Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

21 ноября 2024 г.

– Владыка, мы с Вами уже обсудили много разных тем, но на эту тему не говорили никогда. Примерно в этих же числах ноября в 1708 году Русская Православная Церковь предала анафеме гетмана Мазепу за измену Петру I. И я хотел бы поговорить с Вами об анафеме как о явлении в Церкви. Если взять конкретно этот случай, в нем нет ничего политического гетмана Мазепу отлучили от Церкви не за измену Петру I, особенно учитывая тот факт, что сам Петр I, мягко говоря, был не очень большим другом Церкви.

Вы сейчас заявили многие вещи так безапелляционно, как будто Вы даже не Синод Церкви, а Вселенский Собор. Например, кто друг, кто не друг Церкви. На самом деле почему Петр I не друг Церкви? Конечно, у каждого человека есть ошибки и грехи. Но мы знаем, что Петр Первый пел на клиросе. Вот Вы или кто-то из наших телезрителей поете на клиросе? Кто-то, может быть, это и делает, и Петр I пел на клиросе. И кто тогда из нас друг, а кто не друг Церкви?

Церковь определяет меру вины человека в зависимости от его грехов. Есть канонические правила Церкви, и, согласно этим правилам, к человеку могут применяться какие-то меры воспитательного, спасительного характера, подвигающие его к покаянию и исправлению.

Самые мягкие возлагаемые епитимьи молитвенного характера, и есть более строгие епитимьи, вплоть до отлучения человека от Причастия на какое-то время. Если человек не раскаивается либо коснеет в каких-то грехах, в качестве крайней меры он отлучается от Церкви, но, по сути, он и так перестает быть чадом Церкви, живя совершенно по-другому.

– Если говорить о Петре I, то он и институт патриаршества отменил, и едва не оставил Русскую Церковь без монашества. Разве не так?

Во-первых, без монашества Церковь он не оставил. Опять это априори безапелляционные обобщения, они совершенно не соответствуют действительности. А во-вторых, то, что Петр I не позволил собраться Собору и избрать патриарха и вместо патриаршества был учрежден Святейший Правительствующий Синод, конечно, нарушало некий строй церковной жизни, но это деяние не подпадает ни под одно каноническое определение Церкви.

Петр I может быть порицаем за то, что положение дел в Церкви стало хуже. Но когда в России был учрежден Святейший Правительствующий Синод, православные патриархи всех Восточных Поместных Церквей признали его, и если патриарха они называли своим собратом во Христе, то Святейший Правительствующий Синод России был назван сестрой о Господе. То есть это было дозволено Петру I не только Русской Церковью в силу каких-то политических условий, но и получило некую санкцию со стороны Вселенской Церкви.

В Священном Писании есть такие слова: если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит? То есть, если Господь будет судить нас за наши дела, то ни одна плоть не останется без обвинения. Когда люди привели ко Христу женщину, застигнутую в прелюбодеянии, Христос сказал: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И не нашлось ни одного такого человека.

Поэтому исходить здесь из логики, что у тебя что-то не так, как должно быть, не совсем правильный подход. Это как если бы в судебном заседании судья вынесла преступнику приговор, а тот сказал бы ей: «А ты сама трижды замуж выскакивала!» То есть это совершенно разные вещи, имеющие другой порядок измерения.

Раз уж мы взялись говорить об анафеме, то что такое анафема? Во-первых, анафема это крайняя мера, применяемая Церковью. Иногда анафему почему-то отождествляют с проклятием, причем в современном понимании этого слова, а не в древнем, церковнославянском. Под проклятием понимаются какие-то очень плохие слова или пожелания, посылаемые одним человеком другому, например: «Чтоб ты провалился!» На самом деле в этом смысле анафема это совсем не проклятие. «Анафема» в переводе с греческого означает «отложение, отлучение, отсечение чего-то».

Когда человек по своему мировоззрению, по своим поступкам полностью оказывается вне Церкви Христовой, Церковь со скорбью, печалью, со слезами на глазах констатирует факт этого отпадения, объявляя, что человек уже вне Церкви Христовой. Это совсем не тот случай, когда человек, находясь в Церкви, цепляется за нее и говорит: «Я без Церкви никуда», а его взяли и оторвали со словами: «Нет, мы тебя выбрасываем за борт церковного корабля».

Человек сам покидает палубу церковного корабля, а Церковь свидетельствует о том, что он оказался вне этого корабля, не разделяя учения Православной Церкви, не признавая ее таинств, ее благодатности, как, например, это было с талантливейшим русским писателем Львом Николаевичем Толстым, отлученным от Церкви.

Тогда многие возмущенно писали, как Церковь посмела это сделать, воспринимая анафему как какие-то не очень дружественные выпады в адрес Льва Толстого. Но Церковь этим актом лишь засвидетельствовала, что взгляды, мировоззрение, образ жизни Льва Толстого не являлись православными. То есть он учил не так, как учит Православная Церковь, не признавал таинства Церкви, поэтому де-факто сам себя поставил вне Церкви.

Сегодня мы оттолкнулись от анафемы, произнесенной Мазепе, и здесь, конечно, Церковь руководствовалась исключительно церковными канонами. Мазепа был активным политическим деятелем той эпохи, поэтому как здесь избежать какого-то политического подтекста или контекста? Но в основе решения церковных вопросов лежит каноническое право Церкви, а не политика.

В истории Церкви известно много явлений, когда кто-то, скажем, был политическим противником того или иного человека, но по вероисповеданию принадлежал к той же Православной Церкви, и не приходило в голову одному анафематствовать другого. И даже после революции в России, когда были гонения на Церковь, сторонники каких-то определенных политических кругов не предавались отлучению от Церкви.

Например, Церковь не провозглашала анафему красным, или белым, или еще каким-то группировкам. Патриарх Тихон отлучил от Церкви тех, кто боролся с Церковью, разрушал, сжигал храмы Божии, поднимал руку на служителей Церкви. Ну разве преследующий, уничтожающий Церковь Божию человек это человек Церкви? Конечно, нет. И Церковь сказала: «Пусть они и не думают, что принадлежат к Церкви». Как может принадлежать к Церкви человек, наносящий ей вред?

Архиерейским Собором нашей Церкви во главе с митрополитом Стефаном (Яворским) за одним из богослужений Мазепа был предан церковному анафематствованию. Во-первых, он нарушил церковные каноны о крестоцеловании. До сих пор государственные служащие, в частности президент, начинают свое служение с того, что произносят присягу, и военнослужащие начинают служение своей Родине с того, что принимают присягу.

Откуда же пошла эта традиция? Разве какие-то произнесенные слова имеют некую силу? С церковной точки зрения они имеют силу. Если человек пообещал, особенно если верующий человек скрепил это обещание именем Божиим, то это обещание носит непреложный характер.

Обласканный, осыпанный разными милостями со стороны московского государя, Мазепа принимает российское подданство и, целуя крест и Евангелие, дает присягу о том, что он навсегда с православным российским народом, что сохранит политическую верность русскому государю, и вдруг он изменяет свой политический вектор.

Конечно, человек может придерживаться тех или иных позиций, в том числе и политических, но только если он не произнес клятву, присягу. Это сродни тому, как солдат, сегодня принявший присягу одному государству, через три дня, передумав, дает присягу другому государству. Является ли он нарушителем клятвы, закона государственного? Безусловно.

Таким же нарушителем церковного закона и, по сути, присяги Богу (поскольку было крестоцелование) является Мазепа. Но это наши общие рассуждения. А что говорит об этом каноническое право? Есть правило святого Василия Великого. Это не то правило, которое было сформулировано Церковью, скажем, в последние столетия. Это древнее правило, которого Церковь держалась всегда, во все века, о том, что, например, священник, нарушивший крестоцелование, совершивший клятвопреступление, должен быть извержен из сана, а мирянин отлучается от Церкви, от церковного общения, от Причастия на 10 лет. Страшные преступники, убийцы отлучались от Церкви на 8 лет, а за клятвопреступление человек отлучался на 10 лет.

Так вот, отлучается человек от Церкви на 10 лет или навсегда, зависит от того, насколько человек готов каяться. Отлучение на 10 лет такая епитимья дается человеку в том случае, если он осознал, что неправильно поступал против Божественных заповедей, церковных установлений, канонов, и кается в этом. Ему говорят: «Ладно, кайся 10 лет. Через 10 лет покаяния ты причастишься Святых Христовых Таин».

А если кто-то говорит: «Я сделал таки правильно поступил; и дальше буду так делать», то есть человек не раскаивается, в таком случае применяется церковная акривия, прещения, носящие исправительный характер, побуждающие к покаянию, когда человек отлучается от Церкви.

Мазепе инкриминировались конкретные преступления против Церкви, потому что он вступил в союз со шведами протестантами. Для шведов православные святыни не были святынями, и они, в том числе и при содействии Мазепы, подвергали глумлению и уничтожению многие православные храмы, когда те обращались в конюшни; многие святыни осквернялись. Мазепа, конечно, призывался к покаянию. Но поскольку никаких тенденций к покаянию он не проявлял, это усугубляло его положение, почему он и был анафематствован, отлучен от Церкви.

Является ли отлучение от Церкви пожизненным или временным здесь все зависит от человека. Если человек в какой-то период жизни, все осознав, решил вернуться в лоно Церкви Христовой, то Церковь, как любящая мать, сопроводив это соответствующей личной епитимьей, помогающей человеку восстановить себя в церковной жизни, с радостью его принимает, как Господь принял в Свои объятия блудного сына, о чем мы читаем в одной из евангельских притч Иисуса Христа.

Но для этого необходимо покаяние, чего, как известно, у Мазепы не было. Некоторые говорят, что до этого Мазепа славился какими-то добрыми делами. Он принимал участие в строительстве некоторых храмов, в каких-то церковных мероприятиях на благо Церкви Христовой, но, отступив от этих принципов, перечеркнул все, что делал ранее.

Известны ли случаи отмены анафематства, что называется, задним числом, когда человека уже не было в живых? К примеру, если бы нашлись какие-то записки писателя Льва Толстого, где доказывалось бы, что он раскаялся?  

Единственным основанием для снятия анафемы является глубокое покаяние человека. Найти некие записки Льва Толстого – это, конечно, из разряда фантастики, потому что жизнь Льва Толстого всегда была на виду, он не говорил людям одно, а в каких-то записках тайно писал совсем другое и хранил эти записки где-то...

Лев Толстой встречался со многими старцами, в том числе и со старцами Оптинскими, и из разговоров был виден образ его мыслей. Поэтому здесь, конечно, никаких неожиданностей быть не может. Единственным основанием для снятия анафемы является раскаяние. А поскольку раскаяться может только живой человек, то это может произойти только во время его жизни.

Когда земная жизнь человека заканчивается, заканчивается и время его духовного подвига, отмеренное Господом, и начинается время воздаяния. И поэтому после кончины человека вряд ли можно что-то сделать. Если человек при жизни поставлял себя вне Церкви Христовой, то едва ли можно после его смерти как-то изменить эту ситуацию. Во время жизненного пути человека определяется его позиция с Богом он или не с Богом, с Церковью или не с Церковью.

– Владыка, настало время перейти ко второй части нашей программы. Предлагаю поговорить об иконе Божией Матери, называемой «Скоропослушница». День празднования этой иконы 22 ноября. Может быть, кому-то будет интересно, это самая первая икона, которую я осознанно приобрел. И приобрел я ее именно потому, что ее название «Скоропослушница». Я подумал, что раз у иконы такое название, Божия Матерь будет очень быстро откликаться на молитвы. Это на самом деле так?

– Так и есть. Сегодня утром мы еще праздновали день памяти Небесных Сил бесплотных, праздник святых Архангелов, а вот на следующий день, 22 ноября, Церковь отмечает праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница».

На Афоне есть монастырь, называющийся Дохиар. Эти два дня являются для этой святой обители праздничными. День Архангелов – это день престольного праздника главного храма монастыря, когда совершается торжественное всенощное бдение ради престольного праздника, а на следующий день чествуется главная святыня монастыря икона Божией Матери «Скоропослушница».

Поскольку по афонскому уставу в честь главных святынь монастыря, а также в честь престольного праздника совершаются великие бдения (а на Афоне бдения многочасовые, проходят практически всю ночь), то это единственный на Афоне монастырь, где бдение продолжается практически двое суток. Сначала начинается богослужение в честь престольного праздника, оно продолжается почти сутки и заканчивается ближе к обеду, и после небольшого перерыва начинается второе бдение в честь иконы «Скоропослушница», когда братия двое суток стоят на молитве, вознося молитвы Господу, Пречистой Его Матери и Небесным Силам.

Икона «Скоропослушница» в древности прославилась многими великими чудесами, и в настоящее время Царица Небесная не оскудевает в явлении Своих милостей через эту икону. Эта икона действительно оправдывает свое название. Люди, возносящие молитвы Пресвятой Богородице, в том числе и перед этой иконой, заметили, что их молитвы очень скоро бывают услышаны.

Я знаю, что икона Божией Матери «Скоропослушница» была одной из самых любимых икон старца отца Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой лавры. Очень часто многим своим духовным чадам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, испытывавшим какие-то трудности, он советовал и благословлял читать ежедневно на протяжении, скажем, 40 дней акафист Пресвятой Богородице перед иконой Ее «Скоропослушница». Эти люди потом свидетельствовали, как Матерь Божия откликалась на их молитву и изменяла ситуацию из каких-то не очень приемлемых, негативных вариантов в благожелательный для них вариант.

Первое чудо, произошедшее перед этой иконой, казалось бы, не имело отношения к молитве, вдруг услышанной и исполненной. Пресвятая Богородица, наоборот, исправила некое неблагоговейное отношение к этой святыне со стороны одного монаха. Эта икона находилась не в храме, а в небольшом помещении возле трапезной, в своего рода подсобке. Человек по имени Нил, отвечавший за трапезную, держал под этой иконой какую-то емкость, куда ссыпал золу из печей, в которых приготовлялась трапеза для братии, и, конечно же, здесь было много сажи и копоти.

Однажды Матерь Божия исправила этого человека. Нил услышал голос, исходивший от Богородицы, изображенной на иконе, говоривший, что не подобает держать святыню в таком месте и окружать ее золой и сажей. Но Нил не внял этому. Он продолжал свое дело и в конце концов был поражен слепотой. Потеряв зрение, он понял, что причина этого лежит не в медицинской плоскости, а в его грехах. Осознав свой грех, он начал перед этой иконой приносить покаяние Господу и Царице Небесной, просить помощи и получил прозрение.

С тех пор люди, молясь перед иконой «Скоропослушница», стали получать очень скорую благодатную помощь. Помню, что эта икона на Афоне сверху донизу завешана благодарственными приношениями людей, получивших помощь.

Совсем недавно мы с нашими паломниками из Томска были на Святой Горе, и тогда произошло чудо, ставшее резонансным. В монастырь Дохиар приехала группа паломников, и среди них был подросток, который от рождения не мог говорить, членораздельно произносить слова. Конечно, это его беспокоило, тяготило. Когда эта паломническая группа зашла в часовню, все стали молиться, конечно, каждый о своем. Наверное, этот мальчик молился о том, чтобы он смог заговорить, как говорят его товарищи, сверстники. И, к удивлению людей, знавших этого мальчика с детства, можно сказать, с рождения, на глазах у всех он заговорил. Не когда-то где-то, а сразу и сейчас.

И таких благодатных случаев помощи Царицы Небесной очень много, поэтому икона «Скоропослушница» всегда была и остается любимой благочестивым верующим народом нашей Русской Церкви. И хотя оригинал этой иконы находится за тысячи километров от нас, на Святой Горе Афон в Греции, во многих русских храмах можно найти списки с этой иконы. До революции паломники любили привозить на Русь, наряду со списками с Иверской иконы Божией Матери, списки с икон «Достойно есть» и «Скоропослушница». Поэтому во многих храмах до сих пор можно найти старинные иконы с надписями о том, что икона привезена со Святой Афонской Горы.

У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Владыка, наверное, Вы слышали пророчества украинских старцев о специальной военной операции. Кажется, старец Кукша сказал, что первая Пасха будет кровавая, вторая – голодная, а третья – победная. Три Пасхи уже прошло. Получается, пророчество не сбылось?»

Во-первых, я не был свидетелем этого пророчества. Есть много рассказов о каких-то предсказаниях старцев, и очевидно, что старцы действительно что-то говорили на эту тему, Господь им что-то открывал. Но относиться к этим пророчествам как к некой таблице умножения, где дважды два есть четыре, не стоит, потому что в пророчестве всегда содержится некое иносказание, некая тайна.

О том, что Православную Церковь на Украине ожидают испытания, говорили многие, и есть много пророчеств об этом разных старцев. Если мы сведем их воедино, то увидим, что эта Церковь через испытания и искушения, украшенная венцами мучеников, исповедников стойких, мужественных, верных учеников Христовых, в конце концов выйдет духовной победительницей.

Ведь что такое победа? В настоящее время мы говорим: победа, победа… Но победа, победившая мир, – это вера наша. Победа это не то, когда один человек силой завладевает другим и торжествует в своей гордыне. Победа это когда торжествует правда Христова, когда истина Христова достигает высшей своей степени.

Конечно же, все испытания по какой-то причине попускаются Господом. Видимо, Церкви на Украине среди многочисленных святых подвижников этой земли не совсем доставало того подвига исповедничества, мученичества, который сегодня являет эта Церковь. И поэтому она пройдет через эти разные испытания, в том числе и через те, о которых говорил  старец Кукша, а также другие украинские старцы, через огонь и воду.

В псалме Давидовом сказано: мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу. Так и верующие на Украине проходят и через глад, и через кровь. Эти три Пасхи своего рода периоды, через которые верующие проходят стойко и мужественно.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 23 января: 12:30
  • Воскресенье, 26 января: 05:30
  • Вторник, 28 января: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X