Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

16 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы нередко в наших программах говорим о том, что дни нашей жизни не идут, а летят. Еще совсем недавно мы говорили о том, что завершился Рождественский пост, а сейчас уже началось подготовительное время перед Великим постом. Начнется он в этом году 7 марта. Наступающая неделя – Неделя о мытаре и фарисее. Почему незадолго до поста мы вспоминаем именно эту историю?

– Когда человек впервые в купальном сезоне собирается войти в воду, он заходит в нее аккуратно (хотя, безусловно, есть любители сразу нырнуть). Так организму легче настроиться на перепады температуры. Так и наша мудрая Церковь предуготавливает своих верных чад к особо строгому Великому посту, чтобы человек не испытывал резкого стресса от перехода с обычной жизни к строгому времени самоограничения. За месяц до начала Великого поста наступают подготовительные недели. Каждая седмица должна нас чему-то научить, настроить на нужный лад, перестроить нашу жизнь, чтобы пост в конечном итоге стал для нас ожидаемым. Это видно даже по пище. Сначала Церковь предлагает нам отказаться от мяса, а только потом, после масленичной недели, от других скоромных продуктов.

Неделя о мытаре и фарисее (первая в ряду подготовительных недель) практически никак не отличается от других воскресных дней (ведь в церковнославянском языке воскресенье называется «неделя»). Единственное, что на всенощном бдении, в самом его торжественном месте, выключается свет и хор поет умилительное песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Наступает время задуматься о своей душе. Никак еще не ограничивая своих верных чад в жизненных делах и привычной еде, Церковь предлагает хотя бы задуматься о том, что пора перестраивать свою жизнь, усиленно работать над собой.

Первая подготовительная неделя не случайно названа в честь притчи, которая была рассказана Спасителем. Вообще Евангелие именно тем и удивительно, что, в отличие от множества других книг, из года в год продолжает жить. У нас, наверное, еженедельно или ежедневно издается множество книг современных авторов, которые даже никто прочитать не успеет, как они могут кануть в Лету. А книга, которой уже более двух тысяч лет, из-за особенности проповеди Спасителя, Который обращался к простым людям с притчами, остается по-прежнему актуальной, как будто написанной прямо сегодня. Христос не использовал длинные обороты речи, не усложнял Свою речь терминами и какими-то специфическими словами. Он говорил очень просто, на доступных живых примерах рассказывая людям различные истории. Мы многое, по идее, уже не должны бы понимать: мы не владеем тем языком, живем в совершенно другом мире, но удивительно, что истории для людей тех лет доходят и до наших сердец.

Одна из историй, которую рассказал Иисус Христос, звучала так. Два человека встретились в храме. Это были мытарь и фарисей. Мытарь молился сам про себя своей скромной молитвой, а фарисей, как это обычно делали люди его круга, начал достаточно громко благодарить Бога за то, что он не такой, как этот мытарь.

Кто такой мытарь? Один из самых скверных людей для евреев. Когда Иудея находилась под римским владычеством, естественно, были внесены необходимые административные изменения. Иудеям оставили их культуру, у них остался свой царь, все системы власти, храм, богослужение. Но при этом Рим внес свои коррективы, поставил прокуратора, однако не озаботился тем, чтобы найти специальных людей для сбора налогов, посчитав, что это лишняя трата средств. Поэтому прокуратору было дано задание собирать людей из еврейского народа, которые сами будут со своих сограждан и соплеменников собирать определенную сумму, чтобы передавать ее в кассу империи. Но есть один момент: Рим не собирался платить этим людям. Подразумевалось, что любой мытарь, будучи на службе у оккупантов (как тогда воспринимали и называли римлян), должен был собирать с каждого человека больше, чтобы на оставшиеся деньги он смог прожить сам и прокормить свою семью.

Для евреев это было очень болезненно, потому что это были свои люди из богоизбранного народа. Они должны были соблюдать нравственный закон, данный Богом Моисею на горе Синай. А этого не происходило. Получилось так, что мытарями стали особо ушлые люди, которые искали, у кого бы больше забрать. Они ходили по домам, ездили везде со своей мытницей. Евреи ненавидели их, без добра относились к ним, презирали, плевали в их сторону. Это было понятно. 

Фарисеи же, наоборот, были особо чтимыми и уважаемыми людьми, которые жили особо благочестивой жизнью. Это праведники того времени, которые усиленно старались соблюдать Божьи законы. Они с детства воспитывали своих детей так, чтобы ребенок вырастал в словесах Божественного Писания, носил их в себе; чтобы он знал наизусть, сколько строк на странице, сколько слов в строке, сколько букв по диагонали; мог целыми отрывками или главами говорить из Священного Писания и соблюдал досконально все 613 заповедей закона: и запретительные, и установительные; был примером для остальных людей. Заботясь о том, чтобы все увидели, как фарисеи правильно что-то делают, они личное делание превратили в некоторое показное действие. Фарисеи надевали специальные одежды, демонстративно посыпали голову пеплом, когда нужно было поститься. Они могли резко остановиться на улице и начать громко молиться Богу, чтобы все видели, какой это праведный, святой человек.

Казалось бы, в истории, рассказанной Спасителем, все понятно. Фарисей прав, потому что он пришел молиться и делает это правильно. Он не совершает ничего скверного. А мытарь зачем пришел? Он же грешный человек. Но в притче, которую Спаситель рассказывает, мы видим некоторый подвох, потому что молитва фарисея на самом деле не является молитвой благодарения. Одно дело, если бы фарисей что-то просил у Господа или молил Его о чем-то, хвалил или благодарил Его за какое-то особое дело в своей жизни. Но фарисей смог превратить даже эту молитву в момент самовозвышения, самовосхваления. Потому что он рассуждал так: «Спасибо, Господи, что я не такой, как мытарь. Я другой − праведный, воспитанный в вере. Как хорошо, что я такой человек!»

А мытарь в это время ни о чем подобном не помышлял и молился короткой молитвой: «Боже, очисти мя, грешного! Боже, помилуй мя, грешного!» И эта молитва очень близка христианскому сознанию, тому, что проповедовал Спаситель мира. Мы можем Бога просить, благодарить, но только о сокровенном, о своем. Люди даже говорят: «Помолись обо мне». Это замечательно, но прежде всего для человека должно быть важно спасение себя, он должен выстроить свои отношения с Богом.

Здесь действует закон воздушного судна. Если в случае разгерметизации салона самолета используются кислородные маски, правила четко гласят: родителю необходимо сначала надеть маску на себя, а только потом на ребенка. Хотя кажется, что это противоречит естественной логике: ребенок задыхается, ему нужно помочь. На самом деле, если начать помогать ребенку, можно как-то не так надеть на него маску или не успеть надеть, а ребенок уже не сможет помочь тебе. Тогда умрут оба. А если сам будешь спасен, спасешь и другого. Так говорил и преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен − и тысячи вокруг тебя спасутся». Займись собой. Это тоже очень важный момент. Молиться за другого – это замечательно, но прежде всего человек должен выстраивать свои личные отношения с Богом.

Этим и занимался мытарь. Он осознавал себя грешным и просил у Бога помилования себе: «Боже, помилуй мя, грешного!» Он никого не привносил в свою молитву. Фарисей же, вроде бы обращаясь к Богу, при этом приплетал в эту таинственную внутреннюю связь мытаря, потому что видел в нем образец всего нечестивого в народе. Он, возможно, искренне благодарил Бога за то, что не является таким, как мытарь. Но Спаситель проповедует нам любовь к людям вне зависимости от того, нравятся они нам или нет, вне зависимости от их типа жизни, цвета кожи, местоположения или статуса. Мы призваны любить любого человека, потому что он был сотворен Богом, и Христос за него впоследствии распялся и воскрес.  

Поэтому выясняется, что даже такая праведная молитва может быть в осуждение человеку. Часто этим грешим и мы с вами, когда, рассуждая, говорим: «Мы-то, слава Богу, православные. Мы не такие, как эти неверующие люди. Я хожу в храм, употребляю утром натощак святую воду и просфору, молюсь полными правилами». Вот здесь момент фарисейства может быть нам очень близок.

И, конечно, в этот день, когда Господь Сам осуждает гордыню, каждому из стоящих в храме нужно задуматься о своей гордыне: не выросла ли она, как страшная злокачественная опухоль, которая уже мешает ходить, передвигаться и жить дальше? Не пора ли ее удалять из своего организма, работая с помощью острых инструментов: смирения, терпения и послушания? Все это нам даст грядущий пост. Но для того, чтобы на него настроиться, нужно сначала приготовить себя к нему. Ведь для того, чтобы в чем-то покаяться, необходимо сначала в этом признаться. Каждый из нас должен заглянуть в свою душу и определить: а кто я в этой двоице? Являюсь ли я мытарем, который, живя неправедной жизнью, оплакивает свой грех и просит у Господа милости? Или я нет-нет да и подмечу украдкой: я все-таки лучше, чем все остальные?

Безусловно, человек − социальное существо: нам очень важно, что о нас думают и говорят. Но Иисус Христос не раз и в строках Евангелия, и в Священном Предании объясняет нам, что это не то, на что нужно смотреть. «Чего удивляетесь, – говорит Он Своим ученикам, – что мир гонит вас? Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое. А вы не от мира. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше». Поэтому ученик не может быть в этом плане выше своего учителя. Нам нечего удивляться, что порой про нас, людей православных, верующих, говорят вовсе не хвалебные вещи: «Вот верующий, в храм ходит, а так себя ведет!»

Нам нужно стараться смотреть в глубину собственной души, ведь она многим людям видна через наше поведение. У старцев на Афоне есть замечательная поговорка, что человек как сосуд: если тронешь его случайно, он зашатается и разольется то, чем он наполнен. Проверка простая: достаточно ударить себя молотком по пальцу и послушать, что исходит из твоих уст.

Когда люди пытались уточнить у Иисуса Христа, как же все-таки правильно соблюдать телесный пост, они имели в виду пищу, но получили очень интересный ответ: Не то, что  входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст. Об этом мы тоже должны задуматься перед постом. Важно стараться работать над собой, чтобы после поста эта скверна – пустословие, сквернословие, смехотворство, язвительность, осуждение других людей, колкости – ушла и минула нас, а пасхальный период стал обновлением нашей жизни.

Батюшка, а почему на этой неделе нет поста в среду и пятницу?

– Это очень важная тема. Типикон указывает нам на исторические предпосылки такой практики. Во времена споров о том, когда будет Пасха, еретики решили установить пост на эту неделю. Православные для себя его отменили специально, пытаясь отстоять идею о другом времени подготовительного поста и празднования Пасхи. По соблюдению поста на этой неделе люди отличали православных от еретиков.

Сейчас в быту можно услышать другое, чуть более наивное, но душевное объяснение: этот пост попирает зачатки нашего фарисейства. Нередко пост трактуется людьми как некоторое личное достижение. Особенно часто такое можно услышать Великим постом. Это один из периодов, популярных среди тех, кто мало воцерковлен и мало постится. Когда люди решаются наконец-то попробовать соблюдать пост как нечто необычное, эксклюзивное, они всем рассказывают: «Я вообще-то сейчас пощусь, у меня очень строгая диета». На самом деле пост – это не диета, не время для похвальбы и, естественно, не какой-то бонус или достижение, дающее человеку дополнительные права и совершенство. Пост – это инструмент для работы над собственным несовершенством. И в эту неделю Церковь не постится, чтобы ни один фарисей не сказал: «А я по-прежнему соблюдаю среду и пятницу». Церковь не только иногда велит что-то делать, но и строго говорит: «Сейчас не положен пост или земные поклоны».

Подчиняясь уму отцов Церкви, которые в свое время определили такой порядок, стоит когда-то позволить своей душе и телу праздник. Может быть, в виде вкушения не постной, а скоромной пищи в постные дни (среду и пятницу на сплошной седмице после Недели мытаря и фарисея).

– На следующей неделе мы отмечаем большой праздник – Сретение Господне. В чем важность события, которое мы вспоминаем в этот день?

– Нужно вспомнить Ветхий Завет. Согласно закону, который Господь дал Моисею на горе Синай, человек должен был определенным образом посвящать себя Богу. Особенно Богу посвящались первенцы: они, в принципе, должны были оставаться служить в скинии. Но со временем это изменилось. Господь заповедал служить в скинии левитам, а другим людям было дано благословление: когда у них рождался первенец, они должны были принести его в храм и дать за него Богу жертву.

Существовал закон очищения женщины после родов. Если у нее рождался мальчик, через неделю (на восьмой день) она должна была принести младенца для обрезания, а затем еще тридцать три дня оставаться дома, потому что считалась нечистой до окончания некоторых физиологических процессов. К слову, если рождалась девочка, этот срок почему-то увеличивался до восьмидесяти дней с момента рождения ребенка. После периода очищения, если ребенок был первенцем, родители приносили его в храм для посвящения Богу.

Согласно тексту Нового Завета, Пресвятая Богородица и Иосиф правильно исполняют заповедь, закон Божий. Они приносят Младенца в храм на сороковой день. Внезапно у храма их встречает старец Симеон, который, по Преданию церковному, был одним из переписчиков текста греческой версии Библии, которая называется Септуагинта (другое название − «Перевод семидесяти толковников»). Считается, что он, переписывая текст, обратил внимание на момент, где было написано: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына. Он очень смутился: в то время книги переписывали, и Симеон решил, что кто-то из прежних переписчиков мог ошибиться. Он подумал: «Как же так? Такое небрежение к священному тексту! Конечно, дева родить не может, надо исправить на слово “женщина”». Но как только он стал исправлять текст, ему явился ангел Господень, который сообщил, что это не ошибка: «Так и написано. Не тебе, человек, лезть со своим разумением в великие дела Божии. Для того чтобы ты убедился в этом, ты не умрешь до той поры, пока сам не встретишь Спасителя».

По преданию, год за годом, десятилетие за десятилетием и век за веком проживал Симеон. Он был уже очень дряхлым старцем. Уже прошли многие поколения людей, и никто не помнил, когда же этот старец появился у ворот храма. Но он точно знал, Кого ждет. Поэтому, увидев маленького Иисуса на руках у Матери, он подошел к Ней и попросил взять Младенца на руки.

В тексте Евангелия сохранилась молитва, которая сейчас регулярно читается (в том числе на вечернем богослужении): «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Удивительный, умилительный старческий вопль, казалось бы, человека умудренного несмысленному младенцу. Интерес и красота этого праздника, события состоит в том, что случилось все наоборот: жалкий маленький человек держит на руках Создателя, Творца и Промыслителя всей Вселенной. Пока все вокруг видели седого старца, держащего Младенца, он видел ситуацию по-другому и обращался к Младенцу как к своему Великому Господину, Отцу и Богу: «Теперь Ты отпускаешь Своего раба, Владыко, по Твоему глаголу (как Ты и говорил) с миром. Вот мои глаза увидели спасение, которое будет у всех людей в Израиле». Эти трогательные слова Церковь соблюла и сохранила в виде молитвы, которую мы нередко употребляем, к сожалению, зачастую даже не задумываясь о ее глубоком смысле.

Конечно, святой Симеон пророчествовал Пресвятой Деве Марии о тяжких искушениях и сложностях в Ее жизни, которые будут связаны с непростой ролью Спасителя. Конечно, эти слова прошли через сердце Пресвятой Богородицы и Она всегда их помнила. Священное Предание также говорит, что недалеко была некая Анна, которая долгое время пребывала в храме. Она тоже, будучи пророчицей, свидетельствовала о Пречистой Матери.

Это очень трогательный и важный праздник. В быту мы часто говорим, что в Сретение земля радуется: зима с весной встретились. На самом деле не в этом смысл праздника. Смысл во встрече Ветхого и Нового Заветов. Воплощенный Новый Завет – Матерь Божия − несет на руках Творца, Спасителя и Царя мира. Несет в храм ветхозаветный,  ветхозаветными законами составленный, организованный, для воплощения того, что было предписано Ветхим Заветом.

Новый Завет встречается с Ветхим. Маленький ребенок на руках у Матери встречается с ветхим старцем, который Его ожидает. Новый нравственный посыл встречается со старым буквальным исполнением заповедей, связанных зачастую с очень приземленными вещами. Это праздник всего нового. Это праздник, который, не опровергая, не обвиняя ни в чем старое, предлагает новое. Он вливает новое вино в ветхие мехи. Поэтому не случайно именно этот день принят в Русской Православной Церкви за день православной молодежи. Новое в Церкви – это, конечно, молодежь, которая приходит в храм порой в джинсах, с татуировками, разноцветными волосами, крупными серьгами или какими-то другими украшениями. Она позволяет себе громко смеяться рядом с храмом, а во время богослужения снимает все на телефон или следит за молитвами по телефону.

При этом все новое хоть и шокирует старое, но Церкви необходимы новые люди: дети, молодежь, подростки. Особый день, выделяемый для них священноначалием, очень важен. Это знак того, что мы не только, как это принято, говорим: «Ты еще маленький, ничего не понимаешь, доживи до моих лет». Нет, это знак, что мы рады: в Церковь приходят новые молодые люди, посвящают свою жизнь Богу и привносят в достаточно закрытый, консервативный церковный организм новый свежий воздух, с помощью которого этот церковный организм живет, произрастает и приумножает плоды своего благодатного дела в нашем грешном мире.

А какими делами заявляет о себе православная молодежь в нашей епархии?

– В нашей епархии достаточно много молодых людей, которые считают себя верующими, то есть посвящают свою жизнь Богу. Я думаю, нет ни одного храма, где нельзя было бы найти хотя бы одного молодого парня (или девушку), который регулярно приходит на службу, помогает священникам. Таких много. Обычно они не могут стоять в храме как простые прихожане. Они обязательно находят себе какую-то задачу: либо поют на клиросе, либо помогают священнику в алтаре, либо работают на одном из послушаний.

При многих крупных храмах (обычно не в самом храме, а в воскресной школе или в общем помещении), как правило, действуют молодежные клубы, в которых по вечерам (чаще в воскресенье) проходят заседания. Там за чаем, разговорами молодые люди занимаются тем, к чему привыкли: смотрят фильмы, читают книги, обсуждают жизнь и историю. Они встречаются с интересными людьми, ездят в паломнические поездки и экскурсии, общаются со своими товарищами и всячески показывают, что у Церкви есть молодое лицо.

Наверное, в жизни каждого человека происходит встреча с Богом. Очень хорошо, если она происходит как можно раньше − в молодом возрасте. Тогда человек уже идет по своему жизненному пути с Богом.

                                                                                                      Ведущая  Инесса Титова

Записали Ксения Будченко и Ксения Комарова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 29 июня: 05:30
  • Суббота, 02 июля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​