Православный взгляд. Беседа с протоиереем Андреем Туровым

30 марта 2023 г.

– Отец Андрей, сегодня я предлагаю обсудить тему: «Чувство собственного достоинства и гордыня». В наших советских фильмах чувство гордости, как правило, имеет некий романтичный налет: это умение и постоять за себя, и каким-то образом высказать свое «я»; в общем, это чувство положительное.

В православной же вере гордыня – один из самых страшных грехов, тем не менее православие не отменяет чувства собственного достоинства. На Ваш взгляд, где проходит эта тонкая грань, когда оскорбление можно стерпеть, а когда нужно дать жесткий ответ?

– Здесь вначале нужно определиться со значением тех понятий, которые мы используем, ведь часто одним и тем же словом определяются совершенно разные понятия, которые по своему значению даже могут быть противоположными.

Если говорить о гордости, то гордость – это состояние, которое полагается в основу любого греха. Читая библейское описание того, как согрешили первые люди – Адам и Ева, мы видим, что сначала Ева, а потом и Адам были пойманы именно на мысли гордости. Ведь что обещал Еве змей?

– Змей, который сам пал из-за гордыни.

– Да. Он попытался искусить первых людей именно через свой путь падения, и это ему удалось. Прибегая к явному злу, явной лжи, змей говорил Еве о том, что Бог обманывает их, и в сердце первого человека уже закралось сомнение. Змей сказал, что, вкусив плод, который им вкушать запрещено, они станут как Боги.

Вот момент, когда в сердце первого человека проникла гордыня. Во-первых, человек допустил мысль, что он действительно может быть равным Богу, стать как Бог, и во-вторых, что это может произойти без каких-либо усилий с его стороны, ему лишь нужно вкусить запретный плод. Собственно, эта горделивая мысль и погубила первых людей, а последствия первородного греха легли на все человечество, на каждого из нас.

Некоторые задают себе вопрос: если история Адама и Евы, в общем-то, понятна, то как это относится к нам – людям, живущим спустя много веков после тех событий, после того, что приключилось с первыми людьми? Но мы являемся потомками этих первых людей, и подобно тому, как мы несем в себе какие-то признаки наследственности в телесном плане, так, к сожалению, и греховная наследственность после грехопадения Адама и Евы передается каждому из нас.

Это видно хотя бы по тому, что в детях, которых мы считаем абсолютно безгрешными, порой очень рано проявляются качества, которым никто их не учил: они могут капризничать, злиться, мстить и так далее. На этом примере видно, насколько рано в жизни каждого человека проявляется грех.

Соглашусь с Вами: когда мы говорим о гордыне, здесь присутствует некий момент романтизации этого понятия и, может быть, даже придается ему какой-то ореол положительности. Тем не менее в православном понимании гордыня, безусловно, приводит человека к зацикленности на самом себе, к крайней эгоцентричности, эгоизму, проявляющемуся по отношению буквально ко всем людям.

Вся жизнь такого человека, все решения, действия подчинены его эгоцентричности. Он делает только то, что ему нужно и выгодно. Но гордые люди лишают себя счастья, потому что гордец никогда не обретет счастья, спокойствия в этой жизни. Ему всего мало – почестей, славы, материальных ресурсов...

Крайняя степень гордыни может привести человека к различного рода заболеваниям, например к шизофрении, когда человек считает себя Наполеоном, царем мира, повелителем Вселенной. Для нас это смешно, а человек на полном серьезе считает…

– …что весь мир вращается вокруг него.

– Да. Понятно, что мир не может в полной мере оценить «счастья общения» с этим человеком и вообще того, что люди живут с ним в одну эпоху. К сожалению, в конце концов это приводит к тому, что этот обездоленный человек полностью разваливает свою жизнь, свое духовное состояние.

Повторюсь, в основе любого греха лежит гордость. Человек грешит именно из-за гордости, потому что он решил, что тот или иной грех для него важен, приемлем, допустим. И еще человек утешает себя мыслью, что Господь обязательно простит ему любой грех. Простит в том смысле, как поняла это Ева: без труда, без какого-либо совершенствования, без изменения жизни, без отхода от этого греха, без того, чтобы грех стал ненавистным, противным этому человеку. В общем, Господь юридическим образом просто сотрет его вину, но сердце человека останется таким же гордым, злым, поэтому никакого счастья и спокойствия человек испытывать не сможет.

– Но мы привыкли к мысли, что, когда мы окунаемся в крещенскую купель, все грехи с нас смываются.

– Это некий околоцерковный фольклор, которым человек утешает себя, когда он решает за Бога, что вот за это Бог с него не спросит, здесь Бог обязательно его поймет, потому что обстоятельства жизни у него очень тяжелые и он поступил именно так, а не иначе – нарушил заповедь, совершил грех.

Но Господь в Евангелии говорит, что даже йота – маленькая, тоненькая буковка закона – не будет изменена. Закон дан всем людям на все времена и все поколения независимо от того, как люди к нему относятся, что они придумывают в качестве нормы в обществах, в которых живут.

Божественная правда останется неизменной до конца мира, и Господь будет подходить к оценке нашего духовного состояния со Своих Божественных позиций, а не с тех позиций, которые мы допустили, придумали и объявили нормой. И несмотря на то что люди пытаются культивировать в себе, воспитывать в своих детях гордость, это чувство деструктивно, оно лишает их спокойствия.

Любой грех постоянно требует подпитки, каких-то приношений, поэтому гордецу нужны всё новые и новые дозы поклонения себе, новые и новые формы почитания, и жизнь людей, которые находятся вокруг него, становится невыносимой.

– Прошу прощения за неудобный вопрос, но я должен его задать. Существуют такие понятия, как «профессиональная деформация», «профессиональное заболевание». Согласитесь ли Вы со мной, что профессиональное заболевание в виде гордыни иногда встречается и у священников, настоятелей, когда лишь немногие прихожане могут сказать батюшке о том, что он не прав, а он, считая, что, по сути, он всегда прав, начинает думать о себе лучше, чем он есть на самом деле? Мне кажется, я таких батюшек знаю.

– Каждый священнослужитель, как и любой человек, проходит свой жизненный путь  спасения, совершенствования. И если на этом пути он забывает о том, что ему необходима осмотрительность, крайняя осторожность в чувствах, которые он допускает и которым дает укорениться в своем сердце, то такая страсть, такой грех, как гордость, может коснуться его сердца.

Вообще власть – это огромная ответственность. Если человек получает власть, светскую или духовную (если мы говорим о священнике), то он даст ответ, как он эту власть использовал. У священника есть только одна власть – любить свою паству. У него нет презумпции святости, нет уверенности в том, что он уже спасен, что безгрешен, не имеет изъянов. Священник так же, как любой человек, проходит свой жизненный путь, так же ищет спасения, но он даст ответ Господу за все.

Знаете, я считаю, что на нашу жизнь, на жизнь российского общества в недалеком прошлом повлияли бразильские сериалы, в которых в качестве третейских судей обязательно присутствовали какие-то католические священники. Герои сериалов, обращаясь к ним, говорили: «Святой отец».

Если же по аналогии с теми фильмами люди обращаются к православному священнику со словами «святой отец», то, конечно же, священник их поправляет и говорит, что святым еще нужно стать. И поэтому дело каждого священника – явить этот образ для своей души, для своего сердца. Это является для него важнейшей дополнительной нагрузкой – своей пастве, своим людям, миру и всей Церкви явить себя примером христианской жизни.

Для священнослужителя, как и для любого человека, это очень непросто, но, поскольку он носит сан, вошел в это качество, в этот статус, для него это необходимо. Будем надеяться, что если кто-то из носителей священного сана почувствует в своем сердце ростки гордости, то он объявит этому бой, начнет борьбу с этими поползновениями греха – и в его сердце они не укоренятся. Хочется пожелать этого каждому из нас.

– Я сказал, что должен задать Вам этот вопрос, но сейчас считаю своим долгом напомнить нашим телезрителям, что многие святые отцы, старцы говорили: «Бойтесь осуждать священников». Осуждение священника – это еще больший грех, чем осуждение обычного человека.

– Как и грех осуждения вообще. Осуждая кого-либо, человек практически берет на себя функцию Бога. В одном из мест Библии Господь говорит: Вы весь суд Мне предоставьте. И когда человек видит перед собой какого-то грешника, явного или даже мнимого, из-за мутности своего ока, из-за собственных недостатков, недостоинства и предвзятости он может вынести искаженный вердикт этому человеку.

Поэтому Господь, зная, как порой мы неправедно судим друг друга (а часто даже не судим, а осуждаем), говорит, что мы никого не должны судить – ни священника, ни ближнего, ни тем более наших родителей, которые, может быть, объективно и не правы.

Господь открывает нам грех другого человека по двум причинам. Первая причина – чтобы мы со стороны увидели, насколько грех противен, потому что мы часто миримся со своими грехами, как бы умаляя их в своем рассмотрении, и нам кажется, что это, в общем-то, очень маленькие допустимые изъяны, с которыми можно существовать. А вторая причина заключается в том, что Господь открывает нам грех другого человека, словно посылая Свой призыв сопереживать этому человеку, как может сопереживать один больной другому больному.

Грех можно идентифицировать в другом человеке, только если ты сам знаешь, что это грех. Об этом же говорят и святые отцы. Если спросить маленького ребенка, что такое, например, воровство (а ребенок никогда не присваивал себе чужого), то он просто не поймет, о чем мы говорим. Мама и папа говорили ему не брать чужого, но пока он чист в этом своем детском состоянии, для него это аксиома.

А если человек видит грех в другом, то, к сожалению, это означает, что у него есть понятие об этом грехе, и это тревожный симптом, тревожный сигнал для человека, который пытается вынести свой вердикт, совершить свой суд.

– Отец Андрей, Вы, наверное, читали книгу «Несвятые святые» владыки Тихона.

– Да. Очень интересная книга.

– В этой потрясающей книге описывается на то время наместник Псково-Печерского монастыря отец Гавриил. Для людей невоцерковленных его поведение казалось самодурством, иначе его нельзя было назвать. Тем не менее старец Иоанн (Крестьянкин) всегда его поддерживал и говорил, что его ни в коем случае нельзя осуждать. А на Ваш взгляд, взгляд священника, кто-то должен был указать наместнику на то, что его поведение недопустимо?

– В этой книге, претерпевшей множество изданий, переводов, которая, говоря современным языком, является бестселлером, потому что тираж ее превысил, если я не ошибаюсь, два миллиона экземпляров, действительно есть описание таких странных поступков.

Когда мы читаем о том, что произошло с наместником монастыря отцом Гавриилом, мы видим, что Бог действительно поставил его в такие условия, в такие затруднительные обстоятельства жизни, которые прояснили для него его ситуацию. Кстати, это открывает нам смысл наших различного рода жизненных испытаний, которые мы часто считаем негативными и про которые говорим, что не хотим их, что мы хотим спокойной, безоблачной жизни. Но порой, когда мы находимся в некоем забвении, когда ослеплены каким-либо грехом, единственный способ показать нам этот грех – изменить наши жизненные условия в худшую сторону.

Этот священник говорил, что в моменты, когда он уже был наказан за свое поведение, он чувствовал близость Божию так, как никогда ранее. То есть это вроде бы явное зло обращалось Господом во благо, чтобы человек не скатился в греховное болото, не был поглощен им. Ему был дан шанс выбраться, пересмотреть свою жизнь и совершить покаяние.

А ведь что такое покаяние? Это не просто признание своих грехов, но и полное изменение своей жизни. И далее мы уже видим несколько иной подход к жизни отца Гавриила, когда те перипетии и испытания, которые были ему посланы, переродили его, закалили словно в горниле и сделали совсем другим.

– Давайте перейдем ко второй части нашей программы. На этой неделе Церковь будет совершать особую службу – Мариино стояние. Я хочу попросить Вас кратко рассказать о самой этой святой, а затем уже непосредственно о Мариином стоянии.

– Преподобная Мария Египетская – дивная святая. Ее житие сообщаем нам о том, что в молодости Мария вела весьма неблагочестивую жизнь – она погрязла в грехе блуда. Она говорила о себе, что это занятие не давало ей средств к пропитанию, что она предавалась блудным грехам, соблазняла мужчин, предоставляла им свои постыдные услуги не ради того, чтобы заработать денег. Она часто нуждалась, была голодной, но страсть ее была настолько сильной, что она снова и снова предавалась этому постыдному занятию, вновь и вновь впадая в блудный грех.

Впоследствии она рассказала старцу Зосиме, что когда она увидела отплывающий в Иерусалим корабль, наполненный паломниками, ей захотелось обязательно на него попасть, чтобы с мужчинами, юношами предаваться своему греху, которому она была полностью подвластна.

В Иерусалиме с Марией Египетской произошло удивительное событие – она не смогла переступить порог Храма Гроба Господня, потому что какая-то неведомая сила удерживала ее, хотя толпы народа делали это беспрепятственно. И тогда в ее жизни наступило прозрение. Она поняла, что все, чем она занимается, губит, убивает ее, что в своем нынешнем состоянии она недостойна оказаться в святыне – в Храме Гроба Господня.

И жизнь Марии полностью изменилась. Она покинула город и оказалась в пустыне, где много лет вела борьбу со страстью, с грехами, которые были в ней, и преуспела в этом, хотя это было очень непросто. Старец Зосима, встретившись с преподобной Марией Египетской в пустыне, увидел ее уже не той развратной грешницей, какой знали ее многие, а человеком, очищенным от грехов.

Православная Церковь чтит ее как преподобную, то есть подобную, очень похожую на Бога. Преподобная Мария Египетская настолько уподобилась Богу, насколько это возможно человеческой природе. И все это происходило не само собой, она не успокаивала себя тем, что Бог любит всех и обязательно ее простит. Она прошла долгий, очень тяжелый труд совершенствования своей души, своего сердца.

Ее жизнь, сознание полностью изменились, и теперь мы обращаемся к ней в молитвах о помощи в делах, которые исполняем Великим постом, очищая свое сердце. В дни Великого поста совершается служба – Мариино стояние, читается ее житие в назидание всем нам о том, что грешник может полностью изменить свою жизнь через покаяние, изменение своего разума и сознания.  

– А о каком стоянии идет речь?

Дело в том, что на пятой седмице Великого поста совершается служба, которая в Церкви называется стоянием Марии Египетской, на которой все мы, стоя, снова молимся словами Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, которыми начинали молиться в первые дни Великого поста.

Признавая свои греховные изъяны, свое несовершенство, мы просим Господа, чтобы Он направил нас на добрый путь, укрепил наше желание и силы на этом пути, ведь без желания спастись человеку невозможно. Вспоминая подвиг Марии Египетской, мы просим помощи Господа в исправлении нашей жизни, чтобы жизнь наша проходила в русле Божией правды.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Всегда путаюсь, кому читать благодарственные молитвы по Святом Причащении – Иоанну Златоусту, Григорию Богослову или Василию Великому. Есть ли какой-то простой способ понять, какая Божественная литургия совершается?»

– Люди опытные знают, когда совершается та или иная служба в течение церковного года. Литургия Иоанна Златоуста совершается практически в течение всего года. Десять дней в году совершается литургия Василия Великого, а в будние дни Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров, которую еще называют литургией Григория Двоеслова.

Если вы находитесь на службе, наверное, самый простой способ узнать, какая литургия служится, это услышать имя святого, литургия которого совершалась, во время произнесения священником отпуста в конце литургии – Иоанна Златоуста, Василия Великого или Григория Двоеслова.

Этим же святым читаются тропари, то есть молитвы, прославляющие святых, в благодарственных молитвах по Святом Причащении, и они есть в молитвословах. И когда мы открываем благодарственные молитвы по Святом Причащении и благодарим Бога за то, что Он сподобил нас Причастия, мы можем читать тропари святителям Иоанну Златоусту, Василию Великому и Григорию Двоеслову.

– Очень актуальный вопрос, на мой взгляд: «Правда ли, что в православии воины приравниваются к святым?»

– Дело в том, что ратный подвиг в очах Божиих – это очень большой, великий подвиг, и если человек, исполнив заповедь: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих, – погибнет на ратном поприще, то Господь, конечно же, не оставит это без Своего отеческого, любвеобильного внимания.

Но погибнуть можно по-разному. Можно пойти в так называемую самоволку, в какой-нибудь ближайший городок или деревню и там по глупости, желая приключений, нарваться на вражеский патруль, и это, конечно же, совершенно другая ситуация. Вот почему воины прежде всего призываются думать о своем духовном состоянии. Поэтому и находятся на передовой священники – чтобы помочь не лишиться человечности человеку на войне.

Ни один человек не может попасть в рай механически, даже став священником, или приняв монашеский постриг, или взяв на себя какое-то ратное делание. Но если жизнь человека устроена по-христиански, если для него делание его является служением, то такой подвиг велик в очах Божиих, и Господь таких людей принимает.

– Мне кажется, именно таким является подвиг нашего Максима Пескового.

– Да, на Томской земле мы имеем действительно великий подвиг, великий пример жертвенного служения своему Отечеству. И, конечно, для каждого из нас это является примером того, как человек может отдаваться своему делу, исполняя заповедь Христову и отдавая за друзей, родных, близких, Родину не просто некий сегмент своей жизни, но саму жизнь.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 21 апреля: 05:30
  • Четверг, 25 апреля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать