Путь паломника. Храм в честь святых Космы и Дамиана, село Старая Рачейка Самарской области

21 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Рачейский бор. Малоусинские нагорные сосняки и дубравы. Пожалуй, эти названия ничего не скажут большинству россиян и, что удивительно и даже обидно, – жителям Самарской губернии. А между тем эти удивительные по своей красоте природные памятники находятся именно в нашей области, и известно о них далеко за пределами Самарского края; правда, совсем под другим названием, не официальным: Рачейские Альпы.

Полюбоваться захватывающими видами, необычными нагромождениями скальных пород, каменными скульптурами естественного происхождения сюда приезжают туристы со всей России. Вековые дубы и сосны перемежаются здесь с поросшими мхом каменными лабиринтами и огромными валунами самых причудливых форм, возраст которых – десятки миллионов лет.

Но места эти знамениты не только своей уникальной природой. В этой части Сызранского района чудесным образом сохранились старинные православные храмы еще дореволюционной постройки. Один из них – в честь святых бессребреников, врачевателей и чудотворцев Космы и Дамиана – находится в селе Старая Рачейка, что уютно расположилось в долине у подножия Рачейских скал. В 2021 году храму исполняется 150 лет.

Село Старая Рачейка ведет свою историю с 1693 года, когда здешние земли выкупил московский Вознесенский девичий монастырь и сюда приехали монахини вместе с монастырскими людьми из Московской, Орловской, Тверской областей.

Галина Журлова, краевед, писатель:

– Первым делом они, конечно, на одном холме поставили часовню, а на другом холме монастырские люди забили первые колышки изб и так организовали посад (теперь это улица Посадская, недалеко от храма). Стали жить, обустраиваться, сажать жито, кормить семьи, монахинь. Как рассказывала мне баба Вера Иевлева (в девичестве Фролова), праправнучка первопоселенца Фрола: девки молились, а мужики работали. Село стало расти, и жители любовно назвали его Ручейкой – из-за обилия родников, ручьев. Скоро из-за косноязычия крестьян Ручейка быстро превратилась в Рачейку.

Протоиерей Максим Кокарев, ректор Самарской православной духовной семинарии:

– Надо сказать, что существуют разные версии происхождения названия Рачейка. Дело в том, что земли эти долгое время были монастырскими и, как и многие земли на правобережье Волги, на территории Самарской Луки, принадлежали разным монастырям (во многом – центральным, московским и других крупных регионов). Эти монастыри практиковали переселение крестьян с более освоенных земель из Центральной России, юго-западных регионов на новые земли, которые только-только заселялись. Поэтому у нас так много в губернии названий сел, дублирующих названия каких-то иных регионов. В частности, если посмотреть на карту, село с названием Рачейка есть в Тамбовской губернии, Орловской губернии.

Галина Журлова:

– В XVIII веке отсюда выехали переселенцы на новые земли (у нас здесь песчаная земля, а они нашли чернозем), образовали там село и назвали его в честь прежней родины Новой Рачейкой. А мы стали называться Старой Рачейкой. Так на карте Сызранского уезда появились два села: Старая Рачейка и Новая Рачейка.

Галина Григорьевна Журлова – местный краевед-энтузиаст, автор семи книг по истории Сызранского района Самарской области. В течение многих лет она буквально по крупицам собирала информацию о Старой Рачейке, работала в библиотеках и архивах, расспрашивала старожилов села.

Галина Журлова:

– На этом же месте, где сейчас стоит нынешний храм, был первый храм, построенный в 1712 году. Он был однопрестольный – в честь святых Космы и Дамиана. Это было большое событие в истории села, власти даже решили переименовать село Рачейка и в течение ста лет в документах писали: Космодемьянское, в честь храма. Потом селу вернули прежнее название. Когда в 1762 году по указу Екатерины II земли у монастырей были отобраны, монастырские строения были разобраны. Престарелые монахини из села не уехали, а доживали свой век в кельях, на бросовых землях возле леса.

Протоиерей Максим Кокарев:

– Поскольку Рачейка – достаточно старинное село, особенно по меркам нашего региона, конечно, оно не могло долгое время обходиться без храма. Судя по архивным свидетельствам, первый храм в Рачейке был построен еще в самом начале XVIII века; в частности, звучит такая дата: 1712 год. Храм был деревянный, достаточно быстро приходил в ветхость (для деревянного зодчества это характерно) и в XIX веке совершенно точно требовал перестройки, причем радикальной. Фактически новый храм, тоже деревянный, крытый железом, появляется в Старой Рачейке в 1871 году.

Галина Журлова:

– Новый священник Стефан Сергеевич Вознесенский, которому тогда было 25 лет, поступил сюда и поставил двухпрестольный храм.

Главный престол освятили в честь святых бессребреников Космы и Дамиана, а боковой придел – в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Четверть века прослужил здесь отец Стефан Вознесенский и после себя оставил добрую память. Это не только сохранившееся здание храма, но и вековые сосны внутри церковной ограды, почти полностью скрывающие в своей тени алтарную часть Космодемьянской церкви. Отец Стефан лично посадил их во время строительства храма и ухаживал за ними вплоть до своей кончины. По своей инициативе он вел летописи Старой Рачейки, куда записывал все знаменательные события, случавшиеся в жизни прихода и села. Сегодня эти два огромные тома в кожаных переплетах хранятся в Сызранском филиале Государственного архива Самарской области.

Протоиерей Максим Кокарев:

– Уже в XIX веке, в 1871 году, в Старой Рачейке появляется новый храм, тоже деревянный, крытый железом. Судя по архивным справкам и летописи, которая исправно велась священниками,  сначала отцом Стефаном Вознесенским, потом его сыном отцом Николаем Вознесенским, храм с самого начала был достаточно большой, чтобы вмещать жителей села, которых к концу XIX века числилось по переписи около трех тысяч. Это достаточно крупное село. Храм был двухпрестольным: один придел – в честь Тихвинской иконы Божией Матери – был зимним, отапливаемым; и главный придел – в честь Космы и Дамиана. По известной нам версии, село называлось некоторое время Космодемьянским. Это, в принципе, распространенная для России история, когда село называется по названию своего престольного праздника. Но почему-то в данном конкретном случае надолго это название не прижилось.

Судя по архивным данным, которые есть, причт храма был полным. Полный причт храма в русской церкви XIX века – это священник, диакон и псаломщик. Это тоже свидетельствует о величине прихода. В более мелких приходах диакона могло не быть и чаще всего не было. То есть для некоторых приходов диакон – непозволительная роскошь. Когда мы читаем в клировых ведомостях, что есть священник, диакон и псаломщик – это полный одноштатный приход. В  более крупных селах могло быть два священника. В то же время в клировых ведомостях отмечается, что обеспечение было достаточно скромным; в частности, своей причтовой земли, судя по документам, в Старой Рачейке не было.

Галина Журлова:

– Нужно отметить, что семейная династия Вознесенских продолжалась более семидесяти лет. За отцом Стефаном служил отец Николай Вознесенский, его сын, который продолжал дело отца. Его очень любили прихожане и для его многодетной семьи (у него было десять детей, причем еще двое умерли во младенчестве) поставили большой дом недалеко от храма. Это здание сохранилось.

В 1921 году был сильный голод, свирепствовала холера. У храма сидели или лежали на земле больные, голодные. Отец Николай за ними ухаживал, старался помочь. Потом он заразился, и его не стало. Есть фотография: многолюдные похороны отца Николая.

Протоиерей Максим Кокарев:

– После смерти отца Николая династию Вознесенских продолжил его зять Александр Феликсов. В старорачейском храме ему довелось прослужить четырнадцать лет. В 1935 году он был арестован за контрреволюционную агитацию и пропаганду. В 1938 году отца Александра расстреляли. В селе до сих пор сохранился дом, в котором отец Александр Феликсов жил вместе с супругой Александрой и тремя детьми.

Галина Журлова:

– Рачейка знаменита еще тем, что у нас жил и молился Богу рачейский старец Андрей Кузьмич Логинов. Сохранилось очень много примеров, воспоминаний очевидцев о его духовном подвиге. Он молился Богу в самые трудные годы гонений, когда все церкви были закрыты. Господь ему даровал возможность предвидения, способность читать чужие мысли и излечивать святой водой и молитвой. Когда я смотрю фильм Павла Лунгина «Остров», я представляю, что у нас был точно такой же дедушка.

Надежда Щипцова, прихожанка храма в честь святых бессребреников Космы и Дамиана, с. Старая Рачейка:

– Когда я в школе вела уроки православной культуры, познакомилась  основательно с жизнью старца Андрея Кузьмича Логинова, который родился в Рачейке в 1874 году, умер в 1961 году. Семья его была крестьянской, набожной. Он был четвертым сыном в семье: было три старших брата. Он с самых-самых ранних лет был в храме. Мать ему купила Евангелие. После службы он шел к старичку, который жил в сторожке, и тот обучал его грамоте по Евангелию. В школе он никогда не учился, научился читать по Евангелию. Внук старца Андрея написал о нем такое стихотворение. Прочту отрывок:

Ты с детских лет стремился к Богу

И, презирая суету,

Избрал тернистую дорогу,

Себя отдал в рабы Христу.

И ты в пустыньке поселился,

Там жизнь в молитве проводил,

Людей жалел, за них молился

И жизни праведной учил.

Практически вся его жизнь в этих строках его внука.

Желание к пустынной жизни у старца Андрея появилось рано. После того как закончилась Первая мировая война, он зашел к саровскому старцу Анатолию – ему очень хотелось жить пустынной жизнью. Но он уже был женат, у него было трое детей. Осталась только старшая дочь Елизавета. Старец ему сказал: «Вначале развяжи узы мира, а затем будем решать, что дальше делать».

Как только он схоронил мать, выдал замуж дочь, то с согласия жены Натальи еще раз пришел к старцу Анатолию, который его благословил на пустынную жизнь. Они продали дом в Рачейке, он поставил себе келью в пустыньке недалеко от села. Старец дал ему такое правило: «Вдали села поставь себе келью и живи в ней один. Женский пол не принимай, не пускай в келью свою. С мужским полом долго не говори о духовном, а о мирском совсем не говори».

В пустынь старец Андрей ушел в 1917 году, когда ему было 43 года. Одиннадцать лет жил он там. Три года он никого не принимал, взял на себя подвиг молчания. И только через три года к нему пошли люди за советом, за исцелением. В 1928 году богоборческие власти арестовали старца Андрея, разорили келью, зарыли колодец, а его забрали в тюрьму.

Вторично он был арестован в 1933 году как участник контрреволюционной организации. Он был приговорен к выселке на три года в Казахстан, но по воле Божией не отбывал этот срок, вернулся снова в Рачейку, в свой домик. Он поселился в крошечном доме, читал, молился, никого первое время не принимал. Наши люди, старорачейцы, хотя он не причислен к лику святых, ему молятся, считают его святым. Ему молятся так: «Старец Андрей, отче Андрей, моли Бога о нас». Многим он действительно помогает по молитве, и мы считаем, что он действительно наш святой. Он охраняет наше село.

До сегодняшнего дня в рачейской пустыньке, где жил отшельником Андрей Кузьмич Логинов, мало что сохранилось. Да и добраться туда весьма непросто, особенно в непогоду. А вот его могилка на стареньком деревенском кладбище всегда прибрана, и даже в самые снежные зимы к ней ведет хорошо утоптанная тропа. Люди помнят своего старца и спустя многие годы после его кончины идут к нему за советом и утешением. К сожалению, доподлинно установить дом, в котором жил рачейский праведник, сейчас не представляется возможным, но многие сельчане указывают именно на этот небольшой домик по улице Сызранской. Однако документально подтвердить это не удается.

Галина Журлова:

– На улице Карла Маркса жил Петр Майоров, уроженец села. Вдруг у него заболела нога. Он лег в больницу, врачи сказали, что надо ампутировать. Он не согласился, на костылях ушел из больницы. Приехал в Рачейку, мама сказала: «Пойдем к дедушке Андрею». Старец посмотрел на него и говорит: «Что такой молодой, а на костылях? Бросай их, иди ногами». Конечно, он зашел в свою комнату, помолился. У него от пола до потолка висели иконы. После молитвы сказал: «Иди ногами». Тот бросил костыли и пошел. Костыли несла мама. Вот такое чудо. Он – живой свидетель.

Многое претерпел старорачейский храм за свою долгую историю. В тридцатые годы прошлого века, во времена гонений на Церковь, он был окончательно закрыт. В сороковые сломали колокольню, сбросили и разбили колокола, а само здание переоборудовали под овощехранилище. Затем здесь устроили столовую, потом цех переработки сельхозпродукции и, как это часто бывало, – сельский клуб.

Протоиерей Максим Кокарев:

– Какое-то время храм был в ведении «Райпищеплода» (советская организация, занимавшаяся изготовлением сельхозпродукции). Но почему-то через некоторое время у самих сельчан возникло ходатайство (и эти документы есть в архивных фондах советского периода) что-то сделать с этим зданием. «Райпищеплод» зданием не занимался, активно его не использовал, и за несколько лет оно пришло в упадок. Собственно, сельчане его спасли. Документы советского периода говорят, что ходатайство сельчан о том, чтобы здание передали сельской власти, было основано на том, что здание не используется, разрушается, а его можно использовать по-другому. Тогда было принято решение передать здание селу под культурные цели. В нем был оборудован клуб со всеми вытекающими отсюда последствиями: с кинотеатром, танцплощадкой. По крайней мере, здание было спасено хотя бы так.

Храм вернули верующим только в 1992 году, и сразу началась работа по его реставрации и возрождению прихода. Сделать предстояло очень и очень много, но, как говорится, это уже совсем другая история. И о ней мы вам расскажем вместе с нынешним настоятелем храма отцом Артемием Жучковым в одной из следующих передач.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать