Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

1 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Завершается Успенский пост, и церковный год завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы. Прежде чем поговорить непосредственно об этом событии, давайте вспомним, каким был земной путь Богородицы, в чем Ее земной подвиг.

– Действительно, когда мы говорим о великих, значимых праздниках Православной Церкви, то упоминаем не только о событиях, случившихся непосредственно в жизни Господа. У нас есть так называемые Богородичные праздники, которые связаны с именем Его Пречистой Матери: Ее Рождество, Благовещение, праздник Покрова Пресвятой Богородицы и другие.

Конечно, взирая на историю жизни Пречистой Девы Марии, наверное, практически на каждой странице этой истории человеческое существо удивляется. То есть, изучая внимательно житие Богородицы, мы видим, что действительно сия Дева была лучшей, чистейшей.

И вот удивительным образом должно сочетаться Божество с человеком, тем более что человек уже показал себя, достаточно низко пал после грехопадения, продолжая с радостью это делать и до времени пришествия Христа.

Поэтому предстояла очень сложная задача – чтобы земной Матерью Господа была чистая женщина. Мы видим удивительное событие: Пресвятая Богородица родилась в семье Иоакима и Анны, которые очень долго не имели детей, и для них это не было рядовой ситуацией. Мы знаем: и в нашей стране было обычным делом иметь много детей. Конечно, это накладывает определенный отпечаток.

Даже я у своей бабушки спрашивал, сколько у нее было братьев и сестер. Она всегда уточняла: «Тебе живых назвать?» Потому что многие умирали в младенчестве. И на это смотрели проще, ведь все равно детей было много – по 15, по 20. Конечно, мы и сейчас понимаем: когда у человека много детей, он совершенно иначе это воспринимает, чем человек, у которого один ребенок, да еще и выстраданный.

Иоаким и Анна до старости не могли иметь детей, очень из-за этого переживали. Они были благочестивейшими людьми и не имели детей не потому, что Господь их хотел как-то наказать за нерадивость, а, наоборот, потому, что Он их предуготавливал, довершал дело, чтобы чудо рождения ребенка стало максимально осознанным для родителей.

Важно: Анна, матерь Пречистой Богородицы, дошла до определенной границы, когда внутренне даже согласилась – пусть даже заберут ребенка у нее, лишь бы только он родился. Через такую материнскую жертву приходит в мир девушка, которую родители называют Марией, красивым именем, что на русский переводится как «госпожа».

Ребенок растет послушным, чистым, в три года отдается в Иерусалимский храм. В силу Своей детскости Она не могла пройти все расстояние Сама – хотя мы зачастую говорим, что весь путь Дева Мария тогда проделала Своими ногами. Конечно, это не совсем так. Но Она сознательно уходила от родителей. Вот какого трехлетнего ребенка мы так оторвем от мамы с папой – и он не будет кричать, биться головой об землю? Это огромный стресс. А сия маленькая девочка, еще вовсе не Матерь Господа, Чье имя сейчас известно практически всем на земле, имеет сознание, серьезность, ответственность, которые уже делают Ее способной на такое.

Мы видим: в житии указано, что во время путешествия в храм ангелы сопровождали будущую Пречистую Матерь Господа. Мы видим, что Она воспитывалась в Иерусалимском храме, как это было традиционно: там действительно было много девочек, которые занимались рукоделием, изучали науки. Но Мария делала это с особой силой, с особым старанием – не потому, что Она должна была кому-то что-то доказать, не для того, чтобы выжить, Она делала это потому, что действительно искренне любила и все свободное время посвящала молитве. Ее поддерживал в этом Архангел Гавриил, который являлся Ей неоднократно, питая как духовно, так и физически.

Конечно, когда человек полностью посвящен Богу с самого рождения, это оставляет отпечаток на его лице. Когда мы говорим о святости, мы говорим о том, что святого человека можно почувствовать, с ним хорошо, приятно находиться, хочется слушать каждое его слово – не в силу какой-то психологической особенности или каких-то нейролингвистических практик, а потому, что дыхание Духа Божьего чувствуется на человеке.

Не знаю, как другим, но лично мне очень радостно видеть молодых монахов и монахинь. Потому что сейчас это редкий дар, когда человек посвящает всю свою жизнь, всего себя полностью  Господу, делает это осознанно, а не после того, например, как отчаялся после неудачи в бизнесе или второго неудачного брака.

В жизнеописании Пречистой Девы Марии мы видим, что не было у Нее такого изъяна, к которому можно было бы придраться. Она жертвовала сном, Своими силами, изучала и лучше всех знала Священное Писание, больше всех приложила старания к мастерству и настолько талантлива была в швейном деле, что соткала бесшовный хитон для Своего Сына, который Он затем и носил.

Конечно, эта чистота видна нам невооруженным глазом. И логично, что Господь избирает именно Ее таким сосудом, который должен привнести в мир земной Божественное, чтобы все земное перетрясти, изменить, сделать новым, чистым, абсолютно ко Господу направленным. Спаситель рождается у Марии, Которая находится в состоянии обручения Иосифу, уже пожилому человеку. Она была обручена с Иосифом, потому что не могли понять, как быть с девушкой, которой пора выходить замуж, но она этого не хочет, а оставить ее так не дозволялось. И было принято решение, что Иосиф будет наблюдать за чистотой, невинностью девушки.

Это тоже очень важный момент. Люди того времени стремились обязательно вступить в брак и попробовать родить Спасителя, для них это была великая честь. А будущая Пречистая Матерь сказала, что не познает брака. В такой необычной системе рождается Спаситель мира. Он рождается в дороге, в Вифлеемской пещере. Его названный отец был архитектоном – мы переводим это слово на русский как «плотник», но это не только плотник, но и столяр, и даже специалист по постройке домов, он мог проектировать…

– Архитектор.

– Ближе к архитектору, но мы сейчас архитектора воспринимаем как человека в большей степени связанного с бумагой, а не с непосредственным строительством, а тогда было все вместе: человек мог и спроектировать, и нарисовать, и сам своими руками все сделать – как мы говорим, на все руки мастер. Естественно, это знание передавалось Иисусу, Который в детстве и юности старался помогать названному отцу, рос в послушании Своей Матери.

Мы практически ничего не знаем об этих тихих, спокойных годах их семейной жизни, понимаем, что семья жила как множество других семей. На Пречистую Матерь Божью были возложены те же обязательства, которые возложены на всех женщин по сию пору: воспитание Ребенка, Его жизнеобеспечение, какие-то житейские земные заботы о  названном муже, о Сыне. Стирка, глажка, уборка – ничего не меняется с годами.

Для нас особенно важно, что Пречистая Матерь является Матерью и всех нас, потому что Она прошла через все земные заботы, через которые проходит человек, это не какое-то принципиально иное существо из другого мира, с другой планеты, ниспосланное от Бога. Это плоть от плоти, кровь от крови человек, тот, кто разделяет с нами все проблемы, нужды. Тем не менее в силу Своей личной святости Она становится первой после Господа.

– Что происходило с Пресвятой Богородицей после воскресения Христа?

– Это очень важный вопрос. Мы видим в Евангелии, что Она сопровождала Христа, когда началось Его общественное служение. Мы знаем о браке в Кане Галилейской, где во многом благодаря Пречистой Владычице нашей Богородице Господь совершил чудо. Мы видим, что Она вместе с другими женщинами сопровождает Христа. Естественно, Она присутствовала на судилищах, во время смертной казни Господа, снимала Его с креста.

И после смерти и воскресения Христа Она продолжает общаться с апостолами. В Евангелии сказано, что Сам Господь усыновляет Ей апостола Иоанна Богослова, а Ее вверяет Иоанну для попечения, говорит Ей: Жено! се, сын Твой. А к Иоанну обращается: се, Матерь твоя! И действительно, Иоанн начинает заботиться о Пречистой Деве Богородице как о своей родной матери.

Она продолжает встречаться с остальными учениками, присутствовала при событии Пятидесятницы – схождении Святого Духа. Из Предания мы знаем, что Она даже вместе с апостолами бросала жребий, выбирая Себе место, куда идти проповедовать. Но все же, по известному нам жизнеописанию (хотя его источников очень мало кроме преданий), Она проводила время в Иерусалиме, регулярно отправляясь ко Гробу Господню, где пребывала в молитве.

И, конечно, Она, как любой христианин и прежде всего как Мать, потерявшая Сына, желала быстрее Его увидеть, просила у Господа смерти, но Господь даровал Ей смерть в старости. Мы не знаем точно Ее возраст – указываются разные цифры, но понимаем, что этого времени было довольно для жизни, это было время начинающейся или, может быть, продолжающейся старости.

Тут начинаются удивительные чудеса. О Своей смерти Она узнала однажды, молясь у Гроба Господня. К Ней спустился Архангел Гавриил, с которым Она проводила так много времени в детстве и юности. Радуясь новой встрече с Ней, он сообщил очередную благую весть – о том, что совсем скоро, то есть через три дня, Она увидится со Своим Сыном, войдет в небесный рай.

В знак этого Архангел Гавриил передал Ей ветвь с райского дерева – по преданию, это была финиковая пальма – и перед гробом Богородицы в день Ее погребения эту ветвь несли как хоругвь. С радостью восприняла эту весть Пречистая Владычица, тут же пошла домой в приподнятом настроении, попросила всех начать готовиться к этому событию и готовилась будто к свадьбе: украшалось ложе будто брачное.

Но было у Пречистой Владычицы такое желание: Она очень хотела увидеть апостолов перед смертью Своей. Это было практически невероятно, потому что они все уже давно разошлись по самым разным местам вселенной. Но все возможно верующему. Мы видим, что по молитвам Своей Пречистой Матери Господь совершает чудо: Дух Святой восхищает апостолов из тех мест, где они были, и оставляет их перед дверями горницы, в которой проводила Свои последние дни Мария, Матерь Божья. И апостол Иоанн, сам удивляясь, объяснял удивленным апостолам, почему и зачем они оказались в этом месте.

Попрощавшись с апостолами, дав наставления, Она радостно готовилась к смерти, просила Господа, чтобы не дал Ей видеть дьявола и его приспешников, не проходить через ту муку, через которую проходит душа, просила  Своего Сына и Своего Господа, чтобы Он Сам принял Ее душу.

И, согласно Преданию, Она знала день и приблизительно час Своего успения. В этот час будто вскрылась крыша, потому что было видно яркое небо, слава Божья, и Сам Господь с ангелами, архангелами и прочими Небесными Силами спустился, чтобы принять душу Своей Пречистой Матери. Радость, которой сопровождалось, казалось бы, печальное событие отхода из жизни временной в жизнь вечную Марии, сохранялась у апостолов: с радостью они подняли гроб, понесли его торжественно по улицам.

И хотя собирались только они и самые близкие похоронить Пречистую Владычицу, это стало всенародным событием – об этом сразу узнали многие и устроили огромное шествие, ручейки крестных ходов вливались друг в друга. Понятно, это не могло понравиться начальникам иудейским, первосвященникам, они решили преследовать вместе с вооруженными силами гроб Пречистой Владычицы, но благодать Божья осияла его, и они не могли к нему подойти.

Разве только один из иудеев, Иефания, дерзновенно хотел помешать этому, очень хотел он, чтобы никто не следовал за учениками Христа, Которого иудеи почитали за Человека, преступившего закон, кощунствовавшего. Иефания потянулся к гробу, чтобы уронить тело Богородицы, но его руки так и остались висеть на гробе, потому что неведомой силой были отсечены. К слову, этого хватило человеку, чтобы он понял свою неправоту и от всей души покаялся. И Господь даровал ему исцеление – руки вернулись на место. После этого Иефания не захотел больше никого провоцировать, а сам стал искренне верующим человеком.

Благодать по всем улицам чувствовалась. И запах благовоний, и радостные лица, и ветвь райская, которую несли перед гробом, создавали ощущение не грустных похорон, а торжественного праздника, когда человек отправляется в новое, лучшее для него место. Захоронение было осуществлено там, где были похоронены родители Ее Иоаким и Анна, а также супруг Иосиф Обручник.

Согласно церковному Преданию, тело Пречистой Божьей Матери было вознесено на небо. Когда апостолы потом пришли посмотреть, их тоже ждал страх, ужас и трепет из-за того, что тела они не нашли. Чем еще отличается Пречистая Владычица Богородица от нас?  Ее душа недолго была отделена от тела, Ее обновленное тело теперь вместе с Господом пребывает на небесах.

Мы, взирая на Евангельскую историю, конечно, также особым образом чтим события Успения Пресвятой Богородицы, отмечая этот праздник ежегодно 28 августа: совершается торжественное всенощное бдение обычно с выносом плащаницы, специального плата, нередко вышитого, богато украшенного, с изображением как будто уснувшей, лежащей с закрытыми глазами Пресвятой Богородицы.

Этому празднику предшествует двухнедельный строгий пост. Мы об этом уже говорили – христиане готовят себя к этому событию. Торжественная Божественная литургия подчеркивает высоту и значимость события. Но обычно накануне третьего дня или день в день – все зависит от дня и особенностей храма – совершается чин погребения Пресвятой Богородицы, когда эта плащаница как бы хоронится с соответствующими песнопениями, не заупокойными, а радостными, обносится вокруг храма с крестным ходом.

Советую всем, кто не присутствовал в силу занятости или усталости или просто не знал о таком чине, побывать на нем. Он совершается, думаю, практически во всех храмах, где есть плащаница, а где нет, там ее заменяет икона. Этот торжественный радостно-печальный чин – одна из особенностей этого осеннего праздника, который в конце церковного года завершает цикл двунадесятых радостных великих праздников.

– Какую силу, какую власть получила Пресвятая Богородица от Бога?

– Думаю, любому человеку, который присутствовал за богослужением в храме, вообще бывал в православном храме, видел иконы Пречистой Владычицы и слышал, как часто звучат посвященные Ей песнопения, понимает, что дело не в родстве с земной точки зрения, а что восхваляются Ее личные черты. И, конечно, мы, называя Ее, говорим: «Богородица», потому что самое главное дело, которое Она совершила, – это рождение Спасителя мира.

Мы видим еще в земной Ее жизни на примере того же вина в Кане Галилейской, что как Мать Она имеет определенное влияние на Своего Божественного Сына, несмотря на то, что Он Тот, Кто создал Ее, Кто создал весь мир. Поэтому мы очень часто прибегаем в молитвах к Пречистой Владычице Богородице. Мы просим Ее как Мать, Которая понимает земной человеческий род, как человека, к которому Господь прислушается быстрее, чем к нам, просим походатайствовать за нас, защитить нас, помочь нам в чем-то. И вот эта народная любовь выражается не только в богослужении, но и в житейских делах. Посмотрите, сколько икон Пресвятой Богородицы – самых разных, с разными названиями...

В домах очень редко можно увидеть икону Господа, потому что отдельно икона Господа как-то не воспринимается людьми – обязательно должна быть икона Богородицы, у Нее же все равно на руках Младенец Господь. И вот если Господская икона не во всяком доме верующих, то Богородичная – уж точно во всяком. И любой даже, может быть, не воцерковленный, но верующий человек хоть раз в своей жизни обращался к Ней с молитвой.

Поэтому мы усваиваем Ей по вере нашей особое место в нашей жизни как Владычицы мира, Царицы Небесной, мы видим, что Господь доверяет Своей Пречистой Матери. Конечно, ни в коем случае нельзя преувеличивать Ее значение. Бывают такие опасности, когда обилие молитв к Богородице перекрывает молитвы к Богу. Такого не должно быть. Сама Пречистая Владычица не была бы рада, если бы мы хвалили Ее в три раза больше, чем Ее Божественного Сына. Она обозначала это во время Своей земной жизни, и, естественно, мало что меняется в этом плане в жизни небесной. Но все равно вот эта народная любовь сохранилась, мы это видим.

– В народе праздник Успения еще называют Богородичной Пасхой. Очень любим этот праздник.

– Совершенно верно. Обратите внимание, у нас не так много праздников, когда храмы меняются визуально. Это, безусловно, Пасха – праздников праздник и торжество из торжеств, когда все в красном, в белом, люди приносят цветы, стараются сделать украшение из цветов в форме яйца. Естественно, мы знаем праздник Святой Троицы, когда весь храм зеленью украшен, видим елочки на Рождество Христово.

Но на праздник Успения Пресвятой Богородицы русские люди стараются особенно. По сложившейся традиции перед плащаницей, которую будет нести священник, выкладывается дорожка – ее ширина и длина зависят от размера храма. Всю любовь выражают мастерицы-прихожанки. Они стараются выложить из цветов необыкновенные узоры, приносят цветы из своих огородов, срезают с храмовых грядок все самое лучшее – все это отдается Пречистой Владычице. Перед самой плащаницей тоже разбрасываются цветы.

Это показатель того, как люди относятся не только к Самой Богородице, но и к Ее праздникам. Мы видим, что в честь Успения Богородицы названы самые значимые храмы нашего государства. Достаточно вспомнить Успенский собор в Москве. Даже в нашей епархии  два храма Успения Пресвятой Богородицы – один на правом берегу, около станции метро «Березовая роща», а второй на левом берегу – в Ленинском районе.

Мы видим такое отношение. Отчасти этому способствует время года, когда многие возвращаются со своих дач, наступает школьная пора. Обычно все молебны, о которых мы с Вами говорили в прошлой передаче, перед началом учебного года совершаются в последние дни августа. Получается, что эти молитвы о благословении учащих и учащихся возносятся перед плащаницей Пресвятой Владычицы Богородицы.

Безусловно, это видят школьники, которые не так часто заходят в церковь, и другие люди, волнующиеся перед началом учебного года. То есть такая тесная связь зрима. Поэтому праздник этот действительно народный, радостный. Он закрывает собой весь церковный год. И, что говорить, у нас до следующего поста – Рождественского – остается еще много времени, чтобы порадовать себя и своих близких.

– Батюшка, о чем следует задуматься в этот день? Может быть, что-то изменить в своей жизни?

– О смерти. В праздник, который мы называем Успением, мы говорим, что Пресвятая Богородица будто бы заснула. Но Она все-таки умерла. И вот эта мысль должна быть ключевой для христианина не только в праздник пречестного Успения Пресвятой Богородицы, но и каждый день. Если мы внимательно посмотрим молитвенные правила, то увидим, что с этой мыслью человек просыпается и засыпает.

Ведь для христианина именно смерть и есть самый главный отсчет новой, настоящей жизни. А эта земная жизнь не так должна цениться, как жизнь вечная. Конечно, наши житейские дела и заботы, правила современного мира говорят совершенно о другом – тема смерти табуируется, мы стараемся ее отодвинуть, не задумываться о ней, надеемся, что смерть случится когда-нибудь потом, обязательно в далекой старости. Но мы же не знаем, как это будет. Вполне возможно, что многие из нас отойдут ко Господу внезапно – в случае, не дай Бог, какой-то катастрофы, болезни.

Пару лет назад никто не мог предположить, что случится пандемия коронавируса, а сейчас для всех это уже естественно, люди спокойно об этом говорят. Вот с таким же спокойствием христианин должен рассуждать о своей смерти и должен к ней готовиться всю жизнь. По идее, христианину нужно стараться жить так, чтобы каждый день был для него как последний.

Вот каждый раз, когда мне хочется кого-то обидеть, не хочется кому-то помогать, не хочется идти в храм, хочется что-то нарушить, стоит задумываться: «А если сегодня последний день  жизни? Если вдруг это последние часы?» Насколько иначе бы ты их проводил, как бы бегал и старался сделать побольше добрых дел, со всеми попрощаться, примириться, покаяться. Почему же сейчас, когда, вполне возможно, это и есть последние часы, ты не делаешь этого?

Вот эта мысль должна быть сквозной – не для того, чтобы человек унывал, не для того, чтобы он говорил: «Мне ничего не нужно, не буду ничему учиться, ничем интересоваться – все равно помирать!», но для того, чтобы он иначе подходил к своей жизни, не планировал изменить ее когда-нибудь потом, а начинал менять ее прямо сейчас. Это очень тяжело, трудно – всегда держать тему смерти в голове и не расстраиваться, но это важный опыт, который помогает человеку.

Полезно каждому автомобилисту понимать, что он управляет опасной машиной, которая может стать причиной смерти его и других людей. Если об этом забыть, то очень легко попасть в автокатастрофу, но если об этом помнить, это вовсе не значит, что будет страшно нажимать на педаль газа, это значит, что будут точнее исполняться правила дорожного движения, которые писаны кровью. Вот так же и мы будем стараться правила духовные, которые писаны не нами, а Самим Богом, которые исполнены многими праведниками, исполнять, чтобы прежде всего стяжать себе вечную жизнь, а по нашим молитвам и вере – и нашим близким.

Ведущая  Инесса Титова

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 20 октября: 05:30
  • Суббота, 23 октября: 09:05
  • Среда, 27 октября: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​