В студии – митрополит Томский и Асиновский Ростислав.
– В апреле 1946 года святитель Лука взошел на Крымскую кафедру (именно поэтому его сейчас именуют Лукой Крымским). Я знаю, что Вы трепетно относитесь к этому святому, не раз слышал от Вас рассказы, проповеди о нем. Предлагаю именно этому святому посвятить нашу программу.
– Каким темам мы только не посвящали наши программы: и Интернету, и войнам, и человеческим взаимоотношениям… Конечно же, приятнее говорить о святых, потому что они являются для нас неким образцом исполнения тех заповедей, которые оставил нам Господь. Они проторили для нас дорожку, по которой, идя вслед за ними, мы можем прийти к Господу, как это сделали они. А почтить память святителя Луки воспоминанием его святого имени, его подвига – это дело весьма и весьма отрадное.
– Мне, как томичу, отрадно осознавать тот факт, что, оказывается, святитель Лука Войно-Ясенецкий побывал и в Томске, осчастливил нашу паству. В связи с этим хотел бы спросить: Вы ведь жили в советское время, и я это время застал, и мне непонятно, как мог человек, будучи крупным ученым, сочетать в себе и служение Церкви, и служение науке. В советское время, подчеркну, это было практически нереально. Как Вы думаете, почему это стало возможным?
– Во-первых, потому, что святитель Лука стал священнослужителем на заре советской власти, когда она еще не могла повлиять на выбор этого человека. Пройдет время, пройдут десятилетия, и богоборческая власть отточит свой инструментарий и научится не допускать к священнослужению людей с высшим образованием и людей, имеющих ученые степени. Хотя, я знаю, и в позднее советское время многие ученые принимали священный сан и служили, но это им давалось очень и очень непросто. Многим это удавалось сделать только тогда, когда они уходили на заслуженный отдых.
Я помню, когда я был семинаристом, в стенах Троице-Сергиевой лавры жил очень духовный, очень смиренный человек отец Филадельф, который перед смертью принял постриг с именем Моисей. Этот человек был крупным ученым, доктором наук, но в какой-то момент он понял, что его призвание – служить Господу. Он пришел в Троице-Сергиеву лавру и там принял монашеский постриг. Его посещали многие ученые, которые остались в миру, желая получить от него не только консультации по той научной проблематике, в которой он был сведущ, но и по вопросам духовной жизни.
А святитель Лука принял сан священника в 1921 году, когда советская власть только утверждалась на просторах бывшей Российской империи и начались первые гонения на Церковь Христову. Подвергались поруганию церковные святыни, осквернялись святые мощи, глумились над священниками, церковными таинствами. Впервые начали арестовывать и расстреливать многих священников. Святитель Лука в то время был хирургом в одной из ташкентских больниц, выдающимся ученым, светилом медицины того времени, но одновременно он был глубоко верующим человеком. Он понимал, что сейчас важно не только служение врача, который помогает людям возвращать их здоровье, но и защита Церкви Христовой. С точки зрения земной, житейской прагматики можно было бы держаться от Церкви на расстоянии, и многие так и поступали, но святитель Лука, будучи человеком решительным, ревностным и прямым, решил, что в этом вопросе идти на компромиссы не стоит. И тогда, когда Церковь нуждалась в защите, он принимает священный сан. Его рукополагают, и он становится священником одной из ташкентских церквей, одновременно оставаясь и ведущим врачом больницы. От него не могли отказаться как от врача, потому что доктора подобного уровня просто не было в Ташкенте. Но одновременно уже ничего не могли сделать и с его выбором, с проповедями, которые он произносил в храме в свободное от работы в больнице время.
Конечно, на него сразу обрушились преследования, гонения. Они носили и словесный характер, когда его пытались убедить изменить свою точку зрения, отказаться от сана, что он, конечно, категорически отвергал, а также его арестовывали. Но он проявлял твердость.
Кроме советской власти, которая пыталась уничтожить, ниспровергнуть каноническую Православную Церковь, были у нее и другие недруги: раскольники, так называемые обновленцы, которые подыгрывали советской власти, но не имели благодатного духовенства, не были каноничными, отколовшись от Церкви. Пройдет еще несколько лет, и, пользуясь поддержкой советской власти, они начнут изгонять верующих канонической Церкви из их храмов. В 1923 году в Ташкенте возникла реальная угроза захвата церковной жизни обновленцами. И тогда сохранившие верность патриарху Тихону и канонической Церкви духовенство и миряне организовали собрание, на котором приняли решение о том, что в Ташкенте должен быть канонический православный епископ. Выбор пал на святителя Луку: посчитали, что никто не сможет лучше защитить Церковь, пользуясь в том числе и своим непререкаемым авторитетом ученого.
Понятно, что в самом Ташкенте власти бы сделали все, чтобы не допустить этой хиротонии, поэтому она совершалась тайным образом. Святитель Лука, чтобы ввести их в заблуждение и не дать сорвать эту хиротонию, назначил на следующий день несколько серьезных операций. Но наутро, когда все собрались на операции, ассистент сказал, что сегодня святителя Луки нет и никто не знает, где он. А он в это время успел поехать в Самарканд, в окрестностях которого, в небольшом населенном пункте, находились в ссылке два епископа. Тогда советская власть нечасто бросала архиереев в застенки, но в ссылку отправляла часто. Эти два епископа под Самаркандом тайно рукоположили иеромонаха Луку (а перед этим он был пострижен в монашество, когда овдовел) в епископы. Эта хиротония совершалась в большом секрете: на архиерейском богослужении не было звона колоколов. Когда епископы, бывшие там священники и небольшое количество посвященных, верных Церкви прихожан собрались внутри, то двери закрыли, чтобы никакой случайный человек не смог проникнуть в храм. Так, при закрытых дверях, в очень скромной обстановке, при участии ограниченного числа людей состоялась хиротония святителя Луки. Через несколько дней он возвращается в Ташкент уже не только в качестве выдающегося ученого и хирурга, но и в качестве епископа Ташкентского.
Святитель Лука понимал, соглашаясь на рукоположение, что восходит на Голгофу, что защита Церкви Христовой не будет для него простой. И это было действительно так: святитель Лука пережил и страшные аресты, и мучительные допросы, и пытки, и тюрьмы, и ссылки. Но благодаря этому он оказался в свое время в том числе и в Сибири.
В годы Великой Отечественной войны он возглавлял Главный эвакуационный госпиталь в Красноярске. Ради его таланта он был освобожден из ссылки и назначен на эту должность. Ему неоднократно предлагали посещать нерелигиозные места и место его медицинской практики в светской одежде. Он отказывался и всегда был в рясе, с крестом. Ему это разрешали, потому что понимали, что этот человек незаменим. Научные заслуги святителя Луки были столь высоки, что он был удостоен Государственной (тогда она называлась Сталинской) премии за свой труд «Очерки гнойной хирургии», который, как говорят специалисты, не утратил своей актуальности и научной ценности даже в настоящее время. Благодаря новым методам, подходам к лечению больных в годы Великой Отечественной войны оказались спасенными тысячи и тысячи советских солдат, которые попадали в госпиталь не только к святителю Луке, но и к тем хирургам, которые пользовались его научными открытиями.
Потом святитель был переведен в Крым, где он и завершил свое служение. В 1961 году он скончался, в разгар хрущевских гонений на Церковь, когда началась новая волна преследований и закрытие храмов Божиих. Но похороны святителя Луки в то время, несмотря на всевозможные ограничительные меры со стороны властей, превратились во всенародную манифестацию веры. Тысячи и тысячи людей собрались на погребение святителя. Гроб его несли к месту захоронения, и к нему текла народная река, которая свидетельствовала о том, что десятилетия безбожия, попыток искоренить веру из сердец русских людей завершились ничем.
При жизни своей святитель Лука врачевал человеческие недуги, опираясь не только на свой глубокий опыт, знания и талант, который был дан ему от Бога, но и на молитву к Богу, и это обеспечивало почти стопроцентный результат его медицинской практики. По-моему, не было людей, оказавшихся неизлеченными у святителя Луки.
Святые вовеки живут, как сказано в Священном Писании, поэтому после своей кончины в 1961 году, переселившись в Храм Небесный, святитель не покинул и Церкви земной. Он продолжает пребывать на земле и своими мощами, и своими молитвами, и благодаря тем, кто чтит его память и призывает его на помощь. Он всем являет свою помощь, в том числе и в области медицины. Если в поисковой системе в Интернете набрать «современные чудеса святителя Луки», то можно прочитать не только о тех чудесах, которые были при его земной жизни и в прошлые десятилетия, но и о тех, которые совершаются вплоть до настоящего времени. Эти чудеса удивительны: люди с разными болезнями, в разных ситуациях, обращаясь к святителю Луке за помощью, получали эту благодатную скорую помощь. Причем эти случаи иногда настолько поразительны, что нельзя не удивиться тому, как скоро откликается святитель Лука на молитвы людей.
Вы в начале передачи упомянули, что святитель бывал в Томске. Действительно, это так, об этом свидетельствует профессура, а также документы нашего Томского медицинского университета. Когда святитель Лука был в Красноярске, его приглашали оттуда, чтобы он почитал лекции в университете и поделился своим опытом, своими знаниями с профессурой и студентами. До недавнего времени еще были живы те люди, уже ветхие старцы, которые помнили это и рассказывали о том, как с большим удивлением они вдруг увидели лектора, облаченного в рясу и с панагией на груди. Да, наша земля видела и слышала голос святителя Луки. Поэтому почитание святителя, характерное не только для регионов нашей страны (его знают, почитают и молятся ему во многих странах: в Греции и других), в Томске особенное, и не только потому, что его стопы прошли через наш город, но и потому, что верующие люди, чтя его память, получают от него благодатную помощь. Память святителя Луки у нас имеет и некое вещественное преломление: в кафедральном Богоявленском соборе есть ковчег с частицей его мощей, и все желающие в Томске могут помолиться перед его святыми мощами.
– Почему сравнительно быстро Лука (Войно-Ясенецкий) был причислен к лику святых? Хотя другие святые столетиями могут дожидаться своей канонизации. Настолько много было чудес?
– Владыка, Вербное воскресенье, если говорить по-народному, в этом году празднуется 13 апреля. Предлагаю этому посвятить вторую часть нашей программы.
– Вопрос от телезрителя: «Может ли монах быть мясоедом?»
Ведущий Виталий Степкин
Записали Валерия Макарова и Павел Зюзин
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: ПАСХАЛЬНЫЙ ВИЗИТ К ПАТРИАРХУ ФЕОФИЛУ III
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: НИКОЛА ТУЛЬСКИЙ и ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 3 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 2 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 1 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!