Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

2 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– В конце прошлого года мы говорили о том, что декабрь – очень динамичный месяц: его дни пролетают быстро. Таким же стремительным оказался и январь, насыщенный праздничными событиями, памятными датами. Только что мы отметили отдание праздника Богоявления. С какими чувствами, мыслями мы выходим из главных зимних торжеств?

– У всех мысли и чувства наверняка разные. Православные христиане, которые хорошо знакомы с церковным календарем, прекрасно отдают себе отчет, что не за горами Великий пост и подготовка к следующему главному для всех христиан празднику – Светлому Христову Воскресению, дню Святой Пасхи. Поэтому сейчас достаточно краткий период без праздников и постов, время классических церковных будней, стоит употребить на житейские, семейные дела, которые давно откладывались по каким-то причинам, из-за тех или иных проблем. Стоит оглядеться вокруг: может, кому-то прямо сейчас нужна наша помощь, поддержка, а мы до сих пор отказывали под предлогом необходимости участия в богослужениях или празднованиях, в походах в гости, в выполнении каких-либо других задач.

Любое время благодатно и благословлено Богом. Нужно уметь не только радоваться праздникам или сугубо и сурово поститься, но и встречать каждый день – даже самый будний, простой и пресный – с глубокой благодарностью Богу и видеть в нем определенный шанс, возможность, которую посылает Сам Господь. К слову, у православных сильно будних дней не бывает: каждый день в церковном календаре мы чтим память каких-то святых, вспоминаем какие-то события. Некоторые из этих святых нам более близки и известны, потому что они были нашими земляками (русскими) или были недавно прославлены в лике святых. Некоторых мы знаем из Священного Писания или Священного Предания. Какие-то события имеют отражение в истории…

Есть и святые, которых мы не знаем. Но важно наверстывать упущенное, читать жития, различные труды касательно мученического периода истории нашей Церкви (периода гонения христиан), чтобы имена в церковном календаре вызывали не улыбку своей странностью и давностью, а, как хорошо знакомые, чувство уверенности: «Да, мученики Ермил и Стратоник, знаем таких». Не каждый человек скажет, что знает, где и почему были прославлены Церковью эти святые.

– На этой неделе мы отметили Татьянин день – любимый многими праздник, посвященный памяти святой мученицы Татианы. Чем дорога нам эта святая?

– У нас есть очень много мучеников и мучениц раннехристианского периода. Мы воспринимаем каждого святого того времени как живого свидетеля настоящей крепкой веры, определенный образец и пример. Святость по-разному измеряется в людях. Есть чины святых: преподобные (монашествующие), святители, которые служили Церкви в сане епископа, и так далее. Мученики, особенно ранние, первых веков, показывают глубину и полноту церковной мысли, когда люди жили одним днем. По житию святой мученицы Татианы видно, что она была взращена в вере своими родителями – это главное. Так же происходило со многими другими святыми, согласно их житиям.  

Сейчас все больше и больше задумываемся: что нынешнее поколение зрелых людей в состоянии передать молодому поколению, своим детям и внукам? Мы часто сталкиваемся с небрежным отношением к традиционной религиозности. Понятно, люди приходят только яйца с вербами освящать, а регулярно в церкви не бывают, Богу не молятся, Священное Писание не читают. Будут ли люди через двадцать лет приходить освящать яйца или вербы – большой вопрос, потому что даже зрительное, ощутимое отношение к вере пропадает, исчезает.

Итак, в житии мученицы Татианы мы видим, что родители с детства воспитывали свою дочь в вере. Они были христианами, вынуждены были скрываться от действующей власти, несмотря на то, что отец Татианы занимал важную должность – был высоким чиновником, трижды консулом. Несмотря на то, что для них был открыт путь богатства, комфорта, уюта, они могли считаться сливками общества, они выбрали другой путь: даже во времена гонений они ходили на христианские богослужения и водили туда свою дочь. С детства юная Татиана могла наблюдать и впитывать эту атмосферу.

Маленький ребенок приходит в церковь, и его завораживает (в хорошем смысле этого слова) все: свечки, голоса священников, раннее утро, только начинающийся рассвет в больших окнах храма. Так и Татиана видела суть, глубину христианства. Катакомбные пещеры, свечи, возможно, душные помещения, молитвы священников, горящие глаза людей, которые приходили молиться и не знали, встретятся ли еще раз в этом составе...

Это было такое время, когда люди всю свою жизнь посвящали Господу. Хотя в целом, в чем была проблема? Как жилось христианину в эпоху язычников? Не то чтобы каждый день от христианина чего-то требовали. Никого не интересовало, во что ты принципиально веришь. Но как гражданин ты должен был соблюдать какие-то предписания властей, которые в себя включали несколько религиозных пунктов, потому что такова была традиция. Вступал, например, новый император на престол и, так как считалось, что император – это тоже божество, необходимо было прийти и принести жертву. В храме ставилась его статуя, и нужно было бросить щепотку ладана. Или, допустим, раз в новый год прийти и поучаствовать в жертвоприношениях всему пантеону, чтобы все боги любили тебя и помогали в этом году.

Казалось бы, сейчас можно порассуждать, многие скажут: «Ну и чего? Брось щепотку, а внутренне не отрекайся от Христа. Скрести пальчики сзади за спиной, скажи “тьфу-тьфу”, сделай, что просят, а сам живи спокойно и детей своих расти». Но почему-то первые христиане не могли даже в такой мелочи отречься от своего Господа и Спасителя, признавали невозможным даже такое проявление предательства по отношению к Нему, за что и страдали массово. Каждый день христианин должен был скрывать свои внутренние чувства, проявления религиозности, но при этом никто не мешал ему реализовывать, как мы сейчас говорим, христианскую нравственность: соблюдать заповеди Божии, вести себя так, как подобает христианину. При этом христиане отличались от других людей, потому что старались заботиться о ближних, проявлять любовь на деле, а не на словах.

Такой же выросла юная Татиана. Ее, согласно церковному преданию, посвятили в сан диаконисы, и она стала заниматься социальным служением: заботиться о бедных, нуждающихся, окормлять их духовно и помогать практически. Все было бы замечательно, если бы однажды ее не привели насильно (как и многих христиан, о которых знали) в один из языческих храмов (по-моему, храм Аполлона) и не сказали: «Принеси жертву, и мы тебя отпустим». Но Татиана, будучи человеком принципиальным, не стала приносить никакую жертву, а стала молиться. За такую веру Господь даровал удивительные чудеса. Первым из них стало то, что по ее молитве стала трястись земля, рушиться здание… Все жутко испугались, но поняли, почему это происходит. Ее схватили и стали жестоко мучить. Мучители, которые истязали ее железными когтями, били ее, молодую красивую девушку, железными палками, услышали, как, смотря на них, она просила Господа, чтобы Он их вразумил и просветил. Хотя любой нормальный человек, по их мнению, выплевывал бы проклятия, говорил бы: «Чтоб с вами так поступили, чтоб на ваших детях отыгрались».

Случилось еще одно чудо: явились четыре ангела. Люди поняли, кто перед ними стоит, побросали орудия казни и мучений, бросились на колени просить у нее прощения, стали исповедовать себя христианами, хотя, я подчеркну, они не читали Евангелия, не ходили в Церковь, ничего не знали о Христе. Только коснувшись отдаленно Божественной благодати, человек может понять, насколько далеко отстоит земной мир со своими проблемами, делами и заботами от сути того, для чего мы здесь живем и к чему должны стремиться. Впоследствии мучители сами были умучены, так гласит житие святой мученицы Татианы, – они пострадали за Христа.

Татиана на следующий день предстала перед судом правителя, и на ее теле не было не то что ран, даже синяков. Этим она еще больше разозлила правителя и различных клеветников. В попытках ее засудить (как принято говорить у нас) они вызвали справедливую волну ее негодования, Татиана обличила во лжи, в земных пороках и своих судей, и равнодушных свидетелей. И дальше происходило много чудес. Они были связаны и с животными, когда лев не захотел ее загрызать, и с различными мучениями. Когда у императора совсем кончилось терпение, святой отсекли голову, на этом ее мученический и жизненный путь был закончен. Практически сразу люди, которые знали, видели святую, стали ее почитать.

Важно сказать, что все это происходило на глазах у родителей. В конце мученического пути Татианы ее отец не выдержал и тоже признался, что он христианин, не смог больше верить тайно. Его обезглавили примерно в то же время, что и дочь.

– И всю семью?

– Да. С 2005 года в нашей стране 25 января является Днем российского студенчества, предчувствую вопросы…

– Почему?

– Мы только что вспомнили краткое житие и нигде не нашли связи этой святой с образованием. Дело в том, что Московский государственный университет (альма-матер многих наших ученых людей, передовая организация, которая породила множество других институтов, университетов на нашей земле) был учрежден в день памяти святой мученицы Татианы. Таким образом, люди того времени имели ощущение, что это не случайно, значит, святая Татиана – небесная покровительница и будет помогать этому благому делу. При Московском государственном университете воздвигли церковь, которую освятили в память святой мученицы Татианы. Эта традиция со временем распространилась по всей России (МГУ до сих пор является образцом для большой части наших учебных заведений) – при многих региональных институтах стали появляться церкви святой мученицы Татианы. Традиция осталась, укрепилась, студенты стараются приходить в дни памяти святой мученицы, просить ее помощи и покровительства в учебе, восхвалять ее дивный подвиг и праздновать День российского студенчества, потому что он связан с зарождением главного и первого научного университета в нашей стране.

– Когда-то, среди людей старшего поколения, имя Татьяны было очень популярно. Вы – священник, часто совершаете таинство Крещения. В наше время называют девочек Татьянами?

– Не могу сказать. Я, по-моему, не крестил ни одну Татьяну. Сейчас мы видим другую традицию: возвращение к древним именам. Сложно сказать, хорошо это или плохо, но определенный интерес в этом есть. Вспомним советское время: имен было не так много, потому что детей старались называть в честь своих родственников (родителей, дедушек, бабушек). В итоге в одном школьном классе на окрики «Саша», «Маша», «Зоя» поворачивалось сразу несколько человек. Сейчас эта проблема не стоит, потому что родители выбирают другие имена: с каждым разом все длиннее, благозвучнее и красивее. Итак, отток от традиционных имен идет к именам старой традиции (древнегреческим, именам, которыми назывались великие святые начального периода истории Русской Церкви). Посмотрим, что будет дальше.

– Давайте вернемся к образованию. Кто еще из святых является покровителем образования, обучения?

– Если говорить о таких же насильно привязанных к теме образования святых, я бы еще вспомнил пророка Наума – так его называют на Руси, в Ветхом Завете это один из малых пророков Неемия. Его память празднуется 14 декабря по новому стилю (1 декабря по старому стилю). Откуда эта связь? Можно притянуть за уши, что он пророк, поэтому всех может учить, но на самом деле все объяснялось просто: дети крестьян не могли начинать заниматься науками в сентябре, как это делаем мы сейчас, потому что были тесно связны с землей – все земледельческие работы заканчиваются как раз к 1 декабря. И 1 декабря крестьянские дети все вместе отправлялись на занятия. До сих пор в каких-то житиях, отрывках из литературы того времени говорится, что шел «студиозус» и твердил про себя: «Пророк Наум, наставь на ум». Такой поговоркой юный школьник молился, чтобы ему открылись Божественные благословения к пониманию, осознанию, научению наукам.

Если мы говорим о покровителях в учебе, думаю, любой человек, даже малоцерковный, назовет имя святого преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, потому что мы знаем из его жития (здесь привязка не к какой-то дате, а к жизни человека), что он, будучи ребенком, имел большую проблему с учебой. Этот парадокс подчеркивается: мы ему молимся, а он сам очень плохо учился, по своему физическому состоянию никак не мог запомнить элементарных вещей, проблема из года в год назревала. Самое главное, что переживали не только родители, как бывает у современных школьников, когда родители гораздо больше волнуются о невыполненном домашнем задании, чем ребенок: ребенку не важно, а родитель за него полночи пишет самостоятельную работу. Сам Сергий очень волновался, понимал, что подводит родителей, становится неспособным к дальнейшей жизни. В своих скромных детских молитвах он обращался к Господу, и случилось чудо: ему явился некий старец, который дал ему просфору, и, вкусив ее, мальчик внезапно стал очень хорошо учиться.

Давняя традиция почитания преподобного Сергия как покровителя учащихся связана с Московской духовной академией, которая располагается в Троице-Сергиевой лавре, на месте подвига святого игумена всея Руси. Конечно, трепетного отношения к теме образования в житии святого мы не видим. Но я хотел бы отметить, что есть еще много святых, к которым можно обращаться с молитвами. Они не только чудесами благодатной Божественной помощи, но и своими силами достигали больших успехов в учебе, потому что понимали, что иначе нельзя. Их достаточно много. Можно вспомнить первых просветителей нашей страны братьев Кирилла и Мефодия – это ученые люди, которые серьезно занимались наукой. Один из таких святых последнего времени – Иоанн Кронштадтский (его память праздновалась недавно, 2 января). Понимая, что бедные родители и так много отдают за его учебу, а он не может их подводить, святой Иоанн учился изо всех сил и в конечном итоге окончил семинарию с отличием, по первому разряду, первым учеником. Это очень важный момент.

Есть, например, один из древних святых детей – удивительный святой, его зовут Мамант Каппадокийский.  До четырех-пяти лет ребенок молчал, чем очень напугал родителей, но потом в один момент заговорил, и его любимым словом стало «мама»: он употреблял его постоянно. Соседи прозвали святого отрока Мамантом, а настоящее его имя не сохранилось в истории. Он, будучи ребенком, умудрился настроить против себя правителей своего времени, потому что, учась в школе, открыто исповедовал себя христианином. Он понимал, что, если он будет учиться плохо, все скажут: «Ха-ха, вы, христиане, глупые». Мало того что он показывал всем пример в учебе, он еще и умудрялся своим личным жизненным примером учить основам и азам христианства других детей. В итоге после его непродолжительного обучения в школе огромное количество юных жителей Каппадокии приняло христианство, что, естественно, возмутило богоборческие власти, и он был замучен.

Ко всем этим святым мы можем со спокойной душой обращаться за благословением и их святой молитвенной помощью в нашей учебе. Однако стоит помнить, что под лежачий камень вода не течет. Если мы вспоминаем о святых покровителях образования и учебы только лишь в середине сессии, когда нам кажется, что все будет провалено, а мы не открывали ни учебники, ни конспекты, не ходили на занятия, может быть, Господь и сотворит чудо, если оно будет полезно. Но обычно, как показывает практика, все не так: такое чудо неполезно, потому не совершается. Иногда нужно понести заслуженное наказание, получить неудовлетворительную оценку, чтобы пересмотреть свое отношение к учебе. Это тоже важная тема: отношение к учебе.

Многие воспринимают Церковь как клуб людей по интересам, будто туда собираются послушать красивое пение, поговорить о словах Христа. Христос чему учит? Всех люби, отдай последнюю рубашку, подставь вторую щеку. Это никак не связано с образованием. С советского периода пошло мнение: многие считают людей, которые исповедуют веру во Христа, особенно православную, не очень образованными, не сведущими в делах политики, экономики и так далее. На самом деле Церковь никогда не ссорилась и не вступала ни в какие дрязги с наукой. Науку и религию пытались все время искусственно столкнуть, чтобы показать людям: смотрите, как они друг другу противоречат. Но Церковь не только уважала и уважает науку, а еще и активно использует ее в сфере своего духовного образования. У нас не только практически при каждом храме есть воскресные школы для детей и богословские курсы для интересующихся взрослых – существуют целые системы духовного образования, богословские институты и духовные семинарии, которые являются высшими духовными учебными заведениями. Многие из них, в том числе и наша Новосибирская православная духовная семинария, уже получили государственную аккредитацию, реализуют программу теологии на таком же основании, как любой другой государственный вуз.

В самом слове «образование» заключен корень «образ». Мы стремимся соблюсти в себе образ Божий. А что такое образ Божий? Бог – Дух, Он не имеет телесной оболочки. Образ Божий – это способность человека отражать Божественные свойства. Бог – Всемилостивый, и человек стремится к такому же отношению к другим. Бог – Творец, и человек тоже склонен что-то производить, он не может сидеть без дела. Бог – Всеблагой, и нет человека, который не стремился бы к счастью. Бог – Всеведущий и Всезнающий, и человек тоже в течение своей жизни стремится узнать что-то новое. Даже если нам кажется, что человек сознательно деградирует, – это вовсе не так: изо дня в день смотря сериалы или щелкая семечки, он это делает с каким-то особым прицелом, для себя понимая, черпая все новое и новое. Поэтому Церковь может лишь вдохновить и наставить людей в их непростом пути учебы, который может длиться от малых лет до старости – век живи, век учись. Любой человек, интересующийся историей нашей страны, знает, что вместе с религией на нашу землю пришло образование, грамота (в классическом смысле слова). Монастыри являлись научными, духовно-образовательными центрами, а не сборищем людей, не нашедших себе места в жизни, как принято сейчас думать.

– Хотелось бы поговорить об еще одной покровительнице образования, просвещения, память который отметили совсем недавно, 27 января – равноапостольной Нине, грузинской святой.

– Да, это национальный грузинский праздник, там очень его любят и уважают, потому что считают святую Нину покровительницей тех земель и просветительницей всех грузин.

По церковному преданию, когда апостолы тянули жребий, решая, кому какая страна достанется для миссии, в этом деле с ними вызвалась участвовать и Пресвятая Богородица. Она сказала: «Я тоже хочу проповедовать, нести слово Божие людям, чтобы и у Меня был Свой удел, где Я могла бы принести пользу и истинную веру». По жребию Ей выпала земля Иверская, или Иверийская (грузинская сторона), но Божией Матери явился ангел и передал волю Ее Божественного Сына, чтобы Она оставалась в Иерусалиме, потому что так нужно. «За Иверскую землю не переживай, – сказал ангел, – она обязательно будет просвещена, и Ты будешь там править». Обещание ангела сбылось только лет через триста. До этого не нашлось человека, который был бы заинтересован в этой великой миссии.

Нина была удивительной девушкой, у нее примечательные родители. Ее отец Завулон был Римским воеводой (это очень высокий чин) и родственником Георгия Победоносца, известного святого. Когда мы говорим о том, что Нина была родственницей Георгия Победоносца – это действительно так, по отцу. Ее мать была сестрой патриарха. Такие интересные родители были у девочки. Они воспитывали ее в вере, и вера имела настолько первоочередное значение, что вскоре Завулон взял благословение у священника и удалился в пустыню жить монашеской жизнью. Патриарх посвятил свою сестру в сан диаконисы, чтобы и она служила там, а Нину передали на попечение пожилой старице. У своей попечительницы Нина почерпнула интересные жизненные предания о первых христианских святынях. Мы сейчас живем в разрыве тысячелетий от того времени, а тогда это было недавно, лет двести назад.

У святой Нины был животрепещущий вопрос: что произошло с хитоном Христа, который пожалели рвать, кому он достался? В поисках хитона она и пошла на великую миссию по просвещению новой страны. Как это случилось? Очень просто: она узнала, что следы хитона хранятся где-то в Иверской земле, и стала просить Господа даровать ей возможность просветить эту страну. Ей являлся Господь и Сама Дева Мария, Которая очень обрадовалась, что у Нее появилась помощница, и пообещала ей Свое благословение и поддержку. В знак высшего благословения Она дала ей крест из виноградной лозы. Когда Нина проснулась, она увидела, что крест у нее в руках. Сейчас эта великая святыня хранится в главном кафедральном соборе Грузинской Православной Церкви, к ней можно приложиться обычному верующему человеку.

Нина, найдя возможность, вместе с другими девушками (всего с ней пошли около пятидесяти человек) отправилась в Грузию, претерпела немало гонений, мучений, каких-то нелицеприятных вещей (в житии подробно описано). Когда она дошла до Грузии и, не теряя ни минуты, проповедовала на улицах, площадях слово Христа, люди стали отзываться. Они не прогнали ее, а, наоборот, возвысили, потому что увидели в ней залог новой жизни, спасения от того бренного, в чем пребывали, возможности начать все с чистого листа. С тех пор считается, что Нина является покровительницей не только образования, но скорее просвещения, настоящей пророчицей в другом, новом для себя, отечестве. Именно поэтому Церковью святая признается равноапостольной. Ее труд во многом был похож на апостольские труды: она пришла в новую землю, где царили языческие убеждения, просвещать, нести свет Евангелия Христа.

Желаю всем нам вдохновляться примерами святых, о которых мы сегодня говорили, улучшать и повышать уровень своих знаний. Помогай нам Господь.

Ведущая Инесса Титова

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 29 июня: 05:30
  • Суббота, 02 июля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​