Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Естественно, раз есть славяне. Исторически сложилось так, что есть южные, восточные, западные славяне; следовательно, существует и славянский мир.
У совершенно разных с точки зрения ментальности, культурных особенностей народов, поляков и русских, чехов и белорусов, похожи языки. Вслушиваясь в польскую или чешскую речь, без особого труда можно узнать что-то родное, знакомое, а английскую речь сразу отличишь как чужую. Вне всякого сомнения, у нас общие корни, история и языковая культура – праславянский язык. У словацкого, чешского, польского, русского, белорусского, украинского языков одна основа.
Однако не следует понимать славянский мир как монолитное явление, когда все, входящие в него, придерживаются одной позиции.
– Славянский мир, на мой взгляд, подразумевает дружбу.
– Слово «мир» имеет много значений и далеко не всегда подразумевает дружбу. В Евангелии Господь говорит: мир Мой даю вам; не так, как мир дает. Здесь «мир» понимается по-разному.
Попытки свести на нет влияние славянского мира – не новая тенденция. Из Библии мы знаем, когда Соломон стал царем и создал мощное Израильско-Иудейское царство, не все были этому рады. Соседние мировые державы хотя и играли в дипломатию и даже пытались породниться с Соломоном, который был женат на дочери фараона, тем не менее имели далеко не дружелюбные политические замыслы. Недоброжелатель среди придворных царя, оппозиционер Иеровоам, бежал в Египет, где его содержали при дворце фараона, чтобы во время политической нестабильности в Израильском царстве предложить его в качестве царя для выполнения той миссии, которую ему поручат. И действительно, стоило Соломону умереть, его сыну Ровоаму помешали стать полноценным правителем, царство начало трещать по швам и разделилось надвое. Верные Ровоаму остались в маленьком Иудейском царстве с центром в Иерусалиме, а десять колен из двенадцати откололись. Наверное, они не смогли бы самостоятельно существовать и воссоединение произошло бы, если бы не дружественная до недавнего времени египетская держава, которая не хотела сдавать позиции и которой был выгоден этот раскол. Она присылает Иеровоама, и тот возглавляет эти десять колен. Была спровоцирована братоубийственная война, и далее Библия повествует только о том, как цари израильские воевали с царями иудейскими. Нет никаких данных, занимались ли они еще чем-либо.
То же самое и со славянскими народами. Как только они стали обретать государственность, перестали быть отдельными племенами: вятичами, кривичами, полянами – у западных стран возникла необходимость что-то делать с таким соперником. Чтобы ослабить усиливающегося соседа, нужно его разделить. Можно – по принципу вероисповедания. Добились, чтобы часть славян исповедовала христианство западной традиции – католицизм. Это обеспечило невозможность их прочного единства.
Играли и на политических, экономических разногласиях, дробили, множили корпоративные интересы, закладывая основы для разделения, которое не позволило бы потом даже при большом желании достичь глубинного единства.
Много причин исторических, духовно-нравственных, которые не позволяют говорить о монолитном славянском мире.
Иногда какую-то проблему каждый народ пытался решить по-своему, возникали конфликтные ситуации. Если они не разрешались миром, нам могут припоминать, что с кем-то мы обошлись неласково. До сих пор вспоминают, как в 1960-е годы, при Н. Хрущеве, мы ввели войска в Чехословакию. У Польши претензии к нам, что она не состоялась как империя, хотя делала для этого все, даже в начале XVII века посадила на московский престол польского королевича. Но все-таки Россия стала империей, а Польша нет и до сих пор в обиде на нас. Все это не способствует объединению.
Более глубокая интеграция могла бы быть достигнута, если бы все мы исповедовали православную веру, но даже это не является гарантией единства. Потому что дьявол пытается разделять православных людей через своих представителей, которые решают не божественные, евангельские задачи, а политические, как, например, сейчас на Украине, по преимуществу православной стране. Да, там есть униаты, римо-католики, но их меньшинство.
Казалось бы, кто может разделить Православную Церковь? Да никто! Но нашли слабое звено в лице Патриарха Константинопольского Варфоломея. Оказывается, он очень зависим и в финансовом, и в экономическом отношении от Соединенных Штатов Америки, от греческих олигархов, которые живут в Америке и связаны по рукам и ногам с ее интересами. Без них этот Патриархат вряд ли существовал бы.
Варфоломей, по сути, осуществил политический заказ по разрушению единства Церкви на Украине. Но простой народ знает, где истина, и в день памяти князя Владимира, когда в Киеве проходит крестный ход, мы видим разницу между подлинной Церковью и суррогатом, созданным при поддержке Запада через Варфоломея. Этот крестный ход – многотысячное, наверное, даже миллионное шествие, которое заполняет все улицы Киева от Владимирской горки до Киево-Печерской лавры. Он идет несколько часов, причем довольно бодро. А крестный ход раскольников – кучка людей, большинство из которых не богомольцы, а люди, которых туда согнали насильно.
– По разнарядке.
– Это чиновники, военные, националисты, которые пришли не из религиозных, а из политических побуждений. Сразу видно, где подлинная вера, а где суррогат. Тем не менее это тоже разрушает единство.
Дело дьявола – разъединять, а дело Церкви, Христа, веры – соединять. Насколько это возможно, Церковь выполняет свою спасительную миссию. Мы бы уже давным-давно забыли, что Украина – часть славянского мира, если бы не Церковь, которая продолжает быть единой для русского, белорусского, украинского народов. В нее входит даже Молдавия, Приднестровье и все русскоязычные граждане Прибалтики, да и не только русскоязычные. Православная Церковь, объединяющая славян, имеет приходы практически на всех континентах, даже в Антарктиде.
Может показаться странным, но к славянскому миру я отношу не только этнических славян. Ведь что такое славянский мир? Допустим, человек славянской национальности становится индусом (было же у европейцев подобное увлечение). Где его славянство? Для него теперь родная культура другая, у него уже иная вера, идеология. Он, даже если по паспорту белорус, украинец или русский, уже не славянин. И, например, африканец женился на русской, переехал в Россию, начал посещать храм, понял красоту православия, нашу веру, читает А. Пушкина, хорошо говорит по-русски, его дети, тоже чернокожие, родились в России. Генетически этот человек африканец, но славянин по ментальности, культуре и вере.
Наши приходы есть по всему миру. Один выпускник Томской духовной семинарии служит в Пакистане, прислал мне фотографии, как прошла Пасха на пакистанском приходе. И хотя там исключительно пакистанцы, это тоже часть славянского мира.
– Владыка, опираясь не на гипотезы, а на жизненный опыт, Вы верите, что когда-нибудь братья-славяне будут таковыми не на словах, а на деле?
– Братья-славяне существуют на деле, как и братья-индусы, потому что все мы братья де-факто, всех нас сотворил Господь, мы произошли от одного корня. У всех один Отец на небесах – Бог, вне зависимости от того, кто как себе Его представляет и чтит согласно своим культурным, религиозным традициям.
Другое дело, насколько эти братья между собой дружны, единомысленны. Единство во всем практически невозможно. Его и не нужно достигать, потому что у каждого народа свои особенности.
Враждебность зависит от очень многих факторов. Конечно, хорошо бы, чтобы никто не выстрелил в спину, но это уже зависит от того, насколько в целом стабилен наш мир, насколько погружен в грех. В годы Второй мировой войны некоторые славянские народы перешли на сторону фашистов, и среди наших советских граждан были отряды, воевавшие на стороне противника. Люди сидели в одном окопе, что-то произошло – и оказались по разные стороны. Поэтому я не особо рассчитываю на то, что когда-то славянский мир придет к полному единству.
Чем дальше, тем быстрее мир идет к своему логическому завершению, которое предсказано в Священном Писании. В нем становится все меньше и меньше любви, а Господь говорил, что по мере оскудения любви и благочестия мир будет приближаться к своему концу. Если оскудевает вера, люди отдаляются от Бога и, соответственно, друг от друга. Поэтому единственная возможность вернуть братское единство – стать чадами одной Церкви, не раскольнической группировки, а единой Церкви Христовой.
В Церкви мы действительно становимся клетками единого живого организма. Но в греховном мире невозможно прийти к глобальному, всеобщему единству. Господь и не говорил, что Церковь когда-то достигнет мирового господства. Наоборот, Он сказал это про антихриста, который станет антиподом Христа. Поэтому рассчитывать на что-то позитивное не следует. Каждому на своем месте нужно вносить вклад в то, чтобы в этом мире было меньше зла и чтобы мы приближались к Богу.
– Давайте перейдем ко второй части программы. В ближайшее воскресенье Церковь вспоминает жен-мироносиц. Николай Некрасов писал о русской женщине: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!» Мне кажется, жены-мироносицы и более того могли бы совершить. Вы согласны?
– Конечно! Один из проповедников Русской Церкви, размышляя над местом женщины в Церкви, в христианстве, в мире, сказал: «Какая геройская душа кроется в груди у женщины!» И правда, хотя, казалось бы, – хрупкое существо. Наверное, сейчас на Западе за такие слова закидывают камнями, но у нас пока еще женщина считается слабым полом, не в уничижительном смысле, а потому, что нуждается в особом внимании и заботе со стороны мужчины.
– В защите.
– Да, хотя в критические моменты как раз мужики, этакие тяжеловесы, часто становятся предателями, изменниками, а женщины все переносят.
– Даже Петр, чье имя означает «камень», оказался предателем.
– Да, так было и во времена апостолов. Пока Христос не был арестован, ученики клялись, что готовы с Ним идти и в темницу, и на смерть, но через несколько часов разбежались, попрятались. А жены-мироносицы остались рядом. Христа вели на суд – они Его сопровождали, ничем не могли помочь, облегчить Его страдания, но шли до Голгофы. Христос уже был пригвожден к кресту, надежды на Его освобождение, оправдание не было, затем умер – так бегите! Но нет, вместе с Иосифом и Никодимом они добились снятия тела Христа и погребли Его, на третий день пошли довершить погребальный ритуал и стали свидетелями воскресения.
В третью неделю по Пасхе, кроме жен-мироносиц, вспоминаются праведные Иосиф и Никодим, но акцент сделан все-таки на участии женщин в тайне воскресения и в судьбе Церкви. Поэтому всех наших телезрительниц я особенно поздравляю с этим воскресным днем. Хочу пожелать им здоровья, радости, чтобы их всегда окружали добрые люди и жизнь была светлой!
– У нас остаются вопросы телезрителей.
«Всегда грустно, когда заканчиваются пасхальные дни. Это нормально или это уныние?»
– Для христианина пасхальные дни никогда не заканчиваются. Более того, когда мы читаем пасхальные молитвы или молитвы после причащения, мы просим Христа сподобить нас приобщения воскресению в невечернем дни Царствия Его. То есть Пасха начинается здесь, на земле, и переходит с нами в вечность, где уже не прекращается никогда.
Что касается пасхальных дней, пик торжества проходит. Почему? Если бы весь год мы совершали богослужения пасхальным чином, то Пасха превратилась бы в будни. Приезжая в значимые святые места, куда стремятся люди со всего мира, я всегда удивлялся местным жителям, которые говорили: «А мы там никогда не были». Так и Пасха стала бы чем-то обыденным. Поэтому Церковь живет в ритме праздников и будней.
Пик торжества прошел, но каждое воскресенье – это, по сути, обновление в нашей душе пасхальных чувств, пасхального настроения. Каждые семь дней мы снова и снова поклоняемся Воскресению Христову.
В субботу пасхальной недели во всех храмах раздается артос. Он освящается в пасхальную ночь, потом находится в храме, над ним совершаются ежедневные молитвы, духовенство его кадит, берет на крестный ход. Таким образом, он впитывает энергетику, дух Святой Пасхи. В субботу на Светлой неделе этот хлеб дробится, раздается верующим. Я разрезаю его на маленькие кусочки, высушиваю и каждый день вкушаю по частичке. Это тоже помогает войти в радость Пасхи.
Поэтому я совершенно не согласен, что Пасха проходит. Мы всегда радуемся Воскресению Христову, если, конечно, духовно на это способны. В душе у истинно верующего человека нет места унынию. Как может унывать душа, которая пребывает со Христом?
– Если дети подростками перестают ходить в храм, стоит ли заставлять их? Или теперь уже они сами должны это решать?
– Заставить кого-то, даже детей, вести духовную жизнь невозможно. Если говорят, что ребенок вырос и теперь его не заставить что-то делать, значит, когда он был ребенком, его принуждали к чему-то. Задача родителей – не тащить детей в храм на аркане, а привить им любовь к нему.
Когда я был ребенком, родители уходили на работу, а я оставался с бабушкой, которая чуть ли не каждый день ходила в церковь. Меня в садик не водили, я оставался дома один и спал. В церкви служба начиналась рано, бабушка уходила, закрыв дверь на ключ. Я просыпался – никого нет. Мы жили в частном доме, окошки были низенькие-низенькие и выходили в огород. Я открывал ставни, вылезал через окно на улицу и бежал в церковь, причем я не искал бабушку, не к ней спешил. В храме у меня было свое место – на верхнем балкончике. В будний день хора там не было, он пел внизу, и весь балкон был в моем распоряжении. Я следил оттуда за богослужением, молился, и мне это нравилось.
Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда в верующих семьях дети играют в батюшек: повязывают платок в качестве фелони, заправляют за ворот шарфик вместо епитрахили, привязывают к веревочке связку ключей – и «кадят». Значит, им нравится что-то церковное, духовное, родители привили им эту любовь.
Когда меня запирали дома, я все равно просачивался сквозь запоры и бежал в церковь, потому что мне это было близко, по душе. И я встречал много людей, которые рассказывали примерно то же.
– Не знаю, правильно это было или нет, но несколько лет назад мне приходилось целовать теннисную ракетку, потому что сын говорил: «Целуй крест». Ему тогда было два или три года.
– Если ребенок соотносит какие-то мирские вещи с чем-то церковным, это значит, что церковное ему не чуждо. Главное – вовремя это поддержать, не дать огонечку угаснуть, потому что ветры в этом мире свирепствуют. Задача родителей – не пичкать детей насильно духовной пищей, думая привить любовь к Богу, а именно развивать, поддерживать то, что есть, и сохранять, оберегать то, что дает Господь.
Ведущий Виталий Стёпкин
Записала Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!