиться, оба священнослужителя твердили: никакую контрреволюционную деятельность они не вели, никакую организацию не знают, все, что вменяет им следствие, является ложью и провокацией. Первого октября тройка НКВД приняла решение об их смертной казни. Они были расстреляны, похоронены в общей могиле.

Эти новомученики входят в собор Новосибирских святых. В честь их существует епархиальная награда – медаль; есть домовый храм, который располагается в Новосибирском епархиальном управлении (в здании близ Александро-Невского собора), –небольшой, но очень красивый, с иконами святых священномучеников.

– Можно ли считать новомучеников нашими заступниками перед Господом?

– Конечно. Сейчас в храмах стали поминать всех святых, в земле Новосибирской просиявших, на отпустах, богослужениях, в длинном списке «Спаси, Боже…» перед литией. Было бы замечательно каждому православному христианину, живущему в нашей области, иметь образки этих святых дома, молиться им, прибавляя молитвы к домашнему правилу.

Мы верим, что, коль они были территориально связаны с нами в земной жизни, знали наши погодные условия, нелегкую долю сибиряка, наверняка будут молитвенно предстательствовать пред Господом о нас, своих грешных потомках-земляках.

– Мы считаем небесным покровителем города Новосибирска архиепископа Мирликийского святителя Николая, который жил давно, в другом месте. А своих святых, получается, незаслуженно обходим.

– Такая практика есть. Например, кто покровитель города Санкт-Петербурга? Только святой апостол Петр? Вовсе нет. Там покоятся мощи благоверного князя Александра Невского, блаженной Ксении, память которой мы праздновали в субботу перед собором новомучеников, а также праведного Иоанна, бывшего священником в Кронштадте.

Поэтому для нашей епархии абсолютно уместно почитать своими покровителями не только святителя Николая, но и тех людей, пребывание которых в Новосибирске было непродолжительным и не очень приятным. Но тем не менее мы знаем, что они здесь были.

– Пятнадцатого февраля Церковь отмечает большой праздник – Сретение Господне. О какой встрече мы вспоминаем в этот день?

– «Сретение» с церковнославянского переводится как «встреча». В евангельском тексте говорится, что на 40-й день после рождения Господа Иисуса Христа Его Пречистая Матерь с названным отцом Иосифом принимают решение посетить Иерусалимский храм.

Еще со времен, когда евреи шествовали в землю обетованную (обещанную Господом богоизбранному народу), существовал закон, который они строго соблюдали: каждый первенец приносился в храм для посвящения Богу. Женщина в течение сорока дней после родов не имела права приходить в храм по физиологической причине, но потом обязательно приносила жертву очищения и благодарения.

Пресвятая Дева имела все основания не идти в храм, потому что у Нее этих процессов не было: Она оставалась Девой до, во время и после рождения Сына. Она – весьма утомленная, недугующая – могла этот длительный путь не проделывать. Но, будучи абсолютно смиренной, Богородица идет в храм, чтобы исполнить Божий закон. Для Нее он гораздо важнее.

Встреча произошла перед храмом. Иисус Христос (Он был на руках Своей Пречистой Матери) встретился со старцем Симеоном, которому было открыто, что он не умрет до той поры, пока не увидит Спасителя мира.

Есть церковное предание: возможно, это был один из 70 толковников, переводчиков Библии. Будучи молодым человеком, Симеон смутился, переводя слова Дева [...] родит. Его надо оправдать: он не критикан, решивший переписать тексты. Наверное, любой из тех, кто сейчас имеет дело с перепечаткой текста, знает, как просто допустить опечатку, ошибку. А когда от руки переписывались огромные тексты, можно было запросто не дописать или пропустить слово.

Поэтому Симеон был бдителен. Увидев несоответствие (как это: Дева – и родит?), он начал исправлять слово «Дева» на слово «женщина». В это время явился ангел, который запретил ему это делать, объяснив: речь идет о событии, что не знает аналогов, и здесь все написано правильно. Симеону досталось: «Коль ты не поверил, рассудком, умом, а не сердцем отозвался на прочитанное, то, пока не увидишь Спасителя мира, не узнаешь, как Дева может родить, не умрешь».

По преданию, Симеон очень долго ждал: сменилось несколько поколений. Люди думали: «Что за странный старец все время сидит перед храмом?» Он же понимал, что Младенца принесут в церковь. Происходит не просто встреча старца, которому что-то пообещали, и Ребенка на руках у Матери, а встреча Ветхого и Нового Заветов.

Это встреча людей, что живут по ветхозаветным заповедям и законам, с Господом, Который пришел изменить ветхого человека, сделать его новым, привести ко спасению. Симеон от сердца возглашает небольшой гимн, ставший молитвой. Мы читаем ее в молитвенном правиле, за богослужением. Она называется «Ныне отпущаеши». «Сейчас Ты меня наконец-то с миром отпускаешь, Владыка, как и говорил. Потому что мои глаза видели спасение всех людей и прежде всего Израиля».

Там же была пророчица старица Анна, дочь Фануилова. Будучи человеком истинной, искренней веры, она прислуживала в храме. Анна была свидетельницей этой встречи, пророчествовала о Спасителе.

В празднике Сретения Господня подчеркивается роль Пресвятой Богородицы, потому что Она принесла Господа в храм. Обладая всеми знаковыми особенностями Господского праздника, чин богослужения является Богородичным. В этот день служат в облачении синего цвета в воспоминание о небесной чистоте и непорочности Пречистой Девы Марии.

Нам, обывателям, важно помнить: как бы в народе ни говорили, что это встреча зимы и весны, прежде всего это встреча каждого из нас с Богом. Не помешало бы вспомнить о дне крещения, нашего вступления в Церковь. Подумать, ветхий ли я по-прежнему человек или во мне уже зарождается частичка чего-то нового?

Не случайно Поместными Церквами было принято решение, чтобы день Сретения Господня стал всемирным днем православной молодежи. Молодые – наше будущее. Они призваны нести свет православной веры, следовать заповедям и показывать остальным: Церковь – это не только наши дорогие бабушки в платочках, но и активные, образованные, очень интересные молодые люди, знающие, что во главе всего стоит Христос.

Ведущая Инесса Титова

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 17 апреля: 09:05
  • Среда, 21 апреля: 05:30
  • Суббота, 24 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​