Православный взгляд. НЛО. Пророк Иоанн Креститель

8 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Владыка, в этой студии какие только темы мы не обсуждали, включая, наверное, самые экзотические. Сегодня я предлагаю коснуться еще одной неоднозначной темы, поскольку мы ищем ответы даже на самые непростые вопросы; по крайней мере, пытаемся это делать.

Второго июля 1947 года случилась знаменитая авария, когда якобы разбился неопознанный летающий объект. Почему она знаменитая? Потому, что Запад умеет из всего сделать шоу? Я знаю, что Церковь к таким объектам относится скептически. На Ваш взгляд, почему? И какое этому есть объяснение?

– Церковь занимает последовательную научную позицию в отношении так называемых неопознанных летающих объектов, потому что на самом деле нет ни одного достоверного, документально подтвержденного факта, который бы говорил о наличии каких-то инопланетных существ, летающих тарелок и так далее. Действительно, иногда в атмосфере появляются какие-то объекты или явления, которые до сих пор наука никак не квалифицировала. Но в настоящее время нельзя говорить о том, что это инопланетные существа, тем более существа разумные, таких данных нет.

Что же касается немногочисленных фактов, когда люди соприкасались с так называемыми представителями иных цивилизаций, иного разума, о которых есть свидетельства, то, как правило, для человека, который шел на такие контакты, они заканчивались трагически. Дело в том, что Церковь абсолютно убеждена, и убеждения ее основаны не на какой-то слепой вере, а на многовековом опыте, что вместе с миром материальным, земным существует еще мир духовный, причем этот мир неоднороден. Наряду с миром Божественным и миром ангелов – светлых духов, которых сотворил Господь, существует и мир злых духов – падших ангелов. Иногда мы называем их бесами или демонами. Они, позавидовав человеку, которого Бог сотворил по Своему образу и подобию, всячески стараются увлечь его в ту погибель, в которой оказались сами. А чтобы человека погубить, необходимо оторвать его от Бога.

Мы читаем сказания о древних подвижниках I–III веков, последующих веков и видим, что бесы, искушая этих подвижников, иногда представали перед ними в каких-то видимых образах. И эти образы были совершенно различными. Кому-то бесы являлись в виде разъяренных диких зверей, кому-то в виде чудовищ. Они всегда принимали такое обличье, которое устрашало бы человека, приводило его в смятение, недоумение, но которое вместе с тем было бы ему понятно в соответствии с его миропредставлением.

В ХХ–ХХI веках, когда человечество трудно было удивить какими-то чудовищами или экзотическими существами, бесы стали являться людям в том числе и в виде неких инопланетных существ, наделенных разумом, которые якобы прибыли на землю с иных планет, пытаясь вступить с людьми в контакт. На самом деле это те же темные, демонические силы, те же бесы, которые являются человеку, чтобы ввергнуть его в какое-то искушение и в конце концов оторвать от Бога. Разница лишь в том, что подвижникам древности бесы являлись в том виде, который был более приемлем для людей того поколения, а вот в наше время происходят другие явления.

Мы читаем житие нашего великого русского подвижника преподобного Сергия Радонежского и видим, что когда он пришел для пустыннического жития в радонежские леса, он какое-то время пребывал наедине с Богом в глубокой молитве. Дьявол, чтобы изгнать преподобного Сергия с места его подвига, стал показывать ему всякие устрашающие видения. Преподобный Сергий видел то чудовищ, то зверей, которые пытались его каким-то образом согнать с этого места. Что удивительно, появлялись даже литовцы в типичных литовских одеждах того времени. Оказывается, в то время на Руси литовцев боялись не меньше, чем монголо-татар, потому что соседи с севера теснили земли наших северных народов… Но преподобный Сергий, не вступая с ними в контакт, осеняя себя крестным знамением, творил молитву, и все эти устрашающие видения исчезали.

Хотелось бы предостеречь любого человека от таких возможных контактов якобы с инопланетянами. Тем не менее, когда такие вещи бывают, человеку прежде всего необходимо осенить себя крестным знамением и сотворить Иисусову молитву, потому что темные силы боятся и трепещут как креста, на котором дьявол был посрамлен и сила его была ниспровергнута, так и имени Иисуса Христа. В Священном Писании сказано, что имя Господа – это крепкая башня. Человек убегает в нее и скрывается от опасности. И поэтому, когда мы произносим имя Христа Спасителя, творя молитву Иисусову:  Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (грешную), – все темные силы отступают от нас, не причиняя вреда, в том числе и эти якобы инопланетяне.

– Мы пытаемся разобраться в этой теме, и, наверное, моя обязанность представлять и светскую точку зрения, которой придерживаются так называемые уфологи. Чтобы доказать существование инопланетян, они приводят в пример иконы. Я сейчас попрошу показать на нашем экране в качестве примера одну из таких икон. Смотрите, вот икона «Распятие Спасителя». На ней вверху слева и справа мы видим, как принято сейчас говорить, какие-то неопознанные летающие объекты, НЛО. Что это такое? Эта икона находится в сербском православном монастыре Высокие Дечаны, который расположен на территории нынешнего Косова. Она значится на просторах Интернета как «Распятие». Эта фреска датирована примерно 1350 годом.

– Нужно умудриться истолковать эту фреску как появление каких-то инопланетян при распятии Христа Спасителя... Только уфологам могла прийти в голову такая глупость. На самом деле в христианской иконографии такая икона далеко не единственная. Такие символические изображения довольно распространены.

Распятие – это событие, которое имеет мировой характер, и оно касается как небесных, так и земных стихий. В этих окружностях мы видим Небесные Силы, ангелов, которые взирают на страдающего Христа Спасителя и ужасаются, изумляются тому, как Бог, сотворивший Вселенную, уничижил Себя до образа человека смертного, который страдает, и не только страдает, но и умирает на кресте действительной смертью по человеческой природе, чтобы спасти людей. Ангелы взирают на страдающего Христа Спасителя и изумляются, поскольку в этом проявляется безграничная любовь Божия. Как сказано в Писании, так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

То, что произошло на Голгофе, это сила, возвращающая миру святость, которую мир потерял, когда на заре существования человеческого рода Адам и Ева, согрешив, отпали от Бога. Вместе с собой они увлекли в погибель и всю вселенную. Человек был венцом творения, средоточием всего бытия, а когда он согрешил, сразу померкло все мироздание Божие, все Божии творения. Вся природа стала страдать и стенать от греха человеческого.

Господь на Голгофе, совершая спасение, не только обновляет и спасает человека, но и преображает весь мир. И поэтому на иконах часто изображаются не только ангелы, которые соприсутствуют этому таинству и взирают на Христа Спасителя, вкушающего смерть по плоти, но иногда присутствуют и изображения Солнца и Луны, причем Солнце и Луна, как некие одушевленные существа, иногда изображаются с человеческими лицами. Но так бывает совсем не потому, что в христианстве когда-либо принималась идея, что Солнце и Луна являются какими-то разумными существами, которые способны мыслить. Здесь как бы показано, что к преображающей силе, которая от Голгофы освящает мир, причастно все мироздание, в том числе и планеты, преображается не только наша Земля, но и все мироздание, весь космос.

– Владыка, у нас есть еще один пример – это древняя фреска «Распятие» храма в честь двенадцати апостолов, который расположен в грузинском городке Мцхета.

– Здесь как раз то, что, наверное, уфологам очень соблазнительно истолковать как летающую тарелку. Это та самая луна или тот самый месяц. Так изображали многие планеты. Если бы мы посмотрели на эту фреску с другой стороны, наверняка  увидели бы солнышко  с человеческим лицом. Эти фрески известного сербского монастыря, по всей видимости XIV века, – всемирно известные шедевры. По-моему, они даже являются памятниками, охраняемыми ЮНЕСКО.

– Канонические.

– Да. И написаны они православными иконописцами, которые строго следовали православному канону. Иконописцы таким образом изображали различные Силы Небесные и силы природы.

– С иконами мы более-менее разобрались. Но есть еще люди, далекие от Церкви, которые иногда задают вопросы следующего характера: «Если вы говорите, что рай на небесах, почему же считаете, что не может быть других цивилизаций? Может быть, и те, и другие цивилизации и есть рай?»

 Что Вы на это ответите?

– Мы читаем Евангелие и слушаем слово Иисуса Христа, и Он говорит, что Царство Небесное (видимо, под раем понимается то, что мы называем Царством Небесным) не придет внешним образом и не скажет: вот, оно здесь, или: вот, там, потому что Царство Божие внутрь вас есть.

Рай, или Царство Небесное, – это не место, а состояние, поэтому говорить о том, где в духовном смысле находится рай (на Марсе, Юпитере или, может быть, в каких-то более дальних галактиках), совершенно бессмысленно. Если человек пребывает на земле и соединился с Богом в сердце своем, если Господь вошел в его жизнь, в его сердце и освятил его уже здесь, на земле, для человека начинается рай, ибо рай – это пребывание человека в Боге и с Богом.

Когда-то рай был здесь, на земле. Когда Бог сотворил первого человека – Адама, затем Еву, Он поселил их в Эдемском саду, причем это был реальный сад, который, видимо, произрастал где-то недалеко от Междуречья, потому что, как читаем мы в Библии, оттуда вытекали реки, в том числе Тигр и Евфрат. Это было вполне определенное комфортное земное место пребывания людей, но этот Эдемский сад стал раем в нашем понимании слова «рай» лишь благодаря тому, что человек был безгрешен, он находился в живом общении с Богом.

Когда же человек согрешил, этот Эдемский сад перестал быть для него раем. Он превратился в обычный участок земли, так же померкший, как и все мироздания Божии. Более того, природа, которая раньше была благосклонна к человеку и делала пребывание человека комфортным, стала по отношению к нему враждебной. На человека стали обрушиваться эпидемии, стихийные бедствия – наводнения, пожары. Человека стала убивать молния, для него стали опасны животные, которые были ранее ему покорны. Сама природа – холод либо чрезмерная жара – стала тоже вредить человеку. Более того, человек стал испытывать опасность даже от человека. Как мы знаем, уже среди детей Адама и Евы произошла трагедия, когда Каин убил Авеля. Каин, убивший своего брата Авеля, пошел по лицу земли и, как сказано в Писании, построил себе город. То есть он был основателем некой урбанистической цивилизации, а город в библейском понимании – это какое-то огороженное место.

Для чего вдруг Каину понадобился город? Когда во внешнем мире человеку грозит какая-то опасность (он видит, что  противопоставил себя не только Богу, но и всему Божию мирозданию, поэтому ему нужно где-то спасаться, защищаться от людей, от животных, от недобрых проявлений непогоды, от стихийных бедствий), ему нужно загородиться, спрятаться. Так появляется этот город – огороженное защищенное место,  поэтому здесь все вполне логично.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. Скоро Русская Православная Церковь будет отмечать день пророка и крестителя Иоанна, как сказал Спаситель, величайшего пророка того времени.

– Действительно, если зайти в любой христианский православный храм, то можно увидеть, что над царскими вратами в центре иконостаса всегда помещена икона Христа Спасителя, а справа и слева от нее иконы Пресвятой Богородицы, Девы Марии, и Иоанна Предтечи. Этой иконографией, которая получила название деисусного чина (от слова «деисис» – «моление»), Церковь показывает, что Иоанн Креститель особенно близок к Престолу Божию. Его иногда называют Иоанном Предтечей. То есть это тот, кто следует перед кем-то. И прежде чем воплотившийся Бог пришел в этот мир, Он послал пророка, который должен был приготовить человеческий род к встрече с Христом Спасителем.

Иоанн Предтеча предшествовал Христу Спасителю,  поэтому незадолго до того, как Христос вышел со Своей евангельской проповедью, на берегах реки Иордан зазвучала проповедь Иоанна Крестителя. Поскольку принять Бога, приблизиться к Нему мог только человек, очистившийся от греха, предметом проповеди Иоанна Крестителя было покаяние. Он призывал людей: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Приход в этот мир Иоанна Предтечи был особенным, чудесным. Величайший пророк, которого Иисус Христос назвал большим из всех, рожденных на земле женами, то есть высшим из всех праведников и святых, не мог появиться естественным, обычным образом.

Как рассказывает Евангелие от Луки, Иоанн родился от бесплодных престарелых родителей – Захарии и Елисаветы. Родители его прожили долгую супружескую жизнь, но у них не было детей, и они очень печалились. Особенно печально это было во времена Ветхого Завета, когда не иметь детей считалось позором, наказанием Божьим. Они молились Господу, чтобы Он послал им ребенка, но, казалось, их молитвы никогда не будут услышаны, потому что время шло, молодая супружеская чета превратилась в зрелую, но одинокую супружескую пару, а потом они стали пожилыми людьми, и всякая надежда на рождение ребенка уже растаяла.

И когда силы человеческие оскудели и никакой человеческой надежды уже не осталось, Бог явил Свою силу в человеческой немощи. Когда Захария (а он был священником) совершал свое служение в Иерусалимском храме, ему явился Архангел Гавриил, которого Захария увидел с правой стороны от кадильного жертвенника, где он воскурял фимиам перед лицом Божиим. Архангел Гавриил сказал: «Захария, у тебя родится сын». Тот пришел в недоумение: «Как это может быть, когда я престарелый и жена моя в летах преклонных?» Но архангел сказал, что это произойдет силой Божией, и тот, кто родится, будет великим пророком, который будет предшествовать явлению в этом мире Бога. А за то, что Захария не сразу поверил слову архангела, заключатся его уста, он не сможет говорить до тех пор, пока не увидит исполнение этого пророчества.

Когда Захария вышел к людям из той части храма, где был жертвенник, чтобы их благословить, он не мог произнести ни одного слова и объяснялся лишь знаками, и люди поняли, что ему было какое-то видение. Его жена Елисавета по прошествии девяти месяцев действительно родила сына, что было величайшей радостью и изумлением не только для родителей, но и для всей округи, поскольку все сочувствовали Елисавете и Захарии, понимая, что они – несчастные люди, которые никогда не увидят своего ребенка. И вот у них появился ребенок. Все хотели дать ему имя его отца – назвать Захарией, но Елисавета настаивала: «Назовем его Иоанном».  Именно это имя было открыто Елисавете ангелом. Но все удивлялись и говорили: «Как он может быть назван Иоанном, когда в вашем роду никого не было с этим именем?» И решили спросить у отца, но тот не мог разговаривать. Принесли ему дощечку, чтобы он начертал на ней, как он хочет назвать ребенка, и Захария написал: «Иоанн имя ему». Как только он сделал начертание этой надписи, его уста разрешились, и он стал говорить, восхвалять Бога и рассказал о видении, которое ему было. Преисполнившись Духа Святого, он стал предсказывать будущую судьбу своего ребенка как величайшего пророка Божия.

В честь этого события, рождества Иоанна Крестителя, и установлен нынешний праздник, который является одним из величайших праздников. Наряду с так называемыми двунадесятыми праздниками, двенадцатью самыми главными праздниками, посвященными Христу и Богородице, есть еще пять праздников, которые хотя и не относятся к числу двунадесятых, но являются великими, и они празднуются с таким же торжеством, как праздники двунадесятые. Среди них есть два праздника, посвященных Иоанну Крестителю: осенью –Усекновение главы Иоанна Крестителя, а летний праздник – это как раз Рождество Иоанна Крестителя.

– Наверное, наш долг предостеречь некоторых наших телезрителей. Нередко у нас день пророка Иоанна Крестителя ассоциируется с праздником Ивана Купалы, а ночь перед этим праздником принято называть ночью шалуна, что не имеет ничего общего с христианской традицией.

– Любой позыв души должен быть в рамках какого-то благочестия. Особенно когда это касается церковных праздников, не следует примешивать к этому какие-то довольно сомнительные суеверия, обряды.

Нужно почтить этот праздник, прежде всего, молитвой, посещением храма Божия. А Иоанн Креститель в ответ на молитвы, которые мы ему воссылаем, и на ту честь, которую, особенно в день его рождества, мы ему воздаем, не остается в долгу и является нашим крепким молитвенником перед Престолом Божиим, помощником в наших житейских делах. Он всегда поддерживает человека, который нуждается в его молитвенной помощи и поддержке.

– У нас остаются вопросы телезрителей.

«В фильмах мы не раз видели, что преступники, чтобы замести следы, пытаются замаскировать убийство под самоубийство. Правоохранительным органам это тоже выгодно – не портится статистика. В реальной жизни такое тоже случается. Но как быть родственникам, которые даже не могут подавать в церковь записки за такого человека, потому что это противоречит канонам»?

– Во-первых, если родственники имеют реальные основания доказать, что это не самоубийство, а преступление, они должны добиваться этого в правоохранительных органах. Как бы кому ни было выгодно что-то замаскировать, против объективных фактов не пойдешь, поэтому здесь нужно добиваться справедливости.

Но чаще бывает другая ситуация, когда человек действительно уходит из жизни таким трагическим образом. Родственники не хотят мириться с этой мыслью, они всячески стараются внушить себе, что, очевидно, здесь все не так просто. Причем когда начинаешь с этими людьми разговаривать, они не могут привести ни одного реального доказательства. Они просто убеждены, что их родственник никогда бы такого не сделал.

Но, к сожалению, не всегда бывает так. И если не удается добиться правды и доказать однозначную невиновность человека, следует положиться на волю Божию. Здесь, на земле, мы не можем в этом разобраться, но Бог знает все. Если человека объявили покончившим жизнь самоубийством, а на самом деле он этого не делал, то все воздыхания родственников и неправильное, несправедливое отношение к этому человеку Господь, конечно, вменит ему в праведность как некое страдальчество, которое человек понес.

Родственники же, не имеющие возможности подавать за человека записки, возносить молитву в храме, требовать церковного поминовения, могут молиться за него дома, и Господь принимает такую молитву как отпевание и как любую жертву, которую человек может принести за этого усопшего. Правда Божия выше всего, и если человека действительно оговорили, а на самом деле никакого самоубийства не было, то душе его никак не повредит, если мы, не обладая полнотой сведений, не поминаем его в храме. Его поминают ангелы.

– На мой взгляд, вопрос примерно из той же серии: «Как молиться за человека, который считается пропавшим без вести?»

– Если человек пропал без вести, обычно за него молятся как за человека, который нуждается в какой-то помощи Божией. Господь Сам знает, жив этот человек или нет.

– У Бога все живы.

– Да. Имеется в виду, жив по плоти на земле. Если факт смерти человека не подтвержден, чаще всего его поминают о здравии, то есть поминальные записки подаются как за живого, а Господь Сам о нем знает.

Если этот человек уже скончался, но факт его кончины не установлен, Господь меняет эту молитву на молитву за душу усопшего. Если же человек жив, то Господь помогает ему преодолеть те трудности, в которых он оказался, чтобы он от них избавился и вернулся к обычной жизни.

– «Кому молиться, если постоянно не хватает денег?»

На мой взгляд, это не лишний вопрос, ведь действительно бывают семьи, которые живут на грани нищеты.

– Ну, денег не хватает всегда и всем. Апостол Павел говорит: умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии. Если человек живет скромно, то это не какое-то клеймо неудачливости, это тоже особое благословение Божие.

Если все-таки действительно трудная жизненная ситуация, трудно потянуть семью, решить какие-то задачи, то обычно молятся святителю Спиридону Тримифунтскому. В его житии мы видим многочисленные примеры, когда он приходил на помощь людям, которые оказывались в трудной жизненной ситуации. Сейчас, когда святитель Спиридон своей душой уже на небесах, те, кто молится ему, тоже получают от него помощь. Я знаю многочисленные истории, когда святитель Спиридон уже в наше время помогал людям разрешить какие-то трудные житейские, в том числе и финансовые ситуации.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 23 сентября: 12:30
  • Воскресенье, 26 сентября: 05:30
  • Четверг, 30 сентября: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​