Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

12 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Дни после Рождества Христова и до праздника Крещения (по-другому Богоявления) называются святыми. В чем особенность этих дней и как их душеполезно провести, батюшка?

 – Замечательный вопрос. Когда мы говорим о святках (так сокращенно называют святые дни), нам почему-то кажется, что это единственное время в церковном году, когда мы длительно празднуем торжественное событие из новозаветной истории. Пожалуй, еще вспоминается Светлая седмица, после Пасхи. Фактически же дело обстоит немного иначе. Любой великий двунадесятый церковный праздник обладает днями предпразднства и попразднства.

То есть сначала мы несколько дней готовимся к этому празднику, и для тех, кто посещает храм очень часто, это проходит немножко иначе, чем для людей, которые посещают только службу самого праздника. Ибо первые слышат, как Церковь начинает потихоньку в своих песнопениях и священных текстах вспоминать событие, которое только грядет. И после того как мы свершаем само празднство, мы не забываем о нем моментально, а в течение некоторых и, часто бывает, многих дней бережно храним в своем сердце радостную память о нем.

Самый банальный пример – это наш Новый год, наши длинные выходные, которые с любовью устроены государством. Это есть не что иное, как дни попразднства того самого новолетия, которому мы радуемся. Новый год мы уже встретили, и теперь настала пора первые дни этого года посвятить своей семье, близким, отдыху, развлечениям.

И христиане, когда вспоминают какое-то из важнейших, ключевых событий в жизни Господа нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери или Его учеников, особо подчеркивают, что достоинство праздника не ограничивается одним днем; и мы продолжаем радоваться в течение одного, двух, трех дней.  

И когда мы говорим о великом двунадесятом празднике Рождества Христова, наша радость длится вплоть до самого Крещения Господня. В эти дни православные верующие традиционно стараются деятельно почтить Спасителя, родившегося Младенцем в этот мир, и приносят Ему свои дары в виде добрых дел, в виде искренней и пламенной молитвы. В эти дни принято посещать своих родных и близких, навещать тех, о ком давно не вспоминали. Если мы не можем приехать и обнять человека, всегда можно отправить сообщение – сейчас Интернет и мобильная связь это позволяют.

К сожалению, эти дни, которые недаром названы святыми, часто омрачались в истории нашего народа различными суевериями. Вы знаете, что часто святки ассоциируются с гаданием, бездумным и вольным весельем. Конечно, само понятие святых дней исключает возможность заниматься тем, что в принципе для христианина является неприемлемым.

Господь так устроил человека, что мы не знаем нашего будущего. И, вероятнее всего, это Его великая милость, а вовсе не какое-то упущение или наказание. Знаем, что люди бывают больны тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями, и врачи говорят, сколько им осталось жить. Как тяжело висит на человеке эта ноша, как меняется его сознание! Ему трудно, не каждый может справиться с этой информацией. А когда человек не знает день своей кончины, не знает своего будущего, он, будучи сотворен по образу и подобию Божиему, оставаясь разумным, имея свободную волю, может каждый день выбирать для себя что-то новое. Так что как бы ни было любопытно, я бы вместе со всей Церковью призвал избегать подобных увеселений, потому что заигрывание с нечистой силой никогда не доведет до добра.   

А святые дни нужно проводить свято. И одна из замечательных народных традиций, которая сейчас уже постепенно исчезает, – это так называемое в быту колядование, когда мы ходим по домам и колядуем. Но люди, которые это делали, чаще назывались на Руси христославами. Потому что короткие стишки или песни, которые люди исполняли, содержали в себе хвалу родившемуся Богомладенцу, прославляли Его и Его Пречистую Матерь. И, конечно, такое живое и настоящее исполнение, искреннее поздравление своих соседей, родных, щедро вознаграждалось хозяевами в виде приношения каких-то пожертвований, чтобы потом дома человек радостно, вместе со своей семьей, в очередной раз возликовал о рождении Спасителя.  

Сейчас, может быть, трудно взять красивую звезду и пойти по чужим домам, но поколядовать, я уверен, можно и по видеосвязи, и даже по телефону. Можно постараться исполнить колядки, прославляющие Христа, или краткие стишки, а может быть, даже что-то отправить в письменном виде. Все это тоже форма заботы и внимания с нашей стороны по отношению к близким, а также определенная дань Господу. Потому что есть риск эти дни провести в суете житейской, в различных бытовых заботах. Но нам важно не забыть, почему мы отдыхаем в эти дни и почему называем их святыми. Праздник продолжается.

– В эти праздничные дни Церковь чтит память святого Василия Великого – действительно, великого святого, учителя христианства.

– Да, это  необычный и очень значимый день, согласно церковному календарю это 1 января. И поэтому в нашем житейском быту мы слышим, как люди радостно отмечают старый Новый год. Для Церкви же, прежде всего, это не только день гражданского новолетия по так называемому старому стилю, но и два важных события. Это великий праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого.

Когда мы вспоминаем об обрезании Господа, мы не можем не вспомнить информацию, которая содержится в Ветхом Завете. Там, в законе Моисеевом, мы читаем, что любой ребенок должен был посвящаться Богу. И Иисус Христос, будучи полноценным евреем, иудеем, соблюдающим закон,  родившийся в семье благочестивых родителей, которые свято исполняли закон Моисеев, тоже был Его Пречистой Матерью принесен в храм для свершения того, что по законам того времени было нормой, – для обрезания крайней плоти и наречения имени.

Вспоминая об этом, мы видим, как отчетливо евангелисты напоминают нам о том, что Христос никогда не топтал ногами все, что было до Него. Мы даже помним Его фразу: «Не нарушить пришел Я закон, но исполнить». Часто мы встречаемся с толкованиями, что, может быть, не нужно это все: это можно не делать, то можно не делать, в посте самое главное – духовное, главное, людей не есть, а мяско, может быть, и можно съесть… И здесь очень легко скатиться в духовный нигилизм, вместе с грязной водой выплеснуть и младенца.

Необходимо помнить, что Сам Спаситель показал нам пример важности исполнения существующих законов. Здесь речь идет как о гражданских, так и о духовных законах. Поэтому мы, будучи послушными чадами Его Святой Церкви, продолжаем соблюдать все установления, которые были оставлены нам святыми отцами и нашими предками в надежде, что, будучи хоть немного смиренными послушниками Святой Христовой Церкви, мы будем подражать Господу в стремлении исполнения заповеданного нам.

Святитель Василий Великий, чья память празднуется в этот же день, особо известен, и, наверное, нет православного верующего человека, который хотя бы раз о нем не слышал. Святой Василий – один из ранних христианских святых, он был архиепископом Кесарии Каппадокийской, и для Церкви оставил множество сокровищ. Он является автором литургии, с которой мы достаточно часто сталкиваемся в период Великого поста. Мы совершаем ее не так регулярно, как службу святителя Иоанна Златоустого, но она всегда запоминается, потому что немного отличается от привычной нам литургии святителя Иоанна своей длительностью и неизобразимой красотой молитв.

Святитель Василий прославился в лике святых как поборник Христовой Церкви и веры. Когда мы вспоминаем о непростом времени Вселенских Соборов, проблем, которые потрясли Церковь в плане ересей и различных толкований непонятных мест в Священном Писании, мы не можем умолчать о роли святителя Василия Великого. Он оставил в догматике (так мы кратко называем догматическое богословие Православной Церкви) свой неизгладимый след в самом лучшем смысле этого слова. Сейчас не буду долго пересказывать, для этого потребуется немало багажа, в том числе философского. Для простого верующего это имя, может быть, и не совсем знакомо в плане трудов, которые понес святитель, но это лишь очередной повод перечитать его житие и понять, отчего Церковь так чтит его память и включает в число трех великих церковных учителей.

– Память преподобного Серафима Саровского, русского святого, Церковь тоже отмечает в эти дни, 15 января. Очень любимый в народе батюшка, который приветствовал всех: и знакомых, и незнакомых – словами: «Христос воскресе, радость моя!»

–  Совершенно верно, и, наверное, нельзя найти ни одного храма, где не было бы его иконы. Преподобный Серафим – очень известный святой, чтимый  в Русской Церкви, хотя прославлен не так давно. Когда мы читаем его житие, не может, конечно, не удивлять стойкость характера и множество чудес, которое совершилось уже в детстве. Он был ребенком из небедной семьи, рано лишился отца, и его воспитывала мать. Он, как любой мальчишка, не раз хулиганил. И мы знаем такую историю, что однажды он побежал на высокую-высокую колокольню, и случилось страшное горе – он упал, не будучи никем страхуем. Но он спасся чудом, и мы продолжаем незримое крыло его ангела-Хранителя и промыслительную десницу Божию видеть в его жизнеописании до самого конца.

Вплоть до тех случаев, когда на него, уже взрослого человека, напали разбойники. И, стоит отметить, что Серафим никаким образом не противился, хотя мог бы как следует ответить, будучи достаточно крепким человеком. Святой остался в живых после таких ранений, которые, казалось бы, были несовместимы с жизнью. Однако (и это мы видим сейчас в иконографии) он после этого случая на всю жизнь остался согбенным, потому что разогнуть спину уже не мог.

Но это и не было его задачей. Этот святой никогда не стремился к красоте, соблюдению каких-то церемоний или ритуалов. Он жил духом, он старался прежде всего заботиться о своей духовной жизни, строго изнуряя свое тело постом, длительной молитвой – мы знаем, что он тысячу дней и тысячу ночей стоял на камне. Мы прекрасно знаем, что, когда человек святой, то это чувствуется. И это чувствуют не только люди, но и животные. У нас есть свидетельство, что святой регулярно кормил медведя, который приходил и ел из его рук. И можно вспомнить множество таких замечательных историй, которые известны даже самым маленьким детям.

Но, наверное, самое значимое, что я хотел бы подчеркнуть, это та мудрость, которая была выражена не в каких-то философских трактатах, а в житейских разговорах, обычных беседах. Многие люди, в том числе и наши правители, приходили к нему для совета и разговора. И те слова, которые святой говорил, угощая их чаем, играют значимую роль в нашем церковном предании. Достаточно вспомнить самую известную фразу: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Это действительно очень важно. Мы часто пытаемся спасти других. Мы очень переживаем и хотим, чтобы наши муж или жена, или наши дети, или пожилые родители немедленно стали очень церковными, верующими, добрыми, и причиняем им добро очень усиленно и целенаправленно. Но когда мы говорим о спасении человека, здесь важно думать прежде всего о себе. Нам необходимо работать именно со своей душой, искореняя оттуда страсти и многие прегрешения, как заботливый огородник выкорчевывает из своего огорода множество сорняков и плевел. И тогда мы увидим, что, как красиво цветут цветы в саду, так и вокруг нас создается абсолютно другая атмосфера. И нам уже не нужно ничего людям говорить – они, видя нас, следуют тому пути, по которому мы идем.

Память святого Серафима мы особо празднуем, у нас в Новосибирской епархии есть храм на левом берегу, посвященный ему, а также придел главного кафедрального собора в честь Вознесения Господня отмечал свой престольный праздник.

– Памятник есть?

– Безусловно, да. Я веду к тому, что дома у людей наверняка есть иконки, и стоит их достать, протереть с них пыль, пропеть радостно кондак или тропарь святому преподобному Серафиму и обратиться к нему хотя бы с краткой молитвой своими словами о том, чтобы следовать его примеру, – этого нам так часто не хватает.

– Остается совсем немного времени до праздника Крещения. Особенный день в году, когда люди целым потоком с раннего утра и до позднего вечера идут в церковь. Отец Александр, а что важного произошло в этот день почти 2 000 лет назад?

– Об этом нам повествуют все четверо евангелистов. Достаточно открыть Святое Евангелие и прочитать о том, что Иисус, будучи евреем, должен был соблюдать имеющиеся законы. Он не мог, согласно требованиям того времени, выходить с общественной проповедью до той поры, пока Ему не исполнится 30 лет. В то время это считалось совершеннолетием в прямом смысле слова. Только в совершенных летах человек уже мог делиться чем-то с другими людьми. Поэтому только с момента, когда Иисусу исполнилось 30 лет, евангелисты начинают подробно описывать Его служение. До того времени это были просто детство, юношество, молодость, проведенные в доме  родителей в полном послушании названному отцу и  Пречистой Матери.

Перед этим стоит упомянуть то, что родственник Иисуса Христа – святой пророк и Предтеча Иоанн, начал крестить людей, чтобы они принесли покаяние. Его проповедь была очень простой: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Понятие «покаяние» очень важно расшифровать. В переводе с греческого это означает «изменение сознания». То есть мало просто раскаяться: «Да это я разбил вазу!» Важно сказать: «Я разбил вазу, но я больше не хочу разбивать вазы! Была бы возможность, я бы все исправил и больше никогда так не поступал». Вот такой покаянный настрой должен быть у человека, когда он искренне не хочет иметь ничего общего с тем грехом, который им овладел.

Именно такое покаяние проповедовал Иоанн, подчеркивая, что приближается Царство именно Небесное! Многие иудеи того времени испытывали религиозный подъем, ждали своего Мессию – Спасителя, обещанного Богом Адаму и Еве в райском саду. При этом очень много политического, житейского, бытового наложилось на это ожидание. Иудеи ждали политика, правителя, ждали какого-то красивого человека, который силой и мощью взойдет на трон и свергнет оккупантов-римлян, поможет завоевать всю землю, даст благополучие, достаток, богатства. Люди забыли ту самую суть, для чего нужен Спаситель каждому человеку и обществу в целом.

Иоанн очень громко восклицает и пробуждает в человеческом сознании мысль, что Царствие будет именно Небесным, и речь будет идти о духовном – о том, что Спасителю не нужно будет спасать человека от видимых политических или житейских уз, а нужно освободить его,  прежде всего, от греха, чтобы человек имел счастье. Каждого, кто откликался на этот призыв, Иоанн, выслушав покаяние в грехах, окунал в воды реки Иордан – этим омовением символически смывались грехи. На бытовом уровне мы понимаем этот образ, опуская в воду что-то грязное и вынимая чистым.

Это покаяние и крещение готовило людей к чему-то более значимому. К чему? Иоанн об этом говорил так: «Придет Тот, Кто будет крестить вас Духом Святым и огнем». Здесь идет речь о том, что Иисус Христос принесет для мира само спасение. Крещение, которым мы сейчас с покаянием крестимся, подразумевает немного иную мысль: мы становимся как бы причастниками того Божественного Промысла, который Он для нас явил, отдав Своего Единородного Сына. Само Божество, Которое создавало этот мир, рождало его, составляло законы природы, теперь, став Младенцем, Само зависит от тепла и молока матери, согревается дыханием животных, как красиво сказал об этом Святейший Патриарх в своем Рождественском послании.

И когда Иоанн крестит многочисленную толпу, он видит, что из Галилеи к нему в пустыню приходит Сам Иисус Христос. Он с удивлением говорит: «Зачем Ты пришел? Это мне подобает креститься у Тебя». Иисус останавливает его, говоря: «Надо исполнить всякую правду Божию». Под правдой Божией имеется в виду Его воля: если Господу так угодно, то мы должны это сделать. Иисус, будучи безгрешным, приступает к крещению без всякого покаяния. Для чего безгрешному Иисусу принимать крещение от рук Иоанна? Во-первых, это зримый момент начала Его проповеди, потому что до этого о Нем абсолютно ничего не было слышно – Его никто не знал, Его проповеди никто не слышал. Он начинает проповедь с такой важной и значимой точки отсчета: во-вторых, Он Сам, Своим Божеством освящает крещение, которое совершает Иоанн. Это старт Его общественной проповеди – Он открывается и вживую обращается к людям. Однако после Своего крещения Он сначала отходит в пустыню, где показывает нам пример поста и сугубой молитвы.

Сразу после того, как Иоанн окунул Иисуса в воду, Господь являет нам чудо. Мы читаем в Евангелии, как на Иисуса Христа сходит Святой Дух в виде голубя, и слышим слова Бога Отца, которые звучат с небес, прославляя Святую Троицу и Единородного Сына Божия. Что это значит? Это и есть название праздника, которое не так привычно для уха русского человека. Мы привыкли называть этот день Крещением Господним, но в Церкви этот день называется Богоявлением, или по-гречески Теофанией – когда Бог является людям. Праздники Рождества Христова и Богоявления Господня изначально были одним праздником, который назывался днем Богоявления. Со временем праздники разделили и связали святками, но фактически это остается одним праздником, и даже богослужения по своему богослужебному уставу строятся по одной схеме.

Поэтому тот, кто пропустил торжественное богослужение сочельника, по-церковному – навечерие Рождества Христова, может прийти в храм в понедельник и увидеть это необычайно красивое богослужение с литургией Василия Великого. Впервые в Новом Завете мы видим, как Христос являет нам всю полноту Святой Троицы: видим сошествие Святого Духа в виде голубя, слышим громогласный глас Бога Отца с неба и видим Самого Спасителя мира, Который пришел стопроцентным Богом и стопроцентным Человеком. Мы удивляемся этой великой Божией тайне и не можем не возрадоваться Промыслу Божиему о нас.

В этот святой день мы должны думать не только о святой воде, но прежде всего о том забытом дне нашего крещения, который каждый из нас – верующих, церковных людей, прожил. Кому-то повезло чуть больше – их таинство Крещения совершалось в зрелом возрасте. Это было серьезным, подготовленным решением, и они помнят каждый момент этого дня. Кого-то крестили в детстве и воцерковляли с детства, а кому-то пришлось находить дорогу к храму самому. Но очень важно в этот день вспомнить о тех обетах, которые мы давали Богу. Мы отрекались от сатаны, сочетались со Христом и искренне просили у Господа благословения нашему пути, чтобы ту благодать, которую Он даровал нам в крещенской купели, не расплескать на нашу суетную, житейскую, бренную жизнь, чтобы не потерять во множестве мелочей самое главное.

Ушедший год  ярко и очевидно показал нам, что в этом мире нет ничего постоянного – ни здоровья, ни близких и родных людей, ни положения в обществе. Перед лицом общей беды это все растворяется, и человеку остается думать только о вечном – о своей душе. Сегодня вся наша тема: и преподобный Серафим Саровский, и святитель Василий, который немало потрудился на ниве проповедования истинной веры Христовой, подчеркивает необходимость работы именно над собой. В день Крещения Господня будет замечательно, если каждый посетит храм и не только отстоит в очереди за святой водой, но и обязательно зайдет в храмовое пространство – приложится к иконам, поставит свечи за своих близких и родных, подаст записки.

Будет замечательно, если каждый человек выберет время и посетит хотя бы часть праздничного богослужения, посвятит это время Богу, соучаствуя в общей церковной молитве, и задумается о том, как Крещение Господа и новозаветная радость, которую мы испытываем и о которой ликует Церковь Христова, отражаются лично на нас; задумается о том, что мы, будучи поздними «апостолами» и благовестителями правды Христовой, можем принести этому миру, порой уже забывающему, что за праздник мы празднуем.

Когда мы вспоминаем о тех новозаветных событиях, нам кажется, что прошло 2 000 лет и что это уже какая-то далекая древность. И нам стоит перечитать Евангелие! Человеку, который давно не брал его в руки или не читал совсем, будет удивительно обнаружить, что все в нем написано как будто вчера, что слова его   проходят через каждую ниточку человеческой души. Поэтому на вопрос, как провести этот день, помимо стояния в очереди за святой водой, мы ответим: читать Священное  Писание; разговаривать со своими детьми об этом празднике; бережно относиться к своему собственному духовному возрастанию.

Давно не был на молитве? Вставай! Давно не помогал другому? Возьми вторую бутылочку святой воды и отнеси ее соседке-старушке, которая не может встать, или родственнику, который сам не подумает сходить в храм. Прояви милость, будь свидетелем этого радостного события Воскресения Христа, которое мы видим уже в Крещении, ибо Христос пришел на землю не для того, чтобы Свою жизнь прожить, а для того, чтобы спасти каждого человека, пришедшего в мир.

Ведущая Инесса Титова

Записали Ксения Будченко и Максим Заливакин

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 21 мая: 09:05
  • Среда, 25 мая: 05:30
  • Суббота, 28 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​