Родное слово. Гость программы - Алексей Талашкин, заместитель руководителя Сибирского регионального центра колокольного искусства

2 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Очень рада видеть Вас в нашей студии. За последние две недели мы несколько раз встречались с Вами на исторически значимых мероприятиях. Первый раз – 14 августа – на освящении колоколов сохранившейся старинной зашиверской церкви. Затем – на открытии выставки «Голоса» в историческом парке. Вы являетесь одним из организаторов этих мероприятий. Я прошу Вас представиться нашим зрителям: кто Вы и чем занимаетесь?

– Меня зовут Алексей Талашкин. Я заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии. По первому образованию я воспитатель детского сада, по второму – режиссер пантомимы и пластической культуры театра, по третьему – церковный звонарь. Я ученый-кампанолог: исследую колокола Сибири. Член Союза журналистов России, Русского географического общества.

– Давайте вернемся к поистине историческому событию – освящению колоколов зашиверской церкви. Расскажите об этом проекте подробнее.

– Конечно. Колокола окропили святой водой, и была прочтена молитва. Но мероприятие было посвящено юбилею этой церкви. По словам историков и архитекторов, она была построена в 1700 году, то есть этой деревянной церкви 320 лет. Они говорят, что это единственный экземпляр подобного рода в Сибири.

Прошло 170 лет со дня, когда Зашиверск опустел.

– Где этот город находится?

– Это заполярный город на территории нынешней Якутии. Река Индигирка. Рукой подать до Северного Ледовитого океана. Город был основан сибирскими первопроходцами. Русские люди построили в нем острог. Зашиверская церковь с колокольней были частями стен этого острога. Внутри него местные жители укрывались от набегов врагов, торговали, собирали ясак (пушнину).

До появления черной оспы люди там безбедно жили. Но Господь судил так, что существование этого города прекратилось.

– Люди ушли из него?

– Да, они покинули Зашиверск. Говорят, какое-то время три послушника оставались в зашиверской церкви. В середине ХХ века военные летчики обнаружили в тундре деревянный храм. Об этом доложили в новосибирский Академгородок, в Институт археологии и этнографии (тогда он по-другому назывался).

Академик Алексей Павлович Окладников заинтересовался этой постройкой. В 1969 году была предпринята уникальная экспедиция. Около 20 ученых из Академгородка высадились на этом пустынном месте. Николай Петрович Жорин, живой свидетель этих событий, который был в то время молодым аспирантом, вспоминает: «Это было как космическое путешествие. Нас выгрузили из вертолетов. Не было связи. Нам только сказали, что через какое-то время придет баржа». Они заполняли там белое пятно сибирской истории.

В экспедиции были обнаружены три колокола, два из которых, по-видимому, были привезены в Новосибирск. Один из них окроплен святой водой 14 августа. Второй, к сожалению, музейные работники не решились привезти: он разбит.

В 1969–1970 годах зашиверскую церковь перевезли в Новосибирск, поэтому нынешний год юбилейный.

– Как ее перевозили?

– Это отдельная история. Колокольню перевозили морским путем, а церковь везли по Индигирке вниз до Северного Ледовитого океана, потом, насколько я знаю, зашли в устье реки Лены, поднялись вверх по течению до населенного пункта (не помню его названия), где проходила железная дорога. И по ней церковь привезли в Новосибирск. Уникальная операция!

Я вспомнил, что перевозили еще и с помощью вертолетов.

– Церковь сохранилась, не пострадала от времени?

– Церковь практически не пострадала. Колокольня была уже в ветхом состоянии. Говорят, что местные жители (из тех, кто туда добирался) использовали ее бревна для отопления: разбирали на дрова.

Это уникальная церковь: в Сибири другой такой нет. Юбилеи, связанные с этим храмом, подвигли нас к тому, чтобы организовать на его колокольне звон, который, как говорят, уже 170 лет не звучал. Мы привезли колокола из коллекции Музея колокольного звона, подобрали их по созвучию, добавили два колокола нашего литья. И звонили, вспоминая наших благочестивых предков, реконструируя атмосферу ушедшей Сибири.

– У нас сейчас есть возможность посмотреть фрагмент видео освящения колоколов.

(Фрагмент видео освящения колоколов.)

Это место стало святым для представителей православия северных народов. Два дня назад его посетила якутская делегация. Расскажите, как это было.

– Якуты трепетно относятся к этому храму, потому что он находился на их территории. Я знаю, что в Якутии выстроена копия этой церкви с колокольней. Они пошли дальше: полностью воссоздали зашиверский острог. Выстроили стены, здания, которые там были. Очевидно, в Академгородке, где стоит эта церковь, тоже планировалось нечто подобное, но пока до этого руки не дошли.

Когда мы со звонарями в очередной раз обходили храм и колокольню, нашему взору открылась панорама – стены, частокол... Я сказал братьям: «Смотрите, дверь низенькая... Это же была дверь в острог!» Колокольня была надвратной. Хотя она маленькая (там все миниатюрное), но в этом и есть изюминка данного строения.

Мы можем перенестись в то время и представить, как жили люди, какие колокола звучали, какие были звоны, о чем говорили, молились.

– В храме нет убранства, он недействующий. Но говорят, что раз в год в нем проводят службу. В Новосибирске, в восточном жилом массиве, построена копия зашиверского храма Спаса Нерукотворного в память о наших предках-первопроходцах. Это символично и значимо.

– Да. Пока зашиверская церковь является памятником федерального значения, поэтому очень сложно организовать в ней богослужебное пространство. Но я думаю, что рано или поздно это произойдет. Может быть, колокольные звоны, которые сейчас начинаются на этом объекте, подвигнут к тому, что там появится внутреннее убранство и зазвучит молитва. Конечно, этого не хватает.

У нас есть целый ряд прецедентов, когда исторические здания, которые сначала были храмами, превращались в музеи, а потом опять становились храмами. Может быть, это вопрос ближайшей перспективы.

– Православное краеведение становится популярным направлением. Какие работы, в которых Вы принимаете участие, ведутся на территории Новосибирской области?

– Семь лет мы изучали историю, связанную с колоколами села Чингис Ордынского района Новосибирской области. Мы провели 25 экспедиций для того, чтобы обнаружить колокола Петропавловской церкви, которая там находилась. Известно, что в 1937 году храм был закрыт, колокола были сброшены. По местной легенде, они были поставлены на баржу, которая затонула, как только отошла от пристани.

Пока нам удалось найти только пять осколков колоколов. Возможно, больше ничего не сможем обнаружить. Но мы провели опрос местных жителей (застали даже живого свидетеля тех событий – ныне покойного), сняли фильм, выпустили книгу.

Последняя наша работа связана с подъемом могильного камня статского советника Николая Ларионова, обнаруженного у Сретенской церкви на старой затопленной территории Бердска.

В Каинске ведется строительство Спасского собора. Несколько лет назад нам удалось поговорить с местными старожилами. Один из них – дедушка, которому на тот момент было 103 года, – не только вспомнил расположение колоколов на балках и их количество, но и рассказал, что сам в детстве поднимался на колокольню и звонил в большой колокол вместе со своим другом.

К нам поступает информация о том, что имеются свидетельства о спрятанных, затопленных, закопанных или увезенных куда-то в советское время колоколах. Есть обрывки сведений, по которым сложно что-то идентифицировать. Например, говорят, что в одном из сел на западе Новосибирской области перевернутые колокола использовали в качестве кормушек для коней: в них насыпали овес.

У нас есть информация об уже исчезнувших деревнях и селах, на месте которых обнаружены осколки колоколов. Такая информация постоянно систематизируется. Мы выбираем наиболее перспективные варианты. Постоянно отправляемся в поисковые экспедиции не только по Новосибирской области. Иногда удачные.

– Неделю назад в историческом парке открылась громкая выставка под названием «Голоса». Вы ее организатор. Расскажите, в чем ее значимость, чем она интересна? Какую подготовительную работу Вы провели?

– Наша школа звонарей, первая в Сибири, была открыта в 1997 году. Ее основатели – кандидат искусствоведения Лариса Дмитриевна Благовещенская и священник Николай, ныне игумен Владимир (Соколов).

До этого при храме Михаила Архангела существовал кабинет церковно-исторического краеведения. Батюшка собирал предметы, связанные с историей православия в Сибири. Поскольку Лариса Дмитриевна – крупнейший в России специалист по колоколам, то они затронули колокольную тему: были организованы первые выставки в исправительных учреждениях Новосибирской области, детских православных лагерях.

Тогда они начали собирать колокола, первый из которых был привезен из рабочего поселка Болотного. Они вытащили его из металлолома: он был разбит. Разбитому колоколу уже нечего делать на колокольне: он не может звучать и призывать людей на молитву. Но в музейном пространстве очень хорошо иметь такие экспонаты, потому что они рассказывают об истории нашей страны. С этого началась коллекция нашего музея, который является единственным в Сибири Музеем колокольного звона.

Сейчас выяснилось, что болотнинский колокол уникальный: нигде в России аналогов пока не обнаружено. Он был отлит на фабрике купца Я.Р.Н. в Екатеринбурге. Мы долго искали информацию об этом купце. Скорее всего, этот колокол был отлит на фабрике купца Якима Рязанова наследников. Яким Рязанов был знаменитым человеком. Много жертвовал, строил храмы. На его средства писались иконы.

У нас собралось очень много таких экспонатов. О выставке «Россия – моя история» в историческом парке мы говорили с дирекцией еще в прошлом году. В этом году удалось осуществить проект. Мы очень рады, что часть экспонатов из нашей коллекции попала в исторический парк. Люди, которые приходят на экскурсию, могут посетить и нашу выставку «Голоса».

История России немыслима без колоколов, потому что все государственные праздники отмечались колокольными звонами. Народ был православным. Все праздники были церковно-государственными. С колоколен лились и церковные звоны, и не церковные – возвещающие о пожарах, туманах, наводнениях, даже о нападении саранчи.

Мне кажется, что наш выход в светское (по большей части) пространство – благо для всех: для нас и тех, кто, может быть, впервые увидит колокол близко.

– При Михаило-Архангельском храме уже более 20 лет существует школа звонарей. Возрождается интерес к звонарскому искусству?

– Интерес вспыхнул в 90-х годах, когда открылись храмы: можно было звонить, но никто не знал, как это делать. С тех пор мы обучаем желающих стать звонарями, нести звонарское послушание. Храмов у нас, в Новосибирске, немного. За эти годы они по большей части уже наполнились звонарями: если раньше были храмы, в которых их не было, то сейчас хотя бы по одному имеется.

Но все равно люди приходят, идет движение. Не каждый звонарь может совершать звоны на всех богослужениях; у многих есть своя, светская, работа. Поэтому мы продолжаем обучение.

– В вашей школе учится немало девушек.

– Никаких канонических запретов на совершение звона женщинами нет. Россия начала возрождаться белыми платочками – им и на колокольне, пожалуйста, можно звонить. В своей исследовательской практике я не встретил ни одного женского имени среди звонарей Сибири ХIХ века. Даже в женских монастырях звонарями были мужчины, очевидно потому, что тогда это было более трудное послушание, чем сейчас: колокола были огромные, тяжелые и их было больше. Может быть, с этим связано, а может, просто так сложилось.

Вспомнил, что в женском монастыре на Алтае была уникальная звонница-сосна, на ветках которой были подвешены, по-моему, три колокола. Насельницы поднимались по высокой лесенке – и звонили.

– Вы пришли к нам необычно, непривычно одетым. Расскажите, какой профессии соответствует Ваша одежда.

– В последнее время мы одеваемся так на всех мероприятиях, потому что это своего рода отсылка к нашим предкам – звонарям, литейщикам. Картуз, косоворотка, ремень, порты, сапоги – все это мы увидели на фотографии 1913 года, которая была сделана в Тюмени на заводе купцов Гилевых.

Два года назад мы впервые реконструировали Тюменский колокольный завод на фестивале «Сибирский огонь». Создали лавку, в которой были представлены практически все колокола нашего музея. На открытом пространстве мы в них звонили.

Иногда я в таком виде хожу по улице. Какая бывает реакция? Подходят, жмут руку, благодарят. У современного человека просыпается память поколений. Ведь это отсыл к нашим корням. Может быть, это своего рода проповедь. Кто-то посмотрит – и заинтересуется нашей историей.

– Вы очень органично смотритесь в этом наряде. Какой профессии сродни профессия звонаря?

– Профессия звонаря для меня – широкое поле деятельности (творчество, работа, жизнь). Церковный звонарь должен быть в первую очередь молитвенником. Он должен точно понимать, зачем поднимается на колокольню. Если он неверующий человек, не знает Евангелия сегодняшнего дня, то не сможет передать дух богослужения. А именно на это благословляют его священник и Церковь.

Когда мы со студентами беседуем об этой профессии, говорим, что звонарь не только молитвенник, но и краевед. Ему могут задать вопрос: «Какие колокола были в нашей церкви (или в Сибири, или в каком-то селе)?» Он должен знать ответ. Должен знать историю колокольного искусства, разбираться в вопросах литья, подвеса колоколов.

В нашем центре мы собрали, наверное, крупнейшую специализированную библиотеку, посвященную колоколам, и подвигаем звонарей постоянно углубляться в знания. Звонарь должен быть и музыкантом. У меня нет музыкального образования: я не учился даже в музыкальной школе. Но понимаю, что умение слышать инструмент (а колокольня, или звонница – это особый музыкальный инструмент) необходимо для того, чтобы выражать оттенки.

Будничный звон от воскресного еще можно отличить. Поскольку двунадесятые праздники несут разные смыслы, оттенки, мы должны суметь выразить это в звоне.

– Я знаю, Алексей, что сейчас Вы спешите на очередную экскурсию в Музей колокольного искусства, поэтому мы не можем Вас задерживать. Нам было очень интересно. Мы приглашаем Вас в нашу студию еще. Приходите! Спасибо!

– Благодарю! Если у наших зрителей есть какая-то информация о колоколах (может быть, кто-то знает дореволюционных звонарей), ждем их в Сибирском центре колокольного искусства. Пусть смело звонят.

Ведущая Инесса Титова

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 17 апреля: 05:30
  • Суббота, 20 апреля: 09:05
  • Среда, 24 апреля: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать