Православный взгляд. О детях

3 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Томский и Асиновский Ростислав.

– Сегодня я предлагаю поговорить на тему детей: 20 ноября отмечается Всемирный день ребенка. Владыка, почему в Священном Писании такое трепетное отношение к детям? Ведь, по сути, ребенок за свою жизнь еще ничего не успел сделать, совершить, тем не менее, судя по Евангелию, он считается практически святым. Поправьте, если это не так.

– Может быть, потому такое отношение к ребенку, что он еще ничего не успел сделать плохого. После грехопадения Адама и Евы была повреждена сама природа человеческая, то есть в наше естество, сотворенное Богом безгрешным, было всеяно семя греха, и, по сути дела, оно в каждом человеке дает о себе знать, прорастает. Конечно же, в человеке с возрастом все в большей и большей степени обнаруживаются страсти, пороки. И только духовная борьба и таинства Святой Церкви, прежде всего таинство Крещения, позволяют заново пережить рождение, когда умирает человек ветхий и рождается человек новый, причем не так быстро и не так просто.

Хотя ребенок наследует от матери падшую человеческую природу, личного греха он еще не совершил, поэтому, конечно же, в детях страсти еще не кипят в той степени, как у взрослых. Но и у младенцев, когда они капризничают, проявляется своенравие, эгоизм, например, когда они говорят: «Это моя игрушка. Если ты у меня ее отберешь, я тебя лопаткой…» И все-таки детство – это еще время невинности, непорочности.

Помните, в Библии описано сотворение человека? Когда Бог сотворил Адама и Еву, первоначально они не имели одежды, были нагими, тем не менее взор их был настолько чистым и непорочным, что они не вынашивали блудных помыслов. И только после того как грех вторгся в их природу, помрачилось их сознание, они посмотрели друг на друга страстно. До этого же их состояние было бесстрастным. Оно было в чем-то подобно, близко, хотя и не совсем тождественно, состоянию младенцев. Именно детям свойственны искренняя любовь, доверчивость, преданность родителям, людям, которые их окружают. Если мы посмотрим на ребенка, который держит за руку папу или маму, полностью им доверяя, мы увидим, насколько еще просты, чисты его ум, сердце и помыслы.

Мы читаем на страницах Евангелия о том, что люди приносили ко Христу Спасителю своих детей во время Его земной проповеди, апостолы же пробовали запретить им это, считая нерациональным. Ведь одно дело, когда Господь учит жизненному пути взрослых людей, а тут дети, которые пока еще ничего не понимают, а народу и без них хватает, они только добавляют суеты и без того довольно насыщенной жизни Учителя. И апостолы не пускали их. Когда Господь это увидел, то возразил: не препятствуйте им приходить ко Мне, потому что таковых, как дети, есть Царство Небесное. То есть в Царство Божие войдет человек, который уподобится детям.

В чем же он уподобится? Прежде всего в чистоте и простоте сердца. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что ничто так не приближает человека к Богу, как простота. Лев Толстой в период своих религиозных метаний несколько раз бывал у преподобного Амвросия Оптинского, известного старца. Когда он вышел от него, то сказал: «Воистину этот старик – великий святой. Когда я был в его келье и беседовал с ним, я чувствовал присутствие Бога». Преподобный Амвросий, принимая людей, часто использовал в своем лексиконе народные пословицы, поговорки, цитировал басни, в том числе и басни Крылова. Он часто говорил: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». То есть добродетель простоты он тоже обозначал как одну из главных.

Святитель Игнатий, которого мы упомянули, говорит, что простота – многогранная добродетель, в нее входят и чистота помыслов, и непорочность жизни. Он приводит еще много-много других качеств, которые в совокупности обозначаются словом «простота». Такое устроение наиболее верно, чтобы беспрепятственно войти в Царство Божие. Именно в ребенке Господь его увидел и указал на детей как на образец чистоты, простоты, доброго, искреннего отношения к окружающему миру и к человеку.

– Владыка, мне довелось читать высказывания великого старца современности Николая Гурьянова. Он говорил, что над глупыми есть умные, над умными есть мудрые, над мудрыми – премудрые, а над премудрыми – святая простота. Как Вы относитесь к фразе «простота хуже воровства»? Здесь разница именно в понятиях «простота» и «святая простота»?

– Здесь просто есть подмена некоторых понятий. То есть термин один и тот же, но, видимо, понятия совершенно другие. В выражении «простота хуже воровства» скорее всего имеется в виду не та простота, о которой говорили и преподобный Амвросий, и святитель Игнатий (Брянчанинов), и отец Николай Гурьянов. Помните, в Евангелии есть место, где Господь говорит: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби? Так вот, отсутствие этой мудрости в приведенном контексте и именуется простотой – некой грубой, неотесанной прямолинейностью, которая рубит с плеча, несмотря на то, что, может быть, приносит вред окружающим. То есть это не заботливое отношение к людям, к миру, это как слон в посудной лавке, который все сметает. Бывают люди, которые готовы резать правду-матку, говорить много неприятного, и им кажется, что так они отстаивают истину. Но, позвольте, если человеку, у которого есть какие-то немощи, обрисовать их в гипертрофированном виде, как он это воспримет? Конечно, болезненно. Если кто-то хочет указать на недостатки другого, апостол Павел советует делать это с крайним смирением, осторожностью и любовью. Если человек впадет в какое-либо согрешение, то в Послании к Галатам написано: вы, духовные, исправляйте такового духом кротости

Когда человек, желая исправить кого-то, налетает на него с обличениями, как будто хочет растоптать, вывернуть наизнанку всю его подноготную, чтобы тот осознал и ужаснулся, часто это не приводит к должным результатам. Такой человек немудрый, и в данном случае пословица «простота хуже воровства» о нем. Он подобен хирургу, который вдруг решился делать операцию без наркоза.

Когда мудрый духовник принимает исповедь у человека, редко исповедующегося и от этого чувствующего неловкость, он никогда не будет спрашивать: «Воровал ли ты?»  Даже у вора язык не повернется сказать, что он вор. Куда в более приемлемой форме звучит вопрос: «А не брал ли ты у кого-то когда-то чего-то чужого? Не присваивал ли ты чужое?» Вопрос звучит уже не так грозно, и человек начинает думать: «Ага, когда я учился в школе, то у соседа по парте стянул карандаш или фломастер, который мне очень понравился. Еще я без разрешения взял из вазочки шоколадную конфету и съел». Кажется, это мелочь, но это проявления одного и того же греха воровства. Человек начинает вспоминать это и каяться. А если спросить в грубой форме, то цель не будет достигнута.

Я думаю, выражение «простота хуже воровства» – это когда действуют вот так прямолинейно, но не совсем мудро, неумно. Такое состояние обычно не растворено другой добродетелью: любовью. Если мы хотим достигнуть какого-то положительного результата, мы должны делать все с любовью, а не с ненавистью: «Вот дать бы кому-то по шапке и растоптать!» Иногда даже в церковной среде встречаются такие обличители, которые готовы послать человека в ад, отдать дьяволу за то, что он такой-сякой, мерзавец; где же здесь забота о спасении вечной души этого человека? Где любовь, которую заповедал нам Христос Спаситель?

Когда в моей памяти всплывают такие правдорубы, мне вспоминается картина известного русского художника В. Д. Поленова «Христос и грешница», которая находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. На ней изображен Спаситель и разъяренная толпа ветхозаветных саддукеев и фарисеев, которые тянут к Нему застигнутую в грехе женщину. И вот эти злорадные и одновременно озлобленные лица в толпе часто напоминают мне людей, которые готовы рубить с плеча. А нужно все делать с любовью: будь то операция или, наоборот, намащивание елеем. Тем и отличаются эти два состояния простоты.

– Владыка, сегодня мы говорим о детях. Часто люди, далекие от Церкви, задают вопрос, который, как они считают, должен поставить в тупик любого священника: если дети безгрешны, то почему они болеют?

– Я уже сказал, что причиной всех проблем, всего дискомфорта, которые есть в этом мире, является грех, но не личный грех человека. Если мы посмотрим на историю человеческого рода, то увидим, что страдают не только грешники, а иногда и не столько грешники. Праведники страдают ничуть не меньше. Известный образец долготерпения страданий – библейский герой, чье имя стало нарицательным. Это Иов, который, будучи праведным и непорочным пред Богом, претерпел великие бедствия. В конце концов Господь за терпение наградил его благоденствием, но все-таки он прошел через горнило испытаний.

Человек, преступив заповедь Божию, повредил гармонию бытия, превратил космос, что в переводе с греческого «вселенная, красота, порядок, упорядоченность», в состояние ему противоположное – в хаос. В греческом языке «космос» и «хаос» – антонимы. Иногда в хоре диссонансом прозвучит какой-нибудь фальшивый голос – и нарушится все пение, хор станет несостоятельным.

Младенец в этом мире оказывается в хоре, переживающем свой диссонанс, в мире, погруженном в состояние хаоса, который есть причина греха взрослых. Кто за это ответственен? Конечно, тот, кто совершает грехи, поэтому по мере сил и возможностей взрослые люди должны оберегать и охранять младенцев. Оказаться в этих обстоятельствах – все равно что в обществе, где свирепствует эпидемия. Хотя человек сам не является ее причиной, но в заразной атмосфере подвергается опасности.

Здесь не идет речь о личной вине или вине младенца, а о грехе, в состоянии которого мы живем. Поэтому Господь Иисус Христос, как мы знаем, пришел на землю не просто для того, чтобы научить нас, дать высокие духовно-нравственные ориентиры. Христос не просто и не столько Учитель, сколько Спаситель этого мира. Он пришел изменить его, посеять новое зерно правды, ввести в этот ветхий мир, пораженный бациллой греха, закваску, которая позволит ему перебродить и преобразиться в новом качестве. Но процесс этот долгий.

Господь основал Церковь, которую совершенно неверно воспринимать как какую-то религиозную организацию. Церковь – это стихия Духа Святого, она призвана быть закваской мира, присутствием Духа Святого на земле. Поэтому всякий человек, который входит в Церковь, приобщается особой реальности. Он оказывается не в тлетворной стихии века сего, а в благодати Духа Святого.

– Еще один вопрос, который часто задают, вызывает много дискуссий, в том числе среди тех, кто уже воцерковлен, и даже священнослужителей: а стоит ли младенцев крестить, учитывая, что они и так безвинны? Или нужно дождаться, когда они вырастут?

– Во-первых, все, что я говорил до этого, – как раз о том, что младенцы не в личном, а в сущностном, онтологическом плане не безвинны. Младенец наследует от родителей природу ветхого Адама, поврежденную вирусом греха. Чтобы пресечь развитие этого вируса, посеять семя новой благодатной жизни, Господь установил таинство Крещения, в котором умирает человек ветхий и рождается новый.

Другое дело, что духовное перерождение происходит не автоматически: человека, не осознающего, что происходит, погрузили трижды в купель – и свершилось. Любое таинство, в том числе крещение, совершается по вере. Вопрос не в том, нужно или не нужно крестить младенцев, а можно или нельзя их крестить, поскольку они еще не осознают происходящего.

В Церкви со времен святых апостолов всегда младенческое крещение совершалось по вере родителей, членов семьи. В Книге Деяний апостольских (по-моему, мы в одной из передач касались этого вопроса) есть много таких эпизодов, не один и не два раза встречающихся, когда кто-то уверовал по проповеди апостола со всем домом своим, и все были крещены. То есть ко Христу шли и принимали крещение не только по одному, но и целыми семействами, домами, где, конечно, были и дети.

– Это уже малая церковь получается.

– Да, это малая церковь, и ребенок является неотъемлемой частью этой церкви, он уже с младенчества, получив крещение, возрастает как христианин. Родители (либо крестные, либо родные) приносят его в храм причастить Божественных Тела и Крови Христовых. Младенец принимает внутрь себя Самого Спасителя. Это очень важно. Конечно, многие родители делают это, чтобы ребенок не болел или меньше болел, но причастие не в этом заключается – Сам Господь входит в нашу жизнь. Конечно же, Его присутствие в жизни ребенка ограждает того от каких-то внешних бедствий, но на самом деле происходит нечто большее, а именно – духовная связь с Самим Спасителем. Поэтому крещение младенцев в Церкви всегда было, есть и будет. Но к нему нельзя относиться как к чему-то механическому. Нужно понимать, что это должно быть по вере родителей либо других родственников, которые берут на себя ответственность за христианское воспитание этого младенца.

– Давайте теперь поговорим на такую тему: 21 ноября отмечается Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Что это за праздник?

– В церковных календарях он обозначен жирным черным шрифтом, хотя на Руси к нему всегда относились как к большому празднику. В сознании православного человека до сих пор этот день является праздничным. В храм всегда приходит много людей. Почему? В этот день мы совершаем праздник святых небожителей – Сил бесплотных. Как известно, Господь изначально сотворил мир духовный и мир материальный. Так вот, к духовному миру ангелов и принадлежат архангелы, ангелы, херувимы, серафимы.

Мир ангелов на самом деле многообразен. Мы мало знаем о нем. Тем не менее Священное Писание приоткрывает завесу тайны. Известно, что существует много категорий ангелов, в том числе и те, которые я назвал. Во главе всех ангелов стоит Архистратиг Михаил, Богом поставленный главой ангельского мира. Когда некоторые представители мира духовного отпали от Бога и из ангелов превратились в бесов, то Архангел Михаил возглавил тех, которые остались верны Богу.

Это праздник всех ангелов, не только Архангела Михаила, который является защитником человеческого мира от всех темных сил и зла. К нему часто обращаются за защитой, когда терпят по отношению к себе несправедливость. Архангела Михаила изображали на воинских знаменах, потому что почитали и как защитника православного воинства. Воины в православном понимании не завоеватели, а защитники интересов государства, Русь всегда стояла на страже справедливости, правды, на защите Отечества.

В этот день мы празднуем также день своего ангела-хранителя. Есть ангелы, которые хранят целые государства, города, населенные пункты, у каждого православного храма есть свой ангел-хранитель, есть и у каждого христианина. Он – верный спутник нашей жизни, ограждает от всякого зла, подсказывает хорошие, добрые выходы из трудной ситуации. Когда мы читаем утренние или вечерние молитвы, которые должен читать каждый православный человек, то молимся и ангелу-хранителю. Поэтому это и его праздник.

К ангелу-хранителю надо относиться с великой благодарностью, потому что он сопровождает нас по жизни, несмотря на наше недостоинство и греховность. Говорят, когда человек грешит, то ангел-хранитель не может приблизиться и помочь, потому что гнушается смрадом греха, который исходит от этого человека. Он поодаль молится за него Богу, чтобы Господь привел его к покаянию. Но когда человек совершает добрые дела, ангел приближается к этому человеку, радуется вместе с ним. Поэтому мы должны чтить святых ангелов и небожителей не только в день Собора Архангела Михаила и прочих бесплотных Сил, посещая богослужение, но стараться жить по заповедям Божиим, и тогда ангел-хранитель всегда будет с нами.

– У нас еще остались вопросы телезрителей. По традиции прошу на них ответить очень кратко: «Появилась новость о запрете российским мужчинам-мусульманам заключать браки вне конфессии. Как Вы считаете, в современном мире нужен такой запрет и нужен ли он, например, православным?»

– Я не берусь отвечать за мусульман, это дело их вероисповедания, что соответствует их нормам, они должны определиться сами. Существуют христианские древние нормы, которые говорят о том, что если христианин вступает в брак, то этот брак должен быть в Господе. И конечно же, создать крепкую семью можно только тогда, когда оба исповедуют одну веру (в отношении нас это православная вера), тогда возможно реализовать замысел Божий о семье в большем масштабе. Но жизнь слишком сложна и многогранна, в мире много религий, поэтому на практике не всегда эта норма осуществлялась. Церковь терпимо относилась к заключению и межконфессиональных браков, когда это было по той или другой причине необходимо, особенно если вступали в брак люди, недостаточно приобщенные к религии, а прожив в браке не один год, вдруг оказывались более глубокими последователями: один христианства, другой мусульманства, например. В данном случае Церковь руководствовалась другим указанием святого апостола Павла, который говорил о том, что жена неверная освящается мужем верным и муж неверный освящается женой верной. Поэтому дети, которые рождаются в таком смешанном браке, в религиозном отношении являются непорочными.

– «Тот факт, что мы живем в инновационном ХХI веке, а элементарная медицинская помощь в условиях эпидемии почти невозможна и за свое здоровье остается только молиться – это что-то означает, как Вы считаете?»

– Всегда какие-то трудные жизненные обстоятельства, эпидемии заставляют человека над чем-то задуматься. Я бы не сказал, что эпидемия, которая постигла нас сейчас, соизмерима, хотя бы в малой части, с эпидемиями холеры и чумы, которые свирепствовали в Средневековье. Тогда вымирали целые регионы, области, города. Сейчас, конечно, другая ситуация. Я бы не говорил столь категорично о медицинской помощи. Сейчас все-таки медицина достаточно развита, и в этом отношении человек может считать себя более защищенным. Да и болезнь эта не такого уровня, как упомянутые выше. С другой стороны, подобные события, неожиданно на нас обрушивающиеся, являются встряской, и не всегда отрицательной. Они заставляют обратиться к своей душе, задуматься о том духовно-нравственном состоянии, в котором живет наше общество.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записали Людмила Белицкая и Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 21 апреля: 05:30
  • Четверг, 25 апреля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать