– Владыка, не так давно в российских новостях и в сети Интернет прозвучала информация о том, что начинаются акции с участием самого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а именно он будет писать письма плодоносящим, или, говоря светским языком, беременным женщинам с целью профилактики абортов. А что, ситуация усугубилась? Мы не так давно готовили программу как раз о профилактике абортов, но если эта тема до сих пор актуальна, видимо, ничего позитивного не случилось.
– Ситуация усугубилась еще в 1917 году, когда официальная позиция государственной власти была такая, что нужно повернуться спиной к религии, к Богу, а следовательно, к тем традиционным ценностям, к которым мы сейчас с таким упорством и рвением пытаемся возвратиться.
Вот тогда и возникла, наметилась эта проблема, которая с каждым годом только нарастала. Достигла она своего пика к концу 80-х – началу 90-х годов, когда всерьез заговорили о том, что нашей стране грозит вымирание, потому что количество смертей зашкаливало, количество рождений было минимальным, а по количеству абортов наша страна вышла на первое место в мире. Конечно, с тех пор ситуация немного изменилась, к счастью, в лучшую сторону. И хотя тенденция изменения к лучшему есть, но нельзя сказать, что мы прошли какой-то переломный момент.
Меня особенно вдохновляет и радует то, что на эту проблему наконец-то обратили внимание не только люди религиозные, во все времена державшиеся Богом установленных заповедей, многие из которых в настоящее время принято называть традиционными ценностями, но и различные медицинские объединения, объединения врачей, общественные организации и, конечно же, государство. В этом плане предприняты очень многие меры, и прежде всего поддержка материнства и детства.
Помню, сколько нам приходилось тратить усилий лет 20 назад, не говоря уже о более ранних временах, на приходском и епархиальном уровне, чтобы поддерживать наших прихожан или священнослужителей, имеющих не одного ребенка, а, скажем, двух или трех детей. Конечно, в нашей стране многодетной семье жилось трудно, и если какая-то семья становилась многодетной, это априори означало, что она оказывалась за чертой бедности. Поэтому неудивительно, что люди отказывались от рождения второго, третьего ребенка, а некоторые вообще отказывались от рождения детей.
Но в последнее время со стороны государства сделано очень много для того, чтобы поддерживать молодые семьи, и ситуация сейчас меняется. Теперь быть многодетным совсем не означает находиться за чертой бедности, поскольку государство в этом отношении делает очень много, причем, по заявлениям первых лиц, государство не собирается на этом останавливаться, оно будет и впредь двигаться в этом направлении.
Но недостаточно заботиться о материальном обеспечении семей, имеющих ребенка, о многодетных семьях, матерях-одиночках и отцах-одиночках, воспитывающих детей, нужно менять менталитет человека. Мы знаем, что самая низкая рождаемость и достаточно высокий процент абортов не в странах, находящихся в трудной экономической ситуации, а как раз в развитых, хорошо обеспеченных странах. Эти две составляющие не всегда связаны между собой. И, конечно же, ментальность во многом определяет, есть многодетные семьи или нет, совершают женщины аборты или не совершают.
В последние десятилетия нашему народу упорно навязывалось, что аборт – это что-то вроде совершенно безболезненной и приемлемой медицинской процедуры, что сделать аборт – все равно что удалить зуб. И наш народ настолько к этому привык, что начали говорить о том, что женщина имеет право сделать аборт…
Церковь всегда относилась к этой проблеме по-другому. Это зафиксировано в священных книгах и Ветхого, и Нового Заветов. Например, мы читаем в Библии, как Господь, обращаясь к одному из пророков, говорит: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя. То есть человек еще не родился, он только зачат в утробе матери, а Господь уже рассматривает его как полноценную личность.
На каком бы сроке беременность ни прерывалась (как ласково называют убийство в наше время), это уничтожение человека, которого Господь запечатлел личностью. Поэтому церковные каноны и церковные законы уравнивают грех убийства и грех аборта, и в церковных канонах аборты называются человекоубийством.
Когда-то строгие церковные каноны определяли женщин, сделавших аборт, на почти пожизненное отлучение от Причастия. Только перед смертью им дозволялось исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Потом это было несколько смягчено по снисхождению к человеческой немощи, и уже срок отлучения от Церкви определялся канонами в десять лет. Причем эти десять лет женщина не просто не причащалась, но предполагалось, что это время она проведет в глубоком покаянии.
Конечно, эти каноны никогда не применялись во всей своей строгости, потому что в Церкви есть такое понятие, как икономия. Эти сроки могли сокращаться в зависимости от устроения человека, от глубины его покаяния в содеянном грехе, от готовности исправлять свою жизнь, и сокращать их вправе был духовник, принимавший на себя ответственность, применяя ту или иную икономию.
Но как бы то ни было, дело тут не в сроке епитимии, а в том, что Церковь относилась и относится к этому как к убийству. Даже когда государство не видело здесь совершенно никакой проблемы, Церковь на своем уровне старалась напоминать о ней, поэтому на разных площадках периодически поднимались вопросы демографии и вопросы, связанные с абортами.
Эти вопросы не раз звучали в рамках Всемирного русского народного собора, когда собор проходил в Москве и когда проходили заседания региональных отделений в разных регионах страны. И у нас в Сибири, в Томске эти вопросы поднимались неоднократно. В нашей стране, в Томской епархии в том числе, при многих родильных домах действуют православные приходы; или есть православные храмы либо часовни, где закрепленные священники пытаются донести слово Церкви до женщин, которые, может быть, задумываются, не сделать ли им аборт.
И это не стало для Церкви чем-то новым, не было какой-то церковной инициативой. Более того, это совсем не инициатива Церкви. Есть существующий уже очень давно благотворительный фонд в поддержку материнства, и этот фонд как в Москве, так и во многих регионах пытается осуществлять программы, направленные на улучшение демографической ситуации.
В рамках одной из таких программ есть удивительный проект под названием: «Здравствуй, мама». Считается, что когда ребенок рождается, сам факт его рождения есть радостное приветствие маме, давшей ему жизнь. Этот проект предполагает особое внимание к каждой маме, оказавшейся в роддоме, в том числе и внимание материальное. В этом фонде принимают участие меценаты, предприниматели, поддерживающие мам из малоимущих семей. Сразу после рождения ребенка фонд дарит первые подарки новорожденному младенцу и его маме, они получают определенные социальные гарантии и льготы.
Проект уже долгое время поддерживается Русской Православной Церковью, но в настоящее время эта поддержка получила еще одно дополнительное направление – Святейший Патриарх обращается со своим личным письмом к каждой маме, давшей жизнь ребенку. Вместе с письмом со стороны фонда ребенку сразу же вручаются какие-то предметы, необходимые на первых порах новорожденному. Со стороны Русской Православной Церкви вместе с письмом Святейшего Патриарха сразу вручается крестильный набор, если семья традиционно является православной, не принадлежит к какой-то иной конфессии.
В настоящее время фонд осуществляет свою работу в 16 регионах страны. Насколько мне известно, в Сибирском регионе этот фонд начал работать у наших соседей – кемеровчан, на Кузбассе. А почему именно на Кузбассе? Недавно я посмотрел статистику по числу абортов, и оказалось, что среди сибиряков не самая благополучная ситуация с абортами именно на Кузбассе.
Нельзя сказать, что у нас в Томске с этим все хорошо. Хоть и небольшая, но тенденция на улучшение ситуации есть, однако говорить о решении этой проблемы, конечно же, преждевременно. Я пока не нашел в открытых источниках статистические данные за 2024 год, хоть, может быть, они и есть. А что касается прошлого года, я видел статистику за первые 9 месяцев. Тогда у нас в Томской области родилось 6,2 тысячи детей, а абортов было совершено 2,8 тысячи. То есть примерно треть детей от тех, которые могли родиться, не родились.
Но несколько лет назад ситуация с этим была еще хуже, и по числу абортов мы были в первой половине перечня регионов страны с высоким количеством абортов. Регионы с самым низким числом абортов – это республики Кавказа – Дагестан, Чечня, Ингушетия и так далее. И, что меня удивило и порадовало, довольно низкий уровень абортов в Москве.
Мы не на очень высоком уровне, не являемся лидерами в этом отношении. На первом месте, правда, по данным двухлетней давности, по количеству абортов в отношении к количеству рожденных детей находится Магадан, где на сто рожденных детей приходится сто абортов. Может быть, за последнее время ситуация изменилась, но два года назад было так.
Это данные официальной статистики, которая на самом деле довольно лукава, потому что статистические данные, публикуемые Росстатом, учитывают только так называемые хирургические аборты, без медикаментозного прерывания беременности либо экстренного контрацептивного воздействия, что, по сути, является тем же абортом, но как бы на самых ранних стадиях беременности, в первые моменты жизни ребенка.
С точки зрения Православной Церкви это тоже убийство человеческой личности, тоже грех, но такого рода прерывание или недопущение беременности статистикой не учитывается. Когда специалисты проводили опрос в наших аптеках, оказалось, что растет спрос на медикаментозные средства, действие которых направлено на раннее прерывание беременности и прочее, что говорит о том, что учитывается здесь не совсем всё. Люди, подсчитавшие реальное количество абортов, говорят, что их примерно в три раза больше, чем заявляет официальная статистика.
В нашей стране совершается примерно 500 тысяч абортов в год, и это аборты хирургические. На самом деле специалисты-медики говорят, что прерванных беременностей насчитывается около полутора миллионов, если не больше. Поэтому я думаю, что соработничество Церкви, медицинских учреждений, здоровых сил общества и общественных организаций – это тот правильный путь, по которому мы должны идти, чтобы каким-то образом улучшить ситуацию в этом отношении.
– Я очень надеюсь, что с Божией помощью мы улучшим эту ситуацию.
Предлагаю перейти к следующей части нашей программы: 4 ноября, когда мы отмечаем День народного единства, отмечается еще и праздник Казанской иконы Божией Матери. Эта икона для нас, томичей, стала родной – не так давно мы ее торжественно встречали. Расскажите, пожалуйста, об этом чудесном образе.
– Помню детство и дни своей юности, когда в праздник Казанской иконы Божией Матери я посещал Троице-Сергиеву лавру. Я всегда удивлялся, почему в день празднования этой иконы в храме такое же количество людей, как и в очень большой так называемый двунадесятый праздник. В нашем народе празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы всегда воспринималось как особое торжество.
К сожалению, в наше время люди, исправно посещающие воскресные службы, как это предписано церковными правилами, иногда мало внимания обращают на праздники, считающиеся некоторыми не столь уж значимыми и важными, тем более что праздник Казанской иконы Божией Матери официально не является праздником двунадесятым. Но мне кажется, что в этом году ситуация стала меняться.
В мае этого года Святейший Патриарх благословил Всероссийский крестный ход с московским списком чудотворной Казанской иконы Божией Матери и Всероссийский молебен. Это та самая икона, перед которой когда-то молились Минин и Пожарский, возносил свои молитвы Петр Первый накануне Полтавской битвы. Перед этой иконой возносились молитвы о даровании победы нашему воинству в годы Великой Отечественной войны.
Именно с этой иконой, которую кто-то назвал иконой русских побед, Святейший Патриарх благословил проехать по всем регионам нашей страны, чтобы наши соотечественники имели возможность вознести свои молитвы перед этой святыней. Не стала исключением и наша Томская земля. Святейший Патриарх благословил, чтобы и Томск стал одним из мест посещения этой святыни.
Икона находилась в городе Томске всего лишь два с половиной дня, но люди непрестанным потоком шли к святыне, желая вознести перед ней молитву, склонить свои колени. И действительно, как Вы правильно отметили, эта икона снова стала нам близкой, дорогой, какой она была и для наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек – для наших благочестивых предков. И мне кажется, что это очень важная тенденция.
В настоящее время в России День народного единства не случайно празднуется 4 ноября по новому стилю. В церковном календаре этот день всегда был праздничным, и он именовался днем чествования Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В календаре есть два праздника, посвященных Казанской иконе Богоматери. Один из них совершается летом, в июле, в память чудесного обретения этой иконы в городе Казани, а другой, ноябрьский праздник, установлен в честь чудесного спасения России от польско-литовских интервентов в 1612 году, когда ополчение Минина и Пожарского собралось в Нижнем Новгороде, чтобы дать отпор врагу, захватившему Москву, Кремль.
Тогда во главе Русского государства посадили иноземца – польского королевича, и казалось, что Россия вот-вот перестанет существовать, что произойдет крах Русской земли, русской государственности, православной веры, потому что интервенты навязывали нашему народу не только свое государственное правление, но и свою религию. И поэтому русские люди были преисполнены желания дать отпор неприятелю, но оказалось, что среди них нет единства.
Именно тогда по откровению свыше преподобный Сергий явился к епископу Нижегородскому и попросил принести в войско чудотворную Казанскую икону, чтобы начать пред ней молиться, и тогда Сама Матерь Божия, словно полководец, пойдет во главе русского воинства.
И действительно, когда Казанская икона Пресвятой Богородицы была доставлена в ополчение, все русские люди объединились вокруг этой святыни и, направившись в сторону Москвы, освободили от неприятеля и древнюю нашу первопрестольную столицу, и землю Русскую. Русь получила новый период своего бытия, начавшийся с избрания на царский престол Михаила Романова. Прекратилась Смута.
Пресвятая Богородица многократно спасала нашу землю через Свой Казанский образ. Через эту икону Она протягивала и протягивает руку помощи и простому человеку, с любовью обращающему свой взор к Ней, прося Ее о помощи.
Если мы посмотрим на эту икону, то увидим, что на ней изображена Пресвятая Богородица, но рук у Богоматери на этой иконе не видно. Они находятся за пределами поля иконы, под одеждами Богородицы. На фоне Богородицы стоит Младенец Христос. Обычно на иконах «Одигитрия» Матерь Божия рукой Своей указывает на Христа как на тот путь спасения, которым мы должны идти. А на этой иконе, наоборот, Господь указывает на Свою Матерь, одновременно благословляя Своей десницей молящегося человека. «Вот ваша Матерь», – как бы слышим мы голос Христа, обращенный к нам от этой иконы.
– У нас еще есть вопросы телезрителей.
«В одной из ваших программ вы рассказывали о воскресных школах. А есть ли воскресные школы для взрослых? И где можно получить информацию об их работе?»
– Такие воскресные школы есть при многих наших приходах, просто нужно поинтересоваться о них. Почти у всех наших приходов есть сайты, и там такая информация всегда дается. Обычно эти школы не называются воскресными. Они называются либо лекториями, либо духовными встречами и иногда проходят в разных форматах. Там, где эти встречи многочисленные, они проходят в каком-то приходском доме, в актовом зале. А где приходы не очень большие, иногда настоятели проводят их, образно говоря, за самоваром, за чашкой чая. Нужно просто поинтересоваться, на каких приходах такие мероприятия проводятся.
– «Почему духовенство Томской епархии встречало пояс Пресвятой Богородицы в желтых облачениях, если цветом Богородицы считается синий?»
– Пояс Богородицы привезли к нам в воскресный день, а в воскресенье богослужение традиционно совершается в золотых ризах, в ризах желтого цвета. Церковным уставом оговорено, что если какой-то праздник, в том числе двунадесятый Богородичный, приходится на воскресный день, то по уставу эти службы соединяются, причем на первом месте идет служба воскресению Христову, а затем к ней присоединяется служба Успению либо Рождеству Божией Матери, Введению во храм Пресвятой Богородицы. Поэтому сначала поется несколько воскресных песнопений, а потом несколько песнопений этому Богородичному празднику.
Поскольку мы встречали пояс Богородицы в воскресный день, то мы были облачены в желтые ризы, а затем богослужения перед поясом Богоматери – молебны, какие-то службы в течение дня и в последующие дни традиционно служились в ризах голубого цвета.
– «Могут ли певчие петь не только в церковном хоре, но и в других коллективах, если у них к этому тоже лежит душа, например, в академических хоровых коллективах?»
– Я не знаю, насколько это полезно или неполезно с духовной точки зрения, а с точки зрения практической так везде и есть. Скажем, зайдешь в Москве в какой-либо храм и увидишь, что певчие – это одновременно и члены определенных творческих коллективов либо студенты консерватории, что, конечно, предполагает их участие и там, и там.
У нас в Томске, конечно же, все знают и высоко оценивают деятельность хоровой капеллы при Томском государственном университете, которая является хранительницей певческих традиций нашего народа, нашего государства. В их репертуаре в том числе есть и много церковных песнопений, являющихся культурным достоянием нашего народа, и они часто выступают с ними на концертных площадках.
Многие из участников капеллы поют и в наших томских храмах, и они привносят в наши хоры свой профессионализм и высокий уровень исполнения, поднимая церковные хоры на несколько иной уровень. И сами они, участвуя в церковных хорах, более воцерковляются, что ли, и в дальнейшем могут правильно преподносить на светских площадках исполняемые церковные песнопения, понимая, что это не просто красивые художественные произведения, но за ними стоит глубокая духовная жизнь, глубокая церковная традиция.
Ведущий Виталий Стёпкин
Записала Людмила Белицкая
У книжной полки. Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический. Пасхальная радость. Слова и беседы
Великая Вечерня 20 апреля 2025 года
Великая Вечерня 20 апреля 2025 года
Пасхальное богослужение 20 апреля 2025 года
Пасхальное богослужение 20 апреля 2025 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!