Православный взгляд. Майские праздники, Страстная седмица

6 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Томский и Асиновский Ростислав.  

– Владыка, наступают майские праздники – «Мир! Труд! Май!» Как Вы к ним относитесь и вообще позволительно ли верующему православному человеку ходить на какие-то митинги, маевки, демонстрации, как это часто было в Советском Союзе? Насколько это уместно?

– Что касается майских праздников, то для меня есть один майский праздник – Светлое Христово Воскресение, который является праздником праздников. Даже День Победы, который мы празднуем с таким благоговением и трепетом, является частью праздника Святой Пасхи; по крайней мере, в моем понимании и осознании, потому что первым зло победил Господь наш Иисус Христос.

И поскольку Христос растерзал зло, в этом мире стала возможна победа над злом и над какими-то частными его проявлениями, в том числе и над злом, которое предстало перед человечеством в образе фашизма и было побеждено. Причем День Победы в том году, 1945-м, пришелся как раз на празднование Святой Пасхи, поэтому верующие люди, воспевая «Христос воскресе из мертвых», праздновали победу Христа как над смертью, над злом духовным в его изначальном проявлении, так и над частными проявлениями этого зла в образе фашизма. Поэтому праздник Пасхи – это подлинный праздник весны.

Что же касается каких-то других праздников, которые в настоящее время воспринимаются как светские, а когда-то воспринимались как революционные (как первомайский праздник), здесь вопрос не столь однозначный, как это может показаться. С одной стороны, лозунги, которые выдвигаются в день Первомая (по крайней мере, в советские времена выдвигались, и в настоящее время их иногда по инерции хоть кто-то, но вспоминает; например, лозунг «Мир! Труд! Май!»), казалось бы, благопристойные. И это то, к чему всегда призывает Церковь. Что же касается того, стоит ли человеку принимать участие в маевках, демонстрациях, то часто, когда мы задаемся такими вопросами, то больше озадачены внешним. И здесь вопрос не в том, нужно ли ходить на демонстрации, а в том, зачем я иду на демонстрацию.

Наверное, на эту демонстрацию и исторически, в прежние эпохи, и в настоящее время каждый ходил и идет по разным причинам. Было время, когда рабочий люд выходил на демонстрации, например, чтобы продемонстрировать некую солидарность в борьбе за какие-то свои права, которые, по мнению рабочих, ущемлялись.

– Праздник так и назывался – Международный день солидарности трудящихся.

– Да. Когда, скажем, было слабым какое-то социальное обеспечение, рабочие выходили, чтобы заявить определенные права. Понятно, какая цель здесь была, и была понятна мотивация людей, которые шли на демонстрацию.

Некоторые словоплеты в слове «демонстрация» видят якобы присутствующее слово «демон», на самом деле «демос» – это народ. Демонстрация – это скорее всего демонстрирование чего-то. Так вот, что мы демонстрируем, когда идем куда-то? Кто-то демонстрирует свои достижения. Но опять же для чего он это делает? Если человек делает это из тщеславия, чтобы побахвалиться, то это греховно. Но человек может делиться с другими своим опытом, когда достиг чего-то.

Например, в Москве в свое время была и есть, хотя сейчас функционально используется по-другому, Выставка достижений народного хозяйства, так называемая ВДНХ. Передовые предприятия Советского Союза выставляли там труды своего производства, сельскохозяйственной деятельности, чтобы другие, приезжая на выставку, смотрели и перенимали какой-то опыт.

Если мы что-то демонстрируем, чтобы поделиться опытом, чтобы кому-то принести пользу, это одно. Но если мы делаем это ради тщеславия, чтобы похвастаться перед другими, то это проявление гордыни, и это уже нехорошо.

Некоторые рассматривают демонстрацию как некую праздничную прогулку. Слишком уж часто человека заедают будни. Мы возвращаемся с работы и сразу оказываемся в семье, нужно готовить обед, делать уборку, воспитывать детей. То есть каждый день как бы одно и то же. Но вот наступают какие-то праздничные дни. В настоящее время не очень много людей, живущих полнотой церковной жизни, когда установлен четкий ритм смены будних и праздничных дней, когда мы постимся и воздерживаемся в пище, когда на трапезе благословляется какое-то изобилие яств и так далее. Люди же, оторвавшиеся от церковной традиции, оказались как бы в слишком уж постной, однородной жизненной каше, и кому-то хочется из этой каши вырваться. И вот как раз такие праздники. Все нарядные, вышли на улицы, поют песни, у кого-то в руках шарики, транспаранты, поэтому кто-то рассматривает это как некую праздничную прогулку, как некий выход в люди, в народ. А позволительно это или непозволительно – тут уж каждый должен смотреть, для чего он это делает.

Человеку иногда полезно отдохнуть, ему нужно не только работать. И если человек выходит, чтобы заявить о каких-то своих правах, которые ущемляются, то его тоже можно понять. Но если у человека какие-то злые либо греховные цели, которые питают его страсти, в том числе гордыню, тщеславие либо что-то другое, то ему не стоит принимать участие в таких вещах.

Я сейчас говорю о людях в целом. Как я уже сказал, верующий человек живет в определенном ритме смены праздничных и будних дней. Праздники в церковном отношении бывают разных степеней. Есть просто будний день, есть самый маленький праздник, так называемый шестеричный (за богослужением поется шесть определенных песнопений). Чуть повыше праздник с великим славословием, еще выше, еще праздничнее день – так называемый полиелейный праздник, когда за богослужением зажигаются все светильники (это показатель праздничности). Наконец, есть великие праздники. К этим великим праздникам относятся: Рождество Христово, Преображение, Успение Божией Матери.

И праздник праздников и торжество торжеств – Пасха Христова. Человек живет в ритме этих праздников, и он, посещая богослужения и участвуя в каких-то соборных молитвах, крестных ходах и прочем, как бы реализует себя, поэтому ему не нужен какой-то другой выход. Иногда сравнивают крестные ходы и демонстрации.

– Многие считают крестный ход их прообразом.

– Говорят: «А это не одно и то же?» На самом деле это не одно и то же. Кто-то из философов назвал дьявола обезьяной Бога. То есть дьявол ничего не изобретает, он только как бы пародирует Бога, выворачивая все наизнанку, извращая Богом зданное.

Атеизм – это не какое-то позитивное течение. Само это слово означает отрицание Бога. Но если нет Бога, то и отрицать нечего, поэтому без религии атеизм тоже исчезает. Атеизм, по сути, может паразитировать на религии только при ее наличии.

Так же и здесь. Скажем, есть крестные ходы. Когда люди отпадают от Бога, а потребность в чем-то таком все равно остается, возникает некий суррогат, имитация, бутафория подлинной жизни. Она проявляется в том, что вместо икон появляются портреты различных земных лидеров и каких-то руководителей, вместо хоругвей появляются флаги и знамена, вместо крестных ходов – другие шествия, вместо молитвенных собраний митинги, партсобрания и так далее.

Это все некая пародия или имитация, и между ними такая же разница, как между живым цветком и цветком бумажным или восковым. Поэтому Церковь не рекомендует приносить на кладбище  искусственные венки, хотя многие это делают. Лучше принести живой цветок. Некоторые говорят: «Он быстро завянет», – но ведь можно летом живой цветок посадить на могилку. А когда тащат этот суррогат, все это свидетельство чего-то ненастоящего, ложного.

Что такое крестный ход? Крестный ход – это молитва, продолжение богослужения, которое выходит за стены храма, когда мы идем с молитвой, чтобы освятить город словами молитвословий, которые возвещаются при крестном ходе, то есть это некое позитивное действо. Когда в шествиях нет сакрального содержания, в них остается только прагматическая значимость, о которой я говорил: заявить о своих правах, продемонстрировать свои достижения или что-то еще. То есть прагматическая значимость демонстрации совершенно другая, и она ничтожна по сравнению с крестными ходами, которые не утратили своей духовной значимости.

– В России люди обычно практичные, и с давних времен они используют майские праздники еще и для того, чтобы восполнить пробел в плане того, что весенний день год кормит. Они выезжают на дачные участки и занимаются своими огородами. Насколько в этом году это уместно с учетом того, что 2 мая – величайший праздник всех христиан, Пасха, Христово Воскресение?

– Я думаю, только совершенно безумный либо безбожный человек в праздник Святой Пасхи, вместо того чтобы идти в храм Божий, пойдет копать свой огород и будет надеяться, что это будет кормить его целый год. Господь не благословит эти труды, они пойдут насмарку.

Другое дело, что майские праздники празднуются у нас не один день, это определенный период. Первомайские праздники сменяются праздниками в честь Дня Победы, поэтому, когда пасхальные дни совпадают с выходными днями, у нас в эти дни появляется уникальная возможность быть на всех пасхальных богослужениях. Сама Пасха всегда бывает в воскресенье, поэтому это всегда выходной день, и все желающие могут быть на богослужении.

А ведь дальше начинается пасхальная седмица, и большинство людей либо работают, либо учатся и не имеют возможности бывать на пасхальных богослужениях, которые продолжаются всю неделю. В этом же году есть уникальная возможность бывать на всех богослужениях – и утренних, и вечерних, не только в день Пасхи, но и в последующие дни. Тем более что на этот период приходится 6 мая – память Георгия Победоносца, которому мы обязаны нашей победой.

На пасхальной неделе кому-то не грех заняться и своим огородом, если другого времени не будет, но будет лучше, если человек с утра сходит на пасхальную службу. Пасхальная служба очень динамичная, быстрая, на одном дыхании, и она быстро проходит.

– И очень радостная.

– Это не долгие великопостные службы, когда человек, может быть, большую часть дня находится в храме. Во-первых, это быстро, во-вторых, очень торжественно, радостно, динамично. И поэтому человек может утром сходить на службу, а потом целый день в его распоряжении, когда он может заняться своим приусадебным участком, дачей или огородом. Я думаю, это не возбраняется. Поэтому я никому не рекомендовал бы заниматься трудом в сам день Христова Воскресения, потому что заранее говорю, что такие труды не будут благословлены Богом и не принесут никаких положительных результатов. А что касается других дней, я думаю, не в ущерб молитве и богослужению не грех и потрудиться.

– В этом году на Пасху храмы будут работать в обычном режиме?

– Да. Слава Богу, в нашей стране эпидемиологическая ситуация в данный период в разы лучше, чем в прошлом году, поэтому все храмы открыты для верующих, богослужения совершаются в обычном порядке. Но мы не должны забывать, что пока все равно нужно соблюдать меры предосторожности. Не нужно забывать и про маски, и про средства гигиены. Поэтому полностью забывать об эпидемии рано, тем не менее в этом году мы уже спокойно проводим все богослужения, все храмы Божии ждут желающих.

– Величайшему празднику – Пасхе предшествуют дни, которые называются словом «великий». Каждый день Страстной седмицы называется великим. Почему они так называются?

– Весь Великий пост мы готовили себя к Христову Воскресению. Каким образом? Мы обращали внимание на свою духовную жизнь, приводя ее в порядок. На днях я разговаривал с одним собратом, священнослужителем, и он сказал: «Мне кажется, что Страстная седмица отличается от всего Великого поста тем, что весь Великий пост мы были обращены на самих себя, а на Страстной седмице все наши взоры и помыслы обращаем на Христа, Который в эти дни приходит ради того, чтобы быть распятым, пострадать, умереть, быть погребенным и победить смерть Своей смертью».

Поэтому каждый день Страстной седмицы по своей значимости является великим, каждый день спасителен для каждого из нас. Особенно последние дни Страстной седмицы, когда в Великий Четверг мы воспоминали Тайную Вечерю Христову, на которой Христос установил таинство Причащения, и большинство из нас, верующих людей, в этот день причащались Святых Христовых Таин, были участниками Тайной Вечери Христовой.

В четверг вечером во всех храмах читались двенадцать отрывков из Евангелия, повествующих о страданиях Иисуса Христа, и мы шаг за шагом мысленно шли за Иисусом Христом, Который ради нас терпит Свои страдания и голгофскую смерть. Великая Пятница – день крестной смерти Христа Спасителя, день самого строгого поста во всем церковном году. По церковному уставу в этот день вообще ничего не разрешается ни есть, ни пить. Даже литургия в этот день не совершается, а совершаются особые службы – так называемые царские часы, а в середине дня вечерня, когда для нашего поклонения выносится святая плащаница – полотно, на котором изображен Иисус Христос, лежащий во гробе, Его бездыханное тело. Мы поклоняемся плащанице, вернее поклоняемся самой вольной смерти за нас Христа Спасителя, потому что из гроба Христова для нас воссияла вечная жизнь.

Ну и, конечно же, служба Великой Субботы: мы снова совершаем богослужение перед  плащаницей, но уже предвкушаем радость Христова Воскресения. В Великую Субботу народ начинает идти в храмы с куличами, другими пасхальными трапезами, чтобы, освятив их, придя домой, оставить все это до Пасхи и после пасхального богослужения разговеться освященной пищей и таким образом приобщиться к празднику Пасхи.

Действительно, каждый день – спасительный и трогательный, поэтому каждый верующий человек в Страстную седмицу должен заниматься не только домашними приготовлениями к Пасхе (часто многие хозяйки слишком заняты выпечкой куличей, крашением яиц, уборкой), но не забывать о самом главном – о Христе, Который в эти дни за нас распинается и погребается. В эти дни нужно обязательно быть в храмах, и даже тот, кто не имеет возможности побывать на богослужении в Великую Пятницу либо в Великую Субботу, должен прийти в храм, чтобы поклониться плащанице, Господу, Который ради нас в эти дни вкусил смерть.

Помню свое детство. Я жил в Тверской области и, будучи ребенком, однажды в Великую Пятницу вечером проходил мимо храма и увидел очередь людей, которая выходила за пределы храма. Это было еще в советские времена. Я очень удивился. Пришел домой и спросил у бабушки: «Бабушка, а что такое в церкви? Почему туда стоит такая большая очередь людей?» Она ответила: «Сегодня вынесли святую плащаницу, и все люди идут, чтобы ей поклониться».

Не все наши современники знают об этом, поэтому многие в этот день остаются дома. А некоторые в Великую Субботу, принося для освящения куличики в храм, освящают их, но им не хватает знаний и опыта, чтобы зайти в храм и поклониться плащанице. Это нужно сделать обязательно. Этим мы не только воздаем честь Господу и отвечаем любовью на Его любовь, но обогащаем собственную жизнь, открываем двери нашего сердца Христу и Его Воскресению, которое может озарить нашу жизнь.

– У нас остаются вопросы телезрителей.

«Как только я пытаюсь долготерпеть и смиряться, люди вокруг меня словно сговариваются и начинают совершать такие поступки, что срываешься. Наконец я честно себе призналась, что не могу этому противостоять. Что делать?»

– Нужно делать что-то не ради внешнего и не ради людей, которые нас окружают, а для доброго устроения своей собственной духовной жизни и своей души. Если мы не будем обращать внимание на недостатки ближних, а будем акцентировать внимание на самих себе и на своих проблемах, то будем решать свои проблемы.

Если нам свойственны раздражительность, злопамятство, то нужно с этим бороться, а не так, что мы вдруг увидели, что вокруг нас умножается зло. Если мы разглядываем нехорошие поступки окружающих нас людей, значит, мы еще не достигли того смирения. Никакого смирения нет.

Человек, у которого болит зуб, не будет заботиться о своем соседе, у которого какая-то другая болезнь. Ему есть дело только до своего зуба. А когда вылечишь свой зуб, тогда можно и о соседе позаботиться. Но если мы, имея больной зуб, все-таки видим, что люди вокруг нас неправильно воспринимают наше смирение, значит, это не смирение, а смиренничество. Приводите в правильное устроение свою жизнь, и тогда все будет нормально.

– «Если Господь милостив, почему широк путь, ведущий в погибель?»

– Есть пути широкие и узкие. Разве от любвеобильного Господа зависит, по какому пути мы идем? Любвеобилие и милосердие Бога заключаются в том, что Он нас предупредил – перед входом в болотистую местность поставил указатель: «Осторожно, трясина». А второй указатель – «Хорошая дорожка, по которой вы можете безопасно идти». В этом милосердие Бога.  

Мы не скотина, а Господь не пастух, который кого-то загоняет кнутом: «Не хочешь, а Я тебя спасу». Он милостивый, любвеобильный Отец, Который что-то указывает. Но говорит, что в Царство Небесное ведет тернистая дорожка и узкий путь. Чтобы пройти через этот узкий путь, иногда надо избавиться от какого-то лишнего багажа. Вот ты хочешь пронести в салон самолета вещи. И если объем багажа соответствует стандарту, его можно взять с собой в салон, а если он выходит за пределы этого стандарта, то брать лишнее уже нельзя.

Так же узки врата и в жизнь вечную. Если мы обременены какими-то слишком суетными мирскими, житейскими попечениями, то нужно все это отсеять, убрать и взять с собой в вечность только то, что бывает потребно для вечности. Да, путь этот тернист, суров, узок, но Господь говорит, что это путь жизни. И Господь нас призывает: «Избери жизнь, чтобы был жив ты и потомство твое». В этом милосердие Бога.

– На мой взгляд, еще один очень интересный вопрос: «Понтий Пилат сказал, что он не видит в Иисусе никакой вины, и умыл руки. Значит ли это, что он действительно не виноват? Ведь если бы он отпустил Спасителя, количество жертв из-за разгневанной толпы могло быть огромным».

– Как сказано в одном из церковных песнопений, церковных молитвословий, Пилат руце убо свои умы, но сердце оскверни. Пилат поступил против совести. Он был представителем власти и своими устами  засвидетельствовал невиновность человека, но он не был готов эту невиновность отстаивать, поэтому под натиском оголтелой толпы дал слабину, пошел на поводу и осудил неповинного человека на смерть.

Да, Господь Сам пошел на эту смерть, но ведь Он не делает Пилата каким-то безвольным орудием Своего осуждения. Пилат по своей греховности сам становится исполнителем злой воли народной толпы. У него была вся власть, и он имел властные полномочия, чтобы вынести справедливый приговор.

А то, что мы говорим о разъяренной толпе, – уж кому-кому, как не римлянам, иметь опыт усмирения таких толп… Сколько в Римской империи было бунтов, восстаний, попыток мятежа, и римляне всегда умели справляться с мятежниками. Как мы знаем из Евангелия, буквально за несколько дней до Страстной недели в Иерусалиме был такой мятеж. В этом мятеже принял участие известный Варавва, и произошло убийство, тем не менее римляне нашли способ усмирить толпу, посадить заговорщиков в темницы и так далее.

Поэтому здесь важна позиция каждого человека. Иуда предает Христа, но не потому, что ему это было предопределено, а потому, что его внутренняя гнильца, гнильца его сердца сделала его  предателем. Но мы часто смотрим: «Ах, а правильно ли поступил Понтий Пилат? А хорошо ли поступил Иуда?» А как мы оценим поступок апостола Петра, который проявил малодушие и вроде бы явно не отрекался от Господа,  но сказал: «Нет-нет, я не имею к этому никакого отношения».

Мы часто оцениваем их, но не оцениваем самих себя. А как часто мы умываем руки, когда нужно четко высказать свою позицию и отстоять какую-то правду, выступить за какое-то справедливое решение. Иногда мы этого не делаем, поэтому чем мы лучше Пилата? Как часто, проявляя малодушие, мы, предав какие-то высокие духовно-нравственные, идеалы, смиренно считаем, что в данном случае лучше промолчать?

Поэтому, анализируя уроки Евангельской истории, мы должны не давать оценку тем историческим персонажам, а проецировать это на нашу жизнь, на самих себя. И тут можно сделать очень много хороших и полезных для себя выводов и скорректировать наши поступки, нашу жизнь, как нам поступать в той или иной ситуации.

Всех наших телезрителей поздравляю с этими святыми и великими последними днями Страстной седмицы, с наступающим праздником Христова Воскресения! Пусть свет Воскресения Христова найдет место и в жизни каждого из нас, озаряя наш жизненный путь. Да благословит нас Господь!

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 20 июня: 05:30
  • Четверг, 24 июня: 12:30
  • Воскресенье, 27 июня: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​