Православный взгляд. Наука

14 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Томский и Асиновский Ростислав.  

– Давайте сегодня поговорим о таком важном для нашего города вопросе, как наука. Томск называют наукоградом. Если Вы не против, выразите, пожалуйста, отношение Русской Православной Церкви к науке. Ведь в советское время говорили, что наука и Церковь в принципе несовместимы.

– На самом деле наука и Церковь не могут быть несовместимыми. Что такое наука? Это область человеческой деятельности, которая направлена на изучение того мира, который сотворен Богом. Поэтому стоит вспомнить слова известного русского ученого М. В. Ломоносова, который говорил о том, что Бог как Творец этого мира дал человечеству две книги, помогающие Его познать, – Священное Писание и окружающий нас мир, являющийся сферой изучения науки. Так что всякий, кто изучает этот мир, изучает дело Божье; следовательно, приходит к познанию Творца.

Тезис о том, что наука и религия занимают противоположные позиции, опровергается наличием огромного количества верующих ученых, которые сочетали глубокую религиозность с высокой образованностью, занятием наукой. Этим людям принадлежат многие и многие открытия. Кто-то из них говорил, что чем больше он занимается наукой, тем больше становится религиозным.

Действительно, изучая этот мир, настоящий ученый видит в процессах, которые открываются его взору, великую премудрость Божью. Упрощенное представление о мире создает впечатление простоты и Божественного замысла. Но чем больше мы его познаем, тем больше понимаем, насколько он сложен, многообразен, тем больше удивляемся премудрости того Сверхразума, Которого мы и называем Богом, воззвавшим этот мир из небытия к бытию.

Среди верующих людей, которые в своих трудах многократно упоминают имя Божье, – Исаак Ньютон. Он был настолько благочестивым, что не мог себе позволить даже произнести слово «Бог», не сняв головной убор. Вспомним нашего русского ученого Ивана Петровича Павлова, который уже в советское время, когда верить было даже опасно с мирской точки зрения, был старостой одного из московских храмов. И таких верующих ученых можно назвать много. Так что на самом деле никакого противоречия между наукой и религией нет.

Есть противоречие между наукой современной и наукой вообще. Ведь что такое современная наука? Как бы она ни была продвинута, она не может обладать всей полнотой знания, потому что полнотой знания о сотворенном мире обладает только Творец этого мира – Бог. Наука X, XV, XX и XXI веков разная. И сейчас, и тысячелетия назад наука пытается изучить этот мир, и в силу ограниченности человека представления о нем менялись. И когда той же Римско-Католической Церкви ставят в укор противоречия между ней и Коперником, то это не противоречие между религией и наукой. Это было противоречие между наукой того времени и Коперником, который опередил свое время, познал этот мир несколько лучше, чем его современники.

И ничего удивительного, что даже в толкованиях Библии, которые основываются не на Божественном Откровении, создаются не в Духе Святом, а используют для доказательств библейских истин современные научные данные, аргументы оказываются шаткими, ведь то, что считалось несокрушимым фундаментом сто или двести лет назад, сегодня кажется примитивным. Например, сто с небольшим лет назад вышла удивительная многотомная «Толковая Библия». Александр Павлович Лопухин был ее издателем у нас в России. В ней библейский текст сопровождается не только святоотеческими комментариями, но и естественнонаучными: как с точки зрения науки того времени могло пониматься то или иное библейское повествование. Сейчас, конечно, некоторые из них кажутся очень простыми, а иногда уже и не соответствующими действительности, потому что наука ушла далеко вперед.

Сегодня предлагаются уже другие объяснения. Например, мне помнится, как заговорили о феномене расширяющейся вселенной. Астрономы наблюдали за далекими галактиками, которые, оказалось, разбегаются и отдаляются от нас. Следовательно, если вселенная расширяется, то тысячу лет назад она была в более плотном состоянии, а миллион лет назад – в еще более плотном. В конце концов ученые сделали вывод о возможности первого взрыва, который из первоатома дал начало той вселенной, в которой мы живем. И вот тогда один из ученых сказал, что наука в настоящее время вновь обращается к теме сотворения мира. Казалось бы, как феномен не науки, а веры это давным-давно стало прерогативой исключительно богословов. Теперь же ученые снова обсуждают, сотворен все-таки мир или не сотворен.

Наука развивается. Находятся удивительные факты, которые вновь и вновь подтверждают премудрость Того, Кто сотворил этот мир. Изучаем мы какой-то цветочек, который кажется незатейливым, теряющимся в многообразии подобных цветов, и видим, что это целый мир, удивительный и прекрасный. Возьмем атом – то же самое! А вселенная – макромир, который нас поражает! Я уж не говорю о той сфере научной деятельности, которая изучает человека с его особенностями. Человек – тоже отображение премудрости Творца.

– Владыка, а есть наука, которую Церковь не признает?

– Если это действительно наука, Церковь не может ее не признавать. Потому что было бы крайне странно, если бы наука отвергалась Церковью, ведь она призвана изучать этот мир как творение Божье.

– Например, астрология.

– Есть наука, есть лженаука. Я не знаю такой науки, как астрология, ни одного серьезного университета, где изучалась бы астрология. Есть множество явлений в этом мире, которые рядятся в благопристойные одежды, на самом деле не имея этой самой благопристойности. Есть лженаука или наукообразие, которое иногда придают ненаучным явлениям. Есть тенденции, пытающиеся науку сделать служанкой тех или иных политических, мировоззренческих течений. Например, когда в 1961 году Юрий Гагарин полетел в космос, многие советские газеты написали, что небо оказалось без Бога: человек в космос полетел и там Его не увидел. В то же время один из профессоров духовной академии на лекции сказал, что вряд ли тот, кто не может найти Бога на земле, сможет найти Его в космическом пространстве. Чтобы познать Бога, не нужно летать в космос. И среди космонавтов огромное количество верующих людей.

– Включая Гагарина.

– Да. Нельзя сказать, что он был человеком глубоко религиозным в плане формальной принадлежности к приходу, все-таки он был комсомольцем, воспитанным при советской власти. Но он вырос в простой русской семье, где блюли традиции, в том числе религиозные. Поэтому он сохранял благоговейное отношение к вере в Бога, к Церкви всю жизнь, как до полета в космос, так и после. Не случайно ведь на одном из форумов в нашей стране (не помню каком, в Интернете это его выступление есть) он заявил о важности восстановления Храма Христа Спасителя, а тогда на том месте был бассейн «Москва». Это был идеологический взрыв: Гагарин – и вдруг говорит, что необходимо восстановить Храм Христа Спасителя в Москве. В этом отношении он тоже опередил свое время, об этом стали говорить многие люди в нашей стране уже в 90-е годы ХХ века. В конце концов Юрий Михайлович Лужков проявил инициативу и мобилизовал все силы для восстановления храма.

«Наука доказала, что Бога нет» – это антинаучное заявление, поскольку оно не основано ни на каких фактах, а лишь на человеческой самоуверенности. Настоящая наука не может противоречить Божественной истине, так как она раскрывает многообразие мира, в котором мы живем.

– Любопытный факт из Вашей биографии, о котором Вы сами как-то рассказывали: Вы черпали знания о религии из книг по научному атеизму…

– Как Вы знаете, в советские времена религиозная печать была под запретом. Священное Писание, молитвословы издавались такими мизерными тиражами, что их иногда не могли приобрести даже священнослужители, не говоря уже о простых людях. Поэтому мы черпали знания из книг, изданных до революции, которые у некоторых бабушек все-таки хранились. Но доступ к этим книгам был ограниченный, их было немного. Поэтому часто узнать хоть что-то о религии можно было только из атеистической или естественнонаучной литературы. Атеизм тогда назывался научным, то есть создавалась видимость научности, поэтому там приводились какие-то данные. И если отбросить комментарии, которыми эти данные обрамлялись, вырисовывалась очень интересная картина, которая, по крайней мере, для меня не опровергала идею бытия Бога, а, наоборот, ее утверждала.

Помнится, когда я служил в армии, брал в библиотеке такие книги. Начальство знало, что я верующий человек, поэтому особенно за мной следило: не затащу ли я на территорию части какую-нибудь подпольную религиозную литературу, и периодически устраивало досмотр моего имущества, в том числе тумбочки, где находило атеистическую литературу. И вот однажды замполит ее пролистал с целью узнать, что я там читаю. А я на полях иногда делал небольшие пометки. Он их нашел и сказал: «Что-то Вы отмечаете в этих книгах не критику, а, наоборот, те места, которые подвергаются критике». Действительно, из этих книг мы извлекали положительные моменты. Я не был единственным в этом плане. Многие люди, которые начинали интересоваться религией, духовной жизнью в те годы, тщательно изучали атеистическую литературу.

– Наш город Томск часто называют наукоградом. Казалось бы, здесь умные, просвещенные люди. Как Вы думаете, те протестные настроения как-то с этим связаны?

– Такие настроения присущи не только городу Томску. В принципе, где их только нет? Это связано с падшей, греховной природой человека.

Я думаю, что данные протесты связаны с наследием тоталитаризма, в котором формировался менталитет нашего народа в советские годы. Хотя те, что протестуют, относят себя к демократам, людям современным, либеральным, на самом деле их мышление самое что ни на есть тоталитарное. Они не мирятся с тем, что наряду с ними, безбожниками, есть еще люди, которым нужны храмы, нужно что-то большее, что дает пищу душе, что, как говорил Пушкин, определяет «самостоянье человека», придает твердость, основательность его земному бытию. Я думаю, это нетерпение к другой точке зрения, к людям, которые мыслят иначе.

Наличие храма Божия не предполагает, что все, кто живет в округе, обязаны ходить в него. Не хочешь – не ходи, не для таковых он строился. Но есть люди, которым это нужно. Тем более что строительство храмов финансируется не за счет федерального либо какого-то другого бюджета. Верующие сами их строят на пожертвования. Если храм тебе не нужен, пройди мимо. Это во-первых. Во-вторых, такая позиция определяется образом жизни, душевным или духовным, можно по-разному назвать в зависимости от его уровня. Живет ли человек духовной, душевной или тем более плотской жизнью, соответствующим будет его поведение. Если он удаляется от Бога, а значит, и от духовной жизни, у него появляются другие ценности. Причем это обусловлено не степенью образованности, не уровнем интеллекта, а определенным устроением духовной жизни. Если человек живет так, что в ней не остается места для Бога и все заполнено грехом, мелким, страстным, житейским, либо земными заботами, которые не пересекаются с иным, запредельным бытием, то у него создается иллюзия, что Бога нет. Поэтому атеизм – это следствие повреждения не ума, а души.

– Хоть при одном университете Томска существует домовая церковь или хотя бы часовенка? Ведется ли в этом направлении какая-то работа? Ведь наверняка есть много верующих студентов, я в этом больше чем уверен.

– Верующих много, и не только среди студентов, но и среди профессоров, преподавателей. Многие из них особенно активно заявляют о своей позиции в рамках традиционных Дней славянской письменности и культуры, когда у нас проводятся Кирилло-Мефодиевские чтения, учредителями которых является в том числе и Совет вузов города Томска.

Периодически возникает идея открытия прихода и храма при том или ином университете. Но здесь пересекаются интересы разных групп людей, и многие не торопятся с реализацией этой идеи, желая, чтобы не нарушался устоявшийся порядок, спокойствие. Если какая-то идея или инициатива не приводит к всеобщему согласию, многие считают, что лучше ей не следовать.

Если мы посмотрим на дореволюционные фотографии Императорского Томского университета, то его фасад венчается крестом. Сейчас вместо него торчит какой-то кол. Мы настолько к этому привыкли, что даже считаем красивым, эстетичным, но на самом деле это какое-то упадническое явление, происходящее в нашем сознании. Человек привыкает ко всему, и за десятилетия, прошедшие со времени закрытия Казанской церкви при университете, мы привыкли к именно такому виду университета. Поэтому будут и согласные, и несогласные с восстановлением храма.

Мне кажется, это было бы вполне естественным, полезным и для университета, и для города, и для воспитания студентов, для формирования из них подлинных интеллигентов, а не просто образованных людей, которые кичатся своим разумом, но не являются элитой общества. Это способствовало бы достижению этих целей, но когда Богу будет угодно реализовать эти планы, трудно сказать.

Есть другая идея – построить небольшую церковь в университетской роще либо восстановить как небольшую домовую церковь ту часовню, которая была на территории Томского государственного университета. Раньше она использовалась для отпевания усопших, поэтому при этой часовне когда-то был морг, где студенты, профессора медицинского факультета (раньше таковой был в университете) изучали анатомию человека, вскрывали трупы. Сейчас эта часовня в полуразрушенном состоянии, к ней пристроены какие-то гаражи. Помнится, несколько лет назад на Ученом совете рассматривался вопрос о том, чтобы эти гаражи оттуда убрать, руины передать епархии и восстановить там эту часовню, которая будет университетским храмом. Но пока этот вопрос тоже в подвешенном состоянии.

– Давайте перейдем ко второй части нашей программы: 6 февраля – день святой блаженной Ксении Петербургской. Расскажите об этой святой.

– Это святая, которую особенно почитают и любят русские люди. Она жила в XVIII веке. Казалось бы, это было время отхода от глубокой православной религиозности, время постпетровских реформ, ориентированных на Запад, когда такое благочестие и тем более такой подвиг, как Христа ради юродство, уже подвергались осмеянию и считались чем-то не очень полезным для государства. И вдруг в Петербурге человек принимает на себя личину безумия, скрывая под ней подлинные высокие добродетели.

По сути, это борьба за скромность, смирение, чистоту. Именно таким людям, которые не гордятся, а стараются стяжать смирение, Бог дает особые дарования. Тем, кто считает себя лучше всех, редко подаются какие-то дары, потому что человек сразу припишет их себе, а не Богу.

Блаженная Ксения обладала такой благодатью, что ее молитва имела особую силу, и Господь благословлял людей, за которых она молилась. Поэтому, когда утром она выходила на улицы Петербурга, со всех сторон извозчики, только-только начинающие трудовой день, предлагали ей сесть в повозку и проехать хотя бы несколько метров. И если блаженная Ксения соглашалась безвозмездно воспользоваться их услугами, для таких извозчиков день становился удачным. Если Ксения оказывалась в торговых рядах, на рынке, на базаре, со всех сторон ей предлагали взять хотя бы коврижку или какой-то фрукт, и если она соглашалась, а следовательно, и молилась за этих людей, день для них в торговом отношении тоже был удачным.

Собственно говоря, в христианском сознании смерть – это то, чего на самом деле нет, лишь переход от одной формы существования к другой. Поэтому Ксения Петербургская жива. Душа ее ушла к Богу, она стала к Нему ближе, поэтому и в наше время к ней обращаются с молитвой. Она продолжает помогать в житейских и духовных нуждах,  как помогала и раньше.

В советские времена, когда часовню блаженной Ксении на Смоленском кладбище в Петербурге закрыли и доступа к ее гробнице не было, люди приходили и совали записочки с просьбами о помощи в житейских нуждах в щели дверей, в окна, и Ксения блаженная помогала. Сейчас часовня восстановлена, и каждый раз, даже в будний день, когда приезжаешь на Смоленское кладбище, видишь большую очередь, вереницу людей, которая тянется к ее гробнице, чтобы попросить благословения и помощи.

– У нас остались вопросы телезрителей. Вирус из Китая – это кара Божия? И кому молиться, чтобы не заболеть?

– Во-первых, если мы хотим, чтобы любое наше деяние было благословенным, чтобы меньше болеть, быть более счастливыми, необходимо молиться, и необязательно какому-то святому. Прежде всего, мы должны молиться Богу и исполнять Его святые заповеди. Господь может попустить заболеть. Это зависит от многого, в том числе от того, как мы живем. Поэтому надо думать не о том, как бы не заразиться и какие носить маски, а прежде всего нужно заботиться о благочестивой христианской жизни.

Я думаю, что такие явления, как заболевания, в том числе вирусные, встречаются часто. Мое ощущение, что вокруг этого вопроса создается излишний ажиотаж. Да, конечно, эпидемия, да, есть смертельные исходы, но, по-моему, ни одна эпидемия гриппа в нашей стране, сколько бы их ни было, без летальных исходов не обходилась. Всегда есть люди, у которых организм ослаблен и которые уходят из этого мира. Поэтому, конечно же, нужно меньше посещать многолюдные собрания, соблюдать меры предосторожности. Но главное – уповать на Бога. Если вести правильную духовную жизнь, можно уберечь себя от многих факторов, которые способствуют развитию заболевания.

– Великая Отечественная война коснулась Вашей семьи?

– Да, конечно. На войне воевал старший брат моей мамы. Мама всю Великую Отечественную войну трудилась в тылу. Война застала ее, когда она училась в 6-м классе школы, и вынудила оставить учебу и пойти работать на фабрику, на которой она и проработала всю жизнь. К сожалению, мой дядя с фронта так и не вернулся. Он погиб в самом начале войны, в 1941 году. Мы всегда молитвенно поминаем его в День Победы и в другие дни. Рассказы о войне я слышал, как говорится, из первых уст и от мамы, которая тяжело трудилась в годы войны, и от бабушки, на памяти которой не одна война. Она родилась еще в 1893 году, поэтому пережила и Первую мировую, и революцию, и самую страшную – Вторую мировую. Поэтому все это прошло через нашу семью и всегда воспринималось особенно живо.

– Правда, что в православной литературе, в частности в «Домострое», допускается, что муж может ударить жену?

– Это допускалось как очень редкая мера. Когда мы говорим о «Домострое», почему-то именно на этом иногда заостряется внимание. Я же рекомендую всем нашим телезрителям прочитать эту книгу. В ней очень много умных и верных советов, как поступать, чтобы жизнь, в том числе семейная, была счастливой.

Конечно, надо отдать должное и тому времени, когда употреблялись силовые воспитательные меры, и не только по отношению к женам, но и к детям. Иногда они были оправданны, иногда нет, поэтому их можно отнести к разряду анахронизмов. Но вообще эта книга очень мудрая, и я рекомендую ее всем, особенно семейным людям.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записали Игорь Лунёв и Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 28 января: 12:30
  • Воскресенье, 31 января: 05:30
  • Четверг, 04 февраля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​