Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

26 сентября 2024 г.

Владыка, совсем скоро, 27 сентября, мы будем отмечать замечательный праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, и в связи с этим я хотел бы поговорить на тему: «Крест». Ведь крест краеугольное понятие в нашей православной вере. А что следует понимать под фразой Господа: возьми крест свой, и следуй за Мною? Что на самом деле нужно взять? Наверняка же не нательный или какой-то еще крест.

– Конечно, эти слова Христа Спасителя имеют отношение не к нательному крестику. Хотя, наверное, стоило бы начать наш разговор как раз с нательного крестика, потому что иногда мы не можем перейти к чему-то более глубокому, глубинному, важному, если пренебрегаем малым.

Преподобный авва Дорофей в своей замечательной книге о духовной жизни пишет, что в жизни человека появляются большие проблемы, когда он начинает пренебрегать тем, что считает мелким. Например, мы пренебрегаем какими-то грехами, которые считаем, условно говоря, извинительными мелочами, но на самом деле эти извинительные мелочи тянут нас на дно.

Как может утопить человека один тяжелый камень, привязанный к его шее, точно так же может утопить и более тяжелое множество песчинок, оказавшихся в одном мешочке. Эти так называемые мелочи иногда оказываются для человека более разрушительными, чем то, что он считает крупной проблемой или крупным грехом.

Если говорить о крестоношении, то иногда мы видим, что начинается как бы пренебрежение к кресту Христову, на самом деле являющемуся для нас спасительным орудием Господа, одухотворяющим нас. А начинаем мы пренебрегать крестом Христовым с малого с крестного знамения, обычно совершаемого верующими людьми во время молитвы или когда угрожает опасность, возникает какая-то трудность.

В церковных книгах описано, как мы должны совершать крестное знамение, то есть изображать на себе крест Господа нашего Иисуса Христа. Сначала, соответствующим образом сложив персты, мы полагаем их на свое чело (то есть на лоб), затем на чрево (на живот). В более поздних изданиях вместо слова «чрево» иногда пишут слово «грудь», но это неправильно, потому что крест получается как бы перевернутым. Поэтому мы должны полагать персты на чело, затем на чрево и далее на одно и на другое плечо, причем на верхние части плеч, чтобы не ломать, не коверкать крест.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что человек, который совершает крестное знамение небрежно, подвергает поруганию крест Христов, и демоны не только не трепещут от такого крестного знамения, но посмеиваются, как бы издеваются над этим человеком. Поэтому мы должны с благоговением относиться к кресту Христову. Как к тому, что нас спасает, укрепляет, просвещает, одухотворяет, возвышает. И начинать нужно с того, что мы должны научиться правильно изображать на себе крест Христа Спасителя.

Почему мы крестимся во время молитвы либо в какие-то важные, ответственные моменты нашей жизни? Совершение крестного знамения – это не просто некий обряд. Господь в Евангелии говорит, что о чем бы мы ни попросили во имя Его, даст нам. Почему же мы чего-то не получаем? Потому, что просим не во имя Господа.

Во время молитвы мы осеняем себя крестным знамением и как бы говорим: «Боже, мы просим Тебя не ради нас, недостойных и грешных. На какую помощь мы можем рассчитывать, если помощь – это воздаяние за заслуги, которых у нас нет? Но мы просим, Господи, ради страданий, которые Ты претерпел на Кресте, проливая Кровь за нас, за наше спасение, ради любви, явленной Тобой на Кресте. Ради Креста Твоего, ради пролитой Крови Твоей не отвергни нашу молитву, исполни прошение». Если при этом мы изображаем на себе крест, то это является поддержкой, укреплением нашей молитвы.

Есть еще один момент, казалось бы, носящий внешний характер, но на самом деле он тоже весьма важен. Нательный крестик не просто какой-то символ христианства, отличающий нас, скажем, от людей какого-то другого вероисповедания. Это святыня, помогающая человеку быть ближе к Богу. Сколько раз благодаря кресту на груди человек получал от него помощь в самых сложных ситуациях и обстоятельствах, избавлялся от страшных бедствий, а иногда даже от смерти!

Крестик дается человеку при совершении таинства Крещения, и человек носит его до гробовой доски. Раньше пожилые люди говорили, что крестик не следует снимать ни при каких обстоятельствах. Даже когда человек лежит в больнице, или принимает ванну или душ, или находится в бане, крестик великое проявление милости Божией по отношению к нам всегда должен быть с нами.

Наши предки говорили о самом плохом человеке, потерявшем совесть, пренебрегавшем всеми нравственными, духовными нормами: «Креста на нем нет». Это означало, что человек совершал какие-то аморальные поступки, вел аморальный образ жизни.

К сожалению, в наше время многие отучились носить крестики. В советские времена эта добрая христианская традиция, как говорится, искоренялась огнем и мечом, а люди, на чьей груди вдруг кто-то видел крестик на веревочке или цепочке, подвергались ожесточенной критике и даже гонениям и преследованиям.

Я думаю, Вы знаете это лучше других.

– Если человек появлялся с крестиком на работе, студент в вузе, а школьник в школе, то это вызывало много негатива по отношению к ним. Их вызывали к разного уровня начальникам, идеологам, пытались перевоспитать, переубедить, а иногда даже с кого-то срывали крест. Потому в советские времена многие люди, ответственно относившиеся к крестику, были вынуждены где-то его прятать.

Я слышал от многих, что когда люди отправлялись в армию, они зашивали крестик в форму, например в подворотничок, потому что в то время носить солдату нательный крестик было крайне проблематично. Когда я оказался в армии, поскольку я не скрывал своей веры и считал неприемлемым для себя прятать крестик где-то в потаенных местах, мне приходилось защищать его перед лицом начальства. Нужно сказать, что мои сослуживцы, простые солдаты, относились к этому с большим пониманием.

Крест Христов нужно носить, особенно хотелось бы дать этот добрый совет нашей молодежи, потому что это не просто наша история и традиция это наша вера. Это то, что всегда являлось стержнем нашего народа.

Иногда приезжаешь в Москву в летнее время, едешь в метро и видишь, что люди, не скованные обилием одежды, даже среднего и пожилого возраста, не имеют крестиков. Конечно, это очень плачевно. Это говорит о низком духовном уровне нашего народа в целом и о том, что нам есть еще куда стремиться. Вроде бы это внешнее, но на самом деле за этим внешним видно некое внутреннее состояние.

Мы начали сегодняшнюю беседу со слов Христа, обращенных к каждому человеку: возьми крест свой, и следуй за Мною, – а без этого человек не может быть учеником Христовым. Здесь под крестом имеется в виду не просто изображение, потому что куда легче повесить на себя нательный крестик, чем взять крест свой и следовать за Христом. Крест это подвиг христианской жизни, понесенный каждым человеком, это следование нравственным и духовным нормам, заповеданным нам в Евангелии Господом нашим Иисусом Христом.

Следует отметить, здесь Господь говорит, что человек должен взять на себя не Его крест, а свой, потому что понести Крест Христов ни один человек не в состоянии. Если бы его мог понести какой-то человек, то не было бы необходимости прихода в этот мир Христа Спасителя, оставившего на небесах Свою Божественную славу, воплотившегося по человеческой природе, ставшего Человеком, не переставая быть Богом, и взошедшего на Крест, чтобы искупить Своими крестными страданиями человеческий грех.

Конечно, такой крест не по силам никому, кроме Самого Христа Спасителя. Но Господь говорит, что каждый должен взять свой крест и следовать за Ним, и это подвиг христианской жизни. У каждого человека свой крест, и человек должен понести именно этот крест, в этом и заключается жизненная цель и задача каждого.

Владыка, по сути, Вы предварили мой следующий вопрос. А как определить, что это именно твой крест? Вы, архипастырь с 30-летним стажем, наверняка сталкивались с ситуациями, когда человек брал на себя крест, но не мог его понести и вскоре бросал начатое дело. Как определить свою меру, свой крест, что тебе по силам?

– Человек, серьезно и внимательно относящийся к своей духовной жизни, знает много средств и способов, как это сделать. Преподобный Иоанн Лествичник об одной из христианских добродетелей говорит, что поскольку эта добродетель очень важна и возвышенна, то она требует особого рассуждения у тех, кто за нее берется. Многие, неправильно приступившие к исполнению этого подвига, потерпели неудачу, потому что подвиг оказался им не по силам. Поэтому рассуждение это то, что должно быть присуще каждой добродетели.

И каждый подвиг должен быть соразмерен силам, крепости, устроению человека, внешним условиям его жизни. Скажем, некоторые подвиги христианской жизни уместны для монашествующих, и то не для всех. Одни для монашествующих-пустынножителей, другие для монашествующих, живущих в общежительных обителях, в монастырях. И для каждого мирянина тоже есть свой подвиг.

Как же определить, какой подвиг свой, а какой нет? Во-первых, любая добродетель не бессмысленна. Человек принимает подвиг не для того, чтобы прославиться, иначе этот подвиг будет питаться некой нечистой водой гордыни, тщеславия. На самом деле каждый подвиг связан с достижением определенных духовных целей. Это борьба с грехом, со страстями, с пороками, это очищение своей души. И в несении этих трудов должно быть рассуждение добродетель, свойственная духовному человеку.

Но рассуждение появляется не вдруг. Человек не может просто решить: «Дай-ка буду рассудительным. Вот сяду и рассужу, что полезно, а что неполезно». До тех пор, пока человек движим страстями, у него и рассуждения такие же страстные, поэтому это не является рассуждением.

Для новоначальных в духовной жизни, да и, в принципе, для любого христианина, конечно, необходим совет духовника. У каждого верующего человека есть свой духовник, и когда человек принимает на себя какой-то духовный труд, он всегда берет у духовника благословение. Причем благословение в христианском понимании это не некий вердикт, выносимый на что-то неким уполномоченным лицом, а духовный совет опытного человека, уже прошедшего этим путем и имеющего опыт подобного подвига.

Духовник говорит человеку, что если тот пойдет путем, которым сам он уже прошел, то будет иметь такое-то и такое-то духовное приобретение. Но человеку нужно иметь в виду, что на этом пути его могут подстерегать такие-то и такие-то опасности; и чтобы их избежать, нужно делать так-то и так-то. Поэтому весьма важно, чтобы каждый христианин имел духовника, направляющего и подсказывающего ему на его пути.

И важными помощниками и наставниками в духовной жизни для нас являются святые отцы. Мы должны их читать, изучать, погружаясь в святоотеческую культуру, и там найдем ответы на многие вопросы, как нам трудиться, как нести свой крест, чтобы он был по силам.

Владыка, поправьте меня, если я заблуждаюсь. На мой взгляд, созвучие слов «крестьянин» и «христианин» не совсем случайное. Получается, что в данном случае христианин и крест это нечто неразделимое?

Лучше бы этот вопрос задать филологам. Я не уверен, что происхождение слова «крестьянин» связано с крестом. Вполне возможно, что «крестьянин» и «христианин» являются однокоренными словами. Где-то я слышал, что «крестьянин» это тот, кто несет, то есть тянет свой крест.

Когда Христос, неся крест на Голгофу, упал в изнеможении под его тяжестью, римские воины, увидев проходящего мимо крестьянина, земледельца, возвращавшегося с поля, возложили на него крест Иисуса Христа, чтобы он донес его до Голгофы, что тот и сделал. Этим крестьянином был Симон Киринейский. Он как бы тянул крест и поэтому назывался крестьянином. А оправдывается ли это с научной точки зрения, я не знаю.

На самом деле слово «христианин» означает: последователь Иисуса Христа. И как мы знаем, впервые это слово появилось в Антиохии (на территории нынешней Сирии), где члены христианской общины впервые стали так называть друг друга. Раньше верующие люди называли себя учениками, подразумевая, что все они ученики Иисуса Христа, а в Антиохии стали именоваться христианами, как об этом написано в Книге Деяния святых апостолов.

Поскольку на Руси и земледельцы были христианами, видимо, многие полагали, что слова «христиане» и «крестьяне» однокоренные, но я за это не ручаюсь. Хотя, по сути, каждый человек, христианин, является тем, кто несет крест.

Владыка, давайте перейдем ко второй, церковной, части нашей программы, и я предлагаю поговорить о преставлении святителя Иоанна Златоуста. Православной Церковью оно вспоминается 27 сентября, как и Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Почему этот удивительный святой прозван Златоустом? Мы понимаем, что злато – это золото, и знаем, что такое уста. Неужели у этого человека действительно были золотые уста?

Уста у него действительно золотые, ведь есть много таких иносказательных выражений. Мы говорим: «Какой золотой человек!» Имеем в виду, что это хороший человек.

А то, что у Иоанна Златоуста были золотые уста, это исторический факт. Это наименование святителю Иоанну дали еще современники, потому что трудно сравниться с ним кому-то и из проповедников древности, и из современных проповедников, даже из дохристианских, древнегреческих ораторов.

Когда святитель Иоанн произносил проповеди, они приводили в восхищение тех, кто их слышал, и однажды кто-то из толпы впервые воскликнул: «Иоанн золотые уста!» И это наименование оказалось прочно связанным с именем и личностью святителя Иоанна Златоуста.

Святитель Иоанн Златоуст когда-то был священником в Антиохии, со временем он был избран патриархом Царьграда, Константинополя, первейшей на то время кафедры. Помимо своих пастырских, архиерейских обязанностей, защиты православия от еретиков, как я уже сказал, он был выдающимся проповедником.

Святитель Иоанн толковал Священное Писание, причем иногда вскрывал такие глубинные смыслы слова Божия, что они до сих пор восхищают и поражают каждого. И поэтому тот, кто изучает Евангелие, или послания святого апостола Павла, или некоторые ветхозаветные книги, на которые есть толкование Иоанна Златоуста, думаю, очень обеднит себя, если не обратится к толкованиям этого святого.

Священное Писание очень глубоко, и только примитивный человек может думать, что если он его читает, то все понимает. Можно читать Библию или Евангелие десятки, сотни раз и даже знать наизусть какие-то отрывки, но каждый раз, когда читаешь Евангелие, открываешь в нем что-то новое.

Но ведь одно дело, когда Господь каждый раз открывает нам, людям немощным и грешным, в Евангелии что-то новое, а другое дело, когда новое открывается людям, просвещенным Божественной благодатью Духа Святого, таким, как святитель Иоанн Златоуст. И, конечно, когда мы не просто читаем Евангелие, а еще и знакомимся с толкованиями святителя Иоанна Златоуста, то если и не поднимаемся на его уровень восприятия Священного Писания, по крайней мере, приподнимаемся над своим уровнем. Конечно, это тоже очень важно и значимо.

Толкования святителя Иоанна Златоуста на Священное Писание не носили кабинетного характера, они не были какими-то исследованиями от ума, что ли. Это были его пастырские проповеди, произносимые с церковной кафедры. Эти поучительные слова он обращал к народу, и он не просто истолковывал то или иное место Священного Писания, но всегда сопровождал толкования извлечением каких-то духовных смыслов, нравственных назиданий, содержащихся в тех или иных местах Священного Писания. Поэтому очень важные толкования Иоанна Златоуста остаются актуальными и сегодня.

Кроме того, эти поучительные слова Иоанна Златоуста очень образные и красивые с эстетической точки зрения, и каждый, кто читает его, не может не получать духовной пользы и чисто эстетического наслаждения. Например, Слово святителя Иоанна Златоуста на Пасху, которое мы слышим в пасхальную ночь за богослужением, это, по сути, настоящий бриллиант. В нем просто восхитительно раскрывается глубинный смысл Пасхи.

Это лишь одно из многих поучений святителя Иоанна Златоуста, но, по сути, такими являются все его творения. Поэтому я бы хотел посоветовать нашим телезрителям не просто чтить святителя Иоанна Златоуста и обращаться с молитвами к нему как к нашему небесному заступнику, но и как можно чаще прибегать к его творениям, которые очень и очень полезны для всех нас.

Вопрос от телезрительницы: «Возможна ли в ближайшее время постройка купели для омовения на месте источника святого старца Феодора Томского?»

В настоящее время мы наконец-то получили возможность заняться проектными работами по обустройству всей этой территории. Местечко Хромовка под Томском, где была загородная дача купца Хромова и где в летнее время проживал подвижник нашей Томской земли святой старец Феодор Томский, Федор Кузьмич, сейчас передано Русской Православной Церкви. Там, во-первых, предполагается строительство деревянной церкви, во-вторых, будет восстановлена келья, в которой жил и подвизался старец Феодор.

Будет восстановлен и колодец с водой, которой старец Феодор пользовался и раздавал приходящим к нему людям для исцеления человеческих недугов. Также будет обустроена купель, о которой спрашивает наша телезрительница. Поэтому там предполагается реализация многоступенчатых планов.

В настоящее время, по сути, завершаются проектные работы по строительству храма, и когда получим разрешение на его строительство, думаю, мы его построим, тем более что нашлись благотворители, которые готовы поддержать этот проект. Поэтому в ближайшее время мы начнем строить храм.

Вторым на очереди будет восстановление кельи старца Феодора и построение небольшой келейки, где будут жить два-три инока или инокини, которые будут совершать молитвенный подвиг на том месте, где когда-то совершал свой подвиг святой старец Федор Кузьмич. Ну и, конечно же, вслед за этим мы приведем в порядок всю эту территорию, включая и источник с купальней, и колодец, и все прочее.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 13 ноября: 12:30
  • Воскресенье, 16 ноября: 05:30
  • Вторник, 18 ноября: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X