Православный взгляд. День России. Вознесение Господне

17 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Отец Иосиф, грядет День России. Считает ли Церковь его праздником?

– Во-первых, поздравляю всех с этим наступающим праздником. Церковь всегда относилась к гражданским праздникам так, как должны относиться к ним люди церковные. Праздник – это событие, когда нужно остановиться и задуматься о жизни: как, ради чего мы живем, каковы наши цели и как мы их достигаем?

С древних времен в дни гражданских праздников в храмах существовало особое молебное пение (в некоторых храмах оно совершается и сейчас), когда верующие благодарят Бога за все благодеяния, которые Он им даровал, просят благословения на дальнейшую жизнь, Соломоновой мудрости, силы и крепости властям предержащим и всем людям. Вот такое отношение Церкви к гражданским праздникам.

– Православный человек должен относиться к своему Отечеству как-то по-особенному? Ведь, выражаясь высокими терминами, наше Отечество – на небесах.

– Для православного человека естественно относиться к земной родине с любовью. Каждому из нас Господь судил родиться в это время на этой земле, здесь живут наши родители, жили наши предки, здесь их гробы.

Любовь к своей Родине естественным образом вырастает из любви и почтения детей к своим родителям, которые потом возникают и к земле, где они живут.

– А есть ли Промысл в том, что кто-то родился немцем, кто-то евреем, а кто-то русским?

– Я не могу ответить на этот вопрос, потому что не могу проникнуть в Божественный замысел о человеке. Но как у каждого человека есть предназначение, Господь ради чего-то призывает его из небытия в эту жизнь, так предназначение есть и у каждого народа.

Мы же говорим, что был богоизбранный народ, и не потому, что многочисленный, а потому, что Бог даровал ему хранить здравое представление о Боге, веру в Него в то время, когда окружение было враждебным. Я уверен, что о каждом народе свой Божественный замысел.

– С точки зрения православия что значит любить свою Родину?

– А что значит любить вообще? На эту тему много написано, но до конца так ничего и не сказано. Мне часто говорят: «Хочу любить Бога, но не могу». Но в Евангелии Господь четко сказал: «Тот любит Меня, кто заповеди Мои исполняет».

Любовь, знаете, – это не вздохи под луной на скамейке, а прежде всего действие. Любить – значит делать. Делать все, чтобы твоей Родине, твоей земле никогда не было плохо.

– А для служителя Церкви в чем заключается любовь к Родине?

– А в этом и заключается. Что значит делать все? Повторю, каждый человек призывается в этот мир ради чего-то. Если он призван быть священником, он должен исполнить свое предназначение, то есть волю Божию, и тем самым он любит Бога. А любить Бога – значит любить всех. Что значит земля, на которой ты живешь? Это же не чернозем, и не глина, и не песок. Это люди, которые здесь живут.

– Таким образом мы обращаемся к сказанному в Священном Писании о невозможности любить Бога, Которого не видел, если не любишь ближнего своего?

– Да.

– По большому счету любовь к ближнему и есть любовь к Родине?

– Конечно. Опять же что такое Родина? Это все мы: хорошие, плохие, интересные, скучные, веселые, грустные. И всех я люблю, но по-разному.

– То есть это не то, что поехать на берег реки, сесть возле березки и любоваться пейзажем?

– В том числе и это. Родной пейзаж для тебя самый лучший. Знаете, когда-то великий Саади, восточный поэт, сказал: «Все земли пред тобою убоги, о пустыня!»

– Это из серии «каждый кулик свое болото хвалит»?

– Простовато, но верно.

– Все мы знаем такое словосочетание – Святая Русь. При этом у нас протестуют против строительства храмов. Так Святая Русь есть или это придумано для красного словца?

– Святая Русь – это реальность, к сожалению, не всегда очевидная. Это тот идеал, которым живет русский православный человек. Он стремится к нему. Да, ошибаясь, падая, иногда очень низко, но вставая и идя дальше. Разные народы давали своим странам разные определения – старая добрая Англия, прекрасная Франция…

– Старушка Европа.

– Да. И только Русь – Святая. Вот наша цель, наш идеал. Мы ему не соответствуем? К сожалению, очень часто. Но то, что этот идеал у нас есть, – уже повод не отчаиваться. Мы всё преодолеем, и идеал станет реальностью. На земле, в этой жизни, он никогда не будет реализован. Но мы к нему стремимся точно так же, как стремимся в Царство Небесное. Святая Русь  и есть Царство Небесное.

– То есть, если я правильно понял, пока это желаемое, которое мы выдаем за действительное, но к нему надо стремиться?

– Ну, это не только желаемое. Святая Русь реальна уже сейчас, это огромная плеяда наших святых, это и подвижники благочестия, которые были простыми людьми, чьи имена мы даже не знаем.

Святая Русь – не выдумка. Этот идеал реальный. Святая Русь есть, и она жива.

– Иногда сталкиваешься с утверждением, что наша страна чуть ли не богоизбранная. Ее отчасти называют Поясом Богородицы. Насколько это имеет место?

– Это верно. Побывав в других православных странах, я понял одну вещь: каждый православный народ богоизбранный. Но как только ты начинаешь понимать свою богоизбранность в националистическом, национальном плане, это уже катастрофа,  беда. Значит, ты вообще не православный. Быть избранным – это значит Бог тебе что-то доверил, и это огромная ответственность, и личная, и всенародная. То, что Бог тебе доверил, ты должен не расточить, не расплескать, не испачкать, не растоптать, а донести до потомков и всех, кто вокруг тебя, другим народам.

– Во времена царя воины шли в атаку с криком: «За веру и Отечество!» Эти два понятия действительно настолько тесно связаны?

– Они не то что тесно связаны, здесь одно следует из другого. Только христианин может быть настоящим, добропорядочным гражданином.

– Я не помню, кто из святых сказал очень метко, что никто не может стать достойным жителем Царства Небесного, если не стал достойным жителем царства земного.

– Это сказал святитель Филарет Московский: «Худой гражданин царства земного и для Небесного Царства не годен». А праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что худой христианин не сможет стать добрым гражданином. Великие святые не просто так это сказали, они сформулировали жизненный опыт.

– Еще один пример – Сергий Радонежский. Будучи игуменом, когда Отечество было в опасности, чтобы вдохновить русское воинство на подвиг, он дал монахов, которые были действительно сильными молитвенниками.

– Он благословил их на защиту Отечества, а значит – на защиту своей семьи, своих близких. Как христианин может не встать на защиту? Ведь это высшее проявление Божественной любви – положить жизнь за други своя. Если хотите, это и есть патриотизм или одна из его граней.

– Представители разных сект, прикрываясь христианством, говорят: «С точки зрения религии я не имею права держать в руках оружие, поэтому давайте мне альтернативную службу». Ваше отношение к этому?

– Если человек так себя мыслит, так ему подсказывает совесть, я думаю, так и надо поступить – дать ему возможность послужить Родине как-то по-другому.

– Но православные примеры учат нас обратному.

– Я думаю, что таких людей не настолько много, и если Отечество будет в опасности, на его защиту некому будет выступить.

– Скоро 22 июня – очень печальный день в истории нашей страны. А ведь тогда наше государство было абсолютно неправославным, далеким от религии, по крайней мере, с официальной точки зрения. Закрывались храмы, многие священники к тому моменту уже были расстреляны. Тем не менее подавляющее большинство людей с каким-то воодушевлением, яростью бросились бить врага, не щадя живота своего. Эта христианская жилка была где-то внутри или просто это проявление любви к Родине?

– Вы правы, государство было безбожным, но народ-то был христианским. Тысячелетнюю историю христианства никакими ГУЛАГами не выбить. Как говорят, вера – это наш генетический код.

– К разговору про Святую Русь.

– Да. Революция для кого-то была романтикой и ожиданием чего-то прекрасного, но 22 июня 1941 года быстренько всех отрезвило, и романтический запал кончился.

В этом году эта дата юбилейная – восемьдесят лет.

– Не могу не спросить. Если, не дай Бог, война, сейчас народ поднимется?

– Я даже не хочу об этом думать. Дай Бог, чтобы этого не было. Это очень плохо и страшно. Надеюсь, что на Руси есть живые подвижники, а небожителей – очень много. Ведь Господь говорил, что и ради нескольких человек пощадит народ.

– Будем надеяться, что и у нас, и у наших детей, и у детей детей всегда будет мирное небо над головой. А пока давайте перейдем к следующей части нашей программы. Русская Православная Церковь 10 июня отмечает Вознесение. Наверное, это как раз к разговору о Небесном Отечестве, куда Спаситель и вознесся. Расскажите об этом празднике.

– Вознесение Господне празднуется на сороковой день после Светлого Христова Воскресения, Пасхи.

В течение сорока дней воскресший Спаситель общался со Своими учениками здесь, на земле, раскрывая им тайны Царствия Божия, которое создано для всех людей. На сороковой день Он благословил их и вознесся на небо, где только Бог.

Ученики стояли и смотрели, как вознесся Спаситель – их счастье, радость и надежда. Это смотрение на небо – пример того, что мы не должны жить только земным, потому что оно временно. И как бы мы ни тужили, ни стремились достичь чего-то земного, это совсем не то, ради чего создан человек. Да, нам нужно и одеваться, и есть, но это не должно быть самоцелью, человек не должен полагать на это всю жизнь. Он должен смотреть на небо, потому что там его будущее, его настоящая жизнь.

– Нельзя сказать, что после этого мы осиротели?

– Нет.

– Ведь была великая радость, когда Спаситель пребывал здесь, на земле, был в зоне доступа.

– Но Он был доступен для кого? Только для них.

– А как же хлеба?

– Ну хорошо – пять-семь тысяч, а остальные люди на планете? А сейчас Он рядом с каждым. Он вознесся, но нас не оставил, стал еще ближе к каждому, ко всем.

– У нас остаются вопросы телезрителей.

«Имеет ли смысл человеку, который недавно воцерковился, посещать разные храмы, чтобы найти, что называется, свой?»

– Я думаю, да. Человек имеет право на поиск храма, где ему комфортно, где он почувствует себя своим, где найдет свой дом.

– Можете ли Вы посоветовать такому человеку, на что ему стоит обращать внимание: на внутренние ощущения или на внешние детали?

– Конечно, мы воспринимаем все физически: глазами, что-то – слышим. Но, в конце концов, мы еще чувствуем душой.

– Есть же и так называемое духовное зрение.

– Да. Я много разговариваю с томичами. Вроде бы до этого храма дольше добираться, есть ближе к дому, но или человек его выбрал, или случайно так получилось. Можно долго выбирать, но в конце концов нужно остановиться и принять решение. Иначе можно так заморочиться, что вообще потерять все.

– Наверное, во многом играет роль священник храма.

– И священники, и хор…

– И намоленность места.

– Да. Что-то мы видим глазами, что-то чувствуем.

– В Богоявленском соборе многие мощи находятся за железными вратами. Можно ли попросить кого-то в храме их открыть или их открывают только в определенное время?

– Их открывают в определенное время, но, если вы хотите, думаю, никаких проблем с этим возникать не должно. Просто это благоразумная мера предосторожности, ведь есть люди, для которых святыня не является таковой.

– При мне как-то люди хотели подойти к ковчегу с мощами целителя Пантелеимона.

– И я думаю, проблем не должно быть.

– Есть ли какое-то правило или традиция ношения на теле мощевиков, лент с  псалмом 90 и других святынь?

– Правил нет. Это проявление личного благочестия. Но опять же нужно быть благоразумным. У тебя есть нательный крестик – вот и достаточно. Все эти пояски – это отголоски советского времени, когда нельзя было явно носить крестик, потому что у тебя могли увидеть веревочку или цепочку и сообщить в партком, а то и уволить, и вообще это грозило всякими репрессиями. Моя бабушка прикалывала мне крестик с внутренней стороны маечки.

– На самом деле вопрос достаточно серьезный, и когда мы заходим в церковную лавку, тем более если находимся в паломнической поездке, перед нами грандиозный выбор: нательные иконки, какие-то особенные деревянные крестики…

– Это проявление вашего благочестия. Если вы нашли иконочку своего святого – пожалуйста. Или какую-то святыню, которую сможете носить при себе, в портмоне или в кармане. Только не надо доводить все до смешного.

– Ну да. Благочестие не в том, чтобы больше на себя навесить.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 29 июля: 12:30
  • Воскресенье, 01 августа: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​