Православный взгляд. Феминизм

22 октября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Томский и Асиновский Ростислав.   

– По традиции попробуем не уходить от острых тем, а будем искать ответы на самые актуальные вопросы. Владыка, предлагаю поговорить на одну из насущных тем сегодняшнего дня. Это – феминизм. Я думаю, что и Церковь с ним столкнулась. В Русской Православной Церкви отношение к такому явлению уже сформировано?

– Отношение Церкви к тому или другому явлению, я думаю, – это слишком громко сказано, потому что ко многим вопросам текущей жизни в принципе общецерковного отношения быть не может.

– Давайте все же попробуем посмотреть на это с православной точки зрения.

– Здесь я могу говорить даже не о всеправославном взгляде, потому что, наверное, в Православной Церкви очень много священнослужителей и мирян, которые расходятся во мнении о том или другом событии. Я буду говорить как священнослужитель, как пастырь Церкви, который служит не один десяток лет. Как эта проблема видится сегодня? Мы неоднократно в нашей передаче вспоминали слова отца Павла Флоренского о том, что любая хорошая вещь становится отвратительной при избытке. Избыток всегда приводит к негативному результату.  Хотя на самом деле равенство мужчины и женщины (а именно на этой почве и родился современный феминизм) было провозглашено изначально Священным Писанием. Господь сотворил как мужчину, так и женщину, оба были созданы по образу Божию, каждому из них была дана возможность стать Божественным подобием, то есть развивать свои духовные силы, чтобы стать похожими на Творца, Создателя, Бога. Обоим была открыта возможность святости. Равенство между мужчиной и женщиной было провозглашено самим Священным Писанием.

На это особое внимание обращал и проповедник христианства святой апостол Павел: нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28). Он не отрицал специфику мужчины и женщины, но имел в виду, что перед Господом, перед Его Божественной благодатью все равны. Творцу дороги как мужчины, так и женщины. С другой стороны, не следует забывать и о том, что Господь сотворил этот мир во всем его многообразии, поэтому мужчины и женщины отличаются по огромному количеству признаков, не только физиологических. Эта специфичность ни в чем не ущемляет ни мужчину, ни женщину, а, наоборот, делает их неповторимыми, уникальными. Эта непохожесть заложена Богом в саму человеческую природу и является движущей силой человеческого рода, потому что притягивает женщину к мужчине, а мужчину к женщине.

К сожалению, развитие феминизма в настоящее время имеет такую направленность, когда игнорируются половые различия. Это приводит к тому, что женщина, отметая присущие ей черты, которые делают ее прекраснее, привлекательнее, желает во всем быть похожей на мужчину, воспроизводя мужские поведенческие стереотипы. Есть и мужчины, которые пытаются вести свойственный женщинам образ жизни.

Что касается такого рода феминизма, когда женщина хочет быть похожей на мужчину, мне кажется, это не только не возвышает женщину, а, наоборот, принижает. Ведь крайне смешно и глупо было бы, если бы все лисы или зайцы непременно хотели бы походить на медведя или на волка, как будто быть зайцем, лисой или каким-то другим животным зазорно, а быть медведем – вот это хорошо! Такого не должно быть. Церковь через Священное Писание, святоотеческие наставления провозглашает равенство мужчины и женщины перед Богом и одновременно указывает на их своеобразие, призывает своих чад не имитировать поведение друг друга, а раскрывать собственный богатый потенциал.

– Я так понимаю, феминисток еще и не устраивает фраза: «да повинуется жена мужу»?

–  Думаю, их много что не устраивает, но, о чем бы мы ни говорили, все сводится к пресловутому уподоблению. Действительно, некий доминантный тип поведения более свойствен мужчинам. Женщина больше раскрывает свой потенциал, когда проявляет особую теплоту по отношению к детям, в заботе о домашнем очаге. Это является ее преимуществом, а не ущербностью.

– Владыка, наверное, многие телезрители не раз сталкивались с таким явлением, как «бабушки в храме». Например, когда женщины в брюках попадают под прессинг со стороны работников храма или прихожан. Мы с владыкой Силуаном уже эту тему обсуждали. Он сказал, что Церковь стала в этом вопросе терпимее. Вы согласны с этим? Стоит ли вообще делать замечание в таких случаях?

– Церковь вообще стала терпимее. Единственное, к чему Церковь нетерпима и не может быть терпима, – это ко греху; а что не является грехом, все терпимо. Все мы немощны. Наш образ жизни, бытовой уклад могут более или менее соответствовать Евангелию. В светской жизни есть понятие дресс-кода. Не каждый может попасть в ресторан или на бал в несоответствующей одежде. Если человек придет в приличный ресторан в спортивном костюме, в кроссовках, его не пустят. И когда он идет в храм Божий, то должен привести себя в порядок. Будут это брюки или платье – это вопрос открытый, дискуссионный. Конечно, мне было бы более по душе, если бы женщины не только в храме, но и в повседневной жизни носили платья. Это придает им женственности. Но ведь есть и брюки, которые по крою не являются мужскими. Поэтому если женщина одета прилично, ее образ соответствует месту, куда она идет, я думаю, со стороны смотрителей в храме нареканий быть не должно.

Другое дело, когда, например, во время отдыха на юге мужчины в шортах, женщины полуобнаженные идут с пляжа, проходят мимо храма: «А давайте-ка зайдем поставить свечи». Конечно, ни в один храм зайти в таком виде недопустимо. Это оскорбление святыни. Поэтому вопрос связан не столько чисто с женской одеждой, сколько вообще с благоговейным отношением к месту и чувством меры. Он касается и женщин, и мужчин. Мужская одежда тоже не всегда может подходить для храма Божьего.

– А то, что женщинам нельзя входить в алтарь, – это тоже вода на мельницу феминистов?

– Алтарь не проходной двор, куда могут заходить все, в том числе мужчины. Например, на Горе Афон даже игумен монастыря во время богослужения находится в храме, а не в алтаре. В алтарь заходят только те, кто совершает богослужение. Остальным – зачем? Это место особого священного таинственного присутствия Божия, где священник перед лицом Божиим возносит молитву за Церковь Христову, за народ. Другое дело, что в православии нет  женского священства. Это вопрос очень непростой, и одним предложением на него не ответишь. Это связано как с физиологическими особенностями женщины, так и с апостольской традицией. Священник не просто профессионал, который получил соответствующее образование, освоил определенные навыки и может теперь их применять. Он преемник святых апостолов, которые были исключительно мужчинами. Господь их рукоположил и поставил служить Церкви.

Эта традиция соблюдается. Сейчас в некоторых западных странах ставится вопрос об ее изменении. Однако женщина не может быть священником и в силу своей физиологии. Хочу подчеркнуть, что это не ущемление прав или низведение женщины на низшее положение. Ведь есть много вещей, на которые не способен мужчина. Ведь не возникает вопрос, почему хоккейная или футбольная команды исключительно мужские, почему бы не сделать смешанную команду. Конечно, есть физически развитые женщины, но в целом хоккей – это спорт настоящих мужчин, как поется в песне. В то же время мы знаем исключительно женские виды спорта, и было бы крайне странно видеть мужчину с ленточками на спортивном бревне.

– Мужское синхронное плавание уже появилось… Куда дальше?

– Сейчас иногда кажется, что Богом созданный мир хотят перевернуть с ног на голову, постепенно превращают его в хаос, ведут к разрушению. Феминизм – это явление не только наших дней, он существовал и прежде. Мне вспоминается один интересный случай. В первой половине XIX века к известному московскому святителю Филарету (Дроздову) обратились женщины, стремившиеся к большей активности в Церкви. Они привели в пример жен-мироносиц, которые первые пришли ко гробу и узнали о воскресении Христовом. И только потом апостолы, получив от них эту весть, сами пошли туда, убедились, что гробница пуста, и сподобились явления воскресшего Спасителя.  Ответ святителя был таков: Господь явился сначала женщинам, чтобы весть о воскресении Христовом как можно быстрее распространилась, потому что женской природе свойственна бóльшая общительность. В этом, конечно, шуточном ответе есть доля истины. Господь дает женщинам возможность реализовать свои уникальные качества в благом деле.

Задача каждого человека – раскрыть данный ему Богом потенциал. Женщина, если захочет, действительно может явить красоту во всей своей полноте, что никак не расценивается как ущербность ее по сравнению с мужчиной, природа которого другая. Что касается достоинства женщины в Церкви, то кто из людей почитается как Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим? Конечно, это Пресвятая Богородица. Ни один святой, ни пророк, ни апостол, ни преподобный, ни святитель, ни мученик, ни какой другой великий подвижник не прославляется так, как Пресвятая Дева Мария. В древних византийских храмах в алтарной апсиде помещается изображение Божией Матери, Которая Своей материнской любовью покрывает землю, воздевая руки, возносит молитву о каждом из нас. Она являет Собой величие женщины, раскрывшей Свой потенциал, заложенный Богом.

– Владыка, а Вы как гражданин видите в нашей стране проблему ущемления прав женщин? Не секрет, что большинство руководителей все-таки мужчины.

– Мне кажется, это связано не с ущемлением чьих-либо прав. Я не знаю случая, чтобы на законодательном или практическом уровне в какой-то организации была инструкция выбирать на пост директора только мужчину. Просто с такой работой мужчине справиться проще, чем женщине, поэтому подобные должности чаще достаются мужчинам, но это далеко не установка. В этом нет никакой дискриминации. Наоборот, что-то ненормальное и даже дискриминационное есть в других странах, когда дают квоты на определенную категорию людей. Сейчас речь идет уже не столько о разделении людей по гендерному принципу, сколько ломают копья по поводу белых и черных (в частности, в Голливуде). Говорят, что в каждой кинокартине должно сниматься не менее какого-то процента чернокожих артистов, иначе в этом увидят дискриминацию. На самом деле это полная глупость, потому что человека надо выбирать не по гендерному и не по расовому признаку.

Если ты талантлив, то мужчина или женщина, черный, желтый или белый – это уже не важно. Реализуйся, раскрывай себя во всей полноте. Когда начинается квотирование мест за теми или другими людьми исходя из каких-то «добрых» побуждений всех уравнять, я думаю, это путь в никуда. Ну, давайте объявим, что должно быть равное количество мужчин и женщин в какой-то области! Ведь не является ущемлением прав то, что в педагогике больше женщин, потому что женской природе свойственно материнское, любовное отношение к детям, и не только к своим. Я не вижу никакой дискриминации в этом отношении в нашей стране. То, что в определенных областях большинство мужчин или женщин, говорит об их гендерной специфике и подтверждает разность полов.

– Мы переходим к следующей части нашей программы. Восьмого октября отмечается преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. Насколько я знаю, это один из самых любимых Ваших святых. Расскажите о нем.

– В восьмидесяти километрах от Москвы есть город Сергиев Посад. А в нем – Свято-Троицкая Сергиева лавра, которую известный русский ученый-историк Василий Осипович Ключевский назвал сердцем России. Многие философы, мыслители говорили: кто не знает лавры, тот не знает России. Чтобы узнать Россию, нужно понять лавру, а чтобы понять лавру, нужно почувствовать ее основателя, преподобного Сергия Радонежского. Ключевский столетие назад писал, что конец России наступит тогда, когда народная тропа к священной гробнице преподобного Сергия начнет зарастать, а над его мощами погаснут лампады. Сергий Радонежский – это не только великий святой, подвижник. Большинство наших современников знают о нем лишь то, что он благословил князя Димитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву. Конечно, в этом был его немалый духовный подвиг, но этим всё не исчерпывается. Если посмотреть на деятельность преподобного Сергия в разрезе государственно-политическом, то надо отметить, что Россия сформировалась как единое мощное государство во многом благодаря его трудам. Ведь он жил в XIV веке, когда Русь была раздроблена на множество княжеств. И что стало бы с ней, ведомо только одному Богу. Одним из проповедников единства был преподобный Сергий. Он приходит в подмосковные  леса, чтобы служить Богу, строит первую в Северо-Восточной Руси церковь Святой Живоначальной Троицы – Триединого Бога. Это был призыв к единству. Как напишет летописец: «Дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». В Евангелии Христос говорит: Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино… (Ин. 17, 21).

Желая почтить подвиг преподобного Сергия, его ученик преподобный Андрей Рублев, расписывая Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, напишет прославленную, известную во всем мире икону Святой Живоначальной Троицы в похвалу преподобного Сергия.

Празднуя память игумена земли Русской, мы извлекаем из этого полезные уроки. Святой призывал: «Любовью и единением спасемся». Мир может существовать благополучно, только когда он основан на любви. Пока он будет раздираем противоречиями, пока его будут терзать страсти, пороки и пока человек, движимый гордыней, будет стремиться к сиюминутным, чаще всего греховным целям,  не будет благополучия. Стремление к любви, к Божественной правде является залогом не только спасения в жизни будущего века, но и здесь – на земле.

– Спасибо, владыка. Остается очень мало времени, прошу на вопросы телезрителей ответить лаконично. Почему курение – грех?

– Любая страсть является грехом, и курение – одна из таких страстей, которые разрушают здоровье человека. Можно много говорить, откуда появилось курение, об отождествлении его с воскурением темным, демоническим силам, но вред здоровью – уже достаточная причина считать эту страсть грехом.

– В торговых центрах запретили обслуживать клиентов без масок. Готовы ли в епархии не пускать в храмы без масок?

– О том, что посещать церкви необходимо в масках, Синод принял решение еще в марте, поэтому мы на досках объявлений почти всех храмов разместили соответствующий призыв. Тем самым мы проявляем любовь к окружающим, ведь если даже человек чувствует себя здоровым, он может являться переносчиком инфекции. И если от него заразится другой, более слабый и немощный, это будет на его совести. Поэтому лучше использовать маски.

– Можно ли заниматься йогой?

– Йога предполагает не только спортивные упражнения, но и мистическую практику, чуждую христианской Церкви.  Поскольку она совершенно чужда христианству, я бы как пастырь предостерег от занятий ею. Это не так безобидно, как может показаться на первый взгляд.

 – Спасибо, владыка, как всегда, за интересные рассказы и познавательные ответы.

– И Вам спасибо, Виталий! Желаю Божьей помощи, благословения всем нашим телезрителям. Храни всех Господь!

– Я напоминаю, что вы можете прислать вопрос в нашу программу либо предложить тему следующей передачи. Достаточно написать нам на адрес православие70@mail.ru

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 06 декабря: 05:30
  • Четверг, 10 декабря: 12:30
  • Воскресенье, 13 декабря: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​