Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

12 декабря 2024 г.

– Владыка, хотелось бы с Вами обсудить тему, которая для Вас, наверное, не очень близка. Но я думаю, что многим нашим телезрителям будет очень интересна и полезна такая тема: «Первые шаги в храме». Скажу по секрету, что ее и предложили наши телезрители. Для начала хотел бы узнать: Вы свои первые шаги в храме помните или Вам кажется, что Вы в Церкви уже всю жизнь?

– Во-первых, я думаю, эта тема близка не только каким-то избранным, потому что у каждого когда-то эти первые шаги в храме были. У кого-то они были в раннем-раннем детстве, так что они вспоминаются очень смутно, иногда только по рассказам старших, как это было у меня, когда меня еще в детстве принесли в храм для того, чтобы совершить таинство Крещения. Естественно, мне было несколько месяцев, я этого не помню, но, по сути, с тех пор я Церковь никогда не покидал. Хотя мои родители не были тогда людьми  церковными, но была верующая бабушка, и церковная атмосфера присутствовала всегда у нас в семье. И когда я мог уже самостоятельно от дома доходить до храма (а это было еще задолго до того, как я пошел в школу, когда мне было лет пять; благо, что храм был недалеко от нашего дома), я уже иногда сам похаживал в церковь, и мне там очень-очень нравилось.

Что же касается первых шагов, то тут, наверное, было бы уместно поделиться не столько своим опытом, сколько опытом тех людей, которые приходили к вере в Бога и проходили стадию воцерковления уже в сознательном возрасте. Это те, кого я крестил, воцерковлял в своей жизни, и на моих глазах проходила стадия их воцерковления. Но человек, который впервые вдруг соприкасается с духовным миром, настолько оказывается этим миром пораженный, потрясенный, что ему хочется буквально каждому встречному и поперечному кричать о своем духовном опыте, который он пережил, о радости благодатной встречи с Богом. Но как во всем полезно воздержание и некоторая скромность, так и здесь.

Иногда новоначальным бывает присуще бросаться в какие-то крайности. Если человек пришел к вере в Бога, он начинает читать жития святых, какие-то их поучения и сразу задает планку очень высокую. Он начинает держать пост, который явно пока ему еще не по силам, начинает совершать молитвенные правила, которые тоже ему еще не по силам. Поэтому хотелось бы обратить внимание новоначальных на постепенность в развитии духовной жизни.

Когда я был иеромонахом еще в Троице-Сергиевой лавре, ко мне иногда приезжали мои духовные чада и привозили своих знакомых, которые еще не были крещены. И я постепенно старался вводить их в церковную жизнь. Понятно, что первоначально они не знали ни одной молитвы, ничего из внутрицерковной жизни. Тогда, при советской власти, еще было недостаточно печатной литературы, поэтому иногда я от руки переписывал какие-то молитвы («Отче наш», «Богородица Дево, радуйся») и давал им. И у них было благословение читать утром, как они пробудятся, и перед сном эти две небольшие молитвы.

Я рекомендовал самую простую, но необходимую духовную литературу, которая могла бы задать им правильный вектор духовной жизни. Прежде всего это, конечно, Святое Евангелие, а также не очень сложные, но необходимые для духовной жизни книги, которые помогли бы человеку обрести твердую почву под ногами. Затем, по мере воцерковления этих людей, я иногда советовал им увеличивать количество молитв, как утренних, так и вечерних.

Когда они приезжали ко мне в лавру, я начинал их потихонечку водить в храм. Сначала  благословлял им не всю службу стоять. Тем более если люди еще некрещеные, то на Божественной литургии полностью им присутствовать и не разрешается по церковным правилам. Поэтому постепенно они приучались к богослужению, изнутри узнавали церковную жизнь.

И я, и их друзья, будучи уже воцерковленными, подсказывали им что-то из реалий внутренней церковной жизни. Так постепенно происходило их вызревание до того момента, когда они могли быть уже оглашены (перед крещением сначала оглашение происходит), а потом и крещены. Когда они принимали крещение, они впервые приходили на Божественную литургию, которую стояли уже полностью. Но они участвовали в ней уже осознанно, потому что знали, что происходит и для чего они там находятся.

Когда человек делает первые шаги в храме, конечно же, необходимо не торопиться, а постепенно выверять каждый свой шаг. Что самое важное и главное в духовной жизни? Это научиться молиться. На самом деле это кажется очень просто – научиться. Но это не значит взять книжку и вызубрить какие-то молитвы. Люди учатся молитве всю свою жизнь. И даже если человек 30–40 лет ежедневно молится, это еще не значит, что он обучился молитве.

Многие святые отцы, которые достигали молитвенных высот, и то почитали себя еще только-только положившими начало молитвенному деланию. Ведь молитва – это живое общение с Богом. И как духовное расстояние между Богом и человеком безмерно, так и молитвенное состояние может развиваться у человека до бесконечности. Но молитва – это то очень важное, значимое, на что, наверное, любому начинающему нужно обратить внимание.

Многие люди, приходя в храм или начиная жить церковной жизнью, больше обращают внимание на какую-то внешнюю сторону. Она, конечно, тоже важна, потому что человек ведь не только духовное существо, но и духовно-телесное. И, конечно же, человек, посещающий храм, являющийся верующим, должен уметь правильно себя осенять крестным знамением, правильно складывать для этого персты, соблюдать какие-то определенные нормы. Но это вторично. Это уже не самое важное, это все приходит с опытом.

Человек внимательный, приходя в церковь, видит, как поступают другие люди, которые уже давно в храме, имеют опыт молитвенного участия, когда нужно встать, когда склонить главу, осенить себя крестным знамением. Человек, смотря на других, приобщается к их опыту. Ведь в том и важность церковной общей молитвы, что мы там не в одиночестве предстоим Богу, а стоим перед лицом Божиим все вместе. Но еще хочу сказать, что эти внешние проявления нашего благочестия носят вторичный характер.

– Символично, что когда мы в храм приходим, мы не зажигаем свечи сами по себе, а зажигаем нашу свечу от других свечей. Так же, наверное, получается и с неофитами.

– Конечно, ведь когда человека крестят, на крещении всегда присутствует еще и крестный, кроме родителей человека. И даже если тот принимает крещение во взрослом возрасте, даже если человеку уже за пятьдесят, он пенсионного возраста, это не значит, что крестный ему не нужен. Иногда приходят взрослые люди, говорят: мы хотим принять крещение, но мы уже взрослые, нам-то, наверное, крестный не нужен. Но как? Ведь задача крестного как раз помочь войти в церковную среду. Поэтому очень важно, чтобы крестный сам был церковным человеком.

Иногда родители, желая крестить своих детей, приглашают в качестве крестных людей, которые почти ничего о церковной жизни сами не знают, их самих еще надо воцерковлять. Конечно, пользы от таких крестных очень мало, потому что они не могут научить основам духовной жизни. Поэтому крестного нужно выбирать воцерковленного, и задача крестного – помогать вжиться в церковную жизнь, будь то взрослый человек или ребенок.

Кроме того, у взрослого должен быть духовник, то есть тот священник, с которым верующий православный христианин, прихожанин регулярно поддерживает духовные взаимоотношения, у которого по преимуществу он исповедуется. Потому что на самом деле путь духовной жизни не так прост, как может показаться. Когда человек идет незнакомой дорогой, он всегда нуждается в провожатом. И в духовной жизни мы тоже нуждаемся в том наставнике, который не позволит нам уклониться вправо или влево с пути, ведущего ко спасению. Он всегда подскажет, наставит, убережет от каких-то необдуманных поступков, которые иногда люди, особенно новоначальные, могут совершать по ревности не по разуму, как иногда говорят словами апостола Павла.

– Вы сказали действительно очень важную вещь о том, что люди, которые приходят в церковь, зачастую не умеют даже правильно осенять себя крестным знамением. Мне лично доводилось видеть такую картину, когда какой-то молодой человек или девушка заходят в храм. Они, быть может, одеты не так, как подобает для Божественной литургии, и какая-нибудь бабушка, очень ревностная христианка, налетает на них и начинает читать свою проповедь. И есть ощущение, что больше человек в храм никогда не зайдет из страха, что такая ситуация может вновь повториться. В каких случаях люди, которые уже в церкви достаточно давно, должны делать замечания тем, кто зашел в храм, а в каких лучше вообще от этого воздержаться?

– Что касается этих бабушек, есть ли у них благословение от кого-то быть блюстителем порядка в храме? Чаще всего это самовольное, самочинное проявление инициативы тем или иным человеком, который, я думаю, чаще всего движим вполне положительными мотивами подсказать что-то тому, кто чего-то не знает.

Апостол Павел так говорил в Послании к Галатам тем людям, которые думают выступать в качестве наставников или советчиков: если человек впадет в некое согрешение или совершит что-то не то, исправляйте такого духом кротости, то есть с любовью. Если какой-то прихожанин или сотрудник храма считает, что он принесет пользу от того, что кому-то что-то подскажет, то нужно это делать с любовью. А не так, как иногда случается, когда человек это делает с каким-то превозношением, с духом обличения, озлобленности. Это, конечно, совсем не соответствует храму Божию.

Надо сказать, что с такими ситуациями может столкнуться не только человек, который впервые в жизни зашел в храм, но даже тот, кто всю жизнь ходил в храм. И даже я, будучи митрополитом, когда оказываюсь, может быть, в другой епархии и иногда захожу в храм, тоже иногда сталкиваюсь с такими ситуациями. Скажем, когда я оказываюсь в какой-то незнакомой обстановке и не совсем ориентируюсь, ко мне подходит кто-то и начинает мною руководить, куда мне можно пойти, а куда нельзя.

Как в этом случае реагировать? Мне кажется, нельзя реагировать так: на всех обидеться и больше никуда не ходить, поставить черное клеймо на посещении храма Божия. Это совершенно неправильно. Так поступать может либо истеричная натура, к которой пальчиком прикоснись – и сразу истерика начнется, либо люди, которые поражены неимоверной гордыней, которым не дай Бог сделать хоть какое-то замечание. Либо человек, наполненный массой всяких комплексов, типа комплекса неполноценности, который такой защитной реакцией («идите отсюда и не указывайте мне») пытается как-то спрятать свои комплексы.

Так поступать тоже нельзя. Если подходит к вам человек, дает какие-то советы (дельные или нет), это все нужно воспринимать весьма спокойно, а во-вторых, с большой благодарностью. Никто же вас не заставляет делать все, что вам говорят, но принять это к сведению и проанализировать можно. А вдруг здесь есть что-то и полезное для вас, чем вы можете воспользоваться в следующем случае? Если вдруг у вас возникают какие-то сомнения, всегда есть возможность потом поговорить на эту тему либо со священником, либо с вашими верующими знакомыми, друзьями.

По крайней мере, всегда нужно относиться к таким вещам, во-первых, спокойно, во-вторых, с большой благодарностью, как я стараюсь это делать. Это заповедовал делать и преподобный Антоний Великий. Когда вам люди говорят, может быть, даже что-то неприятное для вас, вы всегда в душе отвечайте на такие посылы следующей фразой: «Благодарю тебя, брат (или сестра), потому что ты врач мой. Если действительно я поступил как-то не так, как нужно было поступить в данной ситуации, Вы преподали мне совет, и в следующий раз я уже так не сделаю. Если же все-таки ваши претензии ко мне безосновательны, то я получил некое уврачевание своей гордыни или тщеславия, от чего тоже могу получить определенную пользу».

Причем это можно взять на вооружение не только в отношении происходящего в храме. С такой ситуацией мы где угодно можем встретиться: в переполненном транспорте,  магазине. И всегда реакция должна быть такая.

– Я думаю, Вы со мной согласитесь, что такие ситуации для новоначальных неизбежны. Ни для кого не секрет, что помимо сил добра есть еще и силы, которые будут препятствовать человеку приходить в храм и находиться в мирном состоянии духа.

– Я думаю, они неизбежны не только для новоначальных, а вообще для всех. Глубоко заблуждается человек, который рисует себе какую-то идеальную картину мира, в котором мы живем. Мы живем в мире несовершенном, нас окружают люди со своими немощами. У кого из нас нет немощей? Я думаю, каждый, если проанализирует свою жизнь, увидит в себе огромное количество таких немощей. И если каждый человек будет анализировать свою собственную жизнь, он придет к выводу, что у него было огромное количество таких жизненных ситуаций, когда он сам, может быть, не всегда справедливо или не в той форме, в какой нужно, контактировал даже со своими детьми,  сослуживцами или соседями.

Что делать? Это немощь человеческая. А ведь в храм Божий приходят такие же люди. И понятно, что мы стараемся в храме врачевать свои немощи, открываем их перед Богом, но все равно это может каким-то образом проявляться. И человек, который отвергает любые замечания или подсказки в свой адрес, напоминает персонажа из одной басни. Там речь идет о розе, на которой завелась тля. И какой-то цветочек (по-моему, ромашка) пытается розе подсказать, что нужно навести порядок и избавиться от этой тли. И роза вдруг говорит: «Ты кто такая? Вот я – роза, и ты мне указываешь!» В конце концов оказалось, что тля эту розу съела, роза погибла. Не нужно быть такой розой: ах, какая-то бабушка вдруг что-то указывает мне, такой умной-разумной, окончившей три университета... Нет, нужно ко всему прислушиваться.

Но прислушиваться – это не значит все выполнять, потому что иногда те, кто нам пытается дать свои советы, дают их не только от правильного духовного опыта. Иногда некоторым бабушкам свойственно множество всяких суеверий, с которыми Церковь борется, тем не менее эта бабушка все равно умудряется их придерживаться и навязывать другим.

Много раз я встречался в свое время в храме с тем, что храм битком набит людьми в какой-то праздник, человек не может сам поставить свечу и передает ее через плечо кому-то, чтобы ее поставили к определенной иконе. Оказывается, в сознании этих бабушек есть такой момент, что обязательно нужно передать свечу определенной рукой и через определенное плечо. Если ты передал ее не через нужное плечо, то какие-то правила нарушил.

Конечно же, это все не только не церковные, а суеверные, никому не нужные обычаи, непонятно, на чем основанные. И прислушиваться, а тем более потом реализовывать и транслировать дальше такие обычаи совершенно не нужно. Но и как-то бурно на них реагировать тоже не следует, нужно всегда воспринимать это с чувством собственного достоинства, понимая, что мы пришли в храм не к этой бабушке и даже не к священнику. Мы пришли ко Христу, Который готов нас всех принять, заключить в Свои объятия и благословить, принять наши молитвы, покаяние.

– Давайте перейдем ко второй части нашей программы. Я думаю, самый идеальный пример новоначального христианина – Андрей Первозванный. 13 декабря Православная Церковь отмечает день его памяти. Спаситель его позвал, он пошел за Ним и больше никогда с этого пути не сворачивал.

– Да, апостол Андрей один из 12 учеников Христа Спасителя. В мире первоверховными и самыми почитаемыми апостолами считаются Петр и Павел, но для русского народа всегда, наряду с Петром и Павлом, особое место в апостольском сонме занимал святой апостол Андрей. Согласно Церковному Преданию и документам (как византийским, так и нашим древнерусским), он был первым апостолом, который принес весть о Христе, евангельскую весть нашим далеким предкам.

По Днепру он поднялся сначала до Киева, где благословил Киевские горы, утвердил там крест Христов и предсказал, что здесь воссияет свет Евангелия Христова. Затем по Днепру и по известным водным артериям, которые именовались в древности путем «из варяг в греки», он поднялся до новгородских земель. И там наши северные пределы были оглашены апостольской проповедью. Апостол Андрей является, можно сказать, основоположником нашей Церкви Русской, первым апостолом Святой Руси. Поэтому его память занимает особое место в русском православии.

Кроме того, почитание апостола Андрея отразилось на некоторых светских сторонах нашей жизни. Ведь то, что мы называем Андреевским крестом, является в настоящее время флагом Военно-морского флота как современной России, так и дореволюционной. Андреевский крест изображен в виде буквы Х. Почему так? Именно на таком кресте был распят святой апостол Андрей.

Во времена Римской империи узников, приговоренных к смертной казни, распинали не только на Т-образном кресте, на котором был распят Господь, но иногда были кресты в виде перекрестья. Именно на таком кресте отдал свою жизнь за проповедь Евангелия святой апостол Андрей. До сих пор этот крест сохранился в Греции, он находится в городе Патры – там, где находится и часть мощей святого апостола Андрея Первозванного. Мощи святого апостола разделены на несколько частей. На Афоне находится одна из его стоп. Левая стопа апостола Андрея Первозванного хранится в Одессе, в Одесском мужском монастыре.

В 2008 году, когда мы праздновали 150-летие Томской духовной семинарии, я просил Высокопреосвященнейшего митрополита Одесского Агафангела, чтобы эта святыня – ковчег со стопой апостола Андрея – была принесена в Томск. И тогда эта стопа, которая когда-то ступила на землю Русскую в I веке, побывала и у нас, в Томске. Мы совершили общегородской крестный ход от Петропавловского до Богоявленского собора в рамках празднования юбилея нашей семинарии, все имели возможность молиться перед этой святыней.

Апостол Андрей среди сонма апостолов является крепким молитвенником за всех, кто чтит его память. Не случайно ведь его имя, любимое русским народом, часто давалось родителями своим сыновьям. И поэтому имя Андрей одно из самых распространенных в нашей стране.

Поэтому и день памяти святого апостола Андрея – это большой церковный праздник и великая милость для нас. В этот день предоставляется особая возможность обратиться с молитвой к святому апостолу Андрею, чтобы Господь благословил нашу Русскую землю (я имею в виду всю нашу триединую Святую Русь: то, что мы сейчас именуем Украиной, Белоруссией и Россией). Чтобы его святыми молитвами Господь благословил наш народ, снова собрал нас всех воедино, оградил нас взаимным миром, любовью, взаимопониманием. И чтобы искушения и козни дьявольские, которые направлены на то, чтобы сеять между людьми раздор и нестроения, упразднились благодатью Божией по молитвам этого великого апостола.

– Есть еще блиц-вопросы. Вопрос нашего телезрителя: «Все мы с детства слышим отовсюду, что серебро защищает от зла. Но недавно вдруг пришла такая мысль, что, может, все обман, потому что Иуда предал Господа нашего за 30 сребреников. Может, наоборот, сей металл проклят».

– Это лишь металл. И как может, скажем, металл от чего-то защищать или от чего-то не защищать? Конечно, это исключительно суеверие. Защищать нас может только Божественная благодать, только Господь. Вот наша сила, крепость и ограждение.

Поэтому еще в древности и в Ветхом Завете, и у апостола Павла было множество указаний не надеяться на какие-то внешние изделия – ни на серебро, ни на золото, а на Бога Живого. Вот на Кого мы надеемся. Мы оказываемся в пучине неприятностей только по мере того, как удаляемся от Бога. А от Бога мы удаляемся через наши грехи. Поэтому чем меньше мы грешим, а больше каемся, тем меньше в нашей жизни неприятностей. И металлы здесь совершенно ни при чем, будь то серебро или какие-то иные.

– Следующий вопрос от телезрительницы: «Владыка, в одной из передач Вы говорили, что не благословляете употреблять гематоген, есть колбасу с кровью. А можно ли лечиться пиявками, которые пьют кровь?»

– Как раз против пиявок ничего нет, потому что Вы же потом эту кровь из пиявок не выкачиваете и не употребляете ее. Священное Писание запрещает употреблять в пищу кровь. Что касается лечения пиявками, насколько я знаю, каких-то возражений никогда у Церкви не было.

– Спасибо большое, владыка. Нашим телезрителям в очередной раз напоминаю адрес нашей электронной почты: pravoslavie70@mail.ru. Пишите, задавайте вопросы. Либо предлагайте тему нашей следующей передачи.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 16 января: 12:30
  • Воскресенье, 19 января: 05:30
  • Вторник, 21 января: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X