Родное слово. На вопросы отвечает священник Феодор Лукьянов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

3 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Рада видеть Вас в Новосибирске, в нашей студии. Спасибо, что нашли время и пришли к нам.

– Очень приятно. Новосибирск – теплый город, несмотря на снег. Я ощущаю это тепло. Благодарю за приглашение.

– Вы возглавляете Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Не отошла ли ценность семьи на второй план из-за свободы, карьерного роста, путешествий, еще чего-то? Или семья по-прежнему остается самым важным в жизни человека?

– Сегодня идет (это видно и в молодежной среде) пропаганда жизни, замкнутой на самом себе. Главный конкурент семьи – самость, гордость: человек думает только о себе, считает, что весь мир должен лежать у его ног, забывает о слове «любовь». Чтобы любить, надо видеть все глазами своего любимого человека.

Наша молодежь сопротивляется. Когда люди обретают любовь, они ставят семью на первое место. С точки зрения земных ценностей семья для наших молодых прихожан главное. Западный тип мышления присутствует в более раннем возрасте.

– Но есть тревожные признаки, что институт семьи может исчезнуть. Что же тогда произойдет в обществе?

– Может произойти очень серьезная деградация. Господь говорит: первая заповедь –возлюби Господа Бога твоего, вторая – возлюби ближнего твоего. На этих заповедях строится весь закон и пророки. Если они не соблюдаются, человек теряет и образ Божий, и образ человеческий. Конкуренция, стремление всегда быть самым лучшим, захватить что-то первым приводят к деградации личности. Звериное начало лишает человека привлекательности, свободы от страстей, греха.

Нам навязывают другую свободу. Якобы все, о чем говорит мораль, Святая Церковь, ограничивает свободу человека. Наоборот, это ее обеспечивает. Потому что человек, который теряет способность управлять своими чувствами, эмоциями, забывает заветы святых отцов, становится рабом страстей, неконтролируемых желаний. В конце концов он в падшем состоянии взывает к небу, чтобы вернуться к истинной свободе.

Настоящая свобода – это то, к чему призывает Церковь: свобода от греха, страстей. Она дает возможность и любить, и творить.

– Кто-то не хочет создавать семью (мы говорим про молодежь), а кто-то ее разрушает в надежде на создание новой. Батюшка, что лучше: терпеть или уйти, оставив человека? Хотя, конечно, не это главное. Как сохранить семью?

– Очень правильный вопрос, нужный и важный. Все семейные отношения похожи. У человека всегда есть искушение: а что если перевернуть страницу, попробовать заново? Говорят: «Начну трудиться с понедельника». Ничего подобного: закон один и тот же. Если ты не умеешь любить, это повторится и во второй, и в третий, и в четвертый раз. Пока любишь самого себя, не сумеешь создать нормальную семью.

Любовь к ближнему означает, что ты должен отвергнуть узкое понимание близкого человека. Мы часто хотим увидеть в любимом себя, свое отражение. Мужчина, вступая в брак, пытается представить идеальную жену. А что если посмотреть на себя глазами жены? Какого она хочет мужа?

Важно, какими нас задумал Господь. Нужно постараться увидеть Его глазами, что Он заложил в мою супругу (красоту, которая присутствует в ней изначально). И чтобы она увидела, что Он заложил в меня. Там, где объединяющим началом становится Сам Господь, появляется удивительное единение в браке. Когда начинаешь двигаться в эту сторону, семья сохраняется. Необходим отказ от своей мнимой самости. На самом деле подлинное «я» чуждо гордыне. Оно способно полюбить другого человека по-настоящему.

Любовь между родителями греет и детей. Очень важно не ставить между собой детей. Они окружают любящих родителей. Отцу и матери нужно уделять друг другу время, чтобы побыть вдвоем для утешения, помощи, взаимного жаления, совместного отдыха. Дети не лишатся родительского общения. Наоборот, видя любовь между отцом и матерью, они почувствуют тепло.

Часто детей возносят на пьедестал. Потом они, будучи самовлюбленными, разрушают семейные отношения. Родители не понимают, что происходит с ребенком, а он поставлен не на то место. Если дети окружают родителей, то учатся любить, отдавать. А это и делает человека человеком.

– Кто главный в семье? Или это не важно?

– Главный в семье – Бог. Он – Законоположник, Создатель закона – дает отцу законодательную власть. А жена – исполнительная власть. В каком-то смысле они равны перед Богом. Но изначально власть дана Богом мужчине, потому что он имеет определенные свойства характера, биологические качества, которые позволяют женщине на него опереться. Мужчина – основа нормальной семьи, а женщина – его помощница.

Семья – совместное творчество. Женщина – не отдельный карьерист. Муж и жена – две звезды, которые вместе работают, воспитывают детей. Они всё делают вместе. Идеальный вариант, если мужчина дает женщине возможность заниматься домом. Свойство мужского характера – взять на себя обеспечение семьи. К сожалению, это не все понимают.

Часто мужчине хочется от женщины принятия его как главы. Но в этом случае он должен брать на себя всю мужскую функцию, ответственность за происходящее в семье: ее обеспечение, заботу о безопасности. Тогда женщина должна брать на себя все женское в семье: заботиться, чтобы дом был благополучным, дети – воспитанными (в русле того, как это понимает муж). То есть это соработничество. Здесь нельзя разделяться. Все надо делать вместе в духе любви.

– Батюшка, с какими проблемами Вам приходится сталкиваться в работе вашей комиссии?

– Сейчас очень много вопросов, связанных с целостностью семей. Это наша боль. К сожалению, сегодня большое количество разводов часто происходит именно из-за того, что ни мужчина, ни женщина не воспитаны должным образом, не знают, что делать. Создают союз. А как его сохранить? Они не знают, как исполнять высшие законы заповедей Божиих, про которые я говорил, не умеют убирать свое «я» с первого места.

– А кто же их научит?

– Об этом всегда говорит Святая Церковь. Святейший Патриарх неустанно повторяет, что нам обязательно нужно поставить во главу угла Самого Творца, нашего Отца Небесного. Необходимо говорить об этом детям, чтобы они тоже ставили Бога (а не себя и даже не родителей) на первое место. Потому что, исполняя первую заповедь, мы сможем исполнить и все остальные.

Есть также огромная проблема, связанная с тем, что люди, не доверяя друг другу, не готовы давать жизнь детям. Аборты, нежелание иметь детей…

– Есть даже такое движение – чайлдфри.

– Эта тенденция тоже связана с индивидуализмом. Псевдосвобода, которая на самом деле является рабством. Я никогда не видел несчастной верующей многодетной семьи. А несчастных чайлдфри, которые не хотят иметь детей, встречаю регулярно. Они находятся в постоянном кризисе: пытаются убедить себя, что им хорошо.

Ну а куда ты денешься-то? Ты же дитя Божье. Счастлив, когда даешь, имеешь маленькое существо, что тебя любит, на котором ты упражняешься в любви к другому человеку. Дитя требует твоей любви. Мы еще сами дети, когда рожаем первого ребенка. Но это обучение любви. Ты должна встать ночью, чтобы покормить ребенка. Папа должен походить часа два с малышом на руках, чтобы его успокоить. Ты учишься быть человеком. Ребенок, может быть, даже больше дает, чем берет.

Потребность заботы о ком-то у тех людей, которые объявляют себя свободными от каких-то обязательств, все равно есть. Поэтому они заводят собачек, кошечек. Ходят, держа их на руках, как с детьми. Любовь-то тоже надо как-то проявлять. Как бы человек ни пытался отвернуться, спрятаться от Бога, он все равно Его дитя: ему хочется любить, отдавать. Он несчастен, если его любовь замкнута на самом себе.

– В наших семьях живут пожилые родители, которых мы называем стариками, хотя это, конечно, неправильно. Они все равно остаются для нас мамами и папами. Но иногда оказываются за бортом, становясь брошенными, ненужными. Рассматривает ли Церковь эту проблему?

– Да. Мы часто сталкиваемся с последствиями абортов – одинокими стариками. Их становится все больше и больше. Это беда, происходящая от неверия в нашем обществе.

Когда нынешние старики были молодыми, перед ними стоял вопрос: рожать ли всех детей, которых посылает Бог, или самим за Него решить, сколько детей придет в жизнь? Советская власть не поощряла многодетность, устанавливала стандарт, чтобы муж и жена работали. В «Книге о вкусной и здоровой пище», изданной в 1953 году, было написано, что советская власть освободила женщину от непосильного домашнего труда и пересадила ее за руль комбайна.

В советское время было пять миллионов абортов в год. Если в семье было три ребенка, это уже считалось гражданским подвигом. Когда рождался четвертый (что совершенно нормально), думали, что это на грани сумасшествия. Что в итоге происходит? Если мама не дала жизнь всем детям, которые предназначены ей Богом (у каждой – своя программа: больше, чем должна, ты не родишь), остается ощущение нереализованности.

Часто из-за того, что родила не всех, мама не может отпустить рожденных. Например, не может свою лапушку-доченьку, которую она водила в студию, обучила языкам, которой дала образование, отдать в жены человеку, выбранному дочерью. Нередко мама даже не хочет вовремя выдавать ее замуж. А «вовремя» – это 18–19 лет, самый прекрасный возраст для брачного союза. После свадьбы мама звонит каждый день и спрашивает: «Что там этот негодяй с тобой делает?» Не может отпустить, потому что не все дети рождены.

А старикам хочется почивать на лаврах: чтобы внуки о них заботились, навещали. Но это происходит тогда, когда ты сама исполнила свой долг.

– Ваш приезд в Новосибирск не случаен. В нашем городе состоялся единственный закрытый премьерный показ фильма «Право выбора». Расскажите, о чем этот страшный фильм.

– Эта удивительная картина снята прекрасным режиссером Еленой Пискаревой. Съемочная группа и актерский состав профессиональные. Фильм о том, что у человека никто не отнимает Богом данную свободу. Это касается и выбора женщины, которая думает рожать или не рожать ребенка. Она должна понимать, что отвечает за свой выбор.

Надо вспомнить слова Священного Писания. Господь говорит человеку: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое. Для нас неестественно быть злыми, убивать, делать аборты. Это против человеческой природы.

Сегодня печальная дата: исполнилось 100 лет с того дня, как Россия стала первой в мире страной, которая легализовала криминал под названием «аборт». Он всегда был криминалом, детоубийством. Это беда нашего общества.

Фильм рассказывает, как в одной из клиник главный врач сначала ограничивает совершение абортов, а потом вводит мораторий на них. Как это встречает сложившаяся медицинская система и как на это реагируют женщины, которые принимают решение сделать аборт или отказаться от него? Одна женщина приходит на аборт, видит массу знаков, которые говорят ей, чтобы она его не делала. Женщина находит в себе мужество отказаться от аборта. Другая женщина поддается давлению родственников. Показываются разные судьбы, результаты содеянного в душе человека.

Очень глубокий фильм, в конце которого мы видим, что жизнь торжествует: человек совершает правильный выбор, хотя ему трудно его сделать сегодня. Показано, насколько девочка, которая сохраняет беременность, счастлива. Чего нельзя сказать о тех, кто не смог преодолеть внешнее давление.

Я советую посмотреть этот фильм студентам, юным, тем, кто хочет создать семью. Он очень полезен: умягчает сердце, показывает, что ребенок с самого начала – человек (даже если у него маленькие ручки, головка), совершенно самостоятельное существо, которое Бог доверяет мужчине и женщине.

В фильме (не только в общественном пространстве, но и в медицинском сообществе) ставится вопрос: как можно убивать икону Божию, которая в нас находится? Почему клятва не делать абортов, которую с древности давал каждый врач (мы должны это знать!), сегодня нарушена? Почему акушер-гинеколог, который дарит жизнь, принуждается медицинской системой к совершению аборта?

Эти вопросы ставит не только Русская Православная Церковь, но и врачебное сообщество. В частности, член-корреспондент Российской академии наук Олег Иванович Аполихин, главный внештатный специалист Министерства здравоохранения по репродуктивному здоровью. Сколько ему пришлось подвергаться нападкам своих же коллег! Эти нападки – показатель того, что акушерское сообщество переживает серьезный нравственный кризис.

Если мы хотим исполнять Конституцию и следовать установкам нашего президента на улучшение демографической ситуации (хотя бы с чисто светской точки зрения), надо обязательно реформировать акушерско-гинекологическое сообщество. Это вопрос не только медицинский. Это вопрос этики, духовности, в конце концов, выживания нашего общества.

– Батюшка, когда к Вам обращаются за советом сохранять беременность или нет (молодые девушки находятся в сложной жизненной ситуации в это время), что Вы говорите?

– Я всегда начинаю разговор с вопроса, видит ли она свое будущее, способна ли представить, каким может быть ее ребенок. Это очень важно. При первой беременности она не может даже представить ребенка.

Как только девушка начинает думать, что будет потом, как она купила бы ему первую игрушку, как он пошел в школу, она начинает чувствовать свою связь с ребенком. Возникает совершенно разумный этический вопрос: а что я вообще делаю? Это же человек!

Бывает, у девушки недостаточно веры, доверия Богу. Если мы верим Ему, рожаем всех детей, которых посылает нам Господь. Часто говорят: «У меня нет возможности содержать ребенка». Спрашиваю: «Что ж, у тебя молока не будет, чтобы покормить его первый год? У тебя оно с собой: ты покушала – и дала ему. Мы же не в блокадном Ленинграде живем. Возможность поесть существует? Значит, есть возможность покормить ребенка. Что ему надо кроме твоего тепла и молока?»

«У нас недостаточная жилплощадь». – «Неужели ему требуется много пространства?» Никто не говорит, что не надо заниматься социальным обеспечением семей. Я скажу (многие со мной не согласятся, но это правда): дело не в деньгах. Мы предлагали: «Давай мы тебе заплатим, только сохрани ребенка!» Все равно делала аборт. В Швейцарии, Франции денег у людей достаточно. Какая там рождаемость? Одна целая три десятых на женщину.

Есть кризисные семьи, в которых продуктовый набор может спасти жизнь ребенка. Но в целом аборты делают не маргиналы (люди, которых называют маргиналами) и не люди, находящиеся в тяжелой экономической ситуации. Нет.  Аборты делают вполне обеспеченные женщины, которые могут позволить себе еще одного ребенка, но считают, что им «и этого достаточно».

Самая абортная категория: 25–39 лет. И это женщины с детьми. Вот кто делает аборты! Не четырнадцатилетние (это минимальная доля). Самая большая доля – семейные пары с детьми.

Как-то в один из храмов зашла жена банковского работника: сомневалась, колебалась по поводу аборта четвертого ребенка. Семья обеспеченная: несколько квартир, недвижимость за рубежом. «Нам помощь не нужна. Мы просто не хотим этого ребенка». Жена была готова одуматься, но когда-то нерешительный муж внезапно стал решительным и повез ее на аборт. Это была печальная история. Я звонил ему с вопросом: «Что Вы делаете?» – «У нас недостаточно денег на образование этого ребенка». Эти люди далеки от веры. Они неспособны понять, что Бог позаботится о Своем ребенке.

Сегодня аборты мотивируют тем, что не могут дать ребенку образование. Что же, в этом случае надо убивать детей? Многие талантливейшие люди нашей страны выросли без начального образования.

Никто из родивших детей не жалеет об этом. А те, кто не родил, очень жалеют, раскаиваются, хотели бы прокрутить время назад, но не имеют такой возможности. Поэтому надо, пока не поздно, принимать решение в пользу жизни ребенка. Бог не оставит ни родителей, ни детей. Я как священник могу это подтвердить: как только человек принимает решение сохранить жизнь ребенку, ему приходит помощь свыше.

– Как тут не вспомнить поговорку: если Бог дает ребенка, то дает и на ребенка?

– Конечно. И часто это происходит именно после решения не делать аборт. Люди говорят: «Если бы Бог дал мне заранее жилплощадь…» Когда ты принимаешь решение выбрать Божию заповедь, тогда к этому прилагается и все остальное.

– Спасибо Вам большое, батюшка, за то, что пришли к нам, нашли время, и за то, что делаете такое великое дело: спасаете жизни.

– Хочу пожелать Вам и всем новосибирцам помощи Божией.

Ведущая Инесса Титова

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 12 мая: 05:30
  • Суббота, 15 мая: 09:05
  • Среда, 19 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​