Родное слово. На вопросы отвечает священник Александр Сахненко

2 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Еще несколько дней (до праздника Вознесения Господня) мы будем приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» На этой неделе мы отмечали Дни славянской письменности и культуры, которые неразрывно связаны с именами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Эти святые подарили нам грамоту. Какими они были, что сделали, что принесли? Каким было их житие? И какое наследие они оставили нам?

– Совершенно верно то, что Вы говорите о наследии, их житии и памяти о них. Это очень важно, потому что в числе святых они упоминаются как равноапостольные. То есть Церковь придает особое значение их подвигу, приравнивая их по деятельности к самим апостолам.

Это IX век. Они рождаются в семье достаточно богатого, знатного человека, у которого было семеро детей (все мальчики). Из семи братьев Мефодий был самым старшим, а Кирилл, которого тогда звали Константином, – самым младшим. Естественно, дети воспитываются в православной вере, в нормах этики и морали того времени. Пользуясь положением своей семьи, знакомством с придворными, Мефодий очень быстро делает светскую карьеру: получает качественное образование и затем занимает военно-административную должность, дослужив со временем до воеводы области Фессалонии, где и родились братья.

А Кирилл (Константин) с детства отличался искренней любовью к обучению, у него были действительно незаурядные способности. По своему складу он меньше интересовался мирским, а был более духовным человеком. В частности, в ранней юности, когда он на охоте потерял своего любимого ястреба, для него это было большим ударом. Он заперся в своей комнате, нарисовал крест и очень долго так затворнически сидел. Было сразу понятно, кем станут братья. Действительно, Константин первым делом пошел по духовной стезе, стал искать монашества и первым из братьев выбрал монашеский путь. А затем уже и Мефодий, который достаточно послужил миру сему, в монастыре на горе Олимп принял монашество.

Два брата занимались немного разными делами. Их развела жизнь в самом начале, но затем, после пары послушаний, которые император давал  Константину, тот устал и пришел к своему брату на гору Олимп, чтобы подвизаться вместе с ним. Откуда впоследствии император направил уже обоих братьев на важную миссию просвещения народов. Мы знаем, что не одну страну посетили святые братья. Во время своих путешествий не с одним чудом столкнулись. В частности, по церковному Преданию, обрели мощи святого Климента, папы Римского.

Конечно, когда мы их вспоминаем как просветителей славян, для нас особо ценным и важным становится не их личный подвиг, а то, что они привнесли в нашу культуру. Будучи родом из Фессалоник, где в то время спокойно существовали два диалекта, они говорили не только на греческом, но и на каком-то славянском языке. Сейчас очень трудно угадать, что это был за язык. Конкретного древнерусского языка не было в то время, это был один общеславянский язык. То ли он имел отношение к болгарам, то ли к македонянам – в общем, какая-то связь была, и братья прекрасно знали славянский язык. Именно это дало им возможность осуществить духовный и правильный перевод всех богослужебных книг.

Они видели, что в проповеди Евангелия очень важно до людей не просто донести зерно и потом уйти, не думая, как оно будет расти. Как удобрение и полив важны для растения, так и для человека мало услышать одну проповедь, нужно еще читать Священное Писание, толкования святых отцов на него. И братья озаботились этим делом. Из церковной истории мы прекрасно знаем, что многие, особенно немецкие епископы в тех местах, где они пересекались со святыми братьями, были против, пытались привести аргументы, что грешно служить на других языках, кроме тех, на которых была написана табличка на кресте Иисуса Христа, это: еврейский, греческий и римский. На что святые братья с удивлением напомнили немецким епископам слова псалмопевца Давида, который говорил, что всякое дыхание да хвалит Господа, и призывал петь все народы. Во-вторых, есть слова Самого Спасителя из Евангелия от Матфея: «Идите и просветите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Если просвещать все народы, то наверняка и служить нужно на всех языках. Немецкие епископы были посрамлены, но все равно заставили братьев ехать в Рим, чтобы получать благословение папы Римского. Не стоит удивляться, это еще IX век, Церковь не разделена, не существует Католической Церкви, существует единая христианская Церковь, и до раскола еще около двух веков. Но, как мы видим, уже начинаются нестроения и какое-то непонимание. Не однажды приходилось перед римским епископом, первенствующим в то время в христианской Церкви, доказывать святым братьям свою правоту. Но каждый раз они справлялись с этим очень талантливо и смогли добиться разрешения на перевод всех священных книг и богослужения на славянский язык.

Конечно, это основа нашей культуры. То есть не просто появилась письменность на Руси, она сразу была духовная: первое, что научились читать люди на своем языке, – Божественные словеса. Святые братья очень достойно поработали, перевели Ветхий и Новый Заветы, правила святых отцов. Конечно, это огромный подвиг. Благодаря святым равноапостольным братьям мы имеем зачаток нашей культуры: письменность, отношение к Священному Писанию как к книге, содержащей Божественные словеса. И, конечно же, имеем возможность славить Бога на своем языке. В то время славянский был разговорным языком, и люди понимали прекрасно, о чем пели в церквях, что просили у Господа и за что Его славили.

Мы много внимания уделяем зарождению нашей государственности, знаем, что для нас ценны и важны герб, флаг, наш гимн. Мы, как христиане, почитая наших святых, которые прославлены Церковью в лике равноапостольных, не может не славить их еще и за участие в создании нашего народа. Поэтому это церковно-государственное празднование Дней славянской письменности и культуры.

Быть может, кому-то сейчас покажется, что это празднование уже устарело, все в телефонах, в Интернете. Есть такая проблема сейчас: редко кто может красивым почерком написать письмо, потому что необходимость в этом уже отпала. Но все-таки мы пользуемся тем языком, который вырос из славянского. Безусловно, нельзя недооценивать значения для нашей культуры и общества наших равноапостольных учителей (именно так Кирилл и Мефодий называются в Церкви). Когда мы молимся, называем их учителями словенскими, то есть теми, кто принес славянскому народу не только азбуку (аналог греческому слову «алфавит»), но и глоток новой жизни, что дает нам возможность разумно и рассудительно славить Господа. Об этом мы уже говорили, когда вспоминали апостола Фому: мы должны подойти к вере не только с полным доверием, но и с рассудительностью. И в этом нам помогает дар святых братьев.

Святой Кирилл скончался раньше, он занедуговал и умер монахом. А затем его старший брат Мефодий был назначен архиепископом. Но он продолжал свои труды и тоже сделал впоследствии немало, помня об их общей с братом задаче. Здесь каждый из нас может увидеть какой-то пример и для себя, ведь братья не сделали ничего сверхъестественного. Они обладали даром от Господа и свой талант употребили на доброе дело. Кто-то мог сказать: «Ой, чем вы занимаетесь? Займитесь лучше молитвой, тем, что для вас сейчас важнее». Но они подарили нам огромное наследие, с которым мы до сих пор живем. Оно совершенствуется, меняется, каким-то образом упрощается (сейчас вообще язык тяготеет к краткости).

– Но насколько важно сохранить это культурное наследие, этот генетический код...

– Об этом мы и говорим в празднование Дней славянской письменности и культуры. Что это не только буквы, это гораздо больше. Ведь мы видим даже в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово». Здесь имеется в виду Логос – это больше философское понятие. Но все равно в этом понятии «Слово» очень много содержится. И, конечно, человек неравнодушный, патриотичный особо должен беречь и свой язык, и свою культуру, на которой зиждется наше государство. Сейчас, когда очень популярны веяния либерального склада, когда говорят, что нам нужно все поменять, осовременить язык, культуру, к этому надо очень внимательно подходить.

Конечно, Кирилл и Мефодий делали тоже новое для своего времени, их тоже, возможно, не понимали современники. Если мы говорим о каком-то изменении, оно всегда должно быть с внутренней составляющей, должно нести дух. Этот дух истинной веры мы празднуем сегодня: дух, который созидает, оживотворяет имеющиеся слова, собирающиеся затем в словосочетания, фразы, предложения, многотомные тексты, основывающие историю. Ведь с помощью этого языка стали писаться и исторические книги, и художественные тексты, и активно стала развиваться культура. Все это мы должны беречь и сохранять. Это абсолютно не противоречит церковному вероучению, а только солидарно с ним.

Именно поэтому Церковь принимает особое участие в празднованиях этого дня. Думаю, наши зрители прекрасно знают, что в Новосибирске ежегодно совершался  общемитрополичий крестный ход, когда от Вознесенского кафедрального собора по главной улице нашего города – Красному проспекту – мы шли в Александро-Невский собор с остановкой у символа нашего города – Никольской часовни. Там мы совершали краткий молебен не только равноапостольным братьям, учителям словенским Кириллу и Мефодию, но и покровителю нашего града святителю Николаю. Просили молитв за нас, за наш мир, за наших правителей и учителей.

К сожалению, последние два года из-за коронавирусной инфекции у нас нет этой возможности, но мы можем этот крестный ход пронести в наших сердцах, если достойно прославим память святых равноапостольных братьев своей жизнью. Не только домашней молитвой, но, может быть, примем какое-то участие в дистанционном или малом мероприятии, посвященном этим дням, откроем для себя какую-то новую книгу по истории нашей страны, изучим церковную книгу, которая поближе нас познакомит с верой. Как только появится возможность, крестные ходы в нашей епархии в честь святых равноапостольных братьев и Дней славянской письменности и культуры обязательно возобновятся.

– Будем надеяться, что в начале осени этот запланированный крестный ход состоится.

С 90-х годов началось духовное возрождение в России, стали строиться храмы, открываться воскресные школы, православные гимназии. Вы несколько лет были директором воскресной школы и знаете ситуацию изнутри. Как проходит духовное обучение и насколько оно необходимо с самого раннего детства?

– Обучение религии, религиозное воспитание, как сейчас это регламентируется в специальном документе нашей Церкви о воскресных школах, жизненно необходимо для любого воцерковленного человека. Конечно, родители уделяют внимание воспитанию своего ребенка в вере, но из-за занятости на работе, высокой загруженности, человеческой усталости, быта они не в состоянии передать ребенку основы знаний о своей вере. Многие родители сейчас стараются дать своим детям дополнительное образование, подготовить их по английскому языку, совершенствовать их спортивные достижения, развить таланты.

По такой же логике существует и действует воскресная церковноприходская школа. Она сейчас есть практически при каждом православном храме нашей епархии, и ребенок имеет возможность бесплатно получить здесь образование. Что это такое? В воскресной школе, как правило, изучают Закон Божий. Так назван целый цикл начальных богословских предметов. Это библейская Священная история, которая рассказывает о событиях Ветхого и Нового Заветов не столько в датах, сколько в лицах, чтобы ребята хорошо запомнили сюжет и могли пересказать Библию. Это цикл практических предметов, связанных с литургикой или храмоведением, о том, как устроен храм, кто такие монахи, что такое колокольный звон. На некоторых приходах даже есть специальный тренажер колокольного звона и отдельный предмет, на котором  учат звонить.

Есть предмет, который очень важен, – церковное пение, и с детишками не только готовят поздравления к Пасхе или Рождеству, какие-то детские песни, но и учат петь в храме за богослужением. Все начинается с «Господи, помилуй», а затем мы видим, что вырастают целые детские хоры. Есть и множество других предметов: это и православный английский язык, и основы христианской нравственности, и трудовое воспитание. Они наличествуют в разных школах в зависимости от обеспеченности кадрами, потому что от коллектива очень многое зависит. Преподавать должны не только священники, но и прежде всего образованные, грамотные миряне, которые могут заинтересовать детей и быть для них образцами.

Воскресные школы принимают детей с 4–5 лет и практически до совершеннолетия. Конечно, там уже больше начинается молодежная работа, но лет до 12–13, мне кажется, дети еще с огромным удовольствием приходят в воскресную школу. Это не только урок, на котором требуется выполнять домашнее задание, получать оценки. В разных школах по-разному: кого-то награждают конфетами, кого-то – медальками, у кого-то просто оценочный вопрос не стоит, где-то занятия проходят в формате общения, обеда, встречи. Очень много проводится внеклассных мероприятий, связанных с просмотрами фильмов, участием в активных делах: играх, спортивных пробегах.

Самое главное – это общение с Богом в храме и общение со своими верующими сверстниками, что очень важно для детей. Если ребенок этим живет, он имеет нужду и необходимость разговаривать на эту тему. Но неверующие сверстники в школе или дополнительных кружках могут его не понять и не поддержать, даже скорее наоборот – высмеять или поругаться. А в воскресной школе он получает опыт дружбы, единения вокруг веры.

Конечно, нельзя говорить, что дети в воскресной школе святые, они тоже могут хулиганить и баловаться. Но они принципиально иные в другом: внутри закладывается фундамент правильного развития человека. Никто не говорит, что выпускник воскресной школы – это будущая монахиня или батюшка. Люди уходят, затем, возможно, и не так часто посещают церковь. Но зато, попадая в нее, они прекрасно знают, какой момент службы сейчас, как себя нужно вести в храме, как правильно обратиться к священнику, как сделать, чтобы батюшка пришел освятил дом или отпел твоего близкого недавно умершего человека. Все это очень полезно даже для общего кругозора.

Скоро заканчивается учебный год, и мы объявляем во всех воскресных школах новый набор. Чтобы в сентябре родители имели возможность своим детям дать новое мироощущение от православного храма, чтобы дети получали уникальный опыт взаимодействия со сверстниками и множество самых интересных знаний, которые сейчас талантливо преподаются в самых необычных формах: в форме игры, в виде просмотра презентации или даже мультиков. Добро пожаловать, двери воскресной школы открыты для всех.

– В нашем городе Новосибирске существует несколько православных гимназий. Насколько обучение в них отличается от обучения в других общеобразовательных учебных заведениях?

– Конечно, разница есть. Прежде всего, в названии. Я так понимаю, школьная форма, которой не придерживаются многие школы, имеет место, потому что она всегда внутренне меняет и дисциплинирует человека. В православной гимназии неудивительно наличие икон, ребята молятся перед уроками и после них, отдельно участвуют в дополнительных молебнах, по выходным дням причащаются Тела и Крови Христовых в храме. А по учебному процессу самым главным отличием будет присутствие в гимназии духовника, который отвечает не только за воспитание или обучение детей, но и за их духовную жизнь, их внутреннюю составляющую.

Есть отдельный предмет об основах православной веры – Закон Божий. До революции этот предмет был во всех гимназиях, и священник так и назывался – законоучитель такой-то гимназии (женской или мужской). Сейчас мы  стараемся эту традицию вернуть в православные учебные заведения. А в общем и целом это то же самое классическое среднее образование, которое получает в обычных школах, гимназиях и лицеях наше молодое поколение.

Я думаю, многие наши православные школы по своему техническому оснащению, по коллективу преподавателей, по наградам могут даже и не отставать от известных и знаменитых школ. Например, гимназия преподобного Сергия Радонежского в 2005 году попала в десятку лучших школ нашей страны. А в гимназии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которая находится в Калининском районе города Новосибирска, сейчас активно практикуется дистанционное обучение. Оно стало острой темой в эпоху коронавируса, но мы видим, что и православным школам тоже не чуждо понятие современности и технического прогресса, чтобы дети имели возможность обучаться, как и все остальные школьники, с учетом новых технологий.

– В этот же день, когда празднуется память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, отмечается день тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

– Совершенно верно. Сложное греческое слово «тезоименитство» абсолютно знакомо всем нам по первой его части. Тезкой мы называем человека, который имеет такое же имя, что и мы. Мы все, православные христиане, носим имена, данные нам родителями, священником при крещении, мы получили их в память о наших небесных покровителях. То есть в нашей традиции не называть именами, которые мы придумываем сами, а брать их из специального именослова, чтобы у человека, помимо ангела-хранителя в день крещения, появлялся еще и его небесный покровитель. Имя святого, которое человек носит, должно его мотивировать на подражание этому святому. Мы берем житие и учимся у своего небесного покровителя мудрости, стойкости, терпению и глубокой, настоящей вере, за что он и стал святым.

У Святейшего Патриарха Кирилла, в монашестве носящего это имя, действительно день тезоименитства (именин) выпадает на 24 мая по новому стилю, в память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. От всей полноты его богоспасаемой паствы приносим ему свои поздравления и прежде всего свою молитву. Мы могли наблюдать, как в храмах в эти дни совершались особые чинопоследования, благодарственные молебны, звонили колокола. Потому что обязанность каждого из членов Русской Православной Церкви – молиться о своем Предстоятеле.

Он несет огромный крест, который зачастую многим людям не виден. Мы много знаем о всяких слухах, а то и гадостях, которые плодятся в Интернете, а о добрых делах обычно не пишут. О священниках, как о самолетах, говорят тогда, когда они падают. А ведь много хорошего можно сказать, в принципе, о каждом человеке.

Святейший Патриарх как Предстоятель Русской Церкви не только заботится о воссоздании древних храмов, о создании новых, о кадровом обеспечении множества епархий на территории Российской Федерации и других стран, но и несет прежде всего свой монашеский подвиг – молится за всю свою паству. Он отвечает от лица Церкви на вызовы современного мира, проводя различные конференции, слеты, съезды, участвуя в разработке множества документов, регламентирующих деятельность иерархических структур Церкви. Решает, как умножить количество епархий, сделать епископов ближе к людям, воссоздать такие структуры, как Высший церковный совет, уделить особое внимание молодежи. Всемирный Русский Народный Собор – организация, которая управляется напрямую Святейшим Патриархом. У него огромное количество дел и задач. И я уверен, что мы должны молиться о нем.

Да, не у каждого из нас есть возможность получить благословение или увидеть его вживую, но мы сможем стать ближе к Святейшему Патриарху, если будем возносить о нем молитвы ко Господу. Потому что наши молитвы дают ему возможности и силы, он в этом сам неоднократно признавался в интервью. Ведь обычные человеческие ресурсы кончаются, а нам нужно, чтобы Предстоятель нашей Церкви жил еще многая лета с крепким здоровьем, мудростью, без которых трудно управлять самой большой Православной Церковью в мире. Многая лета Святейшему Патриарху Кириллу!

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 28 июля: 05:30
  • Суббота, 31 июля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​