Православный взгляд. День святого Валентина

11 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Томский и Асиновский Ростислав.

– Вновь мой собеседник в студии – митрополит Томский и Асиновский Ростислав. Владыка, рад Вас приветствовать! Как обычно, мы попытаемся ответить на актуальные вопросы. Наша тема сегодня – День святого Валентина, который отмечается в феврале. Сравнительно недавно этот праздник достиг в нашей стране, я считаю, незаслуженно большого размаха. Вы что-то знаете о святом Валентине и как относитесь к этому празднику? Есть ли мнение Церкви по этому поводу?

– Святой мученик Валентин действительно есть, а в праздновании его памяти 14 февраля я сомневаюсь, так как в православном календаре в этот день среди поминаемых святых Валентина нет. Он есть, видимо, в святцах Римско-Католической Церкви. У нас его память празднуется в августе.

Жил святой мученик Валентин в середине III века, был епископом одного из итальянских городов, очень активным проповедником христианства. Кроме того, он был искусным врачом, так что в русской традиции его всегда считали покровителем не влюбленных пар, а фармацевтов, врачевателей, людей, связанных с медициной. За проповедь христианства епископ Валентин был приговорен римскими властями к темничному заключению и к смерти, причислен Церковью к лику мучеников.

Что же касается отмечаемого нынче Дня всех влюбленных, как его называют, то он тоже связан с именем этого святого, житие которого со временем обросло множеством неисторических фактов, которые и позволили считать его покровителем влюбленных. В частности, в этой современной версии его жизнеописания говорится о том, что римский император требовал от воинов безбрачия, так как наличие дома, жены и детей ослабляло бы их боевой дух и они перестали бы быть столь мужественными. И якобы святой Валентин тайно венчал солдат римской армии, за что и пострадал. На самом деле это не так, поскольку обряд венчания сформировался в Церкви значительно позднее, в III веке его как такового не было. Будущие супруги-христиане приходили в храм, получали благословение епископа, участвовали в литургии и причащались вместе Святых Христовых Таин. С этого времени они считались мужем и женой.

Отношение к этому празднику двоякое. Вроде бы на первый взгляд ничего зазорного в нем нет.

– Особенно если учесть, что Бог есть любовь.

– Да, Бог есть любовь, святой Валентин действительно почитается, пусть и в другой день. Почему бы не быть и такому празднику? На самом деле не все так просто. В контексте этого праздника понимание любви претерпевает трансформацию. Многие относятся к этому дню как к некой санкции на образ жизни, который далек от христианского, да и претит общечеловеческой морали.

– Вы имеете в виду блуд?

– Это проповедь блуда, внебрачных связей. Настоящая любовь всегда основана на жертвенности. Вполне естественно, когда юноша и девушка испытывают чувство влюбленности друг к другу. Но раньше, испытывая такие чувства, молодые люди хранили друг другу верность и блюли чистоту, целомудрие вплоть до брака, до того времени, когда они становились мужем и женой. У многих народов это до сих пор присутствует, поэтому считается большим позором, если девушка, вступая в брак, оказывается не девственницей. Такие же порядки существовали и в нашем народе, их до сих пор проповедует Церковь. К сожалению, нравы современного общества далеко ушли от норм христианской нравственности. Добрачные связи стали чем-то обыденным, некоторые даже удивляются, когда узнают, что Церковь против этого. Многие не видят в этом никакой опасности, духовного вреда. Есть такое понятие – целомудрие. Это состояние цельности человека. Нарушая целомудрие, человек нарушает свою цельность, становится расщепленным, как разбитое зеркало, искажает действительность, его душа по-другому начинает воспринимать мир.

В этом отношении праздник, о котором мы говорим, таит в себе опасность. Некоторые церковные деятели выступают против него, говорят, что он навязан Западом и является своего рода лазейкой для экспансии в наше общество, «мягкой силой влияния» на него. Вероятно, это действительно так.

Другие считают, если уж этот праздник все знают и помнят, то в этот день мы должны лишний раз поговорить о нравственности, обратить внимание молодежи на образцы верности среди святых нашей Церкви, в частности Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. Не случайно по обоюдному согласию Церкви и государства именно в день их памяти был установлен государственный праздник – День семьи, любви и верности. Ведь эти святые явили пример не просто влюбленности, которая может вспыхивать и так же легко угасать, а настоящей любви. Они прожили довольно непростую жизнь, прошли, как говорится, огонь, воду и медные трубы, но до конца сохранили верность друг другу как супруги, христиане и даже скончались в один день, как в сказке. Поэтому, конечно же, образ святых Петра и Февронии для нас показательный, вразумляющий. В городах многих регионов нашей страны им нынче устанавливаются памятники, к которым молодожены направляются из ЗАГСа возложить цветы. Волей-неволей эти молодые люди извлекают или пытаются извлекать уроки из их жизни.

– Праздник Петра и Февронии приходится на 8 июля, когда идет Петров пост и нельзя венчаться. Я знаю, что многие верующие новобрачные были признательны за установление дополнительного дня, они вступили в брак, поручив себя молитвам Петра и Февронии.

– Да, этот вопрос рассматривался на одном из Архиерейских Соборов. Я помню это заседание. Как раз тогда обсуждали, что с появлением этого праздника в светском сегменте нашего общества многие молодые люди сказали: «Когда, как не в этот день, заключить брак?»

– Логично.

– Они устремились в храмы, а им отказывают, так как Петров пост, венчания не совершаются. После обсуждения этого вопроса Синодальная богослужебная комиссия предложила в дополнение праздновать в сентябре день обретения мощей этих святых. Это время не связано с постом.

Действительно, многие молодые люди стараются освятить свой брак именно в день святых Петра и Февронии, молитвами которых благословляются, если, конечно, имеют желание не просто венчаться, но и стараться подражать им.

– В День святого Валентина принято дарить так называемые валентинки, небольшие открытки с признаниями в любви. Мне кажется, в этом нет ничего плохого – лишний раз сказать человеку о своих чувствах.

– Один из церковных миссионеров – не помню кто, то ли отец Олег Стеняев, то ли отец Андрей Кураев – так и сказал: «Если вы шлете друг другу валентинки, напишите цитаты из Священного Писания, святоотеческие наставления о верности, любви. И это будет своего рода христианская проповедь». С этим нельзя не согласиться. Если уж мы имеем дело с таким явлением, то почему бы и нет? Любое орудие, – например, нож – можно употреблять во благо или во зло. Дело не в самой валентинке, а в ее содержании, в том, ради чего она шлется и к чему побуждает. Если этот праздник служит разложению нравственности, пропагандирует блудное сожительство, то, конечно же, это зло. Но если использовать его, чтобы помочь молодым людям утвердиться в основах христианской жизни, то почему бы и нет?

– Я вот задумался: если дарить такие открытки в праздник Петра и Февронии, как бы они могли называться? Так ничего путного в голову и не пришло. Владыка, невольно напрашивается вопрос: а Вы когда-нибудь были влюблены?

– Через это все прошли. Но я уже и не хочу про это вспоминать, поскольку в 23 года в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры дал обеты монашества, полностью связав свою жизнь, душу и сердце только с Богом и с Его Церковью. Поэтому все прошлое осталось далеко-далеко, в прежней жизни. Но в те молодые годы сохранить взаимоотношения с девушками в чистоте помогали, прежде всего, нормы христианской нравственности, которые я усвоил. Благодарю Бога, что я пришел к сознательной вере в Него, к Церкви еще в школьные годы. Вера в Бога, Евангелие предохраняли меня от необдуманных шагов.

– Мы, наверное, правильно поняли друг друга, что в Дне всех влюбленных осуществляется подмена ценностей, связанная с влюбленностью и любовью. Вероятно, многие влюбленные задумываются над тем, как отличить истинное чувство от страсти. Ведь это важно. Есть какие-то советы?

– Если говорить не просто о влюбленности, а о любви в глобальном смысле слова, то одним из признаков настоящей любви является жертвенность. Например, когда речь идет о любви Бога к человеку, в Священном Писании сказано, что Бог не просто с небесных высей смотрит на нас с любовью, оставаясь бездеятельным. Нет. Когда Он видит, что человечество погрязает в грехе, Сам становится Человеком, приходит в этот мир, чтобы пострадать за нас на кресте, отдать Свою жизнь за спасение тех, кого Он любит. Например, мы говорим, что любим людей старшего поколения, но в переполненном автобусе делаем вид, что зачитались газетой, и не поднимаем глаз, не хотим уступить место, оправдываясь, что едем уставшие после тяжелого трудового дня, а старушка целый день дома сидела… Если нет жертвенности, о какой любви может идти речь?

То же самое и во взаимоотношениях молодых людей. Если парень готов защищать свою девушку, не разменивается на первую встречную, он проявляет жертвенность и подлинную любовь. А если он сегодня прельстился красотой одной, завтра другой, послезавтра третьей, то это человек мелкий, дробный, в нем бушуют исключительно страсти, которые до животного уровня низводят образ и подобие Божие. Человек, действительно любящий, готов душу свою полагать за ближнего и от чего-то отказываться, в том числе от дурных привычек.

Когда люди создают семью, они призваны смотреть на мир не со своей эгоистической колокольни, не с позиции «я», а с позиции «мы»: как мы отнесемся к тому или другому явлению, как мы поступим в том или другом случае. В этом проявляется жертвенность, смирение, ограничение самости, гордости и подлинная любовь.

– Юность – это время, когда трудно контролировать свои поступки. Помимо управления епархией Вы являетесь ректором Томской духовной семинарии. Приходится ли Вам в отношениях с семинаристами сталкиваться с такими сложностями?

– Учащиеся Томской духовной семинарии, которые намереваются вступить в брак, должны брать благословение ректора. Я встречаюсь с ними и говорю о принципах, которые они должны иметь в виду. Благодарение Богу, что многие прислушиваются к моим советам, и это идет им на пользу. Но, к сожалению, бывает, не все считают эти советы чем-то важным. Многие относятся к ним формально, и, конечно же, это неблагоприятно отражается на их будущей семейной жизни.

Нельзя построить свое счастье, если переступать через заповедь Божию. Нам кажется, что чистота, целомудрие уже несовременны. Перешагнув через эти требования, получив удовольствие, видим в этом свое счастье. Но нет, этим человек гробит свое счастье, поэтому вокруг себя мы видим столько разбитых кораблей семейной жизни – целое кладбище. Говорят, что разводов чуть ли не больше, чем заключаемых браков.

– Увы, это официальная статистика.

– Конечно же, это следствие ложного представления о взаимоотношениях между полами, когда влюбленность принимается за любовь.

– Подводя черту под нашей с Вами беседой, посоветуйте православному человеку или человеку, который интересуется православием, как провести этот день. Вообще не обращать на него внимания или все-таки человеку, которого ты любишь, стоит каким-то образом лишний раз напомнить о любви?

– В православном календаре такого праздника нет. Но есть люди, которые зациклились на этом дне, как сказал Н. А. Некрасов, «мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь – колом ее оттудова не выбьешь…». Такому человеку можно посоветовать зайти в храм Божий, приобрести иконочку святого Валентина. Пусть он помолится, чтобы Господь дал ему настоящую, чистую любовь, чтобы святой своими молитвами испросил у Бога ему верного спутника или спутницу жизни. Это не будет лишним, если для него этот день важен и значим.

– Этот общественный праздник, который в России приобрел массовый характер, соседствует с истинно православным праздником Сретения Господня. Переходя ко второй части нашей программы, я хотел бы попросить Вас рассказать об этом дне.

– Само название праздника вдохновляющее – Сретение Господне. И хотя он установлен в честь евангельского события, когда праведный старец Симеон встретил в Иерусалимском храме Богомладенца Иисуса Христа и увидел в Нем грядущего Спасителя мира, каждый человек призван пережить благодатную встречу с Богом. Этот праздник показывает, что такая встреча возможна, необходима и нужно к ней стремиться, чтобы пережить благодатные чувства. Он побуждает нас не пребывать в теплохладности, бездействии, а делать все, чтобы встретить Бога в своей жизни.

Что для этого необходимо? Чтобы не сбиться с пути, нам даны ориентиры в Священном Писании: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Хотите увидеть Бога – старайтесь, чтобы сердце ваше было чисто. В другом месте, в Ветхом Завете, говорится: В злохудожную душу не внидет премудрость. То есть в душу, которая изобретательна на зло, неправду, грехи, не войдет Бог, Божественная премудрость. Хотим встретиться с Божественной премудростью – через покаяние, евангельский образ жизни изгоним грех из себя и тогда переживем встречу с Богом.

Не случайно именно в Сретение Господне Священным Синодом Русской Православной Церкви установлен день православной молодежи, когда она собирается, реализует какие-то проекты, потому что юности свойствен поиск, в том числе и духовный. И блажен человек, который найдет подлинный путь, а не окажется в непроходимых дебрях, болоте. Этот путь – наш Спаситель: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Дай Бог, чтобы молодое поколение, как А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, художники, писатели, композиторы XVIII, XIX веков, увидело в Святом Евангелии свет, путеводную звезду к Богу и шло по жизни безбедно, легко и радостно.

– Этот праздник настолько значим, что целые монастыри называются в честь его. Известен московский Сретенский монастырь.

– Он назван не в честь этого праздника, а в честь сретения в Москве Владимирской иконы Божьей Матери во время угрозы нашествия татар. За этой иконой послали во Владимир, и как только она прибыла в Москву, встречали ее на месте этого монастыря. На самом деле действительно много монастырей и храмов посвящено Сретению Господню. Когда-то Сретенская церковь была и в городе Томске. К сожалению, в советские времена она была закрыта, а потом разрушена.

– А где она находилась?

– По-моему, где-то в конце улицы Духовской, там, где улица Карла Маркса. На старинных фотографиях или гравюрах эта церковь выделяется высокой пирамидальной колокольней, возвышающейся над городом. Теперь время по крупицам собирать то, что мы когда-то разрушили. Еще премудрый Екклесиаст говорил:… время разбрасывать камни, и время собирать камни. Вот сейчас время собирать камни. Много наворотили наши предки, и в наше время иногда продолжается разрушительная работа, но наметились и другие процессы, по восстановлению того, чем когда-то мы пренебрегли. Это основание для перспективного развития нашего народа, нашей государственности и культуры.

– В завершение нашей программы давайте перейдем к вопросам телезрителей. Почему монахам нельзя крестить и венчать?

– Дело в том, что монаху, который отрекся от мирских благ, дал обет служить Богу, не будучи связанным узами брака, не рекомендуется совершать эти обряды. Потому что если монах совершает венчание, он видит перед собой молодых людей, и, конечно же, как человек может испытывать искушение: «А правильный ли путь я избрал? Если бы я был на месте этих молодых людей, как бы сложилась моя жизнь?» Хотя некоторые из монашествующих, служащих на приходах, выполняют эти пастырские обязанности. В основном это те иноки, которые уже достаточно крепко держатся избранного пути и прошли через подобные искушения. Крещение же совершается в воде через троекратное погружение, и монаху нехорошо взирать на обнаженное тело человека. Поэтому ему и не рекомендуется совершать эти таинства.

– То есть для его самозащиты?

– Да. Хотя, еще раз говорю, это не возбраняется, если этот монах – старец высокой духовной жизни или приходской священник.

– Можно ли наше время назвать современными Содомом и Гоморрой?

– Трудно строго судить. Если бы наше время было временем Содома и Гоморры, то, наверное, мы приняли бы их участь. Если Господь все-таки нас еще терпит, дает возможность жить и трудиться, значит, мы еще не исчерпали бездну Его долготерпения. Видимо, в мире достаточно праведников, которые на весах правосудия Божия пока перевешивают падения грешников. Хотя действительно мы живем в эпоху, когда мир расцерковляется все больше и больше, уходит от библейских духовно-нравственных ценностей, которыми жил практически на протяжении всего своего существования. И по мере того как мы уходим от этих идеалов, теряем эти ориентиры, мы все в большей степени уподобляемся Содому и Гоморре. Конечно, это ни к чему хорошему не приведет, и все-таки есть надежда, что человечество найдет в себе силы остановиться, скорректировать свой путь, увидев печальные плоды жизни без Бога.

У Е. А. Евтушенко есть стихотворение, в котором звучит действительно очень мудрый призыв отрешиться от суеты этого века. «Проклятье века – это спешка» – так начинается это стихотворение. Человек, забыв обо всем, куда-то стремится, а ему нужно остановиться, потому что запыхавшийся он ничтожен, а когда остановится, он велик: может оценить ситуацию, проанализировать собственную жизнь и жизнь общества, сделать верные выводы, имея ориентир, верный компас – Святое Евангелие.

– Можно ли носить украшения?

– По большому счету, когда человек украшает себя внешне, он пытается спрятаться за маской. Апостол Павел говорит в отношении женщин, что они должны украшать себя не прядением волос, не драгоценностями, а добродетелью. Это истинное украшение человека.

Если женщина носит скромное украшение, думаю, это не зазорно, но если это самоцель, то становится греховным. Прежде всего, мы должны украшать себя жизнью по Евангелию. Это истинное украшение. А все остальное, в качестве приложения, терпимо. Если же превращается в самоцель, то плохо.

– То есть все хорошо в меру.

– Да.

Ведущий  Виталий Стёпкин

Записали Игорь Лунёв и Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 15 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 18 апреля: 05:30
  • Четверг, 22 апреля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​