Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

15 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
− В этом году отмечается большой юбилей: 800-летие Александра Невского – полководца, героя, воина, философа, святого. Восемь веков жива память о герое. Мало кто из правителей снискал такую любовь и почитание.

− Я с Вами согласен: не о всяком историческом деятеле помнят. Великий князь Александр Невский не только правитель, талантливый дипломат, полководец, но и православный святой. Когда мы говорим об Александре Невском, прежде всего я хотел бы напомнить, что он является именем России. В 2008 году было достаточно крупное телевизионное шоу, на котором в результате длительного и масштабного голосования нашими согражданами было выбрано имя России. Тогда за эту великую честь боролось немало известных людей: космонавты, ученые, правители. И их всех обошел благоверный князь Александр Невский, имя которого защищал тогда митрополит Смоленский и Калининградский, а сейчас Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сейчас об этом, к сожалению, забыли, но для русского человека Александр Невский не просто один из героев, значимый святой. Его имя действительно ассоциируется с нашей страной.

Многие удивляются: ведь все князья в то непростое время проявили себя на полях битвы, сражаясь с врагами, защищая свое Отечество. Многие из них в то время были верующими людьми. Почему же мы канонизировали Александра Невского, славим и хвалим его как святого человека? Я предложил бы тем, кто так рассуждает, обратиться к тексту жития святого князя. Оно возникло практически сразу после его кончины, потому что память о нем как о святом достаточно быстро пошла в народ.

Княжить Александр начал с отрочества. С восьми лет он был оставлен своим отцом со старшим братом. Брат скончался, и лет с пятнадцати Александр все решения принимал абсолютно самостоятельно. Это очень большой стресс. Нам неизвестно, каково человеку, который отвечает не только за себя, но и за всю Новгородскую землю. Сейчас Новгород – исторический город с памятниками архитектуры, храмами, а это время это был один из крупнейших, богатых и очень своевольных городов, который мог себе позволить диктовать условия, выбирать князя и требовать что-то от него. Новгородцы, несмотря на то, что Александр защищал их от реальной беды, выручал в тяжелых, критических ситуациях, все равно ссорились с ним и прогоняли его. Но в случае нужды просили вернуться обратно. И каждый раз Александр проявлял свою христианскую суть: не вспоминал обид, не доказывал никому, что он здесь главный, а занимался своими делами.

Когда мы говорим о детстве Александра, надо понимать, что в то время вера христианская была распространена на Руси не ради моды или приличия (как сейчас принято, к сожалению, детей крестить ради традиции). Если семья была верующая, значит, дети воспитывались в вере. Поэтому Александр достаточно рано познакомился с текстами Священного Писания. Очень любил Псалтирь, ведь ее написал тоже правитель – царь Давид, который прошел не через одну неурядицу в своей жизни.

Помимо того, что Александр обладал талантами к военному служению, он был вынужден становиться опытным и способным руководителем своего народа. К тому же он сохранял те правила поведения, описанные в Евангелии, которые должен соблюдать каждый христианин. Мать его еще при жизни прозвали святой, потому что она своим примером показывала, как нужно себя вести. Конечно, Александр не мог не брать пример и с князя Ярослава, своего отца.

Александр талантливо руководил новгородцами, затем стал великим князем Киевским и всея Руси. Он проводил политику, в которой отстаивал свои границы (как любой, в принципе, глава семьи, общества чуть иначе видит ситуацию, чем другие, и несет ответственность за свои поступки). Когда мы сталкиваемся с описанием политики Александра в целом, то, к сожалению, встречаем все больше обвинений в самых страшных вещах (в том числе в предательстве). Многие ставят в вину великому князю Александру то, за что мы его славим, хвалим и величаем не только как святого, но и как историческую личность.

Мы прекрасно знаем, что Александр Невский выбрал путь противления западному миру. Но он согласился с властью Орды, что, я думаю, вызывает шок и у современных ученых, и вызывало у простых людей того времени. Ведь самое простое и логичное, что нужно было ему сделать, − это с кем-нибудь объединиться, чтобы победить врага. Но дело в том, что западным врагам и врагам, которые пришли к нам из Азии, были нужны совершенно разные вещи: монголо-татарам − кошельки наших предков, а западным врагам − наши души. Александр противился тем идеологическим веяниям, которые насаждались в то время среди его братьев и других князей. Именно поэтому у него возникла политика объединения с сильнейшим соперником того времени (который к тому же был самым веротерпимым). Конечно, нам были очень рады помочь и шведы, и литовцы, и другие народы, но они требовали подчинения своей религии. Папа Римский Иннокентий сам писал великому князю Александру и присылал к нему своих легатов с тем, чтобы тот принял его предложение о помощи в обмен на принятие католической веры. Но «сего учения  мы не приемлем» − таков был легендарный ответ благоверного князя Александра.

Конечно, было то, что, безусловно, возмущало людей того времени. Ведь Орде нужны были не только наши кошельки, но и еда, военная сила, мощь Руси. Именно с подачи Орды князья Руси стали проводить перепись населения. И вовсе не ради статистики, а чтобы упорядочить выплату налогов и для того, чтобы Орда понимала военную мощь русов. Естественно, это вызывало негодование у людей, и даже личный пример князя Александра не помог. Люди не понимали, что происходит, потому что не владели исторической перспективой: они видели только то, что есть здесь и сейчас.

Удивительно, что и в XXI веке, спустя уже столько веков, люди продолжают убеждать нас, что мы сами искусственно сделали князя Александра героем и лидером; что он должен был объединиться с Западом, свергнуть монгольское иго, и тогда мы все жили бы в том самом западном мире, на который сейчас ориентируемся. Но, видя ныне разложение западного мира, все его ужасы (деградация личности, различный разврат, странные законы), я думаю: очень спорный аргумент, что князь Александр плохой человек. Но когда не получается убедить в чем-то главном, люди пытаются найти какие-то исторические отсылки. Например, к тому, что Александр Невский поддержал карательный поход против своего брата и другое. Естественно, все эти домыслы современными историками не подтверждаются. Всем, кто хочет действительно докопаться до исторической правды, я посоветовал бы изучить всё-таки научную документальную литературу, а не Интернет.

Для нас, людей верующих, конечно, самым доверительным источником является житие. Нам важен сам образ князя, который действительно поражает. Молодой человек, воспитанный достаточно традиционно, попал рано на княжеский престол и не возгордился. Да, безусловно, между братьями была некоторая конкуренция за престол Киевский и всея Руси, у них была разная политическая принадлежность. Конечно, как правитель и полководец Александр Невский должен был отстаивать свою позицию. Не получится жить так, чтобы все тебя любили, уважали, ценили и принимали. Всегда найдутся люди, которые будут иметь другое мнение. И удивительно, как Александр смог сохранить образ положительного человека: и талантливого дипломата, и полководца, который ни разу в своей жизни не потерпел ни одного поражения (даже в самых невыгодных военных условиях).

Мне кажется, что юбилей, который празднуется в этом году, 800 лет со дня рождения великого благоверного князя, очень своевременный и важный. Ведь это не только церковный праздник: в нашей стране очень чтят память Александра Невского не только как святого, но и как руководителя и полководца. Существуют государственные награды его имени, проводятся различные мероприятия, посвященные ему. Эта память очень важна, потому что наши дети, молодежь должны обращаться лицом к истории, чтобы отвечать своевременно и правильно на современные вызовы.

− Пожалуй, всем известны слова святого благоверного князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде», когда он обращался к своим воинам перед решающим сражением с противником, численность которого превышала войско Александра в несколько раз. Что значат эти слова?

− Шведы шли на Русь с огромным самомнением. У них даже мысли не было, что кто-то может оказать им сопротивление. Согласно житию, герцог, который был во главе этого войска, отправил письмо князю Александру: «Я уже на твоей земле и уже похищаю, владею твоими людьми. Если можешь защищаться, защищайся». И, конечно, от их горделивой спеси не осталось и следа после битвы. Для шведов это было неожиданно, потому что они прекрасно знали свою численность; осознавали, что Киев и другие города не смогут вовремя прийти Новгороду на помощь; что у Александра нет времени собирать людей и проводить учения.

Чтобы понимать, отчего так произошло, нужно погрузиться в житие. Я не склонен идеализировать Александра Невского. Вполне возможно, что он тоже очень волновался и не знал, как поступить. Но откуда в нем была такая уверенность? Утром прибежали его помощники и сообщили, что им было видение: ладья, в которой плыли первые русские мученики князья Борис и Глеб. Они разговаривали между собой: «Пойдем на помощь нашему сроднику Александру?» − «Пойдем». Естественно, была уже совершенно другая атмосфера: если у нас такие помощники, то кто нам может быть страшен? И мы видим, что Александр пытался передать этот дух всему своему войску. Он должен был что-то сказать, что действительно могло бы вдохновить войско. Можно говорить множество красивых слов, но войско прекрасно понимало, что их очень мало по сравнению с противником. А это фактически верная смерть. И Александр нашел удивительные, абсолютно правдивые слова, что Бог не в силе, а в правде.

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Человек может надеяться на себя, на свои силы, но не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения. Надеяться можно, конечно, на свой военный опыт, твердый клинок, но для христианина нет случайностей. Случай − это псевдоним, который избрал Себе Господь Бог. И, наверное, те слова, которые люди ожидали услышать про Бога, веру, они и услышали: не переживайте, с нами Бог, значит, все будет хорошо. Житие оставляет за скобками историческое повествование, но оно говорит о том, что с нашей стороны погибших было около двадцати человек, а шведы были вынуждены хоронить своих людей в общей могиле (с собой на корабль забирали только самых знатных).

Выяснилось, что на другом берегу, куда не ступала нога русского человека, оказалось много мертвых шведов. Ангельское войско билось вместе с князем Александром и его помощниками. Это действительно образ Божественной помощи тем, кто прав, а не тем, кто сильнее. Тем более у русских было ощущение: они не вторгаются в чьи-то пределы для того, чтобы нажиться, а защищают свою родную землю, женщин и детей от чужих людей, которые не несут ничего доброго.

− Батюшка, а  как начиналась церковное почитание Александра Невского? С какими чудесами оно связано?

− Мне кажется, очень важно, что почитание началось практически сразу после его смерти. Смерть, можно сказать, внезапно застала князя: он пробыл у хана Берке в столице Орды почти год и заболел там. Возвращаясь домой, он скончался в пути. Есть традиция: перед погребением священник вкладывает в руку усопшего человека разрешительную молитву. Рука мертвого человека закостеневшая, и священнику приходится прилагать некоторые усилия, чтобы вложить в ладонь свиток с молитвой. Но с Александром Невским случилось чудо: он, как будто живой, протянул руку и принял письмо. Это удивительно.

Святой благоверный князь Александр предчувствовал свою кончину: он встретил ее уже монахом. Это тоже удивительно и говорит о его святости, потому что человек, который всегда был в центре внимания, был облечен властью, обычно не приспособлен к иноческому житию. Иночество происходит от слова «иной». Это молчаливый, спокойный человек, эмоции которого уже не здесь, а внутри, с Богом. Разве князя Александра кто-то заставлял принимать монашество? Или он от чего-то убегал? Нет. Это его сознательный выбор, когда он понял, что не может больше нести земной крест тех послушаний, которые возложил на него Господь за время его активной молодой жизни.

Князь был пострижен с именем Алексий. Первая служба и первые иконы были посвящены ему как преподобному. Потому что если человек, преставившийся в монашестве, канонизируется, то его канонизируют в лике преподобных. Безусловно, все знали, что это был тот самый великий князь Александр, но чтили его как преподобного Алексия. Естественно, и его мощам было уделено внимание. И уже через три века (что достаточно немного) его почитание становится официально признанным.

− Это уже при Петре Великом?

− Нет, раньше. Официально Александр Невский входит в списки святых Русской Церкви в начале XVI века. Ему пишут отдельную службу, согласовывается официальная версия его жития, начинают строиться храмы в его честь. Но при Петре Великом начинается новый этап почитания благоверного князя. Петр, желая освятить новую столицу, новую Александро-Невскую лавру, принимает решение перенести мощи святого благоверного князя в свой стольный град. Это действительно было удивительное, торжественное событие, когда мощи князя несли на руках до реки. Потом на огромной красивой ладье с нарядными парусами мощи торжественно плыли по реке до Санкт-Петербурга. В том месте, где случилась Невская битва, в устье реки Ижоры, мощи были торжественно встречены, и в этот же день там был освящен храм в честь благоверного князя Александра Невского. Перед этими событиями постановлением Святейшего Синода Русской Православной Церкви было утверждено писать иконы Александра Невского не как монаха, а именно как благоверного князя. Мы часто видим его изображение в горностаевой мантии, с мечом – это действительно военно-правительствующий образ. В службе было помечено, что нужно произносить его имя не Алексий, а Александр; не преподобный, а благоверный князь. Таким образом, мы видим новый виток его почитания.

Была также составлена служба, посвященная перенесению мощей святого князя; 12 сентября (по новому стилю) – это как раз день перенесения мощей в град Санкт-Петербург. Эта служба интересна тем, что если ее совершать по августовской Минее, то будет видно: в ней не упоминается Александр Невский как преподобный. Весь строй службы, все стихиры славят и хвалят его как князя, правителя, полководца. А в службе другого дня его памяти (6 декабря по новому стилю − преставление Александра Невского) очень четко прослеживается память о нем как о преподобном, он называется Алексием (потому что преставился он все-таки как монах).

Каждый русский человек, даже зная о преподобном Алексии, почитая его и молясь ему, подразумевал именно своего православного, доброго князя, благоверного правителя Александра Невского. И то почитание, которое он имеет сейчас, действительно с годами, веками стало таким крепким. Мы видим, что сейчас нет ни одного города, ни одной епархии, где не было бы храма в честь Александра Невского. Хотя бы одного при каком-то военном учреждении (Святейший Патриарх Кирилл благословил считать Александра Невского покровителем наших сухопутных войск). Или это может быть воскресная школа, пришкольный лагерь в его честь. Его славное и всехвальное имя по-прежнему на устах у всех русских людей не только в обычных, воскресных школах, но и когда мы говорим о каких-то исторических моментах, о вещах в музеях, на выставках. Так или иначе, современному человеку невозможно не столкнуться с памятью о благоверном князе.

− Близок ли Александр Невский нашим современникам, а не только людям, которые жили в Древней Руси?

− Я уверен, что именно  в этом и есть секрет почитания благоверного князя. Почему в честь его называют соборы, посвящают ему лагеря, воскресные школы, в честь его проводят мероприятия? Сейчас очень популярно военно-патриотическое воспитание молодежи, поэтому неудивительно, что организовываются и клубы, и соревнования, посвященные памяти этого святого. Действительно, как полководцу ему не то что нет равных, а даже не хочется никого ставить рядом. Очень значима и важна его дипломатия: умение говорить с врагами, которые не готовы с тобой разговаривать. Стойкое противление западной морали, тенденциям в современном мире, отстаивание своей (пусть не очень популярной) позиции, мне кажется, сейчас для нашей геополитической ситуации тоже очень важно.

И, конечно, актуален вопрос личной святости, где бы и как бы ни проходило твое служение. Александр Невский был хозяином, главой, на войне он был первым и никогда не прятался за людей: они бежали за его высоко поднятым мечом. Это очень значимый пример, как оставаться христианином на своем месте: начальник ты или подчиненный, военный или землепашец, политик или дипломат. Память о князе Александре, прозванном Невским в честь одной из самых его известных битв, − это свидетельство того, что отношение к нему как к легенде может быть воспринято только через призму его личности. Мне кажется, до сих пор, разговаривая о нем, его жизни, каждый человек вольно или невольно сравнивает себя с ним или ставит себя на его место. А некоторые самые важные фразы, о которых мы сегодня говорили, постулаты великого благоверного князя остаются актуальными, современными и полезными до сих пор.

Ведущая Инесса Титова

Записала Наталья Богданова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 25 сентября: 09:05
  • Среда, 29 сентября: 05:30
  • Суббота, 02 октября: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​