Путь паломника (Самара). Духовные уроки эпидемий в мировой истории

2 июля 2020 г.

В марте 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию коронавирусной инфекции. Это значит, что эпидемия так называемого COVID-19 вышла за пределы одной страны и распространилась на территории многих государств. В мировой истории уже случались эпидемии глобальных масштабов. Сегодня мы вспоминаем их отнюдь не для устрашения, а чтобы вынести важные уроки, в первую очередь – духовные.

Иеромонах Герасим (Вертей), руководитель Отдела по делам молодежи Самарской епархии, преподаватель СамПДС:

– Первое, что мы должны сделать, – на уровне государства по-своему, но даже на уровне церковной власти, священников на приходах, активных и благоразумных прихожан – понять, что паниковать недопустимо в любых условиях, и уж тем более распространять непроверенную и откровенно лживую информацию через социальные сети, в разговоре друг с другом и ставить под сомнения профессиональные заявления врачей. Не думаю, что все у нас вдруг массово стали профессиональными врачами-эпидемиологами и специалистами по вирусам (вирусологами). Поэтому лучше всего обратить внимание на  рекомендации, которые дают нам врачи и компетентные специалисты.

В 1830–1831 годах впервые в истории России произошла вспышка холеры – самого смертоносного инфекционного заболевания XIX века.

Иеромонах Герасим:

 – Случились даже бунты, так как людей неправильно информировали: кто-то им сказал, что именно полицейские, городовые и врачи разносят эту страшную болезнь, а необходимые и очень жесткие меры карантина, установленные в тех условиях императором Николаем I, объявились античеловечными, недопустимыми мерами. И было пролито много крови не только врачей, что, казалось бы, в условиях эпидемии совершенно безумно, но и тех больных, против которых правительство было вынуждено принять силовые меры. Когда в Тамбове дом губернатора взяли штурмом, в город, охваченный эпидемией, ввели войска, чтобы подавить бунт.

Второе, о чем важно помнить верующим: и в прошлом были, и сегодня есть люди, которые утверждают, что там, где Церковь, законы естества не работают, и там, где благодать Божия, нет власти ни вирусам, ни эпидемиям. Но так ли это?

Иеромонах Герасим:

– Церковная история показывает, что вообще-то эпидемии случались в истории Церкви и уносили огромное количество человеческих жизней. Не только маловерующих или раскольников, иноверцев, но и православных христиан, среди которых были и священники, и монахи, и подлинно святые люди, впоследствии канонизированные.

Первая в истории зарегистрированная мировая эпидемия чумы – Юстинианова чума VII века, которая началась на Востоке и очень скоро захватила Константинополь – столицу Византийской православной империи.

Иеромонах Герасим:

– В этом городе было столько святынь, что даже святой город Иерусалим не мог с ним в этом конкурировать. Множество мощей угодников Божиих, чудотворных икон, крестов, других святынь, которые имели в том числе отношение к земной жизни Спасителя и апостолов Христовых, были собраны в этом городе, который управлялся святым Юстинианом. Именно по его имени называется чума, потому что в его правление она разыгралась в империи и захватила в конце концов всю Европу.

Как пишут летописцы, в Константинополе ежедневно умирало до пяти тысяч человек, в некоторые дни – по десять тысяч. Конечно же, в их числе были православные христиане, священники, которые по своему призванию соборовали и причащали умирающих, отпевали умерших. Это было страшное время. Но не только в Константинополе так было: чума захватывала разные территории, в том числе опустошала монастыри на Западе, где часто монахи открывали свои помещения для приема больных.

Рассказывая об истории эпидемии на Руси, важно вспомнить и о подвигах духовенства. Двадцать седьмого марта Православная Церковь отмечает память святого Феогноста, митрополита Киевского и всея Руси, который управлял Русской Церковью в период пандемии чумы, которую современники назвали «черной смертью».

Иеромонах Герасим:

– Страшная эпидемия второй половины XIV века захватила всю Европу: некоторые области просто обезлюдели – вымирали городами. Но это там, на Западе. Великая чума XIV века Россию захватила только краешком. Она началась в Пскове, крупном по тем меркам торговом городе. И когда люди начали умирать, к кому они обратились? Особенно если это верующие православные христиане XIV века?

Они обратились к Богу. Отчаявшись от горя и страха, псковичи просили Василия, архиепископа Новгородского, молиться вместе с ними. Он приехал не раздумывая, совершил богослужение в трех церквях, окропил святой водой улицы города, умиравшего от чумы. Заболев, владыка скончался на обратном пути из Пскова. Вторым городом, объятым чумой в XIV веке, стал Новгород, а потом и Москва – столица одного из крупных княжеств, где находился престол предстоятеля Русской Церкви митрополита Феогноста.

Иеромонах Герасим:

 – В 1353 году он также умер от чумы, и вместе с ним огромное количество духовенства и мирян, даже великий князь Московский Симеон Гордый со всеми своими детьми, наследниками в том числе. Как напишут в летописях и Псковской, и Новгородской: умирали и бабы, и мужики, и попы, и чернецы, и черницы – никого эпидемия не оставляла без внимания. Вымирали монастырями. И вирус по какой-то причине (наверное, вполне закономерной) не спрашивал вероисповедания и не узнавал у своих жертв, как они постятся, как веруют и как участвуют в церковных таинствах. Так устроено Богом – Он Законодатель всех естественных законов. И церковная история нам указывает, что эпидемии случаются и с православными христианами.

В XVII веке эпидемия чумы на Руси сначала захватила крупнейшие города нашего государства. Есть предположение, что инфекцию в столицу завезли купцы с Востока.

Иеромонах Герасим:

 – Москва была закрыта, и тех, кто пытался покинуть объятый чумой город (в основном это были купцы и ремесленники, которые со своими товарами пытались спастись), хватали на заставах и сжигали вместе с товаром. Однако, несмотря на всю важность и суровость карантинных мер, все-таки были люди, которые находили возможность и считали необходимым по какой-то причине перенести чуму за пределы охваченного эпидемией города: они обходили заставы, скрывали признаки болезни. И чума была распространена по другим крупным городам страны. Именно потому, что не были выполнены карантинные меры, чума XVII века в России стала самой страшной по количеству умерших в эпидемии за всю историю Российского государства.

Когда Московскую святительскую кафедру возглавлял митрополит Филарет (Дроздов), в городе трижды свирепствовала эпидемия холеры. В сентябре 1830 года он отменил свою традиционную поездку для присутствия в Священном Синоде – написал наместнику Сергиевой лавры архимандриту Афанасию: «Я отложил путь в Петербург, чтобы умирать со своими». Святитель организовал комитет помощи нуждающимся, который собирал пожертвования для больных, их семей и семей умерших, учредил особые моления с коленопреклонением и крестными ходами об избавлении Москвы от холеры.

Иеромонах Герасим:

 – Давайте же молиться столь искренне, как молился святой Филарет, чтобы Господь проявил Свое милосердие к нам. Но это вовсе не значит, что святитель выступал против карантинных мер, рекомендовал пить зараженную воду, общаться с зараженными людьми или какими-то другими способами распространять болезнь.

Всем известно, что помимо эпидемий в истории человечества случались другие, не менее страшные события – войны, стихийные бедствия, уносившие тысячи жизней, в том числе и искренне верующих людей. Как, например, в результате трагедии 1755 года в Лиссабоне – столице современной Португалии.

Иеромонах Герасим:

– День всех святых, крупный церковный праздник: утро, воскресенье. Куда идут люди в этот день? В церкви. В то время там были прекрасные, величественные соборы. Все верующие христиане этого города в 9 часов 20 минут по местному времени находились в своих приходских церквях и соборах. И случилось самое страшное землетрясение из известных в истории Европы II тысячелетия. Эти величественные, прекрасные соборы, древние монастыри и храмы, где находились верующие христиане, складывались как карточные домики. А потом начался пожар, который не могли потушить три дня. Почему это случилось? Почему в Лиссабоне выжили те, кто по воскресеньям, по крупным церковным праздникам утром идут не в церковь, а занимаются чем-то другим?

Одним из самых, наверное, сложных разделов православной догматики, православного богословия является раздел, который называется «Теодицея»: буквально термин переводится как «оправдание Бога».

Иеромонах Герасим:

– Многие люди задают вопрос: если Бог Благ, если Он Всемогущ, почему существуют болезни, эпидемии, разрушения, страшные войны, несправедливость? Почему так много зла в этом мире? Если Бог Благ, почему Он не сделает так, чтобы этого не было? Если Он Всемогущ, почему не повелит, чтобы все мы стали радостными, добрыми, вернулись бы в райские отношения, которые и уготованы всем нам Всемогущим Богом? Ведь мы созданы не для страданий, а для радостного и блаженного существования.

О том, почему в мире столько несправедливости, размышляли и философы, и энциклопедисты.

Иеромонах Герасим:

– Надо задать вопрос несколько иначе, я думаю. Если мы откроем Священное Писание Нового Завета, то выясним, что там нет обещаний от Господа нашего Иисуса Христа примерно таких: веруйте в Меня – и не будете никогда болеть; веруйте в Меня – и никогда ни землетрясение, ни засуха, ни наводнение не унесут жизнь ваших близких и не навредят вам; веруйте в Меня – и удача, успех, деньги будут в вашей жизни в том размере, в каком вы сами захотите. Этих слов нет. Господь предлагает иное, и мы должны это помнить.

В Новом Завете много сказано о страдании. Господь обращается к Своим ученикам: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее...» Иисус говорит: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?»

Иеромонах Герасим:

– Господь предупреждает об этом не только их, но и всех христиан. Тысячи, если не миллионы мучеников в течение двух тысяч лет показали, что это действительно так – следующий за Христом, дерзающий называть себя православным христианином должен быть готов к страданию, к смерти за Него, за правду Божию. «Ищите прежде всего Царства Небесного и правды Его, а остальное приложится». Здоровье, благосостояние, мирное небо над головой, теплые кровати, крыша, дом, здоровые дети, которые получают хорошее образование, – все это нужно (кто бы с этим спорил!), но это – остальное.

Если мы здесь, в этой жизни, ищем этого остального и ожидаем, что Царство Небесное будет радостным бонусом (самое главное – это все остальное), то это уже не христианство, не христианский подход. Это надо тоже иметь в виду. Надо различать главное и второстепенное. Если мы понимаем это, многое в вопросах о том, почему же столько зла и несправедливости в этом мире, становится на свои места.

Каждый Великий пост для православных христиан – это возможность на время отстраниться от мира, суеты, забот, чрезмерного общения. В этом году, впервые за историю современности, карантин вынуждает сохранять дистанцию всех: и верующих, и неверующих.

Иеромонах Герасим:

– Великим постом в Древней Церкви в эпоху становления монашеской жизни, монашеского жития монахи уходили либо в затвор, либо в пустыню и там упражнялись в молитве, в борьбе со страстями, прославляя постоянно Бога и молитвенно размышляя о событиях Евангельской истории. Я думаю, что в этот Великий пост 2020 года даже у тех, кто не был предрасположен изначально к затворническому молитвенному деланию, была возможность запереться в самоизоляции и посвятить освободившееся время молитве, покаянию, чтению богословской и агиографической литературы, изучению Святого Писания (в первую очередь Нового Завета) и совершению каких-то дел веры, которые возможно совершить, находясь в затворе, изоляции.

В пятое воскресенье Великого поста, посвященное преподобной Марии Египетской, перед Неделей, подготовительной к Страстным дням, в храмах читается житие этой святой.

Иеромонах Герасим:

– Она была сначала блудницей, а потом, изменившись, благодаря благословению Божьему, посвятила много лет покаянию в пустыне. В это время она только молилась, ни с кем не общалась, и не потому, что была эпидемия, а потому, что это важный аспект нашего духовного пути – отстранение от мира, заболевшего не коронавирусом, а больного грехом. Необходимо отойти от этого мира, чтобы посвятить некоторое время молитве покаяния.

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 20 мая: 08:30
  • Суббота, 22 мая: 21:30
  • Четверг, 27 мая: 08:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​