– Владыка, мы с Вами в этой студии несколько раз обсуждали тему начала Великой Отечественной войны, когда фашистские полчища напали на нас 22 июня. По каким-то их соображениям это был особый день, который должен был помочь им чего-то избежать. Скоро грядет 22 декабря, когда наступит самая длинная ночь. Скажите, есть ли какие-то поверья, связанные с этим днем? И как христианин должен относиться к ночи? Можно ли в это время просто спать или нужно как-то иначе проводить ночное время суток?
– Ваш вопрос очень большой, объемный, в нем много всего. Такой большой вопрос предполагает и много ответов. Что касается этого времени, действительно ли есть какой-то смысл в этом суеверии? Но само слово «суеверие» означает «суетная, ложная вера». И есть ли какой-то смысл в ложной вере? Если она ложная, то, конечно, смысла в этом никакого нет.
Тем более что продолжительность дня довольно условна. Если мы посмотрим на нашу удивительную планету, то увидим, что в разных ее точках продолжительность дня и ночи совершенно разная. Примерно 30 лет назад мне приходилось совершать служение в Магаданско-Чукотской епархии, а там если уж день так день: солнышко как взойдет в июне, так не садится до сентября. И, наоборот, зимой оно уходит за горизонт где-то в сентябре-октябре, и ночь непрестанна до тех пор, пока не придет весна. А где-то в тропических регионах день равен ночи практически круглый год. И поэтому нет никакого смысла в том, что ночь или день коротки.
А имеет ли это какую-то значимость для православного христианина?.. Но ведь христианин может жить и на экваторе, и в тропиках, и в Заполярье, и поэтому, конечно же, это что-то внешне природное, что к духовной жизни не имеет никакого отношения. Тем не менее когда Господь творит этот мир, Он отделяет свет от тьмы и называет свет днем, а тьму – ночью. То есть само явление дня и ночи – это благословение Божие.
Конечно же, в мире все меняется, и надо сказать, что в существующих ритмах, в чередовании дня и ночи, времен года есть определенная прелесть, некое великолепие. А если бы круглый год все было одинаково, то, наверное, скучно воспринимался бы весь богозданный мир, он не был бы таким прекрасным и многообразным, каким сотворил его Господь. И поэтому чередование в течение года этих времен имеет определенное значение и красоту.
Господь определил для человека день преимущественно как время, которое он должен проводить в трудах, а ночь – как время для отдыха. Хотя некие аскетические святоотеческие труды говорят о том, что и ночь необходимо делить на какие-то части, что и ночью нужно находить время и для молитвы, и для отдыха.
Когда с наступлением ночи человек предается сну, то во время сна не полностью, но отчасти его сознание отключается. Человек отдыхает, в том числе отдыхают и его мозг, и тело. По сути, он как бы остается без охранительной функции ума, поэтому Церковь обычно рекомендует перед сном тщательно помолиться.
В любом православном молитвослове, в сборнике молитв, необходимых каждому христианину, обязательно есть как утренние молитвы, так и молитвы на сон грядущим, то есть отправляющимся спать прежде всего необходимо помолиться.
Что же это за молитвы? Во-первых, день, заполненный разными делами и событиями, остается позади. Но, как часто бывает, когда человек отходит ко сну, иногда события дня продолжают еще клокотать в его уме и сердце, и человек во сне видит какие-то сны. Иногда эти сны очень спокойные, иногда они неспокойные и даже кошмарные, потому что человек продолжает переживать, волноваться о том, чем был наполнен предыдущий день.
На самом деле так быть не должно, и именно молитва позволяет человеку прийти в состояние духовного умиротворения и покоя, когда в завершение дня, удалившись от мирской суеты, встав перед святыми иконами, может быть, затеплив лампадочку, осенив себя крестным знамением, он начинает изливать перед Богом свою молитву.
В этой молитве прежде всего мы благодарим Бога за то доброе и светлое, что Господь послал нам в дне уходящем, за то, что Господь вообще сподобил нас жить в этот день, встречаться с какими-то людьми, дышать воздухом, наблюдать красоту окружающего нас мира… Благодарность Богу – это составная часть вечерних молитв.
Второе – в течение дня по своей немощи мы неоднократно нарушали какие-то Божественные заповеди. Где-то не совсем должным образом отнеслись к нашим ближним, пришли в состояние гнева, кого-то осудили, совершили какие-то другие грехи или прегрешения. Отягощенные этими грехами, отходя ко сну, мы находимся под негативным их воздействием. И прежде чем отойти ко сну, человеку необходимо покаяться во всех своих грехах.
Часть вечерних молитв – это молитвы покаянные, когда мы исповедуем пред Господом все свои грехи, просим Его их простить, а также дать сил и крепости впредь к ним не возвращаться. В этих молитвах кроме Господа мы молитвенно призываем на помощь Пресвятую Богородицу – верную нашу Хранительницу, Помощницу и Защитницу, а также ангела-хранителя, которого каждый человек получает от Господа в таинстве Крещения.
Когда эти молитвы прочитаны и человек уже готов отойти ко сну, как предписано в этих книгах молитвенного содержания, он осеняет себя крестным знамением, произнося слова: «Огради мя, Господи, силою честнаго Твоего и животворящего креста и сохрани мя от всякого зла». И, осенив крестным знамением также свое ложе, свою постель, он ложится в нее и с молитвой отходит ко сну.
Полезно, укрывшись одеяльцем, не помышлять о чем-то земном, мирском, а продолжать читать молитовку, может быть, молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». И в таком состоянии отойти ко сну. Конечно, это самый лучший вариант. И когда человек засыпает с молитвой, сон его бывает мирным, безмятежным, и ангел-хранитель покрывает его.
Когда человек утром просыпается, у него на душе спокойно и настроение хорошее. Пробудившись ото сна, перво-наперво нужно не бежать к плите, чтобы поставить кофе или приготовить завтрак, а, осенив себя крестным знамением, привести в порядок свои чувства и вознести молитву Господу и только потом уже приступать к каким-то делам.
– Часто вспоминается история, описанная в очень популярной книге «Несвятые святые». Наместник монастыря спросил у митрополита Тихона, тогда еще послушника: «Георгий, а что ты делаешь по ночам?» И послушник Георгий отрапортовал: «Ночью я сплю». На это наместник строго сказал ему: «Ночью надо молиться». Должен ли христианин брать отдельное благословение на ночную молитву?
– В принципе, молитва должна быть присуща человеку всегда – и днем, и ночью. Но достигнуть состояния непрестанной молитвы – это удел далеко не всех. Если человек живет в миру, трудится на тяжелой работе и делает так, как я сказал, с Иисусовой молитвой засыпает, то он будет спать, а молитва все равно будет звучать глубоко-глубоко в нем. И дай нам Бог иметь такую молитву.
А если специально подниматься ночью на молитву – здесь важно не переусердствовать. Если такое благословение имеют монахи (но я думаю, что не каждый монах имеет благословение от своего духовника ночью специально вставать для молитвы), то это особый подвиг, особое делание.
Человеку, живущему в миру, иногда это может быть тяжеловато. И если кто-то намерен это делать, он обязательно должен получить на это благословение своего духовного отца. А вообще любой труд, любой подвиг должен иметь какой-то смысл – для чего все это? Кому-то это бывает полезно для духовной жизни.
Я знаю людей, которые имели благословение от духовников, и они отходили ко сну, а потом, глубокой ночью, на часочек поднимались, творили определенную молитву и снова отходили ко сну, пребывали во сне еще какое-то время. Но не всем это по силам и не всем это нужно.
– Бабушки иногда говорят, что ночная молитва у монахов сильнее, чем дневная. А для чего вообще монахи молятся ночью?
– Преимущество ночной молитвы не в том, что она сильнее какой-то другой молитвы, а в том, что ночью, когда весь мир успокаивается, меньше суеты, меньше каких-то отвлекающих моментов. Конечно, среди ночи значительно удобнее собрать свой ум на словах молитвы.
Мне многократно приходилось бывать на богослужениях на Святой Горе Афон, где значительная их часть проходит как раз в ночное время. Там в храмах нет электричества, горят лишь лампадочки, и в полумраке, лишь при мерцании лампад, сосредоточиться на молитве значительно легче.
– У нас в Томске, например в Богородице-Алексиевском монастыре, читается так называемая Неусыпаемая Псалтирь, и прихожане могут заказать ее в качестве требы. Что это за духовная пища?
– Апостол Павел давал такую заповедь: непрестанно молитесь. Но непрестанно молиться человеку крайне сложно. Так молятся те, кто уже достиг вершины в молитвенном делании, кому присуща молитва Иисусова, умное делание. Таким людям молитва сходит в сердце, и (спят они или бодрствуют) в сердце их всегда призывается святейшее имя Спасителя. Но таких молитвенников, подвижников единицы.
Так вот, во многих монастырях, являющихся молитвенными духовными стражами этого мира, духовными молитвенными столпами, как в древности, так и в более позднюю эпоху учреждались такие молитвенные правила, когда молитва возносилась круглые сутки, не прерываясь. Неусыпаемая Псалтирь как раз относится к такому кругу непрестанной молитвы.
В монастырях, в том числе и в нашем Богородице-Алексиевском монастыре, богослужение совершается и утром, и вечером. Но между богослужениями, когда в храме нет службы (либо когда монастырь закрывается и прихожане расходятся по своим домам, а монахи – по кельям), во многих монастырях, в том числе и в нашем, молитва не прекращается.
Благословленный дежурный монах продолжает читать молитву – Псалтирь. После каждой кафизмы – части Псалтири – он совершает молитвенные поминовения о здравии и упокоении тех людей, о ком просили молиться на Неусыпаемой Псалтири. Конечно же, этот человек нуждается во сне и отдыхе, поэтому среди ночи его меняет следующий монах, принимая от него эстафету. Таким образом, Псалтирь непрерывно читается в течение суток, и во время этой молитвы непрестанно совершается поминовение людей, просивших их поминать.
В древности на Востоке был монастырь, называвшийся Обителью неусыпающих. Первоначальником (или основателем) этой обители был древний святой преподобный Александр. В основу жизни этого монастыря был положен как раз такой принцип, и богослужения там совершались непрестанно.
Понятно, что вся братия не могла в них непрестанно участвовать, потому что любой монах нуждается и в приеме пищи, и в отдыхе, и в трудах, которые необходимо было нести монахам для обеспечения жизни обители. Монахи делились на группы, чередовались, поэтому богослужение там не прерывалось ни на одну секунду, длилось круглые сутки. Нечто подобное этому в наше время реализуется в виде Неусыпаемой Псалтири.
– Владыка, Вы уже сказали, что, отходя ко сну, человек должен произнести молитвы. Но я знаю, что у многих верующих людей есть определенные традиции отхода ко сну, какие-то внешние атрибуты: кто-то окропляет святой водой свое ложе, кто-то крестит на четыре стороны. А есть ли какие-то устоявшиеся традиции, или это индивидуально и никакого значения не имеет?
– В том, что Вы перечислили, ничего зазорного нет. Это можно делать, хотя никакими правилами или уставами это не предписано. В настоящее время Церковный Устав предписывает окропление святой водой лишь в праздник или в канун Богоявления Господня, Крещенский сочельник, когда мы приносим домой крещенскую воду и этой святой водой окропляем все, что у нас есть в жилище, включая постель и прочее.
В Древней Церкви водосвятные молебны – уже не великое, а малое освящение воды – совершалось 1-го числа каждого месяца. То есть каждый новый месяц начинался с водоосвящения. И эту освященную водичку тоже приносили домой и тоже всё ею окропляли. Это можно делать и в наше время, хотя церковные правила и Устав этого не требуют.
Что же касается того, чтобы делать это непременно каждый день, думаю, в этом нет никакой необходимости. А в том, чтобы осенять крестным знамением и себя, и ложе, и вообще свое жилище на все стороны, тоже нет ничего зазорного, потому что крест Христов – это великая сила.
Мы изображаем крест Христов на своем челе, на стенах нашего дома, и делать это нам заповедали древние святые отцы, в частности Кирилл Иерусалимский в своем огласительном поучении. И когда мы крестимся сами и осеняем крестным знамением среду нашего обитания, мы заручаемся тем, что крест Христов – великая сила – хранит нас и благословляет.
– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. Мы с Вами начали с того, что 22 декабря самая длинная ночь, но еще 22 декабря – это день чествования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость».
– Есть совсем немного икон, на которых изображены грешники, а на этой иконе грешник как раз изображен. Для тех, кто, может быть, ни разу не видел этот святой образ, в двух словах скажу, что на нем изображена икона Богородицы, но она занимает не большую часть иконной доски или иконного полотна, а лишь его уголок. А на первом плане мы видим молящегося перед этой иконой человека.
Сказание об этой иконе мы находим в том числе в книге «Руно орошенное», ее автором является великий святитель нашей Русской Церкви Димитрий Ростовский. Он рассказывает о человеке, который, еще будучи ребенком, был научен родителями хорошему правилу – ни одного дня своей жизни не начинать без многократного произнесения молитвы ко Пресвятой Богородице «Богородице Дево, радуйся» перед Ее иконой. И только после этого можно выходить из дома, чтобы совершать какие-то свои дела, приступать к трудовой деятельности.
Этот ребенок вырос, родители его ушли в вечность. Жизнь у всех складывается по-разному, и этот человек постепенно забыл многие благочестивые советы родителей, уклонился от веры, попрал свою совесть, связался с нехорошими людьми и стал преступником.
Но иногда навыки, привитые родителями детям еще в детстве, оказываются неискоренимыми. Казалось бы, человек в своем падении достиг самого дна и в первую очередь он должен был бы оставить обычай творить молитву Божией Матери. Но, как это ни парадоксально, несмотря на всю порочность своей жизни, он, скорее всего, уже по инерции утром пробуждался, становился перед иконой Божией Матери, несколько раз формально читал молитву «Богородице Дево, радуйся», а потом шел и занимался своими порочными делами.
Но даже такая внешне совершаемая молитва не позволила этому человеку погибнуть. Матерь Божия не могла допустить, чтобы человек, на протяжении стольких лет обращавшийся к Ней с молитвой, погиб, и не только в этой земной, но и в вечной жизни. И однажды, когда этот грешник в очередной раз встал на молитву перед этой иконой и уже открыл свои уста, он вдруг увидел то, что его потрясло. Изображение Богородицы на иконе как бы ожило, и из ручек Христа Спасителя, Которого держала на Своих руках Божия Матерь, стала истекать кровь. Грешник, увидев текущую из иконной доски кровь, воскликнул: «Господи, кто же это сделал?» И услышал голос Божией Матери: «Ты и подобные тебе грешники, своими грехами снова распинающие Моего Сына». Это настолько потрясло грешника, что он дал обещание оставить свою греховную жизнь и остаток дней провел в покаянии, в жизни благочестивой. И таким образом он обрел нечаянную радость исправления и спасения своей жизни.
Эта икона была особенно любима теми людьми, кто в своей жизни оступился, но очень хотел встать на правый, благочестивый путь жизни. Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» есть во многих храмах нашей Русской Православной Церкви. Многие из них прославились знамениями и чудесами.
Если мы и не совершаем каких-то проступков, подпадающих под действие Уголовного кодекса, но имеем в нашей духовной жизни множество нравственных просчетов и преткновений, которые, может быть, считаем мелкими грехами, мы тоже нуждаемся в исправлении. И эта икона подает нам некую силу и крепость на то, чтобы наша духовная жизнь обновилась и произошла некая ее перезагрузка.
Лично для меня эта икона является одним из побудительных стимулов к тому, чтобы не забывать каждый день читать молитву «Богородице Дево, радуйся». Иногда у меня бывает очень много дел. Казалось бы, дело священнослужителей – с утра до ночи молиться, но у нас тоже бывает много забот, и для какой-то более обстоятельной молитвы выделяется не так много времени.
Думаешь: «Я устал, уже нет сил. Ладно, не буду сегодня читать молитву «Богородице Дево, радуйся». Но когда взираешь на икону Божией Матери «Нечаянная Радость» и вспоминаешь, какую пользу через ежедневное чтение, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства, обрел этот грешник, то через силу начинаешь читать эту молитву. Прочитал раз, смотришь – уже и силы появились, какая-то энергия, и читаешь молитву второй, третий, десятый раз… И радость и мир приходят в сердце!
Эту замечательную икону очень любили наши старцы. Помню, ее очень любил и чтил покойный архимандрит Кирилл (Павлов), духовник Троице-Сергиевой лавры, другие авторитетные священнослужители. И мы должны следовать их примеру.
– У нас еще есть вопросы телезрителей.
«Если молитва перед одной из икон в храме часто помогает в жизненных неурядицах и я даже начал считать эту икону чудотворной, следует ли об этом кому-то рассказать, чтобы на этот образ обратили особое внимание? И следует ли поставить тут в известность настоятеля храма?»
– Ну, вопрос ведь не в том или другом образе. Любая икона является источником благословения Божия. Если человек, скажем, получил какие-то особые милости от Господа, то, наверное, стоит рассказать не столько именно об этой иконе, сколько о милостях, оказанных ему Господом, чтобы они стали известны и другим людям.
В Книге Товита, библейской ветхозаветной книге, сказано, что тайну царскую надлежит тщательно хранить, а о делах Божиих нужно громогласно возвещать. И когда мы получаем какие-то благодеяния от Господа, наверное, рассказ об этом будет иметь какой-то смысл.
Я думаю, стоит подойти к священнику этого храма и рассказать ему обо всем. А связано ли это именно с этой иконой или вообще с милостью Божией… может быть, Господь готов был оказать Вам помощь не только через эту, но и через какую-то другую икону, и это уже вопрос второй. Но рассказ о благодеянии Божием лишним не будет. А еще лучше, если Вы напишете обо всем на бумаге и передадите ее батюшке, если это действительно несомненный факт милости Божией.
У нас в кафедральном соборе хранится много сложенных мной в отдельную папочку записочек о том, что люди получили какую-то помощь, например, от великомученика Пантелеимона – от чтимой иконы или от его мощей. Эта папка с записками, в которых люди рассказывают о полученной помощи от этого великого угодника Божия, уже довольно толстая. Думаю, что и Вам нужно написать записку и отдать ее батюшке, и он уже сам решит, как ею распорядиться.
– Здесь только остается сказать – слава Богу за все. «Является ли, на Ваш взгляд, щелканье семечек вредной привычкой? Знаю людей, которые могут грызть их весь вечер. Вкушаете ли Вы семечки или кедровые орехи?»
– Ну, я уже не помню, когда ел семечки… Я не любитель подобного, но считать, что это вредно, я бы не стал. В этом нет ни какой-то особой пользы, ни вреда. Если же человек, скажем, будет не только щелкать эти семечки, но и держать ум свой неразлучно с Богом, может быть, какая-то польза и будет. Кто-то тянет четки, перебирает бусинки, а кто-то, может быть, перебирает эти семечки.
Ведущий Виталий Стёпкин
Записала Людмила Белицкая
У книжной полки. Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический. Пасхальная радость. Слова и беседы
Пасхальное богослужение 19 апреля 2025 года
Божественная литургия 19 апреля 2025 года
Этот день в истории. 19 апреля
День ангела. 19 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!