Родное слово. На вопросы отвечает священник Александр Сахненко

14 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– На этой неделе мы вспоминали всех святых, в земле Российской просиявших. И отдельно – 7 июля – самого чтимого после Девы Марии святого праведника и пророка Иоанна Крестителя. Его Рождество Церковь отмечает как один из главных праздников.

– Совершенно верно. К слову, этому святому посвящены целых семь праздников, значимых и радостно отмечаемых Православной Церковью. Но самый зримый праздник для любого человека – это день его пришествия в этот мир, день рождения, почему мы и празднуем свой день рождения с определенной радостью.

Когда мы говорим о святых людях, для нас гораздо важнее день их смерти как день рождения в новую вечную жизнь. Но из-за особого почитания этого святого мы празднуем и его рождество, которое открывает перед нами всю его жизнь. Мы знаем, что в народе этот день называется днем Ивана Купалы, к этому мы чуть позже вернемся.

– А есть какая-то связь?

– Да, потому что на эти дни приходился славянский праздник. И когда христианство пришло на Русь, было очень тяжело переучить людей делать что-то, к чему они за долгие века привыкли. Поэтому Церковь во многом пошла на уступки людям, и то, к чему они привыкли, просто переосмыслила. В частности, культ Масленицы с круглыми блинами в честь солнца – это классическая языческая вещь. Но Церковь предлагает людям немного иначе посмотреть на эти торжества, предваряющие Великий пост, впрочем, их не отменяя. То же самое происходит с летним праздником, когда начинаются такие погодные условия, что хочется искупаться. И, как бы в воспоминание, Церковь предлагает почтить Рождество Иоанна Крестителя, который тесно был связан с водой (крестил в воде). Конечно, это не главное.

Для христианина вещи, связанные с обрядами, здесь совершенно не так важны. Мы не гадаем, не устраиваем ритуальных купаний, для нас это все скверна, потому что мы знаем, что чист только Бог, и мы стремимся к Нему. Бог не требует от нас никаких действий, связанных с магизмом. Потому что путь магизма – это тот путь, который выбрали Адам и Ева, когда вкусили от древа познания добра и зла, подумав, что достаточно вкусить яблочко – и сразу станешь каким-то всеведущим существом. Действительно, Адам и Ева познали добро и зло, но радости им это не принесло.

Мы знаем, что путь к Богу нелегок, весьма тернист. Мы знаем из Священного Писания, что Царство Божие силой берется. Поэтому, вспоминая этот день, мы не обращаем внимания на языческие суеверия, а полностью все внимание сосредотачиваем на личности этого великого святого, который был ближайшим родственником Иисуса Христа по земной крови. Он родился раньше Христа на полгода, и получается, что попал под все те санкции, которые царь Ирод начал вводить. Испугавшись слов трех волхвов, которые пришли поклониться Младенцу, ужасаясь тому, что, возможно, придется отдать свою царскую власть, Ирод Великий издает приказ убить всех младенцев до двух лет.

По возрасту под этот приказ подходит не только Иисус, но и Иоанн, сын праведных Захарии и Елисаветы. Его мать становится беженкой вместе с ним. Церковное Предание сохраняет трогательную историю, как святая праведная Елисавета с младенцем на руках убегала от преследующего их отряда воинов,  ее приняла гора, у которой разверзлись каменные створки. Она спряталась в пещере, и воины Ирода не смогли ее найти.

Сам Иоанн вырос в суровом одиночестве. После достаточно ранней потери родителей он воспитывал сам себя, будучи настоящим отшельником. Он добровольно ушел в пустыню и, скитаясь там, питался чем придется: диким медом и акридами. До сих пор ученые богословы спорят, о чем идет речь. Акридами называются дикие растения, похожие на палочки, но многие говорят, что акриды – это род саранчи. Он носил верблюжий пояс из шерсти, закалил себя суровой жизнью.

Вот так неприглядно начинается путь великого угодника Божьего, последнего пророка. С пророками мы встречались в основном в Ветхом Завете, когда видели множество знакомых нам имен: Иона, Исаия, Моисей. Это великие люди, которые для своих современников были гласом Божьим. То есть Господь через них передавал Свою волю. Они проповедовали эту волю очень живо, были миссионерами, как бы мы сейчас сказали. Они пытались достучаться до сердец людей разными способами, совершая необычные поступки. Порой очень нелицеприятно, невзирая на должности, говорили согрешившим людям об их грехах, были очень честными, смелыми, правдивыми.

Иоанн, последний пророк Ветхого Завета и первый пророк Нового Завета, Духом Святым выводится на свою общественную проповедь. Достигнув возраста тридцати лет, он выходит проповедовать к рекам, там, где собирались люди для ритуального омовения. Он проповедует о том, что наступает новый период. Вся его проповедь очень хорошо укладывается в одну фразу, которая написана в Священном Писании: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Вот такая очень неожиданная проповедь, что приблизилась новая эпоха, новая эра, как бы сказали сейчас наши ученые, и пришло время каяться. Зримым образом покаяния для людей была возможность омыть свои грехи. Как сейчас люди считают, что если 19 января, в день Крещения Господня, нырнули в прорубь, то с них смылись их грехи. Это не так, потому что никакая, даже самая ледяная вода, не может смыть грех человека.

Те воды, безусловно, не были водами крещения, это не было таинство Крещения, которое сейчас совершается в храмах. Это было предуготовление, которое показывало людям, что они имеют принципиальное желание перед тем, как вступать в воды, нравственно измениться. Собственно, и сам Иоанн Предтеча предуготавливал путь Христу. Если мы внимательно посмотрим на икону, как его часто изображают, мы увидим за его спиной крылья. Это знак вовсе не того, что он был ангелом или надмирным существом, это знак того, что он предуготовлял пути Господу.

Как сказано в Священном Писании, в пророчествах,  ангел будет готовить Мессии дорогу, то есть идти впереди. И получается, что этим ангелом становится Иоанн Предтеча, который предъидет пред Господом и проповедует людям: говорит об опасности их прежней жизни и необходимости измениться, приготовиться к встрече Спасителя. Он так и говорит: «Идет Спаситель. Я крещу вас водой, а Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Я недостоин даже стоять возле Него и завязывать ремни на Его обуви». В таких красивых, абсолютно житейских терминах Иоанн Предтеча проповедует о Спасителе мира.

Наша церковная гимнография называет Иоанна утренней звездой, зарей. Действительно, его проповедь отзывается в людях, живших в то время, они приходят на реку Иордан. Господь пришел тогда, когда исполнилась чаша времен, когда люди были максимально готовы, настроены в религиозном плане. Поэтому, естественно, у Иоанна возникает множество учеников, которые помогают ему совершать омовение людей, крестят их в водах Иордана, следуют за ним и слушают его наставления. Одними из учеников были Иоанн, сын Зеведеев, и Андрей, будущий апостол. Учениками Христа они стали уже после того, как были учениками Иоанна Крестителя. Мы к этой теме еще вернемся, когда будем говорить о святых первоверховных апостолах Петре и Павле.

И вот приходит Сам Спаситель мира креститься. Конечно, это центральное событие в жизни самого Иоанна Предтечи. Он удивлен, почему Бог приходит к нему, и говорит: «Я должен креститься от Тебя». Мы уже говорили с нашими телезрителями о том, что Господь показывает важность послушания установленным заповедям. Ему, как Богу, конечно, это не было  нужно. Но показать пример для нас было очень важно. Спустя много времени мы видим, что проповедь Иоанна Предтечи продолжается. Когда его ученики спрашивают, является ли Иисус Мессией, он их самих посылает на Него посмотреть. У внимательного читателя Евангелия возникает вопрос: «Как же так? Ты Его родственник, ты крестил Его в водах Иордана и не знаешь?» Но Иоанн это делает специально, чтобы его ученики сами увидели те чудеса, которые происходят, и Самого Господа вживую, чтобы их напрямую коснулась эта Божественная благодать.

Почему он пророк? Потому, что очень смело проповедовал ту истину, которую Господь заповедал людям соблюдать, и обличал пороки людей. И уже сын Ирода Великого (тоже Ирод), к сожалению, был человеком, не очень внимательно относящимся к собственным нравственным качествам и к своей жене: он ее оставил и стал сожительствовать с женой своего брата Иродиадой. И за это, естественно, был осужден: его громогласно, публично обличал Иоанн Предтеча.

Ирод младший был вынужден запереть его в тюрьму, и об этом есть свидетельство в Новом Завете. Вполне возможно, что после того, как шум утих бы, Иоанна Предтечу спокойно отпустили бы. Но случилось такое совпадение: было пиршество, царь Ирод   услаждал свой взор и взоры своих гостей соблазнительными танцами дочери Иродиады. Насладившись этим в полной мере, пообещал танцовщице то, что она пожелает, вплоть до полцарства своего. Та, посоветовавшись с матерью, попросила голову Иоанна Крестителя. И несмотря на то, что Ирод очень уважал пророка, ему своя честь была дороже, он послал воина, который прямо в темнице отсек пророку голову. И с тех пор мы в Церкви празднуем Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Казалось бы, у него была очень тяжелая жизнь, но очень славная; в силу не огромного количества чудес, а в силу близости к Богу, великого служения. Это делает Иоанна Предтечу первым среди рядов праведников после Богочеловека Господа Иисуса Христа, после Его Пречистой Матери. И в православных иконостасах мы видим, что он изображен всегда первым среди прочих молящихся ко Господу, во втором деисисном чине («деисис» – «моление» с греческого), где святые как бы повернуты лицом к Богу и совершают поклон в этом молении.

Эта любовь и у людей тоже сохраняется. К сожалению, новички в вере недооценивают значимость памяти пророка Иоанна, Крестителя Господня. Но для этого есть житие, которое можно еще раз внимательно перечитать. Есть Святое Евангелие, которое тоже неоднократно о нем говорит. И почитать память этого угодника Божьего важно и значимо для каждого верующего православного человека.

– Завершается Петровский (или Апостольский) пост, в этом году он был непродолжительным. И уже в понедельник мы отмечаем праздник первоверховных апостолов Петра и Павла, таких разных, но память их празднуем в один день.

– Совершенно верно. И на иконе праздника мы видим, что Петр и Павел даже как бы обнимаются. Но это очень интересно, потому что Петр и Павел крайне мало виделись друг с другом. Определенный парадокс в их сочетании есть. Начнем с Петра. Мы говорили только что об Иоанне Предтече и его первых учениках. Андрей, после того как услышал об Иисусе, сказал Симону (так звали Петра), что явился Мессия. «Пойдем со мной, я тебе Его покажу». И на следующий день действительно приводит Симона к Богу.

Кто такой Симон? Это человек из простой семьи, он был рыбаком (скорее всего это было наследственное занятие), женатый. Он приходит к Господу, и Иисус Христос, как Всеведец, смотря на него, нарекает ему новое имя. Он говорит: «Ты, Симон, наречешься Кифою». («Кифа» означает «камень», что немного по-другому звучит как «Петр».) Так Симон обретает свое новое апостольское имя.

Этот человек был уже в возрасте, очень горячий, неравнодушный, пламенный, со вспышками характера. И это неравнодушие, пламенная любовь к Богу сделали его не только интересным собеседником для Спасителя, но и фактически главой апостолов. Не в том плане, что они ему подчинялись, а он как-то довлел над ними. Господь строго-настрого запретил решать вопросы со властью; не о том и не про то была апостольская община. Мы видим в Евангелии, что, отвечая за всех апостолов, инициатором все время выступает Петр. И никто с этим особо не спорит, потому что видят его пламенную любовь к Богу.

Если сейчас что-то перечислять, мне кажется, никакой передачи не хватит. Мы помним, что как только случилась проблема с тещей, Петр не стал бросать Спасителя и искать лучших врачей, он привел Иисуса к себе в дом, чтобы Иисус исцелил тещу. Мы видим, что именно в его лодку садится Спаситель, когда желает проповедовать. Он просит Петра отплыть и сделать улов, хотя улова не было уже какой день, и случается чудо – лодка переполняется рыбой. Мы видим, что Петр первым среди учеников видит Спасителя идущим по волнам. Первым, кое-как наспех препоясавшись, бежит к Нему, но потом боится. Как обычный человек, он видит, что стоит посреди моря, но почему-то не тонет. И сразу возникает страх. Как только человек на секунду забывает о Боге, он остается без Его благодатной помощи. Петр начинает тонуть, и Господь его спасает, но укоряет в маловерии.

В течение всей его жизни эта горячность во многом ему мешала. Вспомним, когда схватили Господа, там сказано, что некий апостол выхватил меч и отрезал ухо воину. Понятно, кто это был. И Господь говорит: «Вложи меч свой в ножны, потому что всякий взявший меч от меча и погибнет». Мы видим прекрасно его излишнюю самоуверенность, когда он говорит: «Даже если все отрекутся от Тебя, уж я-то точно никогда не отрекусь». Господь с грустью говорит, что не успеет петух пропеть, как Петр трижды отречется от Него. И это действительно случается через несколько часов.

Горячая вера, пламенная любовь, мужской ум, осознание правдивости происходящего, безусловно, выделяют апостола Петра и делают его первым среди равных. И это проявляется много раз. В Святую Пятидесятницу Дух Святой сходит на него и сглаживает острые углы его характера, дополняет совершенством Божественной благодати. Когда множество зевак собрались в удивлении и стали говорить, что ученики Иисуса с утра напились и радуются, на разных языках говорят, песни поют, Петр вышел с проповедью, после которой больше трех тысяч человек крестились.

Мы видим, что его жизнь затем была очень непростой, он неоднократно вынужден был многим доказывать правоту своей веры. И делал он это настолько убедительно, что его жизнь до самого конца наполнена многими чудесами.

Когда мы говорим об апостоле Петре, никогда не удивляемся, почему он назван первоверховным. Труды, силы и время, которые он положил ради этого, конечно, превосходят труды других апостолов (не принижая их), показывая его пламенное неравнодушие. В частности, мы не знаем семейного положения других апостолов. Мы понимаем, что этот, например, – молодой человек, жил с матерью. А здесь четко видим, что он оставил и тещу, и жену, и наверняка детей. Это определенная смелость. Не в том смысле, что пусть живут как хотят. Он прекрасно понимает, что он кормилец и муж. Это было непростое решение.

Сейчас во многом христианину тяжело. Нам нужно любить Бога, но при этом есть родители, которые хотят, чтобы мы с ними побыли, дети хотят, чтобы мы с ними поиграли, супруги тоже рассчитывают на времяпрепровождение с нами. И мы вынуждены выстраивать внутреннюю иерархию. Здесь очень важно не забыть, что первым должен стоять Господь. У Петра с этим никакой проблемы никогда не было.

А вот его товарищ по делу, которого вначале звали Савл, родился в семье евреев, которые обладали весомым положением в Римской империи. Он был гражданином Римской империи, что потом во многом не  раз ему поможет. Вырос в таком космополитическом городе, был близок к культуре Греции. И его родители поначалу были уверены, что он будет каким-нибудь философом, очень талантливым ритором. Но все-таки праведный иудей, живущий у него внутри, переборол все остальные интересы.

Хорошо зная и соблюдая закон Божий (за который цеплялись фарисеи, переживая, что Спаситель его ломает и не соблюдает, а насмехается над ним), он взял благословение родителей и ушел в Иерусалим, стал учеником очень известного раввина Гамалиила, который видел в нем свою смену. Конечно, его неравнодушие тоже не позволяло холодно относиться к христианам, он их ненавидел всей душой, потому что видел в них оскорбителей закона Божьего. Вместо того чтобы его исполнять, они привносили в него какие-то домыслы обычного земного человека (так ему это виделось), которого они сделали божеством, кощунственно называя его Сыном Божиим.

Все быстро перешло от слов к делу. И когда толпа уже рвала и метала, забивала до смерти первомученика архидиакона Стефана, Савл был рядом, одобрял все это и даже, по церковному преданию, сторожил одежду тех, кто совершал эту казнь.

– Что же случилось?

– Он уже по своему желанию вытаскивал из домов христиан, всех предавал суду. Конца и края не было этому произволу, который был сдобрен и подкреплен бюрократическими печатями. И даже было рекомендательное письмо, чтобы он шел в Дамаск и там разобрался с местной большой общиной христиан.

Но по пути в Дамаск случилось чудо, к нему явился Сам Господь и спросил его: «Зачем ты Меня гонишь, Савл?» Савл ослеп и три дня потом не мог ничего делать. Потому что близость к Богу неподготовленного человека действительно ослепляет. Мы знаем, что во многом любовь может не только давать настроение счастья, но и попалять своей остротой, если ты знаешь, что не заслужил, чтобы тебя любили. Эта любовь опалила его. И пока апостольский ученик не возложил на него руки, он так и не получил зрение. Но когда уже прозрел физически, прозрел окончательно и духовно.

Более верного, надежного, способного апостола не видела еще земля. Потому что вот таким удивительным образом, никогда не видя Господа в жизни, не становясь участником или хотя бы зрителем, свидетелем страшных событий смерти и воскресения Христа, он становится наивернейшим Его учеником. Всегда, во всех своих апостольских посланиях, припоминает себе, что он недостойнейший из апостолов, гонитель Христа. Он становится великим светилом и источником необыкновенной проповеди. Его риторские способности служат ему орудием, инструментом, и он тут же начинает во всех синагогах, куда он шел изымать христиан на казнь, проповедовать Христа, чем ставит в тупик иудеев, которые не понимают, что происходит.

Когда затем его собираются убить, он скрывается. Мы много знаем о миссионерских путешествиях апостола Павла. Нам кажется, что все понятно: приехал, проповедовал. Но вы представьте себе: человек приезжал в разные города, где цвели языческие культы и стояли многометровые статуи, которым приносились человеческие жертвы. Люди совершенно по-другому строили свою жизнь. Он приходил туда и призывал их к совершенно иным вещам, о которых говорил Спаситель: подставить левую щеку, отдать  рубашку... Обладая неимоверным талантом, он очень много принес пользы христианской Церкви, которая с большой любовью и благодарностью возводит его на один пьедестал вместе с Петром.

Именно поэтому Петровский (Апостольский) пост заканчивается 12 июля (по новому стилю) памятью святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Может быть, они и жили бы совсем иначе, но каждого из них коснулся Господь. Так же может Господь коснуться и нас, если мы будем открыты Ему. Научаясь у первоверховных апостолов, будем тоже, в меру своих скромных сил, свидетельствовать о Господе в наших трудовых коллективах, в домах, где мы живем, среди наших близких и родных. Но начнем с себя и с тех, за кого мы несем ответ перед Богом, – своих детей.

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​