Путь паломника (Самара). Духовные уроки эпидемий в мировой истории

2 июля 2020 г.

В марте 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию коронавирусной инфекции. Это значит, что эпидемия так называемого COVID-19 вышла за пределы одной страны и распространилась на территории многих государств. В мировой истории уже случались эпидемии глобальных масштабов. Сегодня мы вспоминаем их отнюдь не для устрашения, а чтобы вынести важные уроки, в первую очередь – духовные.

Иеромонах Герасим (Вертей), руководитель Отдела по делам молодежи Самарской епархии, преподаватель СамПДС:

– Первое, что мы должны сделать, – на уровне государства по-своему, но даже на уровне церковной власти, священников на приходах, активных и благоразумных прихожан – понять, что паниковать недопустимо в любых условиях, и уж тем более распространять непроверенную и откровенно лживую информацию через социальные сети, в разговоре друг с другом и ставить под сомнения профессиональные заявления врачей. Не думаю, что все у нас вдруг массово стали профессиональными врачами-эпидемиологами и специалистами по вирусам (вирусологами). Поэтому лучше всего обратить внимание на  рекомендации, которые дают нам врачи и компетентные специалисты.

В 1830–1831 годах впервые в истории России произошла вспышка холеры – самого смертоносного инфекционного заболевания XIX века.

Иеромонах Герасим:

 – Случились даже бунты, так как людей неправильно информировали: кто-то им сказал, что именно полицейские, городовые и врачи разносят эту страшную болезнь, а необходимые и очень жесткие меры карантина, установленные в тех условиях императором Николаем I, объявились античеловечными, недопустимыми мерами. И было пролито много крови не только врачей, что, казалось бы, в условиях эпидемии совершенно безумно, но и тех больных, против которых правительство было вынуждено принять силовые меры. Когда в Тамбове дом губернатора взяли штурмом, в город, охваченный эпидемией, ввели войска, чтобы подавить бунт.

Второе, о чем важно помнить верующим: и в прошлом были, и сегодня есть люди, которые утверждают, что там, где Церковь, законы естества не работают, и там, где благодать Божия, нет власти ни вирусам, ни эпидемиям. Но так ли это?

Иеромонах Герасим:

– Церковная история показывает, что вообще-то эпидемии случались в истории Церкви и уносили огромное количество человеческих жизней. Не только маловерующих или раскольников, иноверцев, но и православных христиан, среди которых были и священники, и монахи, и подлинно святые люди, впоследствии канонизированные.

Первая в истории зарегистрированная мировая эпидемия чумы – Юстинианова чума VII века, которая началась на Востоке и очень скоро захватила Константинополь – столицу Византийской православной империи.

Иеромонах Герасим:

– В этом городе было столько святынь, что даже святой город Иерусалим не мог с ним в этом конкурировать. Множество мощей угодников Божиих, чудотворных икон, крестов, других святынь, которые имели в том числе отношение к земной жизни Спасителя и апостолов Христовых, были собраны в этом городе, который управлялся святым Юстинианом. Именно по его имени называется чума, потому что в его правление она разыгралась в империи и захватила в конце концов всю Европу.

Как пишут летописцы, в Константинополе ежедневно умирало до пяти тысяч человек, в некоторые дни – по десять тысяч. Конечно же, в их числе были православные христиане, священники, которые по своему призванию соборовали и причащали умирающих, отпевали умерших. Это было страшное время. Но не только в Константинополе так было: чума захватывала разные территории, в том числе опустошала монастыри на Западе, где часто монахи открывали свои помещения для приема больных.

Рассказывая об истории эпидемии на Руси, важно вспомнить и о подвигах духовенства. Двадцать седьмого марта Православная Церковь отмечает память святого Феогноста, митрополита Киевского и всея Руси, который управлял Русской Церковью в период пандемии чумы, которую современники назвали «черной смертью».

Иеромонах Герасим:

– Страшная эпидемия второй половины XIV века захватила всю Европу: некоторые области просто обезлюдели – вымирали городами. Но это там, на Западе. Великая чума XIV века Россию захватила только краешком. Она началась в Пскове, крупном по тем меркам торговом городе. И когда люди начали умирать, к кому они обратились? Особенно если это верующие православные христиане XIV века?

Они обратились к Богу. Отчаявшись от горя и страха, псковичи просили Василия, архиепископа Новгородского, молиться вместе с ними. Он приехал не раздумывая, совершил богослужение в трех церквях, окропил святой водой улицы города, умиравшего от чумы. Заболев, владыка скончался на обратном пути из Пскова. Вторым городом, объятым чумой в XIV веке, стал Новгород, а потом и Москва – столица одного из крупных княжеств, где находился престол предстоятеля Русской Церкви митрополита Феогноста.

Иеромонах Герасим:

 – В 1353 году он также умер от чумы, и вместе с ним огромное количество духовенства и мирян, даже великий князь Московский Симеон Гордый со всеми своими детьми, наследниками в том числе. Как напишут в летописях и Псковской, и Новгородской: умирали и бабы, и мужики, и попы, и чернецы, и черницы – никого эпидемия не оставляла без внимания. Вымирали монастырями. И вирус по какой-то причине (наверное, вполне закономерной) не спрашивал вероисповедания и не узнавал у своих жертв, как они постятся, как веруют и как участвуют в церковных таинствах. Так устроено Богом – Он Законодатель всех естественных законов. И церковная история нам указывает, что эпидемии случаются и с православными христианами.

В XVII веке эпидемия чумы на Руси сначала захватила крупнейшие города нашего государства. Есть предположение, что инфекцию в столицу завезли купцы с Востока.

Иеромонах Герасим:

 – Москва была закрыта, и тех, кто пытался покинуть объятый чумой город (в основном это были купцы и ремесленники, которые со своими товарами пытались спастись), хватали на заставах и сжигали вместе с товаром. Однако, несмотря на всю важность и суровость карантинных мер, все-таки были люди, которые находили возможность и считали необходимым по какой-то причине перенести чуму за пределы охваченного эпидемией города: они обходили заставы, скрывали признаки болезни. И чума была распространена по другим крупным городам страны. Именно потому, что не были выполнены карантинные меры, чума XVII века в России стала самой страшной по количеству умерших в эпидемии за всю историю Российского государства.

Когда Московскую святительскую кафедру возглавлял митрополит Филарет (Дроздов), в городе трижды свирепствовала эпидемия холеры. В сентябре 1830 года он отменил свою традиционную поездку для присутствия в Священном Синоде – написал наместнику Сергиевой лавры архимандриту Афанасию: «Я отложил путь в Петербург, чтобы умирать со своими». Святитель организовал комитет помощи нуждающимся, который собирал пожертвования для больных, их семей и семей умерших, учредил особые моления с коленопреклонением и крестными ходами об избавлении Москвы от холеры.

Иеромонах Герасим:

 – Давайте же молиться столь искренне, как молился святой Филарет, чтобы Господь проявил Свое милосердие к нам. Но это вовсе не значит, что святитель выступал против карантинных мер, рекомендовал пить зараженную воду, общаться с зараженными людьми или какими-то другими способами распространять болезнь.

Всем известно, что помимо эпидемий в истории человечества случались другие, не менее страшные события – войны, стихийные бедствия, уносившие тысячи жизней, в том числе и искренне верующих людей. Как, например, в результате трагедии 1755 года в Лиссабоне – столице современной Португалии.

Иеромонах Герасим:

– День всех святых, крупный церковный праздник: утро, воскресенье. Куда идут люди в этот день? В церкви. В то время там были прекрасные, величественные соборы. Все верующие христиане этого города в 9 часов 20 минут по местному времени находились в своих приходских церквях и соборах. И случилось самое страшное землетрясение из известных в истории Европы II тысячелетия. Эти величественные, прекрасные соборы, древние монастыри и храмы, где находились верующие христиане, складывались как карточные домики. А потом начался пожар, который не могли потушить три дня. Почему это случилось? Почему в Лиссабоне выжили те, кто по воскресеньям, по крупным церковным праздникам утром идут не в церковь, а занимаются чем-то другим?

Одним из самых, наверное, сложных разделов православной догматики, православного богословия является раздел, который называется «Теодицея»: буквально термин переводится как «оправдание Бога».

Иеромонах Герасим:

– Многие люди задают вопрос: если Бог Благ, если Он Всемогущ, почему существуют болезни, эпидемии, разрушения, страшные войны, несправедливость? Почему так много зла в этом мире? Если Бог Благ, почему Он не сделает так, чтобы этого не было? Если Он Всемогущ, почему не повелит, чтобы все мы стали радостными, добрыми, вернулись бы в райские отношения, которые и уготованы всем нам Всемогущим Богом? Ведь мы созданы не для страданий, а для радостного и блаженного существования.

О том, почему в мире столько несправедливости, размышляли и философы, и энциклопедисты.

Иеромонах Герасим:

– Надо задать вопрос несколько иначе, я думаю. Если мы откроем Священное Писание Нового Завета, то выясним, что там нет обещаний от Господа нашего Иисуса Христа примерно таких: веруйте в Меня – и не будете никогда болеть; веруйте в Меня – и никогда ни землетрясение, ни засуха, ни наводнение не унесут жизнь ваших близких и не навредят вам; веруйте в Меня – и удача, успех, деньги будут в вашей жизни в том размере, в каком вы сами захотите. Этих слов нет. Господь предлагает иное, и мы должны это помнить.

В Новом Завете много сказано о страдании. Господь обращается к Своим ученикам: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее...» Иисус говорит: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?»

Иеромонах Герасим:

– Господь предупреждает об этом не только их, но и всех христиан. Тысячи, если не миллионы мучеников в течение двух тысяч лет показали, что это действительно так – следующий за Христом, дерзающий называть себя православным христианином должен быть готов к страданию, к смерти за Него, за правду Божию. «Ищите прежде всего Царства Небесного и правды Его, а остальное приложится». Здоровье, благосостояние, мирное небо над головой, теплые кровати, крыша, дом, здоровые дети, которые получают хорошее образование, – все это нужно (кто бы с этим спорил!), но это – остальное.

Если мы здесь, в этой жизни, ищем этого остального и ожидаем, что Царство Небесное будет радостным бонусом (самое главное – это все остальное), то это уже не христианство, не христианский подход. Это надо тоже иметь в виду. Надо различать главное и второстепенное. Если мы понимаем это, многое в вопросах о том, почему же столько зла и несправедливости в этом мире, становится на свои места.

Каждый Великий пост для православных христиан – это возможность на время отстраниться от мира, суеты, забот, чрезмерного общения. В этом году, впервые за историю современности, карантин вынуждает сохранять дистанцию всех: и верующих, и неверующих.

Иеромонах Герасим:

– Великим постом в Древней Церкви в эпоху становления монашеской жизни, монашеского жития монахи уходили либо в затвор, либо в пустыню и там упражнялись в молитве, в борьбе со страстями, прославляя постоянно Бога и молитвенно размышляя о событиях Евангельской истории. Я думаю, что в этот Великий пост 2020 года даже у тех, кто не был предрасположен изначально к затворническому молитвенному деланию, была возможность запереться в самоизоляции и посвятить освободившееся время молитве, покаянию, чтению богословской и агиографической литературы, изучению Святого Писания (в первую очередь Нового Завета) и совершению каких-то дел веры, которые возможно совершить, находясь в затворе, изоляции.

В пятое воскресенье Великого поста, посвященное преподобной Марии Египетской, перед Неделей, подготовительной к Страстным дням, в храмах читается житие этой святой.

Иеромонах Герасим:

– Она была сначала блудницей, а потом, изменившись, благодаря благословению Божьему, посвятила много лет покаянию в пустыне. В это время она только молилась, ни с кем не общалась, и не потому, что была эпидемия, а потому, что это важный аспект нашего духовного пути – отстранение от мира, заболевшего не коронавирусом, а больного грехом. Необходимо отойти от этого мира, чтобы посвятить некоторое время молитве покаяния.

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать