Родное слово. Протоиерей Виталий Бочкарев отвечает на вопросы

9 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
В гостях у программы «Родное слово» протоиерей Виталий Бочкарев.

– Начинается Великий пост. Предваряет его Прощеное воскресенье. В этот день люди будут просить друг у друга прощения. В Церкви существует особый чин прощения. Почему так важно, входя в Великий пост, просить прощения? Всех ли нужно прощать и все ли прощать?

– Прощать очень важно не только в Великий пост, а всю жизнь и всех людей – это одно из условий нашего спасения. Когда мы читаем молитву «Отче наш», говорим: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Речь идет вовсе не о тех людях, которые получили от нас какой-то материальный кредит, а именно о тех, которые нас обидели. Прощать нужно всегда.

Отчасти, наверное, не очень хорошо, что у нас выработался день прощения. Прощать нужно не только накануне поста, но в любое иное время. Тогда, когда появилось что-то в сердце твоем против человека, постарайся его простить. Жизнь церковная, литургическая, связанная с богослужением (а чин прощения – это часть богослужения), построена на тех принципах, законах и обычаях, которые были в монастырях. Отчасти это плохо, потому что жизнь в монастыре совершенно по-иному построена, нежели жизнь в миру. Отчасти хорошо, потому что те высокие требования, которые предъявлялись к молящимся, спасающимся в монастырях, были достаточно высоки. И тут было до чего расти. Такой обычай был. Он описан в житии преподобной Марии Египетской, когда действительно испрашивали прощения накануне поста, а затем уже, пробыв первую седмицу в монастыре, монахи удалялись в пустыню, чтобы пребывать в абсолютном одиночестве, бороться со своими страстями и держать подлинный пост. Потому что пост есть воздержание не только от пищи, развлечений, но и, может быть, даже от самой великой роскоши, которая есть на земле, – роскоши человеческого общения.

– Великий пост длится семь седмиц. Выпадает он обычно на время весны – время пробуждения. Зачем нам, людям современным, спешащим, решающим важные вопросы, занимающимся личностным развитием (в общем, занятым людям), держать Великий пост?

– Если мы люди, которые занимаются своим личностным развитием, нам пост стоит подержать просто для определенного испытания: сможем или не сможем? Можешь ты обуздать собственное чрево, привычки, желания или нет? Это с одной стороны. С другой стороны, пост – установление довольно старое, хотя он и не восходит ко временам святых апостолов. Апостолы так не постились. Во времена Христа, в первое столетие, постились совершенно иначе, а именно: многодневных постов не было вообще. Это уже более позднее введение в церковную жизнь. Пост был гораздо строже, но более кратким по времени. Постились примерно так, как сейчас постятся мусульмане. То есть вообще не ели и не пили в течение, допустим, дня или даже суток. Первоначально такой день назначался накануне Пасхи.

Вообще, можно сказать,  пост – это духовное упражнение, которое готовит нас к встрече с воскресшим Господом. В силу этого постепенно пост увеличился и приобрел те временные рамки, о которых Вы сказали. Но, конечно, современному человеку поститься так, как этого требует устав, сложно, а в некотором смысле и невозможно. Уставы жизни церковной, жизни литургической составлялись в монастырях, где особо регламентировалась жизнь. Там люди проживали, как правило, компактно, они не были связаны какими-то великими передвижениями. Не было той ситуации, когда человек в течение двух часов должен добираться до работы, потом обратно столько же. В монастыре, естественно, были назначенные люди, которые могли приготовить особую постную пищу. Поэтому поститься в монастыре, несмотря на строгость правил, касающихся пищи, посещения богослужений, молитвы, было все-таки проще, чем человеку, находящемуся в миру. Уже довольно давно были отступления от монастырского устава, который прописан в Типиконе, к его умягчению, ослаблению для мирян. Началось это где-то в XVIII веке. И в настоящее время соблюдение поста полностью по уставу исполняется очень редко.

Сейчас очень часто некоторые монастыри, а иногда и частные издательства выпускают календари (помимо официальных Московской Патриархии). В них есть много полезного, но также там расписано, как нужно поститься весь год, не только в Великий пост. И там есть описание того, что вряд ли по-настоящему осуществимо для современного человека (сухоядение, холодная пища). Сейчас это осуществить трудно, и, наверное, очень жаль, что соблазняют людей этими сообщениями.

Для каждого человека обязательным правилом должно быть следующее: Великим постом едят пищу растительную. Но тут есть всякого рода вынужденные отступления. После того как семинарию перевели в Троице-Сергиеву лавру (в 1946 году), был введен обычай: по благословению патриарха Алексия I было решено есть только растительную пищу, и только на первой и Страстной седмице Великого поста. В остальное время разрешалось есть рыбу. Решено это было по причине того, что многие из тех молодых людей, которые пришли учиться в семинарию, воспитывались не в церковной среде, не привыкли к посту.

– В чем важность отказа от пищи животного происхождения?

– Это просто выработано церковным опытом, опытом подвижников. То есть пост – это духовное и физическое упражнение. С помощью поста человек приходит в особое расположение духа. Ему легче каяться, легче молиться. Если ты не очень много ешь, то легче делать и земные поклоны – никто не будет этого отрицать. Конечно, пост – это воздержание.

И сварить гречку или пшенную кашу все-таки гораздо дешевле, чем приготовить бифштексы. И, может быть, у кого-то появится благая мысль употребить оставшиеся материальные средства, чтобы помочь другому человеку.

– Но многие воспринимают пост как отказ от определенного вида пищи.

– Совершенно верно. В силу этого сейчас даже в приличных ресторанах во время Великого поста есть дополнения постных блюд в меню. И они пользуются популярностью, потому что многие ставят задачей за пост исправить свою фигуру, немного похудеть, заняться своим здоровьем.

– Но лучше этим не увлекаться во время поста?

– Наверное, да. По крайней мере, не видеть в этом главную цель поста. Это как модное увлечение.

– Во время Великого поста изменяется порядок богослужения. Какие службы имеет смысл не пропустить, куда обязательно нужно сходить? Расскажите о ближайших службах.

– Если говорить о ближайшем времени, то на первой седмице Великого поста очень хорошо побывать хотя бы раз (может, и все четыре раза) на чтении Покаянного канона Андрея Критского. Это служба, которая совершается вечером, в самом начале повечерия. Как правило, эта служба начинается в пять часов вечера. Может, это не очень удобно для людей работающих, но это важная служба. В крайнем случае, во всех наших книжных лавках есть чинопоследование канона. Это небольшая брошюрка, и в ней по дням (с понедельника по четверг) расписано, как читать канон.

Особая служба совершается в Неделю Торжества православия. Это первое воскресенье Великого поста. Во время службы вспоминается история догматического утверждения Церкви и совершается особый чин, когда проклинаются и предаются анафеме различные еретики, которые были за два тысячелетия существования Церкви. Также возглашается вечная память многим праведникам, которые стояли за веру.

В середине Великого поста, в субботу Крестопоклонной недели, очень хорошо прийти на службу, когда выносится Крест для поклонения. Это знамение в середине поста, чтобы люди получили подкрепление от Господа, распятого на кресте, и продолжили свой подвиг.

На пятой седмице Великого поста совершается чтение Канона Андрея Критского целиком и жития Марии Египетской. Это происходит в среду вечером. Очень длинная и особенная служба. На этой же неделе − Суббота Акафиста, когда в пятницу вечером читается Акафист Пресвятой Богородице. Мы привыкли, что акафист – это служба, часто совершаемая в церкви, которую можно заказать. Да и просто люди любят читать акафисты. Между тем устав предписывает только один раз в году совершать Акафист Пресвятой Богородице. В больших храмах он нараспев читается и поется. Очень красивая служба.

Если идти далее, мы дойдем до Лазаревой субботы и Вербного воскресенья. Мы будем со всей Церковью встречать Христа, входящего в Иерусалим ради страданий. Но тогдашним обществом Он был воспринят как избавитель от всех земных и политических невзгод. Это была глубокая ошибка. Именно поэтому эти же люди в большинстве своем после того, как кричали: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне, – через несколько дней кричали: распни, распни Его!

На Страстной седмице нужно постараться в один из первых трех дней (с понедельника по среду) побывать на любой службе: либо вечером, когда совершается повечерие и утреня, либо на литургии Преждеосвященных Даров. Это очень назидательные службы с воспоминанием последних дней жизни Спасителя. Затем Великий Четверток – воспоминание Тайной Вечери. В этот день все стараются причаститься.

День Великой Пятницы. В этот день литургия не совершается, но после утреннего богослужения, около часа дня, выносится плащаница для поклонения. Накануне этого дня читается двенадцать Страстных Евангелий. Затем выносят плащаницу, где изображен Христос, лежащий во гробе, и люди поклоняются этой святыне. Хотелось бы, чтобы люди побывали на этой службе.

В Великую Субботу необычная служба. Она начинается в великопостных облачениях, а заканчивается уже почти по пасхальному чину: белые ризы и белые облачения престолов. Суббота – день особого покоя, особых размышлений и ожидания того, что произойдет в пасхальную ночь Воскресения Христова.

Великий пост – это, наверное, прежде всего предпразднство Воскресения. Смысл поста как раз в том, чтобы встретить Пасху. Это самый главный духовный принцип поста. Нужно подготовить свою душу, чтобы можно было действительно вместе со всеми, когда выходят на крестный ход вокруг храма в полночь, спеть: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Во время поста через покаяние и молитву, через размышления и чтение Священного Писания, через воздержание в пище и делание добрых дел можно очистить свое сердце, и тогда мы встретим Христа радостно. Произойдет долгожданная встреча, которая будет залогом богообщения в Царствии Небесном.

– Одна из главных молитв Великого поста, которая уже начала звучать во всех храмах, – молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». В чем важность этой молитвы для каждого?

– Важность во многих моментах. Во-первых, молитва не очень длинная. Во-вторых, она читается достаточно ритмично. В силу этого она легко и быстро запоминается. Очень хорошо некоторые молитвы знать наизусть. Конечно, есть молитвословы или можно посмотреть в смартфоне, но какие-то молитвы знать наизусть очень и очень полезно. Важность этой молитвы в том, что ее можно хорошо и довольно быстро выучить. Кроме того, сами слова молитвы – это призыв к величайшему покаянию, взгляду на себя как на человека подлинно грешного.

В чем смысл всякого подвига, добрых дел, следования заповедям, исполнения поста? Святой Симеон Новый Богослов говорил так: точное исполнение христианских заповедей научает человека видеть свои немощи. Если человек честно исполняет заповеди, то он начинает видеть, что не может их выполнить. Тогда в этом состоянии он действительно от всего сердца, всем своим существом может обратиться к Спасителю подобно тому, как Петр, утопая в Генисаретском озере, крикнул: Господи! спаси меня. Тогда Христос прямо по воде подошел к нему, протянул руку и спас его. Подобное происходит и с нами. А если я все сам могу: стать лучше, сделать доброе дело, а потом и чудо совершить, – то, наверное, мне Спаситель не нужен. Зачем? Я ведь и сам все могу. Молитва Ефрема Сирина как раз показывает, что мы вовсе не всё можем, что у нас нет очень многого из того, что нужно приобрести. В ней показаны добродетели, к которым нужно стремиться, и то состояние души, от которого следует избавиться.

Часто спрашивают, как нужно дома молиться во время поста. Хорошо, если вы начнете читать Псалтирь, даже не по кафизме, а хотя бы по «Славе» или одному псалму. Дополнительно прочесть один псалом сегодня, один завтра − и то слава Богу. Хорошо, если люди будут добавлять чтение Священного Писания к своему молитвенному правилу или вне молитвенного правила читать Евангелие. Великий пост – это такое время, когда довольно много чтений из Ветхого Завета. Мы, к сожалению, в большинстве своем очень смутно представляем себе Ветхий Завет. Про себя могу честно сказать, что некоторые книги я читал в семинарии только тогда, когда нужно было их изучать. Например, Книгу Паралипоменон. А прочитать из Ветхого Завета Книгу Бытия, Исход, какую-то историческую книгу в это время стоит. Кроме этого, к молитвенному правилу очень хорошо и утром, и вечером присоединить молитву Ефрема Сирина и, если силы и возможности позволяют, делать положенные поклоны (четыре земных и двенадцать малых).

– Во время Великого поста мы стараемся изменить не только себя, но и участь наших уже ушедших близких. Великим постом установлены три родительские субботы.

– В этот день лучше всего прийти в храм. Если есть возможность, можно посетить родных на кладбище, позаботиться о том, чтобы оказать милость кому-то с просьбой о молитве за своих усопших. Раньше существовал такой добрый обычай: у каждой хозяйки были фирменные блюда, которые она делала и старалась раздать в день поминовения. Сейчас жизнь совершенно иная, и даже обыкновенную пищу готовить некогда, поэтому люди довольствуются разогретыми полуфабрикатами либо вообще едят не дома. Но было бы очень неплохо хотя бы раз на родительскую субботу вернуть этот обычай и сделать постные вареники (или еще что-то интересное придумать) и поделиться ими с какими-то людьми в надежде, что они помолятся о наших усопших.

Люди, приходящие в церковь, подают записки о здравии и упокоении (особенно если это родительский день). Конечно, надо и самим молиться в этот день о том, чтобы Господь простил грехи нашим родным и близким, был к ним милостив и чтобы нам иметь надежду на встречу с ними именно у Господа.

– Я благодарю Вас, отец Виталий, за интересную беседу. Мы продолжим разговор о Великом посте уже в следующих программах.

– Дай Бог нашим телезрителям провести пост с духовной пользой, чтобы он был тем временем, которое подготовит нас к Пасхе.

Ведущая Инесса Титова

Записали Наталья Мухлынина и Максим Заливакин

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 29 июня: 05:30
  • Суббота, 02 июля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​