Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

5 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречаем утро Нового года?

– Совершенно верно! И это замечательный повод, чтобы поздравить всех наших телезрителей с очередной точкой отсчета, которая важна для любого человека. Уж так устроен человек. Такими нас создал Господь, что мы мерим нашу жизнь отрезками и промежутками. Время – удивительный дар от Господа, которым живет человек и которое помогает ему. И каждый новый этап мы встречаем с особой радостью. Ведь каждый человек отмечает какие-то дни, периоды. Для нас значимо, когда человек приходит в мир. И этот день, день рождения, который должен быть больше праздником родителей, сопровождает человека до самой его кончины. Мы привыкли отмечать этот день. Мы знаем, насколько важным является наступление учебного года для школьников и студентов. Мы знаем, как непросто переживается людьми пора наступления отчетности. Например, годовой, которая, уже, слава Богу, для многих позади.

Конечно, праздник Нового года немного искусственный. Потому что точка отсчета нового года переставлялась многократно. Мы это знаем по истории церковного календаря. До сих пор мы празднуем церковное новолетие 14 сентября по новому стилю, 1 сентября по-старому. Как мы уже говорили в наших передачах, когда только Новый год не начинался! В том числе и в марте. Поэтому эта дата весьма условная, и даже исчисление, привычное для нас, тоже весьма условное. Хотя непосредственная связь Нового года с Рождеством очень легко улавливается. Когда мы говорим про числовой порядок года, обычно забываем добавлять: от Рождества Христова. Потому что исчисление наших лет традиционно ведется от пришествия в мир Спасителя. И это та связь, которая непосредственно связывает эти два праздника.

Безусловно, тот Новый год, к которому мы привыкли, был заменителем Рождества. И это была попытка удержаться за традицию, несмотря на то что религия была гонимой. Так, в частности, практически первым делом большевики запретили праздновать Рождество. Запретили рождественское дерево, ель. Из истории Отечества мы с интересом узнаем, что народ абсолютно не согласился с этим запретом и продолжал тайком украшать у себя в домах замечательные деревца. Однако милиция была озабочена этим, ходили патрули. Поэтому люди были вынуждены завешивать свои жилища занавесками. Когда милиционеры дежурили на улицах, многие были вынуждены прятать елки, нести их укутанными в ковры. Но народ-то отстоял свое дело. И в конце концов советские власти поняли: если не можешь подавить восстание, возглавь его. Рождественское дерево было реабилитировано, но, правда, уже вместо рождественского было названо новогодним. Это изменение позиции советского руководства было очень ярким, потому что все началось с первой советской елки в Кремле.

Мы видим, что народ наш умеет постоять за свои традиции, и не только за рождественские, но и за пасхальные. В тяжелейшие годы богоборчества в людях все равно оставалось стремление каким-то образом подчеркнуть значимость события. Пускай не всей своей жизнью, но хотя бы немножко, с помощью какого-то ритуала, с помощью какого-то действия, соединяющего с многолетней, многовековой христианской традицией. Пусть нельзя праздновать, но это значимо для каждой семьи. И вот сегодня, собираясь за новогодним столом, наряжая новогоднюю ель, мы должны понимать, что это праздник не вместо Рождества и не более Рождества, а удивительный повод лишний раз напомнить себе, что все это стало возможным лишь благодаря приходу в мир Спасителя. Так уж сложилось, праздник Нового года предваряет празднование православного Рождества Христова. К сожалению, в нашей стране, в силу жизненных обстоятельств, нет такого горячего и яркого празднования праздника Рождества. Мы видим, что в других странах, где не было таких многолетних гонений на христианство, по-прежнему Рождество остается более значимым праздником, чем Новый год. Однако мы сталкиваемся с другой, не менее печальной историей, когда праздник Рождества выхолащивается, секуляризируется, если говорить ученым языком. То есть уже практически никто не вспоминает о том, что Рождество-то Христа. У нас в языке это тоже заметно. Стали поздравлять с Новым годом и Рождеством. Чьим, как бы остается за скобками. Гораздо тяжелее англоязычным странам. У них в самом названии праздника зашифровано, кто родился: Christmas. Но сейчас все чаще мы встречаем и в магазинах, и в различных товарах, приходящих к нам с Запада, выражение Xmas. Многие англоязычные дети уверены, что в этот день родился Санта Клаус. Сейчас даже стали снимать различные фильмы на тему Рождества, где настоящая история пытается быть заменена чем-то другим, как сейчас принято говорить, толерантным, более всеобщим. Потому что есть люди, которые не верят в Христа, а Рождество праздновать хотят.

Вот в таком парадоксе продолжает существовать современная нация. У нас с этим, слава Богу, все проще. Но раз за разом и год за годом возникает смущение: как же быть? Вот если я человек церковный, если я соблюдаю Рождественский пост, нужно ли мне наряжать дерево? Можно ли мне садиться за праздничный стол? Имею я право выпить бокал шампанского или мне нужно принципиально лечь спать? Рассказывать своим детям про Деда Мороза или объяснять все же про святителя Николая? Каждый год раз за разом православные родители, люди неравнодушные задаются этим вопросом. Здесь каждый должен сам для себя принимать решение, потому что нет единого мерила. Конечно, есть какие-то рекомендации. Но вот точно не нужно вступать в Новый год так, как это делают многие люди, когда говорят, что наступает год зеленой свиньи, фиолетовой мыши, металлического тигра, и начинают выставлять какие-то особые игрушки, вешать их на елку, по-особенному готовить новогодний стол, украшать его чем-то особенным. Все это нарушение заповедей для христианина, которые были даны еще в Ветхом Завете на счет поклонения только лишь единому Богу, Ему поклоняться и одному служить. Есть четкая заповедь: не сотвори себе кумира.

В Ветхом Завете было запрещено любое изображение именно потому, что человек сразу же начинал видеть в нем что-то Божественное. И у нас многие люди продолжают верить в то, что звезды каким-то образом влияют на их существование, что число, в которое родился человек, пришел в этот мир, на многое влияет, что имя влияет на его судьбу. Для этих людей особенно значимой является суетная вера в различные гороскопы, в знаки Зодиака, в символы китайского нового года, который совершенно никак не связан с нашей Русской землей.

Но, увы, мы видим на прилавках магазинов огромное количество тематических товаров. Мы сталкиваемся с тем, что в наших образовательных учреждениях, в детских садах и школах проходят конкурсы рисунков, поделок. И бывает очень трудно объяснить ребенку, почему все нарисовали веселого и забавного тигра, а ты, как христианин, не должен. И это, кстати, вопрос еще очень спорный. Действительно ли совершенно нельзя в этом участвовать? Или это можно делать, если это приводит к благу? Вот, в частности, христианство на Руси столкнулось с тем, что множество праздников, привычных для людей и оставшихся от языческого культа, невозможно искоренить. И тогда наша Церковь не стала бороться с этими праздниками, а просто поставила на эти дни свои празднования. Я сейчас говорю об известных многим масленичных днях, о дне, который называется днем Ивана Купалы. Мы поняли, что невозможно у народа это отнять, потому что очень крепка народная любовь к этим событиям. Однако нет привязки к самой значимости дня. И вот эту значимость христианство привнесло в привычные традиции. Теперь мы знаем, что блины вовсе не языческий символ круга и солнца, а просто замечательный повод проводить последние дни зимы, когда можно вкушать скоромную еду перед Великим постом. День Ивана Купалы, известный в народе традицией обливания, тоже получает свое обоснование. Так люди вспоминают об Иоанне, который был Крестителем и крестил не только Спасителя, но и множество людей, проповедуя им о пришествии Царствия Божия.

Вот примерно таким же образом мы должны милостиво относиться к Новому году. Тем более что многие годы этот праздник был единственным, который напоминал о Рождестве, о событии рождения Спасителя мира, о таком реальном проявлении заботы друг о друге. Ведь Новый год – это подарки, застолье, за которым собирается вся семья. Это проявление заповеди Спасителя о любви к ближним, которую мы должны каждый день соблюдать, но у нас это не получается, и мы стараемся выделять особые дни. Не получается у нас каждый день друг другу дарить подарки. Мы это делаем в особые события. Новый год долгие годы для нескольких поколений людей, выросших в советское время, является по-прежнему очень важным и значимым событием. И конечно, было бы очень жестко со стороны христиан, верующих, воцерковленных людей поучать своих близких или престарелых родителей, что они все делают неправильно, что нужно идти на ночную службу в храм.

Батюшка, а сегодня храмы уже работают?

– Безусловно, храмы никогда не закрываются. Есть храмы, в которых Божественная литургия совершается прямо в ночь, и человек, который не скован традициями своей семьи, где не празднуют Новый год, может вообще встретить новолетие в окружении своих единомышленников, людей, которые приходят начать этот день с молитвы. Уж коли мы говорим, что как встретишь год, так и проведешь, то человек и хочет встретить этот год с Богом, посвятить Ему. Эта замечательная традиция существует не во всех храмах. Но во множестве храмов, где служат два священника и больше, в этот день совершается Божественная литургия. Можно выйти и прогуляться до ближайшего храма и посвятить хотя бы десять минут своего времени для молитвы  Богу, чтобы особым образом встретить этот год. 

Вот у нас буквально вчера во множестве храмов проходили молебны на начало нового года. Это тоже замечательная традиция, когда мы призываем перед началом нового года благословение Божие на все грядущее лето (так по-церковнославянски называется год). И когда мы начинаем его с молитвы, мы верим, что он и пройдет хорошо. Поэтому православные христиане, даже если они не смогли выбраться на богослужение в храм, стараются помнить, что продолжается Рождественский пост. Это найдет свое отражение и в застолье, и в форме проведения праздника. Православному странно в этот день упиваться, развлекаться как-то слишком.  Новый год не должен превысить главное торжество, которое случится через неделю.

Да, ровно через неделю мы встречаем Рождество Христово. И давайте поговорим о традициях этого праздника. Может быть, о старых и о каких-то новых традициях.

– Традиции Рождества в нашей стране, конечно, сейчас во многом утеряны, потому что я только что говорил: его место, значение в сознании многих людей занял Новый год. И невозможность людей пойти в церковь открыто, каким-то образом даже поздравить друг друга, естественно, сказалась. И сейчас мы сталкиваемся с тем, что возрождаем традиции, которые были забыты, утрачены.

Этих традиций огромное множество. Я думаю, самые основные известны всем. Даже в западных фильмах мы видим, что верующие люди (в большинстве своем католики) идут на мессу в храм, а только потом собираются семьей за столом. Эта традиция должна быть главной. Все остальное – мелочи, житейское восприятие праздника. Для христианина прежде всего важна встреча со Христом, особенно в тот день, когда Он пришел в этот мир. Поэтому посетить рождественское богослужение должно быть задачей номер один для каждого верующего человека. Если нет возможности участвовать в праздничном богослужении вечером 6 января, то хотя бы 7-го, в сам день праздника, либо на ночной Божественной литургии, которая совершается практически во всех храмах, либо на утренней в храмах, где есть такая возможность (обычно в крупных, где много священников). Хотя бы просто поприсутствовать в этот день на богослужении уже многое значит. Если человек не готов – он может прийти после службы и уделить это время Богу.

В этот день очень важно вспомнить о том, пришествие Кого в мир мы празднуем. Странно будет поздравлять человека с днем рождения по сообщению, если мы с ним живем в одном подъезде. Если это действительно близкий, родной человек – мы найдем возможность прибежать к нему в этот день, обнять, поцеловать, если нас не разделяют огромные тысячи километров. Многие люди относятся к этому так: «Ничего, Бог родился, можно дома спеть Ему красивую песню». Сейчас, слава Богу, храмы располагаются в близости, редко до какого храма нужно ехать. Обычно пешком дойти всегда можно. В день Рождества это нужно сделать обязательно, это должна быть самая главная традиция, потому что на день рождения мы приходим поздравлять человека и приносим ему подарки.

Какие от нас могут быть подарки для Богомладенца Христа? Мы ничего не можем Ему принести того, что Он бы нам не дал. Маленькие дети приносят родителям всякую ерунду, которую они готовят своими руками из родительского пластилина, бумаги, придумывают что-то из ваты и говорят: «Это мой подарок». Естественно, ребенок не в состоянии заработать на что-то толковое, не может порадовать взрослого чем-то практичным. Но взрослый и не ждет от него этого: он радуется той любви, которая проявлена, тому времени, которое затрачено. Пусть даже это криво разукрашенный рисунок, пусть  непонятно что, но в этом выражается любовь. Так и мы Богу можем принести только свою душу, наши изменения.

Для чего нужен Рождественский пост? Постом мы пытаемся поменяться, хотим себя принести Христу обновленными, измененными. Вот я раньше много чесал языком, а сейчас стал больше молчать и думать: «Господи, прими лишний сантиметр моего языка». Я, конечно, утрирую, но говорю в целом: мы же больше ничего не можем дать Спасителю. Любая свечка, принесенная в храм, и поданная записка являются помощью храму, но не Богу. Невозможно с Ним разговаривать на таких начинаниях: «Я Тебе даю самую толстую свечку, а Ты мне должен хорошую жену, машину и квартиру». Бог не золотая рыбка, тем более в день, когда Он приходит в свет совершенно другим, нежели Его ожидали увидеть люди: не на крылатом коне с золотым мечом, а маленьким Ребенком, Который тоже плачет от холода и голода, нуждается в тепле материнских рук, Ее заботе; Который первые Свои дни встречает вместо теплой уютной кроватки в кормушке для скота среди сена, которое не всегда приятно пахнет.

Наши традиции вокруг этого праздника основаны прежде всего на прославлении удивительного события – пришествия в мир Спасителя. Это колядки, которые правильно называть бы песнопениями христославов: через них мы прославляем Христа. Есть замечательные традиции, когда колядовщики, христославы идут с Вифлеемской звездой по домам, частному сектору и квартирам, говоря: «Это мы, открывайте!» Поют тропарь Рождества Христова и колядки, читают стихи, за что хозяева должны щедро наградить их конфетами, сладостями, подарками, может быть, денежками. Сейчас мы видим, что в воскресных школах при храмах эта традиция потихоньку начинает возвращаться, и ребята выходят колядовать на протяжении всех святок.

Традиция Рождества – это, конечно, сбор всей семьи, когда мы стараемся объединиться вокруг рождественского стола, прийти к тем, у кого не были, вспомнить о тех, с кем давно не общались. Если не можем увидеться – позвонить, написать сообщение. Не просто переслать чью-то чужую красивую открытку, но постараться хотя бы два-три слова набрать искренне, от себя: «Привет, дорогая, поздравляю, люблю, обнимаю». – Этого хватит. Важна любовь, поэтому в ближайшую неделю, самую строгую неделю поста, где службы уже готовят нас к самому событию, я бы посоветовал нашим зрителям задумываться о том, сможем ли мы это новогоднее, радостное настроение, которые мы попробовали вкусить, донести и подарить другим, чтобы они через нас почувствовали необыкновенный свет Рождества Христова, который просветил всю вселенную.

– Удивительное совпадение, что 1 января Церковь чтит память святого мученика Вонифатия. Именно ему издавна молятся об избавлении от такого греха, как пьянство. Почему Вонифатия почитают как покровителя трезвости?

– Я бы даже сказал, это не удивительное совпадение, а весьма ироничное. Первого января многим, к сожалению, очень актуально молиться о пьянстве. В нашей религии нет запрета на алкогольные напитки, ведь главное – мера. Апостол сам признает, что вино веселит сердце человека. Но мы видим, что порой люди напиваются до потери образа человеческого, не то что Божьего: человек становится сам на себя не похож, он оскотинивается. Поэтому очень многим важно было бы помнить накануне и в течение Нового года, что все хорошо, но все хорошо в меру.

Между прочим, у нас в Новосибирской епархии имеется храм в честь святого мученика Вонифатия. Он расположен в микрорайоне Юбилейный Калининского района и, хоть располагается в невзрачном месте (это здание бывшей аптеки), известен своей крепкой общиной, где неравнодушные верующие люди собираются не только для того, чтобы восславить Христа, но и явить миру значимость христианства.

– У них престольный праздник.

Мы поздравляем прихожан этого храма. Я хотел бы подчеркнуть, что для новосибирского общества православных это чуть более известный святой, чем, может быть, для других епархий, где такого храма нет.

Сам святой прославился тем, что  жил жизнью обычного человека, был рабом одной римской госпожи и, естественно, сам предавался пьянству и увеселениям, жил с ней в безбрачном сожительстве. Но затем, когда благодать Божия коснулась его сердца и сердца госпожи, им стало очень стыдно за свою жизнь. Они решили найти себе Божественную помощь в спасении, изменении, исправлении себя и где-то прочитали, что в этом очень помогают мощи святых угодников. В то время были распространены гонения на христиан – мощи не были редкостью. Хозяйка отправила Вонифатия в город (туда, где проходили гонения на христиан) принести тело кого-то из мучеников, чтобы он был господином и покровителем их семьи. Но случилось все очень интересно. Уходя, Вонифатий в шутку спросил: «А если я никого не найду, мое тело сгодится?» Так и случилось.

Поселив в гостинице своих спутников, Вонифатий ушел в город и увидел там страшные сцены казни христиан, на которых спускались львы, они подвешивались за железные крюки, мучились невероятно. Он настолько этим впечатлился, ему стало так страшно, что он упал на колени и стал лобызать ноги этих святых людей. Тогда его тоже схватили, стали допрашивать, кто он. И он не мог ответить ничего, кроме как: «Я христианин», – за что тут же был подвержен допросу. Ему было предложено поклониться языческим богам – он категорически отказался и испытал на себе все те пытки, которые видел на других людях. В конце концов он был обезглавлен.

Два дня спутники его не искали, потому что были уверены: он наверняка где-то загулял. Но когда узнали, что случилось, то с великим почтением отправили гонца к госпоже и принесли мощи. В доме их встречали многие клирики и известные люди, приглашенные гости. Был воздвигнут первый храм. Редкий святой того времени мог рассчитывать на целый храм, но у госпожи были скоплены средства. Так, начиная с первого года казни память святого мученика стала особенно известной.

Его почитание как молитвенника и ходатая перед Господом за людей, страдающих недугом винопития, очень распространилось и у нас в стране: особенно потому, что память празднуется 1 января. Молебны можно по-прежнему заказывать во всех храмах, в том числе – в храме мученика Вонифатия, где он особенно слышит людей, к нему приходящих.

– Завтра мы отметим еще одно значимое событие день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. Как простой сельский приходской священник стал святым?

– Это очень интересно. Обычно в нашем мире верующие почитают святых, которые особо прославили себя в сане святителя, епископа и были главными священниками в огромной епархии, или память необычного святого: юродивого, блаженного. У нас очень мало святых обычных священников. К слову, многие думают, что священники призваны к святости. Но у нас не так уж много святых священников, если это не новомученики или мученики, которые пострадали в первые годы христианства.

Иоанн Кронштадтский вырос в сословной семье: в то время было сословие духовенства, священства. Его дед был священником, и историки говорят, что 350 лет до этого в его роду были одни священнослужители. Отец его был дьячком. Сам святой Иоанн Кронштадтский с отличием окончил Архангельскую духовную семинарию вторым учеником и был за казенный счет отправлен в Санкт-Петербургскую духовную академию. Он сам говорит, что в академические годы ему приснился сон, что он служит в красивейшем облачении в храме Кронштадта. Это был пророческий сон – так и случилось.

После окончания академии он был направлен служить в Кронштадт – город морской, портовый. В Андреевском соборе он прослужил 53 года до самой своей кончины. Это было обусловлено многим, потому что уже в академии ему было предложено жениться на дочери настоятеля этого собора. Выбор, который сделал святой Иоанн Кронштадтский, во многом повлиял на его жизнь: они жили с супругой очень аскетично, приняли на себя, как говорит одна из версий, обет девства. Отсутствие детей в этом случае не печалило священника Иоанна, а помогало ему тратить свое свободное время на других. Именно этим он в Кронштадте и прославился, что стал ходить по семьям нянчиться с детьми, когда родители не успевали; ходить за продуктами для тех, кто не мог; убирать горшки из-под больных. Вскоре все это сделало его славу всероссийской.

Его необычные проповеди эмоциональные и живые; это великий дар молиться за людей вплоть до исцелений, которым было много свидетельств. Ему давали огромные деньги, которые он тут же раздавал бедным, и это сделало его одним из самых любимых всероссийских священников по сию пору. Память об этом святом распространяется по всей Русской земле. Я уверен, нет епархии, где бы не почитали и не славили святого праведного Иоанна Кронштадтского, хотя его канонизация в Русской Православной Церкви случилась не так давно – в 1990 году.

– Я благодарю Вас, отец Александр, за участие в программе. Будем потихоньку готовиться к главному зимнему христианскому празднику Рождеству Христову!

– Воистину так! Всех с наступившим новолетием и сил на последние завершающие дни Рождественского поста!

Записала Софья Горбачева

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать