Православный взгляд. День Октябрьской революции

12 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы встречаемся накануне дня, который был когда-то в нашей стране грандиозным праздником, – дня Великой Октябрьской социалистической революции. Вначале личный вопрос. Вам этот день  каким-то образом запомнился из детства, юношества?

– «День седьмого ноября – красный день календаря». С детства мы учили такие стихи в школе. Естественно, ходили в этот день на демонстрацию, которая проходила во всех регионах, в том числе и у нас. Было множество красных флагов и так далее. Все это вспоминается.

В семье с нами жила бабушка, она была 1893 года рождения, родилась еще при Александре III. При царе-батюшке она успела выйти замуж, достигла зрелого возраста, первая дочь у нее родилась в 1916 году. Поэтому какие-то особенности царского режима, про который нам постоянно говорили в школе, для бабушки были известны не понаслышке – она жила в то время. Она всегда опровергала то, что при царе жили плохо. Хотя она была из простой семьи сапожников, всегда отзывалась с большой теплотой о том дореволюционном времени. Поэтому в знак протеста 7 ноября она всегда занималась грандиозной стиркой. Поскольку мы жили в частном доме, где не было водопровода, она грузила корзины постиранным бельем и везла на тележке к речке (город наш располагался на берегу реки Волги), где обычно женщины полоскали белье. В то время, когда большинство людей шли на демонстрацию, против «течения» шла с бельем бабушка, как бы выражая тем самым протест против того, что происходило.

Поэтому в моей жизни была некая дихотомия: с одной стороны – школьное воспитание, с другой – пример моей бабушки. Поэтому не столь уж странно и парадоксально звучит один эпизод из моего детства. Я об этом не помню, но мне много раз рассказывали взрослые. Когда я, будучи ребенком, выходил во двор, женщины, которые всегда сидели на лавочке, меня спрашивали: «Знаешь ли ты какие-нибудь стихотворения? Что нам прочитаешь наизусть?» И я им всегда читал известную молитву, которой меня научила бабушка: «Богородице Дево, радуйся. Благодатная Мария, Господь с Тобою...» Они говорили: «О! Ты и молитву знаешь. А знаешь ли еще что-нибудь?» Я им отвечал: «Когда был Ленин маленький, с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной...» И так далее. Вот те реалии, в которых мы жили. Думаю, люди старшего поколения это помнят; это было вполне естественно.

По мере того как я подрастал, понимал, что такие понятия, как «великая» и «революция», несколько несовместимы. Ведь что такое революция? Есть известное произведение Николая Коперника «О круговращении небесных сфер», где как раз вместо «круговращение» употреблено слово «революция». То есть революция (отсюда и слово «револьвер») – это некий замкнутый круг, некий откат, некое отбрасывание куда-то; это всегда потрясение, которое полностью уничтожает нынешнюю реальность и пытается вырастить что-то новое, позитивное исходя из нулевой точки. Но рано или поздно все опять возвращается в исходную точку.

Представьте себе растение, которое человек пытается многократно высаживать. Человек посадил растение, оно растет, растет, но пока не дает плодов, потому что плоды должны появиться, скажем, на 20-й год жизни. Но человеку не хватает терпения, и примерно на десятом году жизни растения, видя, что оно не приносит плода, он его срубает, чтобы посадить новое растение, которое будет лучше. Но следующее растение тоже растет долгое время, не принося плода, поэтому человек и его срубает. В результате получается такое бесперспективное круговращение.

Я всегда задумывался: ведь являются однокоренными слова «революция» и «эволюция». Эволюция – это нечто позитивное, постепенно развивающееся, основанное на прочном фундаменте, который закладывался веками, и это приводит к какому-то движению, развитию, совершенствованию. Этому понятию противостоит понятие «революция», которое всегда сопряжено с неким погромом, уничтожением, перечеркиванием всего прошлого, даже если за этими революционными движениями стоят какие-то позитивные идеи, желание сделать жизнь людей лучше.

Когда я готовился к передаче, пытался вспомнить, есть ли хотя бы один позитивный пример революции в мире. Вспоминал революции на европейском континенте, которые были в Англии, Франции, других странах, революционные перевороты на африканском континенте и в других странах, но не мог вспомнить ни одного позитивного примера, когда революция принесла бы позитивные результаты. Лишь только тогда народ благоденствовал, когда страна развивалась без потрясений, когда шло естественное развитие. Возьмем пример Древнего Египта. До тех пор пока в Египте не начались потрясения, которые полностью ломали традиционные устои, Египет на протяжении тысячелетий существовал как великая страна. И перестал существовать тогда, когда обычное, нормальное течение жизни было пресечено.

– Судя по пирамидам, это была весьма прогрессивная страна.

– Конечно. На протяжении тысячелетий Египет не просто был известной страной, но страной номер один по всем показателям. Поэтому, мне кажется, любая революция сама по себе даже при каких-то добрых предпосылках у тех, кто стоит у ее истоков, все равно всегда приводила и приводит к каким-то потрясениям, которые наносят огромный вред стране и народу. Когда возникает такая предпосылка для революционных потрясений в той или другой стране, как правило, всегда этой ситуацией спешат воспользоваться недруги этой страны, чтобы как-то подтолкнуть эти движения и убрать таким образом конкурента с политической или экономической арены.

Так, наверное, было и в нашей стране. Говорят о том, что английская разведка и правительство Германии финансировали революционеров. Некоторые считают, что и Ленин, и некоторые другие были чуть ли не агентами иностранных разведок. Я не берусь об этом судить; скорее всего их использовали вслепую. Они действительно верили в правоту своих идей, но их устремления совпали с интересами иностранных государств, которые не хотели учреждения в России общества всеобщего благоденствия, равенства и братства, а хотели убрать сильного соперника.

В предреволюционные годы, до Первой мировой войны 1914 года, западные ученые подсчитали, что к середине XX века Россия станет страной номер один в мире по всем показателям: и по количеству жителей, и по экономике, которая бурно развивалась, и по уровню образования...

– Думаю, по количеству жителей Китай не переплюнули бы...

– Как сказать. В то время Китай был страной, с которой мало кто считался.

Любые революции, любые потрясения вряд ли идут на благо. Некоторые говорят, что революция созревает тогда, когда жизнь людей становится невыносимой. По-моему, Ленин говорил, что революция возникает тогда, когда верхи не могут править по-прежнему, а низы не хотят жить по-прежнему. На самом деле революции, как правило, бывают не тогда, когда человек оказывается загнанным в угол какими-то очень сложными жизненными обстоятельствами, а как раз тогда, когда общество благоденствует. Хотя и говорят, что от добра добра не ищут, но человек всегда ищет чего-то большего, а в результате теряет и то, что имел. Многие революционные потрясения в современном мире в различных странах, мы видим, приводят к печальному результату.

– В принципе, большевики заявляли вполне христианские ценности: всеобщее равенство и братство. Почему они не смогли найти общий язык с Церковью? Или они даже не ставили такой цели?

– Мне кажется, цели такой не ставили. Изначально в основе большевизма, а до них – у Маркса, Энгельса и их западноевропейских предшественников, была либеральная идея, которая во главу угла ставила не Бога, а человека. И здесь, наверное, был самый главный просчет этих революционеров, атеистов, безбожников. Потому что они игнорировали одну из важных и существенных составляющих христианского и вообще религиозного мировоззрения, которая указывает на несовершенство самой природы человека. Невозможно построить светлое будущее, общество благоденствия без преобразования самого человека, без удаления из сердца и души того, что Церковь называет грехом, страстью. До тех пор, пока страсти буйствуют в человеческих сердцах и душах, какими бы благоприятными ни были внешние окружающие условия, они никогда не будут приносить человеку счастья.

У апостола Павла в Послании к Коринфянам есть глава, которую знают не только верующие люди, но даже атеисты часто цитируют – так называемый гимн любви. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. И далее идут слова, что любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине... И так далее.

То есть если в сердце человека живет зависть, то никакой любви в нем быть не может. Если в нем живет сребролюбие, блуд, тщеславие, гордыня, никогда такой человек не сможет создать вокруг себя должной атмосферы. Господь в Евангелии говорит о том, что сердце человеческое – как некий источник, из которого проистекает все то, что в сердце находится. Какие бы совершенные внешние условия мы ни создали, если сам человек не будет стремиться к тому, что называется высокой духовностью и нравственностью, все остальное будет сыпаться. Представьте себе общество, где всё есть, но люди исходят злобой, ненавистью, завистью по отношению друг к другу и другими пороками. Это будет не общество благоденствия, а ад.

Церковь провозглашает очень важную мысль о том, что благоденствие для человека начинается с приведения в порядок своего собственного сердца. Известный русский подвижник преподобный Серафим Саровский говорил, обращаясь к своим духовным чадам: стяжи (приобрети) дух мирен, и тогда вокруг тебя спасутся тысячи. То есть приведи в порядок самого себя, и тогда то пространство, которое тебя окружает, начнет тоже приходить в некое благоустроение. Всегда надо начинать с себя.

– Праздник, который считался главным в стране, сейчас плавно перетек в День народного единства, который отмечается 4 ноября. Но ведь тогда, в 1612 году, был народный гнев, который смел польских интервентов. Это можно назвать своеобразной революцией?

– Думаю, что нет. Потому что революция – это всегда некий переворот, направленный внутрь страны. В так называемое Смутное время при поддержке тогдашней элиты, боярства, враги вторглись в пределы нашего Отечества, захватили власть, заняли Кремль. По сути, тогда единственным глашатаем патриотизма и верности своему Отечеству была Русская Православная Церковь, которая устами патриарха Гермогена призывала людей встать на защиту святой православной веры и Отечества. За это патриарх Гермоген был поляками арестован, заточен в подземелье Чудова монастыря, где его уморили голодом. Церковь его почитает как страдальца за веру Христову и за Отечество. Но те послания, с которыми обращался патриарх Гермоген к своим соотечественникам, не остались неуслышанными. Как и послание монахов Троице-Сергиевой лавры, которые выдержали шестнадцатимесячную осаду, но так и не открыли врагу ворота монастыря, эти послания достигли Нижнего Новгорода, до которого поляки тогда еще не дошли. Именно там они возбудили патриотические чувства и дух известного гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, которые стали собирать ополчение, приглашать из других регионов людей для того, чтобы пойти на Москву и освободить ее.

Вот мы говорили: до тех пор, пока люди руководствуются страстями, ничего доброго не выйдет. Когда ополчение, казалось бы, собралось, вдруг люди начали делить власть: мол, кто встанет во главе этого ополчения. Полки из одного региона претендовали на первенство, соперничая с такими же полками из другого региона. И среди русских людей, которые, казалось бы, хотели освободить Родину от врага, был такой раздрай, что при таком устроении они не могли достигнуть поставленной цели.

Именно тогда из Казани в это ополчение приносят чудотворную икону Божией Матери «Казанская», которая была равнозначно великой святыней для всех ополченцев. Когда все увидели эту святыню, поняли, что во главе воска пойдет не какой-то представитель одной или другой земли, а Сама Пресвятая Богородица. Икона Божией Матери «Казанская» объединила всех. С этой иконой, как со священным знаменем, ополчение двинулось к Москве, освободив столицу. Недалеко от Троице-Сергиевой лавры, которая явила образец особого мужества и стояния за правду, в селе Деулино был заключен мир, что, по сути, явилось капитуляцией поляков. С подписанием этого мира благоденствие возвратилось на Русскую землю.

Поэтому защита Отечества никогда не воспринималась и не воспринимается как некий революционный переворот или потрясение. Наоборот, это стояние за истину, за правду.

– Теперь поговорим о церковной теме. Восьмого ноября – память великомученика Димитрия Солунского. Этот святой для Томска не чужой. Расскажите подробнее об этом подвижнике.

– Святой Димитрий Солунский (иногда его называют Димитрий Мироточивый) является нашим сородичем; он был славянином. Он жил в Салониках (в Фессалониках), где в то время проживало очень много славянского населения. В то время еще существовала Римская империя. Отец Димитрия был довольно знатным римлянином, занимал высокую должность – был управителем Фессалоникийской области. В то время господствующим было язычество, и исповедование христианской веры не поощрялось, но отец Димитрия был тайным христианином, исповедовал православную веру. В вере он воспитал и своего сына.

Когда отец умер, в свои юные годы Димитрий воспринял должность своего отца – был назначен римским управителем этой области, защищал Фессалоники от внешних врагов. Однажды до римских властей было донесено, что он является христианином и не только сам верует во Христа, но старается привлекать к христианской вере многих жителей. Когда один из управителей проезжал через те места, вызвал на допрос Димитрия, и когда выяснилось, что он действительно христианин, перед ним поставили ультиматум: либо он отрекается от христианской веры, либо лишается не только должности, но и жизни. Димитрий предпочел второе. Он претерпел большие страдания, мучения.

До сих пор в Фессалониках (мне там приходилось бывать) сохранились развалины древней арены, на которой проходили гладиаторские бои. На эту арену часто выводили христиан, и некоторые из языческих воинов расправлялись с ними. Был особенно неистовый гладиатор Лий, который погубил жизни многих и многих христиан. Заботясь о христианах, один из учеников Димитрия Солунского, воин по имени Нестор, спросил его совета и благословения, чтобы сделать вызов Лию. Димитрий его благословил, и на арене состоялся поединок, в котором Нестор умертвил Лия, тем самым избавив многих и многих невинных людей от его жестокости. Казалось бы, по правилам гладиаторского боя Нестора должны были наградить. Но поскольку он исповедовал себя христианином, вместо награды он тоже был приговорен к смертной казни. Поэтому, наряду с памятью великомученика Димитрия, в этот день чтится память и святого мученика Нестора.

Димитрий после казни был погребен недалеко от места своего мучения. На месте его захоронения позднее стали совершаться чудеса. Когда христианство в IV веке при императоре Константине стало разрешенной религией, на этом месте была создана церковь, которая чуть позднее была перестроена в величественную базилику. Эта базилика до сих пор сохранилась. Под этой базиликой сохранилось и то место, где томился в заключении великомученик Димитрий, где он был казнен, где первоначально находились его мощи.

Начиная с древних времен его мощи стали источать благоуханное миро, которое не перестает источаться и до настоящего времени. Сейчас его мощи покоятся в базилике. Раз в году духовенством храма мощи вскрываются, и вынимается вата, которой со всех сторон обложено тело великомученика Димитрия, полностью пропитанная благоуханным целительным миром. Ватки потом раздаются богомольцам, паломникам, которые туда приезжают.

Внутри, под сводами базилики, устроена небольшая часовенка, где его гробница и стоит. Я заметил, что эта часовня сверху донизу покрыта серебряными изображениями различных частей человеческого тела. Это изображения рук, ног, глаз, изображения детишек. Те люди, которые получают исцеление (а таких исцелений и других чудес, которые подаются по молитвам великомученику Димитрию, огромное количество), прикрепляют эти изображения к стенам часовни. Она полностью испещрена такими знаками, которые являются свидетельством того, что святой великомученик Димитрий через подвиг верности Христу и Его Святой Церкви обрел такое дерзновение пред Богом, что до сих пор именем Божиим творит чудеса, подавая помощь всем, кто его призывает.

Великомученик Димитрий и в Сибири почитается. В Томске один из приделов (правый) Троицкой церкви освящен в честь святого великомученика Димитрия. Несколько лет назад в этот придел была принесена частица мощей святого великомученика Димитрия, и в день его памяти там всегда совершается торжественная служба. Богомольцы имеют возможность приложиться к мощам великомученика Димитрия и, не покидая города Томска, не предпринимая паломничества в Фессалоники, имеют возможность приобщиться к той Божественной благодати, которая изливается от мощей великомученика Димитрия.

– Переходим к блиц-вопросам. «Решен ли вопрос с батюшками, которые могли бы исповедовать в ковидариях?»

– Собственно говоря, священники всегда готовы. Другое дело, не всегда готово руководство таких больниц допускать священников, потому что все стараются перестраховаться, обезопаситься, как бы чего не вышло. А священнослужители готовы посещать таких больных, используя современные средства защиты. Но пока этот вопрос не решается. Но я и не знаю такого, чтобы человек, оказавшийся в ковидарии, добивался встречи со священником. Обычно люди, которые этого желают, заранее имеют возможность исповедоваться, причаститься.

– «Почему так часто меняются настоятели в Троицкой церкви?»

– Что значит часто? В зависимости от необходимости. Там на протяжении многих лет, даже десятилетий, настоятелем был один из старейших клириков нашей епархии протоиерей Николай Яськов. Когда Томской епархии были переданы руины Знаменской церкви, которую нужно было восстанавливать, мой предшественник, владыка Аркадий, поручил восстановление этой церкви отцу Николаю. Когда тот храм был восстановлен, встал вопрос, где же отцу Николаю быть настоятелем. Я задал ему этот вопрос, и отец Николай сказал, что очень много трудов положил в Знаменской церкви, потому хотел бы перейти туда. Вот поэтому и встал вопрос о назначении другого настоятеля в Троицкую церковь.

Знаете, когда какой-то священник прослужил в храме несколько десятилетий, очень трудно вписаться в него новому священнику. Поэтому не так все просто. Временно туда был назначен настоятелем отец Андрей Туров, но он одновременно продолжал быть настоятелем Петропавловской церкви на Спичфабрике, поэтому всегда ставил вопрос, что надо найти в этот храм настоятеля. Троицкая церковь – одна из важных, ключевых церквей города, и нужно было тщательно подбирать настоятеля. После долгих поисков выбор пал на отца Святослава Зулина, который сейчас и является там настоятелем. Надеюсь, надолго.

– «Знакомая недавно прислала заметку, где говорится о том, что в православии есть традиция причащаться Святыми Дарами на дому даже без священника. В Томской епархии эта традиция поддерживается?»

– Во-первых, такой традиции нет, она категорически запрещена. Как может мирянин причащаться на дому Святыми Дарами? Такая традиция существовала в Древней Апостольской Церкви, когда священнослужитель (дьякон или священник) приносил в дом мирянина Святые Дары; иногда, в случае гонения, кто-то причащался на дому. В более позднее время такой традиции в Церкви не существовало.

На дому причащает только священник. И того человека, который по существенной причине не имеет возможности прийти в храм Божий. Это либо престарелые люди, которые уже не могут ходить, либо тяжелобольные. В таком случае священника приглашают на дом, чтобы человека причастить. Других альтернатив нет.

Ведущий Виталий Степкин

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 21 апреля: 05:30
  • Четверг, 25 апреля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать