Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

1 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы вступаем в особое время Рождественского поста (по-другому его еще называют Филиппов пост). В течение года установлено несколько многодневных постов. По своему назначению, содержанию они имеют различия?

– Безусловно. Вообще первые христиане имели совершенно другой богослужебный календарь. Многодневных постов у них не существовало. Потому что совсем недавно рядом был Спаситель, и Он говорил: «Кто же постится на свадьбе с женихом? Когда отымется жених, тогда будут поститься». Действительно, вот в чем парадокс. Пасха Христова, которую мы сейчас ждем с такой радостью, ликуем, для первых христиан, апостолов, апостольских мужей, их учеников была скорбным днем. Потому что они в эти святые дни потеряли своего учителя и Господа. Они не могли этот день воспринимать с огромной радостью, несмотря на великое торжество воскресения. Они все равно понимали, что это именно тот день, когда они лишились Учителя.

Да, потом были дни до вознесения, когда Христос приходил к ним, но уже другой. Эту близость земной, человеческой составляющей они переживали, и, конечно, этот день был постный. Сначала был один день поста, потом – от трех до семи дней, и так появился первый, самый главный Великий пост, который готовил христиан к Пасхе. А Пасха со временем стала уже самым настоящим праздником, ликованием для людей, торжеством из торжеств.

Но люди стали дальше развивать историю богослужебного календаря, церковного устава. Праздник Рождества Христова долгое время был соединен с праздником Крещения Господня. Это был один праздник, который назывался Богоявление Господне. И христиане в разных местах молились и старались усиленно соблюдать пост: где-то – один день, где-то – три дня, со временем это все усреднилось до недели, а потом дошло до сорока значимых дней. Например, Успенский пост – это две недели, пост Петра и Павла –разное количество дней, и воспринимается он обычно как менее строгий.

А между  Рождественским постом и Великим  мы можем провести некоторую аналогию, потому что это те же сорок дней. Рождество – это зимняя Пасха. То есть мы видим тут некоторую схожесть, но при этом в облегчение этого поста, особенно в наших сибирских условиях, Святая Церковь разрешает своим верным чадам вкушать рыбу. Конечно, у монахов свое отношение к рыбе: для них это мясо, поэтому они стараются и в этот пост ее особо не есть. Но миряне по своей жизни, отдаленной от сугубых усилий, направленных к Господу, должны стараться хотя бы в среду и пятницу воздерживаться от рыбы, а в остальное время подкреплять свои силы. Потому что пост – это забота прежде всего не о еде.

Рождественский пост наступает всегда в одно и то же время: с 28 ноября по новому стилю и по 6 января, сочельник Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Эти непростые сорок дней выпадают на тяжелый для христиан период, потому что весь мир готовится к Новому году. Казалось бы, христианин хочет заградить свои уста, уши, обратиться к сердечной молитве, настроить себя на нужный лад. Но ему все время мешает это сделать окружающий мир, потому что кругом уже наряженные елки, в магазинах поется «Jingle Bells», люди ходят в колпаках, все закупают мандарины. Я знаю, что многие православные христиане очень расстраиваются, говорят: «Что ж такое, куда ни зайдешь...»

Тут я бы хотел посетовать: мы имеем то, что имеем. Но, с другой стороны, у нас в Церкви тоже есть такой момент. Во-первых, Рождественский пост достаточно богат на праздники. Мы не успели войти в пост, как 4 декабря будем праздновать Введение во храм Пресвятой Богородицы – последний двунадесятый праздник в этом году. Через недельку начинаем входить в память святителя Николая Чудотворца, очень чтимого и значимого святого для России и русских людей, для нашего города, да и вообще для славян. Хотя и греки тоже очень его любят и празднуют его память.

Здесь очень важно подчеркнуть, что с Введения во храм Пресвятой Богородицы, согласно церковному уставу, начинают петься ирмосы Рождественского канона. То есть человек только вступил в пост, а уже третьего числа он приходит в храм на всенощное бдение, и в середине богослужения начинается радостным хором: «Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите». Как к этому относиться? Церковь мудра, и она специально наставляет человека, показывая ему, к чему он идет и для чего.

Смотрите, как светские люди готовятся к Новому году задолго: выбирают елку, ставят ее, наряжают, искусственно создают себе это настроение. Жизнь тяжела, денег мало, проблемы со здоровьем (особенно в эту непростую эпоху коронавирусной инфекции), трудности в семьях, школах, на работе, но люди прямо стараются вырвать себя из этой пучины и создать сказку из детства с Дедом Морозом, Снегурочкой, зайчиками. Праздник длится десять дней, и вот такое его ожидание. И для христианина это очень хороший повод поучиться, как нужно готовиться к духовным праздникам.

Мы как-то привыкли: праздник и праздник. Да, сходили на литургию, причастились. А как мы в своей жизни отметили любой двунадесятый праздник? Что это для нас? И Святая Церковь нас вдохновляет, напоминает нам, для чего мы постимся, для чего не едим вкусностей, почему работаем над силой воли, делаем особенно добрые дела, почему не можем расслабиться. Потому, что мы предуготовляем себя к празднику. И это предуготовление действительно очень схожее.

В Церкви есть такие понятия: «предпразднство», «попразднство». Я всегда это объяснял студентам на примере Нового года. Как люди начинают готовиться к новогодней ночи, как у них есть понятие кануна (31 декабря – это не что иное, как канун Нового года), и пост там не хуже, чем у нас. Потому что попробуй к этому тазику с оливье подойти, тебе скажут: это на Новый год. И только в саму ночь мы видим торжество. И оно не прекращается. То есть мы 1 января начинаем говорить: «С Новым годом!»  И все десять дней говорим, пока страна гуляет. Вот оно – попразднство. Так, по идее, не только Рождество Христово, но любой церковный праздник должен отмечаться христианами.

Но в силу нашей приземленности, оторванности от церковных реалий для нас уже дай Бог бы сам день праздника почтить. Потому что мы часто видим, что из-за работы, личных сложностей человек не может посещать всенощное бдение, приходит только на литургию, теряя при этом ощущение празднования. Поэтому Рождество, как одно из главнейших событий, требует, чтобы мы правильно себя к нему предуготовили. И здесь непонятно, мешает нам празднование Нового года или, наоборот, помогает настроить себя на нужный лад. Как люди бегают за мандаринами, так христианин должен стараться бегать за духовными делами, добрыми поступками, смирять свою гордыню, бороться со своей страстью. И это очень тяжелый, непростой путь.

– В помощь для всех, а прежде всего – для верующих, 31 декабря проходят в храмах особые богослужения. Давайте об этом поговорим заранее.

– Церковь хоть и живет по старому стилю, ни в коем случае не делает вид, что гражданского нового года не существует. Господь создал время для человека. Сам небесный мир существует вне времени, потому что Господь вовеки Тот же, у Него нет момента изменения. А человек не может жить в ином формате…

Мы говорим: «жду тебя к трем часам», «у нас передача длится полчаса», «подожди еще пять минут, и я подойду», «давай завтра встретимся», «отложим на послезавтра». У нас все измеряется отрезками времени. Мы общаемся так друг с другом. У нас человек берет в долг, мы спрашиваем: «Когда отдашь?» Он говорит: «Скоро». И нам уже это не нравится, потому что он не совсем четко ответил, нам нужно, чтобы все было по полочкам.

Так Господь устроил. И для человека время, освященное Богом, – очень значимо. Новый год – это новый отсчет, многие готовятся к этому, хотят начать новую жизнь, оставить все незаконченные дела в старом году. То есть здесь очень важен момент самоанализа и начаток работы над собой. Поэтому, по благословению Высокопреосвященнейшего владыки Никодима, в кафедральном соборе и в большинстве храмов города проходят специальные молебны на Новый год; человек может их посетить и помолиться Господу, чтобы грядущее лето (так называется год по-церковнославянски) принесло пользу и ему, и Святой Церкви, и Отечеству нашему. Чтобы не прошло время зря, чтобы за этот год успеть сделать максимальное количество добрых дел, чтобы каждый день был освящен Божественной благодатью, чтобы мы не пропустили ни одного дня в призывании имени Божьего и посвящении себя Ему.

– Что важное и необходимое нужно сделать во время Рождественского поста?

– Безусловно, каждый выбирает меру сам для себя. Мы не можем сказать, что все должны делать земные поклоны, или посещать богослужения с утра до вечера, или отказаться от рыбы. К сожалению, очень часто люди хотят переложить ответственность на других, когда бегут к священникам, слушают старцев, пытаются вычитать наставления у святых отцов, чтобы сказать: а это мне вот тот сказал.

Есть надо каждому. Когда человек идет заниматься спортом или лечиться, когда решает делать ремонт у себя дома, он взвешивает свои силы, смотрит на свой кошелек, осознает, хватает ли у него времени, заглядывает в свою совесть. Это все человеку нужно сделать перед тем, как входить в пост. Потому что пост – это время усиленной, сугубой работы над собой.

Мы привыкли, что постом нам нужно молиться, воздерживаться, стараться делать добрые дела. И возникает вопрос: а вне поста можно ничего не делать? И тогда теряется смысл поста. Если христианин всегда должен молиться, тогда что такого в посте? Мы знаем, что есть люди, которые тоже, как и христиане, должны всегда находиться в форме. Например, спортсмены, военные, которые прекрасно знают цену форме. Если спортсмен перестанет правильно питаться, посещать зал, он очень быстро эту форму потеряет. Он, может быть, хотел бы на диване полежать, фильм посмотреть, но идет в спортзал; это его выбор.

Этот выбор и есть свобода воли. Свобода не в том, что я делаю что хочу, а когда говорю, что могу прыгнуть под машину, но не буду, потому что цена – моя жизнь, и я хочу быть здоровым. Я имею на это право, но предпочту им не воспользоваться. Умение не воспользоваться соблазнами мира сего очень значимо для христианина. И спортсмены, и военные всегда должны быть в форме, но при этом и у тех, и у других есть определенный период усиленной работы над собой. У военных это учения, а у спортсменов –соревнования, сборы, олимпиады, когда человек особым образом нагружает свой организм, проверяя его. Ежедневно нагружать себя не получится. Как бы кто ни говорил, как бы кто хорошо ни молился и ни постился, не получается ежедневно достигать одной и той же планки.

И человек это прекрасно понимает. Поэтому он выбирает время вместе со всей Церковью, не сугубо индивидуальное, а общее. Ведь если для одного спортсмена будут соревнования, он не будет никак замотивирован. А когда он понимает, что все собрались, три месяца усердно работали над собой, а потом будут биться за золотую медаль, это подогревает в нем желание. Так и здесь: приходя в церковь, человек видит множество единомышленников, которые тоже хотят поесть колбаски, сходить на интересный фильм, полежать. Но они специально пришли в храм, работают над собой, чтобы всем вместе достичь главного – встретить праздник достойно.

Пост действительно может поменять человека, только если человек пропишет сам себе тот рецепт, который будет для него лучше всего подходить. Мне часто встречаются люди, которые говорят: «А я не ем шоколадные конфеты, я люблю карамель. Значит, для меня поста нет». Но это же не совсем честно. Если уж ты так любишь карамель, откажись постом от нее, перестань щелкать семечки, прекрати звонить подруге вечером по телефону или делай это хотя бы раз в два дня. Момент поста вовсе не в еде. Человек должен отказаться от самого любимого, самого дорогого, принести какую-то жертву Богу.

– Как подарок.

– Как подарок. Мы же должны принести что-то на Рождество Богомладенцу. Что мы можем Ему принести, несчастные? Деньги наши? Наши грязные души, великие поступки? Ну что мы можем Ему принести? Мы можем только чуть-чуть себя очистить. Когда ребенок весь грязный,попросишь его умыться – он вытирается рукавом и говорит: «Я чистый!» Но мама умиляется: «Какой он чистюля! Я тебя отмою». Так и к Богу мы приходим далеко не чистые. Но при этом, чуть-чуть потерпев, посмирявшись эти сорок дней, мы чувствуем, что для нас Его рождение, приход в мир Богомладенца играет новыми красками, делает нашу жизнь принципиально иной.

Конечно, поначалу человек ждет от Рождества именно разговения, возможности наесться мяса, конфет. Но человек, опытный в церковной жизни, год за годом начинает замечать, что радует не это, а абсолютно другое, ощущение того, что праздник встречается во всеоружии, в форме; когда ты действительно готов и чувствуешь, что даже если где-то недоработал, то всепрощающая Божественная милость за одно только твое желание присутствовать со всеми на этом пиру в нарядной одежде и есть та великая награда, которая ждет каждого постящегося. А меру можно обсудить с духовником или приходским священником.

Многие, особенно пожилые и больные люди, переживают, можно ли им молоко, и идут благословляться к батюшке. Тут есть определенное лукавство: батюшка благословил – моя душа чиста. Это так не работает. Лучше ты сам себе разреши вкушать молоко; если что, будешь чувствовать угрызения совести. Получается, что за пост у одного взяли одно разрешение, у другого – другое? В таких случаях я всегда говорю людям: если кушаете мясо или пьете молоко – значит, делаете строже свою духовную жизнь. Пьешь молоко – добавь чтение Апостола, собираешься есть шоколадные конфеты (я говорю условно) – минимум одно доброе дело в день. И чтобы помощь действительно была полезна:  поддержать, доброе слово сказать. Ведь пост – это далеко не еда, но без еды у нас не получается поститься.

Человек действительно думает, что он хозяин всей вселенной, что с собой он точно разберется. А на второй-третий день поста выясняется, что  даже не хозяин своего желудка, потому что желудок хочет мяса – человек ест мясо. Ты попробуй сначала с желудком справиться. Оказывается, что человек – тяжелая машина, ему самому с собой тяжело совладать. Но мы стремимся к этому.

Пост для христианина не мучение. Конечно, я знаю, что принято говорить: «Ох, опять пост!» Но по-хорошему пост надо встречать с радостью: «Ура, опять пост! Опять есть возможность стать чище, лучше, светлее, блестеть как начищенный самовар и радоваться тому, что скоро станешь соучастником великого события, которое из года в год вспоминается не только православными, но и всем миром». Между прочим, летоисчисление ведется от события Рождества Христа. Поэтому и любое светское празднование Нового года нельзя считать чем-то греховным: в конечном итоге мы прославляем имя родившегося Богомладенца.

– Как объяснить пост детям? Ведь прежде всего мы должны научить наших детей, показать, как правильно жить.

– Замечательный вопрос. Многие родители волнуются об этом, особенно в тех семьях, где вместе с Рождеством празднуют Новый год. Новый год ребенку не надо объяснять, он знает: придет Дед Мороз, подарит подарки, будет елка, ночь без сна. Чем отличается Рождество и почему мы к Новому году всё закупаем, а для Рождества нужно 40 дней поститься? И родители смущаются, как правильно поступить: если подарить на Рождество конфеты – у ребенка оно будет ассоциироваться со сладким; дарить все духовное – ребенок скажет: фу, неинтересно. С детьми надо говорить прежде всего честно. Как для себя мы объясняем позицию поста перед большим праздником, так надо говорить и с детьми: «Ты помнишь о Боге, Который создал весь мир? Мы весной праздновали Пасху, красили яички, делали вместе кулич. А теперь будет большой праздник Его дня рождения. Ведь ты же готовишься к своему дню рождения, зовешь гостей. Для тебя это очень значимый день. Мы должны с тобой приготовиться ко дню рождения Иисуса Христа, приготовить Ему подарок, придумать поздравление».

Все чаще и чаще современный мир заражается: есть много адвент-календарей, календарей ожидания. Понятно, что в светских магазинах вы найдете адвент-календари по ожиданию Нового года, но в церковных лавках существуют адвент-календари и к Рождеству Христову. Это книга или большой плакат, в котором каждый день Рождественского поста – большая игра, которую нужно пройти. Может быть, детям это действительно очень важно. Если взрослый человек сам знает, какую задачу ему поставить на каждый из дней (а кто не знает, тому хорошо бы вести дневник, поработать над собой), то ребенка можно заинтересовывать через игру. Принцип календаря в том, что на каждый день есть какое-то задание. Ребенок достает его, читает: сегодня печем колядку, завтра – печенье, на следующий день делаем игрушку на елку, затем учим тропарь Рождества Христова. И получается, что весь пост для ребенка – не мучение, а учение, радость и приключение. В этом ожидании действительно рождается таинство ожидания рождения Спасителя. Раз за разом проговаривая, заранее читая об этом событии из Евангелия, читая стихи, посвященные теме Рождества, и пропевая колядки, мы настраиваем ребенка к этому пониманию.

Трудно постить трехлетних детей, да и не нужно. Когда мы видим, что ребенок готов чем-то пожертвовать, можно так и спрашивать: «Что ты готов отдать Богу, от чего отказаться? От мороженого, конфет?»  Может, он мультики будет смотреть один раз в день, а не пять; а кто смотрит пять – один раз в неделю. Надо смотреть по ребенку. Но если это будет его решение – все хорошо. Потому что у родителей есть риск передавить, и ребенок будет  вспоминать, что мама ему шоколадок не давала и говорила ждать Рождество. Когда он станет в подростковом возрасте перед выбором, праздновать ему Рождество или нет, он, конечно, вспомнит не самый приятный багаж впечатлений.

Нужно помнить это, и вместе с детской радостью говорить совершенно взрослым языком на взрослые темы о рождении Спасителя, значении этого праздника для мира, спрашивать ребенка: что это для него, правильно ли он его понимает. Тогда есть большой шанс, что наши церкви будут из раза в раз наполняться верующими на праздник Рождества Христова. Хоть мы и говорим, что огромное количество верующих приходит на Рождество, но все-таки это далеко не сто процентов от нашей большой и славной страны. Хочется, чтобы на самые главные праздники Рождества и Пасхи люди, называющие себя православными, хотя бы чуть-чуть проводили время в храме. Быть может, в этом помогают и прямые трансляции богослужений, которые проводит Вознесенский кафедральный собор, где главное богослужение праздника совершает глава Новосибирской митрополии, митрополит Новосибирский и Бердский Никодим. У людей есть возможность посмотреть по телеканалу прямую трансляцию с пояснением священника. Такие моменты позволяют людям, не так часто приходящим в церковь, по-другому посмотреть на этот праздник; и, возможно, мотивируют прийти помолиться в свой ближайший родной храм.

Православные, когда приветствуют друг друга, говорят: поститесь постом приятным. Что это означает?

– В богослужениях Великого поста есть такая стихира, где в первый день поста мы поем: «постимся постом приятным, благоугодным Господеви», – это удивительно для человека. Некоторые люди вообще сильно ограничивают себя в принятии пищи, а богослужение в храме длится восемь часов, и ты уже не знаешь, сколько сделал земных поклонов, тысячу или две, а тут тебе сверху поют: «постимся постом приятным». Все это зависит от восприятия. Когда человек прекрасно понимает, для чего он работает над собой, то эта работа приносит не раздражение и расстройство, а наслаждение. Когда человек мучается от лишнего веса и начинает худеть, он радуется: бежит в тренажерный зал, отказывается от гамбургера – и радуется, особенно если на кону стоит здоровье или счастливая жизнь.

Христианин должен прекрасно осознавать, для чего ему нужен пост. Дело борьбы со своими страстями должно вызывать у него радость: «Я все откладывал, мне было некогда, думал о земном. Теперь первый день – и я начинаю давить свои страсти. Мне плоть говорит делать это – а я не буду». Почему православные кажутся людям такими странными? Когда встали на колени, начали бить земные поклоны, креститься, молиться, семь часов стоят на ногах… Человек отрывает себя от привычной пучины мира, казалось бы, мучает сам себя, и через это мучение он становится сильнее. И ученый не станет ученым, если не будет мучить себя за учебниками и литературой; и у музыканта, который услаждает наш слух красивейшей музыкой, тоже ничего не получится, если он не будет сидеть за фортепиано 4-6 часов в день.  

Почему-то, когда мы говорим о духовной жизни, нам кажется, что можно прийти в храм, поставить свечку, помахать рукой и уйти абсолютно счастливым до следующей Пасхи. Но, к сожалению (а может, и к счастью), здесь работают те же самые законы. Хочешь быть счастлив в духовной жизни, блажен – потрудись над собой. Нет ничего сверхсложного, просто стань ближе к Богу. Но в том-то и проблема, что мир лежит во зле, тело человеческое привыкло к греху, лени; и сам человек уже нудит себя измениться.

Когда-то давно в раю тело слушалось душу, душа – дух, а дух общался с Богом. Была та священная иерархия, о которой мы говорили в прошлой передаче. Сейчас все наоборот: после грехопадения дух схватился за душу, а душа – за тело. Сидит человек и думает: вот бы сходить в храм, давно там не был, поставить свечку. Душа ему говорит: «Ты что, мы давно в театре не были и в кино, сходим». А тело говорит: «Я хочу спать». Загадка, что будет делать человек. Даже если он пойдет в храм или театр, он будет зевать, его будет всего раздирать, потому что тело диктует современному человеку условия. Что хочется телу? Открой любую рекламу: телу хочется спать, лениться, наслаждаться, кушать, пить, красиво одеваться. Все эти пять моментов со всех транспарантов кричат нам: «бери от жизни все», «ты этого достоин», «три по цене двух»! Христианину очень значимо помнить о том, что все это земное; и так же, как он заботится о своем теле, пришла пора заботиться о душе – это и есть пост.

Ведущая Инесса Титова

Записали Елена Кузоро и Софья Горбачева

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать