Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

11 июля 2024 г.

Владыка, нас иногда упрекают в том, что мы забываем о подрастающем поколении, поэтому сегодня я хотел бы немножечко восполнить этот пробел и предложить Вам поговорить о детской литературе, в частности о сказках.

– Хорошо, давайте поговорим об этом.

Я думаю, всем нам знакома с детства фраза: «Сказка – ложь, да в ней намек». Не означает ли это, что православные не должны читать сказки, потому что мы знаем, кто отец всякой лжи?  

Во-первых, это выражение более глубокое, чем кажется на первый взгляд, и слово «ложь» здесь не следует воспринимать в каком-то отрицательном ключе. Если разобрать это слово по смыслу, то здесь нужно понимать, что в сказке есть некое иносказание, что сказка это притча.

Мы знаем, что Иисус Христос тоже говорил притчами, то есть, описывая какие-то события, Он приводил в пример истории, которых на самом деле не было. Например, через притчи о талантах или виноградарях тем, кто слушал Господа, раскрывался какой-то глубокий духовный смысл.

То же можно сказать и о сказках: во многих сказках содержится глубокий смысл, чем сказка и важна, и полезна, причем не только детям, но и взрослым. Жизнь человеческая проходит так быстро, что все мы, по сути, до пенсионного возраста (и даже дольше) отчасти продолжаем ощущать себя детьми, потому что нам кажется, что детство было совсем недавно, и сказки, которые мы любили в детстве, остаются нашими любимыми и в подростковом, и в зрелом, и даже в преклонном возрасте. Я могу говорить об этом, опираясь на свои собственные ощущения.  

Тогда я не могу не спросить у Вас о Ваших любимых сказках.

Таких сказок довольно много. Прежде всего это целый ряд пушкинских сказок, например, «Сказка о рыбаке и рыбке», в которой действительно содержится очень глубокое назидание, лежащее на поверхности, поэтому здесь не нужно докапываться до каких-то глубин.

Я всегда любил телевизионную версию «Сказки о царе Салтане», и не только за содержание этой сказки, но и за то, как она поставлена. С детства мне было близко и любимо все, что связано с древнерусской историей и с Церковью. И вот в этом кинофильме, снятом еще при советской власти, на удивление, показано множество храмов, блеск маковок церквей и святых монастырей.

Перед тем как забраться в бочку, куда решили посадить царицу с ее сыном злоумышленники, царица осенила себя крестным знамением, затем они поклонились на все четыре стороны собравшемуся народу. Звучал колокольный звон. Все это было мне очень близко и дорого, даже помимо содержания.

Что же касается сказок не русских, а иностранных авторов, то такие сказки тоже есть, и они иногда также очень яркие и назидательные. Некоторые из них я даже вспоминаю во время церковной проповеди, хоть это может показаться странным. Одна из наиболее часто цитируемых, в том числе и в рамках нашей передачи, сказка «Огниво» Ганса Христиана Андерсена, поскольку эта сказка тоже имеет в себе очень глубокий духовный смысл. Когда я говорю о том, что для того, чтобы сердце человека стало вместилищем для Бога, его сначала нужно освободить от всего мелочного, дешевого, наносного, я всегда вспоминаю солдата из сказки «Огниво», который, оказавшись в подземных лабиринтах, находит там сундук с медными монетами и набивает ими свой ранец и карманы.

Затем он находит сундук с серебряными монетами, но, поскольку все его карманы и ранец набитыми медяками, ему приходится избавиться от них, чтобы заполнить все серебром. Он идет дальше и находит золотые монеты, и ему приходится избавиться и от серебра, чтобы заполнить все золотом. На мой взгляд, в этом есть глубокое иносказание.

Сказка «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена тоже имеет глубокий смысл. Правда, когда ее переиздавали в советское время, в нее часто вносили разные коррективы, поскольку автор был христианином, религиозным человеком, в его сказках присутствуют и религиозные смыслы.

В советское время из сказок удалялось все религиозное, насколько это было возможно, чтобы не разрушить весь замысел сказки. Но если мы обратимся к подлиннику, то увидим: когда Кай и Герда воссоединяются после всех своих приключений и злоключений, они снова сидят у камина в доме своей бабушки и читают Евангелие, Новый Завет (в советской версии читают сказки). И это тоже весьма и весьма назидательно.

Все мы знаем русские народные сказки, например, сказку «Курочка Ряба». В ней тоже есть своя идея: достигнуть каких-то положительных результатов мы можем только все вместе, собравшись воедино. Эта же идея еще более выражена в сказке «Репка»: только объединив усилия всех и даже, казалось бы, самого бессильного существа, смогли вытащить из земли репку, и дело стало благоуспешным.

Все это говорит о том, что даже самый малый вклад человека в какое-то общее дело не бывает забыт у Бога. Так что я считаю, что большинство сказок имеют глубоко религиозный, духовный смысл.

Мне доводилось слышать, в том числе и в православной среде, что отдельные сказочные персонажи, такие как Чебурашка и Карлсон, имеют какую-то вредительскую основу, что Чебурашка – это чуть ли не бесполое существо, засланное к нам какими-то враждебными силами, чтобы воспитать в людях толерантность к бесполым существам и так далее, а Карлсону придают чуть ли не некое демоническое значение. Все это мне кажется какой-то бессмыслицей. На Ваш взгляд, как нужно относиться к этому?

– Честно говоря, мне такие мысли никогда не приходили в голову. Мне кажется, все это пытаются навязать каким-то определенным персонажам исходя из проблематики сегодняшнего дня, когда на Западе пытаются писать какие-то сказки, издавать детские книги, в которых присутствуют идеи, связанные с разрушением традиционных ценностей.

Но, во-первых, когда создавались те персонажи, будь то Карлсон или Чебурашка, такие вопросы не стояли, и даже если специально смотреть на все это через призму сегодняшнего дня и через эту проблематику, трудно в этом усмотреть те смыслы, которые пытаются навязать этим персонажам.

Поэтому для меня сказка про крокодила Гену и Чебурашку и ее мультипликационная постановка не несут в себе ничего отрицательного. Эти сказки написаны в советскую эпоху, поэтому мы видим в них, например, пионеров, которые дружно участвуют в каких-то мероприятиях собирают металлом и прочее, и я воспринимаю эти сказки только со знаком «плюс».

А что касается каких-то отрицательных сказок или отрицательных моментов, то в сказках зачастую есть что-то труднообъяснимое, например, как Баба-яга пытается посадить на лопату маленького мальчика, запихнуть его в печку и зажарить. Когда подобные экранизированные сказки мелькают на экранах, я всегда задаюсь вопросом: боялся бы я таких персонажей в детстве и насколько это страшно для детей?

Я знаю, что такие вопросы обсуждались на разных площадках, тем не менее эти сказки все равно живы, и даже спустя какое-то время не видишь в них ничего плохого, потому что в сказках всегда присутствует идея противостояния добра и зла и в конечном итоге всегда побеждает добро, хотя иногда и с каким-то кровавым оттенком.

Помните, чем все закончилось в сказке «Красная Шапочка»? Волк в конце концов съел бабушку, и дровосекам или охотникам пришлось вспороть живот этому волку, чтобы выпустить оттуда бабушку. В общем, фильм ужасов, никак иначе.

В начале этого века у меня были такие случаи, что я покупал какую-то книгу сказок, начинал читать ее ребенку, и мне приходилось на ходу что-то придумывать, чтобы заменить текст из книги, который был поистине ужасен.

Например, была сказка об Иване, по отношению к которому постоянно злодействовали братья. В конце концов в финале сказки Иван утопил братьев и пошел домой пить пиво. Как вообще можно было рассказывать об этом ребенку? Какой был в этом смысл? Вы говорили, что даже в самых суровых сказках все же есть какой-то смысл. 

– Понятно, что сказки имеют разное происхождение. Есть сказки, которые прошли художественную и литературную обработку, это сказки Пушкина и других наших сказочников. Есть народные сказки, у которых нет автора и которые складывались и отшлифовывались веками. Из поколения в поколение пересказывая эти сказки, родители не видели в них ничего плохого или опасного.

Но есть много сказок, которые специально пишутся, сочиняются, в том числе и в наше время, и тот, кто садится за составление этих сказок, образно говоря, берется за перо, имеет какую-то определенную цель. Конечно, какие-то свои взгляды, представления, уровень своего мировосприятия и духовной жизни автор отображает в своих произведениях.

Если человека обуревают какие-то страсти, то они находят воплощение в тех образах, в тех сказках, которые он сочиняет, поэтому родители должны быть очень и очень разборчивыми. В христианстве есть такая добродетель, как рассудительность. И если на полке книжного магазина стоит красиво оформленная книжечка, на которой написано «Сказки», это вовсе не говорит о том, что эту книгу нужно обязательно купить и принести своим детям.

Было бы неплохо сначала самим родителям ознакомиться с этой книжкой, потому что в настоящее время не существует никакой цензуры на издание книг, и любой человек, даже сумасшедший, может написать что угодно и издать это за свой счет. Причем этот человек иногда предлагает свои «произведения» и магазинам, поэтому на книжных полках магазинов чего только не увидишь…

Я давно занимаюсь историей, люблю историю, преподаю в Томской духовной семинарии библейскую археологию, сопряженную с древней историей. В советские времена в известных московских книжных магазинах всегда была исключительно выверенная, надежная научная литература. А сейчас подойдешь к какой-нибудь полке, на которой обозначено, что здесь книги по древней истории, найдешь хорошо изданную, с хорошим захватывающим названием книгу и думаешь: «Вот то, что мне нужно!»

Когда же заглянешь в эту книгу, поймешь, что там полная ахинея. Создается впечатление, что составлял ее человек, который не имел не только никакого представления о древней истории, но не вполне здоровый. Я полагаю, это же происходит и в мире сказок, которые сейчас издаются, поэтому здесь нужно быть предельно разборчивым.

– Продаются ли сказки в церковных лавках или там только литература, так или иначе связанная с религией?

Церковная лавка на то и церковная, чтобы в ней реализовывалось все церковное. Но дело в том, что в последнее время, чтобы произвести некую селекцию, некий отбор в мире сказок, многие известные православные издательства публикуют не только творения святых отцов и Священное Писание, но и сборники сказок.

А ведь все, что продается в церковных лавках, согласно определению Синода нашей Церкви, должно иметь гриф Издательского совета. Чтобы напечатать книгу с грифом Издательского совета, издатель не просто идет в какую-то издательскую фирму и, заплатив деньги, заказывает печать тех или иных сказок, но он должен представить в Издательский совет макет этого издания. Церковные эксперты прочитают эту книгу, изучат ее, и в том случае, если она соответствует православному мировоззрению, православной этике, на ней проставляется этот гриф.

И вот сказки, пройдя такую проверку, что ли, на нравственное и духовное содержание, даже если в них нет упоминаний ни о Церкви, ни о Христе (что необязательно, ведь есть сказки, в которых фигурируют только какие-то животные зайчики, лисички), если с их помощью до детей доносятся какие-то нравственные идеалы, что нужно быть порядочным, заботливым, любвеобильным и изгонять из своей жизни зависть, злобу и прочее, то эти сказки получают одобрение Издательского совета, книга выходит с этим грифом. Именно такие книги реализуются через церковные лавки при храмах.

Владыка, настало время перейти ко второй части нашей программы и поговорить уже совсем не о сказочных персонажах: 12 июля Церковь празднует память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Продолжается Петров пост, и завершится он как раз 12 июля. Я предлагаю продолжить нашу беседу об этих святых апостолах.

Да, Петров пост как раз и готовит нас к празднику святых апостолов Петра и Павла. Именно этих двух апостолов Церковь именует первоверховными, и не потому, что Церковь ввела некую градацию среди апостолов, а потому, что эти апостолы потрудились более всего для благовестия Евангелия.

Апостолы Петр и Павел не только создали православные общины и проповедовали своим современникам, а откровения, которые они получали, передавались из поколения в поколение, но они еще оставили нам и свои письменные послания. Новый Завет священная книга христиан помимо Евангелий включает в себя и послания святых апостолов: два соборных послания апостола Петра и четырнадцать посланий апостола Павла. Это очень назидательные духовные послания, которые при этом являются Священным Писанием.

Господь Иисус Христос, возносясь на небеса, сказал Своим ученикам, чтобы они никуда не уходили из Иерусалима, потому что будут облечены силой свыше – им будет ниспослан Дух Святой, Который напомнит апостолам все то, о чем говорил Христос, чему Он их учил, а также Господь возвестит им другие тайны, которые еще не были им возвещены.

И вот в день Пятидесятницы святые апостолы приняли Духа Святого. Апостол Павел принял Духа Святого немного позднее, при крещении, и из гонителя Церкви Христовой он стал ревностным проповедником Евангелия. И Дух Святой открыл апостолам великие тайны, а их послания это не просто воспоминания о чем-то духовном, не просто изложение их собственного мировоззрения, духовного опыта. Это Священное Писание, Откровение и веяние Духа Святого.

Каждый раз, читая Священное Писание, мы соприкасаемся с Самим Духом Святым, Который дышит, Который воздействует на нас со страниц Священного Писания. Как правило, у православных христиан есть обычай прочитывать каждый день как минимум одну главу из Евангелия и две главы из апостольских посланий, в том числе послания апостолов Петра и Павла.

Апостолы, проповедуя слово Божие, отличались один от другого. Апостол Петр был простым рыбаком, он не учился ни в какой образовательной школе, а апостол Павел был своего рода философом своего времени. По его словам, он учился у ног одного из ученейших людей того времени Гамалиила. Несмотря на то, что один апостол был простецом, а другой высокообразованным человеком, через их послания как некий духовный орган Господь озвучивал Свою волю, поэтому читать эти послания весьма полезно.

Кончина апостолов была мученической. Они не просто проповедовали Христа, но и засвидетельствовали верность слову Христову даже до смерти. Ведь когда человек проявляет высшую степень своей преданности и веры? Тогда, когда он делает выбор между жизнью и своей верой.

Когда апостол Петр был поставлен перед этим выбором, он предпочел умереть, но не оставить своей проповеди, не оставить Христа. Причем он всегда вспоминал о своей слабости, проявленной им, когда Христа судили у первосвященника Каиафы и он трижды отрекся от Христа, говоря: «Я не знаю Этого Человека!»

Потом апостол Петр раскаялся в этом, и когда наступил день его кончины и римские власти, гонители Церкви Христовой, приговорили его, как и Христа, к смертной казни через распятие, апостол Петр попросил, чтобы распяли его вниз головой. Он сказал: «Я недостоин быть распятым таким же образом, как был распят Спаситель».

Апостол Павел, в отличие от Петра, был еще римским гражданином, а по законам Римской империи если римский гражданин совершал какое-то преступление, его не могли казнить изуверским видом казни, к которым относилось и распятие. Приговоренного к смертной казни римского гражданина казнили тем видом казни, который не предполагал продолжительных страданий, а именно через усечение главы. Именно таким образом пострадал за веру Христову апостол Павел.

И апостол Петр, и апостол Павел пострадали в Риме, поэтому их святые мощи сейчас пребывают в Риме. Когда спускаешься в крипту храма в Ватикане, за стеклом видно захоронение мощи святого апостола Петра. В другой части города в базилике, построенной на месте древней базилики апостола Павла, пребывают мощи святого апостола Павла. И вообще в Риме сохранилось довольно много мест, связанных с этими святыми апостолами.

Когда наступает день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Церковь не только возносит им свои молитвы, но и обращает наше внимание на то, что мы должны тщательно всматриваться в их образ, читая их жития, и поучаться в духовной жизни, вчитываясь в послания, которые они нам оставили и которые входят в Новый Завет.

Владыка, давайте ответим на вопрос нашего телезрителя: «Когда Спаситель говорил о том, что если глаз соблазняет человека, его нужно вырвать и выбросить, наверняка это нужно понимать не в буквальном смысле. Ведь это же членовредительство, что является тяжким грехом».

– Чтобы воспринимать все слова Христа Спасителя в буквальном смысле, наверное, нужно быть очень недалеким человеком. Понятно, что здесь Господь говорит об отсечении страстей наших и о том, что если нас соблазняет наше зрение, мы должны уврачевать зрение. Если грех вторгается в нашу жизнь через осязание, мы должны уврачевать и это наше чувство. Конечно же, здесь Господь говорит именно об отсечении страстей человеческих.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 января: 05:30
  • Вторник, 21 января: 03:00
  • Четверг, 23 января: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X