Православный взгляд. О сказках. Неделя о слепом

10 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Отец Иосиф, на этой неделе отмечался Международный день защиты детей. Дети – наше все, государство заботится о них. У Церкви к ним тоже особое отношение. Христос сказал, чтобы не мешали детям приходить к Нему.

Для воспитания детей призывают читать им сказки. Как Православная Церковь относится к этому? Ведь «сказка ложь, да в ней намек».

– Я не знаю такого церковного документа, который определял бы отношение Церкви к сказке.

Сказка – это достояние народа, отражение его опыта. Для воспитания она, конечно, важна и нужна. Бабушка и мама читали мне сказки: славянские, грузинские, казахские, французские народные сказки, авторские сказки А. Пушкина, П. Бажова. Первая сказка, которую я прочитал сам, – о летучем корабле.

– «Земля, прощай!»

– Да.

– Не прослеживается ли какая-то духовная нить в этих сказках?

– Конечно, прослеживается. Вы вспомнили слова великого А. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Дети не любят, когда их поучают, это надоедает и вызывает отторжение, а сказка учит без занудства. В ней интересны и форма подачи материала, и сюжет, и персонажи. Мы четко различаем, что хорошо и что плохо. Доброта, любовь, справедливость, честность, самоотверженность, взаимовыручка, трудолюбие – это христианские качества. Но есть и очень неприглядные персонажи, которые  олицетворяют ложь, измену, лень, подлость.

– А Змея Горыныча или Кощея Бессмертного в сказках стоит воспринимать как врагов рода человеческого?

– Это все-таки детские персонажи. На иллюстрациях они нестрашные, чтобы не пугать детей. Сказка – о законах жизни, о том, как жить на этой земле. Бывают разные люди, есть с неприятными качествами, но все равно с ними надо как-то взаимодействовать, учиться взаимоотношениям. Учиться жить в этом мире.

– Можете ли Вы объяснить смысл сказки «Курочка Ряба»?

– Повторить ее? Это же совсем маленькая сказочка.

– Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила. Но когда разбили – все плачут.

– Эту сказку я знал со слуха, когда еще не умел читать. Жил дед, жила баба, была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое. Дед бил-бил… Зачем? Наверное, есть хотел. А мышка бежала, хвостиком махнула – и разбила. Дед плачет, баба плачет, а курица им говорит: «Ничего страшного, я снесу вам другое яйцо – простое».

Как ни странно, я нашел объяснение этой сказке в первой главе Книги Бытия. Жили в раю Адам и Ева, и было у них золотое яйцо. Они не берегли его, били-били, а инфернальное, то есть адское, существо в виде мышки, с рогами, с копытами, с поросячьим рыльцем, бежало, длинным хвостом задело яичко и разбило его. И теперь мы плачем на этой земле, потому что не дорожили золотым яйцом. Теперь ешьте, конечно.

– Глубоко. Отец Иосиф, Вам не кажется, что многие наши соотечественники, да и не только, воспринимают Евангелие как сказку?

– Если это так, то совершенно неправильно, какое-то уж совсем несерьезное отношение к Евангелию. Как можно охарактеризовать сказку? Это ложь. Может быть, такого события никогда в жизни не было, но через выдумку транслируется истина, глубокий смысл.

А Евангелие – это абсолютная правда, оно исторично. Может быть, не столь поэтично, но прекрасно своей простотой.

– Если сказка ложь, то Евангелие, по сути, – истина.

– Да. Александр Сергеевич Пушкин назвал сказку ложью, потому что, может, баба-яга в избушке на курьих ножках и не жила и в ступе не летала. Но в Евангелии все лица реальные.

– Но ведь притчи – это же тоже, по сути, то, чего на самом деле не было?

– Притчи – это как раз то, что бывает в жизни. Вышел сеятель сеять – народу было понятно, потому что страна была сельскохозяйственной. И, как бывает и сейчас, одно зерно упало на землю, другое – на камень, третье – при дороге. Как раз в притчах описаны события из жизни, через них Господь хочет донести до человека Божественные истины, необычные для сознания человека, но важные и нужные для жизни.

– А почему нельзя было сказать прямо?

– Наверное, тут опять параллель со сказкой.

– Мы не были готовы услышать правду?

– Я не знаю, готов ли человек постоянно слышать назидания. А сказка завлекает, увлекает интересными событиями, персонажами, и мы получаем представление о высоком и низком, о хорошем и плохом. А разве заповеди – это не прямо высказанные истины? Чтобы человек понял их необходимость, и нужны притчи. Господь показывает, как Божественные законы работают.

– У меня есть некоторые сомнения, что все сказки одинаково полезны. Мы купили книгу и стали читать детям, и я, честно говоря, опешил. В одной из сказок старшие братья издевались над младшим Иванушкой-дурачком, но он их обхитрил, привел на берег реки и сказал: «Там, на дне реки, неимоверно дорогой сивый конь. Ныряйте туда и получите богатство». Цитирую: «Завидно стало братьям, говорят дураку: “Зашивай теперь нас в куль да спускай поскорее в прорубь. Не уйдет от нас Сивка”. Опустил их Иванушка-дурачок в прорубь и погнал домой пиво допивать да братьев поминать». Я в шоке!

– Вот замечательная жизненная правда, пример того, до чего человека доводит алчность. Не Иван виноват – алчность доводит человека до того, что он готов поверить в любую глупость в предвкушении богатства, прибыли. А Иван-дурак… Филологи больше скажут про этимологию слова «дурак». Раньше оно понималось совсем не так, как сейчас. Дурак – это просто младший в семье. То, что в глазах людей является глупостью, очень часто оказывается мудростью. Вот урок для тех, кто мнит себя умным.

– Какая Ваша любимая сказка?

– Не могу сказать. Сейчас я их не читаю. Всему свое время. Комментировать или пересказывать уже, конечно, не смогу. Или нужен специалист, или надо все перечитывать, на что уже нет времени.

Сказка образовывает душу ребенка, когда он еще, может быть, своим умом ничего не осознает, но душа требует воспитания. Из бесформенной массы нужно слепить образ. А душа – это образ Божий. Вот на это и направлена сказка.

Я не знаю всех русских сказок, может быть, есть и такие, которые детям читать нельзя, но в любом случае то, что народ отобрал, что осталось жить в его сознании, правильно, а значит, полезно и должно иметь право на существование.

– Есть много шуток на тему того, почему большинство сказок заканчивается свадьбой. Хотя, как говорят мужчины, со свадьбой все неприятное только начинается.

– В моей жизни свадьбы не было. Но думаю, что она символ высшей радости в жизни человека. Мы судим со своей испорченной, кривой колокольни: «Хорошее дело браком не назовут». На самом деле должно быть иначе. Свадьба – это высшее проявление радости, потому что двое соединяются любовью.

– Кстати, Господь в Своих притчах тоже нередко говорит о свадьбе: могут ли поститься сыны чертога брачного?

– Потому что как сказать людям о большой радости? Может быть, они не понимают, какое счастье читать хорошую книгу или наслаждаться природой. А вот свадьба – это понятно всем; ну, или большинству.

– Вы могли бы порекомендовать какие-то сказки, которые обязательно нужно прочесть детям, чтобы у них сложились правильные представления о жизни?

– Могу сказать совершенно точно, что сказки А. Пушкина, П. Бажова, русские народные, народов мира – это литература высшего качества,  ее надо читать, чтобы у детей появился вкус и интерес к чтению.

– Я привел пример сказки, которая меня шокировала, не насторожила, а именно шокировала. Вы посчитали, что в ней ничего такого нет. На Ваш взгляд, должна ли быть какая-то комиссия, чтобы отслеживать, что читают наши дети?

– Цензурировать должны родители.

– Но трудно понять, что написано в книге, не прочитав ее.

– Значит, родители должны объяснить ребенку. А если не могут, пусть сначала постараются понять. Конечно, иногда сюжет бывает просто зубодробительным, но наша жизнь красивее, что ли?

– Наверное, не во всяком возрасте можно читать все сказки?

– Я думаю, да. Хотя, знаете, для чистых все чисто. Как-то уже взрослыми мы общались с друзьями, и они говорили про сказки: «Это страшно – читать невозможно».

– Какие это сказки?

– Я сейчас не помню. Недевственное сознание взрослого человека воспринимает все с примесью грязи, извините.

– Надеемся, что наши дети будут читать хорошие, добрые сказки; не только старинные, но и современных авторов.

Давайте перейдем ко второй части программы. Скоро наступит Неделя о слепом. Почему она празднуется именно сейчас и чему учит?

– Каждое воскресенье после Пасхи соотносится с Воскресением Господним, и через призму этого великого события Церковь преподает нам нравственные уроки. Это и встреча Спасителя с самарянкой, и исцеление расслабленного, и вот сейчас – слепого.

Господь увидел сидящего при дороге слепого от рождения человека и исцелил его. Окружающие, видя это чудо, стали размышлять: «Кто согрешил, родители его или он сам? За что ему такая кара от Бога?» А Господь ответил, что никто не согрешил, а такова была воля Божия о нем, чтобы Христос его исцелил.

Действительно, возникает много вопросов: а почему? а зачем? Они от праздного любопытства. Дела Божии так рассматривать нельзя. Во-первых, Бог знает, что, как и когда Он делает, человеческие санкции, одобрение Ему не нужны. Он делает то, что считает важным и нужным для человека.

– С любовью к нему.

– Да. Отношение Христа к человеку – это пример любви. У каждого в жизни есть цель: слава, нажива, пропитание, удовольствия. Часто путь к этой цели заканчивается крахом, как у тех братьев, которые ради богатства готовы были на все. А Господь говорит: «То, что Я творю, то и вы, Мои последователи, христиане, должны творить». Мы не должны быть сосредоточены только на себе любимых, есть люди, которые нуждаются в нашей любви, заботе, милосердии, поддержке.  Не всегда они кричат: «Помоги!» Как христиане мы должны сами видеть, что человек нуждается в помощи.

Надо просить у Бога исцеления от душевной слепоты, чтобы видеть проблемы не только свои, но и других людей. Когда мы им станем помогать, Господь поможет и нам. А самоугождение всегда заканчивается печально, как у тех братьев, которые как бы были умными.

– Стоит заметить, что вопросы «почему? за что?» достаточно часто звучат, например, когда кто-то болеет. А ведь далеко не всегда ответ на них можно узнать здесь, на земле, только если Господь не откроет тайну Своего Промысла. Это так?

– Это неправильные вопросы. Надо спрашивать: «Для чего Господь попустил это?»

– Раз даже в Евангелии такие вопросы задавали, что уж говорить о нас, грешных?

– Евангелие – это ведь не только пример того, как надо, но и как не надо поступать. И если человек задаст себе другой вопрос, Господь поможет ему найти ответ.

– У нас остаются вопросы телезрителей.

Многодетная мама боится ходить в храм с начала пандемии. Периодически приглашает батюшку домой для исповеди и причастия. Получается, что причащение Святых Таин происходит без службы уже больше года. Как долго такое возможно?

– Предполагается, что у женщины маленькие детки.

– Многодетная мама.

– Я думаю, это правильно. Нужно скрепя сердце пережить эту беду. Себя ты можешь подвергать любой опасности, но ты еще ответствен и за семью, и за детей, и вообще за всех окружающих. Это ответственность, и если мы понимаем ее правильно, то Господь благословит и утешит. А вообще надо сделать прививку.

– Думаю, следующий вопрос касается наших выпускников: «Правильно ли перед экзаменами заходить в храм и ставить свечки?»

– А как иначе? Другое дело, что Господь не будет поощрять  глупость и лень отличными оценками. А когда ты работаешь и просишь Его благословения на предстоящий экзамен, то преуспеешь.

– Но не стоит подменять собственный труд тем, что ты помолился и поставил свечку.

– В таком случае хоть миллион свечек – кроме копоти, ничего не будет.

– Есть такая примета: не пить из треснувшей чашки и не есть из тарелки, в которой есть скол. У этой приметы есть что-то общее с православием?

– В приметах вообще нет ничего общего с православием, есть какие-то практические соображения. Треснувшая чашка в конце концов может привести к беде.

– Лопнуть.

– Да. А скол на тарелке – какая тут беда? Если можешь заменить ее, замени. Нет – пользуйся такой, пока совсем не разобьется.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 29 июля: 12:30
  • Воскресенье, 01 августа: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​