Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

26 декабря 2024 г.

Владыка, мы вышли на финишную прямую этого года. Грядет Новый год, поэтому сегодня я предлагаю поговорить именно об этом празднике. Воцерковленного человека, посещающего церковь, живущего по заповедям и пропитанного любовью к ближнему, наверняка интересует вопрос, как, с одной стороны, благочестиво сохранить пост, а с другой стороны, благочестиво не обидеть невоцерковленных родственников, которые приглашают посетить какую-то трапезу. Где эта золотая середина?

– Во-первых, мне кажется, если человек благочестивый, перед ним такой вопрос не стоит. На мой взгляд, будет довольно странно, если окружение человека, родственники либо друзья, зная, что он верующий, все же будут пичкать его мясом, молоком или другими скоромными продуктами. Если они имеют уважение к этому человеку, к его убеждениям, то, позвав его разделить с ними трапезу, они наверняка позаботятся, чтобы было и постное угощение.

В своей жизни я встречал много людей, которым врачами была предписана строгая диета. Некоторым категорически возбранялась жареная или жирная пища. Я знал человека с сильной аллергией на лук, и когда этот человек приходил в гости, люди, зная об этом, готовили блюда (которые, казалось бы, традиционно нужно готовить с луком) без этого ингредиента.

Если человек считает, что для сохранения физического здоровья ему важно соблюдать диету, никто из окружающих не обидится, что он пришел в гости и не ест все, что ему дают. Ведь вкушение, скажем, каких-то особенно аллергенных продуктов человеком, страдающим аллергией, чревато серьезными последствиями. Как-то человека, которому был противопоказан мед, накормили блюдом с небольшим содержанием меда, скрыв от него это, и пришлось ему вызывать скорую помощь и отправлять в больницу, потому что он был на грани жизни и смерти.

Так вот, пост – это такая же духовная диета, духовное лекарство, но оно направлено не на оздоровление тела, а на оздоровление души. И если идет Рождественский или какой-то другой пост, а мы хотим позаботиться о нашей душе и не разрушить здание нашего спасения (для чего, собственно говоря, пост и есть), чтобы не перечеркнуть весь пост, у нас не должно быть никаких извинений за его оставление, если эти послабления не связаны с физическим здоровьем.

Понятно, что духовники всегда благословляют послабление поста человеку, страдающему, например, сахарным диабетом, расстройством желудочно-кишечного тракта или какими-то другими заболеваниями, если строгий пост возбраняется. Также строгий пост не предписывается или послабляется до минимума беременным и кормящим женщинам. Людям, выполняющим тяжелую физическую работу, пост также в значительной степени послабляется.

Но те или другие праздники, в том числе и Новый год, это не повод для разрушения духовного делания. Мне думается, что мы никого не обидим, если сохраним святость поста. Тем более что сейчас есть такое количество постных продуктов, что приготовление вкусного праздничного постного стола ни для кого не составит труда.

– В России во многих храмах есть традиция в полночь с 31 декабря на 1 января встречать Новый год за Божественной литургией. А существует ли такая традиция в каких-либо томских храмах?

Вообще любое доброе дело, любой новый период в своей жизни верующий человек должен начинать с молитвы. Для чего мы собираемся на Божественную литургию в воскресный день? Потому что воскресным днем мы начинаем новую седмицу, новую неделю, и, участвуя в этот день в богослужении, мы тем самым испрашиваем у Господа благословения на всю наступающую седмицу, и наша жизнь находится под благословением Божием.

Когда мы вступаем в новый год, как бы в новый этап нашего земного бытия, у верующего человека сама собой есть потребность начать этот период с молитвы. Я знаю, что в большинстве храмов Русской Православной Церкви, как правило, накануне этого дня, 31 декабря, иногда вечером, после вечерней службы, иногда в другое время (в разных храмах это по-разному) служатся особые молебны на начало нового года.

Прежде чем испросить в молебне что-то для себя, согласно советам святителя Иоанна Златоуста великого проповедника Древней Церкви, мы должны не забыть поблагодарить Бога за все доброе, что получили от Него в году уходящем, потому что, как говорил святитель, благодарность это рука, протянутая к Богу за новыми благодеяниями. А если неблагодарный человек не имеет способности поблагодарить Бога, то он закрывает свою жизнь, свою душу и сердце от великих милостей Божиих.

Но ведь мы не всегда были идеальными, мы часто претыкались, согрешали пред Господом, поэтому тянуть на своих плечах в новый год все бремя грехов наших тоже неразумно. Церковь призывает нас покаяться в грехах, испросить у Господа прощения в том, чем мы, может быть, согрешили перед Ним, и уже после этого попросить благословения на год грядущий, чтобы Господь благословил наши добрые задумки, дела и начинания.

Все это предусмотрено в прошениях и молитвах, входящих в чинопоследование молебного пения на начало года. Но поскольку самым важным богослужением Церкви является Божественная литургия, на которой совершается величайшее таинство Евхаристии преложение хлеба и вина в Плоть и Кровь Христа Спасителя и через это Сам Господь являет Свое присутствие среди верных Ему, то разумно встретить Новый год участием в Божественной литургии.

В большинстве храмов, в том числе и в кафедральном соборе Томска, Божественная литургия служится уже утром. Я всегда совершаю Божественную литургию в нашем кафедральном соборе 1 января в 9 часов утра. Людей в это время бывает не так много, большинство, видимо, отдыхают после новогодней ночи, и в абсолютной тишине, в которую погружен город, молиться бывает особенно легко.

Но все-таки многие считают, что будет еще больше пользы, если в полночь встретить сам Новый год не под бой курантов, не за столом с бокалами шампанского в руках, а в храме, в молитвенном предстоянии перед Господом, перед Его алтарем. Таких храмов не так много, хотя традиция служения Божественной литургии в новогоднюю ночь с каждым годом все более и более распространяется.

Я бы не сказал, что это давняя традиция, потому что многие храмы иногда принимают решение служить ночную литургию, а потом от этого отказываются. Некоторым, наоборот, это кажется целесообразным, и они начинают ее служить. Здесь все зависит от настоятеля и прихожан храма, потому что какого-то централизованного указания из епархии на этот счет нет.

Так вот, в этом году у нас в Томске ночная Божественная литургия будет совершаться в одной из старинных церквей в Троицкой церкви, что на улице Октябрьской. В половине двенадцатого начнется чтение часов, чтобы как раз в полночь начать саму Божественную литургию возгласом «Благословенно царство…» Поэтому те, кто желает встретить Новый год молитвой и участием в Божественной литургии, могут туда прийти. Если для кого-то ночью идти затруднительно, можно сходить на новогодний молебен 31 декабря вечером и по возможности посетить Божественную литургию уже утром 1 января.

Владыка, скажите, считает ли Церковь этот праздник, если можно так сказать, легитимным? Потому что не секрет, что Церковь живет по календарю, согласно которому Новый год наступит не с 31 декабря на 1 января, а с 13 на 14 января. А новолетие мы праздновали в сентябре. И вообще эти даты 31 декабря и 1 января имеют хоть какое-то значение?

– В церковном отношении новый год начинается 1 сентября. Есть такие богослужебные книги Минеи, означающие «месячные книги», где расписаны службы на каждый месяц года по дням. И вот служба на Новый год помещена в этих Минеях под 1 сентября, что соответствует 14 сентября нынешнего нового стиля.

Откуда взялся этот Новый год? Когда-то в Византийской империи его учредил император Юстиниан I, Юстиниан Великий, потому что, согласно римской традиции, это было то время, когда в Римской империи начинали собирать налоги, и, так сказать, это было начало нового финансового года. Юстиниан, желая ввести во всей Византийской империи единые основы летоисчисления, установил своим указом праздновать Новый год 1 сентября. И, как мы видим, это был праздник не церковный, а чисто государственный.

Но, как я уже говорил, чтобы освятить новый период жизни и общества в целом, и каждого отдельного человека, Церковь начала освящать начало нового года своими молитвами. Поэтому было составлено молитвенное чинопоследование на начало года, которое и до сих пор в церковных книгах помещается под 1 сентября.

На Святой Горе Афон, где очень крепко держатся старых традиций, до сих пор Новый год молитвенно празднуют 1 сентября. Надо сказать, что и в России некоторые учреждения празднуют Новый год 1 сентября; например, это все учебные заведения. Иногда задаются вопросом: а почему учебный год во всех учебных заведениях начинается не как у всех, не 1 января, а 1 сентября? Мне думается, что какие-то традиции уходят корнями именно туда.

На Руси Новый год, согласно ветхозаветным библейским традициям, первоначально праздновался в марте, и это было мартовское новолетие. Византийское же празднование Нового года в XVI веке на государственном уровне ввел своим указом Иоанн Грозный, и Новый год праздновался 1 сентября, вместо мартовского Нового года, больше двух столетий.

Петр I, желая ввести в России какие-то традиции, присущие в то время Западной Европе, многое заимствовал оттуда, в том числе и традицию празднования Нового года 1 января. В Римской империи еще во времена Нерона тоже был январский Новый год, и он прижился в Западной Европе. В 1699 году Петр I своим указом вводит празднование Нового года не 1 сентября, а 1 января.

В богослужебном отношении Церковь сохранила допетровскую традицию, и она продолжает 1 сентября совершать молитвенное призывание милости Божией на новый год. Но поскольку вся общественная, государственная, да и частная, личная жизнь человека все-таки отталкивается от 1 января, то Церковь, как бы не оставляя и сентябрьского празднования новолетия, как-то очень скромно, но тем не менее молитвенно благословляет людей на начало и гражданского Нового года.

На самом деле 1 января соответствует нынешнему 14 января. Это так называемый Старый Новый год. Иногда его называют православным Новым годом, но на самом деле, как мы видим, это не столько православный Новый год, сколько Новый год, появившийся на Руси благодаря реформам Петра I, причем реформам не церковным, а гражданским, и заимствован он был из Западной Европы. Но поскольку Церковь живет по юлианскому календарю, Старый Новый год тоже по-своему близок Церкви, поэтому в церковных календарях он тоже обозначается как начало нового года.

В 1917 году к власти пришли большевики, и они провели в том числе и календарную реформу, когда перешли на так называемый новый стиль, снова взяв и унифицировав из календарной системы Западной Европы того времени российскую календарную систему. Именно поэтому и есть разница в эти 14 дней между юлианским и григорианским календарями, и Новый год переносится на ту дату, когда мы его сейчас и празднуем. Поэтому какого-то сакрального смысла, привязанного именно к этой дате, здесь нет.

Но вообще празднование Нового года с библейских времен всегда осознавалось как нечто религиозное: раз есть начало нового года, значит, есть какая-то отправная точка, когда и этому было положено начало. Когда были запущены мировые космические часы, это был акт творения Богом материального мира: да будет свет…  И когда Господь сотворил этот мир, вместе с материей начало свое течение и время. Поэтому праздник Нового года во времена древнего мира не только в библейском контексте, но и у многих язычников воспринимался как воспоминание творения Богом этого мира.

Каждый год, когда мы совершаем празднование Нового года, мы вспоминаем о том, что этот мир сотворил Господь. В этот день мы не должны забыть поблагодарить Бога за все то доброе, что Он нам посылает, и за трудности и скорби, служащие для нашей пользы и духовного возрастания. Мы должны испросить у Господа прощения наших грехов, а также благословения на год грядущий: несмотря на то что Новый год праздник светский, некие религиозные, духовные смыслы здесь тоже присутствуют.

А начинаем мы год с воспоминания памяти преподобного Илии Муромца. Почему Илию Муромца, которого принято считать былинным героем, называют преподобным?

– Мне кажется, что сейчас не только людям религиозным, но и многим историкам, и вообще любителям нашей отечественной истории хорошо известно, что в пещерах Киево-Печерской лавры, сегодня, к сожалению, оскверняемой богоборческими киевскими властями, находятся мощи древних подвижников святой Киевской Руси. И среди тех, кто покоится в пещерах, есть и нетленные мощи преподобного Илии Муромца.

Действительно, исследования ученых, экспертиза мощей Илии Муромца доказали, что тот, кто покоится в Лавре под именем Илии Муромца, первоначально был воином, даже имел некие ранения, потом прошел через болезнь, получил исцеление и закончил свой жизненный путь подвижником, монахом Киево-Печерской лавры. Причем, видимо, последним, что он сделал в жизни, было то, что он осенил себя крестным знамением, потому что скончался он с перстами, сложенными для крестного знамения.

Поэтому Илия Муромец не просто былинный герой, и эти былинные сказания родились не на пустом месте они отталкивались от некого исторического прототипа. И это действительно подвижники Киево-Печерской лавры, причисленные Церковью к лику святых угодников Божиих. Илия Муромец, защитник Святой Руси, ее идеалов, противостоявший Калину-царю в то время, и сегодня, в наши дни, своими святыми молитвами помогает всем, кто стоит за правду.

У нас еще есть вопросы телезрителей, и один из них касается Нового года.

«Грех ли дарить сувениры с символами года по китайскому календарю?» 

– Знаете, я не склонен бросаться на какие-то традиции народов, когда мы не очень хорошо знаем свои собственные, родные традиции. Только Иваны, не помнящие родства, постоянно бросаются на что-то новенькое, о чем они раньше не слышали и не читали, когда им подбрасывают какие-то идеи.

Мне думается, что это другая культура, другая традиция. Специально этим вопросом я не занимался, но подозреваю, что, наверное, за этим может стоять какая-то своя определенная духовность или псевдодуховность. И когда мне дарят сувениры, связанные с этим, я не очень этому радуюсь, потому что, во-первых, эти вещи совершенно бесполезные, а во-вторых, мою душу они как-то не греют. Есть много подарков, связанных с нашей отечественной культурой, нашими традициями, и польза от них значительно большая.

– «Когда появились национальности? Можно ли сказать, что Адам и Ева были евреями?»

Вообще слово «еврей» (или «ибру») означает «пришедший из-за реки». Впервые это слово было применено к Аврааму, пришедшему в землю обетованную с другой стороны. То есть в Адаме и Еве были сосредоточены все люди земли, а значит и все национальности, в том числе и русские, которых тогда, естественно, не было, и евреи. Потомки Адама и Евы, занимая те или другие пространства Руси, дали начало народам, которые потом сформировались в отдельные национальные общности.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 16 февраля: 05:30
  • Вторник, 18 февраля: 03:00
  • Четверг, 20 февраля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X