Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

16 ноября 2022 г.

– На этой неделе мы отметили день памяти великомученика Димитрия Солунского, защитника своего отечества. Чем прославился этот святой и чем он дорог для нас?

– Действительно, святой великомученик Димитрий – один из самых известных святых, несмотря на то, что, казалось бы, прямой связи с нашей Родиной он не имеет. Мы особенно тепло и трепетно поминаем тех святых, что были наши земляками, однако знаем и примеры, когда ни удаленность в километрах, ни разница в менталитете не делают нас чуждыми друг другу. Как говорит Священное Писание, нет во Христе ни эллина, ни иудея. Мы знаем, что с человеком, любящим Христа, верящим в Него, доверяющим Ему, даже если он другого цвета кожи, роста, сословия, мы уже имеем общее и можем друг друга понимать.

Святой Димитрий был человеком, который родился в очень знатной семье. Это было в совершенно давние времена (III век нашей эры), в далеких Фессалониках. И мы знаем, что Его отец был проконсулом, человеком высокой должности, большого звания, военачальником. Он сам и его семья были тайными христианами. Естественно, они не могли говорить об этом вслух, потому что неминуемой была бы казнь и их самих, и их ближайших соратников, помощников.

Поэтому, рассуждая о пользе церковной, они сохраняли тайно веру во Христа, но определенные публичные действия совершали (в частности, дома у них была личная церковь). Когда мы говорим о тайном христианстве, думаем, что люди стараются вести себя так, чтобы вообще никто ничего не понял, а тут получается, что если придут к ним домой, то увидят церковь. То есть родители святого Димитрия были не до конца тайными христианами. Именно в этой домашней церкви и был крещен раб Божий Димитрий и воспитывался своими родителями в благочестии и вере.

После совершеннолетия Димитрия его отец скончался. Димитрий был наследником и, как образованный и талантливый человек, был назначен на место отца проконсулом, воеводой, военачальником Фессалоник. Естественно, его внутреннее состояние, религиозное чувствование дало о себе знать. Если его родители находили какую-то точку согласия для себя, что демонстративно они выражают одно, а внутри верят в другое, то у Димитрия это уже не получилось. Тем более что был отдельный указ от императора Максимиана особым образом гнать христиан, поощрять язычников. Но на местах Димитрий стал делать все совсем наоборот. Он стал языческие традиции и их последователей гнать, а христианам помогать, о чем, естественно, очень быстро все узнали.

Когда император возвращался из очередного славного похода, он решил заехать в Фессалоники, достаточно жестко вызвал к себе на аудиенцию Димитрия. Тот не стал ничего отрицать, сразу был лишен всяческих званий и арестован, его бросили в темницу.

Коли уж император посетил город, надо было устроить какие-то торжества. Мы до сих пор с этим сталкиваемся, когда зовем какого-то важного человека, стараемся накрыть вкусные столы, устроить празднество. Император тоже посчитал нужным украсить свой приезд, предложил устроить гладиаторские бои, на которых один из сильнейших его воинов должен был очень красиво и быстро справляться с местными воинами и с христианами, находящимися в заключении. Их специально выводили на поле сражения, где они, беззащитные, не имеющие даже элементарных навыков в сражениях, сразу же погибали.

Димитрий прошел не только через эти испытания. Мы недаром почитаем его как великомученика, потому что мучения длились по-разному. Нет даже описания человеческому изощрению в этом, что только не выдумывали люди. Обычно человек в рамках одного дня все это выдерживал, и после этого заканчивалась его жизнь. Но великомученики (их немного, прославленных в таком чине) – это как раз те люди, которые выдерживали не один день самых изощренных мучений, связанных и с огнем, и с водой, и с острыми ножами. И удивительным образом Господь показывал людям, что верные Ему, до конца прославляющие Его имя на своих устах могут не бояться даже самых страшных человеческих пыток. Они не смогут навредить таким людям.

Конечно, мы не можем не вспомнить слова Священного Писания: не бойтесь убивающих тело и не могущих больше ничего сделать с вами, бойтесь тех, кто может погубить вашу душу, которая вечная. Памятуя об этих словах, Дмитрий действительно прославился как великомученик, потому что претерпел не одну муку в течение длительного периода. И когда в конце концов он был усечен мечом, его тело, которое было небрежно отброшено в сторону, христиане подобрали, с торжеством понесли для погребения. А его верный слуга забрал его одежду, пропитанную его мученической кровью, подобрал с дороги его перстень, который тоже омочил в крови, и потом очень много совершал чудес этими святыми предметами.

Это странно, но мы видим, что Господь даже и предметам очень часто дает возможность творить чудеса, если эти предметы тесно связаны с воспоминанием об определенном событии. То есть это героизм в духовном плане, когда человек перед самыми страшными пытками не отрекается от Христа. Можно как рассуждать? «Сейчас я им скажу громко, что отрекаюсь, а на самом деле пальцами крестики сложу и вроде как не отрекаюсь». У многих современных людей, наверное, такое рассуждение и будет: какая разница, кому и что я сказал? Бог-то видел, что я внутри в Него верил, что я Ему доверяю, что я это делаю для того, чтобы сейчас выжить, но потом я буду на коленках до конца жизни это отмаливать.

Почему-то древние люди с этим не мирились, они не считали возможным подобное отношение. Мы видим пример родителей Димитрия. Он тоже мог определенным образом следовать тайному христианству. Исповедуя Христа распятого и воскресшего, мог наставлять других, поддерживать в силу своей власти и полномочий тех, кто в этом нуждается. Мы даже могли бы сравнить, где бы больше пользы принес Димитрий. Но мы видим, что он, как человек военный и прямолинейный, не смог сделать себе послабление. Прославляя Христа до своего последнего вздоха, он сделал окончательный выбор.

И, конечно, его мощи издавна почитались. В Средние века они прославились тем, что стали мироточить. От них стало исходить удивительное вещество, которое напоминает собой масло, но с особым благоуханием и прозрачное. Поэтому очень часто Димитрия зовут не только Солунским, но и Мироточивым. Он очень известен во многих Церквях. Его узнаваемое иконописное изображение напоминает нам о его основной профессии; он, как правило, изображается в одежде военного с копьем. Частота использования его изображения уступает, наверное, только образу Георгия Победоносца.

Наши воины, люди, кто непосредственно связан с военным служением, приходят в храм, ищут икону Георгия Победоносца, Иоанна Воина и часто спрашивают про Димитрия Солунского. Потому что знают, что этот человек, будучи сам военным, после своей смерти также продолжает окормлять и не оставлять своей заботы о тех, кто тоже носит оружие, связывает жизнь с защитой своей веры, близких и своего государства.

– Мы, наверное, тоже будем возносить молитвы этому святому в наше такое неспокойное и тяжелое время.

– Совершенно верно, так и нужно поступить. Тем более что русский народ знает, помнит и любит Димитрия. Мы знаем, что в его честь называется родительская суббота, которая совсем недавно была у нас (последняя суббота в этом календарном году, которую мы называем родительской, то есть вспоминаем наших усопших сродников, прежде всего родителей, братьев и сестер). Мы уже говорили, что эта родительская суббота, вероятно, связана со сражением на Куликовом поле.

Но есть и другая версия. Говорят, что многие славяне в эти осенние дни особым образом поминали умерших людей. Это интересная версия, потому что эта родительская суббота встречается не только в Русской Церкви, но и в Сербской, Болгарской. Это, может быть, не так уж тесно связано с историческим событием, сколько с традицией христианизации праздников. Есть такая поговорка: не можешь победить – возглавь. И христиане тоже использовали ее по-своему, когда видели, что невозможно народ отучить печь вкусные блины на Масленицу, и сделали ее не праздником языческого бога, а временем подготовки к Великому посту. И теперь мы также с радостью готовим блины, правда, уже не видим в них образа солнца и не считаем их священной пищей.

Например, в праздник Ивана Купалы девушки любили плести венки и прыгать через костер. И этот праздник стал днем памяти Иоанна Крестителя, потому что он был тесно связан с водой, так как крестил Самого Господа, многих своих учеников и обычных людей, кто приходил к нему. Поэтому мы считаем меньшим злом, когда человек празднует событие определенным обрядовым образом, при этом возносит хвалу не языческим богам, а Христу и Его угодникам.

Также был какой-то осенний период, в который люди почитали важным вспомнить о своих усопших. Но смерть, как любое неизвестное состояние, заставляла их бояться, поэтому они приносили покойникам определенные жертвы, часто даже человеческие. Мы, христиане, оставляем этот день как день поминовения, но не для того, чтобы бояться наших усопших и умилостивлять их какими-то приношениями, а для того, чтобы исполнить заповедь Христа о любви друг к другу. И тех, кого мы больше не можем обнять и поцеловать, но помним и оставляем память о них в своих сердцах, надо вспомнить за молитвой, раздать милостыню и попросить других людей тоже крепко молиться об усопших, которые уже не могут сами изменить свою жизнь.

– Память еще одной святой мы отметили недавно – Параскевы Пятницы, которая тоже посвятила себя Богу.

– Само имя Параскева означает «пятница». Ее родители очень чтили этот день. Мы знаем, что это постный день. Православные христиане стараются хранить среду и пятницу, соблюдая себя в посте и молитве. Это дни, когда мы вспоминаем наиболее трагичные события из жизни нашего Господа Иисуса Христа. В среду Его предал ученик и апостол Иуда, а в пятницу совершилась Его смерть на кресте.

Особым образом день распятия Господа чтили родители святой Параскевы, поэтому и назвали ее в честь пятницы. А русский человек уже это расшифровал. Она, будучи верующей девушкой, осиротев достаточно рано, становится образцом христианской правды. Мы говорили уже о мужчине, который был военным. А теперь говорим о девушке, которая, казалось бы, должна, как и любая девушка, быть тонкой, хрупкой, нежной. Однако свою горячую веру она не просто держит где-то в себе, а активно совершает дела веры, просвещая многих язычников, то есть являет собой нетипичный пример активной женщины.

Мы знаем, что в библейской церковной традиции у нас за женщинами остается второе место. Впереди – мужчина, который работает, трудится, а жена – ему помощница. А здесь мы видим, что Параскева становится сама первоочередным героем в этой истории. Конечно, это не может радовать окружающих ее людей. Несмотря на ее женский пол и юность, ее по закону следует наказать, арестовать и мучить. Мы видим, что, несмотря на страшные пытки, которыми мучили Параскеву, она так и не смогла допустить предательство Христа, сказать что-то другое, сговориться со своей совестью и была умучена до смерти.

С тех пор ее имя прочно закрепилось в человеческой памяти, в честь Параскевы очень часто называли придорожные часовни, считали ее покровительницей скота, земледельцев. Память о ней проникла и к русскому человеку, кто-нибудь да слышал об этой святой, просто был мало знаком с ее житием.

– Память еще одной святой мы празднуем в эти дни. Мы вспоминаем Анастасию Римскую, преподобномученицу. Чем она нам близка?

– Да, очень интересное житие у Анастасии Римляныни. Она осиротела очень рано (ей было около трех лет, когда она осталась без родителей), и ее взяли на воспитание в ближайший монастырь. Она жила в женском монастыре, впитывала в себя атмосферу взаимной любви, любви ко Христу, постигала азы закона Божьего, знакомилась со Священным Писанием, училась христианским добродетелям: смирению, терпению, труду, послушанию. Когда она выросла, в 21 год она уже абсолютно осознанно, а не просто ради традиции, приняла иноческий постриг и стала инокиней (почему мы ее и зовем преподобномученицей).

Она сама, в отличие от Параскевы, не навязывалась на послушания, не шла на какие-то активные поступки, миссионерские дела. Единственное, она всегда четко отказывала всем ухажерам и женихам (это было проявлением ее личной воли). Несмотря на то, что она уже была инокиней, она была настолько красива, что мужчины не переставали пытаться ухаживать за ней в надежде, что все-таки соблазнят ее деньгами, властью, может быть, чистой, красивой любовью. Но она раз за разом стоически отказывала им, невзирая на все искушения. Может быть, этой своей прямотой она и прославилась, хотя особых подвигов не совершала.

Император Деций (или Декий) возобновил особо острые гонения на христиан. Может быть, отверженные ею обиженные мужчины или те, кто знал о непримиримости позиции святой, вытащили ее из монастыря и привели к императору как вредительницу, крещеную, да еще и монахиню, которая публично отказывает всем приличным людям, не хочет идти замуж, потому что верит в распятого Христа.

Тогда императору ничего не оставалось, как арестовать ее и предать мучениям. Но тем, кто стоял у орудий пыток, тоже не давала покоя ее удивительная красота. И они старались своими пытками не столько умучить ее, чтобы заставить из-за боли отказаться от своего Бога, сколько старались изуродовать ее тело, чтобы пройтись по дарованному Богом дару красоты. Ей ломали зубы, выдирали ногти, срезали волосы, обжигали кожу, то есть старались ударить по самому больному. Но до самой смерти святая не произнесла ни одного хульного слова на своих мучителей и молилась Господу, славя Его и хваля до самого конца.

Мы рассмотрели уже трех святых, их главное качество, за что Церковь их ценит, хотя они совершенно разные по полу, знатности, личным мироощущениям (кто-то монах, кто-то нет). Но мы видим, что за мученическую кончину жизни их и прославили.

Мученичество – это отдельный чин наших святых, о которых стоит говорить. Потому что для христианской Церкви это наиболее значимые первые святые. Да, у нас есть и святители, и преподобные, и благоверные. Но христианская Церковь началась с мученичества. Как маленькое зернышко сажают в землю и его обязательно нужно полить, так и зерно христианства было обильно полито кровью мучеников. И именно на этой крови Церковь выросла и окрепла.

Христианин, живущий тогда, жил одним днем. Это то, что должно быть естественно для каждого христианина и сейчас, но нам тяжело. Мы живем в комфортных условиях, привыкли к ним, к тому, что тема смерти табуирована. С кем-то это все время происходит – катастрофы, беды, проблемы, но не с нами. Нам кажется, что мы будем жить здесь вечно. А люди, которые вынуждены были не только себя, но и своих детей оставлять без средств к проживанию, бросать привычную жизнь, прятаться в катакомбах, знали, что только за то, что они верят в Иисуса распятого и воскресшего, их самих, всю их семью и общину могут измучить, выбросить на гладиаторские бои или на съедение львам при улюлюкающей, свистящей, вопиющей толпе. Это делало абсолютно другим их мироощущение. Они реально жили каждый день как последний.

Сейчас мы говорим: «Братья и сестры». Это такая формулировка, образ речи. Мало кто из нас вкладывает в эти слова реальное ощущение, что люди перед нами – это наши братья и сестры, следовательно, и относиться к ним надо соответственно. Я могу что-то не понять, но уважаю старшего брата, могу посмеяться, но всегда заступлюсь за младшего брата. Могу иногда обижаться, но всегда буду рядом и все прощу своим брату и сестре потому, что мы связаны по крови.

И здесь мы тоже связаны одной кровью, – кровью Христа, огромного сонма мучеников, которые с самого первого дня существования Церкви обагряли ею возрастающую христианскую Церковь. А тогда, согласно книгам, люди относились друг к другу с еще большей любовью. Потому что, взирая друг на друга, видели не просто братьев и сестер по вере, а будущих мучеников. Сегодня ты с этим человеком делишь трапезу и хлеб, бок о бок с ним спишь, а завтра ты его тело благоговейно будешь нести сюда же, домой, но уже почитая его как мученика, как исповедника за веру. На его теле потом будет совершаться Евхаристия, Тело и Кровь Христа будут преподаваться верующим. И такое отношение к мученикам в Церкви было всегда.

Да, прошли века, и Церковь у нас в России почувствовала себя очень спокойно. Это была уже государственная религия. Все граждане России, подчиненные государю-императору, помазаннику Божьему, должны были исполнять заповеди, исповедоваться, причащаться. Это все регламентировалось административным ресурсом. Но при этом зачастую не было глубины веры и у тех, кто считал себя верующими, и у тех, кто был вынужден скрывать свою настоящую веру или безверие, чтобы мог занимать свое подчас высокое место.

Мы понимаем, что были проблемы и в духовных семинариях. Там обучали не тех, кто хотел бы стать священником, а детей священников, которые порой не хотели продолжать путь своих отцов. Или тех, кто, может быть, имел другое мнение, основанное на современных науках, но никак не мог отделиться, потому что иначе лишил бы себя и свои научные проекты обеспечения.

Мы видим, что и наша Церковь очистилась тоже страшными вещами. Революция, казалось бы, разрушила тот красивый, райский образ нашей Церкви, когда храмов было полно, все были верующими, кругом ходили крестными ходами, сам царь-батюшка стоял в храме на службе. Но мы видим, что в страшный период богоборчества Церковь тоже была подпитана кровью мучеников. И эти люди были уже нашими современниками.

Вспоминая каждый раз древних мучеников, память которых праздновали на этой неделе, мы постоянно вспоминаем и о новомучениках. Открывая наш церковный календарь, мы видим, что в конце идут имена новых святых, которые сто лет назад ходили по нашей же земле, рождались в наших же городах, жили жизнью обычного, почти современного нам человека. Но и они, подобно своим древним наставникам первых веков христианства, принимали подчас страшные мучения и просто незаслуженную смерть за то, что имя Христа не сходило с их уст. За то, что не подписывали бумагу о том, что они отрекаются от Бога, что их вера является прикрытием, а на самом деле они занимаются контрреволюционными вещами.

Уже есть огромный сонм новомучеников, и еще многих нам предстоит канонизировать. Есть специальная синодальная комиссия, которая рассматривает вопросы канонизации святых. Раз за разом вскрываются все новые и новые факты, какие-то свидетельства о чудесах, которые происходят по молитвам святых новомучеников.

Как это все связано с нами? Очень просто. Мы должны, взирая на пример наших братьев и сестер, научиться любить Христа так же, как любят они. Зачастую наши отношения с Богом напоминают какую-то механическую задачу: нам надо поставить свечку, сходить в церковь и написать записку, исповедоваться и причаститься. Приходится соблюдать заповеди, иначе Бог нас накажет. А надо постараться возрастить в себе сыновнюю любовь, чтобы делать все это не из-за страха наказания, не из-за того, что нас как бы палкой гонит закон Божий, а потому, что мы боимся, как сыновья, расстроить и опечалить нашего Небесного Отца. Потому что мы хотим доставить Ему радость и всю нашу жизнь посвятить Ему.

Когда мы действительно крепко Его любим, то начинаем и все обрядовые вещи исполнять с определенной радостью, начинаем к другим людям относиться с большей любовью и вниманием. И, конечно, наша жизнь тоже начинает меняться, мы приходим к той самой святости, инаковости, о которой говорим. Как знать, может быть, пример мучеников, которых мы сейчас вспоминаем, последовавших им новомучеников поможет и нам в нашей жизни.

Опираясь на факты из житий святых, вспоминая древние мартирологи (специальные письмена о том, как мучили этих людей), мы получим крепость веры. И, несмотря ни на какие сложности, преследования, препятствия, может быть, даже и мучения, мы будем следовать за Христом, верить Ему, нести Его имя на своих устах как знамя нашей победы, прежде всего над дьяволом и всяческим злом. И тогда Господь, Который говорит, что верный Ему в малом будет верен и в великом, не оставит нас и примет с радушием в Свое Небесное Царство.

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать