Православный взгляд. О смехе, юморе

1 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Томский и Асиновский Ростислав. 

− Владыка, предлагаю сегодня посвятить программу предстоящему Дню смеха. Тема абсолютно не церковная, и я знаю, что Церковь с осторожностью относится к юмору. Есть даже такой грех – смехотворство. Но так ли все однозначно? Действительно ли Церковь относится к юмору исключительно с негативом?

− Юмор и смехотворство – это разные вещи, поэтому действительно Церковь считает смехотворство грехом, но не считает таковым здоровый юмор. В частности, святитель Иоанн Златоуст в одном из своих толкований на Священное Писание говорит, что грехом является не смех сам по себе, а смех не к месту и не ко времени. Дело в том, что святые отцы (как и Священное Писание) очень часто категорически высказывались против смеха, поскольку человек, предающийся безудержному веселию и смехотворству, неизбежно впадает в сопутствующие грехи: злословие, злоязычие. Кроме того, безудержный смех истребляет покаянный настрой в душе человека. И поэтому для кающихся (особенно в дни Великого поста) смех, естественно, не должен быть свойствен: он иссушает, как говорил преподобный Иоанн Лествичник, источники слез, которые так необходимы бывают человеку для покаяния.

Преподобный Антоний Великий также указывал на недопустимость безудержного смеха для христианина. Но одновременно он допускал здоровый юмор, полагая, что душа человека нуждается в неком расслаблении. Когда однажды в пустыню, где подвизался преподобный  Антоний со своими монахами, пришел один посетитель, то он был крайне удивлен и даже смущен, увидев, что преподобный Антоний шутит с монахами. Посетитель полагал, что это монахи очень строгой жизни и им смех не должен быть свойствен. Тогда преподобный Антоний попросил пришедшего человека натянуть тетиву лука. Тот согнул лук, но Антоний сказал, что нужно натянуть тетиву еще сильнее. Посетитель делал это все с большим усилием. В конце концов он сказал Антонию: «Если я дальше буду сгибать лук, то он сломается». И преподобный Антоний сказал: «Так же и с человеком: хоть он и нуждается в некой строгости, трезвении, покаянии, но если эта строгость чрезмерна и человек не знает никакого отдыха, тогда он тоже может сломаться». Поэтому в какой-то степени юмор вполне уместен.

Кроме того, юмор бывает с глубоким смыслом. Каждый год после того, как проходят вступительные экзамены в Томскую духовную семинарию, бывает встреча с архиереем епархии (то есть со мной). И я часто, давая какие-то наставления семинаристам, начинаю не с цитат святых отцов, не с выдержек из Священного Писания, а с одного анекдота, который я когда-то давно услышал. Он мне кажется очень назидательным, поэтому я из года в год делюсь этим анекдотом с поступившими студентами. А анекдот рассказывает о том, как один сельский священник возле своего дома изготавливает табуретку. Деревенские мальчишки через забор наблюдает, как он этим делом занимается. Батюшка, увидев ребятню, с ними здоровается и спрашивает: «Смотрите, как я табуретку делаю?» − «Нет, батюшка, ждем, когда ты молотком по пальцу ударишь. Интересно, какое ты при этом слово скажешь». Эти мальчишки знают, какое слово в данном случае могут сказать их родители, родственники,  соседи. А это батюшка, и он не должен бы сказать этого слова. И мальчишки ждут, что же он скажет. Какой здесь вывод делается? На любого верующего человека (тем более священнослужителя) мир смотрит особенно пристально. И те люди, которые считают себя православными верующими, должны высоко держать знамя благочестивой жизни. Это не мальчишки, а мир наблюдает за нами. Казалось бы, анекдот, но он достаточно назидательный и поучительный. Я знаю достаточно много таких смешных, забавных историй, которые несут в себе глубокое назидание. Не случайно на многих известных православных сайтах, где размещается информация о событиях церковной жизни, есть целый раздел «Православный юмор», где излагаются подобного рода забавные и поучительные истории.

Много смешных, но одновременно и поучительных историй мы встречаем в житиях святых. Я помню, когда еще учился в семинарии (80-е годы XX века), появилась книжка «Отцы-пустынники смеются» (сначала она была в рукописном виде, а позднее ее уже издали), где был изложен юмор, присущий святым отцам. Как говорил премудрый Соломон, всему свое время, и время всякой вещи под небом: время плакать, и время смеяться; время разбрасывать камни, и время собирать камни. Поэтому когда это уместно, юмор, конечно же, допустим. Оптинские старцы тоже были не прочь отпустить какую-нибудь шутку, особенно когда видели, что какому-нибудь человеку грозит опасность впасть в состояние уныния и печали. Скромный, уместный и назидательный юмор может быть в качестве некоего спасательного круга, отдушины для человека. Человек благодаря этому юмору может расслабиться, у него проходит дух уныния (который является, конечно же, страшным грехом).

− Мне мама тоже в свое время не раз говорила, что смех без причины – признак дурачины… А если нам сейчас подумать о том, чтобы, например, на территории Томской митрополии придумать день православного юмора (не 1 апреля, а в удобное для этого время)? Как Вам такая идея?

− У Господа и Церкви есть много средств для врачевания человеческой души: молитва, пост, подвижничество и юмор в том числе. Человек, который обращается к врачу, получает индивидуальную рецептуру применительно к своему состоянию. Не случайно на любых медикаментах в инструкции есть надпись: прежде чем это употреблять, нужно проконсультироваться с врачом, потому что одни и те же лекарства для одних могут быть полезными, а для других вредными. Поэтому когда мы пытаемся всех объединить и заставить либо смеяться, либо плакать, тогда мы кому-то можем принести пользу, а кому-то можем и повредить. А поскольку мы в настоящее время живем в таком обществе, которому присущ некий глобализм (когда нет замкнутых пространств, которые ограничивались бы рамками одного прихода, одной епархии), то сейчас очень много популярных общецерковных сайтов, где систематически появляется юмор, новые истории, рассказы. Поэтому любой человек, который испытывает потребность несколько отвлечь себя или получить назидание не в строгой форме святоотеческих поучений, а в более легкой юмористической форме, всегда может это сделать.

− Владыка, наш известный советский актер Юрий Никулин очень гордился тем, что он клоун. Он говорил, что это была его мечта детства, и она осуществилась. Как Вы относитесь к этому жанру в цирке?

− Я еще раз хотел бы подчеркнуть, что если цель юмора, клоунады − просто смешить и веселить человека без каких-либо дальнейших целей, то это даже вредно. У любого дела и любой профессии должна быть конечная цель. Причем было замечено не только священнослужителями и людьми, внимательными к своей духовной жизни, но даже психологами, что когда человек предается какому-то безудержному веселью, разгулу в виде плясок, неистового пения, то он настолько выплескивается через это, что опустошается. Всегда после дней безудержного веселья наступают дни внутренней тоски и безысходности, что очень опасно. Поэтому святые отцы всегда оберегали душу человека от каких-то крайностей, давали советы быть достаточно воздержанными в своих чувствах.

Если человек, посвятивший себя юмористическому жанру, преследует цель поддержать человека в каких-то трудностях, избавить его от уныния; если его шутки носят здоровый характер, то в определенной мере все это уместно. К сожалению, в последнее время, в отличие от юмора того же Юрия Никулина и других комиков старой школы, часто можно видеть, как юмор начинает носить все больше пошлый характер (что многим кажется смешным). Такой юмор, конечно, не может быть полезным. Он крайне вреден, разрушителен; он развращает человека: и того, кто так шутит, и того, кто становится причастным к такого рода шуткам. Поэтому такого юмора человек должен избегать, чтобы предохранить свою душу от нравственной порчи, которая угрожает человеческой душе.

– И мне не раз доводилось слышать, в том числе от Вас, назидательные анекдоты. Можете сейчас рассказать какую-нибудь из историй, приключившихся с Вами?

– Одну я уже поведал, которую обычно рассказываю семинаристам. Есть еще одна, не столько поучительная, сколько смешная. Женщина приходит в храм на Светлой седмице и обращается к свечнице: «А где у вас получают ананасы?» Та в большом недоумении: «С чего вдруг в храме раздают ананасы?» Женщина поясняет: «Вчера я проходила мимо храма – совершался крестный ход. В гуще толпы стоял батюшка. Я не видела, чем он занимался. Люди вокруг кричали: «Ананас! Ананас!» Я и предположила, что он раздает ананасы». На самом деле батюшка кропил святой водой, и поскольку она попадала не на всех, прихожане, как обычно, просили их сугубо покропить: «А на нас!» Женщина и подумала, что идет раздача ананасов. Вот таких забавных историй бывает немало.

Или еще одна. На Светлой седмице после вечерни сразу начинается утреня. В обычные дни хор поет: «Слава в вышних Богу…» А тут сначала надо: «Христос воскресе из мертвых…» Хор об этом забыл. Батюшка, конечно же, решил исправить ситуацию и, выглянув из алтаря в боковую дверь, стал громко подсказывать: «Христос воскресе!» Прихожане подумали, что он так с ними христосуется, и весь храм дружно ему ответил: «Воистину воскресе!» На что батюшка им: «Да вас это не касается!» Получилось достаточно занимательно.

– Спасибо, владыка. Давайте перейдем к следующей теме нашей программы – памяти благоверного великого князя Ростислава Мстиславовича Киевского, в крещении Михаила. Церковь отмечает ее 27 марта. Мне кажется, Вы знаете об этом святом гораздо больше, чем кто-либо другой.

– Да. При монашеском постриге в 1987 году я получил имя этого русского подвижника, благоверного князя Смоленского, впоследствии великого князя Киевского. Тот год предшествовал 1000-летию Крещения Руси, и ректор Московской духовной академии, архиепископ Александр (Тимофеев) всем принимавшим монашество старался давать имена русских святых.

Готовясь к постригу, я хотел получить имя какого-нибудь преподобного, подвизавшегося в монастыре или в пустыне, и был крайне удивлен, когда мне дали имя не монаха, не подвижника, а князя. Поначалу я даже немного расстроился, но оказалось, это был Промысл Божий. Во-первых, биография великого князя Ростислава во многом совпадает с тем путем, которым Господь вел меня по жизни. Во-вторых, князь, хотя занимал высокое положение, с молодости мечтал о монашестве. У него даже была своя келья в Киево-Печерской лавре, где он периодически уединялся для молитвы и поста. Всю жизнь он мечтал, хотя бы на склоне лет, уйти в монастырь. Но это желание не благословлял духовник – архимандрит, преподобный Поликарп Печерский, который говорил, что государственное служение перед лицом Божиим не менее важно, чем монашеское.

Так и я с юности мечтал быть монахом в Троице-Сергиевой лавре и завершить свой жизненный путь именно там, но неожиданно для себя в 1993 году был призван к архиерейскому служению, служил в разных епархиях; и уже более двадцати лет – на Томской земле.

Князь Ростислав понимал, что Киевскую Русь надлежит устроить по образцу Горнего Иерусалима, и, помимо вопросов экономики, градостроительства, обороны, занимался храмостроительством. Свидетельство его трудов – многие церкви домонгольского периода. Некоторые из них из-за времени, политических перипетий, к сожалению, разрушены, но есть и дошедшие до нас; правда, в сильно перестроенном виде.

В одном из районов Томска строится храм святого благоверного князя Владимира. В качестве образца мы взяли церковь Архангела Михаила XII века, построенную князем Ростиславом в Смоленске. Ученые реконструировали ее исконный внешний вид. Бог даст, на Томской земле появится такой необычный храм домонгольской древнерусской архитектуры. Он будет не только радовать прихожан, но и напоминать о высоких духовно-нравственных идеалах, которыми испокон веков жили наши благочестивые предки.

– У нас остались вопросы телезрителей.

У современного человека гораздо больше соблазнов, чем их было сто лет назад. Может ли это служить смягчающим обстоятельством в ответе за не слишком праведную жизнь? Ведь для чего-то Создатель попустил телевидение, Интернет и прочие развлечения.

– Внешние условия меняются. Нельзя сказать, что раньше искушения были слабее. Может меняться их форма, но грех остается грехом, он одинаков в любое время.

Святые отцы говорили, что в последние времена христиане будут более, что ли, изнеженными, расслабленными, нежели в первые века, зато будут иметь великие скорби по плоти. И кто будет претерпевать эти скорби, переносить испытания, искушения со смирением, иногда будут достигать уровня святости древних подвижников. Каждое время отмечено по-своему.

– Прошлый год выдался аномальным, в наш город не привозили никаких святынь. В этом году что-то планируется?

– Во-первых, на Афоне уже давно написана для Томска икона святителя и чудотворца Николая, особенная, благодатная, перед которой на Святой Горе возносятся молитвы. Все замечают, что не успевают завершить молитву, как она уже оказывается услышанной и исполненной. Как только закончится эпидемия и будет возможность доставить эту икону, она будет принесена в один из храмов.

Во-вторых, в прошлом году в рамках православной книжной выставки-ярмарки мы намеревались  принести ковчег с мощами святого великомученика Георгия Победоносца. Отмечалась знаменательная дата – 75 лет Великой Победе. Вклад этого святого, молитва к нему имели не последнее место в ее приближении. Надеемся, что запланированное удастся исполнить в этом году. Все мы – наследники Великой Победы; и немного потеряем, если встретим святыню в год 76-летия.

Это ближайшие планы на будущее, но человек предполагает, а Бог располагает, планы есть, но все управит Господь.

– Много лет подряд в Томск из Анжеро-Судженска организовывали один из самых длинных крестных ходов России – Феодоровский. Насколько я знаю, священник, который был главным его организатором, переведен на служение в другой город. Будет ли продолжена эта традиция?

– Такие мероприятия, как крестные ходы, независимо от священника, руководителей, инициаторов, организаторов, являются устоявшейся доброй традицией. Слава Богу, что в Томске они есть!

В этом году крестный ход был невозможен из-за сложной эпидемиологической обстановки. Но в частном порядке его участники были в Томске на богослужении в день старца Феодора Томского, 5 июля. Все они заверяли, что, как только ситуация улучшится, они будут готовы снова преодолевать этот многокилометровый путь к святому.

Когда человек не просто садится в машину и приезжает к цели своего паломничества, а идет пешком, и не один день, его душа особенно раскрывается перед святыней, становится более восприимчивой. Я знаю это по себе: в молодости совершал такое пешее паломничество из Москвы в Киев. Оно длилось несколько недель. В пути мы имели возможность и размышлять о духовной жизни, и молиться, и петь духовные песнопения. И, конечно, нам совсем по-другому открылись те великие святыни, которые хранятся в матери городов русских – Киеве.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записали Наталья Богданова и Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 13 мая: 12:30
  • Воскресенье, 16 мая: 05:30
  • Четверг, 20 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​