Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Владыка, грядет очередной светский праздник – День космонавтики. Готовясь к программе, я еще раз убедился в том, что Юрий Алексеевич Гагарин был глубоко верующим человеком, причем об этом говорили люди, лично его знавшие. Известно, что после своего легендарного полета он посещал Троице-Сергиеву лавру. Вы воспитывались, окормлялись в лавре. Встречали ли людей, которые помнили тот визит?
– Да, конечно. В советские времена, несмотря на то, что религия вроде бы была под запретом, Троице-Сергиева лавра была довольно посещаемым местом. Всем известным людям, иностранным делегациям неизменно показывали эту жемчужину русского православия. Среди таких посетителей был и Юрий Алексеевич Гагарин, причем не сразу после полета в космос, а спустя два года. Это было связано с тем, что один из преподавателей Военно-воздушной академии, Валентин Петрович, читавший курс философии, был глубоко религиозным человеком. Не афишируя это, он тем не менее не только иногда ненавязчиво рассказывал слушателям о религии, о Боге, но и устраивал для них поездки в лавру. В 1964 году Ю. А. Гагарин попросил свозить и его.
Естественно, они поехали «по гражданке», потому что появление в храме в военной форме в те годы было нежелательным и могло иметь негативные последствия. Незамеченным этот визит не остался, поскольку Юрия Алексеевича все знали в лицо. Стоило ему войти в ворота лавры, как его сразу же узнали, и к нему потянулись люди. Наместник сам провел для них экскурсию по монастырю. Увидев, что со всех сторон на них обращено внимание посторонних, он предложил пройти к нему в келью. Реакция Юрия Алексеевича показывает глубину его веры, его осведомленность в православной жизни. Космонавт спросил у Валентина Петровича: «А Вы бывали в келье?» Тот сказал: «Нет, никогда». Тогда Гагарин предложил: «Давайте сначала пройдем в Троицкий собор к мощам преподобного Сергия, а потом уже в келью». То есть он сразу верно расставил приоритеты.
Они зашли в древний Троицкий собор, склонили головы перед священной гробницей с мощами преподобного, перед которой возносили молитвы русские государи накануне судьбоносных для страны событий.
Затем состоялась беседа с наместником лавры. В Московской духовной академии их ожидал отец ректор. Была проведена экскурсия по академии, в том числе в так называемый ЦАК – Церковно-археологический кабинет, уникальный музей церковных древностей, который до сих пор существует. В те времена он был доступен не для всех. Не все желающие могли купить билет и пройти туда. В него водили только избранных людей, доступ имели лишь студенты и преподаватели академии, их личные гости, а также официальные делегации.
Когда я был студентом академии, я нес послушание экскурсовода, а потом помощника заведующего музеем. Приходилось принимать гостей самого высокого уровня, в том числе и глав различных государств. Туда приезжала премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. И многие другие. Довольно частыми гостями были космонавты. Одним из первых был как раз Ю. А. Гагарин.
В экспозиции музея до сих пор есть старинный макет Храма Христа Спасителя, изготовленный в 1913 году к 300-летию Дома Романовых. Он интересен тем, что представляет внутреннее убранство храма еще до его разрушения. Можно заглянуть внутрь и увидеть иконы, росписи. Гагарину показывали разные экспонаты, и когда дошли
до этого макета, он начал интересоваться судьбой храма и, может быть, впервые услышал о его разрушении в 1930-е годы и что на его месте – бассейн «Москва». Потрясенный величием собора, возведенного в благодарность Богу за победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, космонавт с большим сожалением отозвался о его разрушении.
Прошел год, и на пленуме ЦК ВЛКСМ, посвященном патриотическому воспитанию молодежи в Советском Союзе, выступил Ю. А. Гагарин. Всех шокировало, когда он вдруг начал говорить о необходимости восстановления Храма Христа Спасителя как национальной святыни. Многие говорят: «А не фейк ли это?» Так вот, сохранилась запись этого выступления, она есть в Интернете.
О выступлении Ю. А. Гагарина было доложено начальству. Надо сказать, что Леонид Ильич Брежнев отнесся к этому снисходительно, с пониманием: «Отстаньте от Гагарина. Он русский человек и порадел о восстановлении национальной жемчужины. Но, сами понимаете, в атеистическом государстве мы это сделать не можем. Объясните комсомолу, что в Советском Союзе нет денег на восстановление этой реликвии».
В этом весь Юрий Алексеевич Гагарин. Никогда не афишируя свою веру, он был человеком православной культуры. У него была верующая бабушка, родители были близки к православию.
– Он сам был крещен.
– Да. Он воспитывался соответствующе, но не был постоянным прихожанином какого-то храма, хотя однозначно понимал важность и значимость православной веры. Впрочем, не только Юрий Алексеевич Гагарин. Наша беседа посвящена Дню космонавтики, и я должен сказать, что среди космонавтов довольно много верующих людей, если не большинство.
– Говорят, Герман Титов был глубоко верующим человеком.
– Очень верующим. Он многократно бывал в Троице-Сергиевой лавре и привозил других космонавтов. Поэтому неудивительно, что в 1988 году, еще во время советской власти, из космоса от наших космонавтов в адрес русского народа прозвучало поздравление с 1000-летием Крещения Руси.
В настоящее время за Звездным городком, где идет подготовка космонавтов к очередным полетам, закреплен священник, духовник, один из насельников лавры. До недавнего времени им был отец Иов, мой очень хороший знакомый. Но он принял великую схиму, и думаю, его освободили от этого послушания, назначили кого-то другого.
Отец Иов тесно общался с космонавтами, перед каждым полетом в космос совершал молебен о его благополучии. Он рассказывал, что, как и везде, среди космонавтов есть холодно относящиеся к вере и глубоко верующие.
Верующие космонавты берут в космос иконочки и даже частицы мощей святых. Мощи старца Севастиана Карагандинского и преподобного Сергия Радонежского на космическом аппарате облетели Землю, наша планета и из космоса благословлена православными святынями.
В 1961 году, когда Ю. А. Гагарин вернулся из космоса, говорили, что это – крах веры в Бога, потому что человек в космосе Бога не обнаружил. Слова «Я побывал в космосе и Бога там не увидел» иногда приписывают Ю. А. Гагарину. На самом деле он никогда их
не произносил. Не знаю, насколько это правда, говорят, что они принадлежат Никите Сергеевичу Хрущеву. Глупо пытаться увидеть Бога в космосе, не видя Его на земле. Эта реплика говорит о примитивности мышления, о том, что человек представляет Бога как старичка, сидящего на облачке или ходящего по лунному грунту и оттуда благословляющего. Это ничтожное представление о Боге.
А вот стремление человека в космос как раз является свидетельством того, что душа устремляется ввысь, к Богу. Это проекция ее жажды чего-то высокого, полета в небо.
– А космос – это не подобие Вавилонской башни?
– У меня другое представление. Для некоторых это своего рода Вавилонская башня, если цель освоения космоса – поставить себя на место Бога. Но мне кажется, устремленность человека в космос вполне благочестива. Это трансформация его стремления к Богу.
Не случайно, высадившись на Луну, гражданин Соединенных Штатов Америки Н. Армстронг, первое, что прочитал, – начальные слова Библии. Это опять же глубоко показательно.
День космонавтики напоминает нам о том, что душе человека свойственно стремиться вверх. И хорошо бы, чтобы этот верх не ограничивался околоземным пространством или даже полетом на Луну, на Марс.
– Возвращаясь к словам, которые приписывают Юрию Гагарину, я вспоминаю Ваш рассказ о том, как Никита Хрущев его спросил: «Ну что, ты в космос летал, а Бога видел?» Раздосадованный Гагарин в сердцах ответил: «Видел!» Хрущев развел руками и произнес: «Я так и знал».
– Скорее всего, это из разряда анекдотов. Я сомневаюсь, что такой диалог был, но с идеологической точки зрения примерно так и было: из полета Гагарина пытались извлечь некие идеологические выводы, которые должны были разрушать религиозные представления людей о мире, о Боге. Но на самом деле вышло совершенно по-другому.
Вера в Бога многих космонавтов (как наших соотечественников, так и зарубежных) как раз свидетельствует о том, что полет в космос никоим образом не затрагивает основ религиозного миросозерцания человека. В Троице-Сергиеву лавру ездили не только наши космонавты, соотечественники. Когда стали появляться космонавты, и не только американцы, но и европейцы, многие из них, особенно те, которые отправлялись в космос с наших космических площадок, по предложению наших космонавтов перед полетом в космос тоже ездили в Троице-Сергиеву лавру, что производило на них довольно сильное впечатление.
– Владыка, настало время перейти ко второй части нашей программы, и мы тоже будем устремлены в Небо. Недавно мы отметили очень важный и, на мой взгляд, один из величайших праздников православия – Благовещение Пресвятой Богородицы. Давайте поговорим об этом чуть подробнее.
– Праздник Благовещения чаще всего приходится на дни Великого поста. Редкий случай, когда он приходится на пасхальный период, тем не менее это такой день, который позволяет прочувствовать праздник в эти великопостные дни. В церковных песнопениях этот день называется главизной (или началом), отправной точкой нашего спасения, своего рода первой ласточкой, которую Бог послал в этот мир, возвещая, что спасение для каждого человека не за горами, оно близко.
В этот день не просто Архангел Гавриил предстал перед Девой Марией и возвестил Ей о том, что Она станет Матерью Самого Бога и что Сам Господь придет в этот мир через Нее, родившись как Человек. В этот день Бог облекается человеческой плотью в утробе Девы Марии, Бог становится Человеком, чтобы человека сделать богом по благодати, как потом скажет святитель Афанасий Великий.
Для того чтобы спасти человека, Бог первым делает шаг навстречу человеку, идя в этот мир ради нашего спасения, и от человека Он, естественно, ожидает ответного шага. Мы также должны сделать свой ответный шаг, чтобы достигнуть спасения. Этот шаг мы делаем, когда принимаем евангельское учение Иисуса Христа, когда стараемся жить по Божественным заповедям, выстраивая свою жизнь таким образом, чтобы она была в соответствии с Евангелием.
Это событие, Благовещение, произошло в городе Назарет, на территории современного Израиля, в той его части, которая называется Галилеей. На месте Благовещения Пресвятой Богородицы до сих пор стоит величественный храм. Причем Благовещение, как рассказывают там, было не в одном, а в двух местах. Началось оно при источнике, куда Дева Мария пришла за водой, поэтому до сих пор в Назарете к этому источнику относятся с великим благоговением. До сих пор он не иссяк и является источником чистой воды. Туда приходят и жители Назарета, и многочисленные паломники, чтобы почерпнуть воду как благословение от Самой Девы Марии.
Затем, когда Мария пришла с водоносом в дом, продолжилась беседа Девы Марии с Архангелом Гавриилом. И поэтому город Назарет является своего рода центром празднования Благовещения Пресвятой Богородицы. Но этот праздник отмечается во всем христианском мире, в православном в том числе, и особенностью этого праздника является то, что на Руси в этот день есть обычай, например, выпускать в небо голубей.
Этот обычай мы не так давно возродили в городе Томске, в частности в кафедральном Богоявленском соборе всегда выпускаем голубей в небо по окончании Божественной литургии. Для чего эта, казалось бы, детская забава? И чего вдруг взрослые люди, священнослужители (не только дети, особенно если Благовещение приходится на воскресный день, когда детишки не в школе и имеют возможность принять в этом участие) тоже с удовольствием это делают? Вот после службы на ступеньках храма мы выпускаем в небо стаи голубей.
Это некий прообраз, очень важный символ. Когда птица устремляется в небо, по сути, она напоминает нам о нашей душе. Точно так же Господь на свободу выпустил нас, ранее содержавшихся в узах греха, страстей. Человек словно узник, который долгие годы провел в мрачной сырой темнице. Но наконец двери ее распахиваются, и он выходит на свет. Наконец он может полной грудью вдохнуть свежий, чистый воздух. Вот что испытывает верующий человек в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, когда Господь дарует душе каждого из нас такую же свободу.
– У нас еще остались блиц-вопросы. Владыка, как понять фразу: «Кто заставит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два»? «Зачем искушать себя общением с человеком, который не близок тебе по духу? Не лучше ли отойти в сторону и сохранять в сердце мир?»
– Знаете, бывают разные ситуации; иногда что полезно одному, не совсем полезно другому. Конечно же, здесь мы поступаем с рассуждением. Здесь Господь говорит о том, что злу, которое, возможно, нас окружает или с которым мы соприкоснулись, не следует сопротивляться проявлением такого же зла. Если на грубость люди отвечают грубостью, на жесткость отвечают жесткостью, на выбитый глаз отвечают двумя выбитыми или хотя бы тем же самым, то Господь говорит, что от этого зла в мире меньше не станет.
Если есть возможность на грубость ответить добрым словом, чтобы грубость другого трансформировать в некое совершенно другое устроение, то в этом будет великая польза. Именно в этом смысле Господь произносит эти слова. Потому что задача верующих людей, как и задача Господа, – не наказать человека, поступающего опрометчиво либо греховно, а исправить его. И наша задача – не сделать плохо тому, кто делает плохо, а сделать плохого человека хорошим (или, по крайней мере, попытаться это сделать).
– Владыка, много ли приходов в Томской епархии во время паводка оказываются отрезанными и готовятся ли они к паводку?
– Такая участь ожидает большей частью те приходы, которые в настоящее время хоть и располагаются в Томской митрополии, но относятся к Колпашевской епархии. Действительно, когда начинается паводок или просто ледоход на реке Обь, многие районы оказываются отрезанными, но приходы в ущербе особо не оказываются. Более того, отрезанные от суеты, они погружаются в молитву. Это иногда касается и центра Колпашевской епархии города Колпашева. Так бывает, когда по льду Оби ездить уже нельзя, а паромы еще не ходят. Как правило, это бывает в послепасхальные дни.
Владыка Силуан неоднократно мне говорил, что для него это радостные дни, когда можно полностью предаться молитве, совершению богослужения, когда не приезжает такое количество посетителей из Томска, из других городов и можно все внимание уделить общению с Богом.
– В стране сейчас активно развивается волонтерское движение, и в студенческом Томске особенно. Например, есть движение «Снежная вахта», другие проекты. А у православной молодежи Томска есть свои практические проекты?
– Есть, и довольно много. Они осуществляются в течение года. Например, каждый год мы отмечаем день памяти новомучеников и исповедников нашей Церкви, когда воспоминаем тех, кто пострадал за правду, за веру Христову в тяжелые дни гонений на Церковь в советский период, особенно в 20–30-е годы.
В этот день на Каштаке перед поклонным крестом совершается соборная общегородская панихида. Но, как известно, этот поклонный крест стоит на самом мысе Каштачной горы, а зимой подходы туда полностью заносятся снегом, и даже техника не всегда способна расчистить туда дорогу. И тогда молодежь организовывается и расчищает дорожки, и мы в тот февральский воскресный день можем спокойно добраться до креста.
Часто православная молодежь устраивает субботники на тех местах, где, например, предполагается строительство храма, на местах захоронений людей, на кладбищах, которые либо зарастают, либо загрязняются и требуют ухода. В дни разгула эпидемии коронавирусной инфекции, когда многие люди, в том числе и наши прихожане, вынуждены были находиться на самоизоляции, молодежь активно подключилась к доставке этим людям продуктов питания и медикаментов.
В этом году на период, когда пожилым людям не рекомендовалось выходить из домов, пришелся праздник Крещения Господня, когда, по традиции, верующие запасают на целый год святую крещенскую воду. И волонтеры обратились ко всем желающим с призывом, чтобы пожилые люди либо люди, находящиеся в группе риска, которые не могут выйти из дома, позвонили по определенным телефонам и попросили, чтобы вода была доставлена им на дом.
Наши православные волонтеры, в том числе и молодежь, в праздник Крещения Господня очень активно развозили воду людям из группы риска и, надо сказать, доставили им большую радость. Они услышали в свой адрес много слов благодарности.
Ведущий Виталий Стёпкин
Записала Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!