Православный взгляд. Феминизм. Неделя о самаряныне

3 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Владыка, очередная непростая тема, которую я предлагаю сегодня обсудить. Одна из грядущих дат – 30 мая, Международный день феминизма. Церковь наверняка с таким явлением сталкивалась. Как она относится к нему?

– Скорее, негативно, если под феминизмом понимать оголтелую борьбу женщин за свои права. Специфических церковных документов на эту тему нет. Когда женщину унижают, считают существом низшего порядка, Церковь с этим не согласна, потому что Евангелие, учение и практика Церкви говорят об обратном. И жены-мироносицы, и женщины – сонаследницы благодатной жизни, как говорит апостол, а Божия Матерь не просто выше всех мужчин, но и выше ангелов. Она Царица неба и земли. Уж где чтут женщину в этом мире, так это в Церкви, ни в каком феминизме она не возвышена подобным образом.

– Но при этом такой кротости и смирения, как у Божией Матери, не было ни у кого, и уж точно Она не боролась за Свои права.

– Вот это главное. В том-то и дело, что когда начинается борьба за права, тут что-то не в порядке. Есть естественные права – за них нужно бороться, и, наверное, не столько женщинам, сколько мужчинам. Но есть вещи совершенно недопустимые, противоестественные и богоборческие.

Например, движение под лозунгом «Мое тело – мое дело», когда борются не просто с так называемым сексизмом, но предполагается достижение абсолютной распущенности, безответственности, права на аборт, убийство человека, которого Бог в качестве дара дает мужчине и женщине как дар за их любовь. То есть женщина встает на путь откровенного богоборчества. Когда руками родителей уничтожается живое существо, пусть еще не оформившееся физически, но духовно уже полноценное, это не просто преступление, это богопротивление. Конечно, Церковь с этим согласиться не может.

– Бог создал женщину из ребра Адама именно как помощницу первому человеку. После первородного греха Господь ей сказал: он будет господствовать над тобою.

– Бог в буквальном смысле творит помощницу мужчине, соответствующую ему, то есть равную ему по метафизическому достоинству, по природе. У нее на земле другое задание от Бога – это верно, но в будущем веке – Божия Матерь выше всех.

Как говорит преподобный Силуан Афонский, мой небесный покровитель, в Царстве Божием не важно, кем ты был на земле: игуменом, царем, президентом, патриархом.  Важно, как ты любил. Конечно, имеется в виду чистая Христова любовь, о которой говорит апостол Павел. Любовь, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не ищет своего, не раздражается, поэтому не перестает, пребывает вечно. Каждый будет прославлен в той мере, в какой он научился этой любви и явил ее в своей жизни. Вот за что стоит бороться и мужчине, и женщине.

У женщины есть все средства для этого царского пути, который действительно возводит ее на высочайшее достоинство, и Божия Матерь этому доказательство. И жены-мироносицы этому доказательство, потому что они удостоились чести быть апостолами апостолов, первыми возвестив им о воскресшем Спасителе. Это произошло не случайно. Бог таким образом почтил их веру, верность, и без всякой борьбы.

Так что женщина – сонаследница благодатной жизни, но у нее на земле другая задача, с которой никто, кроме нее, справиться не может. И если вместо того, чтобы делать свое дело, она начинает бороться за права, это для нее унижение. Со своего уникального женского пути она сворачивает на путь мужской и становится в положение догоняющего.

Борьба за права – это на самом деле борьба за то, чтобы быть как мужчина. Но это унизительно для женского достоинства. Вот в чем парадокс. Это свидетельствует о том, что что-то в ее жизни не в порядке. Нужно стремиться реализовать свое женское предназначение. Тогда мужчина будет носить ее на руках, ведь он реализует себя в служении, в первую очередь, женщине, детям, семье.

Мужчина назван главой семьи не для того, чтобы тиранически властвовать над домочадцами, но чтобы нести за них ответственность и служить им. И когда женщина начинает бороться за свои права, пытаясь стать мужчиной, у него опускаются руки, он перестает понимать, где его место. А они должны дополнять друг друга. У каждого своя роль.

С точки зрения православного богословия семья уподобляется Святой Троице. Древний христианский учитель Мефодий Патарский уподобляет Адама Богу Отцу, Еву – Духу Святому, поскольку она не рождается от Адама, а происходит из его ребра, а Авеля –Сыну. Конечно, это условность, не полное отождествление, ведь Троица – духовная тайна, тем не менее идея ценная и продуктивная.

Действительно, если мужчина глава семьи, как обозначить место женщины? А ведь она – ее душа. Апостол говорит, что мужчина и женщина – одна плоть, то есть один организм, следовательно, глава должна быть одна, иначе будет нежизнеспособный мутант. У этого организма должно быть и сердце, которое согревает, животворит. Им является женщина, и никто не может заменить ее в этом.

– Женщины и раньше боролись за свои права, но сейчас это вышло на новый уровень. Феминизм тоже характеризует состояние нашего общества?

– Это аспекты одного процесса – апостасии, или отступления человечества от Бога, и нарастания враждебности, отчужденности народов, государств. Феминизм и многое другое – это симптомы одной болезни, которые умножаются по мере ее развития, становятся ярче, разрушительнее и отвратительнее.

– Даже прихожанки православных храмов очень удивляются «Домострою». Не слишком ли жестокие обычаи описаны в нем? Роль, отведенная женщине, – действительно церковная позиция?

– «Домострой» – это не канонический, не святоотеческий текст, а выражение народного самосознания Руси того периода. Так мыслили и жили. И никто с этим, я так понимаю, не боролся, женщины тоже считали это нормой. Возьмем современный исламский мир, где женщины борются за право ходить в платке, а в западноевропейских странах с них пытаются его стянуть и одеть их в брюки, но они не всегда к этому готовы.

На Руси, очевидно, женщины глубже понимали жизнь, более трезво смотрели на свое место в ней и были вполне им удовлетворены. К сожалению, традиционное общество разрушено, не сегодня и не вчера, а уже достаточно давно, столетия назад. В Западной Европе раньше, у нас позднее. Остались руины, и жить по «Домострою» сейчас довольно сложно.

Ориентироваться на какие-то здоровые идеи можно, но это должен быть согласованный процесс, без навязывания их как мужчине, так и женщине. Семья – это пространство любви, свободы, и все принципиальные решения должны приниматься вместе. Если мужчина глава семьи, это не значит, что он тиран, деспот, авторитарный руководитель.

Одним из образцов веры и во многом примером отца и мужа является Авраам. Когда Сарра начала ревновать его к Агари (хотя первоначально сама предложила, чтобы тот по причине ее бесплодия родил сына от рабыни) и была по-женски несправедлива, импульсивна, Авраам пошел ей навстречу. Конечно, жестоко выгнать мать с ребенком в пустыню, но в древние времена – обычное дело: обычаи были суровые. Мудрый Авраам посчитал это меньшим злом, хотя, думаю, ему было жалко своего сына Измаила. Вот что такое быть главой семьи и что значит ответственность. Она не в том, чтобы всегда настаивать на своем, но чтобы обеспечивать в семье мир, гармонию отношений.

– Вы достаточно давно в Церкви. С того времени, как Вы начали посещать храм, и до настоящего момента облик женщин в нем изменился?

– Не очень сильно. Что-то меняется количественно, но форма одежды в церкви более-менее понятна. Апостол Павел говорит, что женщинам нужно ходить в платках. Я считаю это правильным.

– Но опять же почему апостол Павел говорит, что женщина должна ходить в платке?

– Он говорит это как раз в соответствии с местом женщины в семье. То есть с точки зрения властных полномочий она подчинена мужу, но с точки зрения ее роли в семье – иногда важнее его, муж это понимает и учитывает. Они так сотворены Богом, чтобы наилучшим образом выполнять именно свою задачу. Муж, как бы ни хотел, никогда не сможет родить ребенка, заменить мать, но и жена никогда не станет отцом, как бы за это ни боролась, она не сможет переступить через свою природу, у нее другая задача.

Люди во все времена примерно одинаковы. По мысли блаженного Августина, в мире людей существуют две тенденции. Пользуясь библейскими образами, он называет их так: «град Божий» и «град земной». Первая тенденция – это стремление в Горний Иерусалим, жизнь в перспективе вечности, по Божественным заповедям, совести, в любви к ближним. Вторая – любовь к себе до забвения Бога, путь к эгоизму, а значит, к одиночеству, отчуждению от окружающих. Эти две тенденции существуют всегда. Есть достойные, альтруистичные, жертвенные люди, которые служат Богу и обществу в меру сил и способностей, а есть живущие только для себя. Последних становится все больше, но встать на путь спасения можно всегда.

– На Ваш взгляд, на самом деле права женщин в нашей стране нарушены? Не секрет, что ключевые посты занимают мужчины, ни одной женщины-президента у нас не было. Или все-таки нет такой проблемы, за решение которой нужно бороться?

– Мое мнение – у женщин сейчас столько прав, что они их не могут реализовать. Это во многом мешает им быть собой. Я вижу такую проблему. Так называемые права – это скорее бремя, которое они сами на себя возложили, либо возложили мужчины, уступив их натиску или навязав им под видом борьбы за права определенные стереотипы. Этот груз окрадывает их, лишает женственности, особого обаяния, силы женской природы.

В результате что мы видим? Семьи разрушаются, потому что женщина перестает быть связующим центром, дети не рождаются, отсюда демографический кризис, счастья нет ни у кого, люди ропщут на весь белый свет. Счастливый человек всем доволен, видит все в светлых тонах. А когда везде вражда, недовольство и в виртуальном, и в реальном пространстве, это говорит о том, что все глубоко несчастливы.

– Давайте перейдем ко второй части программы. Пятое воскресенье после Пасхи –Неделя о самаряныне. Чему она нас учит, чему посвящена и почему проходит в пасхальные дни?

– Пасхальные дни свидетельствуют о плодах воскресения для человеческого рода. Неделя о самарянке важна по нескольким причинам. Во-первых, женщина была грешной, у нее было пять мужей, но она в этом покаялась.

– Только официальных пять?

– Да. Для Самарии она стала своего рода апостолом. Побеседовав со Христом, пошла и рассказала о Нем своим согражданам так, что те пошли на встречу с Господом. В какой-то мере она подобна женам-мироносицам. Вот пример, как человек, даже низко падший, может измениться и послужить Богу.

– Это еще история и о том, что нет такого греха, который Бог не мог бы простить?

– Да. Церковное Предание говорит, что она закончила жизнь как святая мученица Фотина.

Эта неделя важна еще беседой, которую Спаситель мира ведет с самарянкой. Он говорит об истинном служении Богу, о поклонении Ему не в Иерусалиме или Самарии, а в духе и истине. То есть главное – не место, а твое состояние в момент служения Богу. Можно войти в храм с осуждением ближнего, как фарисей из другой евангельской притчи, и выйти осужденным за такую молитву. И можно – с покаянием, как грешный мытарь, но быть оправданным. Важно, с чем мы входим в храм, с чем обращаемся к Богу.

Что значит в духе и истине? Истина – это Христос.  Аз есмь истина, – говорит пришедший в мир Богочеловек. Значит, поклоняться Ему в истине – это непогрешительно стоять в правой вере, исповедовать ее не только на словах, но и на деле. А в духе означает причастность Церкви, потому что ее апостол Павел называет полнотой Наполняющего все во всем. Она единый организм, душой которого является Святой Дух, и причастность Ему – вещь объективная, не фигура речи, не метафора. Участие в церковных таинствах – вот что делает нас причастниками Духа, истинными поклонниками Бога. Невозможно служить Ему, опираясь только на свои человеческие, ограниченные силы. Для этого нужна сила свыше, то есть благодать Духа Святого, а она может быть обретена только в Церкви, в которую мы входим через таинство Крещения.

Далее Господь говорит о реках воды живой – той самой благодати Духа Святого. Когда мы становимся ее причастниками, она освящает нас и являет себя в наших делах. Вчерашний грешник сегодня способен на святые дела – прощать, любить, терпеть, заботиться о ближнем, служить ему и даже умирать за него. Вот она – Церковь! Мы должны трудиться, чтобы благодатная сила, которую мы получили в таинстве Крещения, возрастала и проявилась в нас.

– Мне кажется, это еще история о том, что вера без дел мертва. Ведь самаряне и иудеи враждовали, а эта женщина напоила Спасителя.

– Конечно, это еще один момент, характеризующий ее духовный облик. Она была грешницей, но преодолела национальную вражду и стала провозвестницей Евангелия. Вообще все евангельское повествование наполнено историями, которые говорят об истине, выраженной апостолом Иаковом: вера без дел мертва.

– У нас остаются вопросы телезрителей.

В прошлом году в селе Александровском мироточила Казанская икона Божией Матери. Обычно такие явления случаются в преддверии важного события, о котором нас как бы предупреждают свыше. Это событие уже произошло или пока остается загадкой, почему икона мироточила?

– Трудно это интерпретировать. Я помню, как в середине нулевых годов мироточила икона Троицы в Богородице-Алексиевском монастыре.

– Но там как раз все было понятно.

– Тоже можно было гадать, но я связал это с угрозой терактов. По-моему, Басаев тогда публично сказал о том, что все конфессии могут быть спокойны, кроме Православной Церкви. То есть он анонсировал возможность терактов в православных храмах, и мы действительно были насторожены. Я думал, что делать, если рядом со мной какой-нибудь террорист закричит свои лозунги, нужно ли на него кидаться, чтобы кого-то закрыть собой… Помню ту Страстную седмицу. Она была несколько омрачена не только воспоминаниями о том, что иудеи сотворили со Христом, но и мыслью, что может произойти в эти очень важные в церковном году дни. Да еще икона замироточила! Это подвигло на более усердную молитву. Для меня это был очень важный урок.

– Во время пандемии монастырский уклад как-то изменился?

Я так понимаю, что речь идет о монастыре на территории Колпашевской епархии. Может быть, запретили паломничество мирян или были приняты дополнительные санитарные меры? Пользуются ли монахи масками и перчатками?

– Конечно, были установлены санитарные требования. Мы руководствовались теми рекомендациями, которые были предложены Священным Синодом Русской Православной Церкви. Безусловно, паломничество было ограничено, но болезнь не обошла монастырь. Слава Богу, массовой эпидемии не случилось, но кто-то переболел. Один клирик умер от пневмонии, правда, диагноз неясный: COVID-19 или просто пневмония. Мы предприняли все меры, которые могли. Государство тоже многое делало, так что милостью Божией пока никаких сокрушительных ударов Колпашевской епархии эпидемия не нанесла.

– Имеет ли значение молиться перед целыми мощами святого или перед их частицей?

– Большого значения не имеет. Важна вера. Когда Христос совершал чудеса, Он в первую очередь спрашивал: «Имеешь ли веру?» И говорил: По вере вашей да будет вам. Имея веру, можно молиться даже без частиц мощей – перед образом.

Но принесение мощей возгревает веру. Мы ведь люди несовершенные, у каждого свой духовный возраст. Нужно использовать все, что служит правильному духовному устроению, приближает к Богу.

Святой приходит к нам в своих мощах, в целых или в частице. Воспринимая это именно так, идя на встречу со святым, мы обязательно получим от него подарок. Если мы потрудились ради него, молимся ему с верой, то по его молитвам Господь нам что-то даст.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 29 июля: 12:30
  • Воскресенье, 01 августа: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​