Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

16 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3

– Прошла первая неделя Великого поста. Она задала тон, настрой на этот особенный период. Вообще как перестраивается жизнь человека во время Великого поста?

– Конечно, в идеале для воцерковленного человека пост должен быть радостным временем. Когда наступает период поста, мы должны радоваться и говорить друг другу: «Наконец-то пост!» Но на практике мы видим, что нам очень тяжело ограничивать себя в чем бы то ни было: начиная от еды и развлечений, заканчивая какими-то личными делами – за них все стараются взяться именно постом: «Когда же, как не в это благодатное, благоприятное время?»

Мы замечаем, что усталость начинает приходить даже не к концу первой недели, а уже на второй день. Первый день поста человек встречает одухотворенный, полный ожиданий. На второй день уже сказывается обилие земных поклонов, совершаемых на утреннем и вечернем богослужении, длительность служб, сложность церковнославянских слов в Великом каноне Андрея Критского. После пост каждый день чувствуется человеком – и его мышцами, и его душой.

Но это время – очень благодатное: человек может провести для себя некий экзамен, устроить себе какую-то проверку. Как у автомобиля есть техническое обслуживание, так у христианина есть пост, когда он внимательно осматривает каждую свою «деталь» и смазывает ее елеем молитвы и поста. И, конечно, мы видим, как Церковь заботится о своих верных чадах – в выходные дни строгость поста несколько уменьшается. Я сейчас говорю не о еде, а о духовном наполнении этих дней: для верующих людей они остаются особенными.

Суббота со времен Ветхого Завета – это день, который необходимо посвятить Богу, воскресенье – день Воскресения Христова, малая Пасха. В эти дни отменяются особые великопостные богослужения и совершается Божественная литургия: по субботам – святителя Иоанна Златоуста, а по воскресеньям – святителя Василия Великого. Литургия Василия Великого длится чуть дольше, и мы знаем, что в ней немного другие, более продолжительные тайные молитвы священника. Но для нас, конечно же, главное – что в эти дни мы можем беспрепятственно причащаться Тела и Крови Христовых, к чему должен стремиться каждый христианин.

Весь период Великого поста таинство Причащения, помимо субботы и воскресенья, нам доступно только по средам, пятницам и праздничным дням, устанавливаемым Церковью, когда совершается особая служба – литургия Преждеосвященных Даров. На такой литургии Дары уже не освящаются. Они приуготовляются заранее, в день, когда совершается полная литургия, благодаря чему после долгой утренней службы верующие могут причаститься Преждеосвященных Даров.

– Батюшка, а причаститься могут все или только какая-то особая категория людей?

– На этих литургиях причащаться разрешается всем, за исключением младенцев, которые еще не могут вкусить частичку Тела Христова. Но, так как такие службы совершаются в будние дни, когда редко приходят с младенцами, думаю, это ограничение не особо заметно. Так что если кто-то имеет большое желание, да еще и никогда не был на этом богослужении – милости просим. Практически во всех православных храмах нашей епархии такие литургии совершаются, нужно только ознакомиться с расписанием в ближайшем к вам храме.

– Всем ли нужно поститься и какая может быть польза от того, что ты постишься вместе со многими людьми? Это как-то влияет на жизнь человека?

– Конечно, пост меняет человека. Я думаю, наверняка найдутся люди, не совсем согласные со мной. Но важно, что мы говорим не о какой-то диете. Пост – это период, когда человек сознательно разбирается в себе. Это время сугубой работы над собой, анализа и исправления себя.

Я уверен, что любой человек, даже неверующий, согласится с тем, что обществу в принципе полезно меняться в лучшую сторону, и закон здесь абсолютно простой: чтобы вокруг тебя было чисто, сначала сам начни выбрасывать обертку от конфет в мусорку и иногда подбирай за другими – и все. Все очень просто. То же и с постом.

Конечно, если бы люди понимали важность и необходимость поста, в идеале могли бы быть зримые изменения нашего общества. К великому сожалению, мы видим: хотя среди людей пост очень популярен, особенно Великий (часто пытаются начинать поститься именно с него), и многие интересуются особенностями русской обрядовой кухни и богослужебными традициями дней Великого поста, большое количество людей игнорирует факт того, что это время самоограничения.

И мы можем видеть логичные последствия этого: в магазинах начинаются акции на мясные и молочные продукты, самые известные звезды приезжают к нам в город именно весной... Понятно, что для нас это не повод осуждать людей, которые не избрали путь серьезной работы над собой, но повод задуматься о том, как, к сожалению, еще далеко нашему обществу до возрождения. Все это в наших руках.

Когда человек постится, конечно же, он должен не только не есть мяса, но, прежде всего, не «есть» других людей. Об этом, к сожалению, забываем. Мы, люди, состоим из плоти и крови, мы все со своими грехами и страстями. И если еще лишить нас вкусненького, интересненького, то мы начинаем раздражаться, гневаться, рассказывать близким о том, что они живут неправильно, на работе упрекать коллег, что они ничего не знают и не понимают, осуждать тех, кто в храме мешает нам смотреть на любимую икону.

От этого предостерегает нас Сам Господь. Он показывает нам другой, новый пример. В Его время фарисеи постились так: они надевали древние, старые, порванные одежды, посыпали голову пеплом; когда шли, останавливались через каждые несколько метров на углах улиц, чтобы вознести молитву к Богу, потому что постные дни необходимо было особым образом выделять. Но Господь говорит: ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Вот об этом и помнят христиане, и они стараются поститься с улыбкой на лице и в красивой одежде.

Конечно, хочется сказать, что пост обязателен для всех, но сейчас не то время, и у людей есть огромная свобода, они могут выбирать. Так вот, именно эту свободу в человеке Господь и ценит. Пост полезен тогда, когда человек добровольно выбирает отречение от какой-то вещи, от какого-то своего убеждения, от какой-то привязанности, которая мешает ему прийти к Богу.

Истинная свобода – в ограничениях. Свобода же без рамок и границ наступает на свободу других людей и перестает быть свободой. Когда человек может все, что хочет, но знает, что что-то ему будет неполезно, и сам выставляет себе границы, чтобы сохранить внутреннюю свободу выбора, – это и есть пост.

Мы, конечно, можем пожелать всем нашим зрителям, слушателям, их близким, знакомым и родным хотя бы попробовать себя на этом спасительном поприще. Мы можем посоветовать им потренироваться. Тогда они увидят, что человек – хозяин всего мира, имеющий несколько высших образований, хороший достаток, – может не быть хозяином даже своего желудка.

В целом при правильном подходе к посту, следовании церковным традициям, святоотеческим наставлениям и, естественно, при исполнении евангельских заповедей есть все шансы встретить Пасху Христову обновленным духом, душой и даже телом.

– Во время Великого поста каждая неделя, каждое воскресенье посвящены какому-то важному событию. Завтра отмечается Торжество православия. Какова история этого праздника?

– Совершенно верно. В первую неделю Великого поста, уже в первое воскресенье, православные христиане отмечают этот праздник. Вот так мы и живем: не успели попоститься – и уже праздник. Но то, что это праздник, естественно, не означает, что можно приостановить работу над собой, забросить пост. Праздник для христианина – это несколько иной спектр действий, и он может проходить даже во время поста. Мы не раз говорили об этом в наших передачах.

Праздник Торжества православия – особенный, потому что он выстрадан людьми. Он был внесен в церковный календарь из-за множества событий, которые происходили в Древней Церкви. Мы вспоминаем и о том, как многие не приняли Христа, и о том, как многие, приняв Христа, решили, что учение о Нем недостаточно совершенно, и стали вносить свои предложения, по-своему толковать представления о Боге.

Вольнодумие породило множество ересей – так называются несостоятельные с точки зрения Церкви учения, которые распространяют неверные суждения о Боге, Его Промысле, Его выражении в мире. И вот Церковь была вынуждена собираться на Вселенские Соборы, чтобы отбивать атаки людей, подчас очень образованных, талантливых, харизматичных, которые всегда наступали на одни и те же грабли – что-то частное они считали намного более важным и ценным, чем целое. Из-за какой-то мелочи в догматическом плане эти люди были готовы пожертвовать всем, лишь бы их понимание считалось самым правильным.

Христианская Церковь знает семь Вселенских Соборов. Каждый из них боролся не с одной ересью и формировал наши специальные церковные догматы – основные вероучительные истины, которые рассказывают нам, как правильно верить в Бога. На самом деле их немного – если переписать все догматы, они поместятся на одной странице обычного блокнотика. Но учение Церкви о них – это целая наука: догматическое богословие (в сокращенном виде – катехизис; в том или ином формате он наверняка есть в каждом доме).

И вот мы празднуем воспоминание последнего Вселенского Собора, осудившего иконоборчество. В то время люди открыли для себя мир иконы и, не совсем еще понимая значение этого, всем сердцем полюбили икону. Казалось бы, что в этом может быть плохого? Но всегда и везде есть свои перегибы. Люди так полюбили иконы, что стали мнить их как бы живыми. Иконы у них начали выступать и в качестве свидетелей заключения брака, и в качестве поручителей по кредиту, и так далее. Священники даже соскребали с икон кусочки краски и бросали их в Чашу, потому что без этого Причастие считалось неполноценным.

Люди, которым это не нравилось, которые желали отстоять церковную чистоту, попытались бороться с излишествами этого явления и, как это часто бывает, вместе с мутной водой выплеснули и ребенка. Так в обществе возникли споры в отношении икон: одни искренне их любили, а другие говорили: «Мы скатываемся в язычество. Целуя доски, мы ничем не отличаемся от глупых людей, которые бегают по зеленой траве, прыгают через костер, целуют и обнимают деревянные изваяния-идолы и вяжут ленточки на деревьях».

Именно на этом Вселенском Соборе Церковь смогла выработать единое учение об иконах и иконопочитании. В нем говорится о том, что мы, вознося должное внимание иконе, не поклоняемся ей. Мы не иконопоклонники, мы иконопочитатели. Мы почитаем иконы, и почитание, которое мы им оказываем, размещая в красном углу на самом видном месте, осуществляя каждение их, кланяясь перед ними и целуя их, осеняя других иконами, относится к тем, кто на них изображен. Согласно церковному учению, честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз. Понимая, что не сама икона святая, мы целуем и величаем того, кто на ней изображен, воздаем ему честь.

Современному человеку это понятно. У нас есть фотографии близких, родных. Если мы находимся в долгой разлуке с кем-то, мы можем поговорить с его фотографией, погладить, поцеловать ее. Это не значит, что мы умалишенные люди. Такое же взвешенное отношение у нас должно быть и к иконам. Мы молимся ни в коем случае не иконе. Бывает, человек приходит и спрашивает: «К какой иконе свечку поставить?» Ни одной иконе наша свечка не нужна, да и Богу не нужна. Но мы ставим свечу перед иконой потому, что мы пришли помолиться тому, кто на ней изображен.

С IX века, когда прошел этот Собор, иконопочитание укрепилось. Все последующие века иконы писались в разных стилях и традициях, но при этом сохранялась древняя суть почитания икон. Сейчас эта традиция продолжается. Существуют иконописные школы, студии, в которых специально обученные люди, желающие послужить Богу, Святой Церкви и людям своим талантом, по-прежнему продолжают нести древнюю культуру в наше современное общество.

Не хватит пальцев на руках, чтобы перечислить даже только те иконы, что на слуху. Иконы Пресвятой Богородицы: изображения Божией Матери в русской и зарубежной традициях. Различные изображения Спасителя. Существуют канонические и неканонические виды икон, древнего и нового письма. Сейчас икона занимает важное место не только в храме, но и в жизни каждого человека.

Вместе с тем празднуемый день хоть и посвящен прежде всего победе над иконоборчеством, недаром называется Торжество православия. После этого Собора фактически восторжествовало православное вероучение. В то же время мы вспоминаем все догматы о существовании Бога, о его триединстве, о почитании Божией Матери как Приснодевы. Всех тех, кто верно следует этому церковному учению, призываем сделать этот день для себя особым. После Божественной литургии в каждом храме совершается особый чин Торжества православия. Особенно торжественно это проходит там, где богослужение совершает правящий архиерей, и в кафедральных соборах епархии. Этим чином вспоминается история Церкви. Обязательно звучит вечная память тем православным, кто потрудился в деле церковного воздвижения, отстаивания церковной истины и правды. Звучит многолетие ныне живущим православным Патриархам, архиереям, людям истинной и правой веры, которые по-прежнему продолжают дело миссионерства и апостольства.

Но звучит также и анафема. Это слово известно всем, но люди обычно слабо себе представляют, в чем его смысл и значение. Анафема – это ни в коем случае не процесс изгнания человека из Церкви. Людям кажется, что человек что-то начудил, не пришел в воскресный день в храм, не соблюдал Великий пост – и все собрались и отчитали его, выгнали из Церкви – анафематствовали. Анафема действительно означает отлучение, но ей никогда не предают того, кто хочет быть в Церкви. Вот стоит человек, плачет, говорит: «Не выгоняйте меня», – а на него машут свечами и говорят: «Уходи, уходи».  Никогда такого не было в истории Церкви. Анафема звучала только тогда, когда кто-то сознательно и добровольно покидал ряды верующих, воцерковленных людей и выражал нежелание чувствовать себя частью Единого Тела Христа, частью богочеловеческого организма, небесной Церкви и земной.

Он мог поступить так по разным причинам: либо он вообще не верил, либо верил, но неправильно. И Церковь своей анафемой как бы сигнализирует верующим, что этот человек больше не является носителем церковной традиции и знания. Анафема подтверждает, что он ушел из Церкви, и закрепляет это перед всеми. Сейчас всю информацию можно получить через Интернет, телевизор, а раньше такой возможности не было, и люди могли думать, что вот этот проповедник, бывший священник или вот этот активный человек действительно старается для Церкви, привносит новое. Но во всех храмах звучало, что такие-то люди (их называли поименно) учат неверно, превратно толкуют церковные догматы. Они ошибаются в своем вероучении и делают это настойчиво, таким образом соблазняя множество верных чад Церкви Христовой. За что да будет таким людям анафема. Пропевая анафему, все запоминали их имена, учения и знали, что теперь эти люди не имеют с Церковью ничего общего. Даже если когда-то они были внутри нее, потом они сделали все, чтобы добровольно от нее отойти.

Мы прославляем правильность нашей веры, вспоминаем обо всех проявлениях Божественного откровения, которое нам явил Господь в Своем пришествии в мир, через Своих учеников или пророков в Ветхом Завете, и радуемся тому, что нам удивительно повезло. Мы по неизреченной милости Божией являемся членами Церкви Христовой. Многие не воцерковлены и стоят снаружи церковной ограды, но носят на себе нательный крестик, почитают себя за православных и, как говорится, хотя бы лежат в нужную сторону. Но прежде всего мы радуемся нашему потенциальному спасению, радуемся, что Господь привел нас к Себе, а мы избрали правильный путь и знаем, что земная жизнь точно не закончится для нас могильным камнем с черточкой между двумя датами. Мы точно знаем, что будет за ней.

– 14 марта отмечается День православной книги. Батюшка, что душеполезное посоветуете почитать?

– Издательский совет Русской Православной Церкви всегда подчеркивал, что, несмотря на свое название, День православной книги не нивелирует значимость других книг. В этот праздник вообще вспоминают книгу, что для современного мира очень актуально. Редкий человек не имеет электронную книгу или не читает со смартфона, многие, наверное, уже забыли, как держали в руках свежий томик, от которого пахнет типографской краской, и, не отвлекаясь ни на что другое, читали книгу. Многие дети сейчас не знают о необходимости и значимости чтения, а ведь оно особым образом развивает воображение, обеспечивает правильность формирования речи и словарного запаса. Оно деятельно связывает людей с огромным пластом культуры, а следовательно, и опытом живущих до нас, в том числе духовным. Я бы не стал однозначно отвечать на Ваш вопрос, а призвал вспомнить в этот день про книги вообще. Если человеку трудно читать что-то православное, то пусть он возьмет себе за правило читать что-нибудь из классики или откроет любую другую книгу, которую давно собирался прочитать.

Верующие люди знают, что под словами «православная книга» скрывается огромное количество литературы. Это не только богослужебные книги, которые сразу приходят на ум: Библия, Псалтирь, Апостол, другие книги для службы и церковного пения, но и множество литературы, рассказывающей нам о святых отцах и представляющей написанные ими тексты. Из житийной литературы мы можем узнать, как жили святые люди начиная с Ветхого Завета по наши дни. Литература, которую мы называем художественной, тоже есть в православии – это сказки, рассказы, повести, написанные священниками или мирянами.

Книги сейчас издаются во всем многообразии с душевным подходом, с иллюстрациями, с плотными красивыми обложками. Издаются детские книги, которые с удовольствием смотрят и читают и взрослые, потому что с такой любовью выполнены иллюстрации в рассказах про святых, с таким вниманием подошли переводчики, перекладывая сложный, тяжелый, взрослый текст на доступный и понятный ребенку язык, что какую книгу ни возьми – она послужит делу совершенствования души, поможет разобраться в вопросе поста и поработать над собой.

Воздадим должную память нашим предкам, которые не имели такого удовольствия, какое есть у нас: загрузить на электронный носитель тысячи книг и читать их. Ради появления одной книги они были вынуждены долгое время переписывать ее, избегая ошибок и принуждая себя к этому делу. Они вкладывали много физического труда, чтобы потом люди смогли прочитать эту книгу.

День праздника напоминает нам о дате значимого события. Первого марта по старому стилю в России был издан первый печатный Апостол. Вспомним молитвенно об этом событии, возблагодарим Господа за Его милость к нам, помолившись о людях, вложивших столько сил и трудов в дело развития книг, их издание, печатание и продолжающих делать это по сей день. Возьмем на себя небольшое послушание: протерев пыль с ближайшей книги, которая ляжет нам на душу, прочитаем ее.

Ведущая Инесса Титова

Записали Людмила Белицкая и Максим Заливакин

 

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 29 июня: 05:30
  • Суббота, 02 июля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​