Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

13 июля 2022 г.

– На этой неделе мы вспоминали самого чтимого после Девы Марии святого праведника, пророка Иоанна Крестителя. День памяти его Рождества Церковь отмечает как один из главных праздников.

Верно, это один из великих праздников: Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Этому святому посвящено семь праздников, значимых и радостно отмечаемых Православной Церковью. Конечно, самый зримый праздник для любого человека день его пришествия в этот мир, день его рождения, поэтому мы празднуем свой день рождения с радостью. Когда мы говорим о святых людях, для нас гораздо важнее день их смерти как день рождения в новую, вечную жизнь. Но из-за особого почитания этого святого один из семи праздников  Рождество открывает перед нами всю жизнь этого святого.

В народе этот день называется: Иван Купала. На эти дни приходился славянский праздник. Когда христианство пришло на Русь, было очень тяжело людей переучить делать то, к чему они привыкли за долгие годы. Поэтому Церковь во многом пошла на уступки людям и то, к чему они привыкли, просто переосмыслила. Так, в частности, культ масленицы с блинами в честь солнца это классическая языческая вещь, но, предваряя Великий пост, Церковь предлагает иначе посмотреть на эти торжества, в то же время не отменяя их. То же самое происходит с летним праздником, когда наступают такие погодные условия, что хочется искупаться, поэтому как бы в воспоминание Церковь предлагает праздновать и чтить Рождество Иоанна Крестителя, который крестил людей в воде, но, конечно, это не главное.

Мы не гадаем, не устраиваем ритуальных купаний, для нас это все скверно, чист только Бог, и мы стремимся к Нему. Бог не требует от нас никаких действий, связанных с магизмом (вот я сейчас посмотрю в зеркало, потушу свечку, отправлю венок и обязательно придет суженый). Путь магизма – это путь, который выбрали Адам и Ева, когда вкусили от древа познания добра и зла. Мол, достаточно вкусить яблоко и сразу станешь всеведущим существом. Действительно, Адам и Ева познали добро и зло, но радости им это не принесло, поэтому мы знаем, что путь к Богу весьма тернист. Из Священного Писания мы знаем, что Царство Божие берется силой.

Поэтому, вспоминая этот день, мы не обращаем внимания на языческие суеверия, все внимание сосредоточено на личности этого удивительного, великого святого, который по крови был ближайшим родственником Иисуса Христа. Он родился раньше Его на полгода и попал, что называется, под все «санкции», которые царь Ирод начал вводить, испугавшись речей трех волхвов, которые пришли поклониться Младенцу. Ужасаясь, что, возможно, придется отдать свою царскую власть, Ирод Великий издает приказ убить всех младенцев до двух лет, и по возрасту под это подходит не только Иисус, но и Иоанн. Иоанн с матерью бегут, и церковное Предание сохраняет в себе такую трогательную историю: убегая от преследующего их отряда воинов, святая праведная Елисавета сокрыла младенца в себе, а ее уже приняла гора. Она разверзла каменные створки пещеры, которую не смогли найти воины Ирода.

Иоанн вырос в суровом одиночестве. После достаточно ранней потери родителей он воспитывал сам себя, будучи настоящим отшельником. Он добровольно ушел в пустыню и, там скитаясь, питался диким медом, который пчелы собирали на растениях, и акридами. До сих пор ученые богословы спорят, о чем идет речь: либо акридами называются дикие растения, похожие на палочки, либо это род саранчи. Во что также было одеваться в пустыне? Он носил верблюжий пояс из шерсти. Вот такой суровой жизнью он себя закалил.

Вот так неприглядно начинается путь великого угодника Божиего, последнего пророка, потому что пророков в основном мы встречаем в Ветхом Завете. Там мы видим множество знакомых нам имен: Иона, Исайя, Моисей это великие люди, которые для своих сородичей, современников были гласом Божиим, то есть Господь через них передавал Свою волю. Они проповедовали эту волю очень живо; как бы мы сейчас сказали, были миссионерами. Они пытались достучаться до сердец людей разными способами; невзирая на должности, говорили людям об их грехах, были очень честными, смелыми, правдивыми. И вот Иоанн, последний пророк Ветхого Завета и первый пророк Нового, Духом Святым выводится на общественную проповедь. Достигнув возраста 30 лет, он выходит проповедовать грекам, в том месте, где собирались люди для ритуального омовения.

Он проповедует о том, что наступает новый период. Вся его проповедь очень хорошо сложена в одну фразу, которую мы находим в Евангелии: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Неожиданная проповедь, что приблизилась новая эпоха, новая эра, как бы сказали сейчас наши ученые, и пришло время каяться. И вот зримым, видимым образом покаяния для людей была возможность омыть свои грехи. Сейчас люди считают, что если 19 января, в день Крещения Господня, нырнули в прорубь, то смылись грехи, но это не так, потому что никакая даже самая ледяная вода не смоет с человека грех, и та вода, безусловно, не была водой крещения, это не было таинство Крещения, какое сейчас совершается в храме, это было приуготовление, которое показывало людям, что они имеют принципиальное желание (перед тем как вступать в воды) нравственно измениться.

Если мы внимательно посмотрим на икону Иоанна, мы увидим за его спиной крылья (так его часто изображают) это знак вовсе не того, что он был ангелом или надмирным существом. Это знак того, что он предуготовлял пути Господу. Как сказано в Священном Писании в пророчествах, ангел будет готовить дорогу Спасителю, то есть идти впереди Его; и, получается, этим ангелом становится Иоанн Предтеча, который предыдет пред Господом и проповедует людям о Нем, говорит об опасности их прежней жизни и необходимости измениться, приготовиться к встрече Спасителя. Он так и говорит: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. В таких красивых, абсолютно житейских терминах Иоанн Предтеча проповедует о Спасителе мира.

Наша церковная гимнография называет Иоанна «зарей», «утренней звездой». Действительно, его проповедь отзывалась в людях, живущих в то время, и они приходили на реку Иордан. Господь пришел тогда, когда исполнилась чаша времен, когда люди были максимально готовы к этому и настроены религиозно. Поэтому, естественно, у Иоанна возникало множество учеников, которые помогали ему совершать крещение людей в водах Иордана, следовали за ним и слушали его наставления. Среди его учеников были Иоанн, сын Зеведеев, и Андрей (будущий апостол). К слову, учениками Христа они стали уже после того, как были учениками Иоанна Крестителя. Мы еще вернемся к этой теме, когда будем говорить о святых первоверховных апостолах Петре и Павле.

И вот Сам Спаситель мира приходит креститься. Конечно, это центральное событие в жизни Иоанна Предтечи. Он удивлен тем, что Бог приходит к нему, и говорит Ему: «Я должен креститься у Тебя». Но мы знаем (мы уже говорили об этом с нашими телезрителями), что Господь показывает нам важность послушания установленным заповедям. Ему как Богу, конечно, это было не нужно. Но показать пример для нас было очень важно.

И спустя время мы видим, что проповедь Иоанна Предтечи продолжается. Когда ученики спрашивают его об Иисусе, Он ли Мессия, он посылает их посмотреть все самим. У внимательного читателя Евангелия возникает вопрос: «Ну как же? Он, родственник, крестил Его в водах Иордана и не знает, Кто Он?» Но Иоанн делает это специально, чтобы его ученики увидели происходящие чудеса и Самого Господа вживую, чтобы их напрямую коснулась Божественная благодать.

Почему он пророк? Потому, что он очень смело проповедовал истину, которую Господь заповедовал соблюдать, и обличал пороки людей. Сын Ирода Великого (тоже Ирод), к сожалению, был человеком, не очень внимательно относящимся к своим нравственным качествам. Он оставил собственную жену и стал сожительствовать с женой своего брата, Иродиадой. За это, естественно, он был осуждаем. Его громогласно и публично обличал Иоанн Предтеча, и Ирод был вынужден запереть Иоанна в тюрьму. Свидетельства об этом есть в Новом Завете.

Вполне возможно, что после того, как утих бы шум, Иоанна Предтечу спокойно бы отпустили. Но так совпало, что в то время было торжество, пиршество, и царь Ирод услаждал свои взоры и взоры гостей соблазнительными танцами дочери Иродиады. И, насладившись этим в полной мере, он пообещал танцовщице (заслужившей, по его мнению, награду) все, что она пожелает. Та, посоветовавшись с матерью, попросила голову Иоанна Крестителя. И несмотря на то, что Ирод очень уважал пророка, своя честь была ему дороже. Он послал своего воина, который прямо в темнице отсек голову Иоанну.

Такая тяжелая жизнь, славная не огромным количеством чудес, а близостью к Богу, великим служением Крестителя и Пророка, ставит Иоанна Предтечу первым среди праведников. Его мы чтим первым после Богочеловека Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. На больших православных иконостасах мы видим, что он всегда изображен первым среди прочих молящихся ко Господу, во втором деисисном чине («деисис» – «моление» с греческого). Святые как бы повернуты лицами к Богу и совершают поклон.

Любовь к Иоанну Предтече у людей сохранилась. К сожалению, многие новички в Церкви недооценивают значимость памяти Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Но есть житие, его можно еще раз внимательно перечитать. Святое Евангелие тоже неоднократно о нем говорит. Почитать память этого угодника Божьего очень важно для каждого православного человека.

– Завершается Петровский (Апостольский) пост. В этом году он был непродолжительным. Уже в понедельник мы отмечаем праздник первоверховных апостолов Петра и Павла, не очень похожих друг на друга, но почитаемых в один день.

– Совершенно верно. На иконе праздника мы видим, что апостолы как будто обнимаются. Это очень интересно, потому что Петр и Павел крайне мало виделись друг с другом, и в этом есть определенный парадокс.

Начнем с Петра. Мы только что говорили об Иоанне Предтече и его первых учениках. Андрей после того, как услышал об Иисусе, пришел домой и сказал Симону (так звали Петра) о том, что пришел Мессия. Он позвал его с собой и на следующий день действительно привел Симона к Богу.

Симон был человеком из простой семьи, рыбаком (скорее всего, это было наследственное занятие), женатым. Он приходит к Господу, и Иисус Христос, смотря на него, нарекает ему новое имя. Он говорит: «Ты, Симон, наречешься Кифою». Кифа значит «камень», или Петр. Так Симон обретает свое новое, апостольское, имя.

Это был человек уже в возрасте, очень горячий, неравнодушный, пламенный, со вспышками характера. Его неравнодушие и пламенная любовь к Богу, собственно, и сделали свое дело. Он стал не только интересным собеседником для Спасителя, но и фактически главой апостолов. Не в том плане, что они ему подчинялись и он как-то довлел над ними, а Господь строго-настрого запретил поднимать вопрос о власти в апостольской общине. Но мы постоянно видим в Евангелии, что, отвечая за всех апостолов, инициатором все время выступает Петр. Никто особо с этим не спорит, потому что все видят его пламенную любовь к Богу.

Мы помним, что, когда случилась проблема с тещей Петра, он не стал бросать Спасителя и искать лучших врачей, а привел Иисуса к себе в дом, чтобы Он исцелил тещу. Мы видим, что именно в его лодку садится Спаситель, когда желает проповедовать, и просит отплыть и начать ловить рыбу. Улова нет уже который день, но случается чудо: лодка переполняется. Именно Петр первым из учеников видит Спасителя, Который идет по волнам, и, наспех перепоясавшись, бежит к нему. Но потом он начинает бояться: он видит, что стоит посередине моря, почему-то не тонет, и сразу появляется страх. Как только человек на секунду забывает о Боге, он остается без Его благодатной помощи. Петр начинает тонуть. Господь его спасает, но укоряет в маловерии. И в течение всей жизни некоторые слабости, например горячность, во многом мешали ему.

Вспомним, например: когда схватили Господа, некий апостол выхватил меч и отрезал рабу ухо. Понятно, кто это был. Господь сказал: вложи меч свой в ножны, ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут. Мы прекрасно видим излишнюю самоуверенность Петра, когда он говорит: «Даже если все отрекутся от Тебя, уж я-то точно никогда не отрекусь». И Господь с грустью отвечает: «Не успеет петух пропеть, как ты трижды отречешься от Меня». И это действительно случается через несколько часов.

Но горячая вера, пламенная любовь, мужской ум и четкое осознание правоты и правдивости происходящего, безусловно, выделяют апостола Петра, делают его первым среди равных, и это проявляется много раз. Когда в праздник Пятидесятницы Дух Святой сходит на Петра, Он сглаживает его острые углы, наполняет совершенством Божественной благодати. И когда множество зевак в удивлении собираются посмотреть, чему так радуются ученики Иисуса (мы говорили об этом на праздник Троицы), Петр выходит с проповедью, после которой больше трех тысяч человек приходят ко Христу.

Его жизнь, конечно, очень непроста. Его ловят и сажают в темницу, он неоднократно вынужден многим доказывать правоту своей веры и делает это очень убедительно. Действительно, его жизнь до самого конца полнится многими чудесами. Когда мы говорим об апостоле Петре, мы практически никогда не удивляемся, почему он назван первоверховным. Потому, что количество трудов, сил и времени, что он положил ради своего дела, конечно, превосходит труды других апостолов. Это не принижает их, но показывает пламенное неравнодушие Петра.

Мы не знаем, например, семейного положения других апостолов, а здесь четко видим, что Петр оставил и тещу, и жену, и наверняка детей. Для этого нужна определенная смелость. Не в том смысле: «Пусть живут как хотят!» Он прекрасно понимает, что он муж и кормилец, и принимает это непростое решение. Сейчас во многом христианину тяжело. Нам нужно любить Бога, но при этом есть родители, которые хотят, чтобы мы с ними побыли, дети, желающие, чтобы мы с ними поиграли. Жена тоже рассчитывает на совместное времяпрепровождение с тобой (или муж). Мы вынуждены выстраивать внутреннюю иерархию, но при этом очень важно не забыть, что на первом месте должен быть Господь. У Петра с этим проблемы никогда не было.

Его товарища, второго первоверховного апостола, звали не Павел, а Савл (они с Петром оба были с другими именами). Он родился в семье евреев, которые обладали весомым положением в Римской империи. Вырос в космополитическом городе, близком к культуре Греции, и был гражданином Римской империи (что потом во многом не раз ему поможет). Родители поначалу были уверены, что он будет каким-нибудь философом, очень талантливым ритором. Но все-таки внутренний праведный иудей в нем переборол все остальные интересы. Хорошо зная и соблюдая закон Божий (тот самый закон, за который цеплялись фарисеи, переживая, что Спаситель его не соблюдает, а насмехается над ним), он ушел с благословения родителей в Иерусалим и стал учеником очень известного раввина Гамалиила, который видел в Савле свою смену.

Конечно, его неравнодушие не позволяло ему хладно относиться к христианам. Он их ненавидел всей душой, потому что видел в них оскорбителей закона Божьего. Вместо того чтобы его исполнять, они привносили в него какие-то свои домыслы, обычного земного человека делали божеством, кощунствовали, называя его Сыном Божьим. Так ему это виделось. Все быстро перешло от слов к делу. Когда толпа рвала и метала, забивала до смерти первомученика архидиакона Стефана, Савл был рядом, одобрял все это, даже, по церковному Преданию, сторожил одежду тех, кто совершал эту казнь.

– И что же случилось?

– Случилось большее: он стал самостоятельной личностью и уже по своему желанию находил и вытаскивал из домов христиан и всех, включая детей и младенцев, предавал суду. Не было конца и края его произволу, сдобренному и подкрепленному бюрократическими печатями. Было даже рекомендательное письмо, чтобы он шел в Дамаск и там разобрался с большой местной общиной христиан.

Но по пути в Дамаск случилось чудо. Ему явился Сам Господь и спросил его: «Зачем ты Меня гонишь, Савл?» Ослепнув, Савл три дня не мог ничего делать. Потому что близость к Богу действительно ослепляет неподготовленного человека. Мы знаем, что любовь может не только давать ощущение счастья, но и попалять своей остротой, когда ты знаешь, что не заслужил, чтобы тебя любили. Эта любовь опалила Савла, и пока не пришел апостольский ученик и не возложил на него руки, он так и не получил зрение. Но когда он прозрел физически, окончательно прозрел и духовно. И апостола вернее, надежнее и способнее еще не видела земля.

Таким удивительным образом, никогда не видя Иисуса Христа в жизни, не становясь участником или хотя бы свидетелем страшных событий смерти и воскресения, он становится Его наивернейшим учеником. Во всех своих апостольских посланиях напоминая себе, что является недостойнейшим из апостолов, гонитель Христа становится великим светилом и источником необыкновенной проповеди. Его риторские способности становятся его орудием, инструментом. Во всех синагогах, куда он шел изымать христиан на казнь, он тут же начинает проповедовать Христа, чем ставит в тупик иудеев, не понимающих, что происходит. Когда затем его собираются убить, он скрывается. 

Мы много знаем о миссионерских путешествиях апостола Павла. Представьте себе: человек приезжал в разные города, где процветали языческие культы и стояли огромные, многометровые статуи, которым приносились человеческие жертвы. Люди там по-особому строили свою жизнь. Павел приходил туда и призывал их к совершенно иным вещам, о которых говорил Спаситель: подставить левую щеку, отдать и верхнюю одежду, если у тебя просят рубашку.

Обладая таким неимоверным талантом, избегая смерти как римский гражданин, которого могли умертвить только мечом и после суда в Риме, он принес очень много пользы христианской Церкви, которая с большой любовью и благодарностью возводит его на один пьедестал с Петром. Именно поэтому Петровский (Апостольский) пост заканчивается (по новому стилю 12 июля) днем памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла – двух людей, которых в жизни звали по-другому. Может быть, они и жили бы совсем иначе, но каждого из них коснулся Господь. Он может так же коснуться и нас, если мы будем открыты Ему и, учась у первоверховных апостолов, тоже будем в меру своих скромных сил свидетельствовать о Господе в наших трудовых коллективах, в домах, где мы живем, среди близких и родных. Но начнем с себя и с тех, за кого мы несем ответ перед Богом: со своих детей.

Ведущая Инесса Титова

Записали Максим Заливакин и Анна Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать