– Владыка, мы сейчас проходим поприще Великого поста. Страстная седмица, наверное, самая суровая. Но все-таки Пасха не за горами. Хотел бы с Вами сегодня поговорить именно о ней. Вы не видите проблемы в том, что сейчас Пасха становится более народным праздником, когда не каждый человек задумывается о его глубине? Для большинства Пасха – это покрасить яички, испечь куличи. А что она означает, люди не задумываются. Или Вам так не кажется?
– Во-первых, я бы так низко не оценивал само понятие «народного праздника». Все-таки народ – это не нечто примитивное, не нечто поверхностное. Как раз когда какой-то праздник становится народным, это значит, что огромное количество людей вовлечено в него. Это значит, что народ осознает важность, значимость этого праздника. Поэтому я бы здесь говорил, наверное, не о том, что Пасха становится общенародным праздником, а о том, что иногда мы не до конца осознаем всю его важность и глубину. Когда он сводится лишь к внешним атрибутам, обычаям, внешним особенностям…
В частности, когда речь идет о подготовке к празднику Пасхи, очень многие озабочены как раз внешними ее атрибутами в большей степени, чем внутренним духовным смыслом. На самом деле Пасха тот день, когда мы не просто вспоминаем воскресение Христа, а переживаем благодатную встречу с воскресшим Спасителем. Так же, как пережили когда-то эту встречу со Христом воскресшим святые апостолы. Мы видим из Евангелия, какими были апостолы до встречи с воскресшим Христом: робкие, боязливые, разбежавшиеся в страхе, попрятавшиеся тогда, когда Христа арестовали, подвергли унизительной смертной казни на кресте. Воскресший Спаситель является святым апостолам, и они как будто перерождаются, становятся другими. Робость исчезает, и святые апостолы становятся мощными проповедниками слова Божия. Уже никакие угрозы, смерть, испытания для них не имеют значения. Это все кажется мелочным по сравнению с тем, что они пережили, соприкоснувшись с воскресшим Христом.
Когда наступает праздник Пасхи, Господь дает и нам возможность также пережить благодатное соприкосновение, встречу с Ним. Но для того, чтобы это произошло, конечно, нужно не просто соблюсти внешние пасхальные или предпасхальные ритуалы. Необходимо внутренне готовиться, потому что готовым к встрече со Христом становится только тот, кто приготовил для этого свою душу, сердце. Поэтому Церковь установила перед Пасхой самый продолжительный и самый строгий Великий пост. А также дни Страстной седмицы, которые отличаются особой строгостью. И пост предполагает не только воздержание от скоромной пищи, но и напряженную духовную работу над собой. Это покаяние, обновление, очищение нашей жизни, потому что, как сказано в Евангелии, только чистые сердцем увидят Бога.
Конечно же, подготовка к празднику Пасхи носит прежде всего духовный характер. Тем не менее внешние атрибуты тоже напоминают о каких-то очень важных вещах, составляющих подготовку к праздникам. В частности, перед праздником Пасхи многие стараются навести порядок у себя дома. Приводят в порядок придомовые участки, территории. В советское время это трансформировалось в так называемые ленинские субботники, потому что очень часто внешняя подготовка к празднику Пасхи совпадала с теми днями, когда при советской власти отмечался день рождения Ленина. Поэтому субботники, мне кажется, и стали уместными именно в это время, а не в преддверии каких-то других праздников, скажем, Октябрьской революции или Первого мая. Именно потому, что это предпасхальное время.
Другие пасхальные традиции: окрашивание яиц, выпечка и освящение куличей. Но ведь за всеми этими реалиями стоят очень глубокие вещи. Во-первых, откуда возникла традиция готовить пасхальные яйца и куличи к празднику Пасхи? Это связано с постом. Многие обычаи теряют свой особый смысл, если не ответить себе на вопрос: а зачем мы это делаем? Почему освящаются скоромные трапезы, куличи, пасхи и другие блюда в преддверии этого праздника, а потом мы в Пасху вкушаем это? Потому, что мы держали пост, и для того, чтобы разговеться, перейти от постного периода к периоду скоромному, мы вкушаем освященную Церковью, благословленную Господом пищу. Мы готовимся к празднику Пасхи, к переходу от поста к пасхальному периоду через вкушение освященных трапез.
Со временем они приобрели символический характер. Ведь, как говорит апостол Павел, Пасха наша Сам Христос, тот Агнец Божий, Который был заклан за грехи мира, принесен в жертву на Голгофе и Который не только Сам воскрес, но с Собой воскрешает всех верующих в Него. Пасхальный кулич, который называли также пасхой, символизирует Самого Христа Спасителя в какой-то степени.
Что касается пасхального яйца, то, думаю, нет необходимости нашим телезрителям рассказывать ту историю, о которой, наверное, только ленивый не слышал. Как Мария Магдалина когда-то императору Тиберию принесла в дар яйцо, которое стало в ее руках красным, окрасилось в цвет крови Христовой, что должно было уверить императора Тиберия в достоверности свидетельства о воскресении Христовом, которые он слышал из уст Марии Магдалины. Да, это тоже довольно интересная традиция, но эти традиции не являются самоцелью, то есть за ними стоят более глубокие вещи.
– Сейчас продаются пасхальные наборы, так называемые «крашенки». Всю глубину того, что яйца окрашиваются в красный цвет, мы понимаем. Даже священники вначале на пасхальной службе облачены в белые рясы, а затем переоблачаются в красные. В этом есть определенные символизмы. Но когда яйца сейчас окрашивают и красным цветом, и желтым, и зеленым, и синим, как к этому относиться?
– Красный пасхальный цвет – это не совсем общая православная традиция. Ведь служить на Пасху в красных облачениях традиции не было. Обычно служили на Пасху в белых ризах, светлых. Так Христос вышел из гроба, сияющий. До сих пор во многих странах Востока, православных странах Греции совершается богослужение в белых ризах. Сейчас эта традиция в некоторых епархиях возвращается и в Россию, когда пасхальный крестный ход и пасхальные заутрени совершаются не в красных ризах, а в белых. Насколько я слышал (не знаю, так это или не так), однажды император Николай II подарил очень красивые и дорогие ризы для главного храма России, Успенского собора Московского Кремля. Они как раз имели красный цвет. И поскольку приближался праздник Пасхи, решили послужить в этих самых праздничных, самых нарядных ризах. Оттуда и пошла традиция на Руси служить в красных ризах.
Что же касается пасхальных яиц, конечно, более интересным пасхальным символом является красное яйцо. Но традиция окрашивать яйца наряду с красным цветом и в другой цвет появилась не вчера. Видимо, такая традиция существовала и в дореволюционной России. Я видел многие дореволюционные пасхальные открыточки, на которых изображены лукошки с пасхальными яйцами, и там они тоже окрашены в разные цвета. Поэтому нельзя сказать, что это какое-то новшество, которое появилось сейчас благодаря незнанию, неопытности либо наплевательскому отношению к традициям современного человека. Нет. Разные цвета тоже некий атрибут Пасхи, который свидетельствует о многообразии даров Духа Святого и многообразии той радости пасхальной, которая преломляется в душах и сердцах человеческих.
Когда я был еще совсем молодым человеком, до принятия сана нес послушание в Твери в качестве иподьякона. Помню, как совершал пасхальную службу митрополит Алексий (Коноплев). Верующие люди знают, что большую часть пасхальной заутрени занимает Канон пасхальный, который состоит из девяти песней. На каждой из них священнослужители совершают каждение храма. И вот митрополит Алексий совершал переоблачение в разные одежды на каждой песни. Заходил в алтарь, его переоблачали в ризы зеленые, голубые, в золотые и иные. И на каждую песнь он совершал каждение храма в разных облачениях.
Конечно же, это было не его изобретение, он просто реализовывал ту традицию, которую воспринял от своих предшественников. То есть такая традиция есть и до сих пор, в некоторых епархиях она существует. Эта смена одежд, когда священнослужители появляются в разных облачениях, свидетельствует о многообразии духовной радости. Я не вижу в этом ничего зазорного. И, наоборот, в какой-то степени глубоко символично, когда наряду с красными яйцами появляются и другие. С другой стороны, когда мы красим яйца, это является своего рода свидетельством нашей веры.
Особенно это важно было в советские времена, когда советская власть боролась с религией далеко не только идеологически, пытаясь убеждать население в неправильности или даже вредности религиозных воззрений, которые мешают строить коммунистическое общество. Была очень жесткая система подавления любых ростков веры. В том числе и в пасхальные дни. Выставлялись и милицейские, и общественные наряды, когда в первую очередь пытались от храмов отсечь молодежь. И тех, кто все-таки в храмы приходил, брали на карандаш, на заметку, и потом человек подвергался репрессивному давлению. Я знаю случаи, когда молодых людей, в основном направлявшихся в праздник Пасхи в храм Божий, задерживали, помещали в милицейский автобус или машину и вывозили за город. А это ночь. Их выгружали просто в какой-нибудь деревеньке, допустим, за десять-пятнадцать километров от города. И когда молодые люди вынуждены были пятнадцать километров идти назад пешком до своего родного города, конечно, уже пасхальное богослужение заканчивалось. В такой ситуации оказывались иногда и мои знакомые.
Причем это не в какие-то годы сталинских гонений, это было вроде бы во внешне благополучные 80-е годы. И поэтому не все люди тогда решались, в том числе и в праздник Пасхи, пойти в храм для того, чтобы как-то реализовать свою веру, в полной мере отпраздновать праздник Пасхи. Праздновали так, как могли. Кто-то красил яйца, кто-то пек куличи, кто-то шел на кладбище. Причем тогда именно стал складываться обычай ходить на кладбище не в день Радоницы, в день заупокойного поминовения, а в день Пасхи. Когда человек не имел возможности пойти в храм, хотя бы таким образом выражал свою веру, которая где-то глубоко-глубоко в душе была у абсолютного большинства жителей нашей страны. На самом деле через это прорывалась та глубинная вера в душах людей, которую не могли уничтожить никакие государственные или общественные атеистические институты. Вера все равно проявлялась, пускай и таким образом.
– Сейчас человеку, который порог храма переступал десять лет назад и не имеет никакого отношения к Церкви, но покупает куличи или, может быть, сам их печет, какую-то духовную пользу это принесет?
– Вода начинает загнивать, если перестает быть в движении. И человек и в духовных исканиях, и в духовной жизни должен устремляться вперед. Если он застрял на определенном месте, это значит, что жизни в нем очень-очень мало. Поэтому нельзя сказать, что раз не достиг какого-то существенного прогресса в церковной жизни, то должен все бросить. Это, может быть, последняя соломинка, которая позволяет держаться за то, за что умирали наши предки, что для них было дорого. Когда вера православная была главным сокровищем в их жизни. И вот теперь потомки этих людей хоть что-то соблюдают из того, что передано им по наследству. Это неплохо, но важно не останавливаться. Нужно идти вперед.
– Я знаю еще много людей, которые убеждены, что в Чистый Четверг нужно просто сходить в баню или хотя бы принять ванну.
– Здесь, мне кажется, есть некая прагматичная логика, прагматичный подход. Хочется в праздник Пасхи быть не только чистым душой, но и чистым телом. Почему именно четверг? Потому, что следующий день – это день крестной смерти Христа Спасителя. По церковному уставу это самый строгий пост в году. Потому что в этот день Христос на кресте. Христос испытывал жажду, испытывал страдания, Он умирал за нас. И, конечно же, дни Великой Пятницы и Великой Субботы особенного духовного, молитвенного напряжения, когда уже всякое житейское попечение, житейские мысли должны остаться в стороне.
Поэтому четверг один из последних таких дней. Не потому, что он наполнен переживаниями или воспоминаниями более второстепенными. Это тоже очень важный день. Это день Тайной Вечери Христовой. Вечером в храмах обычно на богослужении читаются двенадцать Евангелий, когда мы вступаем в последние, самые напряженные дни Страстной седмицы. Тем не менее прагматически это последний день, когда верующий человек еще может позволить себе обратить внимание и на внешние приготовления. Почему, например, пасхальные яйца принято красить в четверг? Дальше не до этого. Если в Великую Пятницу, когда церковь поет «да молчит всякая плоть человеча, да взирает со страхом и трепетом», мы начинаем думать о том, как бы кулич испечь, как яйца покрасить, это отвлекает нас. Уводит в другую сторону. Поэтому все делается до четверга либо в четверг как в последний день.
– Владыка, расскажите о Светлой седмице, которая тоже скоро грядет.
– Если человек должным образом постарался приготовить себя к празднику Пасхи, то Светлая седмица – это действительно торжество для человека. Он испытывает глубокую пасхальную радость, радость от соприкосновения, от встречи с Христом воскресшим. И поэтому вся пасхальная неделя наполнена особым духовным ликованием.
В том случае, если человек не обременен служебными обязанностями и не должен ходить в эти дни на работу, конечно, целесообразно каждый день посещать утреннее и вечернее богослужение всю Светлую неделю, а не только в день Святой Пасхи. Потому что каждый день наполнен особым духовным содержанием. Кроме того, на Светлой неделе есть особые дни. Например, вторник, когда совершается празднование в честь Иверской иконы Божией Матери, когда Церковь разделяет пасхальное торжество с торжеством, посвященным Пресвятой Богородице. Именно в этот день святая икона Иверская когда-то пристала к берегам Афона чудесным образом. Афонская Гора, которая является земным уделом Божией Матери, встретила великую святыню, обрела эту святыню. В этот день на Афоне в монастыре Иверон, где эта икона хранится, совершается очень большой крестный ход, когда из монастыря икону выносят единственный раз в году. Ее несут далеко-далеко за пределы монастыря, по тропам и дорогам Афона. Матерь Божия в Своем образе как бы посещает, обходит, осматривает Свой земной удел, благословляя его. Но и во всех храмах в этот день совершается воспоминание и чествование этого святого образа.
В пятницу на Светлой неделе мы совершаем еще одно празднование в честь Пресвятой Богородицы, в честь иконы ее, именуемой «Живоносный источник», когда освящается пасхальным чином вода, которую как благословение верующие люди приносят из храма и через вкушение этой воды приобщаются к пасхальной радости.
И, наконец, последний день Светлой седмицы: суббота пасхальная. Это день, когда раздробляется и раздается верующим артос. Слово «артос» – греческое, переводится как «хлеб». Но в церковной традиции этим словом мы называем не любой хлеб, а именно тот, который освящен был в пасхальную ночь. Заканчивается пасхальное богослужение, и в каждом православном храме выставляется на особый столик особый выпеченный хлеб. Как правило, на его верхней части есть оттиск иконы Воскресения Христова. Этот хлеб освящается, на него призывается Божие благословение. Затем всю Пасхальную неделю этот хлеб, который именуем мы артосом, находится в храме. Он участвует как бы во всех пасхальных торжествах и, как губка, впитывает в себя все торжество Святой Пасхи, включая пасхальный звон колоколов и звучание церковных песнопений. Это как аккумулятор, который в себя вбирает всю энергию Пасхи.
В последний день Пасхальной недели, в субботу, после окончания Божественной литургии, артос разрезается на множество частичек, и часть этого артоса получает каждый верующий человек. Обычно верующие люди его разделяют на множество мелких частичек, тщательно высушивают и потом хранят в течение года. Когда человека посещает какая-то скорбь, уныние, с молитвой, осенив себя крестным знаменем, он вкушает кусочек артоса и, приобщаясь к пасхальной радости, снова чувствует духовный подъем, духовный оптимизм. Даже была традиция: если человек не имел возможности перед смертью причаститься Святых Христовых Таин, например, за отсутствием священника, либо удален был храм Божий, то давали крещенскую святую воду и кусочек артоса. Конечно, это не заменяло Святое Причастие, но хоть как-то восполняло этот недостаток и позволяло человеку ощутить сопричастность к Христу воскресшему, победившему смерть.
– Владыка, как высчитывается Пасха, почему нельзя сделать этот праздник фиксированным днем?
– В древнем мире люди жили не только по календарю солнечному, но и по лунному. Это сложный алгоритм. Но очень-очень выверенный. Как математическая формула. На самом деле эта формула выражает гармонию мира в цифрах. Так же и праздник Пасхи. По движению Солнца и Луны каждый раз праздник Святой Пасхи приходится на разный день. Математики составили формулы. И даже не зная того подхода, по которому в древности высчитывался праздник Святой Пасхи, можно, подставляя в определенные формулы числа, его высчитать. Каждые 540 лет так называемый Великий индиктион, этот круг, повторяется. Когда этот круг мы проходим, то снова все возвращается на круги своя. В 1940 году начался нынешний так называемый 15-й индиктион.
При советской власти старые книги (например, Псалтирь с индиктионом) не перепечатывались. Поэтому мы пользуемся иногда дореволюционными книгами, но уже пересчитывая на нынешнее летоисчисление то, что было высчитано для 14-го индиктиона.
– Благодарю Вас за интересную беседу.
– Я Вас тоже благодарю. А нашим дорогим телезрителям я желаю духовной сосредоточенности завершить дни Страстной седмицы и с открытым и чистым сердцем встретить Светлое Христово Воскресение.
Записала Софья Орлина
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: ПАСХАЛЬНЫЙ ВИЗИТ К ПАТРИАРХУ ФЕОФИЛУ III
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: НИКОЛА ТУЛЬСКИЙ и ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 3 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 2 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 1 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!