Православный взгляд. О терроризме

8 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы отвечает митрополит Томский и Асиновский Ростислав.

Наша программа не только и не столько о религии, сколько о событиях нашей жизни, на которые мы пытаемся взглянуть с православной точки зрения. 

– Тема сегодня достаточно сложная – терроризм. Дело в том, что 3 апреля 2017 года в Петербургском метрополитене случился теракт – шестнадцать человек погибли, сотни получили ранения. На Ваш взгляд, терроризм – характеристика нашего времени? Его корни духовные? 

– У любого греха один корень – в падшей человеческой природе. Первое преступление против ближнего было совершено детьми Адама и Евы: Каин восстал на своего брата Авеля и убил его. Чем не терроризм? Из зависти один замучил другого. С тех пор прошло не одно тысячелетие. За это время земля обагрилась кровью миллионов людей. Человечество погибло бы, наверное, если бы Спаситель, Господь Иисус Христос не освободил его от уз смерти, греха, проклятья. Но падшая природа человека – это оскал змея, уже смертельно раненного Христом на Голгофе, но все еще увлекающего людей в свои пагубные сети. 

Терроризм является негативным знамением и последних столетий (я бы не сказал, что последних времен или десятилетий). Если взять Российское государство XIX века, то уже тогда были террористы, иногда с достаточно высокой политической мотивацией. Они видели причину нестроений в общественной, бытовой жизни в монархии, что весьма недальновидно. Нашли, как говорится, крайнего. Совершали покушения на представителей власти, иногда неудачные, а порой удачные для них. Так, погиб государь Александр II, который много сделал не только для России в целом, но и для народа. 

Теракты осуществлялись и на протяжении всего XX века. В 1918 году произошла трагедия, которая, наверное, мало чем отличается от террористического акта. Беззаконно, без суда и следствия, без вынесения приговора был казнен еще один государь – император Николай II. Если расправу над ним политически ангажированные люди могли как-то мотивировать, хотя в то время он не представлял угрозы для новой власти, то чем может быть оправдана казнь его супруги (невинной женщины), детей, в том числе и малолетнего царевича Алексея, которые были зверски, жестоко убиты? Это было не просто преступление, ему придали ореол героизма, вид нормы. 

До сих пор многие улицы наших городов, станции Московского метрополитена носят имена этих убийц, террористов. Не исключение и город Томск, где до сих пор есть улица Войкова. И, к сожалению, инициатива томичей, выступивших за возвращение этой улице исторического названия Знаменской, не нашла поддержки большинства. Людям комфортнее жить на улице имени такого одиозного человека, чем понести труд, связанный с изменением своего адреса. Таких явлений у нас в стране еще очень много. 

Что касается террористических актов последних времен, то чаще всего они совершаются экстремистами, которые рядятся в религиозные одежды. Это не столько политически, сколько религиозно, на первый взгляд, мотивированные акты. Но терроризм категорически неприемлем не только христианской Церковью, но и всеми религиями, в том числе мусульманской. Поэтому несправедливо и неправильно отождествлять его с исламом. 

Откуда экстремизм берется? Прежде всего, как мне думается, от неправильной духовной жизни или ее отсутствия. В настоящее время уделяется очень мало внимания религиозному воспитанию молодого поколения, а душа человека все равно стремится к духовности. Если ей не давать здоровой пищи, она потянется к нездоровой. И вместо здравого религиозного чувства развивается искаженная, ложная религиозность. Это очень опасно. 

Не случайно наше государство в последнее время финансирует некоторые мусульманские высшие учебные заведения. Почему? Чтобы молодые люди, которые тянутся к вере в рамках традиционного для них ислама, получали информацию об этой религии из чистых источников. 

То же самое можно сказать и о христианстве. Если мы откажем нашим детям в здоровой духовной пище, они неизбежно начнут питаться какими-то отбросами, а это будет способствовать развитию среди молодежи радикальных настроений. Чтобы этого не было, нужно заботиться о здоровом воспитании. 

– К сожалению, к убийству Николая II причастен и Томск. По некоторым историческим данным, командовал расстрелом часовых дел мастер из Томска Яков Юровский. И, насколько я знаю, рассматривался вопрос о названии одной из улиц города в его честь. К счастью, это не состоялось. 

Конечно, Вы правы, что зло было всегда; терроризм, надо полагать, тоже, тем не менее целых террористических государств не существовало. Получается, проблема не только в отдельно взятой стране (Советском Союзе, где был комсомол, коммунисты, отказавшиеся от религии), а во всем мире, который сейчас лежит во зле? 

– Мир всегда лежал во зле. 

Проблема не только в том, что падшая природа человека рождала подобного рода идеи, но и в том, что бедными, несчастными, заблудившимися, преисполненными зла людьми кто-то очень умело начал манипулировать для решения своих политических (или даже геополитических) интересов. Так было с Талибаном. Западные спецслужбы выращивали этого монстра, полагая, что он будет ручной собакой, которую можно натравить на недружественного соседа; в частности, на нашу страну. Потом оказалось, что этот зверь выходит из подчинения, бросается даже на хозяев и несет угрозу всему миру. 

ИГИЛ, по сути, – еще более трагичное повторение этой ошибки. Хорошо, что у нашей страны, ее руководства достало сил и мудрости провести хирургическую операцию по удалению этой опухоли, хотя полностью ее ликвидировать не удалось; и вряд ли это возможно быстро. По крайней мере, развитию гангрены был положен конец благодаря серьезной операции в Сирийской Республике. 

Народы Сирии и Ближнего Востока страдали от тирании ИГИЛ, особенно христиане, которых до недавнего времени там было достаточно много. Они на протяжении столетий прекрасно уживались с мусульманами. И тут приходят к власти террористы и начинают разрушать памятники мировой культуры: христианской, дохристианской. Христиане вынуждены были спасаться бегством. В настоящее время их там осталось очень немного. Те, кто исповедовал традиционный ислам, тоже жестоко страдали от террористов. 

Эта зараза распространялась бы на новые и новые области, регионы, в том числе и на нашу страну. Известно, что некоторые россияне, воспитанные в нездоровом религиозном духе, поддавшись пропаганде экстремистов, выезжали из страны и принимали участие в войне на стороне боевиков. Это жители Кавказа, Поволжья, даже столичных городов. 

Нужно было бороться с этой заразой на дальних подступах. Было принято достаточно мудрое и правильное решение – положить этому конец в Сирии. 

– Давайте теперь поговорим о преподобном Иоанне Лествичнике, память которого Русская Православная Церковь отмечает в четвертую неделю Великого поста. Расскажите о нем подробнее. 

– Имя Лествичник этот святой получил благодаря своему труду «Лествица». Что это за лестница и по какому поводу была написана книга? 

Иоанн был игуменом одного из монастырей на Синайской горе. На той самой горе, где, согласно библейскому повествованию, Бог дал человечеству десять заповедей, высеченных на каменных скрижалях, и через Моисея возвестил миру Свою волю. В христианскую эпоху там возникло много монастырей, и в одном из этих монастырей подвизался преподобный Иоанн. 

Братия других монастырей, зная о его святой подвижнической жизни и опыте духовной жизни в борьбе с грехами и в стяжании добродетелей, просила его поделиться этим опытом. И, как он пишет в предисловии, он воспринял их просьбу как некое послушание, которое они ему дали. 

Он системно изложил науку борьбы человека с грехом, пороками, страстями и постепенного стяжания, приобретения добродетелей, которые не просто делают человека пригодным для того, чтобы войти в Царство Божие, но приближают его к Богу. Приближают настолько, что уже здесь, на земле, еще во плоти, человек входит в состояние богообщения, достигая вершины этой лестницы, которая нижней ступенькой упирается в землю, а верхней уходит в небеса. 

Каждая глава (а их 30, то есть 30 ступенек) соответствует определенному уровню духовного развития человека. И постепенно человек, следуя тем руководящим указаниям, которые излагает преподобный Иоанн Лествичник, преодолевает в себе какие-то грехи, пороки, страсти, вместо них приобретает определенные добродетели и, таким образом развивая свою духовную жизнь, достигает вершины этой лествицы, где он становится причастным союзу трех величайших добродетелей – веры, надежды и любви. 

В этой троице доминирует любовь. А ведь в Священном Писании говорится о том, что Сам Бог есть Любовь и тот, кто пребывает в любви, пребывает в Боге и Бог пребывает в нем. И когда человек достигает этой высшей точки в своем духовном развитии, он уже на земле, по сути, начинает предощущать райское состояние. Он начинает видеть Бога, общаться с Богом, входить в живое общение с Богом. 

«Лествица», по сути, является учебником и неким путеводителем в жизни каждого человека. Конечно, она в первую очередь адресована монахам, но не только монахам, поскольку и монахи, и миряне имеют ту же плоть. Мы, люди, имеем одни и те же греховные немощи и пристрастия, и чтобы бороться с духовными болезнями и приобретать духовное здоровье, по сути, рецепт одинаков как для монахов, так и для людей мирских. Внешне условия нашей жизни отличаются, но по своей сути борьба одна и та же и для одних, и для других. 

Кроме того, в наше время существуют некие адаптированные варианты этой «лествицы», специально предназначенные для людей, которые живут не в монастырях, а в миру, ими может руководствоваться уже всякий современный человек. А поскольку душа каждого человека, когда она соединена с Богом, может быть живой, может преизобиловать жизнью, то для каждого из нас эта книга является в высшей степени актуальной. 

Не случайно в четвертое воскресенье Великого поста Церковь установила творить память этого святого, и не только для того, чтобы мы вспомнили о нем и помолились ему, но главное – чтобы мы вспомнили этот его бессмертный труд. В дни Великого поста, когда происходит обновление нашей духовной жизни, когда мы стараемся привести свою душу в порядок, Церковь напоминает нам, что существуют некие определенные правила приведения нашей души в порядок. 

Если мы будем следовать этим правилам, нам будет легче справиться с грехом, который имеет место в нашей жизни, поэтому это очень полезная и замечательная книга. И всем, кто ее еще не читал, я советую обязательно начать читать, особенно сейчас, в дни Великого поста, и я думаю, что каждый получит большую пользу. 

– Спасибо, владыка. Я думаю, что современные люди сказали бы, что книга «Лествица» – это своеобразная дорожная карта в Царствие Небесное. 

У нас еще остались блиц-вопросы. «Владыка, почему сейчас практически все люди очень обозленные? Они готовы растерзать друг друга за всякую мелочь, могут сжечь машину из-за места на парковке у дома и совершенно не могут договориться. Мне кажется, с этим уже ничего нельзя сделать. Зло проникло в нас слишком глубоко». Вы согласны с этим? 

– Когда зло начинает брать верх над человеком? Тогда, когда человек удаляется от той абсолютной любви, которая своим светом согревает человека и делает его преисполненным любви. Такой любовью, как я уже сказал, является Господь. И чем ближе человек к Богу, тем больше он преисполняется любовью. 

В наших передачах я не раз напоминал об известном примере, который приводил своим духовным чадам подвижник VII века преподобный авва Дорофей. От этого святого тоже осталась замечательная книга, и я считаю, что в дни Великого поста ее тоже было бы уместно прочитать каждому человеку, получив от этого большую пользу. 

Называется книга «Душеполезные поучения аввы Дорофея». В этой книге преподобный авва Дорофей говорит, что Бог находится как бы в центре круга, а люди – на радиусах. И чем ближе люди к центру, к Богу, тем они ближе и друг к другу. 

Некоторые говорят: «Зачем нам Бог? Бог нам ни к чему. Все это пережитки прошлого». И человек уходит дальше и дальше от Бога, одновременно уходя и от себе подобных, от ближнего. Поэтому понятна и эта разобщенность, и это озлобление. Отсутствие в нас любви – это признак удаленности от Бога. 

Апостол Павел в 13-й главе известного Послания к Коринфянам помещает то, что обычно принято называть гимном любви. Он пишет: «Что такое настоящая любовь? Подлинная любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится…» И так далее. Он обозначает признаки этой любви. Если человек имеет зависть, как он может любить другого человека? Если человек поражен сребролюбием, как он может иметь любовь к своему ближнему? Это все лишь рождает неприязнь, озлобленность, возбуждает у человека страсти, отсюда и такое отношение человека к человеку. 

Апостол Иаков в Соборном послании пишет: «Откуда у вас распри и раздоры? Не от вожделений ли ваших, которые воюют в естестве, в членах ваших? Желаете – и не имеете, завидуете, ищете – и не получаете». Отсюда распаляются эти страсти человеческие. Человеку надо возвращаться к Богу, тогда в нашей жизни будет значительно больше любви. 

– «Владыка, Вы рассказывали про удивительного человека – отца Кирилла Павлова, к которому Вы обращались за советом в самых трудных ситуациях. В нашей жизни безвыходных ситуаций тоже хватает. К кому обращаться тем, кому не повезло встретить таких святых людей на своем пути?» И второй вопрос в продолжение первого: «Есть ли у Вас такой человек, у которого Вы сейчас спрашиваете духовного совета?» 

– Святые отцы говорили: если рядом нет мудрого человека или старца, с которым можно было бы посоветоваться, то, во-первых, можно помолиться Господу, и Господь Сам каким-то образом даст ответ. Иногда возможно спросить даже у какого-то человека, например, у ребенка, помолившись перед этим Богу и решив, что и через ребенка Господь может дать какой-то ответ, то есть даже такие варианты возможны. 

Мы иногда сетуем, почему в наше время так мало старцев, духовников. Да потому, что мало послушников, потому, что духовники и старцы есть только тогда, когда есть послушники. Если кто-то готов прислушиваться к совету какого-то духоносного человека, то такой человек сразу появляется. 

В наше время, в том числе и среди православных людей, есть те, кто объезжает города и веси в поисках старца. Они посетят 20 старцев, у каждого спросят совета, но все равно останутся при своем мнении и не выполнят ни одного совета; более того, иногда они приходят в состояние недоумения. Если мы будем обращаться к разным врачам с одной болезнью, то у одного врача будет своя методика лечения, а у другого другая. И здесь, посетив 20 старцев, эти люди получат разные советы, а потом не будут знать, как правильно поступить. 

У меня был один знакомый, который не знал, что ему полезнее – жениться либо принять монашество. Он ходил по разным старцам, и одни говорили, что ему нужно жениться, а другие говорили, что лучше идти в монахи. В конце концов он пришел в полное недоумение, и я в шутку ему говорил: «Как бы ты ни поступил, всегда можешь считать, что поступил по благословению старца». 

В итоге тот же старец отец Кирилл сказал этому человеку: «Поезжай к праведной Любушке, и она тебе скажет, как поступить». Тогда еще была жива блаженная Христа ради юродивая праведная старица монахиня Любушка. Сейчас она уже ушла в вечность. И вот он действительно глубоко, усердно помолился, посетил ее, и через нее Господь открыл, что ему полезно. Он воспользовался ее советом, и потом все у него было хорошо. 

– Так в итоге монашество или супружество? Интересно. 

– Оказалось, что он окончил семинарию и хотел принять священный сан. А для того, чтобы принять священный сан, он должен был либо жениться, либо постричься в монахи. Но когда он зашел к праведной Любушке, она уже была очень старой и говорить почти не могла. Фразы, которые она произносила, было трудно разобрать. 

Когда он от нее вернулся, сказал: «Я никак не мог понять, что же она мне говорила. Она повторяла одно и то же слово – пономарь, пономарь». И правда, вскоре Господь послал этому человеку спутницу жизни, но она до того уже была в браке, затем овдовела, и он взял ее с ребенком, а в таком случае церковные каноны не позволяют человеку принять священный сан. Поэтому он до сих пор несет разные церковные послушания, поет в церковном хоре, в одном храме в свободное от своей профессии время несет пономарское послушание, но священный сан так и не принял. А его семейная жизнь таким образом устроилась. 

Ведущий Виталий Стёпкин 

Записали Людмила Кедысь и Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 22 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 25 апреля: 05:30
  • Четверг, 29 апреля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​