Родное слово. На вопросы отвечает священник Александр Сахненко

7 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Продолжается Великий пост, и мы вновь начинаем разговор с родительской субботы, с молитвы о близких, которые уже ничего не могут сделать, а ждут действий от нас. Мы говорили о важности поминовения за Божественной литургией, а что это за служба – парастас – накануне родительской субботы в пятницу?

– Многие думают, что поминовение усопших ограничивается нарочитым молением за Божественной литургией на заупокойной ектении и панихидой. Люди действительно забывают, что утреннее богослужение предваряет вечернее, когда совершается парастас, что означает «стояние в молитве», «предстояние» пред Богом.

Этот чин представляет собой чтение семнадцатой кафизмы (кафизма – это глава в Псалтири). Ее читают, когда человек умирает, до отпевания и на погребении. Парадокс в том, что если вы внимательно проанализируете текст, то не найдете ничего, связанного с покойниками, загробными милостями или страхом смерти. Это кафизма радости.

В вечернем богослужении субботы и праздников утреня включает полиелей, когда поется: «Хвалите имя Господне… Аллилуиа…» Это особое ликование о празднике. Богослужебный устав предписывает в одно время года петь полиелей, а в другое – блаженны. Со слов «Блаженны непорочны…» как раз начинается семнадцатая кафизма. Полностью ее пение можно услышать лишь в некоторых монастырях. В приходских храмах, к сожалению, ради краткости службы она не поется.

Эта кафизма выражает особую радость. Христиане не видят смысла, не имеют нужды горько оплакивать усопших родных, потому что, по слову апостола, смерть –приобретение, а не потеря. По нашей вере человек рождается трижды: сначала для земной жизни в своем теле, затем – в Боге, когда принимает таинство Крещения, и, хочет он того или нет, – в жизнь вечную.

Зачастую на похоронах мы плачем не о человеке, который лежит в гробу, а о себе. Нам больно, страшно: как теперь быть, с кем делить заботы, кому плакаться? «На кого ж ты нас покинул?!» – это о себе. Об умершем мы радуемся, потому что он теперь в ином мире, где нет ни болезни, ни печали. В церковных песнопениях и поется, что человек отошел от суетного, тяжелого мира в то место, где ему легче, даже с бытовой точки зрения. Поэтому Церковь предлагает чтение семнадцатой кафизмы со свечами, и мы с радостью вспоминаем, что наши сродники уже находятся там, куда нам только предстоит попасть.

Поминовение усопших, как Вы правильно заметили, не ограничивается молитвой. Оно всегда должно быть подтверждено делом: милостыней, приношением в храм продуктов. Часто можно столкнуться с суевериями, что обязательно приносить печенье или хлеб, четное или нечетное число чего-то. Это все полная ерунда. Мы не идолу приносим жертву. Продукты Богу совершенно не нужны. Они – ресурс, который можно использовать в социальной деятельности Церкви. Эти продукты – для многодетных семей батюшек, приходской трапезной, в которой кормят сотрудников и детей воскресной школы, и, конечно, для благотворительности: детских домов, нуждающихся семей. Поэтому нет смысла приносить что-то залежалое, старое, что сам не ешь. Надо вспомнить, например, что любил усопший. Это будет самая лучшая помощь и ему, и здравствующим людям, которые нуждаются в нашей скромной поддержке.

– Когда мы говорили о приближении Великого поста, казалось, что он будет  длинным, протяженным, а на самом деле уже почти половина пройдена. Следующая неделя – Крестопоклонная. Каково ее значение?

– Вы абсолютно правы. Когда приходишь на первое богослужение Великого поста, кажется, что впереди огромное количество дней и ты все успеешь, но стоит только моргнуть, сделать парочку земных поклонов, как выясняется, что прошла первая седмица, за ней – вторая. И действительно, мы фактически уже добрались до середины. Наше восприятие наивно – мы всегда всё откладываем на потом.

Кто чувствует, что так и не начал работать над собой, не изменил в себе что-то, не отстал от скверны, продолжает быть не Господним, но рабом своих страстей и похотей, у того еще достаточно времени, чтобы отбросить земное и пристать к вечному. А имеющие возможность и горячее желание ходить на постовые службы все эти дни усиленно старались смирять свою плоть и душу, уже почувствовали немалое время поста и наверняка поделятся с Вами своей любовью. Это не мои слова, они из богослужебных книг.

Пост – дело очень трудное, тяжелое, утомительное и неинтересное. Хочется вкусного, а ты его себя лишаешь, хочется полежать – встаешь, дома дел много – идешь в храм, вместо красивых песнопений – земные поклоны и нескончаемая Псалтирь. Пост нас, падших, измазанных грехом и всякой скверной, держит в ежовых рукавицах. И, не имея поддержки, мы можем прийти в уныние. А так как унывать ни в коем случае нельзя, Святая Церковь установила в середине поста Неделю Крестопоклонную. На богослужении вечера субботы выносится Честной и Животворящий Крест Господень на середину храма, где ему совершается торжественное поклонение. Мы делаем земные поклоны с трогательной молитвой: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Для чего мы выносим крест? В богослужебных книгах помечается, что путник, который устал от долгого пути, изнемог от жары, нагрузки, скарба, давящего на плечи, ищет большое тенистое дерево, чтобы спрятаться от солнца, отдохнуть в прохладе и, как будто вновь юным, с новыми силами продолжить путь. Так и Церковь Честное Животворящее Древо Креста предуготовляет для нас в середине постного подвига, чтобы мы могли к нему прибегнуть и отдохнуть. Но как отдохнуть?

Взирая на Крест, видя распятого Спасителя, мы должны размышлять: вот висит Творец всего мира и бытия, создавший законы, землю и человека, Повесивший землю на водах Сам висит на дереве не потому, что не имел силы и власти, и не чтобы Свои несуществующие грехи омыть, а добровольно без вины пострадал ради нас. Каждый наш грех во сто крат больше греха ближнего, поэтому мы должны потрудиться, даже если пост нам кажется тяжелым, но наверняка он не так страшен, как крестный подвиг Спасителя. Понимание этого дает возможность и силы иначе взглянуть на собственное дело. Оно выражено в поговорке: Бог терпел и нам велел. Бог, пострадавший и умерший на Кресте, ожидает нас в Небесном Царстве. И мы, немного пострадав этим постом, смирив себя, изменив свою жизнь, сможем воскреснуть с Ним в Пасху вечную.

Крест может облегчить нам не только пост, но и всю жизнь, если мы понимаем, зачем его выносят на центр храма, зачем у каждого из нас он не только в виде зримого изображения, но и, как мы говорим, у каждого свой крест. Мы, к сожалению, живем в падшем мире, который лежит во зле, и наша земная жизнь скорбная, многострадальная. Преодолеть житейское море мы сможем, только если будем думать о вечном, горнем, черпать силы в Крестном подвиге Спасителя, вспоминать Его пример попрания собственной жизни. Христиане понимают, что все земное бренное, временное. До сих пор человечество не смогло изобрести вечный двигатель, потому что ничего вечного на земле нет, все конечно, даже цивилизация рано или поздно завершает свое существование. Поэтому мы, как люди верующие, особенно постом, особенно в его середине должны думать о жизни вечной, к которой стремимся, ради которой живем здесь, претерпеваем соблазны и искушения от дьявола и его приспешников.

Святые отцы-пустынники говорили: «Накажи меня, Господи, в этой жизни, но не лиши Твоего Небесного Царства. Награди, ущедри в жизни той». И если скорби, сложности, житейские дела, недуги, проблемы мы будем принимать как нечто нужное и важное, смиримся с ними, но не просто сложим горестно ручки, а поймем, что это испытание сделает нас сильнее, тогда у нас будет правильный духовный настрой. Ведь меч, прежде чем отдать воину, сначала кладут в горячее, в холодное, бьют нещадно кувалдой, чтобы закалить и чтобы он не рассыпался в первую же войну. Так и мы закаляемся в испытаниях, превращая свои недуги и слабости в оружие.

Патерики сохранили замечательный рассказ о монахе, который перебирал монастыри. В обители, куда он пришел молодым, ему не понравилось: вся братия его любила, кроме одного, который все время его подкалывал, унижал. Тогда он ушел в другой монастырь, где его не любили уже двое. И он так ходил, пока не понял, что, наверное, в следующем монастыре его вообще никто любить не будет. Тогда он собрался с силами, долго молился и записал, что терпит скорби ради Господа Иисуса Христа. В следующем монастыре действительно он никому не полюбился, но каждый раз, когда его обижали, задевали и возникало желание сделать что-то в ответ, он доставал записную книжку, вспоминал написанное и уже по-другому воспринимал жизнь.

Не всех, может быть, монашеское житие манит своей чистотой, в миру мы порой не можем сдержаться, но пользоваться подобными добрыми советами важно. Следует воспринимать любую пакость не как заговор тех, кто нас не любит, а как повод показать свою добродетельность. Как говорили афонские старцы, человек как сосуд: чем наполнен, то из него и льется. Мы для этого поприще Великого поста и проходим, наполняем себя чистым, светлым, чтобы, когда нас заденут, вылить на человека не ушат грязи, а подарить ему благоуханный аромат нашего духовного труда.

– Хочется еще поговорить о празднике Благовещения. С какими событиями он связан, какое место занимает в истории?

– Если отсчитать от Рождества Христова девять месяцев, то это будет день, который раньше назывался днем зачатия Господа Иисуса Христа, но со временем был переименован в Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник повествует о событии, с которого началась земная жизнь Спасителя, когда к Его Пречистой Матери, юной девушке, жившей в Иерусалимском храме, явился Архангел Гавриил и возвестил благую весть со словами: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Богородица испугалась. И мы думаем, что тоже испугались бы, явись нам архангел. Но тут не совсем так.

Священное Предание говорит, что Дева Мария, имевшая возможность входить во Святая святых Иерусалимского храма, уже встречалась с ангелами. Они укрепляли Ее, поддерживали и даже кормили, потому что, видя, как другие девочки голодают, Мария отдавала им Свой паек, а Сама наслаждалась духовной пищей. Вполне возможно, что с Архангелом Гавриилом Она была уже знакома, и смутило Ее не приветствие того времени «Радуйся», а столь неожиданное его продолжение: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Естественно, Мария заинтересовалась, чем Она обязана такому необычному приветствию.

Архангел объяснил, что Она сподобилась великой милости от Господа – стать Матерью Отца всех человеков. По Преданию, размышляя над Священным Писанием, Она думала, как хорошо было бы увидеть Ту, Которая станет Матерью Господа, и сподобиться завязать Ей обувь или каким-то иным образом послужить. Она и подумать не могла, что вскоре станет Ею Сама, и восприняла эту информацию как возможное искушение. Тем, кто думает, что Она быстро согласилась («была не была, стану Матерью Господа!»), я советую за вечерним богослужением послушать канон – чудесное гимнографическое произведение.

На полиелее канон всегда читается во время помазания елеем. Обычно он восхваляет праздник или чудесные события жизни святого. В каноне Благовещения удивительные припевы. Два чтеца читают по ролям длинный диалог между Матерью Спасителя и архангелом. Реплики начинаются словами «Ангел возопи» и «Богородица рече». На протяжении девяти песен Пречистая Дева задает архангелу множество вопросов: как?! о чем ты говоришь? разве могу Я стать Матерью Самого Бога? смогу ли родить, если мужа не знаю? как это должно произойти? Архангел богобоязненно Ей отвечает, пока Она не берет паузу на раздумье и не отвечает со смирением: Се, Раба Господня.

Отеческое богословие гласит, что в ту секунду, как Дева Мария согласилась на это великое дело, в Ее утробе зачалась (в переводе с церковнославянского – началась) жизнь Спасителя. Мы не можем не радоваться этому удивительному событию, не праздновать его.

Благовещение выпадает на Великий пост и является своеобразным оазисом, где можно не просто отдохнуть в тени, но и напиться живой родниковой воды. Это выражается даже внешне: мы откладываем постное богослужение, совершаем литию, освящаем хлебы, на трапезе разрешается рыба, – чтобы в полной мере прочувствовать великое празднество.

В этот день после богослужения христиане выходят из храма с пением тропаря, кондака и удивительного величания, которое отличается от величаний других двунадесятых праздников, и по сложившейся издавна традиции отпускают, если есть такая возможность, на свободу белых голубков.

– А что это символизирует?

– Это знак непорочности Девы Марии. Все Ее мысли и чувства были устремлены к небу. Она хоть и была на земле, но стала Лестницей, соединяющей нас, грешных, с небесами. Почему облачение на Богородичные праздники не белое, а голубое? Ведь цвет чистоты – белый. Но у Богородицы не земная чистота, а небесная, соответственно, цвет голубой. Желаю нашим телезрителям проводить пост в такой работе над душой, чтобы она хоть немного стяжала этой чистоты.

– Батюшка, а какую роль играет Пресвятая Богородица в деле нашего спасения?

– В богослужебных песнопениях, в коротких требах типа молебнов, в вечерних и утренних молитвах мы обращаемся к святым: «молите Бога о нас». То есть, как бы это ни было удивительно, мы их просим не исцелить, не спасти нас, а помолиться за нас Господу, потому что все их дарования и способность к чудотворению были исключительно по Его воле, благословению и благодати. Они – наши ходатаи и заступники пред Ним. Но, обращаясь к Пречистой Матери Божьей, мы говорим: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Почему так? Потому, что без Матери не было бы и Пречистого Сына. Чтобы умереть за наши грехи, Господу необходимо было прийти в этот мир Человеком, родиться от человека. Нас охватывает удивительное, непонятное чувство, когда мы задумываемся, какой нужно было быть, чтобы стать Матерью Христа. Роль Богородицы в деле нашего спасения велика. Она является зерцалом недосягаемой для нас Божественной природы, иначе Христос не смог бы через Нее воплотиться. Там, где Божество, не может быть скверны.

Пречистая Матерь Божья не просто родила Спасителя, а старалась всегда ходатайствовать пред Ним за людей, начиная с самого первого чуда на браке в Кане Галилейской, когда у молодоженов закончилось вино. Она сказала Своему Сыну: посмотри, жалко же ребят, праздник такой, готовились, и вино закончилось. Он ответил: оставь, пока не до этого, не пришло еще Мое время. Казалось бы, Она получила отказ, но подозвала слуг: Что скажет Он вам, то сделайте. Чувствуя особую просьбу Матери, Господь исполняет просимое. И мы, молясь, не преминем обратиться с сугубым прошением к Богородице, чтобы Она умолила об этом Своего Сына как Мать и как человек, пребывающий в Небесном Царстве. Однако мы должны помнить, что под лежачий камень вода не течет, и постараться к Пасхе, к Светлому Христову Воскресению, до которого осталось меньше месяца, измениться, стать новыми, чистыми!

Ведущая программы Инесса Титова

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 12 мая: 05:30
  • Суббота, 15 мая: 09:05
  • Среда, 19 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​