Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

10 августа 2022 г.

– На прошлой неделе мы торжественно отметили важное событие – день Крещения Руси. Событие, которое кардинально изменило ход развития русской истории и дало миру своих русских святых. Память одного из них, святого преподобного батюшки Серафима Саровского, мы отметили в начале августа. Чем дорог нам этот свитой?

– Первый день последнего месяца лета открывает нам церковным календарем память дивного русского святого. В следующем году мы будем праздновать юбилей с момента его канонизации, возведения в чин святого. В 1903 году преподобный был канонизирован при личном активном участии последнего русского императора Николая II, также прославленного в лике святых вместе со своей семьей. Удивительно рассуждать о человеке, который достаточно близок к нам по истории. Многих святых, о которых мы говорим, от нас отделяют века, и бывает очень сложно представить себе образ жизни человека, потому что многих вещей, которыми мы сейчас пользуемся, тогда не существовало, и политический, и экономический аспекты были совершенно другими. Поэтому человек может рассуждать: «Конечно, ему легко говорить, а сейчас попробуй попостись из-за цен в магазинах».

Серафим Саровский, в миру Прохор, обычный русский человек, который меньше чем 300 лет назад ходил по нашей Русской земле. Родился в городе Курске, в семье достаточно богатого человека, но, к сожалению, очень рано потерял отца, его воспитывала мать, и мы видим, как важно религиозное воспитание человека в вере, потому что от этого очень многое зависит. Его мать была верующей, его родители были людьми, безусловно, воцерковленными, и смерть супруга не сломила материнское сердце, а с еще большей любовью она обращается со своим ребенком, хотя для Прохора выдался очень непростой период отрочества.

Храм, который восстанавливала своими силами его мать, имел высокую колокольню, и всем известен случай, который описан в многочисленных житиях преподобного Серафима. Семилетний Прохор вместе с мамой залез на колокольню, и с такой радостью рассматривал округу, что увлекся и упал. Упал с такой высоты, с которой взрослый человек однозначно разбился бы, но чудом Божиим он был обретен живым и здоровым. Казалось бы, уж после этого события что может быть тяжелее? Но спустя три года, когда Прохору исполняется 10 лет, он очень сильно заболевает, да так тяжко, что ни один из врачей не мог ему помочь. Тогда мать начинает всем своим существом сердечно молиться Царице Небесной, Матери Божией, и просить милости. Когда мимо проходит крестный ход с иконой Божией Матери, она выводит отрока на улицу и просит его приложиться к иконе и затем обнаруживает, что тяжелейшая многодневная болезнь отступает. Такими чудесами Господь, возможно, показывал на великое будущее святого человека.

Прохор рос послушным, несмотря на то что был достаточно активным ребенком, и в 22 года он избирает монашеский путь. Мы уже говорили об этом, когда вспоминали разных людей, которые просияли в лике преподобных: что современному человеку монастырь кажется уделом для неудачников. Но это неправильная позиция и неверное светское толкование монастырского служения. Действительно, люди, которые уходят в монастырь и стараются посвятить свою жизнь Богу, делают это в разные периоды своей жизни. Есть люди, которые узнают о Боге только во второй половине жизни, но если человек столкнулся с горячей верой в Бога в детстве, в юности или в начале зрелого пути, он старается как можно быстрее отринуть все ненужное и посвятить всю свою жизнь Богу, пока молод, пока горяч и свеж, чтобы силами, дарованными Богом, Ему же и послужить. Если внимательно приглядеться к нашим обителям, то можно увидеть очень много молодых людей, молодых девушек, которые свою жизнь посвятили служению Богу.

Юный Прохор становится монахом одного из монастырей. Удивительно, что человек так стремится к особому служению Богу, что общинная монашеская жизнь его как бы не удовлетворяет, то есть он не обрел для своей души и сердца того покоя, которого ожидал. Он покидает пределы монастыря, но не уходит из него, а каким-то путем находит возможность для уединения и начинает обитать за монастырской стеной, считая себя при этом как бы относящимся к этому монастырю, и с этого момента начинается тот период его активной подвижнической деятельности, по которому о нем стали складывать легенды.

Человек жил иначе. Мы не раз уже говорили о святости как об инаковости. Человек ведет себя вызывающе, потому что не ест, не молится вместе с братией, ищет уединения, сам себе добывает еду, сам на себя налагает строгий пост, особым образом проводит время – тысяча дней молитвы на камне. Кажется, что это легко, а ты попробуй встать на колени. После длинного пасхального периода, когда начинаются коленопреклоненные молитвы, на первую молитву все встают с энтузиазмом, а потом можно посмотреть на лица людей на третьей длинной молитве, когда не прошло еще и 10–15 минут стояния на коленях: тут не только бабушкам, но и физически развитым людям достаточно трудно. А здесь стояние на камне круглыми сутками.

Казалось бы, что за ерунда, зачем так нужно мучить себя и делать это каким-то особым своим подвигом? Но мы видим, к чему приводят эти труды. Это сделано не ради славы, не ради того, чтобы все сказали: «Посмотрите, какой молодец». Это сделано ради борения собственных страстей, это определенный образ работы над своей духовной жизнью – аскеза. Жизнь христианина обязательно состоит из делания. Помимо изучения веры, чтения Священного Писания, помимо участия в общецерковной молитве, общем богослужении, помимо сугубой личной молитвы существуют еще практики, которые заставляют человека потерять покой, как говорят, выйти из зоны комфорта и найти в себе все светлое и чистое, а все мерзкое и грязное отринуть, вынести из своего сердца. Это форма поста, форма какого-то физического труда, недаром в монастырях люди постятся, молятся и трудятся.

Поэтому таким особым путем отец Серафим, который был к тому же еще и рукоположен во священники, становится таким образчиком веры. К нему начинают потихоньку приходить люди, потому что они видят, что этот монах, священник живет особым образом и на нем особым образом начинает откладываться отпечаток Божественной благодати. Часто спрашивают: «Как понять, святой человек или нет?» Над ним должен нимб засветиться, что ли? Или он будет ходить с табличкой, бейджиком? Нет. Со святым человеком приятно находиться рядом. Глаза так светятся любовью, слова источают такую силу, что не хочется даже на секунду от человека отрываться. Это не о земной влюбленности, это о той самой Божественной любви, которой Бог любит нас и с помощью которой дарует такое необычное свойство инаковости своим избранным людям. По Серафиму можно было уже тогда сказать, что это святой человек, потому что люди стремились, бежали к нему, а он встречал их соответствующим образом. Каждого, кто приходил к нему в келью, будь то маститый, знаменитый, известный человек или простой мирянин, парень или девушка, мужчина или женщина, ребенок или старик, он встречал с такой радостью, что это выражалось даже в приветствии. Известное всем приветствие «радость моя», казалось бы, очень банально, но на деле попробуйте в течение одной недели каждому говорить: «радость моя». Родным и близким, вредной соседке и строгому начальнику, незнакомой кондукторше в автобусе – это потеряет смысл, это будет выглядеть каким-то пустым словом, потому что эти слова означают, что приход человека тебя радует. Это как нужно поработать над своей душой, чтобы приход любого незнакомого человека радовал тебя искренне, чтобы в каждом, кто пришел, ты видел Самого Христа. И этого мало было, ведь даже в жуткую стужу зимой звучали слова из кельи преподобного: «Христос воскресе!» А вот это удивительно, потому что мы имеем выделенный Церковью период празднования Пасхи, когда с первого дня Пасхи еще 40 дней говорим друг другу: «Христос воскресе!» Но даже воцерковленные люди уже недельки через две устают, говорят «здравствуйте», «добрый вечер» и забывают употреблять это приевшееся словосочетание, которое вообще-то для христианина является гимном и кратким пересказом всего Нового Завета о том, что Христос воскрес.

Но для Серафима это не пустые слова – это великая пасхальная радость, которая была в его сердце каждый день. Осень это или весна, Великий пост или праздник Святой Троицы, он не просто озвучивает, что Христос воскрес, он искренне радуется этому событию и, приветствуя другого человека, как бы зажигает его своим пламенным огнем любви к Богу. Его монашеское имя Серафим, происходящее от огненных ангелов, очень подчеркивает его пламенную, горячую любовь к Богу, Его Пречистой Матери, и за эту любовь мы его так почитаем.

Выражалось это не только в словах, но и в делах, каждый, кто приходил к преподобному, был утешаем, поддержан; даже когда люди приходили не с благими намерениями. Известен случай, когда разбойники прознали, что к Серафиму захаживали не только люди бедные, но и богатые, и, надеясь поживиться, они напали на преподобного. Найдя его в молитве, обухом топора ударили по голове, сильно избили, в келье ничего не нашли и сбежали. Серафим остался жив, но при этом на всю жизнь остался сгорбленным человеком. Когда разбойников поймали, он наотрез отказался предъявлять обвинение и потребовал своих обидчиков отпустить, потому что искренне их простил. Яркий пример для нас, когда мы готовы даже соседям и знакомым угрожать полицией или судами, урок для тех, кто даже внутри одной семьи общается с помощью суда из-за раздела имущества или по вопросу, с кем будут после развода находиться дети. Здесь абсолютно чужие, злые люди, которые хотели смерти старца, получают такую горячую любовь и всепрощение, что, я уверен, и для их сердец это было значимым уроком.

Не только люди, но и животные приходили к преподобному. Все знают и любят картины из Интернета, где преподобный Серафим кормит медведя с руки. По свидетельству очевидцев, так и было. Этот медведь, как ручной, приходил регулярно.

Старец находился одно время в затворе, потом возвращался в монастырь, где принимал людей. После явления преподобному старцу Пресвятой Богородицы по его попечению был создан особый женский монастырь в Дивеево.

– Наследство, можно сказать.

– Совершенно верно. И этот монастырь был создан особым образом. Сама Матерь Божия сказала, откуда взять первых монахинь (из Казанской обители), перечислила восемь сестер по именам и заповедала оградить обитель не высоким забором или частоколом, а канавкой. И эту канавку, которую рыл сначала сам преподобный Серафим, а потом без устали сестры до самой его смерти, можно видеть и до сих пор. Когда люди совершают паломничество в святую Серафимо-Дивеевскую обитель, они имеют возможность пройти по этой канавке. По ней, согласно преданиям, проходит Сама Богородица, защищая и оберегая эту обитель как один из Своих особых уделов. Таким образом, мы видим тесную связь Божественного мира с земным.

Преподобный Серафим становится как бы посланником Бога. Своей горячей, пламенной любовью и доверием к Нему святой преподает нам удивительные уроки. Он показывает, как стоит вести себя современному человеку-христианину. Конечно, за 250–300 лет в нашем быту многое изменилось. Но мы понимаем, что Серафим Саровский, живший на Русской земле, может являться нашим покровителем, помогая нам в решении многих земных вопросов. Прежде всего он является очень авторитетным наставником в духовной жизни для монашествующих и мирян, известным не только по всей России, но и за ее пределами. Известны его наставления, которые на самом деле очень просты. Он говорит о том, что необходимо стяжать дух Божий самому, а потом уже думать о других. Если ты сам работаешь над собой и получаешь какие-то результаты, то и тысячи вокруг можешь спасти, являясь примером для других.

Свободное время преподобный Серафим проводил не только в духовных беседах с многочисленными чадами, но и в регулярном изучении Священного Писания. Это еще одна важная мысль, которую мы должны почерпнуть из жизни дивного угодника Божия. Будучи священником, духоносным старцем, он не заявлял: «Теперь я вам буду говорить от себя, я все знаю сам!» Он постоянно подпитывал свой разум и душу чтением Божественных словес, чего нам так часто не хватает по суете, по делам земным. Но мы неизменно должны стремиться к этому, дабы дивно и достойно прославить память угодника Божьего Серафима – одного из известнейших монахов.

К слову, он был даже не игуменом – руководителем своего монастыря, а простым священномонахом. Но память о нем до сих пор дивно процветает по всей нашей стране. В нашей Новосибирской епархии на левом берегу существует храм, освященный в честь святого преподобного Серафима. Он пока находится во временном помещении, но совсем скоро службы будут совершаться в новом, красивом храме. Просим у наших телезрителей молитв об этом и, конечно, посильной помощи.

– На этой неделе, 2 августа, мы отметили еще одно праздничное событие – день памяти святого пророка Илии. Этого святого почитают не только православные, но и католики, и, что удивительно, даже мусульмане.

Совершенно верно. Он – полная противоположность святому, которого мы с вами сегодня уже почтили своим вниманием, потому что является святым Ветхого Завета. Этот человек, казалось бы, не совсем похож на современный образец христианина. Но в этом и состоит его исключительность. Он тоже был пламенный, огненный во всех смыслах этого слова. Его имя содержит в себе частичку имени Божия: Илия – «мой Бог». То есть «ия» (например, в слове «аллилуйя») – это краткое упоминание имени Божия.

Илия происходил из колена Ааронова. Уже при рождении произошло чудо: его отец видел, как с небес спускаются ангелы, младенец попаляется огнем и ему дают вкушать языки пламени. Отец очень испугался, побежал в храм, где поговорил с одним прозорливым человеком. Тот его успокоил, сказав: «Не нужно бояться, это символ, знак от Бога о том, что великим будет служение твоего сына».

Будучи из рода Ааронова, Илия получил священническое образование вместе с остальными священниками и, конечно, знал Священное Писание, религиозные, богослужебные традиции того времени. Но этого мало. К сожалению, мы знаем множество примеров, как люди заканчивают классические учебные заведения, гимназии, гуманитарные институты, заграничные университеты или даже духовные учебные заведения, а потом ведут себя как попало. То есть мало знать заповеди – надо верить в них и жить по ним.

Илия не просто верил, он еще и пламенно любил Бога и Его заповеди. Став подростком, юношей, он не только не оставил Бога (как это модно и зачастую происходит из-за духа противления), но и еще сильнее и пламеннее полюбил Его. Он стал особым образом накладывать на себя пост и очень часто уходил в пустыню, чтобы побыть в безмолвии, пообщаться с Богом. Таким образом, к своим зрелым годам он был уже сложившимся человеком: очень набожным, верующим, не нарушившим ни одной заповеди, которую дал Бог. Это удивительно!

Такая, казалось бы, полная святость, безгреховность, сказалась на нем определенным образом. Будучи человеком очень праведным, но горячего характера, Илия не понимал, как другие люди могут не чтить Бога, не поклоняться Ему и жить по-другому, пропагандируя при этом свой образ жизни. Более всего его изумлял царь Ахав, который правил в то время Израильским царством. Он (говорят, из-за политических соображений, чтобы люди не ходили так часто в Иерусалим, к храму) сделал своей столицей Самарию, а его жена-язычница принесла туда своих идолов – Ваала, Астрату. Они им поклонялись, и это было не просто велением сердца, а государственным повелением: остальных людей тоже склоняли к идолопоклонству. И люди с радостью соглашались, предаваясь самым отвратительным чертам языческой формы поклонения.

Илия очень любил Бога, хорошо знал свою веру и Священное Писание. Ему было известно, что Бог любит милостью Своей совершать великие дела, что Он очень долготерпелив и не хочет человеку смерти или проблем. И понимая, что Бог не станет наказывать неправедно живущих, Илия обратился к Нему с удивительно дерзостной просьбой. Он вызвался стать Его бичом и испросил у Бога благословения самому наказывать от Его имени неправедно живущих, чтобы они, согрешая, не сбивали с пути еще и остальных людей, которые губят свои бессмертные души, следуя языческому культу. И Бог, чтобы не расстраивать верно служащего Ему раба, будущего пророка, даровал ему такое благословение.

Илия со всей грозностью, горячностью пришел к царю и стал беседовать с ним. Но царь не хотел слушать никаких обоснований правдивости и правильности поклонения Единому Богу и оставался преданным своему языческому культу. Илия очень строго сказал: «Тогда, если ты меня не слушаешь, по всей земле будет голод, и ни одна капля дождя не прольется больше, пока я не скажу слово». С этого момента действительно началась полная засуха, погиб огромный урожай хлеба, люди стали голодать. Прошел год, но царь так и не сдался. Илия искренне удивлялся и понимал, что надо пожалеть людей, но, видя очень стойкое противление, из упорства продолжал терпеть и призывать других людей к терпению, пока не покается царь.

 Мы видим, что Илия так стоически держится в своих убеждениях, что к нему приходит даже Сам Бог и говорит: «Пожалей ты людей! Ты же сам умрешь от голода». Господь даже вынужден его перевести в другое место, к источнику. Он благословил, чтобы пищу ему приносили вороны – существа такие прожорливые, что они никому ничего не отдадут, скорее у другого из глотки вытащат, чтобы самим употребить это в пищу. Это нужно было для того, чтобы Илия смилостивился, задумался о том, что даже жадные вороны приносят ему еду, а бедные дети голодают. Но Илия был настолько стоек в своем желании покарать противников Бога, что даже это его не смутило.

Тогда Господь отправил его в Сарепту Сидонскую. Там встретилась Илье вдовица, и он увидел, что страдают не только богатые люди – женатые, имеющие рабов, но и вдовы, которые воспитывают маленьких детей. Будучи сам голодным, пророк попросил у этой вдовицы кусок хлеба, а она сказала: «Ты знаешь, у меня осталось совсем немножко муки и воды. Я собиралась сейчас испечь последний кусочек, мы с сыном съедим его и потом умрем от голода». Илия по молитвам своим сделал так, что ни мука, ни вода не кончались, и достаточно долго прожил в доме у этой вдовицы, пока не умер ее маленький сын. И тогда, не удержавшись, вдовица обвинила его, говоря: «Ты пришел мне свидетельствовать о моих грехах, а Господь у меня еще и сына забрал». Тогда, по молитвам святого пророка Илии, ее сын обрел жизнь. Согласно Церковному Преданию, это был будущий пророк Иона, который затем провел три дня во чреве кита, спасаясь от своего послушания, данного ему от Бога, – проповедовать ниневитянам покаяние и спасение.

Такими человеческими, земными вещами Бог показывает Своему праведнику, горящему желанием навести справедливость на земле, очень важную добродетель Ветхого Завета. В конце концов Он Сам призывает пророка произнести важные слова, прекращающие засуху. Он приходит к царю, наступает долгожданное благое время для природы, заканчивается голод. Но в то же время Илия неспокоен. Он вызывает многочисленных жрецов и прочих последователей языческого культа на состязание, в котором удивительным образом побеждает. Жрецы, сколько ни кричали, не смогли докричаться до своего бога. А на жертвенник, политый водою, нисходит по благословению Божьему огонь, и Илия, торжествуя, собственноручно топит всех поклонников язычества.

Казалось бы, Илия – кровожадный, очень неуступчивый, строгий ко всем человек, но он имеет на это право, потому что он строг прежде всего к самому себе. И мы об этом должны очень часто вспоминать, когда судим других и желаем им мзды, воздаяния, осуждения. Будем думать: а наше сердце настолько ли чисто? Можем ли мы быть настолько пламенно любящими Бога, чтобы, как Илия, быть вознесенными на небо в огненной колеснице?

Этот святой для нас так важен потому, что он жив и по сию пору. Он не познал смерти и еще будет послан Господом сражаться, на этот раз уже с антихристом, чтобы не в сане пророка, а во святом чине мученика за имя Христово еще многажды прославиться из наших уст и сердец.

Ведущая Инесса Титова

Записала Анна Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 01 октября: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​