Православный взгляд. Семейные ценности. Апостолы Петр и Павел

15 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Наконец-то настало время поговорить не о каких-то необычных темах, а о наших традиционных христианских православных ценностях:  8 июля Русская Православная Церковь отмечает праздник, который в светском обществе называется Днем любви, семьи и верности. На Ваш взгляд, семейные ценности в современном обществе отличаются от тех, какие были тысячу лет назад?

– Этот вопрос, касающийся заповедей Божиих и тех, которые определяют нормы нашей семейной жизни, из того же разряда, что и вопрос, таким ли остался в мире закон всемирного тяготения, каким он был во времена Ньютона. Или, например, можем ли мы сейчас, как люди более прогрессивные и развитые, выходить на улицу, минуя лестничную клетку или лифт, прямо из окна с 12-го или 16-го этажа? Думаю, вряд ли.

Законы духовной жизни такие же объективные, как и законы природы, поэтому здесь ничего измениться не может. Человек, сотворенный Богом, был таким и пять тысяч лет назад, и тысячелетие, и столетие, такой он и сейчас. Человек после своего грехопадения подвержен тем же страстям и искушениям, каким были подвержены люди и в дохристианскую эпоху, и уже в новую эру по Рождестве Христовом. Человек соприкасался в древности с теми же проблемами и трудностями, какие есть и в наши времена. И мы видим: то, что заботило, например, древнегреческих философов, заботило и христианских отцов Церкви, а в настоящее время заботит и наших современников.

Что касается семейных ценностей, того, что мы определяем этими словами, то есть некая объективная духовная реальность, которая описывает правила, когда семья, соблюдая их, выстраивает некое благополучие в своей жизни.

– Владыка, наверное, будет правильно сказать, что в нашей программе, условно говоря, Вы отстаиваете церковную точку зрения, а я пытаюсь отстаивать точку зрения светскую, и мы каким-то образом должны либо не должны прийти к общему знаменателю. Поэтому я не могу не задать Вам вопрос следующего плана.

Наверное, Вы не будете спорить с тем, что современный человек гораздо более слаб духовно, чем человек,  живший несколько веков назад, и Церковь, которая тоже развивается, идет на некоторые послабления в своих уставах. Например, если человек три воскресных дня не появляется в храме, Церковь его уже не отлучает. Почему же в плане брака Церковь не делает никаких послаблений?

– Во-первых, этот пример совершенно неуместный. Что значит «Церковь не отлучает этого человека»? Церковь не кричит каждому с амвона: «Ты отлучен!» Но отпадение от Церкви де-факто произносится. Ведь отлучение, которое провозглашалось Церковью, не означает, что Церковь искусственно отрывала человека от себя, выбрасывала за борт. Церковь лишь констатировала факт. Человек сам себя отрывает от древа жизни Церкви.

То же происходит и во всех других отношениях, и никакого послабления или усугубления канонов здесь нет. Каноны настолько же объективны, насколько объективны законы природы, и совершенно бессмысленно послаблять или усиливать, например, закон сохранения энергии. Он есть и есть, и никуда от этого не денешься.

Другое дело, если человек, например, заболевает и выпадает из ровного течения жизни, тогда к нему применяется какое-то лечение. Послабление или усиление отдельных педагогических канонических норм – это своего рода лекарство, которое врач в лице Церкви через священнослужителей назначает человеку. И поэтому какая-то епитимья для человека за тот или иной грех может быть более сильной или более слабой.

Но это зависит не от того, что Церковь пересмотрела свой подход к греху, что сейчас вроде бы это уже не совсем грех. Грех как был грехом и сто, и двести, и триста лет назад, такой же и сейчас. То, что греховно, – греховно. Любой грех удаляет, отрывает человека от Бога. А как возвращаться к Богу? Через покаяние и исправление своей жизни, то есть через возвращение к норме, поэтому в этом отношении по сравнению с тем, что было раньше, никакого изменения нет.

– А Вы не считаете, что если весь мир, все страны уйдут от традиционных православных ценностей (или традиционных христианских ценностей), то это путь к концу?

– В любом случае источником жизни является Бог. И чем дальше человек (либо человечество, либо какое-то сообщество) уходит от Бога, тем больше погружается во тьму, хаос, нестроение. Конечно же, это путь не ко благу, а к разрушению. И здесь, прежде всего, мы должны посмотреть на каждого конкретного человека, потому что каждый конкретный человек к Богу либо приближается, либо от Него удаляется.

И зачем нам смотреть на то, как  окружающий нас мир во зле лежит, и сетовать: «Ах! Западная Европа отказывается от традиционных ценностей»? Ведь мы сами, критикуя Западную Европу, в своей личной жизни поступаем ничуть не лучше, когда в России практически в каждой семье совершаются аборты. Ведь аборт – это грех убийства.

– По сути, об этом мой вопрос и был. В традиционных семьях должны быть только какие-то крайние медицинские показания для аборта, а так это категорически противопоказано.

– Это путь к саморазрушению, к духовной и внешней деградации. Если каждый человек будет стараться выстраивать свою жизнь по заповедям Божиим, то Господь и мир спасет ради этих немногих людей.

Мы знаем, что когда Бог вынес Свой суд о Содоме – городе, где не нашлось праведников, кроме одного праведного Лота, Авраам спрашивал у Бога: «Господи, неужели Ты погубишь этот город и он будет уничтожен, если в этом городе найдется хотя бы пятьдесят праведников?» Господь сказал: «Нет, если Я найду пятьдесят праведников, то все будут помилованы». – «А если там будет только сорок, или тридцать, или двадцать праведников?» Это вопрошание Авраама закончилось десятью праведниками, и Господь сказал: «Если в городе будет десять праведников, то ради и десяти праведников город будет помилован».

Каждый человек, имея перед своим лицом заповеди Божии, должен эти заповеди иметь в памяти и каким-то образом стараться выстраивать по ним свою жизнь. Конечно, каждый человек немощен, спотыкается, может упасть, но Господь судит нас не столько за наши грехи, сколько за нашу нераскаянность, если мы не каемся или, более того, возводим грех в некий закон, в некую норму.

Мы считаем, что так и должно быть, а потом даже начинаем критиковать, порицать тех людей, которые стараются жить по заповедям Божиим и другим напоминают об этих заповедях. В частности, если мы говорим о некоторых западных странах, то видим, что в последнее время проходят многочисленные судебные процессы, которые возбуждены против людей, отстаивающих традиционные нравственные ценности.

Люди же, которые сами отказались от этих ценностей, увидели в этом покушение на свою свободу. Даже в такой стране, как Греция, где православие является государственной религией, по-моему, в прошлом или позапрошлом году было вынесено судебное обвинительное решение в адрес одного митрополита, сказавшего довольно жесткую, нелицеприятную проповедь в адрес всевозможных извращений, которые в наше время многие стали считать нормой.

– Я думаю, на нас сейчас тоже обрушится определенная критика, но не говорить об этом, наверное, нельзя. Вы упомянули всемирный потоп. После потопа Бог заключил с человеком некий союз, и в качестве символа того, что воды потопа больше никогда не смоют цивилизацию, была дана радуга.

Теперь радуга как символ используется людьми с так называемой нетрадиционной ориентацией. Они считают это бравадой. Например, сейчас внимание многих болельщиков приковано к чемпионату Европы по футболу. Капитан одной известной сборной зарубежного государства носит капитанскую повязку, которая состоит именно из таких символов. Насколько же у Бога хватит терпения?

– Ну, мы не можем измерять терпение Божие. Хотя оно безмерно, но рано или поздно долготерпению Божию приходит конец. Мы видим, что люди поступают нечестиво, живут во грехе, а Господь как бы ничего не делает, никак на это не реагирует. Господь, конечно, желает, чтобы все люди спаслись. Господь не палач, который желает кого-то наказать, кому-то сделать плохо. Он, как любящий Отец, ведет всех к спасению. Если Он находит в человеке хоть какой-то потенциал к исправлению, Он дает ему шанс, и человек продолжает жить.

Когда мы говорим о том, что Бог кого-то осуждает или не осуждает, Господь говорит: «Судить человека буду не Я, а то слово, которое Я принес людям». Будет судить совесть человеческая, дела человеческие. То есть если человек уже не будет способен принимать здоровую пищу, он сам обречет себя на погибель.

– К сожалению, мне доводилось видеть статистику, в том числе и по Томской области, что у нас на протяжении нескольких лет подряд количество разводов превышало количество заключенных браков. Конечно, это свидетельствует о том, что духовный облик человека стал гораздо слабее. Тем не менее супруги иногда задают вопрос: «А как жить, если уже не осталось ни любви, ни согласия, но каноны запрещают разводиться?»

– Во-первых, каждый человек, когда он вступает в брак, должен взвесить все «за» и «против», способен ли он прожить в браке всю жизнь, до гробовой доски. Брак – это не только радости и удовольствия. Во-первых, это ответственность, это своего рода крест, который несет человек. Крест взаимного терпения немощей, недостатков, каких-то обид, может быть, каких-то несовершенств друг друга.

Если человек в браке ставит себе задачи не просто получать какое-то удовольствие и черпать сплошные радости, но ставит духовные цели, то даже когда пламенная любовь начинает угасать и супруги вроде бы становятся далекими друг от друга, можно извлекать из семейной жизни определенную пользу. Это помогает человеку справиться с какими-то своими грехами, немощами, поэтому это своего рода подвиг, который человек несет.

У одного ветхозаветного пророка есть замечательное стихотворение, которое приводится в Священном Писании. Смысл его такой: если не расцветет смоковница и поля пшеницы не дадут своего плода, если не останется у поилок овец, а в загонах не будет крупного рогатого скота, если виноградная лоза оскудеет, и тогда я не перестану благодарить Бога и славить Господа моего.

То есть в жизни человека встречаются не только радости, но и скорби, не только ровные пути, но и ухабистые, через которые человек должен проходить, воспринимая это как некий подвиг в своей жизни. А вообще для того, чтобы семейная жизнь была более прочной,  меньше подвергалась какой-то турбулентности и потрясениям, необходимо никогда не забывать, что в центре всех наших поступков, в том числе и в центре нашей семейной жизни, должны быть не наши собственные пожелания и чувства, а Господь.

Мы говорим: «Ах, раньше люди держались так называемых библейских ценностей, а сейчас время другое,  мы можем все это ослабить, можем следовать не всему». – Но тогда у нас и разводов становится больше, чем браков, и демографическая ситуация такова, что нас как народа, как нации с каждым годом становится все меньше и меньше.

Казалось бы, и правительство, и президент, и власти всех уровней пытаются предпринять меры, которые поддерживали бы семью, рождаемость, но это только какие-то внешние меры. Если внутри нет этого стержня, то внешние меры сами по себе не смогут принести плода. Поэтому нужно возвращать традиционные ценности в нашу жизнь, причем это выгодно для нас же самих.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы; 12 июля мы будем отмечать день Петра и Павла и одновременно окончание Петрова поста. Давайте расскажем об этих святых апостолах, ведь при жизни они действительно много совершили, хотя изначально, насколько гласит Священное Писание, они были по разные стороны баррикад.

– Действительно, апостолы Петр и Павел почитаются Церковью как первоверховные, это своего рода священная двоица. Церковь установила совершать им праздник в один день, и не только потому, что в этот день, независимо друг от друга, они пострадали от властей за имя Христово – апостол Петр был распят, а апостол Павел, будучи римским гражданином, был казнен через отсечение головы. Оба они пострадали в Риме.

Апостол Павел был ученым, он воспитывался у известных философов того времени, а апостол Петр был простым рыбаком, не очень образованным человеком, который всю жизнь добывал себе пропитание тяжелым физическим трудом – рыболовством. И вдруг мимо Петра прошел Господь и сказал ему: «Следуй за Мною», – и тот, решительно оставив мирскую жизнь, пошел за Христом и стал Его верным, преданным, самым пламенным учеником. Имя Петр дал апостолу Сам Иисус Христос. По-гречески Петр – «скала», «камень». Это имя и было дано Симону до его апостольского призвания. До этого он был фарисеем, исповедующим одно из течений иудаизма. Когда появилось христианство, он крайне неодобрительно отнесся к христианской вере; как к некой ереси, смуте. Он считал своим долгом искоренять христианство, считая это великим злом, некой разрушительной силой для благочестия своего народа. Так было до тех пор, пока он не встретил Христа.

Если апостол Петр общался со Христом в годы Его евангельской проповеди, то к тому времени, когда Павел встретил Христа, прошло уже несколько лет после того, как Христос воскрес и вознесся на небеса. Казалось бы, где же здесь, на земле, мог Савл встретиться со Христом? Но нет, Господь встретил Савла. И хотя Савл был по своим делам преследователем христиан, Господь видел, что он делает это не по своей злобе и ненависти, а по искреннему заблуждению, а сердце его стремится к Богу.

Савлу является Христос и говорит: «Савл! Савл! Что ты Меня гонишь?» – «Кто Ты?» – вопрошает у него Савл. – «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но трудно тебе идти против рожна». И вот Савл духовно прозревает и становится апостолом. В деле евангельской проповеди он потрудился больше других апостолов, проповедуя Христа не только среди иудейского народа, но и среди язычников, создав, по сути, многочисленные Церкви в Малой Азии, Греции, Македонии.

Эти апостолы проповедовали не только тогда, в I веке, и их проповеди могли слушать не только их современники. Они оставили нам и письменные послания. От апостола Петра остались два соборных послания, которые входят в состав Нового Завета, и мы, читая эти послания, можем опосредованно слышать голос, проповедь апостола Петра.

А от апостола Павла осталось 14 посланий. Некоторые из этих посланий были адресованы христианским общинам того или другого города; например, Послания к Коринфянам, к Фессалоникийцам, к Римлянам. Есть послания, которые адресованы отдельным людям, Послания к Тимофею, к Филимону. Все эти послания тоже входят в состав Нового Завета, и когда мы читаем их, тоже слышим голос апостола Павла. Поэтому тем, кто пережил в этой жизни благодатную встречу с Богом, Спасителем,  Христом, очень полезно читать эти послания, потому что, читая их, мы в сердце своем тоже приближаемся к Богу и переживаем ту же благодатную встречу.

Церковь особенно напоминает нам об этом в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, тем более что один из главных храмов нашей епархии – Петропавловский собор, где всегда с особым торжеством в этот день проходят службы. Более того, в этом соборе хранятся очень редко встречающиеся святыни – частицы мощей святых апостолов Петра и Павла.

Я знаю, что в пределах нашей Томской епархии небольшие частички есть только в двух храмах – в Петропавловском соборе города Томска и в соборе города Колпашево. Там собор двухэтажный, и нижний этаж Вознесенского собора посвящен святым апостолам Петру и Павлу,  там тоже есть ковчег с частицами мощей этих святых. Поэтому они присутствуют с нами не только духовно, не только через свои послания, но и через свои мощи – источник Божественной благодати.

– Владыка, у нас есть и вопросы телезрителей.

«Я нахожусь в постоянном стрессе, даже молитва не помогает, потому что все время возвращаюсь к проблемам. Иногда не получается думать ни о чем, кроме как о проблемах. Конечно, это негативно сказывается на здоровье. Что Вы посоветуете?»

– По-моему, подобные вопросы у нас в передаче звучали не раз.

– Да, они периодически повторяются.

– Поэтому рецепт один и тот же. Прежде всего нам необходимо полагаться не на себя, а на Бога. Откуда это смятение, уныние, беспокойство? Человек думает, будто все трудности он может разрешить сам. Он пытается их разрешать, а у него не получается, и он еще больше впадает в уныние. А если человек положится на Бога,  знает, что Бог рядом с ним, его не оставит, то будет призывать: «Господи, предаю себя в волю Твою», – и тогда Господь начинает разрешать проблемы, которые есть у этого человека.

Не помню, рассказывал я это или нет в рамках нашей передачи, но в моей жизни была такая ситуация, когда меня, молодого священнослужителя, призвали из Троице-Сергиевой лавры к апостольскому служению, рукоположили в сан епископа и направили в Магадан. Там епархия была только-только недавно созданная. Не хватало священников – на всю огромную епархию было только пять священнослужителей, на два региона – Магаданскую область и Чукотский автономный округ. Причем эти священники были еще малоопытными, их рукоположили незадолго до моего прибытия. Они не учились в семинарии и получили только практические навыки, несколько лет посещая приход.

Нужно было выполнять огромное количество задач, которые тогда стояли перед епархией. Это и участие в телевизионных записях, и организация богослужебной жизни, также нужно было ездить по епархии. Я старался, понимая, что не делать этого нельзя, потому что иначе было видно, что страдает дело Божие, и я брался за все, но в конце концов очень быстро силы мои иссякли. Когда прошло два или три месяца, я понял, что я на грани нервного срыва, потому что одному человеку все сделать невозможно, а помощников не было. И вот когда я дошел до изнеможения, вернулся вечером к себе домой, сел в креслице и подумал: «Ну всё, силы мои кончились».

Я достал с полочки книгу, и мне попалось житие одного святого, где рассказывалось о том, как он пытался что-то делать, а его ученики говорили ему: «Брось это все, тебе это не по силам. Труды, которые ты на себя взял, тебя раздавят». А этот святой человек сказал: «Господь, как некий хозяин, у которого есть осел, на Своего осла не возложит столько груза, чтобы это раздавило осла. Когда он увидит, что ослу тяжело, привлечет других животных, которые разделят с ним этот груз. Так и Господь. Если Он увидит, что трудности, которые есть на моем жизненном пути, могут меня раздавить, Он пошлет мне помощников, что помогут мне понести эту ношу, и разрешит эту ситуацию».

И когда я понял, что мне нужно не самому из кожи вот лезть, а больше уповать на Бога и Ему предоставить возможность действовать в моей жизни, вдруг все начало выстраиваться. Откуда-то стали появляться помощники, которых раньше не было, неразрешимые дела вдруг стали вполне разрешимыми, появилась возможность их разрешить.

Так и человек, который задает вопрос, может быть, больше надеется на себя, чем на Бога. Он говорит, что молитва не помогает. А может быть, эта молитва формальная, не та молитва, когда человек говорит: «Господи, у меня нет сил, но Ты помоги мне». Дадим Богу действовать в нашей жизни и тогда увидим явное присутствие силы Божией.

– Следующие вопросы, на мой взгляд, в нашей программе еще не звучали.

«Как становятся пономарями, чтецами на клиросе? Этот труд оплачиваемый или добровольный? Бывают ли такие вакансии?»

– Бывает по-разному, потому что большинство приходов небольшие, службы там совершаются большей частью по воскресным и праздничным дням. На таких приходах чаще всего люди несут пономарское служение, как говорится, на волонтерских началах. Это постоянные прихожане этого прихода, которых батюшка привлекает к какой-то необходимой помощи в алтаре или на клиросе в качестве чтеца, певца или пономаря.

Есть такие храмы, где богослужения совершаются ежедневно и в нашей епархии, и священнику при совершении богослужений необходимы в помощь люди, которые могли бы регулярно петь на клиросе или ежедневно бывать в алтаре.

Конечно, на волонтерских началах человек не сможет ежедневно утром и вечером ходить в храм, потому что каждому человеку нужно иметь хлеб насущный, каждый где-то должен трудиться. Поэтому на таких приходах учреждена штатная должность пономаря, или чтеца, или певца, и человек, находясь в штате этого храма, получает какое-то вознаграждение, поскольку полностью отдает себя той деятельности, которая на этом приходе необходима и возложена Церковью на того или другого человека.

– «Почему на Афоне наместников монастырей выбирают, а у нас назначают? Как Вы относитесь к тому, чтобы братия сама выбирала того, кто будет управлять обителью?»

– В каждой Церкви есть некий свой алгоритм жизни, некие свои уставы, законы,  поэтому на Афоне так, а может быть, в каком-то монастыре иначе. Да, на Афоне сложилось так, и говорить о том, что какая-то практика лучше, а какая-то хуже, я бы не стал, потому что есть преимущества и слабые стороны как у одной практики, так и у другой.

Афон – особая монашеская республика, где есть особое монашеское правление – Кинот. Любой игумен не только избирается братией, но потом его должен возвести на эту должность так называемый протос – глава этой монашеской республики, который избирается каждый год. Игумен утверждается в должность архиереем, епископом Святой Горы. Таким епископом является патриарх Константинопольский. Поэтому там своя довольно сложная процедура.

На Руси есть своя процедура. И, как я сказал, я к этому отношусь спокойно, то есть возможны разные варианты. Возможно, и на Руси будут какие-то монастыри, где будет такой устав, одобренный священнослужителем, который будет ближе к уставу афонскому. Но не исключены и другие варианты.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 23 сентября: 12:30
  • Воскресенье, 26 сентября: 05:30
  • Четверг, 30 сентября: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​