Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

22 декабря 2022 г.

– Владыка, сегодня я предлагаю обсудить тему: «Проповедь». Но я имею в виду не ту проповедь, которую люди слышали на протяжении многих веков, а современную. Я вспоминаю, как в финале одного из журналистских конкурсов достаточно известный архиерей, обращаясь к журналистам, сказал: «Вы являетесь теми проповедниками, которые проповедуют в современном мире». Думаю, что журналистам, конечно же, приятно было это услышать, но я считаю, что это слишком хорошо, чтобы быть правдой. А как Вы считаете, что такое современная проповедь?

– О проповеди можно говорить с разных позиций, потому что она имеет разные формы. Апостол Павел в Афинах, Ефесе, других крупных городах приходил в ареопаг – место собрания множества людей, и обращался к ним со словом назидания, проповеди, зачастую снисходя к менталитету, мировоззрению тех людей, которые его окружали. Когда он ходил по улицам Ефеса, он был неприятно удивлен обилием языческих жертвенников и капищ, ведь с точки зрения человека, верующего в Единого Бога, всякий, кто совершает служение языческим богам, хочет он того или нет, служит темным силам.

И вот апостол Павел в своей проповеди в ареопаге, обращаясь к ефесянам, сказал: «Я понял, что вы – люди очень набожные, потому что, проходя по вашему городу, я увидел огромное количество жертвенников, посвященных разным богам. Но на одном из жертвенников я увидел надпись: “Неведомому Богу”. Вот этого Неведомого Бога, Которого вы чтите, но о Котором пока еще ничего не знаете, я и пришел вам проповедовать». И он обратился к людям с проповедью о Христе.

Как я уже сказал, внешне проповеди бывают разными. В древности Иисус Христос, а затем и апостолы проповедовали в синагоге, потому что синагога была местом, где собирались иудеи того времени, и там можно было к ним обратиться. Апостол Павел, как мы знаем, проповедовал в ареопаге, кто-то проповедовал в притворе храма, кто-то – на улицах города, на пути.

То есть формы проповеди и ее внешние условия бывают разными, и поэтому проповедью может считаться не только определенная часть богослужения, когда священнослужитель, получив на то церковное благословение, изъясняет с церковного амвона Священное Писание, доносит до собравшихся в храме людей истины христианской веры.

Проповедью может считаться и частная беседа священника с прихожанином либо с зашедшим в храм интересующимся верой человеком. Проповедью может считаться свидетельство о своей вере верующего человека случайно встретившемуся ему человеку неверующему, даже если этот верующий человек не облечен священным саном. Если неверующий собеседник заинтересуется какими-то вопросами духовной веры, то верующий может поделиться с ним теми сокровищами веры, обладателями которых он стал.

В древности своего рода проповедью являлись книги. Когда писались книги или бережно, тщательно переписывались и сберегались тексты Священного Писания, творения святых отцов, они были своего рода переданной письму проповедью, свидетельством о Боге, о духовной жизни. И когда святые братья просветители славян Кирилл и Мефодий составляли славянскую азбуку, целью своей они считали предоставление доступа славянским народам к мировым духовным сокровищам, которые были зафиксированы письменами.

Но жизнь меняется. В настоящее время появляются и другие формы нашего свидетельства о Боге. Это всевозможные электронные издания, телевидение, радио и даже какие-то блоги, которые ведут священнослужители либо благочестивые миряне.

Всё это мы говорим о внешней форме, когда, казалось бы, все очень хорошо и красиво. Но апостол Павел говорит, что наша проповедь должна заключаться не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении силы и духа. И вот здесь мы понимаем, что проповедь – это не просто информация просветительского характера, которая доносит до людей какие-то сведения, ранее им неизвестные.

Мы живем в такое время, когда человек испытывает проблемы не столько от недостатка информации, сколько от ее переизбытка. Каждый человек при желании без каких-либо проповедников, внешних факторов может в том же Интернете найти любую информацию по Священному Писанию, творениям святых отцов, поэтому, казалось бы, у него нет необходимости в каких-то внешних проповедниках. Но общение – это необходимая составляющая любой проповеди, и то, каким будет это общение, и определяет характер проповеди, ее успешность или безуспешность, духовность или бездуховность.

Проповедник может быть и бездуховным, когда, разгоряченный своими собственными страстями и пороками, пытается во что бы то ни стало с пеной у рта, со злобным выражением лица доказать безбожнику, что Бог есть, и когда тот пытается что-то возразить, этот так называемый проповедник готов стереть его в порошок как зловредного отпрыска человеческого рода. На самом деле в таком устроении, конечно же, невозможно открыть человеку то, что дано нам от Бога.

Проповеди носят и просветительский, и нравоучительный характер. Апостол Павел в отношении нравоучительных проповедей говорит, что если человек впадает в какое-то согрешение, то люди духовные должны исправлять его духом кротости. Проповедь должна быть мирной, кроткой, смиренной, наполненной любовью, и тогда она достигнет своей цели.

Однажды один миссионер приехал на Святую Гору Афон к известному русскому подвижнику преподобному Силуану Афонскому. Он стал жаловаться преподобному, что, будучи епархиальным миссионером, несмотря на все свои труды, успеха в миссионерской деятельности не добивается и результаты ее, по сути, нулевые. Старец Силуан спросил: «А как ты ведешь свои беседы?» – «Ну как? Я собираю заблуждающихся людей, пытаюсь показать им их заблуждения, обличаю их и говорю, что если они и дальше будут держаться этих позиций, то это приведет к негативным последствиям».

И тогда старец сказал: «Люди отворачиваются от тебя, потому что ты сразу же настраиваешь их против себя. А ты сначала найди в них что-то хорошее, положительное, похвали их за это и скажи, что ты по всему видишь в них людей благочестивых, как говорил апостол Павел людям в Ефесе. Потом скажи, что им не хватает того-то и того-то и хорошо бы вот так-то и так-то, и такая твоя позиция достигнет положительного результата».

Священное Писание предупреждает относительно проповеди: не многие делайтесь учителями, потому что за это нужно будет дать особый ответ перед Богом. Тот, кто становится в положение проповедника, наставника или учителя, несет уже ответственность не только за самого себя, но и за тех людей, к кому обращает свое слово. Словом человека можно поддержать, оживить, воскресить, но можно и убить, погубить, потому что именно такую силу оно имеет. Поэтому Священное Писание и говорит, что если какой-то человек впадает в прегрешение, то людям духовным нужно исправлять его духом кротости.

Каждый наставник должен учить людей, опираясь на свой собственный опыт. Когда миряне спрашивают, можно ли им обратиться к кому-то с каким-то наставлением, нужно вспомнить слова апостола Павла по этому поводу: все мне позволительно, но не все полезно. И здесь нужно смотреть, насколько это окажется полезным и для них, и для слушателей.

Иногда молчание учит больше, чем какие-то многословные тирады. Если человек говорит красиво, но сам не живет так, как говорит, то это будет только сеять соблазн в сердцах людей. А если человек говорит мало, но живет благочестиво и праведно, пример его жизни явится хорошим назиданием для окружающих его людей.

– В Священном Писании сказано: и проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной. И за две тысячи лет столько всего было уже проповедано! Так имеет ли вообще смысл дальше проповедовать? Ведь можно зайти в Интернет и прочитать там что угодно. Зайдешь в книжный магазин – продается Евангелие, Библия.

– Вы говорите, что всего этого много. И если все мыслят и живут так, как заповедует Евангелие, пребывают со Христом и во Христе, то тогда, наверное, можно поставить точку. Это значит, что мир уже достиг того уровня, какой Господь хотел увидеть, и на этом может завершиться земной пролог человеческой истории.

Но на самом деле это не так. Ведь одно дело, когда что-то где-то написано или сказано (и мы вроде бы даже это читали и слышали), но даже если человек каждый день читает Евангелие, это не значит, что он достаточно погружен в слово Божие. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что аромат благоуханий, благовоний мы ощущаем тем больше, чем больше растираем их руками. И чем больше мы читаем Священное Писание, чем больше обращаемся к слову Христову, тем всё в большей степени оно действует на каждого из нас животворяще и преображающе.

Наверное, главное заблуждение здесь в том, что, по мнению многих, проповедь или чтение Священного Писания, изучение святых отцов заключаются в некой информационной составляющей. Скажем, если мы прочитали какую-то книгу Священного Писания, знаем, о чем она, то мы можем отложить ее и больше к ней не возвращаться. Должен сказать, что даже если мы знаем наизусть, слово в слово, отдельные книги Священного Писания, это не значит, что Священное Писание раскрыло перед нами все свои тайны.

Блаженный Августин Иппонийский в молодости начинал читать Библию, и поначалу она казалась ему слишком простой, даже примитивной, ведь до этого он изучал Аристотеля, Платона. Он сравнивал язык Библии и язык Платона, и ему казалось, что Библия – это все-таки грубая книга. Но через много лет он напишет: «Я в своей лодочке плавал над глубинами океана и не подозревал, какая подо мной глубина, какая бездна премудрости Божественной».

Я думаю, что всякий верующий человек, не раз прочитавший в жизни Евангелие и делающий это регулярно, из своего собственного опыта знает, что иногда какое-то место, которое он знает чуть ли не наизусть, которое он читал десятки, а может быть, и сотни раз, вдруг раскрывается ему какой-то другой своей стороной, открывает такие смыслы, которые раньше были для него сокрыты. Именно поэтому Священное Писание является предметом церковной проповеди. Оно сродни алмазу, который огранщик может подвергать огранке до бесконечности.

Я думаю, что дело здесь не в каком-то географическом распространении Священного Писания. В западных изданиях Библии часто присутствует запись о том, что в настоящее время Библия переведена более чем на две тысячи языков и наречий земного шара, издается такими-то тиражами, но это лишь внешние показатели, за которыми, как правило, не раскрывается подлинная картина, которая предстает перед нами только тогда, когда мы погружаемся в Священное Писание.

Поэтому апостол Павел и говорит, что наша проповедь не в убедительных словах человеческой мудрости, когда мы говорим доказательно и красиво, а в явлении силы и духа. То есть проповедь подвигает нас ко Христу, и это никогда не бывает лишним.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. Вскоре мы будем праздновать память святителя Спиридона Тримифунтского – очень почитаемого на Руси святого. Расскажите о нем подробнее.

– В древности святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского изображали на иконах вместе. Это действительно великие святые. Оба они были участниками Первого Вселенского Собора, на котором отстаивали истину Православной Церкви против заблуждений еретиков, в частности Ария.

И тот, и другой отличались простотой своей жизни, глубоким благочестием и милостивым, любящим сердцем. Святитель Спиридон был простолюдином. Он пас стада, плел корзины – занимался простым трудом. И когда Господь призвал его к епископскому служению, он не изменил своему простому образу жизни, жил плодом рук своих и всегда находил возможность помогать нуждающимся людям.

Святитель Спиридон никому не отказывал в помощи, ее получали все приходившие к нему. У него в определенном месте лежало какое-то количество денег, и когда к нему приходили за помощью, он указывал на это место и говорил взять столько денег, сколько нужно, то есть он полностью доверял людям.

Но мы знаем, что некоторые пытались злоупотреблять доверием святителя Спиридона, за что впоследствии наказывались Богом. Так было, когда один купец пришел к нему и взял какую-то сумму денег, а когда настало время их возвращать и Спиридон, как всегда, сказал ему положить их на место, купец сделал вид, что кладет их, а на самом деле оставил себе. В результате он был наказан Господом.

Поскольку святитель Спиридон в своей земной жизни никогда не проходил мимо бедствующего человека, то и в наше время многие люди просят его о помощи, и не только в вопросах духовной жизни и духовного совершенства, но и в чисто житейских делах, в том числе и материального порядка. Есть огромное количество современных свидетельств о том, как по молитвам святителя Спиридона Тримифунтского Господь очень скоро помогал людям.

Мощи святителя Спиридона находятся на греческом острове Корфу, и говорят, что треть мужского населения этого острова носит имя Спиридон. Почитание святителя Спиридона там настолько велико, что даже носить имя этого святого многие считают великим благом.

Не так давно там произошел случай, когда святитель Спиридон спас тонущего ребенка – девочку. Родители вместе с ребенком плыли на лодке, и ребенок по неосторожности упал в воду. У родителей не получалось его спасти, и, убитые горем, они возопили о помощи к святителю Спиридону. А в это время в базилике, где находятся мощи святителя Спиридона, собрались люди, и по окончании Божественной литургии священник, как всегда, попытался открыть ключом серебряную крышку раки с мощами святителя, чтобы люди приложились к ним, но гробница не открывалась.

Все подумали, что, возможно, испортился замок, но после какого-то времени крышку все-таки удалось открыть. И каково же было удивление всех присутствующих, когда они увидели, что бархатные тапочки на ногах святителя Спиридона были мокрыми, к ним прилипли свежие водоросли, а девочка чудесным образом была спасена из глубин морских. Спасение девочки все связали с помощью святителя Спиридона, физическим образом устремившегося к ней.

Несколько лет назад великую святыню – десницу святителя Спиридона Тримифунтского – привезли с острова Корфу в Россию. Тогда она побывала во многих городах нашей страны, и сотни тысяч людей, приходя к этой великой святыне, получили благодатную помощь святителя Спиридона.

У нас, на Томской земле, святитель Спиридон тоже очень почитается верующими. В этом году память его приходится на воскресный день. В главном храме нашего города – Богоявленском соборе – есть икона святителя Спиридона с частицей его святых мощей, которую в день праздника святителя Спиридона мы всегда выносим для благоговейного почитания верующими, и у всех появляется возможность не только помолиться этому святому, но и приложиться к его святым мощам.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Как Вы считаете, может быть, при семинарии стоит организовать обучение не только регентов, но и православных поваров-кондитеров с отдельным направлением технологии приготовления постных блюд? И уместно было бы преподавать такую дисциплину в светских учебных заведениях, готовящих специалистов в области общественного питания?»

– Что касается светских учебных заведений, я думаю, что было бы разумно организовать это, но никак не в духовных семинариях, поскольку семинарии все-таки ставят своей задачей подготовку людей к пастырскому служению. В Книге Деяний святых апостолов описано, как апостолы много занимались помощью окружавшим их нуждающимся людям, заботились об их благосостоянии, а потом из среды христианской общины были выделены семь дьяконов, которым поручили заниматься помощью нуждающимся, чтобы остальные люди не отвлекались от проповеди.

Семинария готовит именно служителей Церкви Христовой, а что касается светских учебных заведений, то, пожалуй, при них было бы целесообразно организовать такие курсы или отдельную специализацию. Взять, к примеру, архитекторов. В свое время, когда советская власть ушла в прошлое и в нашей стране начался процесс не только восстановления, но и строительства новых храмов, архитекторы, не имевшие опыта проектирования храмов, такие храмы проектировали, что, как говорится, невозможно было смотреть на них без слез. То есть было видно, что люди совершенно не разбираются в том, как должен выглядеть храм, как должны быть конструктивно решены те или иные вопросы.

В настоящее время при многих архитектурно-строительных вузах существуют особые курсы по проектированию храмов, и, надо сказать, сегодня чувствуется существенная разница между нынешними архитекторами и архитекторами лет 25 назад. То же относится и к другим специальностям – поваров, кондитеров и так далее, поэтому я считаю, что это целесообразно, но не на базе духовных учебных заведений.

– «Можно ли в Томске бесплатно выучиться на звонаря просто для себя? Если да, то где это можно сделать?»

– Обучением звонарей у нас занимается Свято-Воскресенская церковь. Там периодически, по мере набора желающих, устраиваются специальные курсы. Поэтому можно обратиться в этот храм к настоятелю отцу Дионисию либо к другим сотрудникам. Еще можно написать им на электронный адрес. В Интернете есть сайт Свято-Воскресенской церкви, и там могут вам помочь.

– «Отец Димитрий Смирнов однажды сделал очень резонансное заявление, сказав, что за мусульманами будущее. Он имел в виду, что они очень почитают свою религию, уважают старших, имеют много детей. А ведь отец Димитрий прав. Вы так не считаете?»

– Отец Димитрий этим хотел сказать, что для того, чтобы иметь будущее, нужно чтить Бога и жить по заповедям Божиим. И как раз восточный мир более предан этим традициям. Сейчас много говорят о традиционных культурных, духовных ценностях, об этом говорил и отец Димитрий. Отход от этих ценностей начался на Западе, в Западной Европе, и мы, в течение долгих лет ориентируясь на Западную Европу, Соединенные Штаты Америки, тоже подпали под это тлетворное влияние, которое начало разлагать наше общество.

В результате появились семьи, в которых было вполне достаточно иметь одного ребенка. Появлялись семьи, в которых супруги считали детей обузой и заводить их не намеревались, а многодетные семьи рассматривались как нечто совершенно немыслимое.

Когда пропагандируются всевозможные извращения, конечно же, это не только растлевает народ Божий, но и, по сути, закрывает перед ним всякую перспективу. В Библии говорится: когда Господь вел богоизбранный народ в землю обетованную, там на двух горах были поставлены священники, и с одной горы читались благословения, а с другой стороны – проклятия народу Божию.

Я считаю, что каждому было бы полезно перечитать Книгу Второзаконие, в которой содержатся эти благословения и проклятия. В ней говорится, что если люди будут жить так-то и так-то, то они будут благословены Богом. А если они будут нарушать Божественные заповеди, то постепенно их будут постигать всевозможные бедствия, а значит, они потребятся от книги живых (есть такое библейское выражение).

Поэтому отец Димитрий в определенном смысле слова совершенно прав, и вопрос здесь как бы заключается в том, вернемся ли мы к нашей христианской культуре, христианским традициям или так и будем по инерции потихонечку дрейфовать все дальше и дальше от Христа. Но в этом случае нам не стоит ожидать никакой перспективы.

– Особенно если мы посмотрим, сколько у нас каждый год совершается абортов.

– Совершенно верно.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 21 апреля: 05:30
  • Четверг, 25 апреля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать