Родное слово. На вопросы отвечает священник Александр Сахненко

9 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы уже говорили с Вами о чудесах, совершенных Спасителем, об исцелении расслабленного, прокаженных. А в это воскресенье будем вспоминать историю об исцелении слепорожденного. Как произошло это чудо?

– Эта неделя недаром называется Неделей о слепом. В воскресный день читаем Евангелие, которое повествует о том, что Иисус проходил мимо множества нездоровых людей. Это действительно было так. Здесь надо себе представить: когда Господь проходил мимо, люди, зная и слыша о том, старались из домов вытащить больных на кроватях, вынести их на руках. Это не было новинкой. То, что описано в этом отрывке, в принципе, было нормой. Просто обычно за Христом бежали, просили Его помочь.

А слепой не просил, не бежал, потому что он не видел, и вполне возможно, даже не особо осознавал, что кто-то идет. Наверняка что-то слышал. И Христос останавливается рядом с ним не в ответ на его просьбу, а по Своей воле. Ученики Его спрашивают: «Что с этим человеком? Он с детства ничего не видит. Почему? Он согрешил или его родители?» Христос отвечает удивительными словами: «Не согрешил ни он, ни его родители, но это необходимо для того, чтобы явить славу Божию».

Такой сложный для понимания ответ раскрывается дальше. Христос фактически незамедлительно исцеляет человека очень необычным способом. Он мог бы сказать красивые слова молитвы, мог бы просто прикоснуться, и человек стал бы здоровым. Но Он выполняет некоторую специальную процедуру. Нам, людям, важно физическое действие. Мы даже в храме по своей немощи обращаем внимание прежде всего на физическое: чтобы нас батюшка благословил, дал нам руку для целования, чтобы мы взяли святую воду, написали записку, поставили свечку. Мы хотим себе самим и Богу как-то доказать, что ощущаем соединение с Ним.

Христос немного по-человечески специально так поступает: делает лекарственное снадобье, но очень странное. Он берет грязь земляную, разбавляет ее слюной, превращает в некоторую мазь и мажет глаза слепому. Я не думаю, что слепой сильно этому удивился. Наверняка за это время его пытались лечить и водили к разным лекарям. Гораздо удивительнее, что Иисус говорит: «Иди в Силоамскую купель, умойся и прозреешь». И это чудо происходит.

Интересно, что чудес было множество, но послесловий не так уж и много мы встречаем. Мы недавно говорили о расслабленном. Мы видим, что он встретился со Спасителем в храме. А в остальных случаях послесловий не видим. Здесь послесловие гораздо длиннее, чем сама история. Потому что это чудо не просто перерождает человека изнутри, а становится ярким моментом для всего его окружения.

Конечно, смущаются фарисеи, которые видят, что все опять происходит неправильно: нарушается субботний день, покой, установленный заповедью Моисеевой, вне привычных богослужебных обрядов чем-то что-то помазали... И начинается дознание. Даже соседей спрашивают, точно ли это тот человек. Тот сидел, милостыню просил всю жизнь, потому что слепой и не может ничем заниматься, а этот разгуливает. И его самого спрашивают, и к его родителям идут.

Мы видим: родители пугаются. Потому что в то время настолько фарисеи уже ненавидели Иисуса Христа, что тем, кто Его почитал, закрывали вход в синагоги; следовательно, отлучали от религиозной жизни, а это для иудеев было очень страшно. И родители, испугавшись, показывают малодушие: «Он совершеннолетний человек, идите и его спросите, он вам сам все расскажет, мы ничего не знаем. Мы его родили слепым, а что с ним произошло – мы не в курсе».

Видим мы и какое-то торжество, изменение внутреннего состояния слепого человека. Он прозрел не только физически, но и духовно. Он понимает то, чего не понимают фарисеи. И они пытаются его измучить вопросами: кто тебя надоумил так делать? зачем ты нарушил заповедь? Он говорит: «Иисус, Который сделал мне брение, сказал: иди смой. Я смыл и прозрел». И они много раз пытаются выяснить, кто Он, где тот Его видел. На что с нескрываемым юмором спрашивает бывший слепой у них: «Что вы расспрашиваете так подробно о Нем? Вы в ученики к Нему хотите записаться?» Естественно, за это он тут же получил: «Как ты к нам, лучшим и образованным людям, таким значимым, проявляешь небрежение! Ты весь во грехах родился и нас будешь учить?»

О чем эта история? Почему мы вспоминаем ее? Конечно, это чудо. Радостно, когда человек внезапно обретает зрение. Сейчас мы все чаще видим, что современная наука научилась делать  операции, когда обретают зрение дети, несколько лет прожившие без зрения. И слух, и зрение сейчас могут восстановить, но мы здесь говорим о другом. Мы видим, что человек прозревает духовно. И на контрастах показаны: слепой физически, но внутренне видящий правильно – и абсолютно зрячие физически фарисеи и многие праведники того времени, которые духовно слепы.

Здесь внутреннее зрение можно сравнить с внешним зрением. Потому что люди тоже видят по-разному. Одни со стопроцентным зрением различают на специальной таблице самые мелкие буквы, могут читать рекламу с билбордов, у них все хорошо со стрельбой. Другие носят очки, у них туман в глазах – и видят они только силуэты.

То же самое происходит с духовной жизнью человека. Человек может очень хорошо понимать, где добро и зло, в чем смысл жизни, может отличать одно от другого. Кому-то тонкости не видны, а кто-то обращает внимание, что снег падает одного цвета, на земле он другой, а тень на нем третьего цвета. То есть эта внутренняя разборчивость тоже, наверное, зависит от каких-то исходных данных, от какой-то религиозной одаренности. Потому что многие люди отвечают на вопрос про Бога: «Да, что-то там есть»; или: «У меня Бог в душе». Присутствует мутность духовного зрения.

Мы видим отсылку к тому, что Господь показывает нам: мы тоже можем прозреть духовно. Разговаривая со слепцом, Он говорит ему: «Я сейчас с вами, и Я – свет миру». Те, что могут увидеть во Христе не просто доброго человека, учителя морали и нравственности, но навигатор, маяк, за которым следует идти, спасительный фонарик в лесу, в котором человек заблудился,  получают несравнимо больше – духовное прозрение. И научаются различать тонкости духовной жизни, обретая для себя единственно верный путь.

Именно при окончании таких ярких, праздничных пасхальных дней Святая Церковь напоминает нам о том, что идти нужно по правильному пути. Есть замечательный стих:

И я стою на правильном пути,

Но я стою, а надо бы идти...

И про фарисеев много говорил Господь: то, что они говорят, – исполняйте, но их поступки в своей жизни не повторяйте. Это очень часто касается нас. Мы тоже, как фарисеи, видя какое-то откровенное чудо, которое происходит с человеком, готовы выступить со своим особым мнением, выказывая, как нам кажется, свое религиозное чувство, а на самом деле жуткую духовную невежественность.

Зашла женщина в храм не в юбке – надо радоваться, что она вообще пришла. Да, можно ей аккуратно рекомендовать в следующий раз, когда она специально соберется в храм, постараться выбирать более классический вариант. Но выгонять ее взашей мокрой шваброй только за то, что она не соблюдает какие-то нормы, которые никак не связаны с духовной составляющей человека, – очень опасное дело.

И такого много в нашей жизни. Мы можем, привыкнув к своему образу религиозной жизни, задеть чувства другого человека. Порой то, что важно для нас, может быть, не так важно для других людей. Они не понимают еще значимости службы, обязательного паломнического опыта, необходимости чтения святых отцов. Но если Господь касается их сердца, наша задача, как христиан, прежде всего их поддержать.

То есть человека, который духовно слеп, мы сравниваем с физически слепым человеком. Это, конечно, не очень правильный пример, потому что редко когда слепота случается из-за какой-то болезни или внезапно. Это все-таки либо что-то наследственное, либо какие-то серьезные проблемы. Но слепота духовная очень легко появляется. Наверное, лучше это сравнить с очками, когда мы их часто трогаем руками и совершенно не протираем и они уже покрылись толстым слоем грязи, а мы ничего с этим не делаем. То есть нас все устраивает.

И действительно, многие верующие православные люди, которые прекрасно знают, как правильно нужно делать, позволяют себе некоторую расслабленность: ничего, наступит время, я обязательно возьму святых отцов, перечитаю Евангелие; вот уйду на пенсию, доделаю проект, закончу строить храм, ребенок пойдет в детский сад (подставьте что-то свое)… И ты будешь спотыкаться до той поры, пока действительно что-то не схватит. Эти очки могут разбиться, ты можешь их вообще потерять.

Рассуждая над Священным Писанием, рассказывающим об исцелении слепорожденного, человеку необходимо задуматься, все ли в порядке с его зрением (не физическим, а духовным), правильны ли его ориентиры. Иисус ли для него маяк, образ, лейтмотив жизни, остов его духовного состояния или какая-то мелочная суета, забота. Даже в том числе религиозные нормы и правила. Ведь можно ходить на службу, но на ней не молиться. И здесь очень важно не выплескивать ребенка вместе с грязной водой, говоря: «А можно молиться и не ходить на службу». Речь о другом. Нужно ходить на службу и молиться на богослужении, делать доброе дело, но не ради того, чтобы о тебе хорошо сказали, а чтобы спасти собственную душу и в заботе о незнакомом человеке так полюбить его, что искренне отдавать ему деньги, вещи или продукты.

Поэтому вновь и вновь Святая Церковь нас научает деятельному опыту духовной жизни. Она призывает нас уже по завершении дней праздника Пасхи, когда мы  уже подустали, расслабились (уже и «Христос воскресе!» забываем друг другу говорить), все-таки помнить о том, что это та самая пелена, которая ниспадает на наши духовные очи, жизненно важные не для нашего тела, а для нашей вечной души. Встрепенемся, очнемся, омоем свои очи в духовной Силоамской купели и последуем за Господом, Который воистину есть свет миру.

– В своих молитвах мы чаще всего просим о здоровье себе и своим близким как о самой великой ценности, но не всегда получаем то, что просим. Почему?

– Это хороший вопрос, и на него будет неожиданный ответ. Это действительно есть в нашей культуре, мы так и говорим в тостах, желаем этого друг другу как обязательный элемент. Даже есть народные присказки, что самое главное – здоровье, остальное можно купить.

Это очень неправильный духовный подход. Если мы изучим жития святых, почитаем на эту тему святоотеческие творения и полистаем историю Церкви, то увидим: в нашей вере благодать Божия проявляется не в том, что человек здоров.

Нам еще с библейских времен известна история праведного Иова, который пострадал не потому, что в чем-то был не прав, а потому, что сам дьявол попытался искусить Бога: «Конечно, легко человеку Тебя любить, хвалить, когда у него есть все. Давай отнимем у него деньги, имущество, здоровье, родных и друзей». И Господь поэтапно все это действительно сделал, но не потому, что послушался сатану, а чтобы показать (не столько ему, сколько всем другим): если человек действительно верен Богу, то он верен Ему и в бедности, и в одиночестве, и в самой тяжелой болезни на одре. Господь умножил потом  благосостояние Иова и многочадие дал. Но эта история должна учить и нас.

Конечно, по-человечески нам очень хочется быть здоровыми. Но мы все (я думаю, люди старше шестнадцати лет точно) прекрасно знаем, что такого не бывает. Если у тебя не болит одно, то будет болеть другое... И это нормально, потому что это жизнь, это напоминает нам о том, что наш мир, который мы так любим, в котором живем, – падший. Он лежит во зле.

Если бы тело «соблюдало» свое иерархическое место и слушалось душу, а душа – дух, в нас был бы другой порядок. Но ныне дух слушает душу, а душа делает все, что хочет тело. И наш мир фактически удовлетворяет потребности наших телес, которым нужно не так уж и много. Тело желает отдыха, еды, воды, лениться и наслаждаться, красиво одеваться. И если мы включим любую телевизионную программу, рекламу в Интернете,  сразу наткнемся именно на эти призывы: «бери от жизни все», «ты этого достойна», «возьми три по цене двух» и так далее.

Если так рассуждать, то действительно для современного неверующего человека здоровье – самая важная ценность. Если он ее потеряет, не будет получать удовольствия от жизни, не сможет потратить накопленные средства на радость и развлечения, не сможет быть счастливым.

Человек церковный, верующий, который знает, что для него самое главное – жизнь вечная, прекрасно понимает, что болезнь – это хороший способ задуматься. Когда ноет зуб, сразу начинаешь задумываться о том, что надо бы зубы чистить, сходить к стоматологу, купить новую зубную пасту. И сразу столько себе обещаешь... Но как только зуб перестает болеть, почему-то все обещания откладываются. И так абсолютно со всем.

Так и духовная жизнь. Если бы человек постоянно осознавал опасность своего падения, знал, когда наступит его кончина, ощущал на себе губительность страстей и различных бесовских прилогов, то всегда держал бы это в голове. Но ныне, обретая недуг, он становится слабым, ущербным, ущемленным. И это состояние многие святые характеризуют как очень душеспасительное. Ведь недаром старость так часто сопряжена с болезнями. Не положи человека под девяносто лет в кровать, он же будет и дальше танцевать на дискотеках. А Господь делает так: если уж не может человек остановить свое тело, то тело останавливает его.

Я ни в коем случае не говорю, что всем нужно срочно заболеть, а призываю задуматься: если у кого-то из нас есть хронические серьезные болезни или внезапно случившиеся, – это не столько подножка Бога нам, радостно бегущим в Небесное Царство, сколько необычная, но все же помощь. Она позволяет изменить нашу жизнь, если мы посмотрим на наш недуг под другим углом и обратим это себе на пользу, а не во вред.

– Завершаются пасхальные торжества, в среду уже отдание праздника Пасхи, а в четверг – Вознесение Господне. Что произошло тогда, что изменилось в мире?

– Нам кажется, что это длительный период, хотя он всего сорок дней. И в это время действительно в нас уже нет той радости Пасхи, которая была вначале. Но апостолы не теряли ее, потому что, в отличие от нас, все это время имели возможность общения с Господом. Не так, как мы, а напрямую, как они привыкли. Иисус Христос в Своем воскресшем человеческом теле пребывал с ними. Он с ними ел, общался, наставлял их, давал им какие-то советы, отвечал на вопросы, поддерживал до того, как оставит их. И это незабываемый опыт первохристианской жизни, когда уже произошло все самое важное: Христос пострадал на кресте, умер и воскрес.

В то же время это еще не конец истории и не конец спасительного подвига нашего Господа. В том-то и дело, что значимой точкой, даже восклицательным знаком является событие Вознесения, когда на сороковой день Иисус Христос пригласил Своих учеников в Вифанию, на гору Елеонскую. И там, когда все ученики собрались, после последней беседы, Он поднялся в воздух, руками благословив учеников, и скрылся в небе.

Что происходит? Происходит обожение человеческой природы Иисуса Христа, то есть фактически завершается весь цикл. Он начался тогда, когда Бог Отец пообещал первым людям, которые уже успели согрешить, что их ждет спасение и Спаситель. Когда было принято решение на Предвечном Совете Святой Троицы перед созданием человека (а может быть, и еще раньше). Эта история заканчивается именно сейчас, когда воплотившийся и вочеловечивыйся Бог Слово (Второе Лицо Пресвятой Троицы) приходит в мир для того, чтобы спасти человека. И теперь, обожествляя человеческую природу, возносит ее в Свое Небесное Царство. И для нас это действительно должно быть видимым знаком того, что это и есть истинная цель каждого христианина – обожение, пребывание в Боге.

В Деяниях святых апостолов подчеркивается, что, когда Иисус вознесся и скрылся за облаком, два мужа (два ангела) явились и обратились к апостолам: «Что смотрите, мужи галилейские? Так, как сейчас Иисус покидает вас, так Он и придет еще раз во славе Своей». Отсюда церковное предание о том, что Второе Пришествие Иисуса Христа будет с неба во всей славе, с ликованием трубящих в трубы ангелов. Очень важная мысль сказана в апостольском послании.

Конечно, для всей Православной Церкви это важнейший из праздников, великий двунадесятый Господский праздник. Он всегда приходится на четверг, на сороковой день после праздника Пасхи. Это всегда будний день, поэтому не так уж многолюдны наши храмы в этот день. Но для Новосибирской епархии это особое событие, потому что наш кафедральный собор, главный собор всей Новосибирской митрополии Русской Православной Церкви, имеет свой главный придел в честь этого великого и дивного события. Поэтому 10 июня 2021 года, в четверг, Вознесенский кафедральный собор будет праздновать свой престольный храмовый праздник, пройдут торжества. Конечно, для прихожан и жителей нашего города это тоже значимый и важный момент.

А в духовном смысле я уже обозначил: Вознесение должно напоминать нам о том, что нас покинул Христос. Но Он, во-первых, не покинул учеников навсегда, Он остался в словах, которые им сказал, в наставлениях, которые они получили. Он научил их еще до Своей смерти принимать Его Тело и Кровь под видом хлеба и вина в Евхаристии – таинстве благодарения.

Мы знаем, что тесно связаны два праздника. Затем, через десять дней, апостолам, собравшимся в горнице в Иерусалиме, ниспослан Дух Святой, тем самым Церковь передана под покров и Божественное дуновение Самого Святого Духа, Который является ее хранителем и утешителем.

Наступают эти дивные дни, одно сплошное празднество. Как Тертуллиан называл, радостнейшее время, целый период. И я бы очень хотел, чтобы наши зрители с особым душевным и сердечным вниманием отнеслись к этим двум праздникам: Вознесения Господня и Святой Троицы. Конечно, идет жаркое время, пора посадок и огородно-дачных работ, кому-то пора отправляться в отпуск, уделять время семье. Но жизненно важно научиться уделять время Богу.

Как говорит наш Святейший Патриарх, чем больше он тратит времени на молитву, тем больше сил и времени у него освобождается. Я думаю, это очень просто проверить на собственном опыте. Попытаться именно тогда, когда мы ничего не успеваем, когда нам кажется, что без нашего участия все рухнет, научиться доверять воле Божией, отпускать ситуацию и надеяться, что за какое-то внутреннее дерзновение Господь обязательно поможет. Боишься ты, что не можешь этот день пропустить, обязательно в четверг нужно полить огород, а то все завянет, поверь Богу, сходи в храм. Вдруг именно в этот день случится дождик, и все дары природы (и Бога прежде всего) не завянут, а еще порадуют своим плодоношением в конце лета и осени.

Поэтому эти две темы я тоже считаю очень связанными; пора духовно прозревать сквозь муть, которая есть в наших глазах. Это все земное, бренное, без чего, однако, не получится жить: деньги, питание, житейские заботы. Но они всегда должны отстоять от христианина на таком расстоянии, чтобы не заслонять Христа.

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 28 июля: 05:30
  • Суббота, 31 июля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​